- Учителю
- Конспект урока по культуре добрососедства на тему 'Представление о Крыме как о перекрестке культур'
Конспект урока по культуре добрососедства на тему 'Представление о Крыме как о перекрестке культур'
Культура добрососедства
2 класс
История
Тема. Представление о Крыме как перекрестке культур. Какие этносы проживали на территории района в историческом прошлом (на примере памятников, расположенных в ближайшем окружении) и живут сегодня.
Цель: дать представление о Крыме как перекрестке культур, знания о многообразии этнических групп и народностей, населявших полуостров, их вкладе в развитие региона; познакомить с этническими памятниками ближайшего окружения; воспитывать интерес и уважение к истории и памятникам различных народов.
Ход урока:
На слайде ближайший этнографический памятник
Проводиться вступительная беседа следующего содержания:
На прошлом уроке мы посетили экспозицию этнографического музея, узнали много нового о Крыме и теперь с уверенностью можем подтвердить слова поэта и художника, который жил и работал в Крыму, любил его всем сердцем и душой - М. А. Волошина (читает ученик):
«…нет другой страны, которая жила бы такой долгой и такой интенсивной исторической жизнью … во все века своего существования».
Исследуя Крым, ученые находят следы самых разных древних культур. Назовем те, о которых узнали в музее (учитель записывает ответы на доске):
Персидская эллинская иудаистская мусульманская византийская генуэзская армянская славянская
О чем говорит даже этот небольшой перечень? (Ответы детей)
Да, действительно, во все времена, и сейчас, Крым является своеобразным торговым, историческим и культурным перекрестком.(Возможно использование физической карты мира, демонстрация расположения на ней полуострова). Через него в прошлые века проходил знаменитый торговый « Великий шелковый путь» и путь из «варягов в греки». Здесь проживало оседлое население и кочевники, земледельцы и скотоводы.
Наш край населяли люди, относящиеся, к различным этническим группам и народностям, со своей своеобразной историей, культурой, бытом. О каких из них мы узнали в музее?( Ответы записывают на доске). Тавры, киммерийцы, скифы, сарматы, готы, гунны, греки, византийцы, хазары, печенеги, итальянцы, славяне, караимы, крымчаки, татары, турки и др. Каждый из этих народов оставил свой след на Крымской земле. Любой уголок Крыма буквально «дышит» историей, легендами и преданиями. Попытаемся же увидеть, а самое главное, понять седую древность полуострова, называвшегося в прошлом Таврика.
Территорию Крыма, облюбованную человеком с незапамятных времён, населяли люди самых разных национальностей. Особенно много представителей различных народов появилось на полуострове в период между концом восемнадцатого - началом девятнадцатого столетий. Всевозможные этнические группы, на протяжении веков оседавшие на полуострове, оставили на его территории богатое культурное и историческое наследие. Религия, архитектура, искусство разных народов, - всё это наложило свой отпечаток на облик Крыма, сделав его уникальным и незабываемым.
Крымское многогранное, разнообразное и очень интересное этническое наследие и является объектами этнографического туризма. К этим объектам относятся не только христианские памятники, памятники культуры, оставленные греками, итальянцами, скифами, но и национальные праздники многих народов, их обычаи и традиции. Одним словом, всё, что, так или иначе, выражает индивидуальность той или иной нации.
Немало человеческих творений, по которым можно проследить историю развития греческой культуры на территории Крыма, есть в районе Бахчисарая. Археологи обнаружили в этой местности акрополи, относящиеся к шестнадцатому-семнадцатому столетиям. В них сохранились руины культовых строений и развалины жилищ греков. Многие средневековые культовые памятники Крыма носят на себе отпечаток греческой культуры. Один из таких памятников - Успенский монастырь, вырубленный в скалах под Бахчисараем. Обитель была основана в седьмом столетии. В средние века возле неё находилось греческое поселение. Если верить легенде, жителям поселения явилась икона Божьей матери Панагии. Сегодня в монастыре проходят службы, привлекающие большое количество паломников.
А в Белогорском районе Крыма, в селе Чернополье, есть памятники культуры греков, появившихся в этой местности после русско-турецкой войны, в конце двадцатых годов восемнадцатого столетия. Здесь уцелели греческие жилища постройки начала двадцатого столетия. В селе действует греческий храм во имя Святых Константина и Елены, основанный в 1913 году. В 2000 году в Чернополье был открыт этнографический дом-музей. Ежегодно, в начале июня, на праздник Панаир, в село съезжаются крымские греки. Веъезжаются крымские греки, чтоб русско-турецкой войны, в конце двадцатых годов восемнадцатого сто торжестве участвуют фольклорные коллективы, соблюдающие традиции и обряды своего народа.
Крымско-татарская культура отразилась на полуострове, главным образом, в мечетях и мавзолеях. Восьмигранные или квадратные надгробные мавзолеи-дюрбе расположены по всему Бахчисарайскому району. В предместье Бахчисарая находится Зинджирли-медресе, - один из образцов ранней крымско-татарской культуры. Выстроено медресе было в 1500 году. В самом же Бахчисарае есть шедевр мусульманского зодчества, один из центральных объектов этнографического туризма, Ханский дворец.
Татарские мечети Эски-Сарае и Кебир-Джами, находящиеся в Симферопольском районе, выстроены в пятнадцатом веке. Они являются действующими и сегодня. В некоторых из татарских архитектурных сооружений Крыма отчётливо прослеживается влияние турецкого зодчества. Это, к примеру, мечеть и бани Феодосии, мечеть Джума-Джами в Евпатории, мечеть хана Узбека в Старом Крыму. К этнографическим объектам относятся и старые татарские кладбища восемнадцатого - девятнадцатого веков. На погостах сохранились надгробия с орнаментированными надписями. Находятся они тоже на территории Бахчисарайского района.
Большой интерес среди туристов вызывают татарские села. Практически во всех регионах Крыма есть татарские жилища и хозяйственные постройки. Особенно много их в Бахчисарайском, Белогорском, Алуштинском, Судакском, Симферопольском районах и в Старом Крыму. В этих сёлах регулярно проводятся национальные праздники.
Очень популярны у гостей полуострова и объекты итальянской культуры, созданные на протяжении первой половины девятнадцатого века в Феодосии и Керчи. Керченская итальянская колония в те времена была одной из самых многочисленных на юге Украины. Немало представителей этого народа проживает в городе и в наше время. Улочки, выстроенные итальянцами, занимают один из районов города. Особенно примечателен выстроенный в девятнадцатом веке римско-католический собор. Двери его открыты для прихожан и сейчас.
Культура караимов, общины которых существуют во многих регионах Крыма, выразила себя в евпаторийском комплексе кенасс постройки начала восемнадцатого века, рядом зданий в Феодосии, кенассами в Симферополе. Довольно много караимских исторических памятников находится в пещерном городе Чуфут-Кале. Здесь есть караимские крепость, кладбище и кенассы. В Бахчисарайском историко-культурном заповеднике находится экспозиция, содержащая ряд экспонатов, представляющих историю караимских общин Чуфуи-Кале и Бахчисарая.
Армянская культура тоже оставила свой след на территории Крыма. Лучшие образцы армянского зодчества можно увидеть на востоке и юго-востоке Крыма. Они созданы в четырнадцатом-пятнадцатом столетиях. Особо выделяется среди них монастырский комплекс Суруб-Хач, расположенный возле города Старый Крым. Сооружён комплекс был в 1338 году. Сейчас он находится под государственной охраной, как памятник национальной истории и культуры. Неподалёку от Старого Крыма находится и бывший армянский монастырь Суруб-Стефаноса. В Судаке сохранилась миниатюрная армянская церковь Двенадцати апостолов. В Феодосии, из сорока армянских церквей сохранилось лишь несколько храмов. Среди них - храмы Архангелов Михаила и Гавриила, Иоанна Предтечи и крошечная базилика - церковь Георгия Победоносца.
В нескольких местах Крыма выразила себя и белорусская история. Белорусы появились на полуострове в конце восемнадцатого века. В сёлах Симферопольского и Красногвардейского районов проводятся дни культуры Белоруссии, работают музеи с этнографической композицией, отражающей традиционный быт и культуру белорусов.
Ну, и, конечно, нельзя обойти вниманием творения, представляющие культуру русского населения Крыма. Почти все памятники русской культуры на полуострове являются объектами мирового значения и охраняются государством. Роскошный Воронцовский дворец в Алупке, Ливадийский дворец, Симферопольские Петропавловский православный собор, кафедральный Свято-Троицкий собор, церковь Трех Святителей, - все они как нельзя лучше отражают дух русского народа, его стремление к прекрасному и умение создавать это прекрасное собственными руками.
Несколько превосходных православных соборов, церквей, часовен находится в районах Ялты и Алушты. Все эти культовые сооружения действующие. В Севастополе уцелело немало строений, возведённых в русско-византийском стиле. Один из образцов такой архитектуры - Владимирский собор, воздвигнутый в 1881 году. В Симферополе ряд зданий, внесённых в список этнографических объектов, демонстрирующих русскую культуру, выполнен в стиле русского классицизма. В районе Симферополя есть русские села, образованные солдатами русской армии в конце восемнадцатого столетия.
Крым - это перекресток культур. Столь небольшая территория полуострова вместила в себя вековую историю множества племён и народов, основная часть которых продолжает сосуществовать и сегодня.