- Учителю
- Рабочая программа по музыке (3 класс)
Рабочая программа по музыке (3 класс)
тематическое планирование 3 класс
№ урока
Тема урока
Элементы содержания
Планируемые результаты
Предметные
Метапредметные
Личностне
Первая четверть: Характерные черты русской музыки
1.
Истоки русской музыки. Исследование понятия «русский дух», «душа народа»
Происхождение и значение слов «род, родня, Родина, родник». Природа русской музыки. М.И.Глинка «Патриотическая песня»,
Хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин», «Вальс-фантазия»;
Р.н.п. «На горе- то калина», «во поле береза стояла».
- формировать первоначальные представления об общих интонационных корнях народной и композиторской музыки;
- понимать роль музыки в жизни человека.
- передавать свои впечатления в устной и письменной форме.
- высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни;
- пропевать главные интонации (мелодии) р.н.п.
2.
Как это бывает, когда песни умирают.
Природа русской народной музыки. Происхождение народных инструментов. Гусли.
- распознавать выразительные и изобразительные особенности музыки и эмоционально откликаться на них;
- определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему муз. жанру.
- развивать навыки исследовательской художественно-эстетичской деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов).
- понимать необходимость сохранения фольклорной культуры, древних музыкальных инструментов;
- выразительно исполнять народные песни.
3.
Праздники на Руси (народные и православные).
Народная музыка в творчестве композиторов Татарстана
Русский костюм, праздничные действа.
Р.Еникеев «Стрекоза и муравей» (татарская народная песня «Зятек»)
-выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, рисунке, жесте, пении и т.д.
- исследовать интонационно-образную природу русского музыкального искусства;
-наблюдать за разнообразными явлениями в жизни искусства и оценивать их;
- участвовать в музыкально-эстетической жизни класса ;
-раскрывать образный строй художественных произведений.
- понимать необходимость сохранения фольклорной культуры;
- выразительно исполнять народные песни.
4.
Особенности русского национального композиторского искусства. Первая русская композиторская школа.
Определение основы славянских музыкальных интонаций. Знание имен композиторов «Могучей кучки».
-сравнивать музыкальные и речевые интонации. -выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.
-знать имена композиторов «Могучей кучки».
5. 6.
Мелодия- душа русской музыки. П.И.Чайковский
П.И.Чайковский
Финал симфонии № 4; «Я ли в поле да не травушкой была»;
«У камелька»,
«На тройке»;
В.Герчик «Осенние листья»
- сопоставлять различные образцы народной профессиональной музыки;
-определять их сходство и различия.
-знать имена корифеев русской музыкальной культуры, знать названия их произведений;
-различать на слух интонации (мелодии) композиторской музыки.
7. 8.
Понятия «русская» и «российская» музыка- общие черты и различия. М.П.Мусоргский
Ф.И.Шаляпин
М.П.Мусогский
«С няней», «В углу»,
«Жук», «Богатырские ворота», «Гопак»,
«Трепак» (в исполнении Ф.И.Шаляпина)
-распознавать выразительные и изобразительные особенности музыки и эмоционально откликаться на них;
-использовать различные формы индивидуального и коллективного музицирования.
-раскрывать образный строй «русской» и «российской» музыки;
-сравнивать и находить ассоциативные связи в музыке;
-передавать свои впечатления в устной и письменной форме.
-высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и идеалах шедевров музыкального искусства прошлого и современности;
-исполнять народные и современные песни.
9.
Тест-викторина по теме «Характерные черты русской музыки»
Музыка моего народа
Угадай мелодию. Конкурс на лучше исполнение любимой песни.
«Аллюки» (протяжная)
«Сэембикэ китеп бара»
(истоическая)
Вторая четверть: Народное музыкальное творчество - энциклопедия русской интонационности
10.
Народная песня в царских палатах. Иван Грозный (песнопения), скоморохи и народная музыка.
М.П.Мусоргский
«Как во городе было во Казани», «Сцена кормилицы, Федора и Ксении» из оперы «Борис Годунов»
«Туган тел» и «Эни кирэк» («Мама») муз.М.Шамсутдиновой, сл.Р.Миннуллина
-применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе музыкального произведения.
-участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов.
-работа с различными источниками информации;
- стремление к самостоятельному общению с искусством;
-развитие навыков исследовательской деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов).
-уметь выявлять истоки интонационного склада народной музыки
11.
Былины. Подлинные мелодии народного сказителя и фольклориста Рябинина.
Про Вольгу и Микулу… и другие былины;
А.Лядов «Былина»;
«Фантазия» на темы И.Т.Рябинина для ф-но с оркестром;
Былины «Алеша Попович и Тугарин (Сокольник);
«Ой, по морю было, по морюшку», «Садко и морской царь» (Онежская старина)
- разучивать и исполнять былинные напевы;
-высказывать суждения о нравственных ценностях музыкального искусства прошлого.
12.13.
Народный эпос.
Н.А.Римский-Корсаков.
Симфоническая картина «Садко» и фрагменты оперы «Садко» (1 и 2 картины)
Популярные детские песни (разучивание, пение)
-распознавать выразительные и изобразительные особенности музыки и эмоционально откликаться на них. Сравнивать музыкальные и речевые интонации
-выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства (литература).
- разучивать и исполнять былинные напевы;
-высказывать суждения о нравственных ценностях музыкального искусства прошлого.
14.
Историческое прошлое в композиторской музыке. Н.А.Римский-Корсаков, С.Прокофьев
Н.А.Римский - Корсаков «Сеча при Керженце»,
С.С.Прокофьев «Вставайте, люди русские» из кантаты «Александр Невский»,
р.н.п. «Про татарский полон»
Популярные детские песни (разучивание, пение)
-уметь находить взаимодействия между музыкой, литературой и ИЗО, выражать их в размышлениях о музыке, рисунках.
-выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства (литература).
-находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
15.
Образ русских князей. А.П.Бородин.
Музыка моего народа
«Половецкие пляски»,
«Плач Ярославны» из оперы «Князь Игорь»
«Бишек жыры» (колыбельная)
-уметь высказывать свои размышления о музыке, определять ее характер, основные интонации, устанавливать взаимосвязи с жизненными образами.
-находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства
- формирование основ Российской гражданской идентичности;
-формирование осознанных эстетических предпочтений;
-развитие навыка певческого дыхания, кантиленного пения
16.
Тест-викторина по теме четверти
Угадай мелодию, конкурс на лучшее исполнение любимых песен.
-анализировать выразительные и изобразительные интонации; применять знания средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного произведения и в исполнительской деятельности.
-заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации культурного досуга;
-передавать свои впечатления в устной и письменной форме.
Третья четверть
17. 18.
Н.А.Римский-Корсаков- чудесный «дед- сказочник»
Опера «Снегурочка»: ария Снегурочки,
третья песня Леля,
хор «Прощай, масленица», песня Яриле-Солнцу; фрагменты м/ф «Снегурочка»
-обогащение представлений учащихся о музыке русского народа;
-сопоставление особенностей стиля, языка, творческого почерка русских композиторов
- работа с разными источниками информации;
- стремление к самостоятельному общению с искусством.
- формирование ориентации на мотивы и чувства;
- знать тематическую направленность творчества и основные произведения композитора;
-овладевать певческими навыками, выразительно, эмоционально исполнять разучиваемые произведения.
19.
Обзор творчества композитора.
Фильм «Н.А.Римский-Корсаков»
-уметь высказывать размышления о музыке: определять характер, интонации - вопрос, восклицание, жалость, радость, устанавливать взаимосвязи с жизненными образами.
-составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера совместно с учителем
20.
Истоки русского классического романса.
От крестьянской песни к городскому романсу
«Вниз по матушке по Волге», «Вечерний звон», «Эй, ухнем», «Дубинушка» (в исп. Ф.И.Шаляпина);
Ямщицкие песни: «Степь да степь кругом», «Вот мчится тройка почтовая»
-накопление впечатлений от знакомства с различными жанрами музыки (простыми и сложными - народная песня, кантата, опера).
-развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов).
-различать простые жанры вокальной музыки (народная песня, романс);
21.
Любовная лирика. Городская лирика. Романсы Гурилева, А.Варламова, А.Алябьева
Песни в исполнении ФИ.Шаляпина, «Светит месяц», «Не велят Маше», «Ноченька», «Тонкая рябина»
Популярные детские песни (разучивание, пение)
-сравнивать музыкальные и речевые интонации.
-определять их сходства и различия.
-выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.
- раскрывать образный строй художественных произведений;
-оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных ситуаций.
-различать интонационную сферу классического романса (А.Гурилева, А.Алябьева, А.Варламова);
-напевать мелодии крестьянских песен, романсов, выражая интонацией психологическую насыщенность содержания.
22.
Старинный романс. Городской салонный романс. Лирический романс.
В.Абаз «Утро туманное», Н.Листов «Старинный вальс»;
А.Варламов «Красный сарафан»,
«Колокольчики»,
«Домик-крошечка»,
«Матушка-голубушка»
23.
Народная песня, вариации, обработка.
Народная музыка в творчестве композиторов Татарстана
Интонации русской песни в творчестве композиторов.
«Вниз по матушке по Волге», «Коробейники», «Среди долины ровныя»,
«Тонкая рябина»
А.Леман «Татарская рапсодия»,
Л.Батыр-Булгари, ст.А.Рашита «Кояш ил» (Солнечный край)
-применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе музыкального произведения.
-передавать в собственном исполнении (пение, игра на инструментах, движении) различные музыкальные образы.
- раскрывать образный строй художественных произведений;
-определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
-определять композитора незнакомой музыки по характерным для него принципам использования народного фольклора
24.
Два пути - точное цитирование и сочинение музыки в народном духе.
Интонационные особенности народной музыки в творчестве композиторов.
«Догорай, моя лучина»,
«Вечерний звон»,
«Дубинушка»
-выражать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности.
-анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии.
-применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе музыкального произведения.
- выявлять особенности взаимодействия музыки;
- заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при посещении концертов, театров.
-высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и идеалах шедевров музыкального искусства прошлого и современности;
-исполнять народные и современные песни;
-формирование осознания своей этнической принадлежности
25.
Обрядовость как ведущее начало русского фольклора.
Свадебные песни.
Свадебный обряд «Рязанская свадьба»;
Свадебные песни «Не по погребу бочоночек», «Как не по мосту»
26.
Тест- викторина по теме четверти.
Угадай мелодию. Конкурс на лучше исполнение любимых песен.
-участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов.
-заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации культурного досуга;
-передавать свои впечатления в устной и письменной форме.
-различать на слух народную музыку и музыку, сочиненную композиторами в народном духе;
- исполнять народные и современные песни.
Четвертая четверть
27.
Протяжная песня.
Рекрутские песни.
Рекрутские песни.
«Ой, летел, летел»,
«Ты взойди, ясно солнышко»,
«Поле чистое, турецкое»,
«Солдатушки, бравы ребятушки»
Популярные детские песни (разучивание, пение)
-участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов, исполнять, инсценировать песни.
-формирование умения испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину, сопереживать им в радостях и бедах
- развивать певческие навыки(дыхание, дикцию, интонацию);
-уметь выразительно исполнять разучиваемые песни.
28.
Частушки, страдания, игровые, хороводные песни.
Народная музыка в творчестве композиторов Татарстана.
«Частушки под язык»,
«Дудик-дудик» и др., страдания, «Со вьюном я хожу», хоровод «Во поле береза стояла»; плясовые «Камаринская», «Калинка»;
Н.Жиганов. Фантазиина темы татарских народных песен «Сандугач-Кугарчен» и «Тафтиляу»
-распознавать особенности народной музыкально- поэтической речи. -участвовать в концертном исполнении песенного репертуара класса
-учиться выполнять различные роли в группе;
- учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему
-исполнять различные по образному содержанию народные песни. -овладевать приемами мелодического варьирования, подпевания.
29.
Композиторская музыка для церкви. Хоровая музыка на религиозные тексты- значимый пласт русской музыкальной культуры
С.В.Рахманинов
«Полюбила я на печаль свою», «Вокализ», «Ныне отпущаеши», «Богородице Дево, радуйся»
-сравнивать музыкальные и речевые интонации.
-распознавать выразительные и изобразительные особенности музыки и эмоционально откликаться на них.
- передавать свои впечатления в устной и письменной форме;
- развивать навыки исследовательской деятельности.
- решать творческие задачи, участвовать в исследовательских проектах;
- различать интонационно-мелодические особенности духовной музыки
30.
Музыка в храме, молитва в музыке русских композиторов.
Духовная музыка татар.
П.И.Чайковский «Детский альбом»;
М.И.Глинка фрагменты из оперы «Иван Сусанин»
«Мунаджат матери» (духовные песни)
Популярные детские песни (разучивание, пение)
- понимать роль хоровой музыки на религиозные тексты и русского церковного пения в жизни человека.
-знать имена и наиболее значимые произведения отечественных композиторов
-учится слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
- размышлять о роли музыки в церкви и особенностях интонирования русского церковного пения.
31.
Русские композиторы современности.
С.В.Рахманинов и Д.Б.Кабалевский
Фортепианный концерт d-moll, тема Третьего фортепианного концерта С.В.Рахманинова;
Д.Б.Кабалевский «Наш край», Концерт для скрипки с оркестром (2 часть)
-распознавать и оценивать выразительность музыкальной речи, ее смысл.
-соотносить особенности музыкальной речи разных композиторов.
-заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации культурного досуга;
-передавать свои впечатления в устной и письменной форме.
- развитие чувства прекрасного на основе знакомства с мировой и отечественной музыкальной культурой;
-развитие вокально-хоровых навыков;
- формирование осознанных устойчивых эстетических предпочтений
32.
И.Стравинский «Весна Священная»
И.Стравинский Фрагменты из «Весны священной» («Игра в городки», «Вешние воды»
-знать названия изученных произведений и их авторов.
-уметь определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях.
-воплощать различные по
содержанию
музыкальные образы, поэтические фантазии.
- сравнивать и группировать факты и явления;
- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем
33.
Общее и различное в выражении героического начала в народной и профессиональной музыке. С.Прокофьев
Обзор произведений С.Прокофьева Популярные детские песни (разучивание, пение)
- развитие чувства прекрасного на основе знакомства с мировой и отечественной музыкальной культурой;
-развитие вокально-хоровых навыков;
- формирование осознанных устойчивых эстетических предпочтений
34.
Итоговая комплексная работа.
Угадай мелодию, конкурс на лучшее исполнение любимых песен
35
Поездка в ТЮЗ.
-уметь определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях.
-воплощать различные по
содержанию
музыкальные образы, поэтические фантазии.
-заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации культурного досуга;
-передавать свои впечатления в устной и письменной форме.
- развитие чувства прекрасного на основе знакомства с мировой и отечественной музыкальной культурой;