7


  • Учителю
  • Мастер- класс на тему 'Деловые игры в начальной школе'

Мастер- класс на тему 'Деловые игры в начальной школе'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Игровые технологии в начальной школе.


«Человек играет только тогда,
когда он в полном значении слова человек,

и он бывает вполне человеком лишь тогда,

когда он играет»

Ф.Шиллер.


Маленький ребенок обладает целостным миропредставлением и своеобразным ощущением. Для него мир един и целостен. Этот мир может быть добрым и злым, цветным и черно-белым, открытым и загадочным.

Когда он попадает в школу, целостный мир его распадается на множество фактов, понятий, правил, законов. Чтобы понять учеников, найти к ним подход, не следует рассматривать их как маленьких взрослых. Их мир существует, и они рассказывают о нем в игре.


«Деловые игры»


В учебной деятельности учащихся младших классов огромную роль имеет эмоциональный настрой ребят. В ходе проведения деловых игр на уроках в начальных классах поддерживается высокое эмоционально-интеллектуальное напряжение, участникам игры предоставляется возможность выбора своей роли, а сама игра оказывается, проникнута духом соревнования.
В деловой игре рождается взаимодействие в рабочей группе, ярко проступают отношения между членами команды, в открытой форме выступают учебные, личностные, социальные отношения участников игры друг к другу.
Цель проведения деловой игры - расширить представления учащихся о том или ином событии, получить новые знания в доступной ненавязчивой (игровой) форме, учить детей слушать и слышать друг друга, взаимодействовать и помогать друг другу.
Задачи игр:

· научиться планировать ответы на заданные классом вопросы, вопросы учителя;
· развивать проективные умения у учащихся;
· воспитывать ответственное отношение ко всем заданиям определенной деловой игры.
Для создания деловых игр важно знать признаки этой формы организации обучения. К ним относятся:

· Имитация реальной жизненной ситуации.
· Распределение ролей между участниками.


· Различение интересов у участников игры.

Любая деловая игра включает следующие этапы:
I. ориентировочный;
II. исполнительный;
III. итогово-оценочный.
Методическая обоснованность использования этой технологии:

В деловой игре хорошо срабатывает здоровьесберегающий фактор. Большим плюсом в применении этой технологии считаю, что дети с разным уровнем умственного развития могут активно принимать участие в этих игр, не чувствуя себя закрепощенными ; например, слабоуспевающий по русскому языку и математике ученик может оказаться хорошим организатором, может распределить роли в игре, следить за ходом игры, быть хорошим помощником руководителю группы. Дети не нервничают, чувствуют себя уверенно как сильные ученики, так и слабые.
В результате проведения деловых игр я заметила, что дети, которые учатся удовлетворительно по основным предметам, с большим удовольствием выполняют задания с отсроченным ответом. Составляют большое количество вопросов к темам по окружающему миру, к рассказам и стихам к урокам литературного чтения. Дети с высоким уровнем развития (высокой мотивацией) могут показать более углубленные знания по различным предметам, они могут выступать в роли маленького учителя в классе, что очень нравится самим ученикам.
I. На ориентировочном этапе игры должны быть определены условия её проведения, объявлены участия, разработан план проведения, обозначены цели и задачи, распределены роли.
II. Исполнительный этап включает выполнения участниками различных заданий:
1. «Разминка».
Учителем предложены два утверждения, с которыми можно согласиться или не согласиться. За одну минуту следует выработать коллективное мнение и аргументировать свой ответ. Например, с утверждением: «Древний человек жил в цивилизованном обществе, был вежлив, был красиво и модно одет», нельзя согласиться потому, что само слово «древний» не вяжется со словами «красиво» и «модно».
2. «Изменение планов»

Здесь участники группы могут изменить своё решение (заменить человека, который был выбран на предварительном этапе, например, руководителем, а во время игры участники группы могут заменить на более активного, решительного человека).
III. Итогово-оценочный этап включает в себя выставление баллов после выполнения каждого задания и объявления результатов игры после её завершения. Выполнение каждого из заданий оценивается по пятибалльной системе. Итоги групповой деятельности подводила группа детей и учителей. Которые в ходе игры выступали в роли арбитров, а командиры групп оценивали индивидуально всех участников команды.
Деловые игры, используемые мной на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира, математике.

I. «Компетентность».

1. Участники 2 команды.
2. Наниматели - определяющие победителя.
3. Арбитр - учитель, решающий спорные вопросы.
Команды придумывают друг для друга по пять вопросов по этой теме (можно придумать две задачи, одно творческое задание и две репродуктивных карты). Команды задают друг другу задания, соперники выполняют. Если соперник не справился, то задающая вопрос команда выполняет его сама. Одновременно с этим «наниматели» оценивают по пяти- и десятибалльной системе участников.
Пока «Наниматели» совещаются, принимают решения - кто принят на работу, учитель делает выводы, т. е. краткий обзор, обращает внимание на ошибки.
II. Научно-исследовательская лаборатория.

Участники - две команды - это изобретатели, инженеры.
Задачедатель - учитель (или специально подготовленный ученик).
Задания могут быть не только творческие.
Например:
Математика.
Можно дать задание построить «дом» с различными расчетами (сколько квартир, дверей, окон, подъездов? и т. д.).
Русский язык.
Составить рассказ о нашей школе ко дню рождения школы, или, «новая школа» и т. д.
III. Точка зрения.
Участники - учащиеся двух команд, отстаивающих ту или иную точку зрения.
Наблюдатель - учитель (можно с 1-2 учениками). Учитель объявляет тему спора.
3. Группа наблюдателей оценивает, кто более убедителен, эмоционален, кто допустил ошибки в споре? (переход на личности?).
Например, на чтении сказка «Репка». Если бы не услышала мышка, что её зовут, как бы можно было вытянуть репку? Или «Живая шляпа» - если бы не перевернулась шляпа, как бы можно было узнать, почему она ползёт?
Можно устроить экзамен по определенной теме в форме деловой игры по любому предмету.

IV. Игровая учебная деятельность
.
1. Проводим игры-тренинги. Схема - игровая цель, т. е. необходимо проделать большое число однообразных упражнений. Учитель включает их в игру, в которой действия выполняются для достижения определенной цели.
Пример: Сложение с переходом через десяток. Вместе с детьми покоряем вершину. «Альпинисты» продвигаются на соответствующую вершину, выполняя определенное задание.
Русский язык «Редактор».

Ученики пишут или читают текст, исправляя ошибки.
2. Схема «Логическая цепочка». Ученики соревнуются, выполняя по очереди действия в соответствии с определенным правилом, когда последующее действие зависит от предыдущего.
V. Игры в случайность.

Учитель вводит в урок элементы случайного выбора.
Игра «Что? Где? Когда, , шуточное гадание по книге или журналу.
Темы на усмотрение учителя или играющих команд.
VI. Театрализация.
Чтение.
Прочитать рассказ и вообразить себя актерами, выбрать себе роли. Каждый актер проделывает подготовительную работу, которая необходима актеру, чтобы «войти» в роль, прочувствовать.
VII. «Да» и «Нет» - говорить. И «ДаНетка» - учит связывать разрозненные факты в единую картинку, систематизировать имеющуюся информацию, слушать и слышать соучеников.
Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного героя), задавая вопросы. Бывает, вопрос задается из дидактических соображений не очень корректно или учитель не хочет давать ответ и тогда он отказывается от ответа заранее установленным жестам. После игры обязательное краткое обсуждение, какие вопросы были трудными?
(Задумано слово-медведь. Вопросы: живет в воде? - нет; в лесу? - да; она рыжая? - нет; она серая? - нет; это он? - да; он бурый? - да).
Русский язык: загадать правило.
Математика: загадать геометрическую фигуру и т. д.
А также прекрасно использую прием - отсроченная отгадка.
Если дети не смогли загадку отгадать или решить какую - либо задачу - это задание они могут выполнить дома, используя помощь взрослых.

Фрагменты уроков математики.

. Игры по формированию дочисловых понятий.

"Магазин игрушек"

Цель: закрепить знания о свойстве предметов, отличающихся по размеру. Практически использовать в игре отношения: больше, меньше.

Материал: одинаковые, но разных размеров игрушки: зайчики, куклы, мальчики.

Ход игры: игрушки расставлены по полочке, около которой стоит продавец - один из детей. Я рассказываю, как сделать покупку в магазине игрушек: выбрать игрушку, описать ее, не называя. Если покупатель правильно опишет предмет, он получает свою покупку. ( Слежу за тем, чтобы участники правильно формировали высказывания.)

Игры при закреплении приемов сложения и вычитания.

В классе, при закреплении приемов прибавления и вычитания в пределах 10 эффективны такие дидактические игры, как "Математическая рыбалка", "Лучший летчик", "Самый лучший почтальон", "математический футбол" и другие.

При изучении нумерации чисел в пределах 20 - игра "Лучший следопыт", "Математическая эстафета".

При закреплении приемов вычитания в пределах 20 "Определи маршрут самолета", "Путешествие по городам".

При изучении темы «Умножение» во втором классе провожу игру -

«Магазин «Продукты»,


Цель: закрепить знания таблицы умножения.

Практически использовать в игре товарно-денежные отношения.

Формировать знание и навык расчёта за покупку, учитывая цену и количество товара.


Материал: штучный товар- хлеб, печенье, вафли, булочки, шоколад, пирожки и т.д.


Ход игры: на столе расставлены продукты- штучный товар, указана цена каждого из них. Участники игры делают покупку, в зависимости от того , что просила купить мама или по своему желанию. Считают устно, с комментированием, и производят расчёт. Наблюдателям даётся задание: посчитать, сколько заплатили за покупку два человека, три человека. Посчитать выручку за день.


В х оде игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит учащихся в условие поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдая правила игры.

В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества ребенка. В ходе игры дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.

Включение в урок игр игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении материала.

Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, усиливается интерес детей к предмету, к познанию ими окружающего мира.

Значительная часть игр дает возможность: сделать то или иное обобщение; осознать правило, которое только что изучили; закрепить, повторить полученные знания в системе, новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного материала.




Использованные ресурсы:


1. Журнал «Начальная школа + -, до и после» № 7 за 2006 год


2.В. А. Трайнев «Деловые игры в учебном процессе», «Деловые игры как способ диагностики и совершенствования личности ребенка» - методические рекомендации за 1990 год.

3.Интернет ресурсы



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал