7


  • Учителю
  • Проект 'История игрушек. Куклы. ' 4 класс

Проект 'История игрушек. Куклы. ' 4 класс

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала


Во все исторические эпохи игрушки формировали характер и способности ребёнка. Суть детских игр всегда оставалась неизменной, менялись только её формы и направленность, отражая дух своего времени. Однако первые игрушки создавались не для детей, а для взрослых и служили они не для игр и развлечений.

Во все исторически эпохи была игрушка была связана с процессом игры - ведущей деятельностью, в которой формируется типичный облик ребенка: ум, физические и нравственные качества.

Трудно, даже невозможно осознать все образы куклы, все повороты ее истории, все оттенки ее мистической власти. Нередко кукла или вообще любая игрушка, нейтральная в момент возникновения, позже обретает несомненное знаковое могущество, освещая дальнейшую жизнь своего владельца.
Можно даже сказать, что кукла - это судьба.

Выбранная тема показалась нам интересной потому, что кукла - самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства.
КУКЛА - ПЕРВАЯ среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид до наших дней. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.
Всюду, где селится и живет человек, от суровых заснеженных арктических просторов до знойных безводных песков пустынь, кукла - неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка.
Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа.





I. Введение

II. Исследовательская часть

1. История игрушек

2. История куклы

А) из чего делали кукол;

Б) основные категории кукол;

3. Виды кукол

А) куклы - обереги;

Б) тряпичные куклы;

В) обрядовые куклы;

Г) авторская кукла;

Д) кукла Барби

4. Интересное о куклах

III. История матрёшки

IV. Заключение

V. Дети и взрослые о своих игрушках: сочинения

VI. Приложение

Список используемой литературы


  • О чём могут рассказать игрушки?

  • Для чего создаются игрушки?

  • Могут ли игрушки говорить?

  • Привлечь внимание к истокам создания народной куклы и выделить её достоинства.


  • Воссоздать историю возникновения куклы;

  • Составить типологию кукол по признакам;

  • Сравнить традиционную народную игрушку с игрушками массового производства;

  • Установить причину невостребованности народной куклы;

  • Способствовать творческому самовыражению учащихся.

  • Содействовать развитию интеллектуальной культуры учащихся;

  • Воспитывать у учеников интерес и любовь к народному искусству;

  • Формирование эстетического вкуса учащихся;

  • Научить обрабатывать и обобщать полученную информацию;

  • Научить создавать и изготавливать игрушки из различных материалов.

  • Познакомиться с творчеством народных мастеров, делающих

  • игрушки из дерева, подробно о матрешках;

  • Нарисовать деревянные игрушки на уроках ИЗО;

  • Написать сочинения о своей любимой игрушке;

  • Попросить родителей рассказать о своих любимых игрушках;

  • Сделать вывод, нужны ли нам игрушки?

  • Игрушки нужны для того, чтобы развивать речь. Куклам можно доверить все свои тайны. Твоя игрушка никому не расскажет, никогда не обидит. Она (он) как преданный друг. Игрушка может заменить друга. Игрушки не умеют говорить, но они умеют слушать.

  • Игрушки созданы не только для игр, но и для подарков - сюрпризов.

  • Игрушки могут говорить, когда их озвучивает человек. Мы думаем, что игрушки делают для игры, для развлечения детей и взрослых, их можно дарить. Игрушки могут рассказать,

какой у них хозяин, бережет ли он их, какой национальности

игрушка, для чего создана.

  • Игрушки могут рассказать о том, что человек бедный,

богатый, чистоплотный. Игрушки создают для игры, красоты,

представления, купания.


Обсуждение плана работы учащихся в группе

Цель: задать направление поиска информации. При обсуждении информационных источников необходимо остановиться на достоверности источников информации.

Ученики продумывают пути проведения своих исследований: опрос, посещение библиотеки, наблюдение, беседа с родителями, учителем, работа с компьютером, изготовление игрушек, обработка сведений и оформление результатов исследования.



В работе представлены материалы, освещающие пути появления в обществе игрушек,

от первобытного строя до современного общества. Выявлена роль игрушки в обществе. в

А также в жизни ребенка - от момента появления на свет, до его вхождения во взрослую жизнь. Проект знакомит с творчеством народных мастеров, делающих игрушки-сувениры.


Древние рабовладельческие общества Египта, Греции и Рима оставили последующим поколениям бесценные сокровища материальной и духовной культуры. Игрушка выступает своеобразной иллюстрацией эпохи, поэтому изучая ее можно встретить много интересного.

Как и сегодня, первой игрушкой ребенка в древности была погремушка. В Древней Греции и Риме погремушки дарили новорожденному. Постукивая этими погремушками, матери и кормилицы напевали колыбельные песни. Еще эти предметы имели и иное назначение. От первобытных времен сохранилось поверье, что трещотки своим шумом отклоняют злых духов и тем самым оберегают ребенка. Много погремушек найдено при раскопках древнеримского города Помпеи. Это были погремушки различных видов: трещотки, кретала, систра. Трещотка, найденная в Помпеях, состоит из небольшого диска на рукоятке, снабженного бубенчиками. Кретала делались из деревянных или металлических пластинок, соединенных на одном конце. Устройство систра также просто. На каждом из двух поперечных стержней находится по три металлических пластинки, которые воспроизводят звук при движении стержней.

Самые ранние, известные нам игрушки Древнего Египта датируются серединой III тыс. до нашей эры. Это деревянные долгурки коров. В Древнем Египте мы впервые встречаем игрушки с несложным механизмом движения. Это "Крокодил" и "Тигр". Древние мастера изображали их с большим знанием повадок и характера. Эти миниатюрные деревянные игрушки с помощью несложного проволочного механизма, приводимого в движение рукой ребенка, открывали пасть. Интересна игрушка, изображающая раба, месящего тесто. Если фигурку потянуть за нитку, она начинает двигаться вверх-вниз по наклонной дощечке. "Месильщик теста" - это прототип всякой народной игрушки. Этот древнейший принцип конструкции неоднократно использовали и русские мастера народной игрушки. Вспомним болеродскую игрушку "Кузнецы". И тут и там главное передано движением, все остальное условно и скупо.

Сравнительно позднее в игрушке возник образ коня. О существовании колесницы и лошади египтяне узнали от кочевых племен, завоевавших Египет в нач. I тыс. до н. э. Известны кони-каталки, сделанные в V в. до н. э. Изготовление коня было одной из самых любимых игрушек детей Древней Греции. Большинство миниатюр коней и всадников сделаны из глины. Образ коня давался обобщенно, но имел ряд реалистических элементов.

Крупнейшее событие гомеровской Греции - Троянская война - нашло отображение не только в литературе. Известна игрушка "Троянский конь", которая, возможно, копировала в миниатюре громадного коня, с помощью которого хитроумный Одиссей взял Трою.

Конечно, многие деревянные игрушки не дошли до нас, сохранились лишь из глины, кости и металла. На миниатюрном античном сосуде, хранящемся в Эрмитаже, находим изображение детской двухколесной каталки с длинной ручкой и маленьким четырехугольным кузовом на оси, куда мог сесть ребенок.

В глубокой древности возник и такой известный нам вид игрушки, как кукла. Самым древним египетским куклам около 4 тыс. лет. Вырезались они из тонких дощечек и раскрашивались геометрическим узором, символизирующим одежду. Головы кукол украшались париками из деревянных и нитяных бус. Но служили эти куклы не детям, и взрослым и были связаны с различными формами религии той эпохи.

Древнейшие египетские куклы были погребальными дарами и призваны скрасить одиночество умершего. Считалось, что человеческие изображения могут оживать и влиять на судьбы людей. Античные Греция и Рим оставили нам довольно большое количество кукол. Многие из них продолжали носить культовый характер. Девушки бережно хранили эти куклы до замужества и в канун свадьбы приносили их в дар богиням Артемиде, Венере. Но были и игровые куклы. Делались они из глины, дерева и часто были подвижны. Руки и ноги прикреплялись к телу с помощью ниток и палок. Более тщательно, из дорогих материалов, выполнялись куклы для детей знати.

Особую роль как в жизни детей, так и взрослых играли куклы-марионетки. Платон в "Законах" сравнивал человека с игрушкой, а наши страсти с нитями, которые приводят ее в движение.


Люди создали скульптуры богов, дали им имена, было кому поклоняться и просить о чем - либо. Делали эти скульптурки в виде человеческих фигур. Вероятно, это и были первые куклы, которые и облегчили первобытному человеку жизнь.

Первобытные люди разыгрывали сцены удачной охоты и лепили для этого фигурки людей и животных. Эти фигурки и есть первые куклы человечества.

Было время - куклы спасли людям жизнь, заменив человека в обрядах жертвоприношения. Кому-то в голову пришло взять обыкновенное полено, обрядить его в платок и сарафан и принести в жертву богам. Так кукла - полено спасла человека.

Куклам, как будто, не предавали особого значения, но теперь по прошествии времени, выясняется, что без кукол не обходился не один праздник (н-р:Масленица)

Самым знаменитым центром изготовления кукол в древности был город Сардес в Древней Греции В Лидии. Они уже тогда умели делать куклы из глины, слоновой кости, гипса, воска, куклы могли сгибать в суставах руки и ноги, иметь прически из натуральных волос и одежду из тончайших тканей. Стоили такие куклы необычайно дорого.

Столицей кукольного царства является город Сергиев Посад.

В Сергиевом Посаде находится единственный в мире институт игрушки, где разрабатываются её новые виды.

В Сергиевом Посаде существует Музей игрушек, по которым можно изучать кукольную историю.


Обычно, когда звучат слова «история куклы», первое что приходит на ум, что речь пойдет о том, как развивались эти игрушки, от простейших примитивных соломенных и тряпичных кукол до современных, пластиковых, почти «живых», оснащенных всякими интересными возможностями. На самом деле, увы, никакой «истории» у кукол-игрушек нет. И развития, как такового, тоже не было. Это удивительно, но лишь на рубеже 19-го и 20-го веков произошел однократный и резкий скачок, в ходе которого эти игрушки сделали шаг из средневековья в современную эпоху. Все тогда поменялось резко и в одночасье. Так получилось, что старшие дочери в семьях играли самодельными тряпичными

куклами, а младшие - уже фабричными фарфоровыми. Разумеется, профессия кукольника существовала и в средние века, и в эпоху возрождения, и во время наполеоновских войн. Их творения до сих пор можно видеть в музеях.

Почему дети не допускались в прежние времена до этих чудесных созданий, сейчас остается только гадать. Возможно, играла роль чрезвычайная дороговизна «хороших» кукол и их маленькая прочность (тогдашние материалы не отличались надежностью), возможно суеверия, - ведь эти куклы так были похожи на живых людей, а кое-где до сих пор верят, что, причинив вред кукле, можно тем самым причинить вред человеку, на которого она похожа.

Но как бы там ни было, так сложилось, что вплоть до второй половины девятнадцатого века «настоящими» куклами владели только взрослые, а детям доставались в удел домашние «самоделки» из соломы и тряпок. Обидно, согласитесь. Меж тем, взрослые для своих кукол не скупились. Для них придумывали поистине драгоценные наряды, в которых использовались и драгоценные камни, и жемчуг, и золотые нити. А технологии их изготовления не уступали порой по сложностям «военным технологиям» тех времен.



  • Куклы Древнего Египта делали из дерева и ткани. Самые старые египетские куклы сделаны примерно около 4 тысячи лет назад. Они были вырезаны из глиняных дощечек, украшенных геометрическими фигурами, а головы украшали шариками из различных бус. К тому же они не имели ног, чтобы не могли убежать от хозяина.

  • Древний Китай - глиняные куклы;

  • В Афинах - примитивные деревянные куклы;

  • Индейцы Северной Америки мастерили кукол из кукурузы;

  • В Африке, Австралии и Южной Америке их мастерили из пучков соломы.

  • Первые европейские куклы делали из глины и дерева.

  • Археологи при раскопках древнеегипетских гробниц нашли пра-пра -пра... кукол с туловищем, с руками и ногами, имеющими плечевой, локтевой и коленный суставы. До этого времени игрушки были более чем простого вида и изготавливались из золы, воды, деревяшки или куска ткани.

  • Большое количество кукол также было найдено на территории Древней Греции и Рима.

  • Куклы на тот момент были либо культовыми, которых девушки бережно хранили до замужества, а в канун свадьбы приносили в дар богиням Артемиде и Венере, либо игровыми - из глины, дерева, с подвижными руками и ногами, прикреплявшимися к телу с помощью кукланиток и палочек.

  • Симпатичные куклы шестнадцатого, семнадцатого, восемнадцатого, девятнадцатого веков, сделанные из гипса, дерева или фарфора, вопреки распространенному мнению, игрушками не являлись. Они служили для украшения дома, для обрядовых целей, для домашних спектаклей и даже - государственными наградами.


По своему назначению куклы делятся на три большие группы:

  • куклы - обереги;

  • игровые куклы;

  • обрядовые куклы;

По способу изготовления подразделяются на три основные

категории:

  • Первая: уникальные куклы, которые выпущены в единственном экземпляре. Изготавливаются они из специального пластика, позволяющего вырисовывать мельчайшие детали.

  • Вторая категория - куклы из классического фарфора.

  • И третья категория - текстильные куклы, которые могут быть сделаны хоть из чего: любых лоскутков ткани, кусочков проволоки.


  • У таких кукол не изображалось лицо. Отсутствие лица говорило о том, что кукла - вещь неодушевленная, а значит не доступная для вселения злых сил. В наряде у куклы должен тоже быть смысл - присутствовать красный цвет, цвет тепла, солнца и света. Должен быть узор, он же «призор», «присмотр».

  • Делали куклу - домового, который являлся Берегиней домашнего очага.

  • Огородное пугало, которым мы отпугиваем птиц от огородов и садов не что иное, как оберег.


Куклы в древности служили обрядовым символом, они участвовали в магических заклинаниях и мистериях. Считалось, что при изготовлении обрядовых кукол недопустимо использовать колющие и режущие предметы, которыми человек мог пораниться. Поэтому тряпочки и нитки для будущих кукол нужно было не резать, а рвать. Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Многие куклы-талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления. И когда наступала пора, бабушка доставала из заветного сундука волшебных куколок, разноцветные лоскутки, мотки ниток и начинала обучать внучку старинному искусству кукольного рукоделия.


Приблизительно в середине ХХ века появился новый вид искусства - авторская кукла. Вероятно, зарождение этого жанра было своеобразной попыткой художников отстраниться от агрессивного искусства эпохи НТР, уйти от хаоса современной жизни в совершенно иное, камерное пространство, создать в нем свои правила игры.

Сегодняшние технологии далеко шагнули вперед, и современные мастера делают кукол из многих материалов: из классического фарфора, современных пластиков и даже текстиля.

За последнее десятилетие изысканные фарфоровые куклы художницы из Новой Зеландии Jan McLean, покорили сердца коллекционеров всего мира. Эти работы обладают необыкновенным свойством завораживать даже самых взыскательных знатоков.


  • В Чехословакии, в захоронении "Брно-2" найдена маленькая фигурка из мамонтовой кости. Её конечности были подвижно прикреплены к туловищу. Некоторые исследователи предлагают считать эту находку началом истории куклы. Фигурке из "Брно", по самым приблизительным подсчетам, 30-35 тысяч лет.

  • В католических храмах Италии и Испании, наряду с обилием крашеной скульптуры, часто встречаются куклы, изображающие Деву Марию с младенцем и апостолов. Фигуру Богоматери называли «Марион» или «маленькая Мария», откуда и пошло слово «марионетка».

  • В Россию первые куклы с восковыми личиками и пышными париками были привезены из Англии, Франции и Германии в XVIII веке, и наши мастера быстро освоили их производство. Но позже, во время революции, фарфоровые красавицы были отменены как пережитки буржуазного прошлого.


  • Звание самой первой эксклюзивной художественной куклы присвоено восковой статуэтке "Маленькая танцовщица". Она была создана в единственном экземпляре во Франции в 1881 году знаменитым художником Эдгаром Дега. Кукла была одета в самое настоящее тканевое платье и представлена широкой публике на выставке.

  • 1790-ые - появилась первая русская матрешка

  • 1887 - Йоханом Мезелем изобретена говорящая кукла. В 1820-м она была модернизирована Томасом Эдисоном - в куклу вмонтировали фонограф.

  • 1965 - Стэнли Вестон создает куклу для мальчиков. Герой заимствован из телешоу и назван Лейтенантом Джо. К удивлению многих производителей игрушек, убежденных в том, что мальчики не играют с куклами, Джо становится более популярным, чем телевизионный герой.


Завершая работу можно прийти к выводу, что русская народная игрушка и игрушка вообще является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Через игрушку и игру ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе.

Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. Если детям в семьях неуютно, то и кукол наказывают. Волокут по полу, кормят ненавистной кашей и оставляют в темной комнате. В играх с куклами дети учатся фантазировать, общаться, проявлять милосердие, тренируют память.

Не выбрасывайте старую куклу, лучше её помыть, причесать, сшить новую одежду. Все эти действия - уроки бережливости, чуткости, внимания, доброты. Куклы нас развлекают, поучают, воспитывают, украшают дом, служат объектом коллекционирования, хорошим подарком.

Если очень захотелось, можно сделать свою куклу, не ограничивая себя в своих фантазиях. У неё будет свой характер и яркая индивидуальность. Игрушки из глины и дерева, из соломы и бересты, из теста или бисера… Игрушки-обереги и игрушки -потешки, бирюльки и свистульки… Игрушки согреты теплом человеческих рук, красочно расписанные мастерами и умельцами, издавна дарящие любовь и доброту.


НАРОДНАЯ ИГРУШКА - ЭТО НЕ ТОЛЬКО КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ, МУЗЕЙНЫЙ ЭКСПОНАТ ИЛИ СУВЕНИР ДЛЯ УКРАШЕНИЯ ИНТЕРЬЕРА. ОНА И СЕГОДНЯ МОЖЕТ НЕ ПРОСТО УДИВИТЬ ИЛИ ОБРАДОВАТЬ МАЛЫША, НО И УСПЕШНО СПРАВИТЬСЯ С ЕГО ОБУЧЕНИЕМ ДАЖЕ САМЫМ СЕРЬЁЗНЫМ НАУКАМ.



КНИГИ:

"Русские художественные промыслы" О.С.Попова;

"Ремёсла на Руси" издательство "Художник РСФСР";

серия "Народные промыслы";

ЖУРНАЛЫ:

"ПО фольклорным островам";

"Традиции, обычаи, обряды";

"Весёлое новогоднее", "Праздник",

серия "Искусство детям";

мультимедиаиздания (энциклопедия "Кирилла и Мефодия");

Интернет


  1. Русская народная игрушка - особый вид народного творчества.

  2. Игрушка - традиционный, необходимый элемент воспитательного процесса.

  3. Игрушка формирует характер, поведение и представление об окружающем мире, т.е. формирует личность ребенка.

  1. Доступность изложения проекта.

  2. Систематизация знаний по отдельным разделам предмета.

  3. Самостоятельность в выводах по изучаемой проблеме.

Работа ориентирована на учителей начальных классов, а также на учителей изобразительного искусства и трудового обучения, так как проект имеет исторические сведения, разработку урока, организованную выставку рисунков и поделок.





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал