- Учителю
- Конспект урока Основы православной культуры ' Икона'
Конспект урока Основы православной культуры ' Икона'
Разработка урока по курсу ОРКСЭ в 4-м классе
по модулю «Основы православной культуры»
Учитель начальных классов МБОУ лицея № 58 Советского района
Ростова - на - Дону
Архипова Наталья Александровна
2013г
Тема: Икона.
Учебник А.В. Кураева «Основы православной культуры»;
Цели урока:
Обобщение и систематизация представлений учащихся об иконе и иконостасе.
Способствование формированию у обучающихся представления о красоте, художественного вкуса.
Способствование развитию речи, живого образного мышления.
Задачи урока:
углубить представление об иконе в терминах культуры; научить детей отличать икону от картины, находить отличия и сравнивать иконы; повторить и закрепить материал о православном храме; познакомить с новыми понятиями; развивать речь учащихся; воспитывать чувство уважения, сострадания.
Оборудование:
картина Михаила Васильевича Нестерова «Странник», маленькие иконы (Богородица Умиление, Богоматерь Владимирская, Георгий Победоносец);
материал об иконах;
Понятия: Икона. Иконостас. Иконопись. Иконописец. Образ Божий. Лик.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний.
-Ребята, мы с вами на прошлом уроке говорили о храмах. Как православные христиане украшают храмы (внутри и снаружи)?
-Как православные люди понимают красоту?
- Как вы думаете, почему в православных храмах так много икон?
- Посмотрите на картину Михаила Васильевича Нестерова «Странник». На ней изображен человек.
-Можем ли мы сказать, что это изображение и есть человек? (дети отвечают)
-Нет. Картина представляет нам лишь телесный образ человека.
-А как вы думаете, можно на картине изобразить душу человека? (дети отвечают)
-Мы не знаем, как выглядит душа, внутренний мир недоступен для зрения. Но это мир чувств, значит, с помощью художественных средств отображая настроение человека, можно изобразить образ души. Как, например, на этой картине, с помощью красок и линий художник Иван Николаевич Крамской передал душевное состояние монаха - спокойствие и вдумчивость.
-Как вы понимаете выражение «святой человек»? (дети отвечают)
-Слово «святой» означает «блестящий, сияющий, светлый, чистый, белый». т.е. святой человек - это праведный человек с чистой душой, в которой нет ни капли зла. Образ святости, т.е. образ Божественного света, с помощью художественных средств передается на особых картинах, которые называются иконами.
3.Беседа с учащимися по теме урока.
Итак, тема нашего урока сегодня - Икона.
-Зачем в доме иконы? (им поклоняются, благославляют)
-Что значит слово «икона»? («икона» в переводе с греческого означает «образ»).
- А где в православном храме больше всего икон? (Иконостас - ряд икон, отгораживающий (соединяющий) алтарь от центральной части храма).
Можно предложить для обзора детям несколько репродукций икон: Пресвятая Богородица Владимирская, преподобный Сергий Радонежский или другие. Выбор тематики картин - от популярных до сюжетов церковной истории.
- Есть ли различие между иконами и картинами? Объясните, в чем, как вам кажется, оно состоит. (На картине изображено обычное или фантастическое событие, которое вообразил художник. Икона изображает лики святых, события священной истории. Икона обычно пишется по строгим канонам-правилам).
- Как вы понимаете слово гармония? (Это слово греческого происхождения. Означает согласованность, стройность, единение в сочетании чего-нибудь). Какое отношение это слово имеет к изображению святых на иконах? Выскажите ваши гипотезы.
Живописная икона заметно отличается от картины. Это потому, что задача иконы - показать внутренний мир святого человека, изобразить Божественный свет в душе. Но не всякое изображение на религиозную тему может считаться иконой, а только то, что соответствует догматам Церкви. Православные иконы пишутся по определенным правилам. Эти правила называются иконописным каноном.
Cлово «икона» греческого происхождения и означает «образ», «портрет». В период формирования христианского искусства в Византии этим словом обозначалось всякое вообще изображение Спасителя, Богоматери, святого, Ангела или события Священной Истории, независимо от того, было ли это изображение скульптурным, монументальной живописью или станковой, и независимо от того, какой техникой оно было исполнено. Теперь слово «икона» применяется по преимуществу к моленной иконе, писанной красками, резной, мозаической и т.д. Именно в этом смысле оно употребляется в археологии и истории искусства. В Церкви мы также делаем известную разницу между стенной росписью и иконой, писанной на доске, в том смысле, что стенная роспись, фреска или мозаика, не является предметом сама по себе, но представляет одно целое со стеной, входи г в архитектуру храма, тогда как икона, писанная на доске, - предмет сама по себе. Но по существу их смысл и значение одни и те же. Разницу мы видим лишь в употреблении и назначении того и другого.
Работа с текстом с. 52-55
Необычно также, что Линии на иконе не сходятся вдали, а, напротив, расходятся. Когда я смотрю на мир, то чем дальше от меня предмет, тем он меньше. Где-то вдали даже самый большой предмет превращается в крохотную точку (например, звезда). А что же тогда означает, если линии на иконе вдаль расходятся? Это значит, что не я смотрю на икону Христа, а Христос с иконы как бы смотрит на меня.
Христианин, переживая это, ощущает себя перед взором Христа. И, конечно, старается вспомнить заповеди Христа и не нарушать их.
Самое поразительное, что есть в иконе - это лица и глаза. В ликах проступают мудрость и любовь. Их глаза передают такое состояние, которое можно выразить старым и точным словом - «радостопечалие». На иконе это радость святого о том, что он сам уже с Богом, и печаль его о том, что те, на кого он смотрит, порою еще далеки от Него.
Давайте попробуем вспомнить все особенности написания традиционной православной иконы.
Дети, подглядывая в учебник, называют отличительные особенности иконы.
Как вы поняли, в чем состоит отличие иконы от обычной живописной картины? (дети отвечают)
Слушаем текст «ИКОНА И МОЛИТВА»
Рассказ об иконах
Чудотворная икона Божией Матери Владимирская - величайшая святыня земли русской. Трижды она явила чудо спасения Москвы от татаро-монгольского разгрома. Эти факты чудесной защиты русских людей от уничтожения вошли даже в сочинения историков Ключевского и Соловьева. Икона пришла к нам из Византии. По преданию, она написана апостолом Лукой на досках от стола, за которым происходила тайная вечеря. Ее увидела сама Богородица и сказала: "С Сим образом благодать моя и сила да пребудут". Эта икона - очень сильная и очень древняя, ныне она пребывает в церкви Николы в Толмачах, которая является частью Государственной Третьяковской Галереи. Этой святыне каждый православный человек должен поклониться.
"Богородица Умиление"
При обращении к Богородице «Умиление» молятся об исцелении от недугов.
Икона находилась в келье преподобного Серафима Саровского. Елеем от лампады, горевшей перед келейной иконой, преподобный Серафим помазывал больных, и они получали исцеление. Перед этой иконой преподобный и отошёл к Господу. Другое название иконы - «Радость всех радостей». Так часто называл эту икону сам преподобный Серафим.
Празднование иконы Богородицы «Умиление» 10 августа (28 июля по старому стилю)
Одним из самых известных посмертных чудес святого Георгия является убийство копьем (), опустошавшего землю одного в . Как гласит предание, когда выпал жребий отдать на растерзание чудовищу царскую дочь, явился Георгий на коне и пронзил змея копьем, избавив царевну от смерти. Явление святого способствовало обращению местных жителей в христианство.
Это сказание часто толковалось иносказательно: царевна - , змей - . Также это рассматривается как победа над - «древним змием
Символика цвета в иконе
Давайте посмотрим, как же святые изображаются на иконах. И разберем отличия иконы от картины.
Плоское двумерное изображение, отсутствие объема, трехмерности. Результат - действие происходит не в горизонтальной плоскости, а в вертикальной - устремление души направлено вверх.
Главное в иконе - свет вообще - главное в иконе. В Евангелии Свет - одно из имен Бога и одно из Его проявлений.
Всю свою жизнь святой открыл для Бога, и, значит, в ней не осталось места для зла, нет тьмы. Все стало пронизано светом. Поэтому ни один предмет на иконе не отбрасывает тени. Картина может показывать борьбу добра и зла в человеке. Икона показывает, каким станет человек, если победит в этой борьбе.
На обычной картине человек - это как бы планета. На иконе каждый человек - звезда.
Отличие звезд (солнц) от планет в том, что звезды сами рождают свой свет, а планеты посылают в космос лишь отражаемый ими свет солнца. Это как отличие лампочки от зеркала.
Свет на иконе проступает через лицо и фигуру святого человека, а не падает на него извне. На обычной картине человек - это как бы планета. На иконе каждый человек - звезда.
Свет вообще - главное в иконе. В Евангелии Свет - одно из имен Бога и одно из Его проявлений.
Золотой фон иконы иконописцы называют «свет». Это символ бесконечного божественного Света. И этот Свет никогда не может быть заслонен задней стеной комнаты. Поэтому если иконописец хочет дать понять, что действие происходит внутри помещения (храма, комнаты, дворца), он все равно рисует это здание снаружи. Но поверх него или между домами набрасывает как бы занавес - «велум» (по латыни velum означает парус).
Голову святого окружает золотой круг. Святой как бы и наполняется светом и сам же, напитавшись им, излучает его. Это нимб - знак Божией благодати, которая пронизала жизнь и мысль святого и вдохновила его любовь.
Этот нимб часто выходит за края иконного пространства. Нет, это не потому, что художник ошибся и не рассчитал размеров своего рисунка. Это означает, что свет иконы струится в наш мир.
Иногда и нога святого заступает за пределы собственно иконы. И смысл тот же самый: икона воспринимается как окно, через которое Небесный мир входит в нашу жизнь.
Если однажды вы встретите святого человека не на иконе, а в жизни, вы почувствуете, что рядом с ним становится светло, радостно и спокойно.
Как понятие «света» связано с пониманием Бога в христианстве Бога? (дети отвечают)
Еще одна удивительная черта иконы - на ней нет беспорядка. Даже складки одежды переданы прямыми и гармоничными линиями. Иконописец внутреннюю гармонию святого передает через гармонию внешнюю.
На иконе, в отличие от картины, нет заднего плана и горизонта. Все действие разворачивается в одной плоскости. Когда смотришь на яркий источник света (солнце или прожектор), то теряется ощущение пространства и глубины. Икона светит нам в глаза, и в этом свете всякая земная даль становится невидимой. Цвет имеет богатую символику в иконе. Красный - это цвет земной, цвет крови и жертвы, но в тоже время и цвет царский. Синий цвет - это цвет небесный, божественный, он обозначает чистоту, непорочность, избранность. Зеленый цвет - цвет Святого Духа, вечной жизни, вечного цветения (не случайно на Троицу церкви и дома на Руси украшают зеленью). Белый - это свет преображения и цвет былых одежд праведников. Черный цвет тьмы, бездны ада, но темный или черный символизирует и божественный мрак - божественный свет ярчайший, ослепляющий. Золотой - это цвет Горнего Иерусалима, который описан в Откровении Иоанна Богослова как сияющий город: стены его выложены из драгоценных камней, а улицы «чистое золото и прозрачное стекло». Красочная звучность, драгоценность, благородство цвета, разнообразие фактуры иконы - это отблеск красоты Царства Небесного.
4.Закрепление.
- Как вы поняли, в чем состоит отличие иконы от обычной живописной картины?
- Как понятие «света» связано с пониманием Бога в христианстве Бога?
- Почему православные христиане считают возможным изображать невидимого Бога?
- Кому молятся православные христиане, стоя перед иконой?
- Почему в иконописном изображении нет тени, а наоборот, все пронизано светом?
- Почему свет в иконе «излучает» лик, фигура святого, а не другие элементы изображаемого, например, солнце?
- Как вы думаете, почему Свет - одно из имен Бога?
- Расскажите о нимбе. Знаковым обозначением чего является на иконе нимб?
- Почему появилась икона? Кто «открыл дверь» для иконописания?
5.Подведение итогов. Выставление оценок.