- Учителю
- Рабочая программа по ИЗО 4 класс
Рабочая программа по ИЗО 4 класс
Министерство науки и образования Российской Федерации
Министерство науки и образования Удмуртской Республики
МОУ «Чеканская аграрная средняя школа»
Рассмотрена на заседании ШМК:
«_____»_________________ 20__г.
Руководитель ШМК ____________
Утверждена: приказ №_______ от
«___»___________________20____г.
Директор школы:
В.В Исымбаева ________________
Составлена на основе государственной
программы и требований к минимуму содержания
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ИЗО
в 4 классе
Учитель: Перминова Елена Михайловна
учитель первой
квалификационной категории
Рецензент: _________________________
________________________
2015-2016 учебный год
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» 4 класс разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС) на основе авторской программы по ИЗО 2011 года под редакцией Б.М. Неменского, В. Г. Гурова, Л. А. Неменской, УМК. «Школа России», сборника рабочих программ «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ С. В. Анащенкова [и др.]. М.: Просвещение, 2011.
Основное содержание авторской программы полностью нашло отражение в данной рабочей программе.
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мира отношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т.е. зоркости души ребёнка.
Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:
-
овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно- прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
-
развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка - главный смысловой стержень программы.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
-
изобразительная художественная деятельность;
-
декоративная художественная деятельность;
-
конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности - изобразительный, декоративный и конструктивный - в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий:
-
рисование с натуры (рисунок, живопись);
-
рисование на темы и иллюстрирование (композиция);
-
декоративная работа;
-
лепка;
-
аппликация с элементами дизайна;
-
беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.
Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности обучающихся: восприятие произведений искусства (ученик - зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
Целью художественного воспитания и обучения в 4 классе является формирование представления о многообразии культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека.
Рабочая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала.
Приобщаясь через уподобление сотворчества и восприятия к истокам культуры своего народа или других народов Земли, обучающиеся начинают ощущать себя участниками развития человечества, открывают себе путь к дальнейшему расширению восприимчивости богатства человеческой культуры.
Многообразие представлений различных народов о красоте раскрывается в процессе сравнения родной природы, труда, архитектуры, красоты человека с культурой других народов.
Темы раскрывают богатство и разнообразие представлений народов о красоте явлений жизни. Здесь все - и понимание природы, и связь с ней построек, и одежда, и праздники - разное. Обучающиеся должны осознать: прекрасно именно то, что человечество столь богато разнообразными художественными культурами и что они не случайно разные.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Наряду с основной формой организации учебного процесса - уроком - проводятся экскурсии в краеведческие музеи; используются видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения. При прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с окружающим миром («Природа России», «Родной край - часть большой страны», «Страницы всемирной истории», «Страницы истории Отечества»), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудовым обучением (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).
Основные содержательные линии
В рабочей программе по изобразительному искусству 4 класс выделены 3 основные содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержание обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью.
Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности: конструктивной, изобразительной, декоративной.
Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные - живопись, графика, скульптура; конструктивные - архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства. Но одновременно каждая из этих форм деятельности присуща созданию любого произведения искусства и поэтому является необходимой основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности.
Три способа освоения художественной действительности представлены в начальной школе в игровой форме, как Братья - Мастера Изображения, Украшения, Постройки, эти три вида художественной деятельности сопутствуют обучающимся весь год обучения. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, а затем более глубоко осознавать искусство.
Место предмета в учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство и художественный труд» отводится 1 час в неделю. Всего в 4классе на изучение программного материала отводится 34 часа.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Приоритетная цель художественного образования в школе - духовно-нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истиной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего, ребёнок постигает искусство своей Родины, а потом знакомится с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Ребёнок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения. В предмет интегрирован национально-региональный компонент (НРК), согласно учебного плана.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка - главный смысловой стержень курса. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления. Одна из главных задач курса - развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание - проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению - основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально- ценностных критериев жизни.
Обучение в четвёртом классе строится на приобщении детей к истокам культуры своего народа и других народов Земли, на ощущении себя участниками развития человечества. Учащиеся, приобщаясь к истокам родной культуры, обретают опыт эстетического переживания народных традиций, понимают их содержание и связи с современной жизнью, собственной жизнью. Это глубокое основание для воспитания патриотизма, самоуважения, осознанного отношения к историческому прошлому и в то же время интереса и уважения к иным культурам.
Задача - введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий.
Результат освоения учебного предмета
В результате изучения изобразительного искусства четвероклассник научится:
-
понимать, что приобщение к миру искусства происходит через познание художественного смысла окружающего предметного мира;
-
понимать, что предметы имеют не только утилитарное значение, но и являются носителями духовной культуры;
-
понимать, что окружающие предметы, созданные людьми, образуют среду нашей жизни и нашего общения;
-
понимать, что форма вещей не случайна, в ней выражено понимание людьми красоты, удобства, в ней выражены чувства людей и отношения между людьми, их мечты и заботы;
-
воспринимать окружающий мир и произведения искусства;
-
выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений;
-
анализировать результаты сравнения;
-
объединять произведения по видовым и жанровым признакам;
-
работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа;
-
решать творческие задачи на уровне импровизаций, проявлять оригинальность при их решении;
-
создавать творческие работы на основе собственного замысла;
-
формировать навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат);
-
работать с пластилином, глиной, бумагой, гуашью, мелками;
-
участвовать в создании «проектов» изображений, украшений, построек для улиц родного города;
-
конструировать из бумаги макеты детских книжек;
-
складывать бумагу в несколько слоев, соединять простые объемные бумажные формы в более сложные бумажные конструкции (создание игрушечного транспорта);
-
передавать на доступном уровне пропорции человеческого тела, движения человека.
Четвероклассник получит возможность научиться:
-
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;
-
воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;
-
оценивать произведения искусства (выражение собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
-
использовать приобретённые навыки общения через выражение художественных смыслов, выражение эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;
-
использовать приобретенные знания и умения в коллективном творчестве, в процессе совместной художественной деятельности;
-
использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
-
анализировать произведения искусства, приобретать знания о конкретных произведениях выдающихся художников в различных видах искусства, активно использовать художественные термины и понятия;
осваивать основы первичных представлений о трёх видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объёме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объёме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов.
Планируемые результаты изучения учебного предмета по окончании 4класса
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах четвероклассников, которые они должны приобрести в процессе освоения курса «Искусство вокруг нас» по программе «Изобразительное искусство»:
-
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
-
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
-
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
-
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
-
сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
-
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
-
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
-
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
-
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформулированности универсальных способностей четвероклассников, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
-
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
-
овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
-
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
-
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
-
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
-
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественнотворческих задач;
-
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт четвероклассников в художественно- творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
-
сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
-
сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
-
овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
-
овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании);
-
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
-
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
-
умение обсуждать и анализировать произведения искусства;
-
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике.
Контроль и оценка реализации программы
-
Оценка и контроль достижения планируемых результатов осуществляется в двух направлениях: метапредметные и предметные результаты.
-
Оценка метапредметных результатов освоения обучающимися программы проводится совместно с учителем и педагогом-психологом методом включенного наблюдения. Оценка метапредметных результатов осуществляется на основании:
-
результатов практической работы в конце года;
-
данных портфолио учащихся;
-
участие в выставках, конкурсах.
-
Система контроля и оценки достижения планируемых предметных результатов освоения программы по изобразительному искусству в 3 классе осуществляется учителем и включает в себя следующие виды контроля:
текущий контроль проводится в форме устного опроса. Его цель - анализ хода формирования знаний и умений обучающихся. Это даёт учителю и ученику возможность своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению; возвратиться к еще не усвоенным правилам, операциям и действиям;
тематический контроль в форме защиты проектов;
промежуточная аттестация проводится в конце года в форме практической работы.
Особенности контроля и оценки по предмету «Изобразительное искусство»
Характеристика цифровой оценки (отметки)
-
«5» («отлично») - учащийся полностью справляется с поставленной целью урока; правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике ;верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все кометы изображения; умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
-
«4» («хорошо») - учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера; гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.
-
«3» («удовлетворительно») - учащийся слабо справляется с поставленной целью урока; допускает неточность в изложении изученного материала.
-
«2» («плохо») - учащийся допускает грубые ошибки в ответе; не справляется с позленной целью урока.
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
-
Активность участия.
-
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
-
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
-
Самостоятельность.
-
Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
-
Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
-
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
-
Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы учащегося.
Содержание учебного предмета (34 ч)
Каждый народ - художник (изображение, украшение, постройка в творчестве народов Земли)
Истоки искусства твоего народа (8 ч)
Практическая работа на уроках должна совмещать индивидуальные и коллективные формы творчества.
Пейзаж родной земли.
Характерные черты, своеобразие родного пейзажа. Изображение пейзажа нашей средней полосы, выявление его особой красоты.
Материалы: гуашь, мелки, бумага.
Зрительный ряд: слайды природы, репродукции картин русских художников-пейзажистов.
Музыкальный ряд: русские народные песни.
Образ традиционного русского дома (избы).
Знакомство с конструкцией избы, значение ее частей. Моделирование из бумаги (или лепка) избы. Индивидуально-коллективная работа.
Материалы: бумага, картон, ножницы; пластилин, стеки.
Зрительный ряд: слайды деревянных ансамблей из этнографических музеев. Задание на дом: найти изображения русской деревни, ее построек.
Украшения деревянных построек и их значение.
Единство в работе трех Мастеров. Магические представления как поэтические образы мира. Изба - образ лица человека; окна, очи дома, украшались наличниками, фасад - лобной доской, причелинами. Украшение «деревянных» построек, созданных на прошлом уроке (индивидуально или коллективно). Дополнительно - изображение избы (гуашь, кисти).
Материалы: белая тонированная или оберточная бумага, ножницы, клей или пластилин для объемных построек.
Зрительный ряд: слайды из серий «Этнографические музеи», «Русское народное искусство», «Деревянное зодчество Руси».
Литературный ряд: В. Белов. «Лад».
Деревня - деревянный мир.
Знакомство с русской деревянной архитектурой: избы, ворота, амбары, колодцы... Деревянное церковное зодчество. Изображение деревни - коллективное панно или индивидуальная работа.
Материалы: гуашь, бумага, клей, ножницы.
Образ красоты человека.
У каждого народа складывается свой образ женской и мужской красоты. Это выражает традиционная народная одежда. Образ мужчины неотделим от его труда. В нем соединены представления о могучей силе и доброте - «добрый молодец». В образе женской красоты всегда выражается способность людей мечтать, стремление преодолеть повседневность. Красота тоже оберег. Женские образы глубоко связаны с образом птицы счастья («лебедушка»).
Изображение женских и мужских народных образов индивидуально или для панно. Фигуры вклеивает в панно группа «главного художника». Обратить внимание, что фигуры в детских работах должны быть в движении, не должны напоминать выставку одежды. При наличии дополнительных уроков - изготовление кукол по типу народных тряпичных или лепных фигур для уже созданной «деревни».
Материалы: бумага, гуашь, клей, ножницы.
Зрительный ряд: слайды материалов этнографических музеев, книги о народном искусстве, работы художников И. Билибина, И. Аргунова, А. Венецианова, М. Врубеля и др.
Литературный ряд: фрагменты былин, русских сказок, отрывки из поэм Н. Некрасова.
Музыкальный ряд: народные песни.
Народные праздники.
Роль праздников в жизни людей. Календарные праздники: осенний праздник урожая, ярмарки и т. д. Праздник - это образ идеальной, счастливой жизни.
Создание работ на тему народного праздника с обобщением материала темы.
Материалы: склеенное полотнище обоев для панно, листы бумаги, гуашь, кисти, ножницы, клей.
Зрительный ряд: работы Б. Кустодиева, К. Юона, Ф. Малявина; произведения народного декоративного искусства.
Литературный ряд: И. Токмакова. «Ярмарка».
Музыкальный ряд: Р. Щедрин. «Озорные частушки»; Н. Римский-Корсаков. «Снегурочка».
Древние города твоей земли (7 ч)
Каждый город особенный. У него свое неповторимое лицо, свой характер. Каждый город имеет особую судьбу. Его здания в своем облике запечатлели исторический путь народа, события его жизни. Слово «город» произошло от слов «городить», «огораживать» крепостной стеной. На высоких холмах, отражаясь в реках и озерах, росли города с белизной стен, куполами храмов, перезвоном колоколов. Таких городов больше нигде нет.
Нужно раскрыть красоту городов родной земли, мудрость их архитектурной организации.
Древнерусский город-крепость.
Изучение конструкций и пропорций крепостных башен городов. Постройка крепостных стен и башен из бумаги или пластилина. Возможен изобразительный вариант выполнения задания.
Материалы: согласно выбранному варианту задания.
Древние соборы.
Соборы воплощали красоту, могущество и силу государства. Они являлись архитектурным и смысловым центром города. Это были святыни города.
Знакомство с архитектурой древнерусского каменного храма. Конструкция, символика храма. «Постройка» древнего собора из бумаги. Коллективная работа.
Материалы: бумага, ножницы, клей или пластилин, стеки.
Зрительный ряд: репродукции произведений А. Васнецова, И. Билибина, Н. Рериха; слайды на темы «Прогулка по Кремлю», «Соборы Московского Кремля».
Древний город и его жители.
Моделирование всего жилого наполнения города. Завершение «постройки» древнего города. Возможный вариант: изображение древнерусского города.
Материалы: тушь, перо (пастель), бумага.
Зрительный ряд: произведения А. Васнецова; книги, слайды с видами древних русских городов.
Древнерусские воины-защитники.
Изображение древнерусских воинов, княжеской дружины. Одежда и оружие воинов.
Материалы: гуашь, бумага.
Зрительный ряд: репродукции работ И. Билибина, В. Васнецова; иллюстрации детских книг.
Древние города Русской земли.
Знакомство со своеобразием разных городов - Москвы, Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля и др. Они похожи и непохожи между собой. Изображение разных характеров русских городов. Практическая работа или беседа.
Материалы: графическая техника (мелки, монотипия) или живопись (гуашь, кисти), бумага.
Узорочье теремов.
Образы теремной архитектуры. Расписные интерьеры, изразцы. Изображение интерьера палаты - подготовка фона для следующего задания.
Материалы: тонированная или цветная бумага, гуашь, кисти.
Зрительный ряд: слайды «Древние палаты Московского Кремля»; В. Васнецов. «Палаты царя Берендея»; произведения И, Билибина, А. Рябушкина.
Праздничный пир в теремных палатах.
Коллективное аппликативное панно или индивидуальные изображения пира.
Материалы: склеенные обои для панно, листы бумаги, гуашь, кисти, клей, ножницы.
Зрительный ряд: слайды палат Московского Кремля; иллюстрации к русским сказкам В. Васнецова.
Литературный ряд: А. Пушкин. «Руслан и Людмила».
Музыкальный ряд: произведения Ф. Глинки, Н. Римского-Корсакова.
Каждый народ - художник (11 ч)
Братья-Мастера ведут детей от встречи с корнями родной культуры к осознанию многообразия художественных культур мира.
Мы предлагаем три культуры в контексте их связей с культурой современного мира: это культура Древней Греции, средневековой (готической) Европы и Японии как пример культуры Востока.
Каждая культура просматривается по четырем параметрам: природа, характер построек, люди в этой среде и праздники народов как выражение представлений о счастье и красоте жизни.
Образ художественной культуры Древней Греции.
Древнегреческое понимание красоты человека - мужской и женской - на примере скульптурных произведений Мирона, Поликлета, Фидия (человек является «мерой всех вещей»). Размеры, пропорции, конструкции храмов гармонично соотносились с человеком. Восхищение гармоничным, спортивно развитым человеком - особенность Древней Греции. Изображение фигур олимпийских спортсменов (фигуры в движении) и участников шествия (фигуры в одеждах).
Создание панно «Древнегреческие праздники». Это могут быть Олимпийские игры или праздник Великих Панафиней (торжественное шествие в честь красоты человека, его физического совершенства и силы, которым греки поклонялись).
Материалы: гуашь, ножницы, клей, бумага.
Зрительный ряд: слайды современного облика Греции, произведений древнегреческих скульпторов.
Литературный ряд: мифы Древней Греции.
Образ художественной культуры Японии.
Характерное для японских художников изображение природы через детали: ветка дерева с птичкой; цветок с бабочкой; трава с кузнечиками, стрекозами; ветка цветущей вишни.
Изображение японок в национальной одежде (кимоно) с передачей характерных черт лица, прически, движения, фигуры.
Коллективное панно «Праздник цветения сакуры» или «Праздник хризантем». Отдельные фигуры выполняются индивидуально и вклеиваются затем в общее панно. Группа «главного художника» работает над фоном панно.
Материалы: большие листы бумаги для коллективной работы, гуашь, пастель, карандаши, ножницы, клей.
Зрительный ряд: гравюры японских художников Утамаро, Хокусай - женские образы, пейзажи; слайды современных городов Японии.
Литературный ряд: традиционная японская поэзия.
Образ художественной культуры средневековой Западной Европы.
Ремесленные цеха были отличительной чертой этих городов. Каждый цех имел свои одежды, свои знаки отличия, гербы, и члены его гордились своим мастерством, своей общностью.
Работа над панно «Праздник цехов ремесленников на городской площади» с подготовительными этапами изучения архитектуры, одежды человека и его окружения (предметный мир).
Материалы: большие листы бумаги, гуашь, пастель; кисти, ножницы, клей.
Зрительный ряд: слайды городов Западной Европы, средневековой скульптуры и одежды.
Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).
Выставка детских работ. Проведение беседы для закрепления в сознании детей темы «Каждый народ - художник» как ведущей темы года. Итогом беседы должно быть не запоминание названий, а радость от возможности поделиться открытиями уже прожитых детьми культурных миров. Наши три Брата-Мастера именно на этом уроке должны помогать учителю и детям заниматься не заучиванием памятников, а пониманием разности своей работы в разных культурах, помогать осознанию того, что постройки, одежды, украшения у различных народов очень разные.
Искусство объединяет народы (8 ч.)
Последняя тема завершает программу начальной школы, заканчивается первый этап обучения. Темы в течение года раскрывали богатство и разнообразие представлений народов о красоте явлений жизни. Здесь все - и понимание природы, и связь с ней построек, и одежда, и праздники и т. д. Дети должны были осознать: прекрасно именно то, что человечество столь богато различными художественными культурами и что они не случайно разные.
Теперь задачи принципиально меняются, они как бы противоположны - от представлений о великом многообразии к представлениям о единстве для всех народов понимания красоты (или безобразия) коренных явлений жизни. Дети должны увидеть, что при любых различиях люди остаются людьми и есть нечто воспринимаемое всеми народами Земли как одинаково прекрасное.
Мы единое племя Земли, несмотря на всю непохожесть, мы братья. Общими для всех народов являются представления не о внешних проявлениях, а о самых глубинных, не подчиненных внешним условиям природы и истории.
Все народы воспевают материнство.
Для каждого человека на свете отношение к матери особое. В искусстве разных народов есть тема воспевания материнства, матери, дающей жизнь. Существуют великие произведения искусства на эту тему, понятные всем людям.
Дети по представлению изображают мать и дитя, стремясь выразить их единство, ласку, отношение друг к другу.
Материалы: гуашь или пастель, бумага, кисти.
Зрительный ряд: икона «Владимирская Богоматерь»; Рафаэль. «Сикстинская мадонна»; М. Савицкий. «Партизанская мадонна»; Б. Йеменский. «Тишина» и др.
Музыкальный ряд: колыбельная песня.
Все народы воспевают мудрость старости.
Есть красота внешняя и внутренняя - красота душевной жизни, красота, в которой выражен жизненный опыт, красота связи поколений.
Изображение любимого пожилого человека. Главное - это стремление выразить его внутренний мир.
Материалы: гуашь или пастель, бумага, кисти.
Зрительный ряд: портреты работы Рембрандта, автопортреты В. Тропинина, Леонардо да Винчи, Эль Греко.
Сопереживание - великая тема искусства.
С древнейших времен искусство стремилось вызвать сопереживание зрителя. Искусство воздействует на наши чувства. Изображение страдания в искусстве. Через искусство художник выражает свое сочувствие страдающим, учит сопереживать чужому горю, чужому страданию.
Создание рисунка с драматическим сюжетом, придуманным автором (больное животное, погибшее дерево и т. д.).
Материалы: черная или белая гуашь, бумага, кисти.
Зрительный ряд: С. Боттичелли. «Покинутая»; П. Пикассо. «Нищие»; Рембрандт. «Возвращение блудного сына».
Литературный ряд: Н. Некрасов. «Плач детей».
Герои, борцы и защитники.
В борьбе за свободу, справедливость все народы видят проявление духовной красоты. Все народы воспевают своих героев. У каждого народа многие произведения изобразительного искусства, скульптуры, музыки, литературы посвящены этой теме. Героическая тема в искусстве разных народов.
Эскиз памятника герою, выбранному автором (ребенком).
Материалы: пластилин, стеки.
Зрительный ряд: памятники героям разных народов, памятники эпохи Возрождения; скульптурные произведения XIX и XX веков.
Юность и надежды.
Тема детства, юности в искусстве. Изображение радости детства, мечты ребенка о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях.
Материалы: гуашь или пастель, бумага.
Зрительный ряд: В. Тропинин. «Портрет сына»; 3. Серебрякова. «Девочки у рояля».
Искусство народов мира (обобщение темы).
Итоговая выставка работ. Обсуждение творческих работ учащихся.
Материалы: бумага для оформления работ, клей, ножницы.
Зрительный ряд: лучшие работы за год или за всю начальную школу, коллективные панно, собранный детьми по темам искусствоведческий материал.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
- Печатные пособия
Таблицы в соответствии с основными разделами программы четвертого класса:
-
Портреты русских и зарубежных художников.
-
Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента.
-
Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта.
Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.
Таблицы по народным промыслам, декоративно-прикладному искусству.
Альбом с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями рабочей программы.
Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте.
Технические средства обучения
Оборудование рабочего места учителя:
-
Классная доска с креплениями для таблиц.
-
Магнитная доска.
-
Персональный компьютер.
-
Мультимедийный проектор.
-
Экспозиционный экран размером 150 X 150 см.
Учебно-практическое оборудование
Учебно-практическое оборудование.
Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой.
Краски акварельные или гуашевые.
Кисти беличьи № 5, 10, 20.
Кисти из щетины № 3, 10, 13.
Ёмкости для воды.
Стеки (набор).
Пластилин \ глина.
Ножницы.
Гербарии.
Оборудование класса
Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.
Настенные доски (полки) для вывешивания иллюстративного материала
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Содержание программного материала
Количество часов
Истоки родного искусства
8ч
Древние города нашей земли
7ч
Каждый народ - художник
11ч
Искусство объединяет народы
8ч
итого
34ч
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
По изобразительному искусству 4 класс (34 ч)в году /
в разделе
Дата
Тема урока
Характеристика деятельности учащихся
Элементы содержания,
термины и понятия
УУД
примечание
Истоки родного искусства (8 часов)
1
Пейзаж
родной
земли
Характеризовать красоту природы родного края. Характеризовать особенности красоты природы разных климатических зон. Изображать характерные особенности пейзажа родной природы. Использовать выразительные средства живописи для создания образов природы. Изображать российскую природу (пейзаж)
Воспринимать и эстетически оценивать красоту природы родной земли в постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их представление о мире, красоте человека. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Гармония жилья с природой. Давать эстетические характеристики различных пейзажей - среднерусского, горного, степного, таежного и др. Учиться видеть разнообразие природной среды и называть особенности среднерусской природы. Называть характерные черты родного для ребенка пейзажа. Овладевать живописными навыками работы гуашью
Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении. Учитывать правила в планировании и контроле способа решения
2
Пейзаж родной земли
Иcпользовать выразительные средства живописи для создания образов природы. Изображать российскую природу (пейзаж)
Учиться видеть красоту природы в произведениях русской живописи (И. Шишкин, А. Саврасов, Ф. Васильев, И. Левитан, И. Грабарь и др.). Называть роль искусства в понимании красоты природы. Представлять изменчивость природы в разное время года и в течение дня. Учиться видеть красоту разных времен года. Овладевать, живописными навыками работы гуашью
Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств. Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром. Давать оценку своей работе и работе товарища по заданным критериям
3
Деревня -
деревянный
мир
Рассуждать о роли природных условий в характере традиционной культуры народа. Рассказывать об избе, как образе традиционного русского дома. Рассказывать о воплощении в конструкции и декоре избы космогонических представлений - представлений о порядке и устройстве мира. Объяснять конструкцию избы и назначение её частей. Понимать единство красоты и пользы, единство функциональных и духовных смыслов. Рассказывать об украшениях избы и их значениях. Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом. Изображать избу или моделировать её из бумаги (объём, полуобъём). Использовать материалы: гуашь, кисти, бумага; ножницы, резак, клей
Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества. Учиться видеть традиционный образ деревни и понимать • связь человека с окружающим миром природы. Называть природные материалы для постройки, роль дерева. Объяснять особенности конструкции русской избы и назначение ее отдельных элементов: венец, клеть, сруб, двускатная крыша. Овладевать навыками конструирования - конструировать макет избы. Учиться изображать графическими или живописными средствами образ русской избы. Гармония жилья с природой. Природные материалы и их эстетика. Польза и красота в традиционных постройках. Дерево как традиционный материал. Деревня - деревянный мир. Изображение традиционной сельской жизни в произведениях русских художников. Эстетика труда и празднества.
Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его.
Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении. Учитывать правила в планировании и контроле способа решения.
Овладевать навыками коллективной деятельности, работать организованно в команде одноклассников под руководством учителя
4
Деревня - деревянный мир
Рассказывать о деревянной храмовой архитектуре. Раскрывать традиции конструирования и декора избы в разных областях России. Создавать образ традиционной деревни: коллективное панно или объёмная пространственная постройка из бумаги (с объединением индивидуально сделанных деталей)
Называть различные виды изб. Объяснять разнообразие сельских деревянных построек: избы, ворота, амбары, колодцы, избы и других построек традиционной деревни и т. д. Видеть красоту русского деревянного зодчества. Понимать значение слова «зодчество». Учиться создавать коллективное панно (объёмный макет) способом объединения индивидуально сделанных изображений
Овладевать навыками коллективной работы при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата
5
Красота
человека
Объяснять представление народа о красоте человека, связанное с традициями жизни и труда в определенных природных и исторических условиях. Приобретать опыт эмоционального восприятия традиционного народного костюма. Различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров (Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки) при создании русского народного костюма. Размышлять о традиционной одежде как о выражении образа красоты человека. Рассматривать женский праздничный костюм как концентрацию народных представлений об устройстве мира. Изображать женские и мужские образы в народных костюмах, использовать гуашь, кисти, бумагу, клей, ножницы. (Вариант задания: изготовление кукол по типу народных тряпичных или лепных фигур.)
Приобретать представление об особенностях национального образа мужской и женской красоты. Понимать и анализировать конструкцию русского народного костюма. Овладевать навыками изображения фигуры человека.
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. Осуществлять поиск информации, используя материалы представленных рисунков и учебника, выделять этапы работы
6
Красота
человека
Характеризовать и эстетически оценивать образы человека- труженика в произведениях художников (А. Венецианов,
И. Аргунов, В. Суриков, В. Васнецов, В. Тропинин, 3. Серебрякова, Б. Кустодиев). Рассуждать об образе труда в народной культуре.
Изображать сцены труда из крестьянской жизни
Учиться изображать сцены труда из крестьянской жизни. Деревня - деревянный мир. Изображение традиционной сельской жизни в произведениях русских художников. Эстетика труда и празднества.
Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств. Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром. Давать оценку своей работе и работе товарища по заданным критериям
7
Народные
праздники
Рассказывать о празднике как о народном образе радости и счастливой жизни. Понимать роль традиционных народных праздников в жизни людей. Изображать календарные праздники (коллективная работа - панно): осенний праздник урожая, ярмарка; народные гулянья, связанные с приходом весны или концом страды и др., используя гуашь, кисти, листы бумаги (или обои), (возможно создание индивидуальных композиционных работ)
Эстетически оценивать красоту и значение народных праздников. Создавать индивидуальные композиционные работы и коллективные панно на тему народного праздника. Овладевать на практике элементарными основами композиции. Осваивать алгоритм выполнения коллективного панно на тему народного праздника
Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте
8
Народные
праздники
(обобщение
темы)
Воспринимать и характеризовать образ народного праздника в изобразительном искусстве (Б. Кустодиев, К. Юон, Ф. Малявин и др.). Продолжить работу по выполнению коллективного панно на тему народного праздника
Знать и называть несколько произведений русских художников на тему народных праздников. Создавать индивидуальные композиционные работы и коллективные панно на тему народного праздника. Овладевать на практике элементарными основами композиции. Осваивать алгоритм выполнения коллективного панно на тему народного праздника
Овладевать навыками коллективной работы при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата
Древние города нашей земли (7 часов)
9
Родной угол
Характеризовать образ древнего русского города. Объяснять значение выбора места для постройки города. Рассказывать о впечатлении, которое производил город при приближении к нему. Описывать крепостные стены и башни, въездные ворота. Объяснять роль пропорций в формировании конструктивного образа города.
Знакомиться с картинами русских художников (А.Васнецова, И. Билибин, Н.Рерих, С.Рябушкин и др.).
Создавать макет древнерусского города (конструирование из бумаги или лепка крепостных стен и башен). (Вариант задания: изобразительный образ города-крепости).
Использовать материалы: бумага, ножницы, клей или пластилин, стеки; графические материалы
Красота и неповторимость архитектурных ансамблей Древней Руси. Понимать и объяснять роль и значение древнерусской архитектуры. Знать конструкцию внутреннего пространства древнерусского города (кремль, торг, посад).
Анализировать роль пропорций в архитектуре, понимать образное значение вертикалей и горизонталей в организации городского пространства. Называть картины художников, изображающих древнерусские города. Создавать макет древнерусского города.
Эстетически оценивать красоту древнерусской храмовой архитектуры.
Понимать значения слов «вертикаль» и «горизонталь»
Составлять план и последовательность действий. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.
Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств.
Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром.
Давать оценку своей работе и работе товарища по заданным критериям
10
Древние
соборы
Составлять рассказ о соборах как о святыни города, воплощении красоты, могущества и силы государства, как об архитектурном и смысловом центре города.
Раскрывать особенности конструкции и символики древнерусского каменного храма, объяснять смысловое значение его частей.
Называть значение постройки, украшения и изображения в здании храма.
Создавать макет города с помощью лепки или постройки макета здания древнерусского каменного храма, (вариант задания: изображение храма). Использовать материалы: пластилин, стеки, коробки, ножницы, клей; гуашь, кисти, бумагу
Получать представление о конструкции здания древнерусского каменного храма.
Понимать роль пропорций и ритма в архитектуре древних соборов. Моделировать или изображать древнерусский храм
(лепка или по стройка макета здания; изобразительное решение)
Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его.
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте
11
Города
Русской земли
Называть основные структурные части города: Кремль, торг, посад. Рассказывать о размещении и характере жилых построек, их соответствии сельскому деревянному дому с усадьбой.
Рассказывать о монастырях как о произведении архитектуры и их роли "в жизни древних городов.
Рассказывать о жителях древнерусских городов, о соответствии их одежды архитектурно-предметной среде. Выполнять коллективную работу: моделирование жилого наполнения города, завершение постройки макета города. Вариант задания: изображение древнерусского города (внешний или внутренний вид города).
Использовать материалы: бумагу, коробки, ножницы, клей; тушь, палочка или гуашь, кисти
Называть основные структурные части города, сравнивать и определять их функции, назначение. Изображать и моделировать наполненное жизнью людей пространство древнерусского города.
Учиться понимать красоту исторического образа города и его значение для современной архитектуры. Интересоваться историей своей страны. Конструктивные особенности русского города-крепости.
Участвовать в творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Формулировать собственное мнение и позицию
12
Древнерусские воины- защитники
Рассказывать об образе жизни людей древнерусского города; о князе и его дружине, о торговом люде. Характеризовать одежду и оружие воинов: их форму и красоту. Определять значение цвета в одежде, символические значения орнаментов.
Развивать навыки ритмической организации листа, изображения человека.
Изображать древнерусских воинов, княжескую дружину. Использовать материалы: гуашь и кисти или мелки, бумагу
Называть картины художников, изображающих древнерусских воинов - защитников Родины (В. Васнецов,
И. Билибин, П. Корин и др.). Изображать древнерусских воинов (князя и его дружину).
Овладевать навыками изображения фигуры человека.
Соответствие одежды человека и окружающей его предметной среды.
Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств.
Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром.
Давать оценку своей работе и работе товарища по заданным критериям
13
Новгород.
Псков.
Владимир и Суздаль.
Москва.
Определять общий характер и архитектурное своеобразие разных городов.
Рассказывать о старинном архитектурном образе Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля (или других территориально близких городов). Характеризовать особый облик города, сформированный историей и характером деятельности жителей.
Рассказывать о храмах- памятниках в Москве: о Покровском соборе (храм Василия Блаженного) на Красной площади, о каменной шатровой церкви Вознесения в Коломенском. Беседа-путешествие - знакомство с исторической архитектурой города.
(Вариант задания: живописное или графическое изображение древнерусского города.) Использовать материалы: гуашь, кисти, бумагу или мелки
Анализировать ценность и неповторимость памятников древнерусской архитектуры. 4
Воспринимать и эстетически переживать красоту городов, сохранивших исторический облик, - свидетелей нашей истории.
Выражать свое отношение к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов.
Рассуждать об общем и особенном в древнерусской архитектуре разных городов России.
Объяснять значение архитектурных памятников древнего зодчества для современного общества.
Создавать образ древнерусского города.
Конструкция и художественный образ, символика архитектуры православного храма. Общий характер и архитектурное своеобразие древних русских городов. Особенности архитектуры храма и городской усадьбы.
Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств.
Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром.
Воспринимать, сравнивать, анализировать объекты, отмечать особенности формы и украшений.
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте
14
Узорочье
теремов.
Рассказывать о росте и изменении назначения городов - торговых и ремесленных центров. Иметь представление о богатом украшении городских построек, о теремах, княжеских дворцах, боярских палатах, городских усадьбах.
Объяснять отражение природной красоты в орнаментах (преобладание растительных мотивов).
Изображать интерьер теремных палат.
Использовать Материалы: листы бумаги для панно (бумага тонированная или цветная), гуашь, кисти
Иметь представление о развитии декора городских архитектурных построек и декоративном украшении интерьеров (теремных палат). Различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров (Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки) при создании теремов и палат.
Выражать в изображении праздничную нарядность, узорочье интерьера терема (подготовка фона для следующего задания).
Понимать значение слова «изразцы»
Воспринимать, сравнивать, давать эстетическую оценку объекту.
Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его.
Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении. Учитывать правила в планировании и контроле способа решения
15
Пир в теремных палатах (обобщение темы)
Объяснять роль постройки, украшения и изображения в создании образа древнерусского города.
Изображать праздник в интерьере царских или княжеских палат, участников пира (бояр, боярынь, музыкантов, царских стрельцов, прислужников). Изображать посуду на праздничных столах.
Использовать материалы: гуашь, кисти, бумагу, ножницы, клей
Понимать роль постройки, изображения, украшения при создании образа древнерусского города. Создавать изображения на тему праздничного пира в теремных палатах.
Создавать многофигурные композиции в коллективных панно.
Сотрудничать в процессе создания общей композиции. Овладевать навыками коллективной работы при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата
Каждый народ - художник (11 часов)
16
Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии
Рассказывать о художественной культуре Японии, как об очень целостной, экзотичной и в то же время вписанной в современный мир.
Умение видеть бесценную красоту каждого маленького момента жизни, внимание к красоте деталей, их многозначность и символический смысл. Рассказывать о традиционных постройках: о легких сквозных конструкциях построек с передвижными ширмами, отвечающих потребности быть в постоянном контакте с природой. Изображать природу через характерные детали. Использовать материалы: листы мягкой (можно оберточной) бумаги, обрезанные как свиток, акварель (или жидко взятая гуашь), тушь, мягкая кисть
Представление о богатстве и многообразии художественных культур мира. Иметь интерес к иной и необычной художественной культуре.
Иметь представления о целостности и внутренней обоснованности различных художественных культур. Воспринимать эстетический характер традиционного для Японии понимания красоты природы.
Иметь представление об образе традиционных японских построек и конструкции здания храма (пагоды). Понимать особенности изображения, украшения и постройки в искусстве Японии.
Изображать природу через детали, характерные для японского искусства (ветки дерева с птичкой; цветок с бабочкой; трава с кузнечиками, стрекозами; ветка цветущей вишни на фоне тумана, дальних гор), развивать живописные и графические навыки. Приобретать новые навыки в изображении природы, новые конструктивные навыки, новые композиционные навыки.
Приобретать новые умения в работе с выразительными средствами художественных материалов.
Осваивать новые эстетические представления о поэтической красоте мира
Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств.
Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром.
Давать оценку своей работе и работе товарища по заданным критериям
17
Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии
Характеризовать образ женской красоты - изящные ломкие линии, изобразительный орнамент росписи японского платья- кимоно, отсутствие интереса к индивидуальности лица. Называть характерные особенности японского искусства: графичность, хрупкость и ритмическая асимметрия. Изображать японок в кимоно, передавать характерные черты лица, прически, волнообразные движения фигуры. (Вариант задания: выполнение в объёме или полуобъёме бумажной куклы в кимоно)
Создавать женский образ в национальной одежде в традициях японского искусства.
Сопоставлять традиционные представления о красоте русской и японской женщин.
Приобретать новые навыки в изображении человека, новые конструктивные навыки, новые композиционные навыки.
Осваивать новые эстетические представления о поэтической красоте мира.
Природные материалы и их роль в характере национальных построек и предметов традиционного быта.
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте
18
Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии
Объяснять особенности изображения, украшения и постройки в искусстве Японии. Называть традиционные праздники: «Праздник цветения вишни-сакуры», «Праздник хризантем» и др.
Создавать коллективное панно «Праздник цветения вишни- сакуры» или «Праздник хризантем» (плоскостной или пространственный коллаж). Использовать материалы: большие листы бумаги, гуашь или акварель, пастель, карандаши, ножницы, клей
Создавать образ праздника в Японии в коллективном панно.
Осваивать новые эстетические представления о поэтической красоте мира.
Выражение в предметном мире, костюме, укладе жизни представлений о красоте и устройстве мира
Овладевать навыками коллективной работы при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.
Создавать элементарные композиции на заданную тему, давать эстетическую оценку выполненных работ, находить их недостатки и корректировать их
19
Народы гор и степей
Рассказывать о разнообразии природы нашей планеты и способности человека жить в самых разных природных условиях. Объяснять связь художественного образа культуры с природными условиями жизни народа.
Видеть изобретательность человека в построении своего мира. Называть природные мотивы орнамента, его связь с разнотравным ковром степи. Изображать жизнь в степи и красоты пустых пространств (развитие живописных навыков). Использовать материалы: гуашь, кисти, бумагу
Понимать и объяснять разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны, способность человека, живя в самых разных природных условиях, создавать свою самобытную художественную культуру. Изображать сцены жизни людей в степи и в горах, передавать красоту пустых пространств и величия горного пейзажа.
Овладевать живописными навыками в процессе создания самостоятельной творческой работы
Создавать элементарные композиции на заданную тему, давать эстетическую оценку выполненных работ, находить их недостатки и корректировать их
20
Народы гор и степей
Продолжение работы. Изображать жизнь в степи и красоты пустых пространств (развитие живописных навыков).
Использовать материалы: гуашь, кисти, бумагу
Изображать сцены жизни людей в степи и в горах, передавать красоту пустых пространств и величия горного пейзажа.
Овладевать живописными навыками в процессе создания самостоятельной творческой работы
Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении. Учитывать правила в планировании и контроле способа решения
21
Города в пустыне
Рассказывать о городах в пустыне.
Видеть орнаментальный характер культуры.
Создавать образ древнего среднеазиатского города (аппликация на цветной бумаге или макет основных архитектурных построек).
Использовать материалы: цветная бумагу, мелки, ножницы, клей
Характеризовать особенности художественной культуры Средней Азии. Объяснять связь архитектурных построек с особенностями природы и природных материалов.
Создавать образ древнего среднеазиатского города.
Овладевать навыками конструирования из бумаги и орнаментальной графики
Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении
22
Древняя
Эллада
Рассказывать об особом значении искусства Древней Греции для культуры Европы и России. Определять храм как совершенное произведение разума человека и украшение пейзажа. Видеть красоту построения человеческого тела - «архитектуру» тела, воспетую греками. Изображать греческий храм (полуобъёмные или плоские аппликации для панно или объёмное моделирование из бумаги: изображать фигуры олимпийских спортсменов и участников праздничного шествия;
Использовать материалы: бумагу, ножницы, клей; гуашь, кисти
Эстетически воспринимать произведения искусства Древней Греции, выражать свое отношение к ним. Уметь отличать древнегреческие скульптурные и архитектурные произведения.
Уметь характеризовать отличительные черты и конструктивные элементы древнегреческого храма, изменение образа при изменении пропорций постройки.
Моделировать из бумаги конструкцию греческих храмов.
Осваивать основы конструкции, соотношение основных пропорций фигуры человека.
Изображать олимпийских спортсменов (фигуры в движении) и участников праздничного шествия (фигуры в традиционных одеждах)
Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств.
Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром.
Давать оценку своей работе и работе товарища по заданным критериям
23
Древняя
Эллада
Рассказывать о повседневной жизни.
Называть праздники: Олимпийские игры, праздник Великих Панафиней.
Определять особенности изображения, украшения и постройки в искусстве древних греков. Приобретать навыки создания коллективного панно «Древнегреческий праздник» (пейзаж, храмовые постройки, праздничное шествие или Олимпийские игры).
Использовать материалы: бумагу, ножницы, клей; гуашь, кисти
Создавать коллективные панно на тему древнегреческих праздников.
Отношения человека и природы и их выражение в духовной сущности традиционной культуры народа, в особой манере понимать явления жизни. Природные материалы и их роль в характере национальных построек и предметов традиционного быта.
Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении. Учитывать правила в планировании и контроле способа решения
24
Европейские города средневековья
Знакомиться с образом готических городов средневековой Европы: узкие улицы и сплошные фасады каменных домов. Видеть красоту готического храма, его величие и устремленность вверх, готические витражи и производимое ими впечатление.
Рассказывать о ратуше и центральной площади города, о городской толпе, сословном разделении людей. Рассматривать средневековые готические костюмы, их вертикальные линии, удлиненные пропорции. Подготовительный этап: изучать архитектуру, одежду человека и его окружение (предметный мир) европейских городов средневековья
Видеть и объяснять единство форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшениях. Использовать выразительные возможности пропорций в практической творческой работе.
Развивать навыки изображения человека в условиях новой образной системы.
Понимать значение выражения «готический стиль»
Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении. Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств.
Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром
25
Европейские города средневековья
Видеть единство форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшениях. Создавать панно «Площадь средневекового города» (или «Праздник цехов ремесленников на городской площади»). Использовать материалы: цветную и тонированную бумагу, гуашь, кисти (или пастель), ножницы, клей |
Создавать коллективное панно. Использовать и развивать навыки конструирования из бумаги (фасад храма)
Обретать новые навыки в конструировании из бумаги. Овладевать навыками коллективной работы при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата
26
Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы)
Рассуждать о богатстве и многообразии художественных культур народов мира. Объяснять влияние особенностей природы на характер традиционных построек, гармонию жилья с природой, образ красоты человека, народные праздники (образ благополучия, красоты, счастья в представлении этого народа). Осознать как прекрасное то, что человечество столь богато разными художественными культурами. Участвовать в выставке работ и беседе на тему «Каждый народ - художник».
Понимать разности творческой работы в разных культурах
Осознавать цельность каждой культуры, естественную взаимосвязь ее проявлений.
Узнавать по предъявляемым произведениям художественные культуры, с которыми знакомились на уроках. Соотносить особенности традиционной культуры народов мира в высказываниях, эмоциональных оценках, собственной художественно-творческой деятельности.
Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром.
Давать оценку своей работе и работе товарища по заданным критериям
Искусство объединяет народы (8 часов)
27
Материнство
Рассказывать о своих впечатлениях от общения с произведениями искусства, анализировать выразительные средства произведений.
Развивать навыки творческого восприятия произведений искусства и композиционного изображения.
Изображать (по представлению) образ матери и дитя, их единства, ласки, т. е. отношения друг к другу.
Использовать материалы: гуашь, кисти или пастель, бумага
От представлений о великом многообразии культур мира - к представлению о едином для всех народов понимании красоты и безобразия, коренных явлений жизни. Вечные темы в искусстве: материнство, уважение к старшим, защита Отечества, способность сопереживать людям, способность утверждать добро.
Узнавать и приводить примеры произведений искусств, выражающих красоту материнства.
Изображать образ материнства (мать и дитя), опираясь на впечатления от произведений искусства и жизни
Осуществлять поиск информации, используя материалы представленных рисунков и учебника, выделять этапы работы.
Участвовать в творческой деятельности при выполнении учебных практических работ
28
Материнство
Продолжение работы. Изображать (по представлению) образ матери и дитя, их единства, ласки, т. е. отношения друг к другу.
Использовать материалы: гуашь, кисти или пастель, бумага
Изображать образ материнства (мать и дитя), опираясь на впечатления от произведений искусства и жизни
Участвовать в творческой деятельности при выполнении учебных практических работ
29
Мудрость
старости
Наблюдать проявления духовного мира в лицах близких людей.
Видеть выражение мудрости старости в произведениях искусства (портреты Рембрандта, автопортреты Леонардо да Винчи, Эль Греко и т.д.). Создавать изображение любимого пожилого человека, передавать стремление выразить его внутренний мир. Использовать материалы: гуашь или мелки, пастель, бумага
Развивать навыки восприятия произведений искусства.
Создавать в процессе творческой работы эмоционально выразительный образ пожилого человека (изображение по представлению на основе наблюдений)
Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств.
Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром.
Давать оценку своей работе и работе товарища по заданным критериям
30
Сопереживание
Рассуждать о том, что искусство разных народов несет в себе опыт сострадания, сочувствия, вызывает сопереживание зрителя.
Учиться видеть изображение печали и страдания в искусстве.
Создавать рисунок с драматическим сюжетом, придуманным автором (больное животное, погибшее дерево и т. п.). Использовать материалы: гуашь (черная или белая), кисти, бумага
Уметь объяснять, рассуждать, как в произведениях искусства выражается печальное и трагическое содержание.
Эмоционально откликаться на образы страдания в произведениях искусства, пробуждающих чувства печали и участия.
Выражать художественными средствами свое отношение при изображении печального события. Изображать в самостоятельной творческой работе драматический сюжет'
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств.
Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром
31
Герои-
защитники
Рассуждать о том, что все народы имеют своих героев- защитников и воспевают их в своем искусстве.
Выполнять лепку эскиза памятника герою.
Использовать материалы: пластилин, стеки, дощечка
Приобретать творческий композиционный опыт в создании героического образа.
Приводить примеры памятников героям Отечества.
Приобретать творческий опыт создания проекта памятника героям (в объеме).
Овладевать навыками изображения в объеме, навыками композиционного построения в скульптуре
Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств.
Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром.
Давать оценку своей работе и работе товарища по заданным критериям
32
Юность и надежды
Рассуждать о том, что в искусстве всех народов присутствуют мечта, надежда на светлое будущее, радость молодости и любовь к своим детям. Выполнять изображение радости детства, мечты о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях.
Использовать материалы: гуашь, кисти или мелки, бумага.
Приводить примеры произведений изобразительного искусства, посвященных теме детства, юности, надежды, уметь выражать свое отношение к ним.
Выражать художественными средствами радость при изображении темы детства, юности, светлой мечты. Развивать композиционные навыки изображения и поэтического видения жизни
Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении. Учитывать правила в планировании и контроле способа решения
33-34
Искусство народов мира (обобщение темы)
Рассказывать об особенностях художественной культуры разных народов, об особенностях понимания ими красоты.
Объяснять, почему многообразие художественных культур (образов красоты) является богатством и ценностью всего мира.
Обсуждать и анализировать свои работы и работы одноклассников с позиций творческих задач, с точки зрения выражения содержания в работе. Участвовать в обсуждении выставки
Объяснять и оценивать свои впечатления от произведений искусства разных народов.
Узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения искусства и традиционной культуры.
Восприятие произведений искусства - творчество зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о жизни.
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении