7


  • Учителю
  • Разработка занятия по ОРКиСЭ

Разработка занятия по ОРКиСЭ

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Классный час «Валаамская икона Божьей Матери»

( из цикла бесед «Святыни России» 4 класс)

Подготовила: Максимова Н.В, учитель начальных классов ГБОУ Гимназия №295


Цель: формирование представления у учащихся о православной иконе, ее назначении и значении для православных христиан.


Задачи:

- личностные -знакомство и уважительное отношение к иконам, как к изображению священных для православных христиан образов; расширить кругозор обучающихся;

-метапредметные- овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; овладеть навыками смыслового чтения

уметь выслушивать собеседника и принимать решение; готовность к сотрудничеству;

- предметные - познакомить с историей появления икон; показать детям, какими способами и средствами изображается духовный мир на иконе.

Межпредметные связи: история, изобразительное искусство, мировая художественная культура.

Планируемые результаты: воспитание уважения к истории и культуре своего народа; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Оборудование: компьютерная презентация, раздаточный материал.

Формы организации работы: групповая, фронтальная, в парах.


Ход занятия.

Работа в парах.

Кроссворд.

Прежде, чем начать нашу беседу, я предлагаю разгадать кроссворд. Правильно ответив на вопросы, вы получите слово, которое является темой нашей беседы.

Вопросы :

Священная книга христиан. (Библия)

Его устанавливают на куполах храмов, носят на груди. (Крест)

Как называется обращение к Богу? (Молитва)

Книги, написанные апостолами. (Евангелие)

Место в храме, куда нет общего доступа. (Алтарь).


1.


2.


3.

4.


5.

Дети разгадывают слова и вписывают в клеточки кроссворда.

Ключевое слово в кроссворде - икона.

Ключевое слово?

-Кто догадался о чем будет идти речь на уроке?

Сообщение темы урока.


Педагог читает отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Казачья колыбельная песня"

"Дам тебе я на дорогу Образок святой:

Ты его, моляся Богу,Ставь перед собой;

Да, готовясь в бой опасный,

Помни мать свою…Спи, младенец мой прекрасный, Баюшки-баю"

Зачем я прочитала вам этот отрывок?


Это не случайно, иконы сопровождали православного христианина от рождения и до смерти. По старинному русскому обычаю икона укреплялась на городских воротах, покровительствуя, таким образом, его жителям. Она вдохновляла русских воинов на полях ратных сражений. В горнице для иконы отводили красный угол - самое почётное место в доме.


-Кто из вас был в храме? Что вы там видели? Что изображено на них?

Дети говорят, об иконе.

(предполагаю: о первой иконе, кто их пишет, зачем нужны иконы, ...)

А знаете ли вы, что называется иконой?

Чем икона отличается от картины?

(Предполагаемые ответы детей)

Какая икона была первой?

Первая икона Иисуса Христа имеет чудесное,сверхъестественное происхождение. По преданию она появилась ещё при жизни Иисуса Христа. Это «Спас Нерукотворный».


Посмотрите , пожалуйста, на икону. Кто из вас знает название? Слайд 1

(Предполагаемые ответы детей)

Сегодня я хочу вам рассказать о Валаамской иконе Божьей Матери.

Слайд 2

Обретение Валаамской иконы Божьей матери - одно из самых чудесных обретений православных христианских святынь.

Остров Валаам - часть суши, прекрасная своей строгой суровой красотой. Слайд 3

Валаам же именуют ныне еще и Северным Афоном. Остров почти полностью окружен водой и полностью заселен отшельниками, живущими в монастырях, келиях и скитах. Слайд 4

Историю Валаамской иконы Божьей Матери неразрывно связывают с основателями монашества на Валааме преподобными Сергием и Германом, пришедших"от восточных стран", греческие священноиноки. Слайд 5

Рака с мощами которых находится на святом острове. Слайд 6

Обретение Валаамской иконы Божьей Матери случилось в конце XIX века, и история его удивительна. Слайд 7

Наталья Андреевна Андреева, крестьянского сословия, родом из Тверской губернии в 1878 году сильно простудилась и получила ревматическую болезнь суставов рук и ног. Болезнь быстро прогрессировала, больная с трудом ходила даже с палкой, не говоря о том, что не могла руками выполнять обычных действий.

Наталья Андреевна очень страдала и молила Бога и Пречистую помочь ей. Какое-то внутреннее чувство подсказывало ей, что за исцелением ей надо ехать на Валаам.
Той же ночью ей был то ли сон, то ли видение ,в котором явилась прекрасная высокая женщина в малиновом мафории и с ребенком в хитоне на руках.
Утром паломница уже не сомневалась, что к ней являлась Сама Царица Небесная. Эта мысль укрепила больную, и Андреева уже без всяких сомнений отправилась на Валаам…


Наталья Андреевна зашла в Успенскую церковь. Каково же было ее изумление, когда она, глянув на левый придел церкви, увидела в золоченой раме образ, с которого на нее глядела Божья Матерь, такая, какой Она явилась Андреевой накануне ее отъезда на Валаам. И Младенца она держала именно так, как было в том сне. Но тут раздался свисток парохода, на котором Наталья Андреевна должна была возвращаться, она смогла только наспех поставить свечу и поспешила на пристань.
Однако перемены к лучшему в ее здоровье случились - вернувшись в Санкт-Петербург, паломница иногда уже даже могла ходить без палки.

Второй раз она приехала на Валаам только в 1896 году, но той дивной иконы в Успенской церкви уже не было. И в третий раз, в 1897 году приехала Андреева на Северный Афон, снова не найдя иконы, со слезами стала молиться святым чудотворцам об ее обретении.
Той же ночью ей вновь приснился удивительный сон. Ей привиделось, что ночью она ходит по приделу Никольской церкви и просит Матушку вновь явиться ей, и тихий Голос отвечает, что скоро молящаяся Её разыщет. Тут внезапно перед ней предстал седовласый старичок, который спросил, о чем она плачет и скорбит. Они подошли к какой-то запертой двери, незнакомец толкнул её, дверь отворилась, и старец сказал - вот она! И Наталья увидела Её икону, которая была завернута в рогожку и холст и лежала в дальнем пыльном углу среди прочей церковной утвари.

Наталья Андреевна готовилась к причастию, ей приснился другой сон. Снилось ей, что она стоит в соборе. Тут двери отворяются, и отец Пафнутий и еще один молодой монах в короткой серой одежде несут ту самую икону.
В тот момент она проснулась, утром пошла к причастию, после увидела, как народ бежит в церковь, рассказывая о дивном обретении утраченной было иконы Богоматери.
Так и была обретена Валаамская икона Божьей Матери по снам молитвенницы Наталии. Образ так и нашли - завернутым в холсте и рогожке среди старых образов и утвари в ризнице. И что еще удивительно - как во сне так и наяву вынес образ из церкви отец Пафнутий, а помогал ему - молодой монах в серой короткой рабочей одежде.

По возвращении в Петербург, она совсем избавилась от палки. Эту историю валаамские монахи записали с её слов и назвали «Сказание об обретении образа Пресвятой Богородицы, именуемый "Местная Валаамская"».
Говорят, что для того, кто верит в Бога - нет случайностей. Сказание послужило поводом к обретению и прославлению Валаамской иконы Божьей Матери,иеромонах-иконописец Алипий, в миру его звали Алексей Константинов написал эту прекрасную икону. Слайд 8

Когда он принимал постриг, а о его таланте живописца было уже известно, потому иноческое имя Алипий дали ему в память об иконописце Алипии Киево-Печерском, определив, таким образом, его служение в монастыре. Слайд 9


Так или иначе, Валаамская икона Божьей Матери не походит ни на одну из ранее прославленных икон Богоматери.

По типологии ее чаще относят к византийскому образу «Никопеи» - «Победотворной». Слайд 10

Работа в группе.

Прочитайте текст. Найдите в тексте слова, значение которых вам неизвестно. Попробуйте определить их значение, обсудите с участниками вашей группы.

В алом мафории - цвет царственности, покрывающем синий гиматий, на одной руке, что под мафорием, Она держит Младенца, другой, открытой, в поручи, - поддерживает Его спереди. Сам Господь - в белом гиматии, правая рука Его поднята в жесте благословения, в левой держава с крестом. Царица Небесная не обута, под Её босыми стопами - облако и вся Она - будто выступает из золотистого теплого марева, солнечного и успокоительного. Слайд 11
(Предполагаемые ответы детей)

Мафорий - длинное покрывало, окутывающее фигуру с головы до ног.

Гиматий - четырехугольный отрез, который носили древние гречанки поверх хитона.

Сравните три иконы Богородицы. Что у них общего? Обсудите с участниками вашей группы. Слайд 12

(Ответы учащихся)
Велико значение иконы Валаамской Богоматери для всей России. Это - одна из трех икон Божией Матери, явленных в царствование Государя Императора Николая Александровича - наряду с Порт-Артурской и Державной иконами. Валаамский образ был явлен вскоре после венчания на престол царя-мученика, а в последний день его царствования явилась . Обращает на себя внимание, что на этих двух иконах изображен мистический символ царской власти - держава. Поразительно сходны обстоятельства их обретения: перед прославлением они пребывали в забвении и внешнем уничижении.

О том, что Валаамская икона Божьей Матери была и остается заступницей русского воинства, рассказывают видения, которые во время службы в храме посетили старца Валаамского монастыря иеросхимонаха Михаила. Видения были ему перед началом Великой Отечественной войны.
В видении старец увидел Божью Матерь в Валаамском образе, Иоанна Крестителя, Николая Чудотворца и других святых, которые слезно молились перед Ним за то, чтобы Он не оставил Русь в надвигающемся бедствии. Господь отвечал, что в России такова мерзость духовного запустения, душевного падения, такое множество других пороков, что беззакония эти переходят меру даже Великого Божьего терпения. Но и Божья Матерь и все святые продолжали со слезами Ему молиться, и Господь сказал, что знает, как Она любит Россию, и потому ради Её Материнских слез Он не оставит нашу страну.
После русско-финской войны в 1940 году Валаам отошел к Финляндии, и монахам пришлось принять финское подданство. История Нового Валаама - длинна и заслуживает отдельного рассказа. Слайд 13

Сейчас Первообраз Валаамской иконы Божьей Матери расположен в храме во имя Преображения Господня, что на Новом Валааме. Слайд 14

Образ по-прежнему славен своими чудотворными событиями. Слайд 15


То, что обретение иконы Божьей Матери такой чудотворной силы случилось именно здесь на Валааме - знак особого расположения Царицы Небесной к этому месту. Валаам стал пристанищем Её в земле русской и получил название Северного Афона, а саму Валаамскую икону Божьей Матери зовут «местночтимой». Слайд 16

Празднование иконы 14 июля, поскольку в этот день в 1897 году произошло обретение Валаамской иконы Божьей Матери.

И если мы молимся перед Валаамской иконой Божьей Матери об обретении любви и веры и об исцелении душ и телес, то, любя свою Отчизну, какой бы она ни стала в эти странные, тяжелые для нашей духовности дни, мы можем и должны молиться о России сегодняшней. Из неё будет вырастать та, в которой будут жить дети наших детей.

Творческая работа Сочинение-размышление на тему «Почему икону называется чудотворной?»

Пишут короткое сочинеиие-размышление из 3-4 предложений

Если верующие получают поддержку и помощь после молитвы перед иконой, то она почитается верующими чудотворной.

-Кто из вас зачитает вслух сочинение?

Читают и слушают сочинения.

Рефлексия

Продолжите предложения:

- Сегодня я понял, что…

- Мне очень хочется, чтобы… Слайд 17

Высказывания детей

Спасибо за участие, за сотрудничество. Слайд 18


Ссылки.

http://iconkuznetsov.ru/index.php?did=537&sid=341





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал