- Учителю
- Музыка. 3 класс. Критская Е. Д.
Музыка. 3 класс. Критская Е. Д.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по музыке составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Примерной образовательной программы по музыке, авторской программы Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, Т. С. Шмагиной и ориентирована на работу с учебно-методическим комплектом:
1. Критская, Е. Д. Музыка : 3 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. организаций / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. - М. : Просвещение, 2014.
2. Критская, К Д. Музыка : 3 класс [Текст] : рабочая тетрадь : пособие для учащихся общеобразоват. организаций / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева. Т. С. Шмагина. - М. : Просвещение, 2014.
Цели и задачи
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретённые при её изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирования способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе, другим людям. Отечеству, миру в целом.
Цель массового музыкального образования и воспитания формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.
Задачи музыкального образования на основе целевой установки:
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, отечественному и мировому музыкальному искусству, уважение к истории, духовным ценностям России, музыкальной культуре разных народов;
- развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, ассоциативно-образного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
- обогащение знаний о музыкальном искусстве: овладение практическими умениями и навыками (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизации)*.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание программы базируется па Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России с учётом возможностей учебно-методических систем «Перспектива» и «Школа России», включающих основные пласты мирового музыкального искусства: фольклор, духовную музыку, произведения композиторов-классиков (золотой фонд), сочинения современных композиторов (классическая и популярная).
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности.
Критерии отбора музыкального материала: художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразное!!».
Основные методические принципы: увлечённость, триединство деятельности композитора - исполнителя - слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.
Виды музыкальной деятельности: слушание (восприятие музыки), инструментальное музицирование, пластическое интонирование, пение (соло, ансамбль, хор), музыкально-ритмические движения, импровизации (речевые, ритмические, вокальные, художественные).
Структура программы
Раздел 1. Россия - Родина моя (5 ч).
Мелодия - душа музыки. Природа и музыка. «Виват. Россия!». Кантата С. С. Прокофьева «Александр Невский». Опера М. И. Глинки «Иван Сусанин».
Раздел 2. День, полный событий (5 ч).
Утро. Портрет в музыке. «В детской». Игры и игрушки. На прогулке. «Вечер». Стили композиторов (П. Чайковский, С. Прокофьев, М. Мусоргский, Э. Григ).
Раздел 3.0 России петь - что стремиться в храм (4 ч).
Радуйся, Мария! «Богородице Дево, радуйся». Древнейшая песнь материнства. «Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!». Вербное воскресенье. Вербочки. Святые земли Русской.
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 ч).
«Настрою гусли на старинный лад...». Певцы русской старины. Былина о Садко и Морском царе. «Лель, мой Лель...». Звучащие картины. «Прощание с Масленицей».
Раздел 5. В музыкальном театре (6 ч).
Опера «Руслан и Людмила» (М. Глинка). Увертюра. Опера «Орфей и Эвридика» (К. В. Глюк), Опера «Снегурочка» (Н. Римский-Корсаков). В заповедном лесу. «Океан - море синее» (Н. Рим-ский-Корсаков, опера-былина «Садко»). Балет «Спящая красавица» (П. Чайковский). В современных ритмах.
Раздел 6. В концертном зале (6 ч).
Музыкальное состязание. Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины. Музыкальные инструменты (скрипка). Сюита «Пер Гюнт» (Э. Григ). «Героическая» (Л. Бетховен. Симфония № 3). Мир Бетховена.
Раздел 7. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье... (4 ч).
«Чудо-музыка». Острый ритм - джаза звуки. «Люблю я грусть твоих просторов» (Г. Свиридов). Мир Прокофьева. Певцы родной природы (Э. Григ, П. Чайковский). Прославим радость на земле. (В.-А. Моцарт). Радость к солнцу нас зовёт.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному (образовательному) плану образовательного учреждения на изучение музыки в 3 классе начальной школы выделяется 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Освоение музыкальной культуры мира, приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры - народному и профессиональному музыкальному творчеству (от русской музыки к музыке других народов); формирование духовно-нравственных, культурно-исторических, семейных ценностей, воспитание любви к духовному наследию и мировоззрению, воспитание патриотических чувств, активизация творческого мышления и воображения.
Личностные, предметные и метапредметные
результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
- чувство гордости за свою Родину, народ, историю России, укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
' Сергеева Г. П Критская. Е. Д., Шмагина Т. С. Музыка. I 4 классы. Рабочие программы. Предметная линия Г. П. Сергеевой. Е. Д. Критской: пособие для учителей общеобразоват. организаций. М\: Просвещение. 2014. С. 7-10. - наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир: -формирование личностного смысла постижения искусства;
- позитивная самооценка своих музыкально-творческих способностей:
- продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих задач, уважительное отношение к иному мнению:
- уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.
Предметные результаты:
-устойчивый интерес к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности:
- развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как о способе выражения духовных переживаний человека;
-общее понятие о значении музыки в жизни человека;
- элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности:
- использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;
готовность применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности; "
-участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей, ассамблей искусств, музыкальных фестивалей и конкурсов и др.
Метапредметпые результаты:
- наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия:
- ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни группы, класса, школы, города, региона и др.;
- овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач:
- готовность к логическим действиям (анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства);
- планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;
- участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей;
- умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.
Технологии преподавания предмета
Технология восприятие музыки.
Технология вокально-хоровой работы.
Технология детского музицирования.
Технология ассоциативно-образного мышления.
Технология музыкально-ритмического развития.
Арт-терапевтические технологии.
Информационно-компьютерные технологии.
Проектно-исследовательская деятельность.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. Литература для учителя.
1. Зояина, Л. В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы / Л. В. Золина - М.: Глобус, 2008.
2. Критская, Е. Д. Уроки музыки : 1--4 классы : поурочные разработки / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. - М.: Просвещение, 2012.
3. Путешествие в страну знаний : симфонический оркестр, народные инструменты. - М., 2003-2005.
4. Сергеева, Г. П. Музыка. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г. И. Сергеевой, Е. Д. Критской : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Г. П. Сергеева. Е. Д. Критская, Т. С. Шмагина. - М. : Просвещение, 2013.
2. Информационно-коммуникативные средства.
1. Критская, Е. Д. Музыка : 3 класс : фонохрестоматия музыкального материала /-Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. - М. : I [росвещение, 2011. - 1 электрон, опт. диск (СО-ЯОМ).
2. Музыкальная энциклопедия : науч.-сир. изд. по музыке. - М. : Большая Российская Энциклопедия, 2006. - 1 электрон, опт. диск (СО-КОМ).
3. Интернет-ресурсы.
1. Детские электронные презентации : музыка. -- Режим доступа : 1и1р://у1ких1Г.ги/са1:/ти51ка/
2. Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) по предмету «Музыка». - Режим доступа : httр://\у\у\у.5с11оо1-со11ес110п.ес111.ги/
4. Музыкальные фильмы.
1. Александр Невский : худ. фильм / реж. С. Эйзенштейн. Д. Васильев ; муз. С. Прокофьева. -СССР, 1938 (реставрация 1986).
2. Волк и семеро козлят па новый лад : мультфильм / реж. Л. Аристов ; муз. А. Рыбникова. -СССР, 1975.
3. Детский альбом : мультфильм / реж. И. Ковалевская ; муз. П. Чайковского. - СССР, 1976.
4. Звуки музыки : фильм-мюзикл / реж. Р. Уайз ; муз. Р. Роджерса. - США, 1965.
5. Звуки музыки : мюзикл / реж. Е. Писарев : муз. Р. Роджерса - Россия, 2011.
6. Золушка : фильм-балет/реж. В. Окуицов ; муз. С. Прокофьева. -СССР, 1985.
6. Технические средства обучения.
1. Компьютер.
2. Мультимедийный проектор.
3. Экспозиционный экран.
7. Учебно-практическое оборудование.
1. Штатив для карт и таблиц.
2. Укладка для аудиовизуальных средств (слайдов, кассе!" и др.).
3. Шкаф для хранения карт.
4. Ящики для хранения таблиц.
8. Специализированная учебная мебель.
Компьютерный стол.
Календарно - тематическое планирование
Календарно - тематическое планирование
№ п/п
Дата
Тема, тип
(вид) урока
(страницы
учебника;
тетради)
Решаемые проблемы. Задачи деятельности учителя
Планируемые результаты (в соответствии с ФГО(')
понятия
предметные результаты
универсальные учебные действия (УУД)
личностные результаты
1
2
3
4
5
6
7
8
Раздел 1. Россия - Родина моя (5 ч)
1
Мелодия-душа музыки (вводный; экскурсия). У*, с. 6-7; РТ, с. 3-4
Проблемы: Какими чувствами наполнена музыка П. И. Чайковского? Как вы понимаете слова П. Чайковского: «Я ещё не встречал человека, более меня влюблённого в матушку Русь»?
Задачи: познакомить с произведением П. И. Чайковского; учить применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения
Композитор, мелодия, пе-сенность, симфония, лирический образ
Узнают понятия: мелодия и аккомпанемент. Научатся воспринимать и понимать музыку разного эмоционально-образного содержания, разных жанров, эмоционально выражать свое отношение к музыкальным произведениям, слушать музыкальное произведение, выделять выразительные и изобразительные интонации
Регулятивные: выполнять учеб-ные действия в качестве слушателя, понимать цель выполняемых действий, вносить коррективы в свою работу.
Познавательные: использовать общие приёмы решения задачи; осуществлять поиск необходимой информации; различать звучание отдельных инструментов. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, слушать собеседника
Выражать свое эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкального произведения
2
Природа и музыка (романс). Звучащие картины (изучение и закрепление новых знаний; путешествие по родному
Проблемы: Какой романс вам понравился больше всего? О чём рассказала музыка русских композиторов? Какие картины русских художников созвучны с известными романсами русских композиторов? Задачи: познакомить с романсами и песнями; учить сравнивать их, определять и находить отличие романса от песни;
Романс, певец, солист, исполнитель, мелодия, аккомпанемент, гармония поэтического и му-зыкаль-
Узнают понятия: романс, певец, солист, исполнитель. Научатся интонационно осмысленно исполнять романсы, сравнивать романсы с песнями, петь мелодии с ориентацией на нотную запись; называть изученные произведения; выявлять настроение и чувства человека.
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, вносить коррективы в свою работу, анализировать результаты собственной и коллективной работы. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач; проявлять интерес к музыке, сравнивать музыкальные образы, фразы, выразительность интонаций.
Представлять образ Родины, историческое прошлое, культурное наследие России
1
2
3
4
5
6
7
8
краю). У, с. 8-11; РТ, с. 5-7
создать условия для развития умения передавать в импровизации интонационную выразительность музыкальной и поэтической речи
ного текстов
выраженные в музыке, эмоционально выражать свое отношение к музыкальным произведениям
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, стремиться к пониманию позиции другого человека
3
«Виват, Россия!» (кант), «Наша слава- русская держава» (расширение и углубление знаний; путешествие в истории-ческое прошлое). У, с. 14-15; РТ,С. 10-13
Проблемы: В каком характере исполняется кант? Сходны ли интонации музыкальные и речевые?
Задачи: познакомить с песнями о героических событиях истории Отечества; способствовать развитию умений распознавать особенности исполнения кантов, эмоционально откликаться на музыкальные произведения, выражать свое впечатление В пенни, игре, понимать возможности музыки, передавать чувства и мысли человека
Кант, пе-сенность, марше-вость, интонации музыки и речи
Узнают понятия: кант, песенность, маршевость. Научатся слушать и ис- полнять канты, воспринимать и понимать музыку разного эмоционально-образного содержания, разных жанров, включая фрагменты кантат, определять трёхчастную форму кантов, отмечать патриотический характер русских народных песен; сопоставлять произведения профессиональной и народной музыки
Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя, выполнять музыкально-творческие задания по заданным правилам; ставить и выполнять цель, определять этапы выполнения задания. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать, познавательную цель; осуществлять поиск необходимой информации. Коммуникативные: проявлять
активность во взаимодействии, петь хором, вести диалог, слушать собеседника
Выражать свое эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений
4
Кантата С. С, Прокофьева «Александр Невский» (изучение нового материала; путешествие). У, с. 16-17
Проблемы: Что общею и различного между музыкальными жанрами «кант» и «кантата»? Как композитор передаёт слушателям состояние тревоги, взволнованности во вступлении к хору «Вставайте, люди русские!»?
Задачи: создать условия для развития умения определять музыкальную форму произведения, раскрывать замысел
Кантата, набат, вступление, трёхмастная форма
Узнают понятия: кантата, набат, вступление. Научатся определять произведение, состоящее из нескольких частей, определять трёхчастную форму; исполнять движением руки партию колокола; сравнивать иконы и картины художников, раскрывать музыкальный образ, понимать замысел компо-
Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя, понимать цель выполняемых действий.
Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач; проявлять интерес к музыке, сравнивать музыкальные и художественные образы, музыкальные фразы, выразительность интонаций, передавать состояние героев произведений.
Проявлять эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения различного образного содержания
1
2
3
4
5
6
7
8
композитора, эмоционально выражать свое отношение к музыкальным произведениям, понимать возможности музыки, передавать чувства и мысли человека
зитора; понимать возможности музыки, передавать чувства и мысли человека
Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, слушать собеседника; исполнять музыку на воображаемых инструментах
5
Опера М. И. Глинки «Иван Сусанин» (освоение нового материала). РТ, с. 20-21
Проблема: Как звучит вступительная хоровая сцена из оперы? Какие черты характера, чувства Сусанина передаёт его ария?
Задачи: познакомить с содержанием произведения, главным героем и его музыкальной характеристикой; способствовать развитию умений сравнить два ответа И. Сусанина полякам: музыкальный из оперы1 М. И. Глинки и поэтический из стихотворения К. Рылеева, понимать возможности музыки
Опера, хоровая сцепа, певец, солист
Узнают понятия: опера, хоровая сцена, главный герой, певец, солист, ария, эпилог, благовест. Научатся представлять себя в роли музыкальных героев, сравнивать музыкальные и поэтические темы, торжественно исполнять фрагмент хора «Славься» из оперы «Иван Сусанин» М. И. Глинки, сравнивать его с хором «Вставайте, люди русские!» из кантаты «Александр Невский» С. С. Прокофьева
Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя, выполнять музыкально-творческие задания по заданным правилам; ставить и ВЫПОЛНЯТЬ цель, определять 1тапы выполнении задания. Познавательные; самостоятельно выделять и формулировать
познавательную цель; осуществлять попек необходимой информации.
Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, слушать собеседника; выразительно исполнять музыкальные произведения
Проявлять эмоциональное отношение к искусству, активный интерес к музыке, эстетический взгляд на мир
Р а з д ел 2. День, полный событий (5 ч)
6
Утро. П. И. Чайковский «Утренняя молитва» (изучение нового материала; путеше-
Проблемы: Что роднит и что отличает два музыкальных утра-П. Чайковского («Детский альбом») и Э. Грига (Сюита «Пер Гюнт»).
Задачи: создать условия для развития умений определять жизненную основу музыкальных произведений, понимать
Песен-ность, развитие, повтор, лад, тембр
Узнают понятия: песен ность, развитие, повтор, лад, тембр.
Научатся определять жизненную основу музыкальных произведений, понимать выразительные возможности музыкальных инструментов в создании
Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную, составлять план и последовательность действий; использовать известные средства музыкальной выразительности. Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель; осуществлять поиск необ-
Принимать
позицию слушателя (исполнителя) музыкальных произведений, владеть навы-
1
2
3
4
5
6
7
8
стене). У, с. 24-25
выразительные возможности музыкальных инструментов в создании различных образов, сравнивать музыкальные произведения композиторов, рисующих картину утра; определять, какая музыка передаёт душевное состояние композитора, связанное с его внутренним миром, а какая - настроение, связанное с образами природы, внешней картиной мира
различных образов; сравнивать музыкальные произведения композиторов, рисующих картину утра. поэтов и произведения художников; воспринимать и понимать музыку разного эмоционально-образного содержания, разных жанров, включая фрагменты симфоний
ходимой информации для выполнения учебных заданий; усваивать особенность музыкального языка как средства создания музыкального образа. Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию; узнавать черты музыкальной речи отдельных композиторов; применять полученные знания в исполнительской деятельности
ками оценки и самооценки музыкально-творческой деятельности-
7
Портрет в музыке. «В каждой интонации спрятан человек» (расширение и углубление знаний; экскурсия в музыкальный театр). У. с. 26-29; РТ, с. 30-31
Проблемы: Какие портреты нарисовала музыка С. Прокофьева В знакомой сказке «Петя и Волк»? Что помогает увидеть появление нового персонажа, понять его характер, поведение? С какой интонацией Прочитал стихотворение Л. Барто «Болтунья» композитор С. Прокофьев? Как понимаете смысл слов «В каждой интонации спрятан человек»? Задачи: продолжить знакомство с образами произведений С. Прокофьева; создать условия для развития умения применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения
Выразительность) изобразительность, контраст, скороговорка
Узнают понятия: выразительность, изобразительность, контраст, скоро-
,ЧХЮ1>1<<1.
Научатся сравнивать музыкальные темы и образы героев симфонической
Сказки, балета и песни; размышлять 0 характере музыки, о чувствах, настроении, которые в ней выражены, о различии и связи контрастных музыкальных тем: дирижировать и передавать движениями рук характер музыки (полётность, взволнованность, динамические нарастания, устремлённость к кульминации)
Регулятивные; выполнять учебные действия в качестве слушателя, составлять план и последова-
тельность действий; использован. известные средства музыкальной выразительности.
Познавательные: ставить вопросы, формулировать проблемы; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии, слушать собеседника; рассказывать о содержании произведении. отвечать на вопросы, задавать уточняющие вопросы, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении
Проявлять устойчивое положительное отношение к урокам музыки
1
2
3
4
5
6
7
8
8
«В детской». Игры и игрушки (расширение и углубление знаний; игра). У, с. 30-33
Проблема: Как музыкальные интонации подчёркивают выразительность речи каждого персонажа?
Задачи: познакомить с пьесами вокального цикла М. П. Мусоргского «Детская»;создать условия для развития умений сравнивать музыкальные пьесы М. П. Мусоргского (вокальный цикл «Детская»), П. И. Чайковского («Детский альбом»), С. С. Прокофьева, объяснять, что их объединяет и чем отличаются друг от друга; эмоционально выражать свое отношение к музыкальным 1 произведениям
Мелодия, речитатив, соло, интонационная выразительность, песенность, танцеваль-ность, мар-шевость, фортепиано, аккомпанемент, солист
Узнают понятия: мелодия, речитатив, соло, интонационная выразительность, аккомпанемент, солист, песенность, танцеваль-иость, маршевость. Научатся проводить интонационно-образный и сравнительный анализ на примере музыкальных произведений М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, определять песенность, танцевальность и маршевость в музыке
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять этапы выполнения заданий; различать танцевальные, маршевые, песенные интонации, ритмы. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач, формулировать познавательную цель; понимать содержание произведения. Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; работать в паре, группе, проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки
Проявлять познавательный интерес к музыкальным занятиям
9
Детская тема в произведениях М. Мусоргского (закрепление нового материала; экскурсия в картинную галерею). У, с. 34-35
Проблема: Как композитор передал содержание пьесы, характеры детей?
Задачи: познакомить с новым произведением и предложить стать участниками прогулки по выставке картин; создать условия для развития умений находить верные ответы на вопросы, понимать возможности музыки, передавать чувства и мысли человека, передавать различный ритмический рису-
Сюита, музыкальная живопись
Узнают понятия: сюита, музыкальная живопись. Научатся называть музыкальные картины, находить ответы на поставленные вопросы, размышлять о музыкальных образах, определять средства музыкальной выразительности, которые использовал композитор для создания музыкальных иллюстраций на примере музыки
Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя, выполнять музыкально-творческие задания; ставить и реализовывать цель. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; осуществлять поиск необходимой информации, использовать информацию для решения задач. Коммуникативные: обсуждать вопросы перед принятием реше-
Понимать чувства других людей и сопереживать им
1
2
3
4
5
6
7
8
нок в исполнении доступных произведений, приводить примеры известных музыкальных жанров, форм
«Тюильрийский сад» и «Лиможский рынок» М. П. Мусоргского
ния, участвовать в коллективном обсуждении, высказывать собственное суждение о музыке, выслушивать мнения друг друга
10
«Вечер». Обобщение музыкальных впечатлений (закрепление изученного материала). У, с. 36-37; РТ, с. 8-9
Проблема: О чём рассказали в своих музыкальных произведениях П. Чайковский, М. Мусоргский и Э. Григ? Задачи: создать условия для развития умений выразительно исполнять попевки и песни с соблюдением основных правил пения, в том числе с дирижированием, узнавать пройденные музыкальные произведения и их авторов, сопоставлять пьесы П. Чайковского, М. Мусоргского и Э. Грига, определять созвучие с картинами И. Левитана «Сумерки. Луна» и «Заход солнца» и стихами А. Плещеева «Вечер отрадный...»
Мелодия, аккомпанемент, интонация
Узнают понятия: .мелодия, аккомпанемент, вступление, интонация. Научатся находить сходство и различие музыкальных пьес, живописных и литературных произведений, отмечать понравившиеся поэтические строки; выразительно исполнять попевки и песни с соблюдением основных правил пения, в том числе с дирижированием; узнавать пройденные музыкальные произведения и их авторов
Регулятивные: понимать и принимать учебную задачу, понимать важность планирования работы, •решать творческие задачи, вносить коррективы в свою работу. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач; различать и сравнивать музыкальные произведения на основе полученных знаний, сравнивать особенности воплощения разными композиторами музыкального образа. Коммуникативные: ставить вопросы, учитывать настроения других людей, их эмоциональное восприятие музыки, участвовать в коллективном обсуждении
Понимать значение музыкальных занятий как способа эмоциональной разгрузки
Раздел 3. О России петь - что стремиться в храм (4 ч.)
11-
12
Радуйся, Мария! «Богородице Дево, радуйся». Древнейшая песнь материнства. «Тихая моя,
Проблема: Почему весь мир называет Её царицей небесной? Задачи: познакомить с произведениями, в которых средствами музыкальной выразительности воплощен образ матери; способствовать развитию умений сравнивать и сопоставлять музыкальные образы и картины
Икона, храм, церковная музыка, тропарь, молитва, песнопение, картина, образ
Узнают понятия: храм, икона, церковная музыка песнопения, тропарь. Научатся сопоставлять музыкальные и художественные образы И.-С. Баха, Ф. Шуберта и Рафаэля, С. Рахманинова и В. Васнецова, иконы и тропарь
Регулятивные: понимать цель выполняемых действий, адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы; выполнять музыкально-творческие задания по заданным правилам; выражать в словесной форме образный смысл и общий замысел произведений.
Понимать связь между нравственным содержанием музыкального произведения
1
2
3
4
5
6
7
8
нежная моя, добрая моя, мама!» (расширение и углубление новых знаний). У, с. 40-47
художников, проводить интонационно-образный анализ произведений искусства, находить в музыкальном тексте особенности формы, изложения, участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов, выражая свое мнение в общении со сверстниками; содействовать развитию вокально-хоровых навыков
Богородицы в церковной музыке, стихах поэтов, картинах художников
Владимирской иконе Бо-жией Матери, В. Гаврили-на, К. Петрова-Водкина, О. Ренуара; подбирать слова, которые передают чувства при слушании музыки, просмотра картины, чтении стихотворений, посвященных Богоматери (А. Фет, Данте, А. Пушкин, М. Волошин)
Познавательные: осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий; свободно ориентироваться в учебнике. Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию, понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке; понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми
и эстетическими идеалами композитора
13
Вербное воскресенье. Вербочки (закрепление нового материала; импровизация). У, с. 48-51
Проблемы: Как разные композиторы передали своё понимание стихотворения А. Блока? Задачи: создать условия для развития умений слушать музыкальное произведение, Выделять в нем выразительные и изобразительные интонации, различать произведения разных жанров, находить самое яркое звучание в песнях, выразитель-, но исполнять песни с соблюдением основных правил пения, в том числе с дирижированием, эмоционально выражать свое отношение к музыкальным произведениям
Церковные праздники, величания, хор, рок-опера
Узнают понятия: народные песнопения, церковные песнопения, величания, рок-опера.
Научатся выразительно исполнять песни А. Гречанинова и Р. Глиэра «Вербочки», находить в них самое яркое звучание; дирижировать воображаемой. пальмовой ветвью хором из рок-оперы Э.-Л. Уэббе-р'а «Иисус Христос - суперзвезда»; эмоционально выражать свое отношение к музыкальным произведениям
Регулятивные: соотносить свои действия с поставленной целью; оценивать музыкальные образы людей.
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации на страницах учебника: характеризовать музыкальные произведения, понимать композицию музыкального произведения. Коммуникативные: выслушивать мнения и идеи одноклассников, использовать их в дальнейшей деятельности; участвовать в коллективном музицировании, выразительно исполнять музыкальные произведения
Понимать и проявлять сочувствие к переживаниям персонажей музыкальных произведений
14
Святые земли Русской. Княгиня Ольга.
Проблема: Что роднит мелодии молитвы «Богородице Дево, радуйся», «Величания князю Владимиру и княгине Ольге»
Житие, Величания, имена святых
Узнают имена русских святых княгини Ольги, князя Владимира, их «житие» и дела на благо Родины.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, в том числе музыкально-исполнительскую, выбирать действия в соот-
Демонстрировать позицию активного
1
2
3
4
5
6
7
8
Князь Владимир (расширение и углубление знаний). У, с. 52-53
и «Баллады о князе Владимире»? Задачи: создать условия для развития умений обнаруживать сходство и различия русских и западноевропейских произведений религиозного искусства (музыка, архитектура, живопись), интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей, понимать возможности музыки, передавать чувства и мысли человека, приводить примеры известных музыкальных жанров, форм
земли Русской, равноапостольные княгиня Ольга и князь Владимир
Научатся проводить интонационно-образный анализ прослушанной музыки на примере «Величания князю Владимиру и княгине Ольге», «Баллады о князе Владимире», понимать возможности музыки, передавать чувства и мысли человека; приводить примеры известных музыкальных жанров, форм, обнаруживать сходство и различия произведений религиозного искусства
ветствии с поставленной целью. Познавательные: узнавать, называть и определять явления окружающей действительности; характеризовать музыкальные произведения, понимать композицию, форму музыкального произведения.
Коммуникативные: рассказывать о содержании прослушанного произведения, участвовать в коллективном обсуждении, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и учителем, быть терпимым к чужому мнению
слушателя и исполнителя музыкальных произведений
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 ч)
15
«Настрою гусли на старинный лад...» (былины). Былина о Садко и Морском царе (освоение нового материала; путешествие). У, с. 56-57; РТ,с. 14-15
Проблема: Какие особенности былины создают ощущение непрерывности, тягучести звучания?
Задачи: создать условия для ознакомления с музыкальными инструментами, разучивания мелодии былины, развития умений сравнить с песенными мелодиями в народном стиле, ориентироваться в жанрах и основных особенностях музыкального фольклора, слушать музыкальное произведение, выделять в нем выразительные
Былины. Гусли. Певец-сказитель. Фольклор
Узнают понятия: былина, фольклор, песня в народном стиле, певец-сказитель. Научатся называть народный инструмент гусли. выразительно исполнять мелодию былины «То не белая берёза к земле клонится», сравнивать с песенными лирическими мелодиями в народном стиле; ориентироваться в жанрах и основных особенностях музыкального фольклора;
Регулятивные: формировать замысел и реализовывать его в исполнении, выполнять музыкально-творческие задания по заданным правилам, вносить коррективы в свою работу; понимать важность планирования работы, адекватно оценивать правильность выполнения задания. Познавательные: использовать общие приёмы решения исполнительской задачи; осуществлять поиск необходимой информации; отмечать характер народных песен, устанавливать взаимосвязь
Проявлять познавательный интерес к музыкальным занятиям
1
2
3
4
5
6
7
8
и изобразительные интонации, узнавать народные мелодии в творчестве композиторов, различать звучание музыкальных инструментов и певческих голосов, исполнять песни в одноголосном и двухголосном изложении
слушать музыкальное произведение, выделять в нем выразительные и изобразительные интонации, узнавать народные мелодии в творчестве композиторов
между музыкой и другими видами искусств.
Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; договариваться и приходить к общему решению, работая в группе
16
Певцы русской старины (Баян, Садко) (освоение нового .материала; путешествие). У, с. 58-61
Проблемы: Какая из мелодий песен Баяна и Садко - подлинный былинный напев? Как подражают инструменты симфонического оркестра звучанию гуслей? Какую роль играют распевы в былинах? Задачи: создать условия для развития умений находить сходство и различие прослушанных мелодий, рассуждать о значении повтора фраз былинных напевов, различать мелодию и аккомпанемент, исполнять аккомпанемент на воображаемых гуслях
Былинный напев, наигрыш. Подражание гуслям. Повтор. Распевы. Выразительность
Узнают понятия: былинный напев, наигрыш, распевы.
Научатся исполнять мелодии песен Баяна и Садко, былинного напева, импровизировать в игре на воображаемых гуслях; слышать характерные народные интонации, ритмы, тембры, приёмы игры на примере музыки из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила» и оперы-былины Н. Римского-Корсакова «Садко»
Регулятивные: самостоятельно ставить цель в предстоящей творческой работе.
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации, используя справочный материал; сравнивать музыкальные образы разных композиторов с образами народной музыки. Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; работать в паре, группе, принимать мнение, отличное от своей точки зрения
Иметь представление о музыке и музыкальных занятиях как факторе, позитивно влияющем на здоровье
17
«Лель, мой Лель...». Образы былинных сказителей (решение частных задач; сказка).
Проблемы: Как Н. Римский-Корсаков передаёт в песне Леля звуки природы? Какие приёмы развития использует в ней композитор?
Задачи: познакомить с образом былинного певца-музыканта Лелем; способствовать развитию умений определять, что
Песня. Куплет. Меццо-сопрано. Кларнет. Литавры
Узнают понятия: песня, куплет, женский голос меццо-сопрано; музыкальные инструменты: кларнет, литавры. Научатся сравнивать песню Леля из оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка» с народными напе-
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы.
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации на страницах учебника; характеризовать музыкальные произве-
Понимать чувства других людей и сопереживать ИМ
1
2
3
4
5
6
7
8
У, с. 62-63; РТ, с. 16-17
роднит песню Леля с народными напевами, музыкальную форму произведения, приёмы развития музыки, эмоционально выражать свое отношение к музыкальным произведениям, понимать возможности музыки передавать чувства и мысли человека
)
вами; выразительно исполнять мелодию песни Леля «Туча со громом сговаривалась»; определять приёмы развития музыки (повтор, контраст)
дения, понимать композицию музыкального произведения. Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении, выслушивать мнения и идеи одноклассников, использовать их В дальнейшей деятельности; участвовать в коллективном музицировании
18
Звучащие картины «Прощание с Масленицей». Русские народные праздники: проводы зимы, встреча весны (повторение и закрепление изученного материала; игра). У, с. 64-67
Проблема: Почему в народных песнях часто повторяются и мелодия, и слова? Задачи: познакомить с историей возникновения праздника -Масленица; способствовать развитию «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения», умений узнавать народные мелодии в творчестве композиторов, ориентироваться в жанрах и основных особенностях музыкального фольклора, передавать в музыкально-творческой деятельности художественно-образное содержание и основные особенности сочинений разных композиторов и народного творчества, находить в музыкальном тексте особенности формы изложения
Народные традиции. Повтор. Контраст. Сопоставление. Мелодии в народном стиле
Узнают историю возникновения народного праздника Масленица, познакомятся с обрядом прощания с Масленицей. Научатся выразительно исполнять обрядовые песни, заклички, забавы, мелодии из сцены масленичного гулянья из оперы «Снегурочка» Н. Римско-го-Корсакова, находить музыкальный контраст, сопоставлять мелодии; вслушиваться в «музыку» картин Б. Кустодиева, находить на них приметы Масленицы; узнавать народные мелодии в творчестве композиторов; проявлять творческие способности, воображение
Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя, выполнять музыкально-творческие задания; адекватно оценивать правильность выполнения задания. Познавательные: использовать общие приёмы решения исполнительской задачи; осуществлять поиск необходимой информации; соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения. Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию, участвовать в коллективном обсуждении, музицировании; работать в паре, группе; выразительно исполнять музыкальные произведения
Представлять образ Родины, историческое прошлое, культурное наследие России
I 2
3
4
5
6
7
8
Раздел 5. В музыкальном театре (6 ч)
19
Опера
Проблемы: Какими средствами
Сцена
Узнают понятия: ария,
Регулятивные: планировать
Проявлять
М. Глинки
композитор рисует фантастиче-
из оперы.
каватина, баритон, со-
учебные действия в качестве
устойчи-
«Руслан
ские, волшебные образы? Ка-
Ария.
прано, бас, рондо, кон-
слушателя и исполнителя, плани-
вое поло-
и Людмила»
кой характер передаёт музыка
Баритон.
траст, увертюра, симфо-
ровать действия по устранению
жительное
(изучение
арии Руслана из оперы «Руслан
Каватина.
нический оркестр.
недостатков, оценивать музыкаль-
отношение
нового ма-
и Людмила»? Как в музыке пе-
Сопрано.
Научатся сравнивать му-
ные образы персонажей оперы;
к урокам
териала)
реданы разные чувства Фарла-
Рондо.
зыкальные и поэтические
выполнять музыкально-творче-
музыки
фа? Что отличает тему Фарлафа
Бас. Кон-
образы героев оперы
ские задания по заданным прави-
от темы Руслана?
траст.
М. Глинки и поэмы
лам; ориентироваться на нотную
Задачи: создать условия для
Увертюра.
А. Пушкина «Руслан
запись в учебнике, использовать
определения сходства и разли-
Симфони-
и Людмила», выразитель-
приём свободного дирижирова-
чия музыкальных образов геро-
ческий
но исполнять мелодии
ния; делиться на группы: дири-
•
ев оперы, средств музыкальной выразительности; способствовать развитию умений сравнивать характер музыки каватины и арии Людмилы, музыкальные и поэтические образы главных героев оперы и поэмы А. С. Пушкина, импровизировать мелодии в характере песни, танца и марша, выразительно исполнять песни с соблюдением основных правил пения, в том числе с дирижированием, сопоставлять .музыкальные образы в звучании разных музыкальных инструментов
оркестр
арий, темы главных героев оперы; называть средства музыкальной выразительности; имитировать жесты дирижёра оркестра; узнавать пройденные музыкальные произведения и их авторов, узнавать народные мелодии в творчестве композиторов; различать звучание музыкальных инструментов и певческих голосов; эмоционально выражать свое отношение к музыкальным произведениям
жёр и оркестр.
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации; проявлять интерес к музыке, сравнивать музыкальные образы (фразы, выразительность интонаций). Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, общаться внутри группы; выбирать речевые формы, оценивать качество исполнения, слушать собеседника, рассказывать о прослушанном музыкальном произведении; отвечать на вопросы, задавать уточняющие вопросы, договариваться, находить общее решение при работе в группе
20
Опера
Проблема: Какими средствами
Музыкаль-
Узнают понятия: опера,
Регулятивные: планировать дей-
Принимать
К. В. Глюка
музыкальной выразительности
ный театр.
музыкальный театр,
ствия, выполнять музыкально-
позицию
)
!
2
3
4
5
6
7
8
«Орфей и Эвридика» (изучение и закрепление нового материала; путешествие). У, с. 76-77
композитор передаёт контрастные образы оперы? Задачи: познакомить с творчеством К. В. Глюка; способствовать развитию умений слушать музыкальное произведение, выделять в нем выразительные и изобразительные интонации, соотносить содержание музыкального произведения с использованными в нем музыкальными средствами; содействовать развитию умений петь напевно, легко, не форсируя звук, сопоставлять музыкальные образы в звучании разных музыкальных инструментов, узнавать пройденные музыкальные произведения и их авторов
Опера. Хор. Солист. Миф. Лира
музыкальный диалог, хор, солист, миф, лира. Научатся слушать музыкальное произведение, выделять в нем выразительные и изобразительные интонации, соотносить содержание музыкального произведения с использованными в нем музыкальными средствами, сопоставлять и сравнивать характеры действующих лиц оперы; передавать настроения музыки, подмечать контрасты музыкальных тем, воплощающих образы добра и зла; узнавать пройденные музыкальные произведения и их авторов
творческие задания по заданным правилам, оценивать музыкальные образы персонажей оперы. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; называть, какие средства музыкальной выразительности используются для передачи контраста в музыке; характеризовать разных персонажей, определять характеры действующих лиц оперы. Коммуникативные: рассказывать о прослушанном музыкальном произведении, отвечать на вопросы, задавать вопросы об уточнении непонятного; работать в группе, договариваться, находить общее решение, выслушивать друг друга, быть терпимыми к другим мнениям
слушателя (исполнителя) музыкальных произведений, владеть навыками оценки и самооценки музыкально-творческой деятельности
21
Опера Н. Римского-Корсакова «Снегурочка» (освоение нового материала). У, с. 78-83
Проблемы: Какое настроение передаёт музыка? Близки ли интонации арии Снегурочки народным песням? Какой инструмент симфонического оркестра вторит высокому, прозрачному голосу Снегурочки? Какие черты характера царя раскрываются в «Шествии...»? Задачи: создать условия для развития умений определять интонационно-образный харак-
Сцена
из оперы.
Ария.
Сопрано.
Шествие.
Каватина.
Тенор
Узнают понятия: сиена из оперы, ария, сопрано, шествие, каватина, тенор. Научатся слушать и исполнять мелодии арии Снегурочки «С подружками по ягоды ходить», «Люблю и таю»; определять тембры инструментов симфонического оркестра, душевное состояние главных персонажей оперы,
Регулятивные: осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах музыкальной деятельности; выполнять действия в опоре на заданный учителем ориентир: эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных произведений разных жанров.
Познавательные: формулировать замысел, использовать и реа-
Проявлять эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения различного образного содержания
1
2
3
4
5
6
7
8
тер главных персонажей оперы, средства музыкальной выразительности: мелодия, ритм, тембры голоса и инструментов оркестра, слушать и исполнять мелодии из оперы; способствовать развитию умений соотносить исполнение музыки с собственными жизненными впечатлениями и осуществлять свой исполнительский замысел
отмечать интонационно-образный характер; участвовать в разыгрывании сцен из оперы, передавать на музыкальных инструментах шуточный харак- 1 тер «Пляски скоморохов», исполнять заключительную песню в характере радостного и светлого ' гимна
лизовывать его в исполнении (драматизации и пластическом интонировании); передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии; учитывать эмоциональное восприятие музыки других учащих-, ся, понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке
22
Операы. Римского-Корсакова «Садко». Вступление к опере «Садко» «Океан -море синее» (обобщение полученных знаний; путешествие). У, с. 84-85; РТ. с. 28-29
Проблемы: Образы природы в музыке Римского-Корсакова. Как композитор передаёт характер моря? В чём здесь секрет? Задачи: создать условия для развития умений воспринимать и понимать музыку разного эмоционально-образного содержания, разбираться в музыкальной драматургии произведения на основе освоения принципов музыкально-симфонического развития, называть средства музыкальной выразительности, понимать нравственный смысл сказочных образов в опере
Сцена из оперы. Зерно-интонация, развитие, трёхчаст-ная форма
Узнают понятия: опера, интонация, развитие, трёхчастная форма. Научатся слушать и исполнять музыку, создавать музыкально-пластические композиции; называть произведения и автора (опера «Садко» Н. Римского-Корсакова, картина художника В. Ермолаевой «Море»), средства музыкальной выразительности, определять трёхчастную форму; следить за развитием темы в музыке
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: ставить новые задачи в сотрудничестве с учителем, выбирать способы решения исполнительской задачи. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения; выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения, используя разные речевые средства
Понимать значение музыкальных занятий как • способа эмоциональной разгрузки
23
Балет П. Чайковского «Спящая красавица»
(изучение
Проблемы: Каково значение выражения: «Зло мгновенно в этом мире, неизбывна доброта»? Как передают контраст художник и композитор?
Контрастные образы, сцена из балета, интонация, развитие
Узнают понятия: контрастные образы, сцена из балета, интонация, развитие. Научатся соотносить исполнение музыки с соб-
Регулятивные: анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям.
Познавательные: формировать замысел и использовать и реал и -
Понимать связь между нравственным содержанием
1
2
' 3
4
5
6
7
8
и обобщение полученных знаний; экскурсия в музыкальный театр). У, с. 86-87; РТ, с. 18-19
Задачи: создать условия для развития умений сравнивать темы по нотной записи, передавать в движении характер тем феи Сирени и феи Карабос, рассуждать о смысле и значении вступления, увертюры к балету, дирижировать музыкой «Вальса» из балета, представлять происходящее на сцене, соотносить исполнение музыки с собственными жизненными впечатлениями
ственными жизненными впечатлениями, слушать и исполнять музыку, создавать музыкально-пластические композиции; называть наименования и автора балета (балет «Спящая красавица» П. И. Чайков- ского), сравнивать музыкальные темы и передавать их в движении; участвовать в инсценировании сцен из балета
зовывать его в исполнении: драматизации и пластическом интонировании.
Коммуникативные: рассказывать о содержании прослушанного музыкального произведения, о композиторе; задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и музыкально-выразительным средствам; участвовать создании композиций, работать в паре, группе
музыкального произведения и эстетическими идеалами композитора
24
В современных ритмах (мюзиклы) (освоение нового материала; путешествие). У, с. 90-91; РТ, с. 6-7
Проблемы: Как исполняются песни в музыкальном спектакле? Чем мюзикл А. Рыбникова отличается от детской оперы Щ. Коваля?
Задачи: создать условия для ознакомления с жанром мюзикл, особенностями музыкального языка, манерами исполнения; способствовать развитию умений наблюдать за развитием музыкальных образов, тем, интонаций, воспринимать различие в формах построения музыки, разыгрывать сцены из спектаклей
Сцена из мюзикла, современные интонации и ритмы, развитие
Узнают понятия: 'сцена из мюзикла, современные интонации и ритмы, развитие.
Научатся слушать и исполнять музыкальные темы из спектаклей «Волк и семеро козлят» оперы М. Коваля и «Волк и семеро козлят на новый лад» мюзикла А. Рыбникова; выразительно исполнять песню о звукоряде из мюзикла Р. Роджерса «Звуки музыки»: участвовать в театрализованных композициях
Регулятивные: планировать действия, выполнять музыкально-творческие задания по заданным правилам; оценивать музыкальные образы персонажей оперы и мюзикла.
Познавательные: формировать замысел и использовать и реали-зовывать его в исполнении: драматизации и пластическом интонировании.
Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, общаться внутри группы, выбирать речевые формы; оценивать качество исполнения
Понимать и проявлять сочувствие к переживаниям персонажей музыкальных произведений
Раздел 6. В концертном зале (6 ч)
25
Музыкальное состязание (кон-
Проблемы: Как звучит песня
«Веснянка» в Концерте Х« 1
П. Чайковского? Как она звучит
Композитор, исполнитель,
Узнают понятия: концертный зал, тема, тембр, пар-титура, инструменты.
Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя.
Демонстрировать позицию
1
2
3
4
5
6
7
8
церт) (изучение и закрепление новых знаний; экскурсия в концертный Зал). У, с. 92-95
в партии фортепиано и у симфонического концерта? Задачи: познакомить с жанром инструментальны й кон церт; создать условия для развития умений определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов
слушатель, концерт, вариационное развитие
Научатся узнавать черты музыкальной речи отдельных композиторов; применять полученные знания в исполнительской деятельности; определять жанр инструментального концерта; различать звучание музыкальных инструментов
Познавательные: осуществлять поиск нужной информации в словарике и из дополнительных источников: расширять свои предоставления о музыке и музыкантах. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью; контролировать свои действия в коллективной работе
активного слушателя и исполнителя музыкальных произведений
26
Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины (закрепление и обобщение знаний; путешествие). У, с. 96-99
Проблемы: Какие инструменты исполняют темы в симфонической сказке «Петя и волк»? Как звучит голос флейты в «Шутке» И.-С. Баха? Какие качества музыки подчёркивает звучание флейты? Может ли флейта звучать в оркестре и исполнять маршевую музыку? Задачи: познакомить с историей создания флейты; способствовать развитию умений определять музыкальные инструменты, называть авторов прослушанных произведений, петь гемы из отдельных прослушиваемых музыкальных произведений, сопоставлять музыкальные образы в звучании разных музыкальных инструментов
Деревянные духовые инструменты, старинная и современная музыка. Художники Ю. Лей-стер, М. Врубель
Узнают понятия: деревянные духовые инструменты, старинная и современная музыка; познакомятся с творчеством художников Ю. Лейстера, М. Врубеля. Научатся узнавать звучание деревянных духовых инструментов, изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; петь темы из отдельных прослушиваемых музыкальных произведений; сопоставлять музыкальные образы в звучании разных музыкальных инструментов, соотносить исполнение музыки с собственными впечатлениями
Регулятивные: выполнять музыкально-творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам; адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем. Познавательные: различать, сравнивать, группировать музыкальные произведения по видам и жанрам музыкального искусства (классическое, современное), музыкально-сценическим формам, создателям музыки (композиторы). Коммуникативные: строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; выражать эмоционально-ценностное отношение к прослушанным музыкальным произведениям
Проявлять познавательный интерес к музыкальным занятиям
27
Музыкальные инструменты (скрипка)
Проблемы: Где можно услышать скрипку? Как звучит музыка в виртуозной скрипичной пьесе Н. Паганини «Каприс»?
Скрипач-виртуоз. Мелодия. Стради-
Узнают понятия: скрипач-виртуоз, мелодия; имена композиторов Страдивари, Гварнери, Никколо
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с учебными задачами,
Иметь представление о музыке
I
2
3
4
5
6
7
8
(закрепление и обобщение знаний; путешествие). У, с. 100-101
Задачи: познакомить с творчеством Н. Паганини, музыкальным инструментом скрипкой; способствовать развитию умений воспринимать и понимать музыку разного эмоционально-образного содержания, разных жанров, узнавать тембры музыкальных инструментов, называть имена известных отечественных и зарубежных композиторов, исполнителей; привлечь к участию в коллективном воплощении музыкальных образов; развивать умение выражать свое мнение в общении со сверстниками
вари. Гварнери. Никколо Паганини
Паганини; познакомятся с музыкальными произведениями: «Мелодия» П. Чайковского, «Волшебный смычок», норвежская народная песня, «Каприс» Н. Паганини.
Научатся называть имена знаменитых скрипачей и мастеров, создавших чудесные скрипки;находить и рассказывать стихи, рассказы, петь песни о скрипке и скрипачах; участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов, выражая свое мнение в общении со сверстниками
различая способ и результат собственных действий. Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель; соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения. •Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, слушать собеседника; принимать активное участие в различных видах музыкальной дсятетт.носш. выразительно исполнять музыкальные произведения
и музыкальных занятиях как факторе, позитивно влияющем на здоровье
28
Сюита Э. Грига «Пер Гюнт» (изучение и закрепление новых знаний; путешествие).
У. с. 102-105
Проблема: Какие переживания выражает музыка? Задачи: расширить представления о единстве выражения и изображения интонации; совершенствовать музыкальное восприятие, умения анализировать, сравнивать, выделять главное; способствовать развитию ладотонального, звуковы-сотного, тембрового слуха, музыкальной памяти, умений понимать возможности музыки, передавать чувства и мысли человека
Сюита, тема, вариационное развитие. Песенность, танцеваль-ность, мар-шевость
Узнают понятия: сюита, тема, вариационное развитие, песенность, танце-вальностъ, маршевостъ. Научатся сравнивать разные части сюиты, находить сходство и различие, передавать словами характер музыки, музыкальные образы, выражать свои чувства на примере пьес «В пещере горного короля», «Танец Анитры», «Смерть Озе», «Песня Сольвейг» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы. Познавательные: использовать общие приёмы решения задач; соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения. Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию, понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке
Понимать чувства других людей и сопереживать им
1
2
3
4
5
6
7
8
29
«Героическая» (симфония). Мир Л. Бетховена (изучение и закрепление новых знаний; путешествие). У, с. 106-111
Проблемы: Что помогает услышать характер движения в музыке? Почему финал Симфонии № 3 называют «праздником мира.»?
Задачи: создать условия для развития умений эмоционально выражать свое отношение к музыкальным произведениям, определять и сравнивать музыкальные и художественные образы, используя средства музыкальной и художественной выразительности, различать мелодию и аккомпанемент, передавать различный ритмический рисунок в исполнении доступных произведении
Выразительность и изобразительность музыки. Темп. Контраст. Симфония. Дирижёр. Маршевость, песенность. Финал. Тема. Вариации. Контрданс
Узнают понятия: симфония, дирижёр, контраст, маршевость, песенность, финал, вариации, контрданс (сельский танец). Научатся слушать музыку, анализировать произведения, сравнивать образы, созданные композитором и художниками, петь мелодии тем симфонии. дирижировать музыкой; различать мелодию и аккомпанемент, передавать различный ритмический рисунок в исполнении доступных произведений
Регулятивные: ставить новые задачи в сотрудничестве с учителем, планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и результат собственных действий. Познавательные: осуществлять поиск нужной информации в словарике и из дополнительных источников; расширять свои представления о музыке и музыкантах. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения, используя разные речевые средства
Понимать значение музыки в собственной жизни
30
Мир Л. Бетховена (изучение и закрепление новых знаний; экскурсия).
У, с. 112-113
Проблема: Как музыка учит людей понимать друг друга? Задачи: создать условия для
восприятия и понимания музыки разного эмоционально-образного содержания, разных жанров, включая фрагменты симфонии, развития умений слушать музыкальное произведение, выделять в нем выразительные и изобразительные интонации, различать произведения разных жанров, осознания значения средств музыкальной
Выразительность. Изобразительность. Мелодия. Аккомпанемент. Лад
Узнают понятия: песня, танец, марш, композитор. исполнитель. слушатель. Научатся слушать и понимать музыку, сравнивать образы небольших сочинений Л. Бетховена с образами разных частей Симфонии № 3 «Героическая», проводить интона-ционно-образный анализ; выразительно исполнять песни хором, дирижировать музыкой на примере
Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя; понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы.
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель: передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; выразительно исполнять музыкальные произведения
Проявлять устойчивое положительное отношение к урокам музыки
I
2
3
4
5
6
7
8
выразительности; способствовать вовлечению в коллективную работу по воплощению музыкальных образов
сочинений: «Лунная соната», «К Элизе», «Сурок»
Раздел 7. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (4ч)
31
«Чудо-
Проблемы: В каких танцеваль-
Песенность.
Узнают понятия: музыкаль-
Регулятивные: использовать об-
Принимать
музыка».
ных ритмах написаны песни
Танцеваль-
ный лад, тембр, краска,
щие приёмы решения задач, вы-
позицию
Острый
австрийского композитора
ность. Ку-
песенность, танцеваль-
полнять действия (в устной фор-
слушателя
ритм -джа-
Й. Гайдна и современных ком-
плетная
ность, куплетная форма,
ме) в опоре на заданный учителем
(исполни-
за звуки
позиторов Д. Кабалевского,
форма.
импровизация, ритм,
или сверстниками ориентир; при-
теля) му-
(изучение
Я. Дубравина? Какова главная
Лад. Им-
джаз-оркестр.
нимать и сохранять учебную.
зыкальных
и закрепле-
отличительная особенность
провиза-
Научатся придумывать
в том числе музыкально-исполни-
произведе-
ние полу-
музыкального языка джаза?
ция. Ритм.
и исполнять музыкальное
тельскую задачу.
ний, атадеть
ченных зна-
Задачи: создать условия для
Джаз-ор-
сопровождение к песням,
Познавательные: ставить и фор-
навыками
ний; путе-
развития умений передать в му-
кестр
выразительно исполнять
мулировать проблему;ориенти-
оценки
шествие).
зыкально-творческой деятель-
песни о музыке компози-
роваться в информационном ма-
и само-
У, с. 116-
ности художественно-образное
тора Й. Гайдна «Мы дру-
териале учебника, осуществлять
оценки
119
содержание и основные осо-
жим с музыкой», совре-
поиск нужной информации; вы-
музыкаль-
бенности сочинений разных
менных композиторов
бирать способы решения испол-
но-творче-
композиторов, придумывать
Д. Кабалевского «Чудо-
нительской задачи.
ской дея-
и исполнять музыкальное сопровождение к песням, исполнять песни о музыке; способствовать развитию умений слушать инструментальные и вокальные джазовые композиции, называть имена современных джазовых исполнителей
музыка», Я. Дубравина «Всюду музыка живёт»; слушать инструментальные и вокальные джазовые композиции Дж. Гершви-на, Л. Армстронга, Д. Эллингтона, называть имена современных джазовых исполнителей
Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию, договариваться, находить общее решение при работе в группе; проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки
тельности
32
«Люблю я
Проблема: Как выразил своё
Песен-
Узнают понятия: музы-
Регулятивные: понимать смысл
Представ-
грусть тво-
отношение к природе компози-
ность. Му-
кальный лад, песенность.
инструкции учителя, вносить не-
лять образ
их просто-
тор Г. Свиридов?
зыкальные
музыкальные иллюстра-
обходимые дополнения и измене-
Родины,
I
2
3
4
5
6
7
8
ров». Г. Свиридов (повторение и обобщение полученных знаний; путешествие). У, с. 120-123; РТ, с. 22-25
Задачи: создать условия для понимания настроения пьесы, особенности музыкального языка; способствовать развитию умений определять родство музыкальных и поэтических интонаций в вокальных сочинениях, узнавать черты музыкальной речи отдельных композиторов, применять полученные знания в исполнительской деятельности, исполнять попевки, ориентируясь на нотный текст
иллюстрации. Кантата. Хор. Симфонический оркестр. Фортепианная, вокальная, симфоническая музыка. Музыкальная речь
ции. кантата, хор, симфонический оркестр. Научатся слушать музыку, петь мелодии, опираясь на нотный текст, понимать основные термины и понятия музыкального искусства, особенности музыкального языка на примере пьес: «Весна. Осень», «Тройка», «Снег идёт» Г. Свиридова; «Шествие солнца», «Утро» Э. Грига; «Рассвет на Москве-реке» М. Мусоргского
ния в план, ставить новые учебные задачи в сотрудничестве . с учителем.
Познавательные: формулировать познавательную цель, оценивать процесс и результат действия; самостоятельно работать с дополнительными текстами и заданиями в рабочей тетради. Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию; принимать активное участие в различных видах музыкальной деятельности
культурное наследие России
33
Певцы родной природы (Э. Григ. П. Чайковский) (решение частных задач). У, с. 124-125
Проблемы: Какие сочинения композиторов вы вспоминаете, рассматривая рисунки? Могут ли иссякнуть мелодии? Задачи: способствовать закреплению понятий, полученных на уроках, развитию умении называть изученные произведения различных музыкальных жанров, называть особенности музыкального «почерка» П. Чайковского и С. Прокофьева: содействовать развитию умений строить свои рассуждения о воспринимаемых свойствах музыки, ориентироваться в жанрах и основных особенностях музыкального фольклора.
Консерватория. Конкурс. Интонация, музыкальная речь, народная и композиторская музыка, театр, опера, балет, оркестр, дирижёр, концертный зал, изобразительность
Узнают понятия: интонация, музыкальная речь, народная и композиторская музыка, театр, опера, балет, оркестр, дирижёр. концертный зал, изобразительность и выразительность музыки, партитура, лад. Научатся проявлять интерес к концертной деятельности известных исполнителей и исполнительских коллективов, к музыкальным конкурсам и фестивалям; слушать на уроках музыкальные сочинения и называть их авторов;
Регулятивные: составлять план и последовательность действий, планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и результат собственных действий; эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных произведений разных жанров.
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях.
Коммуникативные: предлагать помощь и договариваться о рас-
Принимать позицию слушателя (исполнителя) музыкальных произведений; владеть навыками оценки и самооценки музыкально-творческой деятельности
1
2
3
4
5
6
7
8
понимать возможности музыки передавать чувства и мысли человека, владеть первоначальными навыками самоорганизации культурного досуга
и выразительность музыки, партитура
определять музыкальные жанры и обобщать особенности музыкального почерка композиторов
пределении функций в совместной деятельности, работать в группе; выразительно исполнять музыкальные произведения
34
Прославим радость на земле (повторение изученного материала, обобщение знаний: концерт). У. с. 126-128; РТ, с. 26-27
Проблема: Как вы понимаете высказывания композиторов и поэтов о творчестве В.-А. Моцарта?
Задачи: создать условия для развития умений выявлять изменения музыкальных образов, озвученных разными инструментами, объяснять высказывания композиторов Э. Грига и П. Чайковского о В.-А. Моцарте; способствовать развитию умений импровизировать мелодии в соответствии с поэтическим содержанием в духе песни, танца, марша, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров, стилей
Опера. Симфония. Песня. Ода. Кант. Гимн
Узнают понятия: опера, симфония, песня, ода, кант, гимн. \ Научатся слушать музыку, сравнивать музыкальные образы, характеры, средства музыкальной выразительности: выполнять предложенные задания, выразительно исполнять канон «Слава солнцу, слава миру!» В.-А. Моцарта, «Оду к радости» Л. Бетховена, «Славься» М. Глинки, каиты «Радуйся, Росско земле!» и «Орле Российский»; соотносить исполнение музыки с собственными жизненными впечатлениями
Регулятивные: осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах музыкальной деятельности. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, использовать общие приёмы решения исполнительской задачи: осуществлять поиск необходимой информации.
Коммуникативные: работать в группе, рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений, о композиторах; задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и музыкально-выразительным средствам: принимать мнение, отличное от своей точки зрения
Проявлять эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения различного образного содержания