7


  • Учителю
  • Урок-игра по произведению Михаила Зощенко 'Не надо врать'

Урок-игра по произведению Михаила Зощенко 'Не надо врать'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Тема урока М. Зощенко «Не надо врать». Урок-игра «Мудрые советы».

Целевые установки урока (планируемые результаты):

Предметные: ориентироваться в тексте произведения, быстро находить нужные эпизоды, воспроизводить события, описываемые в рассказе по необходимости, находить доказательства в тексте; характеризовать главных и второстепенных героев произведения.

Метапредметные:

Регулятивные: формулировать учебную задачу урока; включаться в игру и в нужный момент перестраиваться на учебную деятельность; контролировать себя в процессе игры (не заигрываться); рефлексировать по поводу своих успехов и неуспехов.

Познавательные: выбирать из текста нужные для анализа фрагменты, анализировать характеры и чувства героев, выделять основную мысль произведения, делать выводы и обобщения по итогам анализа.

Коммуникативные: делиться своими размышлениями, впечатлениями, дослушивать товарищей по классу до конца, не перебивая, проявлять эмпатию по отношению к героям произведения и своим одноклассникам.

Личностные: осмыслить урок, преподнесённый родителями Лёли и Миньки, воспроизводить наизусть заповедь, которой всю жизнь придерживался писатель Зощенко, высказывать стремление пользоваться ею в своей жизни.

Оборудование к уроку: тексты рассказа «Не надо врать», электронная доска, мульти-медиа-проектор, компьютер, распечатки текста на отдельных страницах для пометок учащихся.


  1. Целеполагание. Формулировка учебной задачи.

Читает ученик:

Если вы гуляли в шапке,
а потом она пропала, -
не волнуйтесь, дома маме
можно что-нибудь соврать.
Но старайтесь врать красиво,
чтобы, глядя восхищённо,
затаив дыханье, мама
долго слушала враньё.
(Григорий Остер)

- Что вас рассмешило?

- О чём говорит автор? (даёт совет)

- Хороший ли совет, дельный? Вы его принимаете? (Нет, тайное всегда становится явным)

- Знакомы ли вам произведения, в которых герой (герои) используют враньё, прибегают ко лжи? (Зощенко «Не надо врать», «30 лет спустя)

М.Зощенко посвятил детям цикл комедийных рассказов «На примерах из личного опыта». Он исподволь, деликатно и весело подсказывал и советовал детям не кем быть, а какими быть. Среди них бесспорные шедевры «Елка», «Не надо врать», «Галоши и мороженое».
Эти «алмазы смеха и радости» способны лучше всякого лекарства приходить на помощь в трудные минуты жизни.

Сегодня мы продолжим изучать мудрые советы Зощенко. Я предлагаю вам стать реальными участниками тех событий, о которых идёт речь в рассказе «Не надо врать», почувствовать ситуацию как бы изнутри, побыть на месте героев произведения. Какую учебную задачу можем спланировать?

  • (Лучше узнать героев, их характеры, понять их мысли и чувства, выявить основную мораль произведения и главную мысль).

  1. Работа с текстом в форме игры.

  1. Оглашение правил.

- Кто из вас знает, без чего не может быть игры? (без правил)

  • Верно, поэтому сейчас я расскажу правила игры, которых мы должны будем придерживаться.

  • Работать будете в группах. Поэтому вспомните правила работы в группе. У каждой группы будет один из героев произведения, которого вам надо защитить или оправдать в сложившейся ситуации - мысленно ставите себя на место своего героя, выступаете с защитной речью, обосновывая свою позицию. Те из вас, кто приводит больше убедительных аргументов, получают бонус, т.е. один убедительный аргумент - один бонус. Кто наберёт больше всех бонусов, будет считаться победителем в этой игре.


  1. Характеристика героев произведения (фронтально, можно записывать на доске характеристики героев)

- В какую ситуацию попал наш герой Минька и мы с ними тоже?

- Каким вы увидели Миньку, опишите его, дайте ему характеристику (учитель может делать записи на доске).

  • Какой увидели Лёлю, его сестричку? Опишите её и дайте ей характеристику.

  • А каким вы представляете учителя?


3. Физминутка.

  • Я буду зачитывать отрывки из произведения.

  • Если - да - 2 хлопка

  • Если - нет - топаете 1 раз ногой.


  1. Идентификация с героями произведения, выстраивание аргументов защиты. (работа в группе)

- Представьте себя на месте героя, которого вы защищаете и оправдываете в данной ситуации.

  • Начните свою защиту так: «Мы представили себя на месте учителя. Я совсем не такой, каким вы меня увидели…. и т.д.». (дети защищают своих героев, приводят доказательства своих мыслей, после каждого такого выступления всем классом решают, сколько бонусов можно дать за такую защиту).

1 группа - Минька

2 группа - Лёля

  1. группа - учитель


5. Выводы и обобщения по прочитанному.

  • Итак, в ходе игры мы постарались рассмотреть каждого героя с разных сторон. Сначала мы смотрели на них как бы со стороны, а потом попробовали побыть на их месте, чтобы почувствовать их состояние и то, как они себя ощущают в данной ситуации. Мы увидели не только плохое, но и хорошее, очень важное для современных людей. Благодаря такому умению, человек воспринимает в мире не только белый и чёрный цвет, но учится различать и их оттенки, особенно в человеческих отношениях.

  • Какие главные слова были сказаны папой Лёли и Миньки, которые мы тоже должны запомнить. Может быть, для кого-то из вас они станут девизом жизни так же, как и для писателя Михаила Зощенко.

  • Какую мудрость вы открыли сегодня для себя при работе над рассказом Зощенко?

  • Поднимите руку те, кому захотелось поделиться этой мудростью с кем-нибудь из близких людей. С кем именно? Поделитесь с нами.

III. Итог урока, рефлексия и самооценка.

  • Понравилась вам такая необычная игра?

  • Какое важное умение вы приобрели сегодня через игру?

  • Что было трудным на уроке? Почему это оказалось трудно выполнить?

  • Оцените свои достижения, посчитав все бонусы. (после этого объявляется победитель игры).

  1. Домашнее задание.

В качестве домашнего задания можно предложить детям вспомнить подобные ситуации из своей жизни, написать об этом мини-сочинение.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал