- Учителю
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «МУЗЫКА» 2 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «МУЗЫКА» 2 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ
«МУЗЫКА» 2класс
Пояснительная записка.
Рабочая программа по музыке для 2-го класса разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта второго поколения начального общего образования 2010 года, и тематического планирования, предложенного программой образовательных учреждений предмет «Музыка», под руководством Д. Б. Кабалевского, авторы О.Школяр, В.Усачёва.
Программа разработана с учётом специфики данного предмета, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретённые при её изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни.
Изучение музыки в начальной школе направлено не достижение следующих целей:
-
формирование основ музыкальной культуры посредством эмоционального восприятия музыки;
-
воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения музыкального искусства Отечества, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов;
-
развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
-
обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально - пластическое движение и импровизация).
Цели общего музыкального образования достигаются через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития. Это позволяет реализовать содержание обучения в процессе освоения способов действий, форм общения с музыкой, которые предоставляются младшему школьнику.
Образовательные, развивающие и воспитательные задачи при обучении музыки решаются целостно при сбалансированном сочетании традиционных и инновационных технологий, в том числе информационных и коммуникационных.
Основное содержание рабочей программы представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира».
Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.
Обобщённое представление об основах образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности, Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.
Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинение отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека.
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация- источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.)
Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Композитор-исполнитель-слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Нотная запись как форма фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.
Развитие музыки - сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека. Музыкальных интонаций, тем художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст).
Формы построения музыки как обобщённое выражение художественно- образного содержание произведений. Формы одночастные, двух- и трёхчастные, вариации, рондо и др.
Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы звукозаписи.
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, мужские, женские. Хоры: детский, мужской, женский, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.
Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.
Методы музыкального образования и воспитания:
-
метод художественного, нравственно - эстетического познания музыки;
-
метод интонационно - стилевого постижения музыки;
-
метод эмоциональной драматургии;
-
метод концентричности организации музыкального материала;
-
метод забегания вперед и возвращения к пройденному;
-
метод игры;
-
метод художественного контекста (выходы за пределы музыки).
Формы (приемы) контроля:
-
творческие задания;
-
анализ музыкальных произведений;
-
музыкальные викторины;
-
тестирование;
-
проектная деятельность.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Целенаправленная организация и планомерное формированием музыкальной учебной деятельности способствуют личностному развитию учащихся: реализация творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.
Приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры - народному и профессиональному музыкальному творчеству - направлено на формирование целостной художественной картины мира, воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе, активизацию творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии, что в целом способствует познавательному и социальному развитию растущего поколения. В результате у школьников формируются духовно-нравственные основания, в том числе воспитывается любовь к своему Отечеству, малой родине и семье, уважение к духовному наследию и мировоззрению разных народов, развиваются способности оценивать и сознательно выстраивать отношения с другими людьми.
Художественная эмпатия, эмоционально-эстетический отклик на музыку обеспечивает коммуникативное развитие: формирует умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся обусловливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.
Содержание учебной дисциплины.
2 класс
«"Три кита" в музыке - песня, танец, марш» - 9 часов
( Из чего состоит музыка. Марш, песня, танец. Песня-танец. Песня-марш. Встреча «китов» в музыке).
«О чём говорит музыка?» - 7 часов
(Что выражает музыка; Изобразительность в музыке).
«Куда ведут нас «три кита» - 10 часов
(Куда ведёт нас песня; Куда ведёт нас танец; Куда ведёт нас марш; Куда приводят нас «Киты»).
«Что такое музыкальная речь» - 8 часов
(Регистр; Форма; Характер; Тембр; Музыкальная речь; Симфонический оркестр; Прокофьев «Петя и волк»).
Личностными результатами изучения музыки являются:
-
наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
-
реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
-
позитивная оценка своих музыкально-творческих возможностей.
Предметными результатами изучения музыки являются:
-
устойчивый интерес к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности;
-
общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира;
-
элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.
Метапредметными результатами изучения музыки являются:
-
развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств;
-
ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни класса, школы, города и др.;
-
продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;
-
наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.
Рекомендации по оснащению образовательного процесса
Современное оснащение образовательного процесса по предмету «Музыка» для начальной школы должно включать: библиотечный фонд (книгопечатную продукцию), печатные пособия, игры и игрушки, цифровые образовательные ресурсы, экранно-звуковые пособия, учебно-практическое оборудование.
Список литературы.
Горюнова Л.В. Говорить языком самого предмета. - М., 1989.
Громов Е.С. Природа художественного творчества. - М., 1986.
Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. - М., 1973.
Кабалевский Д.Б. Сила искусства. - М., 1984.
Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. - М., 2005.
Красильников И.М. Электронное музыкальное творчество в общеобразовательной школе (младшие классы). - М., 2004.
Музыкальное образование в школе / под редакцией Л.В.Школяр. - М., 2001.
Школяр В.А. Обновление содержания музыкального образования с методологических позиций. - М., 1999.
«Искусство» - учебно-методическая газета для учителей МХК, музыки и изобразительного искусства (Приложение к газете «Первое сентября»).
«Педагогика искусства» - электронное научное издание ()
МУЗЫКА 2 класс (1-4)
Автор учебника: Усачёва В. О., Школяр Л. В. 1 час в неделю
Дата
№ п/п
Тема урока
Планируемые результаты освоения программы
Универсальные учебные действия
Три кита в музыке - песня, танец, марш(9 ч.)
1
Композитор, исполнитель, слушатель
Знать/ понимать: правила поведения на уроке музыки. Правила пения. Смысл понятий «Композитор - исполнитель - слушатель»
Размышлять об истоках возникновения музыкального искусства.
Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость
2
Песня, танец, марш как три коренные основы всей музыки («три кита»)
Знать/ понимать: название первичных жанров: песня, танец, марш.
Уметь: определять характер, настроение, жанровую основу песен-попевок. Принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности.
Уметь: выявлять характерные особенности жанров: песни, танца, марша, откликаться на характер музыки пластикой рук, ритмическими хлопками.
определять и сравнивать характер,настроение в музыкальных произведениях; определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш); эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление.
Сравнивать музыкальные произведения разных жанров.
Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров.
Исполнять различные по характеру музыкальные произведения.
Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве
Корректировать собственное исполнение
Узнавать изученные музыкальные произведения. Называть их авторов
3
Марш в жизни. Разнообразие маршей
4
Признаки, отличающие разные марши
5
Танец в жизни. Разнообразие танцев
6
Признаки, отличающие разные танцы
7
Песня - главный «кит» в музыке. Знакомство с понятием мелодия
8
Музыкальная символика - гимн России
9
«Киты» встречаются вместе
О чём говорит музыка (7 ч.)
10
Музыка выражает настроение и чувства
Знать/ понимать: закрепление понятий - мелодия и аккомпанемент, значение термина - ритмический рисунок.
Уметь: найти нужную речевую интонацию для передачи характера и настроения музыкального произведения. Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость
Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведения
Узнавать изученные музыкальные произведения.
Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки
Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.
Воплощать собственные эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на музыкальных инструментах, импровизация, сочинение)
Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание, исполнение и сочинение
11
Музыка выражает различные черты характера
12
Музыка создаёт музыкальные портреты людей, сказочных персонажей
13
Музыка изображает различные состояния и картины природы
14
Музыка изображает движение
15
Взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыке
16
Обобщение по теме «О чём говорит музыка». Знакомство с хоровыми коллективами г. Полярные Зори
Куда ведут нас «три кита» (10 ч.)
17
Введение в тему «Три кита» ведут в большую музыку
Знать/ понимать: определение жанров: опер, симфония, концерт, балет, сходства и различия, названия произведений и их авторов.
Уметь: вслушиваться в звучащую музыку и определять характер произведения, выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения. Эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике.
Исполнять, инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров (опера)
Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров.
18
Песня ведёт в оперу
19
Песня ведёт в симфонию
20
Песня ведёт в концерт
21
Танец ведёт в балет
22
Марш ведёт в оперу
23
Марш ведёт в балет
24
«Три кита» ведут в оперу. М. Коваль. Опера «Волк и семеро козлят»
Знать/ понимать: определения: опера, хор, солисты, оркестр. Различать характер музыки: танцевальный, песенный, маршевый.
Уметь: назвать понравившееся произведения, дать его характеристику. Уметь сопоставлять, сравнивать, различные жанры музыки
Исполнять, инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров (опера)
Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров
25
Профессиональная музыка о родном крае
Знать/ понимать: что все события в жизни человека находят свое отражение в ярких музыкальных и художественных образах. Понимать триединство: композитор - исполнитель - слушатель.
Уметь: размышлять о музыке, высказывать собственное отношение к различным музыкальным явлениям, сочинениям, создавать собственные исполнительские интерпретации
Наблюдать за интонационным богатством музыкального мира.
Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в музыкально-поэтическом творчестве и корректировать собственное исполнение.
26
Обобщение по теме «Куда ведут нас «три кита»
Что такое музыкальная речь (8 ч.)
27
Какие бывают музыкальные звуки. Введение в тему
Знать/понимать формы построения музыкального произведения: одно-, двух- и трёхчастные
Уметь: различать формы построения музыкального произведения
Распознавать художественный смысл различных форм построения музыки(одно-, двух- и трёхчастные),
Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения
Сравнивать процесс и результат музыкального развития в произведениях разных форм
Воплощать музыкальное развитие образав собственном исполнении: пении, игре на муз. Инструментах, музыкально-пластическом движении
28
Музыкальная речь - сочетание различных музыкальных звуков
29
Форма произведения - один из видов музыкальной речи. Одночастная форма
30
Форма произведения - один из видов музыкальной речи. Двухчастная форма
31
Форма произведения - один из видов музыкальной речи. Трёхчастная форма
32
Выразительные возможности русских народных инструментов
Знать/ понимать: название русских народных инструментов - свирель, гусли, рожок и их внешний вид, своеобразие их интонационного звучания, народные инструменты Ямала.
Уметь: распознавать духовые и струнные инструменты, вычленять и показывать (имитация игры) во время звучания народных инструментов, исполнять вокальные произведения без музыкального сопровождения. Находить сходства и различия в инструментах разных народов
Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх - драматизациях.
Сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных музыкальных инструментов.
Участвовать в коллективном музицировании на элементарных и электронных музыкальных инструментах
33
Выразительные возможности инструментов симфонического оркестра
Знать/ понимать: названия профессиональных инструментов - флейта, арфа, фортепиано,скрипка и др., выразительные и изобразительные возможности этих инструментов.
Уметь: распознавать духовые и струнные инструменты, вычленять и показывать (имитация игры) во время звучания инструментов симфонического оркестра
Уметь: сопоставлять звучание народных и профессиональных инструментов, выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку, передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки
Сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных музыкальных инструментов.
Участвовать в коллективном музицировании на элементарных и электронных музыкальных инструментах
34
Создание музыкальных образов. Детские музыкально-творческие коллективы родного края
Знать/ понимать: что в музыке любого народа отражена любовь к своей родной природе, с каким настроением надо исполнять песни о Родине. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации; названия изученных произведений и их авторов.
Уметь: выказывать какие чувства возникают, когда поешь о Родине, различать выразительные возможности - скрипки
Размышлять о музыкальных образах Отечества.
Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации) при воплощении
музыкальных образов.
Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, рисунке, жесте, пении и др.