7


  • Учителю
  • Внеурочная деятельность. Рабочая программа по курсу 'Увлекательный мир информатики'

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по курсу 'Увлекательный мир информатики'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса «Увлекательный мир информатики» составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;

  • Сборника программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. - М.: Вентана Граф, 2011 г.

  • Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2010 г.;

  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Ф79пособия для учителей общеобразоват. учреждений «Формирование ИКТ-компетентности младших школьников»
[Е. И. Булин-Соколова, Т. А. Рудченко, А. Л. Семенов, Е.Н. Хохлова]. - М. : Просвещение, 2011. - (Работаем по новым стандартам).


Актуальность программы.

В принятой Министерством образования РФ «Концепции о модификации образования» отмечено, что современные тенденции требуют более раннего внедрения изучения компьютеров и компьютерных технологий в учебный процесс.

На сегодняшний день компьютерная грамотность нужна любому современному человеку, компьютер используется в самых разных областях: обучение, развлечение, работа, общение и т.д. Чтобы приобрести навыки работы на компьютере, необходимы начальные, базовые знания. Без них любой пользователь персонального компьютера будет чувствовать себя неуверенно, пытаться выполнять действия наугад. Работа такого пользователя очень часто является непродуктивной и приводит к ошибкам.

Педагоги дополнительного образования могут помочь ребятам овладеть компьютером и научить применять эти знания на практике.

Ребенок в современном информационном обществе должен уметь работать на компьютере, находить нужную информацию в различных информационных источниках (электронных энциклопедиях, Интернете), обрабатывать ее и использовать приобретенные знания и навыки в жизни.

Учащиеся младших классов выражают большой интерес к работе на компьютере и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним. Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, продолжении образования.

В младшем школьном возрасте происходит постепенная смена ведущей деятельности, переход от игры к учебе. При этом игра сохраняет свою ведущую роль. Поэтому значительное место на занятиях занимают игры. Возможность опоры на игровую деятельность позволяет сделать интересными и осмысленными любую учебную деятельность. Дети при восприятии материала обращают внимание на яркую подачу его, эмоциональную окраску, в связи с этим основной формой объяснения материала является демонстрация.

Цель программы:
формирование основ информационно-коммуникационной компетентности (овладение младшими школьниками навыками работы на компьютере, умением работать с различными видами информации и освоение основ проектно-творческой деятельности).

Задачи программы:

  1. Формировать общеучебные и общекультурные навыки работы с информацией (формирование умений грамотно пользоваться источниками информации, правильно организовать информационный процесс).

  2. Познакомить школьников с видами и основными свойствами информации, научить их приёмам организации информации и планирования деятельности.

  3. Дать школьникам представления о современном информационном обществе, информационной безопасности личности и государства.

  4. Дать школьникам первоначальное представление о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях.

  5. Научить учащихся работать с программами WORD, PAINT.

  6. Обучить учащихся основам алгоритмизации и программирования.

  7. Углубить первоначальные знания и навыки использования компьютера для основной учебной деятельности

  8. Развивать творческие и интеллектуальные способности детей, используя знания компьютерных технологий.

  9. Приобщить к проектно-творческой деятельности.

  10. Формировать эмоционально-положительное отношение к компьютерам.


Характеристика программы

Программа «Увлекательный мир информатики» рассчитана на детей младшего школьного возраста.

Данная программа по информатике носит пропедевтический характер и активизацию воспитательной деятельности. Курс построен таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться информатикой вообще и найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни при работе с большим объемом информации; научиться общаться с компьютером, который ничего не умеет делать, если не умеет человек. Развивает коммутативные и интеллектуальные способности учащихся. Создает мотивацию для участия во внеклассных мероприятиях. Программа рассчитана на детей 7 - 10 лет. Второй год обучения носит пользовательский характер, т. е. дети учатся пользоваться стандартными программами.

Целесообразность начала изучения информатики в младших классах, помимо необходимости в условиях информатизации школьного образования широкого использования знаний и умений по информатике в других учебных предметах на более ранней ступени, обусловлена также следующими факторами. Во-первых, положительным опытом обучения информатике детей этого возраста, как в нашей стране, так и за рубежом и, во-вторых, существенной ролью изучения информатики в развитии мышления, формировании научного мировоззрения школьников именно этой возрастной группы.

Программа представляет собой развивающий курс, построенный на специально отобранном материале и опирающийся на следующие принципы:

  • системность;

  • гуманизация;

  • междисциплинарная интеграция;

  • дифференциация;

  • дополнительная мотивация через игру.




Место в учебном плане


Данная программа предназначена для обучающихся 3 класса и рассчитана на 1 год (1 час в неделю, всего 34 часа)

Программа составлена с учетом санитарно-гигиенических требований, возрастных особенностей учащихся младшего школьного возраста и рассчитана на работу в учебном компьютерном классе, в котором должно быть 10-12 учебных мест и одно рабочее место - для преподавателя.

Преподавание построено в соответствии с принципами валеологии "не навреди". На каждом занятии обязательно проводится физкультминутка, за компьютером дети работают 10-15 минут, и сразу после работы за компьютером следует минутка релаксации - дети выполняют различные гимнастические упражнения для глаз и кистей рук.

Ценностными ориентирами содержания курса


Основной целью изучения курса является формирование у учащихся основ ИКТ-компетентности, многие компоненты которой входят в структуру УУД. Это и задаёт основные ценностные ориентиры содержания данного курса. С точки зрения достижения метапредметных резьультатов обучения, а также продолжения образования на более высоких ступенях (в том числе, обучения информатике в среднем и старшем звене), наиболее ценными являются следующие компетенции, отражённые в содержании курса:

Основы логической и алгоритмической компетентности, в частности овладение основами логического и алгоритмического мышления, умением действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы.

Основы информационной грамотности, в частности овладение способами и приёмами поиска, получения, представления информации, в том числе информации, представленной в различных видах: текст, таблица, диаграмма, цепочка, совокупность.

Основы ИКТ-квалификации, в частности овладение основами применения компьютеров (и других средств ИКТ) для решения информационных задач.

Основы коммуникационной компетентности. В рамках данного учебного предмета наиболее активно формируются стороны коммуникационной компетентности, связанные с приёмом и передачей информации. Сюда же относятся аспекты языковой компетентности, которые связаны с овладением системой информационных понятий, использованием языка для приёма и передачи информации.


Примерная структура занятия

  1. Организационный момент (1-2 мин)

  2. Разминка. Короткие логические, математические задачи и задачи на развитие внимания (3-5 мин)

  3. Объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач, работа на печатных листах (10 мин)

  4. Физкультминутка (1 мин)

  5. Работа за компьютером (10-15 мин)

  6. Релаксация (1 мин)

  7. Подведение итогов (2 мин)


Ожидаемый результат:

  1. По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы на компьютере и применять их в практической деятельности и повседневной жизни.

  2. Создание банка данных детских работ (статей, рисунков) для использования в учебно-воспитательном процессе.

  3. Совершенствование материально-технической базы.


Требования к уровню освоения содержания дисциплины

должны знать:

  • правила техники безопасности;

  • основные устройства ПК;

  • правила работы за компьютером;

  • виды информации и действия с ней;

  • назначение и возможности графического редактора PAINT;

  • возможности текстового редактора WORD;

  • понятия локальных и глобальных сетей;

  • основы Интернет;

должны уметь:

  • соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности;

  • включить, выключить компьютер;

  • работать с устройствами ввода/вывода (клавиатура, мышь, дисководы);

  • свободно набирать информацию на русском и английском регистре;

  • запускать нужные программы, выбирать пункты меню, правильно закрыть программу.

  • работать с программами Word, Paint


Планируемые результаты

Обучающиеся должны иметь представление:

  • о понятии «информация»;

  • о многообразии источников информации;

  • о том, как человек воспринимает информацию;

  • о компьютере, как об универсальной машине, предназначенной для обработки информации;

  • о названии и назначении основных устройств персонального компьютера (процессор, монитор, клавиатура, мышь, память);

  • о том, что компьютер обрабатывает информацию по правилам, которые определили люди, а компьютерная программа - набор таких правил;

  • об алгоритме как последовательности дискретных шагов, направленных на достижение цели;

  • об истинных и ложных высказываниях;

  • о том, что информация в памяти компьютера хранится в виде набора нулей и единиц.

Обучающиеся научатся:

• исполнять правила поведения в компьютерном классе;

  • приводить примеры источников информации;

  • приводить примеры работы с информацией;

  • приводить примеры технических устройств, предназначенных для работы с информацией (телефон, телевизор, радио, компьютер, магнитофон);

  • приводить примеры полезной и бесполезной информации;

  • запускать программы с рабочего стола (при наличии оборудования);

  • выбирать нужные пункты меню с помощью мыши (при наличии оборудования);

  • пользоваться клавишами со стрелками, клавишей Еп1ег, вводить с клавиатуры числа (при наличии оборудования);

  • с помощью учителя составлять и исполнять линейные алгоритмы для знакомых формальных исполнителей;

  • с помощью учителя ставить учебные задачи и создавать линейные алгоритмы решения поставленных задач.

Обучающие получат возможность научиться:

  • составлять и исполнять линейные алгоритмы для знакомых формальных исполнителей;

  • ставить учебные задачи и создавать линейные алгоритмы решения поставленных задач;

  • определять истинность простого высказывания, записанного повествовательным предложением русского языка.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выбора из текстов и рисунков информации, нужной для достижения поставленной цели;

  • планирования бытовой и учебной деятельности;

  • безопасной работы на компьютере.


Формирование универсальных учебных действий


На конец 4 года обучения мы можем говорить о начале формирования результатов освоения программы по курсу «Первые шаги в мире информатики». В связи с этим можно выделить основные направления работы учителя по начальному формированию универсальных учебных действий.

Личностные

  • внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе;

  • принятие образа «хорошего ученика»;

  • положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса «Первые шаги в мире информатики»;

  • способность к самооценке;

  • начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях;

Метапредметные

Познавательные

  • начало формирования навыка поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий;

  • сбор информации;

  • обработка информации (с помощью ИКТ);

  • анализ информации;

  • передача информации (устным, письменным, цифровым способами);

  • самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

  • использовать общие приёмы решения задач;

  • контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

  • моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач.

  • подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;

  • синтез;

  • сравнение;

  • классификация по заданным критериям;

  • установление аналогий;

  • построение рассуждения.


Регулятивные

  • начальные навыки умения формулировать и удерживать учебную задачу;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

  • выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • умение выполнять учебные действия в устной форме;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

  • адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

  • выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения;


Коммуникативные

В процессе обучения дети учатся:

  • работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

  • ставить вопросы;

  • обращаться за помощью;

  • формулировать свои затруднения;

  • предлагать помощь и сотрудничество;

  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

  • слушать собеседника;

  • договариваться и приходить к общему решению;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • осуществлять взаимный контроль;

  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.


Система оценки достижения планируемых результатов

Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:

Тестирование, написание и иллюстрирование статей (WORD, POINT), редактирование текстов и т.д. Теоретические знания оцениваются через участие во внеклассных мероприятиях. Результаты проверки фиксируются в рамках накопительной системы, создание портфолио.

Содержание курса


Учебно-тематический план


Название разделов

Количество часов

1

Компьютер-наш верный друг.Повторение.

7

2

Создаём текст, таблицы.

12

3

Компьютерные игры

6

4

Интернет и его возможности

6

5

Создаём презентацию

3


ИТОГОО

34 часа


Компьютер - наш верный друг (7ч)

Знакомство с кабинетом информатики. Правила поведения в кабинете информатики.

Основные устройства компьютера. Системный блок, монитор, клавиатура, мышь.

Указатели и стрелка. Работа с мышью (щелчок, двойной щелчок, перетаскивание мышью).

Ввод букв с клавиатуры по определенным правилам. Работа с клавиатурным тренажером.

Создаем текст, таблицы (12ч)

Программа WORD, окно программы, элементы окна, программы, документа.

Ввод текста, непечатаемые знаки, отмена, возврат и повтор действий, параметры шрифта, цвет текста, применение эффектов, текст- объявление. Создание текста поздравительной открытки. Выделение, копирование, перемещение, удаление текста, редактирование текста. Автофигуры, вставка и редактирование рисунков, надписи Word Art. Создание таблиц.

Компьютерные игры (6ч)

Основные жанры компьютерных игр. Классификация компьютерных игр по количеству игроков. Работа с развивающими компьютерными играми

Интернет и его возможности (6ч)

Информация в жизни человека, интернет, его роль в жизни человека. Программы поиска информации, панели инструментов, открытие окна, завершение работы в программе. Копирование текста, рисунка, сохранение и редактирование информации. Защита компьютера. Вирусы и антивирусы.

Создаём презентацию (4ч)

Программа Power Point, слайд, мультимедийная презентация. Панель инструментов, сохранение документа, завершение работы. Создание презентации, добавление текста, оформление слайда, изменение дизайна.















Тематическое планирование кружка «Увлекательный мир информатики»

Всего 34 часа (1час в неделю)

п/п

Тема занятия


Кол-во

час.

Характеристика деятельности обучающихся

Дата

по плану

Дата по факту


1

Компьютер - наш верный друг. Повторение(7ч)

Вводное занятие.

Правила техники безопасности при работе на компьютере.


1


Знакомство с кабинетом информатики. Усвоение правил поведения в компьютерном классе.

Включение компьютера.



2

Компьютеры вокруг

нас

1

Знакомство с некоторыми возможностями и

применениями компьютеров



3

Основные устройства компьютера. Системный

блок и монитор

1

Знакомство с основными устройствами компьютера. Назначение системного блока

и монитора.



4

Компьютерная мышь. Указатели и стрелка.

Щелчок, двойной щелчок

1

Формирование представления назначении компьютерной мыши. Практическая работа с

мышью (щелчок, двойной щелчок, перетаскивание

мышью).



5-6

Клавиатура

2

Формирование представления о назначении клавиатуры. Ввод букв с клавиатуры по

определенным правилам



7

Клавиатурный

тренажер.

1

Практическая работа с клавиатурным тренажером. Набор текста.

Ввод текста заглавных и строчных букв.



Создаём текст, таблицы. (12ч)


8

Программа WORD

1

Практическая работа с клавиатурным тренажером. Набор текста.

Ввод текста заглавных и строчных букв.

Вставка и редактирование рисунков Надписи Word Art.Создание таблиц.




9-12

Набор и редактирование текста. Оформление текста-объявления, текста поздравительной открытки.

4



13

Работа с фрагментами текста.

1



14-17

Вставка и редактирование рисунков Надписи Word Art.

4



18-19

Создание таблиц.

2



К Компьютерные игры (6ч)


20-21

Основные жанры и классификация компьютерных игр.

2

Знакомство с основными жанрами компьютерных игр. Классификация компьютерных игр по количеству игроков. Работа с развивающими компьютерными играми



22-25

Развивающие компьютерные игры.

4



Интернет и его возможности (6ч)


26

Интернет и его роль в жизни человека

1

Познакомятся с понятием «Интернет», его ролью в жизни человека, программами поиска информации, панели инструментов, открытие окна, завершение работы в программе. Копирование текста, рисунка, сохранение и редактирование информации. Формирование представления о защите компьютера. Вирусах и антивирусах.



27-28

Поиск информации через интернет

2



29-30

Работа с информацией, полученной через интернет.

2



31

Как защитить компьютер.

1



Создаем презентацию (3ч)




32

Знакомство с программой Power Point.

1

Научатся создавать презентации, добавлять текст, оформлять слайды, изменять дизайн.




33

Создание и дизайн слайда.

1



34

Вставка фигур, рисунков.

1




Материально-техническое обеспечение реализации

программы.

Программы - Microsoft Windows (Word, Paint)

Технические средства - мультимедийный проектор; компьютеры; CD-диски, Интернет; музыкальный центр; магнитофон; телевизор; фотоаппарат.


Рекомендуемая литература.


Основная литература

  1. Борман Дж. Компьютерная энциклопедия для школьников и их родителей. - СПб., 1996.

  2. Гигиенические требования к использованию ПК в начальной школе// Начальная школа, 2002. - № 5. - с. 19 - 21.

  3. Завьялова О.А. Воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников// Начальная школа, 2005. - № 11. - с. 120-126.

  4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 № 393)

  5. Молокова А.В. Комплексный подход к информатизации начальной школы// Начальная школа, 2005. - № 1. - с. 119-123.

  6. 9.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Начальное общее образование./ Министерство образования Российской Федерации. - Москва, 2004

  7. 10.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Стандарт начального общего образования по технологии// Начальная школа, 2004. - № 9,10.

  8. Шафрин Ю.А. Информационные технологии: В 2 ч. Ч.2: Офисная технология и информационные системы. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1999. - с.336.

  9. Пейперт С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи. М.: Педагогика, 1989

  10. Сопрунов С.Ф., Ушаков А.С., Яковлева Е.И. ПервоЛого 3.0: справочное пособие. М.: Институт новых технологий, 2006

  11. Истомина Т.Л. Обучение информатике в среде Лого. Комплект из двух рабочих тетрадей.

  12. Яковлева Е.И. ЛогоМозаика. М.: Институт новых технологий, 2000

  13. Методическая газета для учителей информатики "Информатика", Издательский дом "Первое сентября", № 6, № 8 2006 года, № 23 2007 года.


Дополнительная и справочная литература

1. Максимова Л. Г. Социально-культурологический подход в преподавании

пропедевтического курса информатики// Информатика и образование. - М. 2008. № 12 С. 25-27.

3. Малых Т.А. Наши дети во всемирной паутине Интернета // Начальная школа

плюс До и После. - М. 2007, № 7. С. 8-11.

4. Малых Т.А. Информационная безопасность молодого поколения //

Профессиональное образование. Столица. - М.2007. № 6. С.30.

5. Малых Т.А. Ребенок у компьютера: за или против// Воспитание школьников. -

М.2008. № 1.С.56-58

Литература для обучающихся

  1. «Информатика. Основы компьютерной грамоты. Начальный курс» под ред. Н.В. Макаровой, Питер, 2004 г.

  2. Мой друг компьютер. Детская энциклопедия А.В. Зарецкий

  3. Соболев А. Игры с Чипом. М.: Детская литература, 1991



8




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал