- Учителю
- Рабочая программа по музыке УМК 'Школа 21 века' (3 класс)
Рабочая программа по музыке УМК 'Школа 21 века' (3 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по музыке
3 класс
УМК «Начальная школа XXI века»
под редакцией профессора Н.Ф.Виноградовой
Содержание программы
Пояснительная записка
1. Статус документа
2. Цели и задачи данной программы, особенности программы
3. Ценностные ориентиры содержания курса (ФГОС)
4. Место учебного предмета в базисном учебном плане
5. Название учебно-методического комплекта
6. Формы организации учебного процесса и их сочетание
Планируемые результаты освоения программы
Содержание учебного предмета
Календарно-тематическое планирование
Система оценки достижений планируемых результатов освоения программы (ФГОС)
1. Формы и методы контроля, нетрадиционные виды контроля
2. Критерии и нормы оценки
3. Система контролирующих материалов
Материально - техническое оснащение и учебно-методические средства обучения
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.Статус документа
Рабочая программа по курсу « Музыкальное искусство » разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта Начального Общего Образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы начального общего образования по музыке и авторской издательской программы В.О.Усачевой (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». - 2-е изд.. - М.: Вентана-Граф, 2011).
2. Цели и задачи изучаемого курса «Музыка»
Основой отбора содержания данного учебного курса является идея самоценности музыкального искусства как человеческого творения, помогающего ребенку познавать мир и самого себя в этом мире.
Содержание музыкального образования в начальной школе - это запечатленный в музыке духовный опыт человечества , в котором отражены вопросы смысла жизни, существования человека на земле с эстетических и нравственных позиций.
Целью уроков музыки в начальной школе является воспитание у учащихся музыкальной культуры как части их общей духовной культуры, где содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всем богатстве его форм и жанров, художественных стилей и направлений.
Основные задачи уроков музыки:
-
Раскрытие природы музыкального искусства как результата творческой деятельности человека.
-
Формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке.
-
Воспитание устойчивого интереса к деятельности музыканта - человека, сочиняющего, исполняющего и слушающего музыку.
-
Развитие музыкального восприятия как творческого процесса - основы приобщения к искусству.
-
Овладение интонационно-образным языком музыки на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства.
3. Ценностные ориентиры содержания курса
Специфика музыкальных занятий в начальной школе заключается в овладении общими способами постижения музыкального искусства, позволяющими как можно раньше представить в сознании учащихся целостный образ музыки, приобщить к музыкальной культуре.
Основу программы составляют русское и зарубежное классическое музыкальное наследие, отражающее «вечные» проблемы жизни; народная музыка, музыкальный и поэтический фольклор; духовная (церковная) и современная музыка. При отборе музыкального материала учитывался принцип «независимости» той или иной музыки для данного возраста. Поэтому в репертуар программы вошли произведения, играющие исключительно важную роль в развитии музыкальной культуры школьников в данный возрастной период - та музыка, которая может вызвать ответное чувство и душе ребенка именно в возрасте 6-11 лет.
В качестве методологического основания концепции учебного курса «Музыкальное искусство» выступает идея преподавания искусства сообразно природе ребенка, природе искусства и природе художественного творчества. С учетом этого программа опирается на следующие принципы:
-
преподавание музыки в школе как живого образного искусства;
-
возвышение ребенка до понимания философско-эстетической сущности искусства;
-
деятельностное освоение искусства;
-
моделирование художественно-творческого процесса.
В данной программе вокально-хоровое исполнительство
детей, игра на музыкальных инструментах, исполнение музыки в движении, слушание музыки выступают не как виды музыкальной деятельности, а рассматриваются в качестве форм приобщения к музыке, являющихся лишь частным случаем но отношению к исполнительству как категории более общего порядка. В качестве же видов музыкальной деятельности выдвигаются деятельность композитора, исполнителя, слушателя, которые представлены в неразрывном единстве, обьединенные восприятием музыки, эти виды деятельности отражают три необходимых условия существования музыки.
Детское творчество в программе - это не отдельный вид деятельности учащихся, связанный прежде всего с «досочинением» детьми элементарных ритмических и мелодических формул, интонационных схем, в результате чего музыкальное развитие ребенка сводится к поиску «мелодических штампов». Под детским творчеством пони мается прежде всего готовность к творчеству, когда ученик хочет и готов постичь смысл своей деятельности, когда у него появляется ощущение необходимости сравнивать, соотносить, выбирать и находить то, что лучшим образом может выразить его слышание и видение того или иного явления, события, факта, его собственное художественное отношение в целом. Именно эта внутренняя работа ученн ка, процесс мысленного и реального экспериментирования с выразительными средствами, становится важнее закон ченного результата, особенно на начальных этапах вхож дения в музыку.
Одной из задач учителя является создание школьной музыкальной среды, когда музыка не на словах, а на деле действительно пронизывает всю жизнь ребенка, становясь необходимым и естественным условием его существования, ведущим фактором духовного становления личности.
Основная идея содержания третьего года обучения отражение истории и души народа в музыке России. Учитель в каждом регионе страны начнет занятия с музыки, бытующей в данной местности, с национальной музыки, постепенно охватывая ближнее и дальнее зарубежье и показывая, как музыка исторически становилась универсальным средством общения, передачи духовных ценностей.
Раскрытие этой идеи начинается с уроков-монографий, благодаря которым школьники вводятся в интонационную атмосферу русской классической музыки, в многообразие ее форм и жанров. Знакомство с ней подводит детей к ответу на вопрос: «Как и почему мы чувствуем родственность отечественной музыки?» Ответ на него требует специального содержания обучения, которое объединяется в две содержатель ные линии.
-
Первая погружает школьников в истоки происхождения народного творчества, в сущность национального музыкального искусства. Оно протекает как изучение фольклора, при этом делается акцент на выявлении «механизма» преломления в музыке национальных черт характера.
-
Вторая содержательная линия раскрывает соотношение народной и композиторской музыки как двух этапов становления национальной музыкальной культуры. Через их преемственность (в частности, на основе обработок народной
музыки) утверждается мысль, что «музыку создает народ, а мы, композиторы, ее только аранжируем» (М.И. Глинка).
Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного доcуга. Таким образом, программа и дидактический материал учебников по музыке строятся на следующих принципах: обучение музыке как живому образному искусству; обобщающий характер знаний; тематическое построение содержания образования, вытекающее из при- роды искусства и его закономерностей.
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.
-
Место учебного предмета «Музыка» в базисном учебном плане
Программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанным в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Музыка» изучается в I-IV классах в объеме не менее 135 часов (33 часа в I классе, по 34 часа - во II-IV классах).
-
Название учебно-методического комплекта
-
Усачёва, В.О. Школяр, Л.В. «Музыкальное искусство». 3 класс: учебник. - М.: «Баласс», 2012 г.
-
Усачева В.О., Школяр Л.В., Кузьмина О.В. «Музыкальное искусство. Рабочая тетрадь» 3 класс. - М.: «Вентана - Граф». 2010 г.
-
Усачёва В.О., Школяр Л.В., Школяр В.А. «Музыкальное искусство. Методическое пособие» 3 класс. - М.: «Вентана - Граф». 2010 г.
-
Усачёва, В.О. «Музыкальное искусство. Нотная хрестоматия». 3 класс. - М.: «Вентана - Граф». 2010 г.
-
Формы организации учебного процесса и их сочетание, а также преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков.
Формой проведения занятий по программе является урок. Реализуя творческую инициативность, проводятся уроки в виде: уроков - викторин, уроков-сказок, творческой мастерской. Разнообразные типы уроков, формы и методы их проведения способствуют формированию познавательного интереса детей к предмету и искусству в целом.
Рабочей программой предусмотрено следующие формы организации урока: совместная с учителем учебно-познавательная деятельность, работа в группах и самостоятельная работа детей. Коллективные формы работы могут быть разных видов, индивидуально-коллективный метод работы, когда каждый выполняет свою часть для общей работы, работа в парах.
Такая совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относится к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах.
Нетрадиционных уроков - 2 часа
Проектов и исследования - 3 часа
Виртуальные экскурсии - 2 часа
Формы и методы контроля
Контроль качества образования на уроке музыки должен быть многофункциональным:
выявлять определённый уровень усвоения школьниками программного содержания, охватывая все виды деятельности;
обеспечивать учащимся дополнительную возможность повторять, обобщать и применять в деятельности имеющиеся знания;
способствовать формированию универсальных учебных действий;
стимулировать интерес учащихся к занятиям искусством, их сознательную творческую активность.
На уроках музыки должны использоваться все типы контроля:
-
входной - на уроках введения в тему, в процессе активизации имеющихся знаний и опыта;
-
текущий - на уроках расширения и углубления темы, в процессе усвоения новых знаний;
-
промежуточный - на этапе обобщения темы урока, четверти, в процессе закрепления, обобщения знаний;
итоговый - на заключительных уроках по данной теме, на уроках-концертах, зачётных итоговых уроках в четвёртом классе. элементы прямого контроля: контрольные вопросы - при организации фронтальных бесед о прослушанных музыкальных произведениях, при обобщении темы;музыкальные словарные диктанты - с 4го класса.
При этом задания предлагаются разноуровневые, а вопросы дифференцированные. На уровень прямого контроля выводится концертное исполнение песни (сольно или в ансамбле) целиком или частично - в зависимости от индивидуальных возможностей учащихся.
Творческие задания (импровизация, сочинение простейших текстов и мелодий, музицирование на детских музыкальных инструментах) остаются на уровне косвенного контроля
-
Урок - концерт - 4 часа
-
Тестирование - 4 часа
Педагогические технологии: игровые технологии, технология сотрудничества, групповая технология, природосообразная технология, технология развивающего обучения, технология проектирования.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений
русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка - умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
- освоение начальных форм познавательной и личностной
рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
- овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
- формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на
электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
- формирование общего представления о музыкальной картине мира;
- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
Основные требования к уровню подготовки
учащихся 3 класса
К концу обучения в 3 классе учащиеся должны:
-
проявлять интерес к русскому обрядовому пласту фольклора, понимание синкретики народного творчества;
решать учебные и практические задачи:
-
выделять интонационно-стилевые особенности народной музыкальной культуры;
-
сравнивать народную и профессиональную музыку;
-
свободно и непринужденно, проявляя творческую инициативу, самостоятельно запеть (начать в качестве запевалы), завести игру, начать танец и пр.;
-
узнавать произведения, называть русских композиторов, называть их имена (в соответствии с программой);
-
приводить примеры использования русскими классиками образцов фольклора;
-
различать на слух народную музыку и музыку, сочиненную композиторами в «народном духе»;
-
самостоятельно распевать народные тексты в стиле устной традиции.
Содержание учебного предмета «Музыка»
Музыка - искусство идеальное пространственно-временное, поэтому разработан приём использования пространства клавиатуры не для изучения схемы расположения нот, октав, гамм, аккордов. Живописные партитуры, сочетающие нотную графику и рисунок самой клавиатуры, рассчитаны на то, что ребёнок, без конкретного знания нот, визуально будет «переносить» звуки с партитуры на реальную клавиатуру. Следовательно, клавиатура в учебниках - это полотно, на котором конкретизируется идеальный пластический и пространственный музыкальный образ на основе собственных ощущений ребёнком пространства, времени, объёма, движения, а также и цветовых ассоциаций звучания.
Таким образом, программа и дидактический материал учебников по музыке строятся на следующих принципах: обучение музыке как живому образному искусству; обобщающий характер знаний; тематическое построение содержания образования, вытекающее из природы искусства и его закономерностей.
В учебниках доступным языком даётся представление о музыкальной культуре
многонациональной России. Здесь, особенно на начальном этапе учения в школе, важно развить у детей способности наблюдать, видеть и слышать окружающий мир, выражать свои впечатления в рисунке, пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, художественном движении.
Материал учебников структурирован в соответствии с поурочным планированием программы, дающим возможность полнее раскрыть её образовательный и воспитательный потенциал. Этот «ход» был необходим для того, чтобы убедительно показать неслучайность выбора учебных тем, того или иного «методического ключа».
Освоение учебных тем связано с разными видами музыкальной деятельности школьников, когда в собственном исполнении они почувствуют важную роль тех или иных выразительных средств языка музыки. Учебник содержит задания, выполнение которых заставит детей обратиться к рабочей тетради в форме блокнота для музыкальных записей (БН).
В представленных материалах широко используется нотная графика. Применение нотной записи не преследует целей заучивания нотных примеров, ритмических рисунков, они, скорее, иллюстрируют объяснения учителя, выступают ассоциативным обрамлением музыкальной фразы, мелодии. Педагогическая задача - постепенно сделать для учеников общение с нотными обозначениями привычным и естественным, а главное - приучать находить важные содержательные соответствия между слышимым звучанием музыки и его выражением (отображением) в нотных знаках.
Учебно-тематический план:
1
«Характерные черты русской музыки»
8
2
«Народное музыкальное творчество-«энциклопедия» русской интонационности.
12
3
Истоки русского классического романса.
6
4
Композиторская музыка для церкви.
2
5
Народная и профессионально-композиторская музыка в русской музыкальной культуре.
6
итого
34
Календарно-тематическое планирование «Музыкальное искусство» 3 класс
3 класс «Музыка» В.О.Усачёва, Л.В.Школяр, В.А.Школяр
Дата проведения урока
Тема
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки уч-ся
Универсальные учебные действия
Личностные результаты
Дом. задание
Примечания
Характерные черты русской музыки(8ч.)
1 четверть
1
1.Интонационно-образный язык русской музыки
Введение: интонационно-образный язык музыки М.И. Глинки, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского (музыкальные портреты).
М.И. Глинка. «Патриотическая песня», хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин»; "Камаринская» (целиком); «Вальс-фантазия», «Северная звезда», «Я помню чудное мгновенье», «Ноченька».
- организация самостоятельной работы;
- соблюдение норм поведения в окружающей среде;
- воспринимать информацию;
- оценивать и
осмыслять результаты своей деятельности;
-умение понятно, точно, корректно излагать свои мысли;
- умение отвечать на вопросы;
- работать с рисунками; - - составлять рассказ по рисунку;
- определять общие свойств и признаки предметов (по результатам наблю-дения, объяснений учителя);
- подбирать ассоциативные ряды к художественным произведениями различных видов искусства;
- владение умениями совместной деятельности:
- согласование и координация деятельности с другими ее участниками;
- объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.
- замечать изменения, происходящие с объектом;
- выполнять творческие задания в творческой тетради; импровизировать на заданные тексты.
Обучающийся научится:
-принимать и сохранять учебную, в т. ч. музыкально-исполнительскую задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы
У обучающегося будут сформированы:
-эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения различного образного содержания;
-позиция слушателя и исполнителя музыкальных произведений, первоначальные навыки оценки и самооценки музыкально-творческой деятельности;
-образ Родины, представление о ее богатой истории, героях - защитниках, о культурном наследии России; разных эпох, жанров, стилей; - прекрасного через знакомство с доступными музыкальными произведениями
Знать слова гимна России
Подготовка творческих работ, конкурс на лучшего исполнителя, слушателя русской песни
2
2.Музыкальный портрет П.И.Чайковского
Понятия «русская» и «российская» музыка - различное и общее. музыкальных культур внутри России. П.И. Чайковский. Финал Четвертой симфонии; «Средь шумного бала», «Растворил я окно», «Соловей», «Я ли в поле да не травушка была», «Кабы знала я, кабы ведала», «У камелька», «На тройке», Allegretto из Первого квартета.
Обучающийся научится:
-осуществлять поиск нужной информации в словарике и из дополнительных источников, расширять свои представления о музыке и музыкантах;
Найти общее в музыке
3
3.Музыкальный портрет М.П.Мусоргкого
Понятия «русская» и «российская» музыка - различное и общее. музыкальных культур внутри России. М.П. Мусоргский. «С няней», «В углу», «Жук» (театрализация песен); сцена с Юродивым, сцена у Кормилицы, Федора и Ксении из оперы «Борис Годунов» (самостоятельная детская постановка); «Богатырские ворота», «Гопак», «Трепак» (последний обязательно в исполнении Ф.И. Шаляпина).
Обучающийся научится:
-выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения, используя разные речевые средства( монолог, диалог, письменно);
-размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека
- устанавливать причинно-следственные связи;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов, самостоятельно выполнять творческие задания;
Найти общее в музыке
4
4.Интонационно-образный язык музыки русских композиторов
Различное: яркая многоголосная ткань Юга России СВ. Рахманинов. Фортепианный концерт d-moll (целиком); «Полюбила я на печаль свою», «Вокализ», «Ныне отпущаеши».
У обучающегося будут сформированы:
- воспитание уважительного отношения к творчеству как к своему, так и других людей;
- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка - умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- овладение различными приемами и техниками музыкальной деятельности;
- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками
Найти общее в музыке
5
5.Музыкальная культура России
Различное: холодноватая скромная «вязь» Севера, особенная лихость, Д.Б. Кабалевский. Концерт для скрипки с оркестром (2 часть).
Повторить понятия
6
6.Музыкальная культура России
Различное: сила и стройность казачьей песни Ю.А. Шапорин. Фрагменты из кантаты «На поле Куликовом» («Баллада Витязя», «Хор татар» (дополнительно по выбору учителя).
Знать/понимать: названия изученных произведений и их авторов; смысл понятий: песенность, развитие. Уметь: эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей.
Обучающийся научится:
--выразительно исполнят музыкальные произведения, принимать активное участие в различных видах музыкальной деятельности
Знать слова песен
7
7.Итоговый урок по теме: «Характерные черты русской музыки». Тестирование.
Различное:«многоголосица» других музыкальных культур внутри России. Н.А. Римский-Корсаков. «Сеча при Керженце», последняя сцена оперы «Снегурочка» (ария Снегурочки, хор); симфоническая картина «Садко» и фрагменты из оперы «Садко» (1 и 2 картины).
Знать/понимать: названия изученных произведений и их авторов; Уметь: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении.
Обучающийся научится:
- контролировать свои действия и соотносить их с действиями других участников коллективной работы, включая совместную работу в проектной деятельности.
-формулировать и задавать вопросы, использовать речь для передачи информации, для своего действия и действий партнера
Термины и понятия
8
8.Урок-концерт
Общее - интонационные корни. С.С. Прокофьев. Фрагменты кантаты «Александр Невский» («Вставайте, люди русские»), «На горе-то калина».
Знать/понимать: названия изученных произведений и их авторов, выразительность и изобразительность музыкальной интонации; смысл понятий: песенность , танцевальность, маршевость, музыкальная живопись.
Подведение промежуточных итогов
Народное музыкальное творчество - «энциклопедия» русской интонационности(12ч.)
2 четверть
9
1. Обрядовость - ведущее начало русского фольклора
Обрядовость как ведущее начало русского фольклора. Свадебные песни. «Не по погребу бочоночек», «Ой, все кумушки домоя», «Как не по мосту» (Рязанская область). Свадебный обряд «Рязанская свадьба».
Знать/ понимать: названия изученных произведений и их авторов.
Уметь: демонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки
Обучающийся научится:
-принимать и сохранять учебную, в т. ч. музыкально-исполнительскую задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы;
-планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и результат собственных действий
У обучающегося будут сформированы:
-эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения различного образного содержания;
-позиция слушателя и исполнителя музыкальных произведений, первоначальные навыки оценки и самооценки музыкально-творческой деятельности;
-образ Родины, представление о ее богатой истории, героях - защитниках, о культурном наследии России;
-устойчивое положительное отношение к урокам музыки
Драматизация песен
Подготовка творческих работ, конкурс на лучшего исполнителя, слушателя русской песни
10
2. Героика в народном былинном эпосе. Урок-викторина
Своеобразие героики в народном былинном эпосе. «Как Иван-то ходит, бродит» (Рязанская область). Подлинные мелодии народного сказителя и фольклориста Рябинина.
Знать/ понимать: образцы духовной музыки, религиозные традиции.
Уметь: демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства
Нарисовать рисунок
11
3. Знаменный распев
Знаменный распев Знаменные распевы.
Народный былинный эпос. Былины «Алеша Попович и Тугарин (Сокольник)», «Ой, по морю было, по морюшку», «Садко и морской царь» (Онежская старина).
Знать/ понимать: образцы духовной музыки, религиозные традиции.
Обучающийся научится:
-проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки;
-контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения;
-понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми;
-осуществлять поиск нужной информации в словарике и из дополнительных источников, расширять свои представления о музыке и музыкантах;
-самостоятельно работать с дополнительными текстами и заданиями в рабочей тетради
Разыгрывание песен
12
4. Протяжная песня как особый интонационный склад русской музыки
Танцевальные жанры. Плясовые. «Камаринская», «Калинка»,
Знать/ понимать: образцы духовной музыки, народные музыкальные традиции родного края, религиозные традиции
У обучающегося будут сформированы:
- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Выразительное исполнение песен
13
5. Частушки и страдания
Протяжная песня как особый интонационный склад русской музыки. Рекрутские песни. «Ой, летел, летел», «Ты взойди, ясно солнышко», «Поле чистое, турецкое», «Солдатушки, бравы ребятушки».Любовная лирика. «Ковой-то нету, а мне больно жаль», песни в исполнении Ф.И. Шаляпина «Не велят Маше», «Ноченька», «Прощай, радость, жизнь моя», «Эх ты, Ваня».
Знать/ понимать: смысл понятий: величание, молитва; Уметь: демонстрировать знания о различных видах музыки
Сочинить частушку
14
6. Танцевальные жанры
Протяжная песня как особый интонационный склад русской музыки. Романсы. «Сидел Ваня», «Выхожу один я на дорогу».
Знать/ понимать: различные виды музыки (былина), музыкальные инструменты (гусли); былинный напев, распевы
У обучающегося будут сформированы:
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей
Знать названия танцев
15
7.Урок- викторина по теме «Народное музыкальное творчество - «энциклопедия» русской интонационности»
Частушки и страдания Частушки. «Частушки под язык»,
Знать/ понимать: изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, смысл понятий: певец - сказитель, меццо-сопрано.
Обучающийся научится:
- выражать своё отношение к музыкальному произведению
- уметь слушать и понимать высказывания собеседников;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках музыки и следовать им
Термины и понятия повторить
16
8.Урок -концерт
Частушки и страдания «Дудик-дудик» и др.Страдания.
Знать/понимать: названия изученных произведений и их авторов, смысл понятий: музыка в народном стиле; народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды
Подведение промежуточных итогов
3 четверть
17
1.Инструментальные плясовые наигрыши
Танцевальные жанры. Казачья плясовая песня «Каланка»,
Знать/понимать: названия изучаемых жанров и форм музыки (рондо), названия изученных произведений и их авторов; смысл понятий: контраст, ария, каватина, увертюра
Обучающийся научится:
-осуществлять поиск нужной информации в словарике и из дополнительных источников, расширять свои представления о музыке и музыкантах;
-самостоятельно работать с дополнительными текстами и заданиями в рабочей тетради
У обучающегося будут сформированы:
-устойчивое положительное отношение к урокам музыки; интерес к музыкальным занятиям во внеурочной деятельности, понимание значения музыки в собственной жизни;
-основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными музыкальными произведениями разных эпох, жанров, стилей
Узнавать на слух жанры музыки
Подготовка творческих работ,
18
2.Обрядовые песни
Танцевальные жанры. хоровод «Во поле береза стояла», «Со вьюном я хожу», народная полька, кадриль.
Знать/понимать: названия изучаемых жанров, смысл понятий - хор, солист, опера, контраст; названия изученных произведений и их авторов.
Узнавать на слух жанры музыки
19
3.Путешествие по страницам русской музыки. Заочная экскурсия.
Инструментальные плясовые наигрыши. Инструментальные плясовые наигрыши на жалейке, скрипке, рожке, гуслях;
Знать названия изученных жанров и форм музыки песня, романс, вокализ, сюита.
Узнавать на слух жанры музыки
20
4.Урок- тест
Инструментальные плясовые наигрыши. старинные наигрыши «Долгова», «Горбатова» и др.
Знать/ понимать: названия изученных жанров и форм музыки; смысл понятий: ария, каватина, тенор.
Узнавать на слух жанры музыки
Истоки русского классического романса(6ч)
21
5.Интонационная сфера городского музицирования
Интонационная сфера городского музицирования Городская лирика (популярная). «Вниз по матушке по Волге»,
Знать/понимать: контрастные образы, балет, развитие
Обучающийся научится:
-выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения, используя разные речевые средства( монолог, диалог, письменно);
-выразительно исполнят музыкальные произведения, принимать активное участие в различных видах музыкальной деятельности;
-понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке
У обучающегося будут сформированы:
-эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения различного образного содержания;
-позиция слушателя и исполнителя музыкальных произведений, первоначальные навыки оценки и 1самооценки музыкально-творческой деятельности;
-образ Родины, представление о ее богатой истории, героях - защитниках, о культурном наследии России
Знать стилевые особенности
конкурс на лучшего исполнителя, слушателя русской песни
22
6. Крестьянская песня и городской салонный романс
Взаимодействие крестьянской песни и городского салонного романса, Городская лирика (популярная). «Коробейники»,
Знать/ понимать: названия изученных жанров и форм музыки, названия изученных произведений и их авторов
Знать стилевые особенности
23
7. Городская лирика (общепопулярная) и старинный романс
Городская лирика (общепопулярная), Городская лирика (популярная). ««Светит месяц», «Тонкая рябина»,
Знать/ понимать: смысл понятий: композитор - исполнитель - слушатель вариационное развитие
Знать стилевые особенности
24
8. Урок-исследование:
взаимодействие музыки городского музицирования
Городская лирика (общепопулярная), Городская лирика (популярная). «Догорай, моя лучина», «Вечерний звон», «Эй, ухнем», «Дубинушка» (последние две - в исполнении Ф.И. Шаляпина). Ямщицкие песни. «Степь да степь кругом», «Когда я на почте служил ямщиком», «Вот мчится тройка почтовая».
Знать/ понимать: изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
Повторить термины, понятия
25
9. Тест по теме «Истоки русского классического романса».
Старинный романс. Старинный романс. «О, если б мог выразить в звуке» Л.Д. Малашкина, «Утро туманное» В. Абаза, «Старинный вальс» Н. Листова и др.; «Красный сарафан», «Соловей», «Колокольчики», «Домик-крошечка», «Матушка-голубушка», «Что мне жить и тужить», «Ах ты, время, времечко» А.Е. Варламова и др.
Знать/ понимать: изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; смысл понятий: скрипач, виртуоз.
Обучающийся научится:
- выражать своё отношение к музыкальному произведению
- уметь слушать и понимать высказывания собеседников;
У обучающегося будут сформированы:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения различных направлений современного музыкального искусства России
Знать слова песен
26
10.Урок - концерт
Старинный романс. Романсы А.А. Алябьева, А.Л. Гурилева.
Знать/ понимать: изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
Подведение промежуточных итогов
Композиторская музыка для церкви(2ч.)
4 четверть
27
1.Музыка для церкви как часть культуры России. Заочная экскурсия.
Композиторская музыка для церкви знаменные распевы и тема Третьего фортепианного концерта С.В. Рахманинова.
Знать/понимать: смысл понятий: вариационное развитие, сюита, тема, контрастные образы
Обучающийся научится:
-принимать и сохранять учебную, в т. ч. музыкально-исполнительскую задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы;
-планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и результат собственных действий
У обучающегося будут сформированы:
- формирование у ребенка ценностных ориентиров в области музыкального искусства;
- развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач
Сопоставить музыкальные образы
Конкурс «Знаток русской музыки».
28
2. Композиторская музыка для церкви
Композиторская музыка для церкви знаменные распевы и тема Третьего фортепианного концерта С.В. Рахманинова.
Знать/понимать: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке,
Сопоставить музыкальные образы
Народная и профессионально-композиторская музыка в русской музыкальной культуре(6ч.)
29
3. Обработки народных песен
Обработка народных песен. «Вниз по матушке по Волге»,
Знать/понимать:
демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке,
Обучающийся научится:
-осуществлять поиск нужной информации в словарике и из дополнительных источников, расширять свои представления о музыке и музыкантах;
-самостоятельно работать с дополнительными текстами и заданиями в рабочей тетради;
-передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях;
-использовать примеры музыкальной записи при обсуждении особенностей музыки;
У обучающегося будут сформированы:
- формирование у ребенка ценностных ориентиров в области музыкального искусства;
- развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
Творческая работа
30
4.Композиторская музыка в русском стиле
Обработка народных песен. «Вниз по матушке по Волге», «Коробейники», «Среди долины ровныя»,
Знать/ понимать: творчество отечественных и зарубежных композиторов, знакомство с джазовой музыкой, ее специфические особенности
Творческая работа
31
5. Исследовательская работа по теме «Народная музыка»
Переосмысление интонационной сферы русской песенности в творчестве композиторов ««Светит месяц», «Тонкая рябина»,
Знать и понимать смысл понятий: «композитор» - «исполнитель» - «слушатель»;
названия изученных произведений и их авторов и исполнителей
У обучающегося будут сформированы:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
Творческая работа
32
6. Защита творческих работ. Мини-проект.
Два пути - точное цитирование и сочинение музыки в народном духе. «Догорай, моя лучина», «Вечерний звон»,
Знать и понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации
Обучающийся научится:
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- сравнивать и группировать произведения музыкального искусства (по средствам музыкальной выразительности, жанрам и т.д.)
Творческая работа
33
7. Итоговый тест по теме «Народная и профессионально-композиторская музыка в русской музыкальной культуре»
Два пути - точное цитирование и сочинение музыки в народном духе. «Эй, ухнем», «Дубинушка»
Уметь узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов
Повторить понятия и термины
34
8. Урок-концерт
Обобщающий урок
Знать названия изученных произведений и их авторов. Уметь узнавать изученные музыкальные произведения.
Подведение итогов творческих конкурсов
Система оценки результатов и достижений
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся 3 класса начальной школы в форме итоговых тестов в конце каждой четверти.
Виды организации учебной деятельности:
- самостоятельная работа
- творческая работа
- конкурс
- викторина
Основные виды контроля при организации контроля работы:
- вводный
- текущий
- итоговый
- индивидуальный
- письменный
- контроль учителя
Формы контроля:
- наблюдение
- самостоятельная работа
- тест
Система оценки предметных достижений учащихся, предусмотренная в рабочей программе, предполагает:
-
ориентацию образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения содержания предмета и формирование универсальных учебных действий;
-
оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности учителя;
-
осуществление оценки динамики учебных достижений обучающихся;
-
включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии);
-
использование критериальной системы оценивания;
-
оценивание как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их формирования;
-
разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации.
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
-
Активность участия.
-
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
-
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
-
Самостоятельность.
-
Оригинальность суждений.
3.1. Основным объектомсистемы оценки, её содержательной и критериальнойбазой выступают планируемые результатыосвоения младшими школьниками основной образовательной программы начального общего образования:
-
личностные результаты
-
метапредметные результаты
-
предметные результаты.
3.2.Оценка личностных результатов.
Объект оценки:сформированность личностных универсальных учебных действий.
Предмет оценки: эффективность деятельности системы образования, образовательного учреждения.
Процедуры внутренней оценки: мониторинговые исследованиясформированности отдельных личностных качеств, определённых в основной образовательной программе как личностные результаты.
Оценка личностных результатов обучающихся начальной школы осуществляется в ходе внешних мониторинговых процедур или по запросу родителей (законных представителей) обучающихся или по запросу педагогов (или администрации учреждения) при согласии родителей (законных представителей).
Личностные результаты обучающихся не оцениваются отметкой.
3.3. Оценка метапредметных результатов.
Объект оценки: сформированность регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.
Предмет оценки: уровень сформированности данного вида учебных действий.
Процедуры оценки: решение задач творческого и поискового характера; учебное проектирование; комплексные работы на межпредметной основе; мониторинг сформированности основных учебных умений; накопительная оценка, фиксируемая в портфеле достижений учащихся в виде оценочных листов и листов наблюдений учителя или школьного психолога.
Метапредметные результаты обучающихся оцениваются в баллах или процентах (согласно методическим рекомендациям проводимого исследования).
3.4. Оценка предметных результатов.
Объект оценки: сформированность учебных действий с предметным содержанием.
Предмет оценки: способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Процедуры оценки: а) внутренняя накопительная оценка, б) итоговая оценка (внутренняя и внешняя).
Критерии оценивания учащихся на уроках музыки
-
проявление интереса к музыке, эмоциональный отклик на неё, высказывание о прослушанном или исполненном произведении;
-
активные усилия школьников, обнаруженные в ходе поисковых ситуаций, умение пользоваться ключевыми знаниями в процессе восприятия музыки;
-
рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учетом исходного уровня подготовки и его активности в занятиях.
Соответствие этим трем критериям дает основание поставить оценку «5», соответствие двум или одному критерию - оценку «4», при отсутствии соответствия этим критериям учитель может поставить оценку «3».
Заметим, что выставление оценки «2» противоречит эстетическим задачам предмета «Музыка», направленным на формирование положительного отношения к искусству, поэтому оценка на уроке не всегда отождествляется с количественной формой выражения.
Материально - техническое оснащение и учебно-методические средства обучения
Печатные средства обучения:
Набор демонстрационных картинок «Музыкальные инструменты»
Демонстрационная папка: КОМПОЗИТОРЫ.
Магнитофон
Ноутбук с проектором
Презентации по темам курса
Шумовые музыкальные инструменты
Список методической литературы:
В.О.Усачева, Л.В.Школяр, В.А.Школяр, «Музыкальное искусство, 3 класс. Методическое пособие»,- М.:Вентана-Граф, 2011;
Фонохрестоматия к учебному пособию «Музыкальное искусство», 3 класс, в 2-х частях