7


  • Учителю
  • Проектно - исследовательская работа по теме: 'Изготовление макета культового сооружения'

Проектно - исследовательская работа по теме: 'Изготовление макета культового сооружения'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Министерство образования Республики Башкортостан

Отдел образования Администрации муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г. Янаул



Проектная работа


«Изготовление макета культового сооружения»




Автор: Махмутова Аэлита Айбулатовна

г. Янаул, ул.Якутова, 37-11

89174727587

Руководитель: Васильева Юлианна Адотовна,

учитель начальной школы

89656681565




Тема моей работы: Изготовление макета культового сооружения

Выбор темы не случаен, мне очень нравятся старые деревянные постройки, старая деревянная утварь,…-все , что связано с прошлым, с их неповторимой красотой.

Таким образом,

Цель моей работы: Раскрыть красоту русского деревянного зодчества в миниатюре

Задачи:

  • познакомиться с творениями наших предков, рассказать о них, изучить старинные документы, побывать в исторических местах, открыть для себя что - то новое, узнать, как жили наши предки;

  • постараться передать величие этих построек в своей работе;

  • научиться составлять эскиз, план построек, выполнять развертку;

  • изучить технологию работы с картоном.

Актуальность

в моей теме следующая: мы должны знать, какие красивые сооружения строили наши предки на Руси, ведь это наша история, наше прошлое, наше достояние.

Гипотеза:

если я познакомлю с творениями русского деревянного зодчества, то мы сделаем для себя много новых открытий, и все деревянные памятники не будут забыты. Ведь мы последователи нашей истории, и мы не должны ее не презирать, не уничтожать и не забывать.


Методы исследования:

  • Изучение литературы;

  • Знакомство с русским бытом, культурой, памятниками русского деревянного зодчества;

  • Практическая работа.


Каждый, кто хоть раз бывал в деревнях, видел там дома, сараи, бани, церкви и многое другое, что сделано из дерева. И каждый думал, что вот оно то, что люди называют деревянным зодчеством.

Но ведь это не то же самое, что нам рассказывают исторические документы. Ведь и мельницы, и храмы, и дворцы - все это то же деревянное зодчество, истоки которого идут из древности.

На большой территории Древней Руси именно из дерева, как из наиболее доступного строительного материала, воздвигались постройки. Леса покрывали большую часть земель Древней Руси - это и стало главной ролью дерева как строительного материала, легко обрабатываемого и доступного самым широким слоям населения Руси.

Именно в деревянной архитектуре были выработаны многие строительные и композиционные приемы, отвечавшие природным условиям и художественным вкусам народа. Все типы построек: жилые дома, амбары, бани, мельницы, мосты и др. возводились только из дерева вплоть до XIX в.

Дереву как материалу сухому и теплому справедливо отдавалось предпочтение и при возведении городских жилых построек до XVIII в.

Лишь два отрицательных качества дерева как строительного материала - его недолговечность и горючесть - не позволяют заглянуть в древнейшие периоды развития русского деревянного зодчества. Поэтому редкие жилые дома имеют возраст свыше 100 лет, а неотапливаемые храмы - более 300 лет.

Древнерусские церкви - это для нас, прежде всего, памятники искусства, памятники национальной культуры. «Божий храм» сплошь да рядом был архитектурным и смысловым центром города или деревни, служил сторожевой башней, становился своеобразным символом устремлений народа. Лучшие постройки деревянного народного зодчества были на Севере.

Но даже в отдалённых лесных районах Севера их осталось не так уж много. Поэтому со всей этой красотой, в скором времени, можем любоваться и знакомиться только по оставшимся фотографиям, картинам, иллюстрациям.

Все свои помыслы и представления о высшей
Красоте, любви и добре связывали наши предки с образом
Храма - воплощением Царства Божия на Земле. - писала
Л.А. Рапацкая

Храмы на Руси возводились в честь военных побед . Поэтому они являются не только памятниками зодчества, но и истории.

Самым древним и самым простым являлся так называемый «клетский» тип храмов, покрытый двускатной кровлей, во многом подобный обычной крестьянской избе.

Начиная с 14-15 века на севере сложился шатровый стиль. Шатёр - завершение башен, храмов в виде четырех и восьмигранной пирамиды.

Изначально шатровые крыши были у оборонных сооружений. Башнеобразные сооружения ассоциировались в глазах русского человека с идеей независимости государства, верой в силу русского воинства.

С появлением в XVIII веке ярусных, кубоватых, пятиглавых, девятиглавых и ещё более сложных сооружений самобытные формы культового деревянного зодчества практически завершаются. Его подлинной вершиной становится строительство многоголовых храмов, среди которых выделяется возведённая в 1714 году двадцатидвухглавая Спасско-Преображенская церковь на Кижском острове, недалеко от западного берега Онежского озера. Сочетая все традиционные для древнерусского деревянного зодчества приёмы, северные плотники-зодчие создали невиданный прежде архитектурный образ, полностью соответствующий времени своего создания. Согласно легенде, мастер Нестор, закончив строительство кижской церкви, воскликнул: «Николи не было и николи не будет» и забросил в озеро свой топор.

Количество куполов имело символический смысл:
1 купол символизирует единство Бога,
2 - двойная природа Иисуса Христа (Божественная и человеческая),
3 - Святая Троица,
5 - Христос и 4 апостола евангелиста,
13 - Христос и 12 учеников.

Первоначально купола имели форму «луковок» - символизировал пламя лампады, с 16 века купол приобретает форму «маковки» - и символизирует пламя свечи.

Православные храмы имели форму:

  • Восьмиугольника;

  • Корабля;

  • Креста;

  • Круга


И действительно, православный храм, с точки зрения своего назначения, является «ковчегом» спасения для верующих людей. Алтарь современного храма всегда расположен на востоке, поскольку именно восток признаётся образом Христа.

Форма храмов в виде корабля получила широкое распространение. Но на Руси строили храмы и в форме креста - основание спасения людей, круга - символа вечности Церкви, восьмиугольника - символизирующего Вифлеемскую звезду.

Для изготовления макета взяла прообразом первоначальный вид Успенского собора.

Деревянный вид Успенского собора мы увидели в результатах трудов Александра Ивановича Герцена.

( - Александр Иванович (псевд. Искандер) (25.3(0.4). 1812, Москва,

9(21).1 .1870, Париж), рус. писатель и публицист, философ материалист, революционер. Из дворян: незаконнорождённый сын богатого помещика И. А. Яковлева.)

В все члены кружка Герцена и он сам были арестованы. Герцен был сослан в , а оттуда в , где и был определен на службу в канцелярию губернатора.

Успе́нский Три́фонов монастырь (Вятский Во Имя Успения Пресвятой Богородицы Трифонов монастырь) - мужская обитель во имя Пресвятой в городе (Хлынов, Вятка), . Монастырь основан святым Трифоном Вятским в . В годы советской власти пустовал, вновь возобновил работу в . В монастыре расположен кафедральный собор Вятской и Слободской епархии - Успенский собор.

Архитектурный ансамбль монастыря имеет статус федерального памятника архитектуры.

Содержание

Основан в (грамота царя от () 1580 года) преподобным , пришедшим сюда из чусовских владений солепромышленников , на южном берегу Засорного оврага, на месте двух древних кладбищенских церквушек. Сначала он поставил деревянный храм во имя Благовещения, а в - уникальную деревянную Успенскую церковь с разновысокими шатрами, о которой дозорная книга Фёдора Рязанцева () сообщает:

На Вятке в Хлынове городе монастырь стал… а в нём соборный во имя Успения… деревян, круглой, о шти приделах и шти верхах, сооружение мирское всех вятских пяти городов.

Другой источник добавляет:

…церковь та велия и пречудна… и переводом таковы церкви нигде не обретается.


В году собор был заново построен в камне. В году туда были торжественно перенесены мощи преподобного , над могилой установлена рака. Здесь же хранились рукописное , и преподобного.

План Успенского собора


Назначение храма - быть главным монастырским зданием, определило его тип: пятиглавый, четырехстолпный. С тремя полукружиями апсид - тип, освященный традицией. Весь внешний облик собора с трехчастным членением стен легкими лопатками, дугами полуциркульных закомар и пышным пятиглавьем создает впечатление спокойного и величавого массива.


Как уже было отмечено, макет соорудили по изображению из трудов статистической монографии о Вятской губернии А.И.Герцена.

Для создания деревянного колорита очень хорошо подходит гофрокартон. Материал, не требующий материальных затрат, легко поддающийся обработке, а также имеющий хороший эстетический вид.

Изначально составили эскиз, план макета. План собора прост и ясен. Его композиционным ядром служит шестигранный сруб трапезной, вокруг которого группируются пять приделов: с востока - во славу Успения Богородицы, с севера - соловецких святых подвижников Зосимы и Савватия, с юга - Николая Чудотворца. С западной стороны композицию уравновешивает предалтарник с широким двухвсходным крыльцом, не менее торжественным, чем на 22-хглавом Преображенском соборе в Кижах.
Основу пространственной композиции собора формируют пять шатровых столпов, из которых центральный является главным, а четыре боковых - подчиненными ему.

Определили из каких геометрических фигур состоят башни. Затем определили размеры. Только после этого приступили к выполнению чертежей. Развертки вычерчивали на лицевой стороне гофрокартона со склейками, для склейки снимали слой гофрировки. Вырезали развертки по линейке канцелярским ножом, чтобы сгибы получались четкими прорезали ножом слой гофрировки. Для склеивания лучше всего подходят клеи: супер ПВА, «Столяр» - они склеивают быстро и не оставляют грязных следов. Как четырехугольные, так и другие формы башен имели различные способы рубки углов: «в лапу» и «в обло с остатком». В моих башнях способ рубки «в обло с остатком» показала склеивая две полоски шириной 6мм вместе и приклеивая их к башне под углом 90 градусов. Башни увенчаны шатровой кровлей, на них барабан и завершают - купола в форме «луковок». Ступеньки - наклонно приклеенный гофрированный картон, перила - 5мм-ые полоски, скленные под углом накрест. Все мелкие детали, склеены после сбора макета.

Заключение

Таким образом, изучив историю, литературу об архитектурных особенностях деревянного зодчества, о культовых сооружениях, используя подручный материал, сопоставляя образ Вятского Во Имя Успения Пресвятой Богородицы собора, построила макет и попыталась передать красоту русского деревянного зодчества.





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал