7


  • Учителю
  • Урок по ОРКСЭ на тему «Икона» для 4 класса

Урок по ОРКСЭ на тему «Икона» для 4 класса

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Предложеный вариант урока по ОРКСЭ для 4 класса на тему «Икона» является уроком № 15 в учебнике по даннрму учебному курсу; позволяет познакомить учащихся с понятием православной иконы, её назначением и значением для православных христиан, а также с особенностями иконопи
предварительный просмотр материала

Проект урока для 4 класса

по курсу ОРКСЭ

на тему «Икона»

Проект урока на тему «Икона»

Цель урока
Формирование представления у учащихся о православной иконе, ее назначении и значении для православных христиан.

Задачи урока

  • Обучающая: познакомить с особенностями иконописного изображения, понять различия написания иконы и картины.

  • Развивающая: развивать у учащихся способность к осмысленному эмоционально-художественному восприятию русской иконописи и размышлению о ее особенностях.

  • Воспитывающая: воспитывать уважительное отношение к иконам,
    как к изображению священных для православных христиан образов;
    расширять кругозор учащихся.

Основные термины и понятия
Икона, образ, гармония, нимб, пространство без тени.


Ход урока

1. Организационный момент. Сообщение темы урока.

Я начну наш урок отрывком из «Казачьей колыбельной песни»,
написанной великим русским поэтом М.Ю.Лермонтовым.
"Дам тебе я на дорогу
Образок святой:
Ты его, моляся Богу,
Ставь перед собой;
Да, готовясь в бой опасный,
Помни мать свою…
Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю"

Эвристическая беседа

- О каком образке идет речь в этом стихотворении? (Ответы учащихся).

- Для чего мать еще в младенчестве рассказывала сыну о святом образке? (Ответы учащихся).

О святом образе - иконе мать рассказывала своему ребёнку с самого рождения, даже напевая колыбельную песню. Иконы сопровождали православного христианина от рождения и до смерти.

- О чем пойдет наш разговор на уроке? (Ответы детей)

Сегодняшний урок мы посвятим символам христианства - иконам и их создателям, познакомимся с историей появления первых икон.

2. Актуализация ранее изученного.
Застывшие лица, вернее лики с выразительными глазами смотрят на нас с икон, проникая прямо в душу. Что же такое икона? (Это картина, на которой изображено то или иное лицо или событие из Библии или церковной истории.)

-Где мы можем ее увидеть? ( В храме, церкви, соборе.)

Лучшим украшением человека и окружающего мира, по православной традиции, признаётся духовная красота. Поэтому православные храмы украшены иконами - образами святости, то есть духовной красоты.

- А для чего и почему люди идут в храм?
(Храм - место, где человек общается с Богом, где может помолиться, когда ему очень плохо.)

- Что такое иконостас? (Впереди в храме целая стена из икон.)

- Какие иконы в нем присутствуют всегда? (Икона Христа и икона Марии, Божией Матери.)

- Какие существуют правила поведения в храме? (Ответы детей)

Для нас современных людей церковь представляется чем-то загадочным и непонятным. Но нужно заметить, что в архитектуре храма и его внутреннем убранстве, можем увидеть историю христианской культуры.

3. Изучение нового материала.

1) На Древней Руси было много лесов. И церкви были деревянными. Украшали их с помощью дерева - на деревянных досках писали яркие картины. Их называли иконами. Икона - это картина, на которой изображено то или иное лицо или событие из Библии или церковной истории. «Икона» в переводе с греческого обозначает «образ», «изображение». Икон на Руси всегда было много: и в храме, и дома, и в дорогу брали с собой иконы, и на груди вместе с крестом нередко носили маленькую иконку, как говорят в народе - «образок». На Руси иконы так и называли - «образа». Как истинную святыню её богато украшали золотом, серебром и драгоценными камнями. По старинному русскому обычаю икона укреплялась на городских воротах, покровительствуя, таким образом, его жителям. Она вдохновляла русских воинов на полях ратных сражений. В горнице для иконы отводили красный угол - самое почётное и видное место в доме. Перед иконами лампада (или свечка) - символ света и живого огня, освящающего лик святой иконы. Такой же свет зажигается в сердце того человека, который молится.


2) Откуда же появились иконы? Священное Предание христианской Церкви

гласит, что сам Иисус Христос дал людям свой видимый образ.

Рассказ ученика:

…В те времена, когда Иисус Христос ходил по земле и учил людей, правитель сирийского города Эдессы князь Авгар тяжело заболел. Врачи не могли ему помочь. Но однажды князю открылось, что излечение произойдёт, если он увидит лицо Иисуса Христа. Так как из-за болезни он не мог идти к нему, он послал придворного живописца Ананию найти Христа и написать Его образ. Художник пришёл в Храм, где Иисус Христос учил народ и приступил к работе. Но как он ни старался, у него ничего не получалось. На помощь ему пришёл сам Господь. Он взял у художника кусок ткани и приложил к Своему Божественному лицу, отчего на ткани, силою Благодати, запечатлелся его Божественный нерукотворный Образ. Этот образ Спасителя и стал первой Иконой. Когда Авгар увидел этот образ - первую, Самим Господом Сотворённую икону, и с верою приложился к нему, то получил исцеление за свою веру по милости Божией. Икона так и называется «Спас Нерукотворный».

Рассказ ученика:

Иконы писали на деревянных досках. Из всех пород предпочитали липу и сосну - в них меньше всего сучков. Прямоугольная форма доски также не случайна, четырёхугольник символизирует землю, земной мир.

Приготовленную доску долго высушивали, даже несколько лет. Затем плотник выглаживал её поверхность топором. Завершив работу, плотник передавал её иконописцу. Тот наклеивал холстину(паволоку) на доску, защищавшую живопись от трещин на дереве. Поверх паволоки накладывался левкас, грунт из рыбьего клея, смешанного с толчёным мелом и алебастром. Эту массу несколькими слоями иконописец наносил на паволоку(холстину) и затем полировал до блеска пемзой, медвежьим зубом. Краски иконописцы делали сами. Как вы думаете, из чего делали краски? (ответы учащихся)

Для красок использовали травы, цветы, полудрагоценные камни. Из них делали порошок, а чтобы краска не была сухой и хорошо держалась на иконе, порошок смешивали с водой или с квасом с добавлением яичного желтка. Так вот, такая краска с добавлением яиц, называлась темпера. Ею писали иконы. Из рукописных наставлений для художников - иконописцев в 17 - 19 веках нам известно, что в выдержанном масле, нагретом до 250 - 325 градусов, плавили янтарь и получали янтарную олифу, создающую твёрдую, трудноразмягчаемую плёнку.

Перед началом работы над иконой художник постился, накануне ходил в баню, облачался в чистую рубаху. Приступая к работе, иконописец возносил молитву Богу, испрашивая у него благодати за свои труды.


3) Создание проблемной ситуации.

Делим детей на группы и просим находящиеся в классе репродукции разделить на две группы: иконописные изображения и картины. Затем каждая группа детей объясняет, почему они сделали такой выбор.

- Есть ли различие между иконами и картинами? В чём оно состоит? (На картине изображено обычное или фантастическое событие, которое вообразил художник. Икона изображает лики святых, события священной истории.)

- А как вы думаете, можно ли на картине изобразить душу человека?

Мы не знаем, как выглядит душа, как выглядит внутренний мир человека. Хорошие художники умеют читать внутренний мир человека и передавать его окружающим.


4) Работа по учебнику.

Давайте прочитаем материал статьи «Икона» на странице 52-53 нашего учебника и заполним таблицу отличий иконы от картины.

(таблица на доске, по ходу чтения текста она заполняется)

- Главное отличие иконы от картины мы сможем выявить, когда ответим на вопрос: для чего нужна икона? Когда верующий смотрит на икону, только ли он любуется изображением?

Картину - произведение искусства - мы созерцаем, а перед священным образом - иконой - предстоим в молитве.

вопросы

картина

икона

1. Какова главная задача?

Может быть любая

Показать мир души святого.

2. Как показан свет?

Падает на человека, образуя тень

Проступает через фигуру святого.

3. Каким бывает фон?

Фон может быть любого цвета

Золотой фон - символ божественного света.

4. Нимб - золотой круг вокруг головы.

Нет

Есть. Это знак вечности и Божией благодати.

5. Задний план и линия горизонта.

Есть

Отсутствуют.


По ходу заполнения таблицы с детьми ведётся работа по рассматриванию и сравнению картины А. Д. Кившенко «Преподобнай Сергий благословляет Д. Донского» и иконы Сергий Радонежский благославляет Дмитрия Донского и его дружину на бой с монголо-татарами.

На иконе в первую очередь бросается в глаза лик самого Сергия Радонежского. Затем мы рассматриваем лица монахов, находящихся рядом с ним. Затем взгляд перебегает на Дмитрия Донского, преклонившего колено перед святым, и его дружину.
А теперь давайте обратимся к картине. Здесь мы обращаем внимание не только на лица Сергия Радонежского и монахов, на лица Дмитрия Донского и его дружины, но и на красоту окружающего пейзажа: на этот сказочный лес, на эти сказочные терема. Бросаются в глаза элементы одежды: сапоги, кафтаны, рясы священников. Всё это на иконе не обращает на себя внимание.
Обратимся снова к иконе. На этой иконе вы не увидите тени, ни один из предметов её не отбрасывает. Считается, что святые люди отдали всю свою жизнь Богу, они настолько очистились на земле, что в их жизни не осталось места злу. Как правил, зло в картинах символизируется тенью, отбрасываемой от различных предметов.
И если мы обратим внимание на картину, то увидим, что тень отбрасывается людьми, строениями, природой. Это значит, что изображённые на картине предметы и люди ещё не до конца очистились от пороков, а потому и не пропускают дающийся Богом свет.
Обращает на себя внимание ещё такой элемент, отличающий икону от картины, свет. Свет на иконе проступает как бы изнутри через лицо и фигуру святого человека, а не падает на него извне.
Золотой фон иконы иконописцы называют свет. Это символ бесконечного божественного света. Этот свет никогда не может быть заслонён никакими строениями, стенами и ничем другим. Поэтому, если иконописец хочет дать понять, что действие происходит внутри помещения, он всё равно рисует это здание снаружи.
На иконах головы святых, как правило, окружены кругами. Святой как бы наполняется светом и затем отдаёт его окружающим людям. Этот круг над головой называется нимб и считается знаком божией благодати. Ничего подобного не изображается на картине.
Существует ещё одно правило иконописи: на иконах нет беспорядка. Даже складки на одежде передаются прямыми и гармоничными линиями. Таким образом, внутренняя гармония передаётся через гармонию внешнюю.
На иконе, в отличие от картины. Нет заднего плана и горизонта. Считается, что икона светит верующим в глаза и в этом свете всякая земная даль становится невидимой.
Но самое поразительное, что есть в иконе, это их лица и глаза. В ликах проступает мудрость и любовь. И глаза передают то состояние. Которое можно выразить точным словом, радостопечалие. В глазах читается печаль. Но вместе с тем спокойствие, ведь каждый, кто верит в Бога, находится под его надёжной защитой.

4. Закрепление.

- Пользуясь материалами учебника, объясните, что означают слова свет иконы, нимб, лик иконы.

- Как называют людей, которые пишут иконы? (иконописцы).

Первым иконописцем был евангелист Лука, а первым русским иконописцем Алипий Печёрский. Одним из известных иконописцев является Андрей Рублёв. К сожалению, об этом величайшем иконописце Древней Руси известно немного. Давным-давно жил в монастыре иконописец Андрей Рублев. Однажды задумал он написать радостную, добрую, светлую икону: изобразить самого Бога в образе святой Троицы (Бог Отец, Сын Божий и Святой Дух). Долго Андрей молился и вдруг увидел в сиянии света: три Ангела сидели перед чашей. Услышал слова: «Любовью должен соединяться человек с богом и ближними, тогда и уподобится он Святой Троице». Видение исчезло, и мастер приступил к работе. Так появилась икона «Троица» Андрея Рублева. Давайте рассмотрим икону «Троица» Андрея Рублёва.
На иконе Святая Троица изображена в виде трех ангелов. В одеждах всех трёх ангелов присутствует синий цвет. Синий и голубой цвета означают бесконечность неба, символ иного, вечного мира. Цвет одежды левого ангела - золотой. Золотой цвет обозначает самого Бога. Золотой блеск икон позволяет почувствовать сияние Бога и великолепие Небесного Царства, где никогда не бывает ночи. Цвет одежды центрального ангела- красный. Красный цвет - цвет тепла, любви, жизни, животворной энергии. Именно поэтому красный цвет является символом Воскресения - победы жизни над смертью. Но в то же время это цвет крови и мучений, цвет жертвы Христа. Также пурпурный, или багряный, цвет - это цвет царя, владыки - Бога на небе, императора на земле. Только император мог подписывать указы пурпурными чернилами и восседать на пурпурном троне, только он носил пурпурные одежды и сапоги (всем это строжайше запрещалось). Одежда правого ангела зелёного цвета. Зелёный цвет - природный, живой. Это цвет травы и листьев, юности, цветения, надежды, вечного обновления.

Храмовый образ Святой Троицы, созданный Андреем Рублевым, находится ныне в московском храме Святителя Николая в Толмачах, при Третьяковской галерее.

- Что такое символ, почему он используется в иконописи?
Символ - художественный знак, условно передающий идею. Символ - связь между двумя мирами, знак иного мира в этом мире. Символичность - самая яркая черта художественного языка древнерусского искусства.

- Древнерусская живопись полна религиозных символов. Это условные знаки, образы, за которыми скрываются сложные религиозные идеи и представления. Без их знания невозможно прочтение иконы.

Работа в группах

Конечно, написать икону может только человек, который обладает добродетелями. Что это? Добрые качества человека. Иконы тоже учат нас, какими мы должны быть.

У вас на столах карточки, на которых добродетели и страсти (недобрые качества). Одна группа выбирает из них добродетели и прикрепляет на доску. Другая группа выбирает недобрые качества.

Карточки: гордость, трудолюбие, зависть, милостыня, чистота, ненависть, любовь, злость, обжорство, кротость, терпение, послушание, ответственность, благодарение, честность, лень, упрямство, скупость, гнев, скука.


5. Физкультминутка.

6. Изучение нового материала (продолжение)

1) Работа с учебником.

- Как икона и молитва связаны между собой?

Чтение текста с.54-55

Итак, ребята, мы узнали, что православные христиане не молятся иконам. Они молятся перед иконами. Христиане молятся тому, кого они видят на иконе. Икона приглашает людей к молитве, а главное - к подражанию жизни святых. То есть такой жизни, в которой главное не самоугождение, а любовь к людям.

2) Каждый храм посвящается Богу, нося имя в память того или другого священного события или угодника Божия, например, Троицкий храм, Преображенский, Вознесенский, Благовещенский, Покровский, Михаило-Архангельский, Николаевский и т. д. В каждом храме есть икона святого или праздника, в честь которого освящен престол храма.

3) Иконы могут быть именными.

- Как вы думаете, какие же иконы мы называем именными? (те, которые носят имена людей)
- Заглянем в словарь, именная икона -
икона с изображением святого-покровителя в честь которого при
крещении дано имя её владельцу.
Некоторые иконы называют чудотворными. Как вы думаете, почему?
Чудотворная икона «Знамения Божией Матери». Однажды очень давно во время Великого Поста в Соборе проходила служба. После неё икону унесли в отдельное помещение. В двух часов ночи вокруг раздался в соборе страшный взрыв, от которого содрогнулись не только стены собора, но и окрестные дома. Сторож побежал за монахом, у которого были ключи от комнаты, где хранилась Икона. Когда они открыли двери в храм, то увидели страшную картину: он был полон едкого дыма, потолок был полуразрушен, доски были отброшены в разные стороны, из железной решетки, за которой хранилась Икона, были вырваны прутья, в окнах побиты все стёкла, стена дала трещину. Каково же было удивление, когда монах увидел, что Чудотворная Икона оказалась совершенно целой, только чуть - чуть закоптела от дыма.
Чудотворная икона «Троеручница». Её чудо-исцеления известны. Так, например, одна женщина четыре года была слепа, и в сонном видении приказано ей было сходить в церковь, помолиться святой иконе; по прошествии несколько времени, болезнь ее стала мало по малу улучшаться; и через год она уже могла ходить без проводника;
Известно исцеление женщины, у которой отнялась рука и стала сохнуть, боли были страшные и никакие лечения докторов не помогали, она приехала к иконе «Троеручнице» и помолилась пред иконой и боли в руке прекратились.
Чудотворная икона «Нерушимая стена». Во времена Великой Отечественной Войны одного солдата ранило в руку, осколком перебило ногу. Не было спасения, как вдруг перед солдатом явился образ женщины, укрывшей его от опасности, которая дала сил и энергии спастись. Прошло несколько лет, зашёл солдат в храм и окаменел от удивления. Он замер в рассматривании иконы «Нерушимая стена», на которой он увидел ту женщину, которая спасла его в той страшной битве.

7. Итог урока. Рефлексия.

Сегодня на уроке мы с вами говорили об иконах.
- Что такое икона?
- Какие иконы вы сегодня на уроке узнали?
- Как называются иконы, которые творят чудеса? Почему их так называют?
- Где расположены иконы в доме?
- Почему православные люди почитают иконы? Почему обращаются к иконам? Почему посещают храм?

Сегодня мы заглянули в прекрасный мир иконописи. В иконе мы

находим полное изображение всей внутренней истории русского

религиозного и вместе с тем национального самосознания и мысли.

Создавали их мастера, которые мечтали написать такие иконы, что

заставляли бы людей остановиться в своей ярости и ненависти,

почувствовать радость мира и согласия. И как приятно сознавать, что

именно школа русской иконописи достигла самых больших высот в

мире. Только русские мастера смогли ремесло иконописи возвести в

ранг одного из самых почитаемых и высокоценных жанров живописи.

Не оскудеет земля русскими талантливыми людьми. На смену

древним мастерам придут новые, такие же любящие свою Родину,

свой народ и мечтающие о её славе.


8. Домашнее задание.

Стр. 52-55 учебника, вопросы. Дополнительное задание - расспросить родителей о тех иконах, которые есть у них дома.

Список использованной литературы
1.
2.
3.

4.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал