7


  • Учителю
  • Рабочая программа по изобразительному искусству УМК 'Гармония' 2 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству УМК 'Гармония' 2 класс

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Андреевская СОШ»

Курманаевского района Оренбургской области

«Рассмотрено» «Проверено» «Утверждаю»

на заседании МО зам. директора по УВР директор МАОУ

протокол № ___ МАОУ «Андреевская СОШ» «Андреевская СОШ»

от «___»________2015г ________/Пензина С.Н./ приказ № ____

руководитель МО МАОУ «____»__________2015г «___»________2015г

_________/Фурсова М.Г./ ________/Волобуев С.И/

Рабочая программа по изобразительному искусству

2 класс

УМК «Гармония»

Автор: Волобуева Ирина Вячеславовна

Учитель начальных классов


2015-2016 учебный год




СОДЕРЖАНИЕ




1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


2

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


3.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


4.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


5.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (личностные, метапредметные, предметные)


6.

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО МАТЕРИАЛА


7.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



Второй год обучения


8.

МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ



































1. Пояснительная записка


Рабочая программа «Изобразительное искусство» на 2015-2016 учебный год разработана на основе следующих нормативных правовых документов и инструктивно-методических материалов:

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 №189;

  • приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

  • приказ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 , от 22.09.2011 , от 18.12.2012 ;

  • примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15);

Приказ Министерства образования Оренбургской области № 01 - 21 /1063 от 13.08.2014 года «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Оренбургской области»; Устав МАОУ «Андреевская СОШ»; Учебный план МАОУ «Андреевская СОШ» на 2015-2016 учебный год (Приказ № О-66 от 31.08.2015г.).

- Примерной программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1./Москва «Просвещение» 2010/; авторской программы Копцевой Т.А. «Изобразительное искусство 1-4 классы» (издательство: «Ассоциация XXI век» 2012), утвержденных МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Программа «Изобразительное искусство» в начальной школе соответствует образовательной области «Искусство» обязательного минимума содержания начального общего образования и отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности - изобразительное искусство. Посредством образного отражения предметов и явлений действительности рисунок, живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура помогают детям с первых шагов обучения в школе познавать окружающий мир, видеть в нем красоту, развивать свои художественные способности. Содержание программы предусматривает как эстетическое восприятие предметов действительности и произведений изобразительного искусства, так и непосредственно художественную деятельность.

Основная идея начального художественного образования - развитие культуры творческой личности школьника - обусловлена уникальностью и значимостью изобразительного искусства как предмета, предполагающего эстетическое развитие ребѐнка, воспитание духовно-нравственных ценностных ориентиров, уважения к культуре и искусству народов многонациональной России и других стран мира; формирование ассоциативно-образного мышления и интуиции.

Ученик начальной школы способен создать образовательный продукт и получить образовательное приращение, если он овладел основами творческой, когнитивной и организационной деятельности. Поэтому педагог не только предоставляет детям свободу выбора, но и учит их действовать осмысленно в ситуации выбора, вооружает необходимым деятельностным инструментарием, знакомит с азбукой и языком изобразительно искусства. Чем большую степень включения ребѐнка в конструирование собственного образования обеспечивает педагог, тем полнее оказывается индивидуальная творческая самореализация школьника.

По сравнению с другими учебными предметами, развивающими рационально-логическое мышление, изобразительное искусство направлено на развитие эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности, обогащения еѐ духовной сферы и художественной культуры.

Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

- изобразительная художественная деятельность;

- декоративная художественная деятельность;

- конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности в начальной школе выступают для детей в качестве доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Целью обучения курса «Изобразительное искусство» является приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

В результате изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования будут реализованы следующие задачи:

  • развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни: воспитание зрительской культуры (способности «смотреть и видеть» - культуры эстетического восприятия, формирование эмоционально-ценностного, неравнодушного отношения к миру природы, миру животных, миру человека, миру искусства);

  • формирование социально-ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • овладение элементарной художественной грамотой - азбукой изобразительного искусства, совершенствование навыков индивидуальной творческой деятельности, умения сотрудничать, работать в паре, группе или коллективно, всем классом в процессе изобразительной, декоративной и конструктивной деятельности;

  • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах, их роли в жизни человека и общества, формирование на доступном возрасту уровне представлений о важных темах жизни, нашедших отражение в произведениях живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства, приобщение к традициям многонационального народа Российской Федерации, к достижениям мировой художественной культуры;

  • развитие умения использовать цвет, линию, штрих, пятно, композицию, ритм, объѐм и как средства художественного выражения в процессе работы с разными

  • изобразительными материалами: карандаш, фломастеры, маркер, ручки, акварель, гуашь, пластилин, уголь, тушь, пастель, цветная бумага и др., знакомство с языком изобразительного искусства.


Программа по изобразительному искусству рассчитана для 2 класса. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 7-8 лет.


Система художественно-творческих занятий имеет концентрический принцип построения. Каждая новая ступень вбирает в себя содержание предыдущих, раскрывая его на новом уровне сложности:

1 класс - «Художник и природа родного края».

2 класс - «Художник и природа Земли в прошлом, настоящем и будущем».

3 класс - «Художник и природа разных стран мира».

4 класс - «Художник, природа и Я».

Структурной особенностью программы является блочно-тематическое планирование содержания занятий. Содержание каждого года основывается на четырѐх блоках «Художник и мир природы», «Художник и мир животных», «Художник и мир человека», «Художник и мир искусства». Темы внутри каждого блока могут быть переставлены, педагог сам решает порядок их прохождения.

В основе реализации программы по изобразительному искусству лежит системно-действенный подход, который предполагает реализацию следующих принципов:

- Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории (личностно-ориентированное обучение). Личностная самореализация человека в художественном образовании возможна в условиях свободы выбора элементов творческой деятельности. Образная цель урока предстаѐт как проблема, на решение которой нацеливается деятельность ученика. Создаваемая педагогом проблемная ситуация на занятии способствует вариативности образовательного процесса. Каждый ученик ищет свой путь еѐ решения. Педагог обеспечивает юного художника правом выбора темы творческой работы, темпа, форм еѐ выполнения и защиты, поощряет собственный взгляд ребѐнка на проблему, его аргументированные выводы и самооценки, создавая, таким образом, условия для реализации творческих возможностей школьника, помогает ему создать особую творческую среду для обязательной успешной деятельности. Для реализации данного принципа учитель должен уметь, с одной стороны, понимать и обозначать собственный смысл образования по предмету, с другой, - допускать и поддерживать иные смыслы образования, которые могут быть у учащихся. Обсуждение на занятиях разных точек зрения и позиций, защита альтернативных творческих работ на одну тему учат толерантному отношению участников образовательного процесса к иным позициям и результатам, помогают им понять закон многообразия путей постижения цели. Кроме того, одновременная презентация школьниками разных работ по одному и тому же вопросу создает особую образовательную напряженность, побуждающую присутствующих к личному самодвижению и эвристическому поиску решений. Способствует постепенному переходу от обучения к самообразованию.

- Принцип продуктивности обучения. Главным ориентиром личностно-ориентированного обучения становится личный художественно-творческий опыт ученика, складывающийся из внутренних и внешних образовательных продуктов. Художественное развитие учащихся начальной школы рассматривается как актуализация и становление их способности создавать и самостоятельно воспринимать (понимать, оценивать) художественные произведения и результаты собственной творческой деятельности. С образовательной точки зрения это означает воспитание человека, способного быть творцом и наследником художественной культуры. Продуктивное обучение ориентировано не столько на изучение известного, сколько на сотворение ребенком чего-то нового. Усвоение опыта индивидуальной творческой деятельности невозможно без проживания роли «творца», «первооткрывателя», «изобретателя» и т.п. Рисунок, скульптура, конструкция и т.п., созданные в позиции «я -автор», а также рефлексивные суждения и самооценки, возникшие в результате проживания позиции «я-зритель-критик-ценитель», являются теми продуктами (результатами) образовательной деятельности, которые свидетельствуют об особенностях индивидуального развития ребѐнка.

- Принцип природосообразности обучения предполагает учѐтвозрастных, психофизиологических фаз и стадий развития изобразительного творчества, и индивидуальных особенностей творческого роста каждого ученика. Знание «типических» и «особенных» качеств и характеристик результатов (продуктов) творческой деятельности школьников позволит обеспечить педагогу поддержку и помощь учащимся, которые испытывают трудности в обучении, создать условия для развития творческого потенциала каждого ребѐнка и успешного развития одарѐнных детей. Принцип природосообразности предполагает отбор содержания обучения наиболее адекватного потребностям детей этого возраста, развитие у них универсальных действий, наиболее актуальных для младшего школьника. При этом учитывается необходимость социализации ребѐнка, развитие у него чувства гражданской идентичности, осознания своей этнической и национальной принадлежности. Любое положительное проявление творчества юного художника (автора) находит поддержку и сопровождение педагога. Сопровождающее обучение связано с ситуативной педагогикой, смысл которой состоит в обеспечении образовательного движения ученику. Педагог внимательно анализирует его возможности и особенности складывающегося образовательного процесса для того, чтобы действовать всякий раз исходя из текущей ситуации, обеспечивать те образовательные условия, которые необходимы на данный момент прохождения им своей образовательной траектории.

- Принцип культуросообразности позволяет организовать педагогическую работу с опорой на лучшие достижения мирового и отечественного изобразительного искусства, изучение которых станет основой формирования художественной культуры школьника. Приобщение к культурно-историческому наследию в процессе организации художественного восприятия произведений разных видов и жанров изобразительного искусства, эстетического восприятия явлений и объектов природы, участие в продуктивных видах учебной деятельности будет способствовать осознанному уважению и принятию традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни семьи, родного селения, края, страны позволит наполнить содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», будет способствовать развитию культуры и духовных традиций многонациональной России, умению адаптироваться в поликультурной среде.

- Принцип диалогичности основан на демократическом стиле взаимоотношений учителя и ученика. Образовательный процесс рассматривается как художественно-творческая форма общения равных субъектов образовательного процесса (взрослого и ребѐнка), нацеленная на создание творческого продукта. Форма занятия изобразительным искусством представляет собой гармоничное соответствие частей и целого, элементов и структуры. Художественно-педагогическая драматургия такого занятия может иметь различную форму: открытую (интеграционную) или замкнутую (в рамках одного искусства), может развиваться как театрализованное действие, иметь практическую направленность, проходить в форме игры или круглого стола и т.п., развивать индивидуальные, групповые или коллективные виды деятельности и др.Учебный диалог предполагает игровые ситуации. Проживание многопозиционных ролей («я-художник», «я-зритель», «я-слушатель», «я-эксперт», «я-экскурсовод» и т.п.) способствует выработке необходимых умений и навыков «проживания» и «нахождения» в искусстве. Многопозиционность формирует опыт эстетического отношения к миру. М.Бахтин писал, что для художника «нет «безгласных вещей», мир художника это всегда «выразительное и говорящее бытие». Создание ситуации творческого общения, созерцания и созидания «говорящего бытия» важнейшие условия урока, организованного на принципе диалогичности. Создание атмосферы «неравнодушного» заинтересованного освоения искусства, через искусство, в формах искусства и средствами искусства - это «формула» положительного эмоционального фона обучения. Чтобы организовать творческую деятельность младших школьников, учитель использует диалог, как образовательную ситуацию, цель которой - вызвать мотивацию и обеспечить деятельность юных художников в направлении познания образовательных объектов и решении связанных с ними проблем. Роль учителя в учебном диалоге - организационно-сопровождающая, так как он обеспечивает личное решение школьником созданного образовательного затруднения.

Эффективна образовательная ситуация, когда юному художнику в качестве культурного аналога его продукта предоставляется возможность знакомства не с одним, а с несколькими подобными образцами человеческого творчества. Возникает образовательная напряженность - «диалог культур», в которой ребенок-зритель-исследователь входит в многообразное культурное пространство, обеспечивающее динамику его дальнейших образовательных процессов, что помогает выработать навыки самоопределения в поливариантных ситуациях.

Требования к планируемым результатам освоения учебного предмета:

Личностными результатами является формирование следующих умений:

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

-основы экологической культуры: принятие ценности природного мира.

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи.

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Предметными результатами изучения изобразительного искусства являются формирование следующих умений:

Обучающийся научится:

-различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

- узнает значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, аппликация, коллаж, флористика, гончар;

- узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;

- различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;

- изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками;

- использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;

- основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;

- эмоциональное значение тёплых и холодных тонов;

- особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;

- знать правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами;

- способы и приёмы обработки различных материалов;

- организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами;

- передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;

- составлять композиции с учётом замысла;

- конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;

- конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;

- конструировать из природных материалов;

-пользоваться простейшими приёмами лепки.

Обучающийся получит возможность научиться:

- усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная деятельность с использованием различных художественных материалов;

- участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

- приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладные и народные формы искусства;

- развивать фантазию, воображение;

- приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства;

- научиться анализировать произведения искусства;

- приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных;

- приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.

Особенностями системы оценки являются:

  • использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

  • оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;

  • использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.

Оценка личностных результатов

Объектом оценки личностных результатов являются сформированные у учащихся универсальные учебные действия, включаемые в три основных блока:

  • самоопределение - сформированность внутренней позиции обучающегося - принятие и освоение новой социальной роли обучающегося.

  • смыслоообразование- поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов;

  • морально-этическая ориентация - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости;

Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке, т.к. оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы.

Оценка метапредметных результатов

Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:

  • способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

  • умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса - учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана.

Оценка предметных результатов

Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.

Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются, в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования является достижение предметных и метапредметных результатов начального общего образования, необходимых для продолжения образования. Обучение по предмету «ИЗО» во 2 классе проводится без бального оценивания знаний.


2. Общая характеристика учебного предмета


Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельностидля визуальных пространственных искусств:

- изобразительная художественная деятельность;

- декоративная художественная деятельность;

- конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности в начальной школе выступают для детей в качестве доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Основные виды учебной деятельности - практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы, а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

Одна из задач - постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету и является необходимым условием формирования личности каждого.

Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций.

Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы: работа по группам; индивидуально-коллективная работа (каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки).

Художественная деятельность: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

Выстраиванию личной траектории развития каждого ученика способствуют следующие формы обучения:

- его самостоятельная работа на занятии изобразительным искусством под руководством педагога и дома (работа по собственному замыслу);

- работа в паре, в группе или выполнение коллективных работ (например, коллективного панно «Весна» или др.);

- участие в организации и проведении интегративных занятий (например, «Театр»,

«Танец» и др.) и праздников искусств, участие в проектной интегративной деятельности (например, «Театр кукол» и др.);

- участие в организации и проведении выставки результатов изобразительного творчества (групповая или персональная, передвижная или стационарная, одной картины или тематическая и т.п.);

- участие в реализации серии художественных проектов (например, «Подарок»:

«Школьник - школе», «Школьник - детскому саду», «Школьник - студенту» и т.п.).Такая работа может включать оформление альбомов, книг, открыток, создание коллективного панно, тематических выставок, а в 3-4 классе - выполнение презентаций (например, «Портрет», «Автопортрет», «Образ мамы», «Будущая профессия», «Пассажирский транспорт», «Древо жизни» и т.п.); участвуя в проекте «Украсим стены школы», учащиеся при поддержке взрослых придумывают и реализуют планы оформления своего образовательного учреждения (например, создают серии коллективных панно: «Времена года», «Культуры мира», «День-ночь» или др.).Все эти формы организации художественно-творческой деятельности учеников начальных классов способствуют взаимопроникновению содержания урочной и внеурочной деятельности, общего и дополнительного образования, укрепляют связи между семьѐй и школой, дошкольными и школьными учреждениями, обогащают межшкольные связи, помогают самоопределению и самореализации личности, обеспечивают преемственность и перспективность обучения.


3. Место учебного предмета в учебном плане


Согласно базисному учебному плану начального общего образования, определенному ФГОС, на изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» Во 2 классе отводится 1час в неделю. Продолжительность учебного года во 2 классе 34 недели. Таким образом, в течение учебного года этот курс изучается в количестве - 34 часов.


Четверть

Количество недель

Количество часов

1-я четверть

9

9

2-я четверть

7

7

3-я четверть

10

10

4-я четверть

8

8

ИТОГО:

34

34


Изучение предмета «Изобразительное искусство» способствует развитию художественно-образного восприятия мира, пониманию его ценности для эмоционального, эстетического развития человека, развитию способности средствами искусства понять собственное видение окружающего мира, творчески осмыслить его и передать в творческой продуктивной деятельности. Критериями эффективности учебной работы являются требования к результатам освоения программы по изобразительному искусству, которые даны в стандарте: личностные, метапредметные и предметные достижения школьника.


4. Ценностные ориентиры начального общего образования

в области изобразительного искусства


Переход к современному пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы решать назревшие задачи современности, привели к необходимости отказа от признания знаний, умений и навыков основными итогами образования. Учитель и ученик призваны сотрудничать в выборе содержания и методов обучения. Их деятельность нацеливается на активное решение проблем с целью выработки определенных действий по созданию творческого продукта (произведения). Такой подход предполагает проживание ребѐнком ситуации творца, первооткрывателя («я-автор», «я-зритель», «я-ценитель искусства»), способного мыслить креативно и находить индивидуально окрашенное решение и художественно-творческое воплощение проблемной ситуации. Ценностные ориентиры образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системы образования и отражают следующие целевые установки системы начального образования в области изобразительного искусства:

- формирование основ гражданской идентичности осуществляется в процессе восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, уважения истории и искусства каждого народа; анализ произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства, как носителей культурно-исторической информации, переживание их образного смысла способствуют развитию чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- формирование психологических условий развития общения и сотрудничества осуществляется в процессе доброжелательного и доверительного диалога, в процесс образовательных ситуаций, стимулирующих зарождение у детей доверия и внимания к собеседнику, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней

нуждается. При этом ученик ставится в действенную позицию, а не получает лишь теоретическую информацию. Создавая творческий продукт на «важные темы жизни», он сердцем переживает ситуацию «раненой птицы» или «брошенной собаки», «больной бабушки» или «раненого солдата» и т.п., таким образом, он обогащает душу опытом

чувствований так необходимых для формирования чуткой и заботливой личности;

- развитие ценностно-смысловой сферы личности осуществляется в процессе приобщения учеников к общечеловеческим принципам нравственности и гуманизма.

Такими непреходящими источниками мудрости являются произведения искусства, образная форма которых почти всегда несѐт идею любви, сострадания, братства, уважения семейных ценностей и красоты. Даже тогда, когда замысел художника вызывает чувство тревоги, печали или грусти, всѐ равно ребѐнок приобретает важный ценностно-смысловой опыт. Знакомство с мировой и отечественной художественной культурой способствует развитию эстетического чувства и формированию художественного вкуса;

- развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию осуществляется в процессе продуктивных видов художественно-творческой деятельности: созерцания и созидания. Ребѐнок сам ставит перед собой творческую задачу, сам находит адекватные замыслу средства художественного выражения, сам анализирует результаты свой деятельности и сверстников. Самостоятельность действий на всех этапах творческой работы способствует развитию широких познавательных интересов, формированию умений планировать, контролировать и оценивать свою работу;

- развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия еѐсамоактуализации невозможно без самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе. Творческий процесс несет творцу позитивную

самооценку. Сотворяя что-то по законам красоты и гармонии ученик переполняется чувством собственного достоинства: он сам смог, сам сделал, сам достиг выразительного решения образа, сам вылепил поделку, сам украсил платок для мамы и т.п. Участие в выставках и конкурсах детского изобразительного творчества, в индивидуальных и

коллективных социально-значимых творческих проектах формирует в юном художнике чувство ответственности за результат, целеустремленность и настойчивость в достижении цели.

Реализация ценностных ориентиров общего образования на уроках изобразительного искусства в единстве процессов обучения и воспитания обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся в разных видах художественно-творческой деятельности.


5. Результаты освоения учебного предмета

(личностные, метапредметные, предметные)


В процессе изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования обучающийся достигнет следующих личностных результатов: в ценностно-эстетической сфере - эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе, семье, Родине, людям, животным); толерантное принятие разнообразия культурных явлений; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни; в познавательной (когнитивной) сфере - способность к художественно-образному познанию мира, умению применять полученные знания в своей собственной художественно-творческой деятельности; в трудовой сфере - навыки использования различных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование), стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

Познавательные УУД:

-строить сообщения в устной и письменной форме;

-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Коммуникативные УУД:

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

-формулировать собственное мнение и позицию; ·задавать вопросы;

использовать речь для регуляции своего действия.


Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявятся в следующем:

в познавательной сфере - понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей) и художественных музеях своего региона и других с ран мира;

в ценностно-эстетической сфере - умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своѐ отношение к природе, животным, человеку, обществу и искусству; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной

деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов; в коммуникативной сфере - способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу, животных и человека в разных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные и индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности; в трудовой сфере - умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путѐм трансформации известных (с использованием средств изобразительного языка).


6. Содержание изучаемого предмета


Учебный материал программы по изобразительному искусству представлен следующими компонентами образования: «Эстетическое восприятие», «Виды художественной деятельности», «Язык изобразительного искусства», «Значимые темы художественного творчества (искусства)». Все эти направления работы в разной мере присутствуют на каждом уроке и способствуют раскрытию разных сторон изобразительного искусства: ценностно-ориентационную, типологическую, языковую и деятельностную. «Значимые темы искусства» в программе каждого класса объединены в четыре модуля «Художник и мир природы», «Художник и мир животных», «Художник и мир человека» и «Художник и мир искусства», содержание которых помогают ребѐнку представить целостную картину мира, эмоционально-ценностно относиться к окружающей ребѐнка действительности: живой и неживой природе, человеку, обществу, искусству; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своѐ отношение к ним средствами художественно-образного языка.

Компонент художественного образования - «Эстетическое восприятие», раскрывая художественно-образную специфику содержания видов и жанров изобразительного искусства, предполагает переживание и осознание смысла произведения, эмоциональное созерцание объектов и явлений природы. Опыт эстетического (художественного) восприятия выражается в умении:

- выражать своѐ эстетическое отношение к объектам и явлениям природы, шедеврам отечественного и мирового искусства;

- различать основные виды художественной деятельности, понимать их специфику: графика, живопись, скульптура, архитектура (художественное конструирование и моделирование), декоративно прикладное искусство (дизайн);

- различать основные жанры пластических искусств, понимать их специфику: портрет, пейзаж, натюрморт, сказочный жанр, исторический жанр, анималистический жанр, иллюстрация и др.;

- участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений, переживать и понимать образную специфику произведения;

- понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии;- различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях изобразительного искусства, уметь объяснять их разницу.

«Виды художественной деятельности» - компонент содержания художественного образования, создающий условия для получения практического художественно-творческого опыта работы с разнообразными техниками и материалами изобразительной, конструктивной и декоративной творческой деятельности, способствующий развитию навыков работы с:

- живописными материалами и техниками: акварель, гуашь, пастель (сухая и масляная) и др.;

- графическими материалами: простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, тушь, гелевые или шариковые ручки и техниками: граттаж, гравюра наклейками, кляксография, монотипия и др.;

- скульптурными материалами: пластилин или глина;

- конструктивными материалами: бумага цветная и белая, картон, ножницы и клей, «бросовые», природные и смешанные материалы и др.

«Язык изобразительного искусства» - компонент художественного образования. Являясь «азбукой искусства», он даѐт инструментарий для практической реализации замысла ученика и нацелен на то, чтобы выпускник научился использовать композицию, форму, ритм, линию, цвет, объѐм, фактуру как средства художественного выражения:

- Композиция: знать и применять элементарные приѐмы композиции на плоскости и в пространстве; уметь использовать горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции, знать и применять основные пропорции предметного окружения; использовать линию горизонта, элементарные перспективные сокращения: ближе -

больше, дальше - меньше, загораживание; роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, спокойное и динамичное и т.д.; композиционный центр; главное и второстепенное в композиции; симметрия и асимметрия.

- Цвет: различать основные и составные, тѐплые и холодные цвета, использовать смешанные и локальные цвета в собственной учебно-творческой деятельности; передавать с помощью цвета характер персонажа, его эмоциональное состояние, использовать выразительные свойства материалов и техник (гуашь, акварель, цветные фломастеры, аппликация, коллаж, витраж и др.) при изображении реального и фантастического мира.

- Линия: знать и применять в изобразительной деятельности многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, ломаные, спиралевидные и др.), использовать их знаково-символическое значение; передавать с помощью линии, штриха, пятна, точки эмоциональное состояние природы, человека, животного.

- Форма: знать разнообразие форм предметного мира и передавать их на плоскости и в пространстве; использовать сходство и контраст простых геометрических форм (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник и др.); в изобразительном творчестве, использовать выразительные свойства силуэта в передаче характера персонажа; основных пропорций животных и человека, форму и конструкцию архитектурных построек.

- Объём: умение применять способы передачи объѐма разными художественными материалами (пластилин, бумага, картон и др.); в творческой деятельности использовать выразительные возможности геометрических тел (куб, цилиндр, конус и др.) и их сочетаний, форму и конструкцию архитектурных построек; через выразительность объѐмных и рельефных композиций, передавать основные пропорции животных и человека.

- Фактура: различать и применять в целях художественной выразительности фактур у разных художественных техник и материалов: гладкая, шершавая, выпуклая, колючая, мягкая, пастозная и др.;

- Ритм: знать виды ритма (размеренный, прерывистый, спокойный, беспокойный, замедленный, порывистый и т.п.), использовать ритм линий, пятен, цвета, объѐмов в передаче эмоционального состояния, движения и динамики; различать специфику ритма в декоративно-прикладном искусстве, живописи, графике, скульптуре, архитектуре; выполнять ритмически организованные рисунки, орнаментальные и шрифтовые композиции, используя язык компьютерной графики в программе Point.

В первом разделе «Художник и мир природы» определяется зависимость человека от природных условий, которые влияют на формирование представлений человека о мире, способствуют зарождению разных форм художественного освоения действительности. Природа дарит художнику материалы для творчества, которые он использует в живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве и архитектуре. Любование небом, землей, цветами, травами, деревьями, полями, лесами, озерами и др., наблюдение за изменением природы осенью, зимой, весной и летом, в утренние, дневные, вечерние и ночные часы является основой эстетического восприятия художника-пейзажиста. Выразительность пейзажа разных географических широт. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, знакомство с творчеством художников, работающих в жанре пейзажа и натюрморта.

Второй раздел «Художник и мир животных» расширяет детские представления об анималистическом жанре: изображение и лепка домашних и диких животных, птиц, насекомых, иллюстрация сказок про животных, сочинение образов фантастических зверей. Художник учится у природы, изучает постройки в природе: птичьи гнѐзда, норы, ульи, панцирь черепахи, раковина улитка и т.д. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, знакомство с творчеством художников, работающих в анималистическом жанре.

Третий раздел «Художник и мир человека» расширяет горизонты детского познания окружающего мира - мира человека. Жанр портрета. Образ человека в искусстве разных народов. Образ современника. Образ защитника отечества. Семья, как главная ценность для ребенка. Создание с помощью разных художественных материалов изобразительных образов мам и пап, бабушек и дедушек, братьев и сестер. Изображение семейных и государственных праздников, как формы выражения отношение школьника к важным событиям жизни. Приѐмы художественного отражения действительности, выраженные в аппозициях «высокий - низкий», «большой - маленький», «далекий - близкий» находят у детей выразительные формы воплощения во время иллюстрации любимых литературных

произведений: сказок, стихов и загадок, знакомства с чудесами света, известными скульптурами и архитектурными постройками. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма.

В четвѐртом разделе «Художник и мир искусства» осуществляется связь изобразительного искусства с музыкой, театром, танцем, литературой и кино. Приобщение к мировой художественной культуре происходит через знакомство с кукольным и теневым театром, театром оперы и балета, искусством мультипликации, книжной графики и костюма. Анализ и создание образов персонажей, побуждающих лучшие человеческие чувства: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т.д. и, - вызывающих гнев, раздражение, презрение и т.д., образов, символизирующих явления природы: огонь, воду, весну, дождь и т.д. Знакомство с мировыми шедеврами изобразительного искусства, которые хранятся в Третьяковской галерее, Эрмитаже, Русском музее, Лувре и других музеях. Города-музеи: Москва, Санкт-Петербург и др. Музеи под открытым небом (Кижи и др.). Музей игрушки. Краеведческий музей. Детские картинные галереи и выставки детского изобразительного творчества.

Четыре раздела программы по изобразительному искусству «Природа и художник» нашли отражение в тематическом планировании системы художественно-творческих занятий.


  1. Материально- техническое обеспечение программы


Методические пособия для учителя


  1. Копцева Т.А. программа по изобразительному искусству. 1-4 классы.: «Ассоциация XXI», 2012.

  2. Методические рекомендации к учебнику для 2 класса (Автор Копцева Т.А.)

  3. Умные уроки SMART. Сборник методических рекомендаций по работе со СМАРТ-устройствами и программами.


Пособия для учащихся


1. Копцева Т.А. Учебник по изобразительному искусству. 2 класс.: «Ассоциация XXI», 2012

2.Творческая папка к учебнику для 2 класса (Автор Копцева Т. А.)



Интернет- ресурсы


http://www.umk-garmoniya.ru/e_resources/izo_2_kl/index.php

ТЕМА

Количество часов

СОДЕРЖАНИЕ


Планируемые результаты

Дата

Предметные

Универсальные учебные действия (УУД)

Личностные результаты

План


Факт


I четверть (9 часов)



1

Творческая папка художника.

1

Форма хранения результатов детского изобразительного творчества (папка, альбом, коробка).

Обложка творческой папки или альбома для рисования - визитная карточка художника.

Творческое задание. Рисунок на свободную тему или на тему «Как я провёл лето» любым графическим материалом, например, чёрной шариковой или гелевой ручкой с последующим расцвечиванием цветными карандашами на четверти альбомного листа или цветными фломастерами на ½ альбомного листа. Оформление рисунка на обложку творческой папки.

Различать изобразительные возможности разных художественных материалов.

Выполнять рисунок по собственному замыслу.


Выбирать элементарную композицию оформления рисунка на бумажной основе папки или альбома (центр, справа, слева).


Оценивать эстетическую выразительность обложки папки или альбома.


Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.



2

Лучезарное солнце

1

Творческое задание изображают лучезарное солнце на восходе, в зените или на закате. Придумывают своей работе оригинальное название.

Использовать сравнение, как средство выражения образного смысла сказок о маленьких человечках.

изображаемых объектов.


Выполнять иллюстрацию, используя выразительные возможности художественных материалов.

Передавать в самом общем виде пропорции

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.



3

Деревья - долгожители

1

Деревья-долгожители планеты: дуб и баобаб и др., поражающие своими размерами.

Образ дуба в творчестве разных художников: живописцев, графиков и в детском изобразительном творчестве.

Анализ иллюстрации художников к строкам стихотворения А.Пушкина «У лукоморья дуб зелёный…» и Н.Заболоцкого «Одинокий дуб».

Приёмы изображения дерева-великана углём (сангиной, соусами или пастелью): торцом, плашмя, растирка.

Творческое задание: Изображение дерева-великана с использованием выразительных средств графических материалов.

Оценивать выразительность необычных природных форм.

Высказывать суждения о деревьях-великанах.

Использовать сравнение, как средство выражения своего отношение к большим размерам дерева: большой-маленький.

Различать основные виды изобразительного искусства: живопись, графика.

Выполнять иллюстрацию, используя выразительные возможности художественных материалов.

Продумывать замысел, сочинять оригинальные названия будущей композиции, давая словесное описание её содержанию.

Передавать в самом общем виде пропорции изображаемых объектов

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.



4

Необычные цветы

1

Сравнение размера гигантских цветов с человеческим ростом.

Анализ иллюстраций сказок, в которых человек изображается меньше цветка: Г.Х.Андерсен «Дюймовочка», Л-Керолл «Алиса в Стране чудес», С.Лагерлёф «Удивительное путешествие Нильса с дикими гусями» или др.

Творческое задание: Изображение иллюстрации к любой сказке, в которой главный герой меньше цветка.

Оценивать выразительность необычных природных форм.


Выполнять иллюстрацию, используя выразительные возможности художественных материалов. Использовать сравнение, как средство выражения образного смысла сказок о маленьких человечках.

Передавать в самом общем виде пропорции изображаемых объектов.


Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.



5

Камни-самоцветы

1

Природная красота уральских самоцветов.

Иллюстрации к сказке П.Бажова «Каменный цветок».

Многообразие зелёных оттенков малахитового камня: светлые и темные, тёплые и холодные.

Приёмы получения малахитовых переливов цвета: в технике акварели по-сырому или в результате смешения разноцветных жгутиков пластилина.

Творческое задание: Создание образа малахитовой вазы.

Оценивать выразительность уральских самоцветных камней.


Различать тёплые и холодные цвета.

Получать разные оттенки цвета в технике акварели по-сырому или в результате смешения разных цветов пластилина.

Выполнять симметричное изображение вазы.


Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.



6

Бусы из ягод и гирлянды цветов

1

Ритмическое чередование природных форм: ягоды, листья или цветы на ветке.

Ритм - выразительное средство декоративной композиции.

Ювелир - художник, который создаёт декоративные украшения: бусы, серьги, кольца, браслеты.

Выразительность цветового оформления ювелирного украшения: тёплая и холодная цветовая гамма.

Бусы, выполненные на основе цветового круга.

Творческое задание: Изготовление бус с использованием тёплой и

Различать тёплые и холодные цвета.

Создавать ритмично организованную композицию.


Вычленять своеобразие образного языка декоративно-прикладного искусства (стилизация, ритм, симметрия, цветовая гармония).


Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.



7

День и ночь

1

Природа-художница создаёт выразительные «небесные картины».

Выразительность ночных пейзажей. Стихи о ночи, звёздах и луне.

Контраст белого и чёрного цвета.

Выразительность графических техник: тушь с пером, палочкой на белой бумаге; белыми, серебряными, золотыми гелевыми ручками на чёрном листе бумаги (чёрным - по белому, белым - по чёрному).

Творческое задание: Выполнение композиции «Ночь», «Лунный свет», «Ночь-день» или др. с использованием графических материалов.

Выполнять графическую композицию, используя выразительность чёрно-белого контраста.


Отражать состояние природы (грусть, радость, тревога), используя выразительные возможности графических материалов: точку, линию, штрих, пятно.

Высказывать эмоциональные суждения о красоте ночного пейзажа.


Оценивать выразительные качества чёрно-белых изображений, придумывать оригинальные названия своим рисункам.



8

Мир природы дарит нам материалы для творчества

1

Животные - искусные строители (соты, муравейник, гнездо, берлога и др.). Традиционные жилища жителей разных широт: из снега - иглу, из глины - хата, из бревна - изба.

Творческое задание: изготовление (плетение) гнезда из веточек деревьев.

Различать изобразительные возможности разных художественных материалов.


Различать основные виды изобразительного искусства: архитектура, графика, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство.

Выражать замысел через композицию на тему «Дом».

Оценивать выразительные качества поделки или рисунка, придумывать оригинальные названия творческим работам



9

Тайны подводного мира

1

Загадки про обитателей подводного мира: краб, рак, улитка или др.

Архитектурные постройки, напоминающие форму раковин, гротов, морских звёзд или др. Грот в усадьбе Кусково.

^ Творческое задание: изображение сказочного подводного дворца для Русалочки или изображение с натуры разных по форме раковин моллюсков.

Оценивать необычность форм обитателей подводного мира.


Анализировать выразительность архитектурных построек.

Выполнять иллюстрацию, используя средства художественной выразительности: цвет, линию, ритм или др.

Проявлять смекалку при разгадывании загадок про обитателей подводного царства.


Оценивать выразительные качества поделки или рисунка, придумывать оригинальные названия творческим работам




II четверть (7 часов)

10(1)

Динозавры

1

Динозавры - вымершие пресмыкающиеся.

Путешествие на машине времени в прошлое, к динозаврам. Сочинение сказки «Я в царстве динозавров».

Хищные и травоядные динозавры. Самый большой динозавр - диплодок - был 30 метров в длину и 15 - в высоту.

Палеонтологический музей хранит окаменелые останки динозавров и их гигантских яиц.

^ Творческое задание: создание композиции на тему «У динозавров тоже есть мамы и папы».

Использовать выразительные средства композиции: главный герой в центре и крупно, ближе - больше, дальше - меньше.


Продумывать замысел, сочинять оригинальные названия будущей композиции, давая словесное описание её содержанию. Высказывать суждения по поводу необычного роста и внешнего вида динозавров.

Использовать сравнение, как средство выражения образного смысла сказки «Я в царстве динозавров».


Оценивать результаты творческой работы на тему «У динозавров тоже есть мамы и папы», отражающей идею любви и дружбы.



11(2)

Черепахи

1

Черепахи - животные долгожители, живущие до 300 лет.

Загадки, рассказы, сказки и мифы о черепахах.

Три черепахи - символ единства семьи и крепости родственных связей трёх поколений: старшего, среднего и младшего.

Выразительность графических и объёмных изображений черепах.

Влияние разных размеров и форм листа на замысел рисунка.

^ Творческое задание: иллюстрирование литературных произведений о черепахах (загадок, рассказов, мифов, сказок) или лепка композиции «Три поколения черепах».

Различать основные виды художественной деятельности (графика, скульптура).


Проявлять смекалку при разгадывании загадок про черепах.

Продумывать замысел, сочинять оригинальные названия будущей композиции, давая словесное описание её содержанию.

Использовать выразительные свойства разных материалов для достижения замысла.


Оценивать основную идею композиции: черепаха - символ крепости семьи; три черепахи - три поколения или др.



12(3)

Насекомые - гиганты

1

Путешествие на машине времени в прошлое. Меганевра - насекомое гигант, размах крыльев до 1 метра. Сравнение больших объектов с маленькими.

Иллюстрации разных художников к произведению Д.Свифта «Путешествие Гулливера», к сказке Я.Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали».

Использование формата листа в выразительных целях (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник и др.).

Выразительные средства графики: линия, точка, штрих, пятно. Приёмы изображения ажурных крыльев стрекозы.

Творческое задание: сюжетной композиции «Я встретил гигантское насекомое».

Продумывать замысел, сочинять оригинальные названия к своим рисункам.

Выполнять ажурный рисунок крыльев насекомых, используя разнохарактерные линии, точки и штрихи.


Использовать сравнение, как средство выражения образного смысла сказки «Я в царстве динозавров».

Высказывать суждения о влиянии формы листа (круглый, квадратный, ромбовидный, треугольный или др.) на замысел рисунка.


Участвовать в обсуждении содержания литературных произведений, в которых человек меньше насекомого.

Высказывать свои суждения по поводу рассматриваемых иллюстраций.

Оценивать выразительные качества детских рисунков, выполненных тушью, пером или гелевыми ручками.



13(4)

Мамонт

1

Путешествие на машине времени в прошлое. Сочинение сказки «Я в царстве мамонтов».

Мамонт - вымершее млекопитающее, покрытое длинной и плотной шерстью, достигающее 5 метров в высоту.

Одна из версий исчезновения мамонта - охота на него человека. Наскальные рисунки со сценами охоты на мамонта.

Останки мамонта хранятся в палеонтологическом музее.

Ювелирные украшения из бивней мамонта.

Иллюстрации разных художников, воспроизводящих образ мамонта.

^ Творческое задание: иллюстрация сказки «В царстве мамонтов» или стихотворения Г.Дядиной «Мамонт». Возможно выполнение эскизов ювелирных украшений (гребень, браслет или др.)

Продумывать замысел, сочиняя небольшие рассказы, раскрывающие сюжет будущей композиции, или придумывая оригинальные названия к своим рисункам.

Использовать сравнение, как средство выражения образного смысла сказки «Я в царстве динозавров».


Выбирать и использовать способы работы различными художественными материалами для передачи замысла рисунка (брошенный мамонтёнок, гордый вожак, заботливая мама-мамонтиха, лохматый мамонт, семья мамонтов на прогулке, мамонты купаются в реке или др.).

Участвовать в обсуждении содержания литературных произведений о мамонтах.

Выражать своё отношение к исчезающим видам животных.




14(5)

Следы на снегу

1

Природные ритмы: смена времен года, дней, часов, минут, секунд.

Ритм - чередование, повторение чего-либо.

Следы на снегу - ритмические цепочки.

Выразительность иллюстраций разных художников к стихотворению С.Маршака «Белая страница».

Творческое задание: иллюстрация стихотворения С.Маршака «Белая страница» или стихотворения Леры Габович «Был зайка серенький…».

Выполнять иллюстрацию к стихотворению С.Маршака «Белая страница» или др.


Использовать выразительные возможности графических материалов и ритм для достижения замысла.

Высказывать суждения о выразительных качествах ритмически организованных композиций.


Высказывать эмоциональные суждения о природных ритмах.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.



15(6)

Животные в зоопарке

1

Заповедники, национальные парки, зоопарки - места сохранения животных от вымирания. Красная книга.

Наброски с натуры животных, выполненных В.Ватагиным.

Иллюстрации разных художников к рассказу «Лев и собачка» Л.Н.Толстого.

Выразительность детских иллюстраций о животных в зоопарке.

^ Творческое задание: иллюстрация стихотворения или создание рисунка по представлению, о посещении зоопарка.

Выбирать и использовать способы работы различными художественными материалами для передачи замысла (гордый, печальный, радостный зверь или др.).


Осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности.

Выражать своё отношение к исчезающим видам животных.


Участвовать в обсуждении содержания литературных произведений о животных в зоопарке.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.



16(7)

Фантастические животные

1

Образы дракона в творчестве разных художников: И.Билибин, В.Васнецов или др.

Борьба Георгия Победоносца со змеем в иконографии. Дракон - символ тёмных сил зла.

Образ дракона в китайской культуре. Дракон - символ счастья.

Цвет как средство выражения: светлый-тёмный.

Приёмы создания образа дракона из проволоки.

^ Творческое задание: создание образа дракона с использованием проволоки или других материалов, например, гуаши или фломастеров.

Создавать индивидуально или в группе образ фантастического животного, используя свойства разных художественных материалов.


Сравнивать и выделять выразительные средства изображения дракона, олицетворяющего зло или добро.

Различать основные виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура и декоративно-прикладное искусство.


Участвовать в обсуждении содержания художественных произведений.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.




III четверть (10 часов)

17(1)

Новогодний подарок

1

Животные - символы Нового года по восточному и славянскому календарю.

Выразительность праздничных упаковок для новогодних подарков.

Этапы выполнения сумочки или упаковки для новогоднего подарка.

Приёмы украшения новогоднего подарка. Творческое задание: изготовление сумочки для новогодних подарков или открыток.

Создавать оригинальную упаковку для новогодних подарков, используя конструктивные возможности листа бумаги.


Уметь выражать своё отношение к празднику через цветовое оформление новогодней упаковки.

Различать основные виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура и декоративно-прикладное искусство (дизайн).


Высказывать эмоциональные суждения о выразительности упаковок для новогодних подарков.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.



18(2)

Ты-художник

1

Название рисунка на афише отражает основную идею выставки.

Пригласительный билет. Персональная и коллективная выставка детского изобразительного творчества.

^ Творческое задание: создание пригласительного билета или афиши для выставки детского рисунка (праздника, концерта, спектакля, театральной постановки, циркового представления, КВНа, игры «Где? Что? Когда?», дня рождения или др.).

Работать над замыслом и его воплощением индивидуально или в группе.

Отражать в рисунке основную идею выставки, её тему.


Участвовать в обсуждении содержания и выразительности афиши или пригласительного билета.

Придумывать вариативные названия персональной или коллективной выставки детского рисунка.

Использовать выразительные возможности художественных материалов для создания эскиза афиши или пригласительного билета.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников



19(3)

Семейный праздник

1

День рождения - важный семейный праздник. Именины.

Рождество - государственный праздник. Образ Богоматери и младенца в изобразительном искусстве: Леонардо да Винчи «Мадонна с младенцем», В.Васнецов «Богоматерь с младенцем», Рафаэль Санти «Мадонна Конестабиле» и др. Икона.

Национальные праздники проводов зимы и встречи весны.

Выделение в рисунке главного средствами композиции: ближе - больше, дальше - меньше, первый, второй план.

^ Творческое задание: изображение сюжетной композиции «Любимый семейный праздник».

Выбирать и использовать способы работы различными художественными материалами для передачи замысла (весёлый праздник).


Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности.

Различать основные жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт и др.

Выражать своё отношение к праздничному событию: семейным, народным и государственным праздникам.

Использовать выразительные средства композиции: главный герой в центре или крупно.



Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.



20(4)

Портрет

1

Портер - жанр изобразительного искусства. Автопортрет. «Глаза - зеркало души». Фаюмский портрет.

Выражение отношения к портретируемому через изображение крупных глаз, улыбку, красивую причёску и др.

Выразительные средства графики: точка, линия, пятно, штрих.

Приёмы изображения портрета.

Учёт основных пропорций в изображении частей человеческого лица.

^ Творческое задание: изображение портрета человека или автопортрета, предметное окружение свидетельствует об интересах и увлечениях портретируемого.

Использовать выразительные средства композиции: главный герой в центре или крупно.

Выбирать и использовать способы работы художественными материалами (гелевые ручки, фломастеры, цветные карандаши или др.) для передачи замысла.


Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности.

Понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии.

Выражать своё отношение к портретируемому, используя предметное окружение (девочка любит читать, мальчик любит играть в футбол, мама в нарядной шляпе на даче, подруга с попугайчиком на плече и др.).


Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.



21(5)

Парный портрет

1

Образа жениха и невесты в изобразительном искусстве: А.Матвеев «Автопортрет с женой», Ю.Пименов «Свадьба на завтрашней улице» или др.

Изображение человека во весь рост или погрудно в детских рисунках.

Основные пропорции человеческой фигуры.

Композиция фотокадра: ближе - больше, дальше - меньше.

Выражение отношения к портретируемым через жесты, изображение крупных глаз, улыбку и др.

Цвет как средство выражения в портрете.

Творческое задание: изображение жениха и невесты.

Выбирать и использовать способы работы художественными материалами (гуашь, фломастеры, пастель или др.) для передачи замысла («Серебряный юбилей», «Молодожёны», «Весёлые жених и невеста», «Золотой юбилей» или др.).


Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности.

Понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии.

Выражать своё отношение к парному портрету, на котором изображены любящие друг друга люди.


Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.



22(6)

Портрет пожилого человека

1

Международный праздник - День пожилого человека.

Психологический портрет.

Портреты Рембрандта «Старик в красном», «Портрет старой женщины».

Выражение отношения к портретируемому через композицию, выделение главного при помощи света, изображение крупных глаз, доброго или уставшего взгляда или др.

Цвет как средство выражения в портрете.

Выразительные средства графики: точка, линия, пятно, штрих.

Приёмы изображения портрета пожилого человека, лицо которого в морщинках.

Основные пропорции фигуры человека.

^ Творческое задание: изображение пожилого человека.

Выбирать и использовать способы работы художественными материалами (фломастерами, цветными карандашами, восковыми мелками или др.) для передачи замысла (любимый прадед, добрый дед, красивая бабушка, мудрая прабабушка или др.).

Передавать в самом общем виде пропорции человеческого лица и фигуры.

.

Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности.

Понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии.

Выражать своё отношение к портрету, на котором изображён пожилой человек (морщинки - символ мудрости).

Использовать выразительные средства композиции: главный герой в центре или крупно.


Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников



23(7)

Художник рисует высоких людей

1

Иллюстрации к стихотворению С.Михалкова «Дядя Стёпа».

Люди-великаны в сказках разных народов мира.

Сравнение высокого человека с человеком среднего роста и предметным окружением в рисунках детей.

Выражение отношения к поступкам человека через его добрые дела.

Выразительные средства графики: точка, линия, пятно, штрих.

Приёмы изображения человека во весь рост.

Основные пропорции при изображении фигуры очень высокого человека.

^ Творческое задание: иллюстрация к стихотворению С.Михалкова «Дядя Стёпа».

Выбирать и использовать способы работы графическими художественными материалами (фломастерами, маркерами, углем или др.) для передачи замысла в процессе иллюстрация литературного произведения («Дядя Стёпа-милиционер», «Дядя Степа достаёт воздушного змея», «Дядя Стёпа у врача», «Гулливер в окружении маленьких человечков» или др.).

Передавать в самом общем виде пропорции изображаемых объектов.


Участвовать в обсуждении иллюстраций к известным литературным произведениям.

Выражать своё отношение к трудовой деятельности людей высокого роста (баскетболист, волейболист и т.п.).


Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.



24(8)

Чудеса света

1

Семь чудес света древнего мира: Египетские пирамиды, Висячие сады Семирамиды, Александрийский маяк, Мавзолей в Галикарнасе, Храм Артемиды, Статуя Зевса, Колосс Родосский. Восьмое чудо света.

Чудеса света разных стран мира. Самая длинная в мире железная дорога находится в России, она соединяет два континента Европу и Азию. Выделение главного в композиции: ближе больше, дальше-меньше, загораживание, первый и второй планы. Цвет - средство выражения. Тёплая и холодная гамма цветов.

Творческое задание: изображение чуда света или композиции на тему «Мы едем, едем, едем в далёкие края…»

Выбирать и использовать способы работы цветными художественными материалами (пастель, краски, цветные фломастеры или др.) для передачи замысла («Величественный храм Василия Блаженного», «Красный мост», «Пагода» или др.).

Передавать в самом общем виде пропорции изображаемых объектов.


Высказывать суждения о чудесах света, как о значительных достижениях человечества.

Различать основные виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура и декоративно-прикладное искусство.

Передавать в самом общем виде пропорции изображаемых объектов.


Выражать своё отношение к необычной постройке или сооружении, подчёркивая её значительность.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.



25(9)

Необыкновенные скульптуры

1

Колосс Родосский, статуя - маяк, посвященная древнегреческому богу Солнца. Монументальная скульптура: «Родина-мать зовёт!» (Россия), «Родина-мать» (Украина), «Свобода» (США), «Статуя Христа» (Бразилия) и др. Выразительные средства монументальной скульптуры: большой размер, величественная поза или жест и др.

Ярило - бог Солнца в древней Руси.

Приёмы создания каркаса памятника с использованием пластиковых коробок. Основные пропорций фигуры человека.

Творческое задание: лепка сказочного или мифологического героя, олицетворяющего Солнце (Ярило, Гелиос) - мужской образ; победу, защитницу (Ника) - женский образ или др., в качестве основы можно использовать пластиковую или стеклянную бутылку.

Различать основные виды изобразительного искусства: скульптуру, живопись, графику.

Передавать в самом общем виде пропорции человеческой фигуры в объёме.


Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности.

Выражать своё отношение к монументальной скульптуре, олицетворяющей победу, свободу или др.

Использовать приёмы работы пластилином для изготовления скульптурного изображения с применением пластиковой бутылки.

Использовать выразительные свойства объёма для передачи замысла (радость, восторг или др.).


Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.



26(10)

Башня до небес

1

Вавилонская башня.

Эйфелева башня.

Останкинская башня.

Дубайский небоскрёб.

Вертикальный вытянутый формат листа даёт возможность показать выразительность высокого здания.

^ Творческое задание: иллюстрация библейского сюжета «Вавилонская башня» или изображение чудо-баши до небес.

Выбирать и использовать способы работы графическими материалами (маркер, фломастер, уголь, сангина или др.) для передачи замысла («Высокая башня», «Величественная башня», «Телевизионная башня» или др.).


Выражать основную мысль через композицию, состоящую из двух и более планов (главное впереди, второстепенное - на дальнем плане).

Использовать выразительные возможности вертикального узкого формата.


Участвовать в обсуждении библейской истории о Вавилонской башне.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.




IV четверть (8 часов)

27(1)

Каждый народ - художник

1

Каждый народ создаёт своё искусство, материальную и духовную культуру.

Местный краеведческий музей.

Россия - многонациональное государство, в нём проживает 180 народов.

Выразительность национального костюма.

^ Творческое задание: изображение рисунка на тему «Национальный танец» или создание коллективной композиции «Все народы в гости к нам», «Мы - дружная семья разных народов», «Мы празднуем Масленицу» или др.

Выбирать и использовать способы работы художественными материалами в процессе индивидуальной и коллективной деятельности.


Участвовать в обсуждении природного своеобразия серных, центральных или южных широт нашей страны.

Высказывать суждения по поводу сходства и различия (всеобщего и уникального) в образах национальных костюмов.


Осознавать роль музеев в жизни общества.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.



28(2)

Красота вещей

1

Натюрморт - жанр изобразительного искусства.

Жизнь вещей в натюрмортах художников В. Стожарова, М.Сарьяна, А.Головина и в детском изобразительном творчестве.

Композиционное размещение предметов на листе. Создание оптимальной композиции.

Цвет как средство выражения в натюрморте.

^ Творческое задание: рисование натюрморта с натуры или по представлению «Русские сувениры», «Голубая Гжель», «Пасхальный стол», «Традиционная национальная посуда» или др.

Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности.

Выбирать и использовать способы работы художественными материалами (фломастерами, цветными карандашами, восковыми мелками, гуашью или др.) для передачи замысла композиции «Традиционные национальные предметы».


Использовать в выразительных целях композицию: размещение предметов на листе.

Передавать в самом общем виде пропорции предметов.


Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности.



29(3)

В мире книг

1

Книга - источник информации.

Книги-альбомы по искусству.

Детские журналы «Весёлые картинки»», «Мурзилка» или др.

Творческая папка или альбом для хранения рисунков. Слово-образ на обложке книги, раскрывающее замысел автора. Тёплые и холодные цвета. Контраст светлых и тёмных цветов. Творческое задание: создание шрифтовой композиции, состоящей из букв имени юного художника или др.

Выбирать и использовать способы работы цветными материалами для передачи в слове-образе своего характера.


Участвовать в обсуждении выразительных средств книжной графики.

Высказывать эмоциональные суждения о цветовом оформлении букв своего имени или фамилии

Использовать шрифтовую композицию в оформлении обложки своей творческой папки или альбома.


Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности.



30(4)

В мире музыки

1

Колыбельная - это песня с убаюкивающей и нежной интонацией.

Картины художников, похожие на сладкий сон.

Выразительность акварельных изображений в технике по- сырому.

Приёмы получения цветных «сонных», «туманных», «утренних» пятен: нюансный тёплый и холодный колорит.

^ Творческое задание: создание картины «Утро» в технике акварели «по-сырому».

Использовать способы работы в технике акварели по-сырому листу для передачи «сонного» настроения.


Участвовать в обсуждении выразительных музыкальных средств колыбельной песни.

Выражать отношение к утреннему пейзажу через цвет, нюансных тёплый или холодный колорит.


Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности.



31(5)

Кукольный театр теней

1

Театр - синтез слова, музыки и изображения. Кукольный театр Сергея Образцова в Москве.

Местный кукольный театр, школьные театрализованные постановки с участием кукол.

Перчаточные, тростевые и марионеточные куклы. Приёмы изготовления куклы на основе бумажного или полиэтиленового пакета.Творческое задание: создание куклы для кукольного спектакля.

Использовать приёмы изготовления куклы на основе бумажного или полиэтиленового пакета.


Участвовать в обсуждении оригинальных кукол, хранящихся в музее С.Образцова.

Выражать отношение к характеру куклы через украшение её костюма.


Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности.



32(6)

Музей под открытым небом

1

Кижи. Музей деревянного зодчества во Владимире и других городах.

Храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве.

Художники-реставраторы.

Памятники архитектуры родного селения, края, страны. Приёмы работы в технике аппликации.

Коллективные виды деятельности.

Творческое задание: изображение местного старого или красивого архитектурного сооружения, возможно коллективное выполнение работы.

Выбирать и использовать способы работы цветными художественными материалами для передачи замысла: «Главный храм моего селения», «Старый дом», «Деревянный теремок», «Здание музея» или др.


Участвовать в обсуждении образного смысла архитектурных строений.

Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности.

Выражать своё отношение к красоте архитектурных памятников.


Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности.



33(7)

Санкт- Петербург -город - музей

1

Санкт-Петербург - «северная столица», «Северная Венеция», город каналов - город музей.

Мосты Санкт-Петербурга.

Петропавловская крепость.

Иллюстрации литературных произведений, посвященных «северной столице».

Выделение главного в композиции: ближе - больше, дальше - меньше.

^ Творческое задание: изображение композиции «Путешествие по Санкт-Петербургу», «Чтобы я хотел посмотреть в Санкт-Петербурге» или др.

Выбирать и использовать способы работы цветными художественными материалами (пастель, краски, цветные фломастеры или др.) для передачи замысла (я любуюсь разводным мостом, Казанским собором) или др.


Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности.

Выражать своё отношение к красоте Санкт-Петербурга, его архитектурным памятникам.

Передавать в самом общем виде пропорции изображаемых объектов.


Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности.



34(8)

Государствен-ный Эрмитаж

1

Государственный Эрмитаж - крупнейший музей мира, памятник культуры, дворцовый комплекс.

Зимний дворец архитектора Растрелли. Интерьеры дворцов Эрмитажа. Выдающиеся произведения живописи, графики и скульптуры, хранящиеся в Эрмитаже: Леонардо да Винчи «Мадонна с младенцем», Рембрандт «Возвращение блудного сына» и др.

Творческое задание: изображение интерьера сказочного дворца «Зал для бала Золушки», «Золотой зал», «Зал Снежной Королевы» или др.

Обсуждение содержания детских рисунков, созданных за год. Оформление выставки детского рисунка.

Выбирать и использовать способы работы художественными материалами для передачи замысла: «Торжественный зал», «Красный зал», «Серебряный зал», «Голубой зал», «Я в залах музея», «Сказочный зал» или др.


Осознавать значимые темы искусства и выражать к ним своё отношение.

Выражать своё отношение к произведениям изобразительного искусства, хранящимся в Государственном Эрмитаже.

Различать основные виды художественной деятельности: живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство и жанры изобразительного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт.


Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности.







 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал