7


  • Учителю
  • Интегрированный урок Весна в произведениях художников и поэтов литературное чтение и изобразительное искусство

Интегрированный урок Весна в произведениях художников и поэтов литературное чтение и изобразительное искусство

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Интегрированный урок

изобразительное искусство и литературное чтение.

Учитель: Чесалина Светлана Александровна.

Тема урока: «Весна в произведениях художников и поэтов».



Цель урока: Создание образного представления о весне на основе восприятия поэтических и живописных произведений искусства.



Задачи: Формировать образное представление о весне.

Совершенствовать навыки выразительного чтения.

Создать условия для развития наглядно-образного мышления, воображения, устной речи, творческих способностей.

Способствовать формированию умения работать в группах.

Оборудование: Репродукции картин и портреты художников и поэтов.

Ход урока.

Ребята, прослушайте внимательно запись, а потом я попрошу вас ответить на несколько вопросов.

Что вы услышали?

(Журчание ручейков, пение птиц, крики грачей и т.д.)

Какую картину вы себе представили?

Как ее можно назвать? (Звуки весны).

Бегут ручьи, кричат грачи.

День прибывает, когда это бывает? (Весной)

Сегодня мы будем говорить о весне - прекрасном времени года, о том как художники и поэты изображают весну в своих произведения. Попробуем создать образное представление о весне на основе восприятия поэтических и живописных произведений искусства.

У каждого человека есть свое любимое время года .Есть свое любимое время года и у поэтов, композиторов, художников - пейзажистов. В своих произведениях они могут передать состояние природы с наибольшей полнотой передать волнующие их чувства, определенное настроение.

Как художники, композиторы, поэты воспевают красоту природы?

Художники …… ( пишут картины, красками, в цвете)

Композиторы …… (пишут музыку, звуками)

Поэты …… (пишут стихи, красивыми словами)

Класс разделился на три группы. Каждая группа получила задание выбрать понравившуюся картину художников о весне .Рассказать об этой картине и кратко о художнике, создавшем ее. Подобрать подходящие стихи к картине, выучить их наизусть и выразительно их рассказать.

Выступление первой группы.

Удивительный мир окружает нас - это мир природы. Уметь видеть его красоту помогают нам художники - пейзажисты. Одним из первых художников, который посвятил свое искусство родной природе, был Алексей Кондратьевич Саврасов (1830 - 1897).Родился он в Москве. Жили Саврасовы бедно. Одна радость была у мальчика -он любил рисовать. Очень хотелось ему стать настоящим художником. Саврасов поступил в московское училище живописи и ваяния. Успешно окончил его, а потом всю жизнь рисовал и учил этому других. Ученики очень его любили, так как это был очень добрый и скромный человек. Один из учеников Саврасова вспоминал, что, бывало, как только сойдет снег, Алексей Кондратьевич приходил к ним в мастерскую и сообщал словно про какое - то чудо: «Ступайте в Сокольники, фиалки уже распустились.… Там красота неизъяснимая!..- ведь весна - уже лужи, воробьи чирикают, хорошо!» И, примостившись где - нибудь на опушке леса или на берегу реки, будущие художники старались перенести в свои альбомы красоту весенней природы.

Оттаяло все, на березах капели.

Ребята, смотрите, грачи прилетели.

И с первого взгляда понятно всем сразу -

Весенний пейзаж, а художник? (Саврасов)

Интегрированный урок Весна в произведениях художников и поэтов литературное чтение и изобразительное искусство

Алексей Кондратьевич Саврасов написал свою удивительную картину «Грачи прилетели» в 1871 г. Какое хорошее и меткое название! Как будто кто - то, пробегая мимо , сообщил нам радостную весть. Но и теперь , как и прежде, в Третьяковской галерее, у небольшого полотна собираются люди и подолгу ее рассматривают. Саврасов так построил свой пейзаж, что хочется рассматривать его подробно - каждый предмет, каждую деталь. Наступила весна. Снег еще не везде сошел, но в воздухе носится предчувствие тепла. Картина Саврасова с поразительной точностью передает атмосферу весны .Создается ощущение, что ты не в классе, а сидишь в деревенском домике и смотришь в окно. Воздух чист и прозрачен, как хрусталь. По серовато - голубому небу плывут легкие белые облака. От земли идет легкий пар, хотя снег еще не совсем сошел. Он почернел, покрылся легкой корочкой, во многих местах растаял. В низинах много талой воды. На первом плане - грачи - первые вестники весны в наших краях. Они заняты важным делом: кричат, суетятся, перекликаются, спешат соорудить гнезда на ветках берез. У березок на снегу много птичьих следов. В стороне бежит грач, держа в клюве веточку. Березы не похожи друг на друга: одна из них искривилась, изогнулась в разные стороны; видно, что не пожалели их зимние ветры и метели. Людей на картине нет. И в то же время все говорит о том, что они где - то рядом. Мы почти ощущаем их, так как это они построили изгородь, дома, сараи, церковь. Люди скоро вспашут землю, засеют ее зерном. Посмотрите, какие нежные цвета в картине: бледно - голубые, беловато - серые, светло - коричневые. Бывают ранней весной дни, когда все кругом словно затянуто дымкой, и кажется, что небо, земля и деревья досматривают свои зимние сны. Но Саврасов хотел показать, что сон этот не глубокий - природа постепенно начинает оживать : трепещут солнечные блики на деревянной изгороди и тянутся к свету молодые березки. И слышно как в проталинах булькает вода. В тихом уголке русского селения художник увидел красоту пробуждающейся природы и с большой любовью показал ее людям. Сам Саврасов говорил, что без воздуха пейзаж - не пейзаж. Все на картине радостное и прозрачное.

К картине Алексея Кондратьевича Саврасова мы подобрали стихи Ивана Алексеевича Бунина и Николая Ивановича Рыленкова.





Иван Алексеевич Бунин

Бушует талая вода,

Шумит и глухо и протяжно.

Грачей пролетные стада

Кричат и весело и важно

Дымятся черные бугры

И утром в воздухе нагретом

Густые белые пары

Напоены теплом и светом.

Меж круглых рыхлых облаков

Невинно небо голубеет,

И солнце ласковое греет

В затишье гумен и дворов.

Весна, весна! И все ей радо.

Как в забытьи каком стоишь

И слышишь свежий запах сада

И теплый запах талых крыш.

Николай Иванович Рыленков

Кричат грачи, журчат ручьи

На все лады.

В снегу следы, не знаю чьи,

Полны воды.

Как будто кто - то шел без вех,

Без торных троп.

Ступая на этот гиблый снег.

И не утоп.

А грач, бросая тень крыла

В проем окна,

Твердит, что так пройти могла

Одна весна.

И, видя темный след в снегу,

Я сам не свой.

С крыльца высокого бегу

Вслед за весной.



Выступление второй группы.

Выдающийся мастер пейзажного жанра Исаак Ильич Левитан (1860-1900) все свое творчество посвятил изображению русской природы. Его произведения глубоки по содержанию и необычайно «прозрачны», ясны по форме. Картины Левитана обычно называют «пейзажами настроения». «Левитан был поэт русской природы, он был проникнут любовью к ней, она поглощала его чуткую душу…»- писал о художнике его близкий друг, живописец Константин Коровин. Ученик знаменитых пейзажистов Алексея Саврасова и Василия Поленова Левитан превзошел популярностью и своих учителей и многих других пейзажистов.

Возле леса дом с крыльцом стоит.

Снег везде еще лежит.

Но солнце припекает

И снег быстрее тает.

Небо голубое, яркое такое.

Март все-таки пришел,

К крылечку он тропиночку нашел.

Неподалеку лошадь, сани,

Что за картина? Догадайтесь сами!

Кто картину написал?

Ну, конечно…(Левитан).



Интегрированный урок Весна в произведениях художников и поэтов литературное чтение и изобразительное искусство

Картина «Март» написана Исааком Ильичем Левитаном в 1895 году, в период расцвета его творческих сил. Это один из самых поэтических пейзажей не только в русской, но и в мировой живописи. Глядя на эту картину, мы проникаемся тем настроением, которое нам хотел передать художник. Картина проникнута чувством ожидания и томления. Об этом говорит и смиренная лошадь с санями, одиноко стоящая неподалеку дома, которая ждет своего хозяина. Озаренная солнцем, она, очевидно, задремала от тепла ласкающих нежных весенних лучей. На переднем плане мы видим крыльцо и короткую желтую стену дома. Желтый цвет придает картине больше тепла и солнечного света. На шапке крыльца лежит снег, но создается такое впечатление, что снег-теплый, ведь он озарен яркими солнечными лучами! Скоро по стоку зазвенит капель. Дверь дома открыта, с минуты на минуту выйдет хозяин, которого так заждалась лошадка, и отправится в путь. Но главное, что нас привлекает в этой картине - это ожидающая весну природа. Небо безупречного голубого цвета говорит нам о том, что метелей не предвидится . Неужели пришла весна ? Подтаявшая дорога и не сброшенная осенняя листва на деревьях ждут перемен. Все ожидает прихода нового теплого сезона! Природа нежится в теплых солнечных лучах. Слева перед нами предстает лес, ожидающий весну. Хвойная зелень отбрасывает темные тени. Очевидно, что в лесу царит зимний холод, краски мрачные и темные. Солнечные мартовские лучи еще не успели обогреть хмурые сине - зеленые ели, а так хочется, чтобы солнце ярко - золотым светом озарило их насупившиеся кроны! Скоро это произойдет, ведь на дворе - март! Настроение пробуждающейся природы Левитан передал, главным образом, через изображение мартовского солнца - ослепительно яркого, радостного, лучезарного. Снег на картине тоже удивительный - его состояние Левитан передает с помощью множества цветовых оттенков - снег как будто дышит, блестит и тает прямо на глазах. Художник бесконечно влюбленный в тихую прелесть русской природы позволяет и нам прикоснуться к чарующему ее обаянию, услышать песню ее весеннего пробуждения.

Картину Исаака Ильича Левитана «Март», полную радостного возбуждения, поможет лучше воспринять стихотворение И.Калашникова.

Веселый март крича грачами

В бездоньи синьковых небес,

Звуча горячими лучами,

Ворвался в спящий зимний лес.

И снег обмяк и заслезился.

И не по - зимнему он бел,

Капелью звонкой с крыш полился,

Задумчиво поголубел…



Живописная тема пейзажа великолепно выражена в строчках Федора Ивановича Тютчева:



Еще земли печален вид,

А воздух уж весною дышит…

Еще природа не проснулась,

Но сквозь редеющего сна

Весну послышала она,

И ей невольно улыбнулась.



Выступление третьей группы.



Замечательный мастер лирического пейзажа Василий Николаевич Бакшеев (1862-1958) прожил, по сравнению со всеми другими русскими художниками, самую долгую жизнь - 96 лет. Возможно помогло ему в этом стремление постоянно бывать на природе, которую он тонко чувствовал и бесконечно любил. Его учителями в Московском училище живописи, ваяния и зодчества были А.К. Саарасов и В.Д,Поленов, его соучениками и ровесниками - А.Е.Архипов, И.И.Левитан, К.А.Коровин. Так что у него была прекрасная живописная школа, предопределившая умение мастерской передачи световоздушной среды и душевный, лирический настрой его живописи.





На картине Бакшеева в ряд.

Белоствольные березки стоят.

Яркое солнышко их озаряет,

Природа вокруг оживает.

Наконец, то пришла … (Голубая весна).



Интегрированный урок Весна в произведениях художников и поэтов литературное чтение и изобразительное искусство



Голубая весна - чудная картина пробуждающейся природы. Написал эту картину Василий Николаевич Бакшеев в 1930 году. На фоне весеннего лазоревого неба, стоят белоствольные березы - поэтический символ России. Лучи уже по - весеннему яркого солнца греют землю, только что сбросившую снежный покров. В радостном устремлении в бездонную лазурь неба тонких, еще безлистых березок чувствуется особая ликующая мелодия. Стволы деревьев словно купаются в чистом прозрачном воздухе, все живое тянется к теплу и свету. Художник подмечает разные детали, характеризующие приход весны: мягкость земли, голубые тени, гармонию форм, линий, тонких цветовых соотношений. С удивительным мастерством создал Бакшеев из стволов деревьев причудливое кружево, придающее композиции картины своеобразное ритмическое движение. Прозрачные тени, солнечные блики дополняют это движение, как бы вовлекая зрителя в радостный весенний хоровод. «Природа так многогранна, что всегда найдется, что о ней сказать, еще никем не сказанное. Вся история русского пейзажа - наилучшее этому свидетельство»,- писал В.Н.Бакшеев. Пейзаж « Голубая весна» - это слово о природе. Мотив картины предельно ясен и прост - деревья, окутанные голубой дымкой и согретые дыханием наступившей весны. Живописец сумел передать в нем свой душевный восторг перед великим обновлением природы, пробуждением новой жизни.

К картине Василия Николаевича Бакшеева «Голубая весна» подходят замечательные строчки из стихотворения Сергея Александровича Есенина:

Тот, кто видел хоть однажды

Этот край и эту гладь,

Тот почти березке каждой

Ножку рад поцеловать.

Никнут шелковые травы,

Пахнет смолистой сосной.

Ой вы, луга и дубравы,-

Я одурманен весной.



Вопросы:

1.Картины каких художников мы рассматривали на уроке?

2.Что нового вы узнали о творчестве художников - пейзажистов?

3. Назовите поэтов, написавших стихи о весне.

4. Какие средства художественной выразительности использовали художники, создавая картины?

5.Какие средства художественной выразительности использовали поэты, создавая стихотворения?

Домашнее задание:

Выполнить эскиз рисунка на тему: «Пришла весна и все ей рады».

Попробовать сочинить четверостишие о весне.





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал