7


  • Учителю
  • Рабочая программа по внеурочной деятельности. Курс Информатика. 2класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Курс Информатика. 2класс

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала





Пояснительная записка

Как правило, информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) ассоциируются с передним краем научно-технического прогресса, с высококвалифицированной

творческой деятельностью, с современными профессиями, требующими развитого мышления, с интеллектоѐмкой экономикой. Темпы качественного развития компьютерной техники и ИКТ не имеют прецедентов в истории. Основу создания и использования информационных и коммуникационных технологий - одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации - закладывает информатика. Информатика, информационные и коммуникационные технологии оказывают существенное влияние на мировоззрение и стиль жизни современного человека. Общество, в котором решающую роль играют информационные процессы, свойства информации, информационные и коммуникационные технологии, - реальность настоящего времени.

Умение использовать информационные и коммуникационные технологии в качестве инструмента в профессиональной деятельности, обучении и повседневной жизни во

многом определяет успешность современного человека. Особую актуальность для школы имеет информационно-технологическая компетентность учащихся в применении к

образовательному процессу. С другой стороны, развитие информационно-коммуникационных технологий и стремление использовать ИКТ для максимально возможной автоматизации своей профессиональной деятельности неразрывно связано с информационным моделированием объектов и процессов. В процессе создания информационных моделей надо уметь, анализируя объекты моделируемой области действительности, выделять их признаки, выбирать основания для классификации и группировать объекты по классам, устанавливать отношения между классами (наследование, включение, использование), выявлять действия объектов каждого класса и описывать эти действия с помощью алгоритмов, связывая выполнение алгоритмов с изменениями значений выделенных ранее признаков, описывать логику рассуждений в моделируемой области для последующей реализации еѐ во встроенных в модель алгоритмах системы искусственного интеллекта. После завершения анализа выполняется проектирование и синтез модели средствами информационных и коммуникационных технологий. Все перечисленные умения предполагают наличие развитого логического и алгоритмического мышления. Но если навыки работы с конкретной техникой в принципе можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определѐнные природой сроки, так и о станется неразвитым. Опоздание с развитием мышления - это опоздание навсегда.

Каждый учебный предмет вносит свой специфический вклад в получение результата обучения в начальной школе, включающего личностные качества учащихся, освоенные универсальные учебные действия, опыт деятельности в предметных областях и систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной

картины мира. Предмет «Информатика и ИКТ» предъявляет особые требования к развитию в начальной школе логических универсальных действий и освоению информационно-коммуникационных технологий в качестве инструмента учебной и повседневной деятельности учащихся. В соответствии со своими потребностями информатика предлагает и средства для целенаправленного развития умений выполнять универсальные логические действия и для освоения компьютерной и коммуникационной техники как инструмента в учебной и повседневной деятельности. Освоение информационно-коммуникационых технологий как инструмента образования предполагает личностное развитие школьников, придаѐт смысл изучению ИКТ, способствует формированию этических и правовых норм при работе с информацией.



II. Общая характеристика учебного предмета

К основным результатам изучения информатики и ИКТ в средней общеобразовательной школе относятся:

- освоение учащимися системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

- овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и

коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путѐм освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

- воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

- приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной, деятельности.

Особое значение пропедевтического изучения информатики в начальной школе связано с наличием в содержании информатики логически сложных разделов, требующих для успешного освоения развитого логического и алгоритмического мышления. С другой стороны, использование информационных и коммуникационных технологий в начальном образовании является важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность. Учитывая эти обстоятельства изучения подготовительного курса информатики, мы полагаем, что в курсе информатики и ИКТ для начальной школы наиболее целесооб-разно сконцентрировать основное внимание на развитии логического и алгоритмического мышления школьников и на освоении ими практики работы на компьютере.

Рассматривая два направления пропедевтического изучения информатики - развитие логического и алгоритмического, с одной стороны, и освоение практики работы на

компьютере, с другой, можно заметить их расхождение по нескольким характеристикам, связанным с организацией учебного процесса.

Уроки, нацеленные на освоение работы на компьютере:

- требуют обязательного наличия компьютеров;

- могут проводиться учителем начальных классов, учителем технологии или учителем информатики.

Уроки, нацеленные на развитие логического и алгоритмического мышления школьников:

- не требуют обязательного наличия компьютеров;

- проводятся преимущественно учителем начальной школы, что создаѐт предпосылки для переноса освоенных умственных действий на из учение других предметов.

Столь различные характеристики оборудования класса и личности преподавателя позволяют предположить, что для разных школ могут быть оптимальными разные формы

сочетания этих двух направлений подготовительного изучения информатики. Именно поэтому в предлагаемой программе рассматриваются два отдельных компонента: техно-логический и логико-алгоритмический. Предполагается, что оптимальное сочетание этих компонентов и определение их места в учебном процессе будут выполняться методи-стами и учителями.

1. Технологический компонент

Освоение информационных и коммуникационных технологий направлено на достижение следующих целей:

- овладение трудовыми умениями и навыками при работе на компьютере, опытом практической деятельности по созданию информационных объектов, полезных для

человека и общества, способами планирования и организации созидательной деятельности на компьютере, умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией;

- развитие мелкой моторики рук;

- развитие пространственного воображения, логического и визуального мышления;

- освоение знаний о роли информационной деятельности человека в преобразовании окружающего мира;

- формирование первоначальных представлений о профессиях, в которых информационные технологии играют ведущую роль;

- воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности;

- воспитание уважительного отношения к авторским правам;

- практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности.

В качестве основных задач при изучении информационных и коммуникационных технологий ставится:

- начальное освоение инструментальных компьютерных сред для работы с информацией разного вида (текстами, изображениями, анимированными изображениями,

схемами предметов, сочетаниями различных видов информации в одном информационном объекте);

- создание завершѐнных проектов с использованием освоенных инструментальных компьютерных сред;

- ознакомление со способами организации и поиска информации;

- создание завершѐнных проектов, предполагающих организацию (в том числе каталогизацию) значительного объѐма неупорядоченной информации;

- создание завершѐнных проектов, предполагающих поиск необходимой информации.

Внутренняя структура задач освоения информационных и коммуникационных технологий допускает модульную организацию программы.

Предлагается следующий набор учебных модулей:

1. Знакомство с компьютером.

2. Создание рисунков.

3. Создание мультфильмов и «живых» картинок.

4. Создание проектов домов и квартир.

5. Создание компьютерных игр.

6. Знакомство с компьютером: файлы и папки (каталоги).

7. Создание текстов.

8. Создание печатных публикаций.

9. Создание электронных публикаций.

10. Поиск информации.

Следует отметить, что при недостаточном количестве часов, отводимых в конкретной школе на изучение информационных технологий, методист или учитель принимает

решение о выборе изучаемых модулей.

Учебные модули не привязаны к конкретному программному обеспечению. В каждом модуле возможно использование одной из нескольких компьютерных программ, по-зволяющих реализовывать изучаемую технологию. Выбор программы осуществляет учитель. Такой подход не только дает свободу выбора учителя в выборе инструментальной программы, но и позволяет создавать у учеников определѐнный кругозор.

Изучение каждого модуля (кроме модуля «Знакомство с компьютером») предполагает выполнение небольших проектных заданий, реализуемых с помощью изучаемых технологий. Выбор учащимся задания происходит в начале изучения модуля после знакомства учеников с предлагаемым набором ситуаций, требующих выполнения проектного задания.

2. Логико-алгоритмический компонент

Данный компонент курса информатики и ИКТ в начальной школе предназначен для развития логического, алгоритмического и системного мышления, создания предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и

изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно - технологического потенциала общества.

Цели изучения логико-алгоритмических основ информатики в начальной школе:

1) развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности,

традиционно относящихся к информатике:

- применение формальной логики при решении задач - построение выводов путѐм применения к известным утверждениям логических операций «если …, то

…», «и», «или», «не» и их комбинаций - «если ... и ..., то ...»;

- алгоритмический подход к решению задач - умение планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели, а также решать широкий класс задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;

- системный подход - рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;

- объектно-ориентированный подход - постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)»;

2) расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной

стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из

них предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т. е. акцент делается на раз витии умения приложения

даже самых скромных знаний;

3) создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приѐмами решения задач - «как решать задачу, которую раньше не решали» - с

ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие

творческого воображения и др.).

Говоря об общеобразовательной ценности курса информатики, мы полагаем, что умение любого человека выделить в своей предметной области систему понятий, представить их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы логического вывода не только помогает автоматизации действий (всѐ, что формализовано, может быть компьютеризовано), но и служит самому человеку для повышении ясности мышления в своей предметной области.

В курсе выделяются следующие разделы:

- описание объектов - атрибуты, структуры, классы;

- описание поведения объектов - процессы и алгоритмы;

- описание логических рассуждений - высказывания и схемы логического вывода;

- применение моделей (структурных и функциональных схем) для решения разного рода задач.

Материал этих разделов изучается на протяжении всего курса концентрически, так, что объѐм соответствующих понятий возрастает от класса к классу.

При изучении информатики за пределами начальной школы предполагается систематически развивать понятие структуры (множество, класс, иерархическая классификация), вырабатывать навыки применения различных средств (графов, таблиц, схем) для описания статической структуры объектов и структуры их поведения; развивать понятие алгоритма (циклы, ветвления) и его обобщение на основе понятия структуры; добиваться усвоения базисного аппарата формальной логики (операции «и», «или», «не», «если …, то …»), вырабатывать навыки использования этого аппарата для описания модели рассуждений.

III. Описание места учебного предмета в учебном плане

1. Технологический компонент

Изучение технологического компонента возможно на уроках «Информатики и ИКТ» в часы, определяемые участниками образовательного процесса (региональный или школь-

ный компонент), или на уроках по основным предметам начальной школы, проводимых с использованием компьютерной техники. При наиболее распространѐнном варианте

организации размещения компьютерной техники - в компьютерных классах - освоение информационных и коммуникационных технологий может проходить во время компь-ютерных уроков. Компьютерный урок может иметь постоянное место в расписании, но по своему наполнению разные компьютерные уроки могут быть отнесены к разным

учебным предметам. Например, изучение модулей «Создание рисунков» или «Создание мультфильмов» может быть отнесено к компьютерным урокам по ИЗО, изучение модуля «Создание текстов» - к компьютерным урокам по русскому языку, работа с цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР) по математике - к компьютерным урокам по

математике и так далее. Углублѐнное освоение информационных и коммуникационных технологий может проходить на кружках и факультативах.

2. Логико-алгоритмический компонент

Логико-алгоритмический компонент относится к предметной области «Математика и информатика» и предназначен для изучения в часы, определяемые участниками образова-тельного процесса (региональный или школьный компонент), или на уроках математики (например, см. вариант «Математика и информатика» курса математики в Образова-тельной системе «Школа 2100»).

Начинать преподавание можно с 1, 2 или 3-го класса. Это зависит от возможностей школы. В то же время многолетний опыт преподавания курса (с 1994 г.) показал, что дети

начавшие изучение курса с 1-го класса, с большим удовольствием воспринимают уроки информатики, начинают лучше успевать по другим предметам и легче осваивают мате-риал курса на следующих годах обучения.

IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

1. Технологический компонент

Обучение творческому применению осваиваемых информационных и коммуникационных технологий позволяет развивать широкие познавательные интересы и инициативу учащихся, стремление к творчеству, отношение к труду и творчеству как к состоянию нормального человеческого существования, ощущение доступности обновления своих компетенций.

Заложенный в основу изучения новых технологий выбор из предлагаемых жизненных ситуаций или возможность придумывать свою тематику жизненных ситуаций, завер-шающиеся созданием творческих работ с применением изучаемой технологии позволяет ориентировать учащихся на формирование:

- основ гражданской идентичности на базе чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю,

- ценностей семьи и общества и их уважение,

- чувства прекрасного и эстетических чувств,

- способности к организации своей учебной деятельности,

- самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе,

- целеустремленности и настойчивости в достижении целей,

- готовности к сотрудничеству и помощи тем, кто в ней нуждается.

2. Логико-алгоритмический компонент

Развитие логического, алгоритмического и системного мышления, создание предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, способствует ориентации учащихся на формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, на восприятие научного познания как части культуры человечества.

Ориентация курса на осознание множественности моделей окружающей действительности позволяет формировать не только готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию, но и уважение к окружающим, умение слушать и слышать партнѐра, признавать право каждого на собственное мнение.



Планируемые результаты подготовленности обучающихся по курсу «Информатика и ИКТ»

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учѐбе и повседневной жизни можно отнести:

- критическое отношение к информации и избирательность еѐ восприятия;

- уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;

- осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;

- начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.

Метапредметные результаты

1. Технологический компонент

Регулятивные универсальные учебные действия:

- освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;

- формирование умений ставить цель - создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы;

- оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.

Познавательные универсальные учебные действия:

- поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;

- использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- создание гипермедиасообщений, включающих текст, набираемый на клавиатуре, цифровые данные, неподвижные и движущиеся, записанные и созданные изображения и звуки, ссылки между элементами сообщения;

- подготовка выступления с аудиовизуальной поддержкой.

2. Логико-алгоритмический компонент

Регулятивные универсальные учебные действия:

- планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;

- поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.

Познавательные универсальные учебные действия:

- моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или

знаково-символическая);

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- подведение под понятие;

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;

- выслушивание собеседника и ведение диалога;

- признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Предметные результаты

1. Технологический компонент

Модуль «Знакомство с компьютером».

В результате изучения данного модуля учащиеся должны:

знать

- как правильно и безопасно вести себя в компьютерном классе;

- для чего нужны основные устройства компьютера;

уметь

- пользоваться мышью и клавиатурой;

- запускать компьютерные программы и завершать работу с ними.

Модуль «Создание рисунков».

В результате изучения данного модуля учащиеся должны уметь:

- выполнять основные операции при рисовании с помощью одной из компьютерных программ;

- сохранять созданные рисунки и вносить в них изменения.

При выполнении проектных заданий школьники будут учиться придумывать рисунок, предназначенный для какой-либо цели, и создавать его при помощи компьютера.

Модуль «Создание мультфильмов и «живых» картинок»

В результате изучения данного модуля учащиеся должны уметь:

- выполнять основные операции при создании движущихся изображений с помощью одной из компьютерных программ;

- сохранять созданные движущиеся изображения и вносить в них изменения.

При выполнении проектных заданий школьники будут учиться придумывать движущиеся изображения, предназначенные для какой-либо цели, и создавать их при помощи компьютера.

Модуль «Создание проектов домов и квартир»

В результате изучения данного модуля учащиеся должны уметь:

- выполнять основные операции при проектировании домов и квартир изображений с помощью одной из компьютерных программ;

- сохранять созданный проект и вносить в него изменения.

При выполнении проектных заданий школьники будут учиться придумывать проект дома или квартиры и создавать его при помощи компьютера.

Модуль «Создание компьютерных игр»

В результате изучения данного модуля учащиеся должны уметь:

- выполнять основные операции при создании компьютерных игр изображений с помощью одной из программ;

- сохранять созданные игры и вносить в них изменения.

При выполнении проектных заданий школьники будут учиться придумывать компьютерную игру и создавать её при помощи компьютера.

Модуль «Знакомство с компьютером: файлы и папки (каталоги)»

В результате изучения данного модуля учащиеся должны

знать

- что такое полное имя файла;

уметь

- создавать папки (каталоги);

- удалять файлы и папки (каталоги);

- копировать файлы и папки (каталоги);

- перемещать файлы и папки (каталоги).

Модуль «Создание текстов».

В результате изучения данного модуля учащиеся должны уметь:

- набирать текст на клавиатуре;

- сохранять набранные тексты, открывать ранее сохранѐнные текстовые документы и редактировать их;

- копировать, вставлять и удалять фрагменты текста;

- устанавливать шрифт текста, цвет, размер и начертание букв.

При выполнении проектных заданий школьники будут учиться:

- подбирать подходящее шрифтовое оформление для разных частей текстового документа;

- составлять тексты, предназначенные для какой-либо цели, и создавать их при помощи компьютера, используя разное шрифтовое оформление.

Модуль «Создание печатных публикаций».

В результате изучения данного модуля учащиеся должны уметь:

- вставлять изображения в печатную публикацию;

- создавать схемы и включать их в печатную публикацию;

- создавать таблицы и включать их в печатную публикацию.

При выполнении проектных заданий школьники будут учиться:

- красиво оформлять печатные публикации, применяя рисунки, фотографии, схемы и таблицы;

- составлять печатные публикации, предназначенные для какой-либо цели, и создавать их при помощи компьютера.

Модуль «Создание электронных публикаций»

В результате изучения данного модуля учащиеся должны уметь:

- создавать эскизы электронных публикаций и по этим эскизам создавать публикации с использованием гиперссылок;

- включать в электронную публикацию звуковые, видео и анимационные элементы;

При выполнении проектных заданий школьники будут учиться создавать электронные публикации, предназначенные для какой-либо цели, и оформлять их, используя тексты, изображения, звуки, видео и анимацию

Модуль «Поиск информации».

В результате изучения данного модуля учащиеся должны уметь:

- искать, находить и сохранять тексты, найденные с помощью поисковых систем;

- искать, находить и сохранять изображения, найденные с помощью поисковых систем.

При выполнении проектных заданий школьники будут учиться искать и находить нужную информацию и использовать еѐ, например, при создании печатных или электронных публикаций.

2. Логико-алгоритмический компонент

2-й класс

В результате изучения материала учащиеся должны уметь:

- предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных;

- выделять группы однородных предметов среди разнородных и давать названия этим группам;

- разбивать предложенное множество фигур (рисунков) на два подмножества по значениям разных признаков;

- находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков;

- приводить примеры последовательности действий в быту, в сказках;

- точно выполнять действия под диктовку учителя;

- отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания.

VI. Содержание учебного предмета

1. Технологический компонент

Модуль «Знакомство с компьютером». Компьютеры вокруг нас. Новые профессии. Компьютеры в школе. Правила поведения в компьютерном классе. Основные устройства компьютера. Компьютерные программы. Операционная система. Рабочий стол. Компьютерная мышь. Клавиатура. Включение и выключение компьютера. Запуск программы. Завершение выполнения программы.

Модуль «Создание рисунков». Компьютерная графика. Примеры графических редакторов. Панель инструментов графического редактора. Основные операции при рисовании: рисование и стирание точек, линий, фигур. Заливка цветом. Другие операции.

Модуль «Создание мультфильмов и «живых» картинок». Анимация. Компьютерная анимация. Основные способы создания компьютерной анимации: покадровая рисованная анимация. Конструирование анимации, программирование анимации. Примеры программ для создания анимации. Основные операции при создании анимации. Этапы создания мультфильма.

Модуль «Создание проектов домов и квартир». Проектирование. Компьютерное проектирование. Интерьер. Дизайн. Архитектура. Примеры программ для проектирования зданий. Основные операции для проектирования зданий: обзор и осмотр проекта, создание стен, создание окон и дверей, установка сантехники и бытовой техники, размещение мебели, выбор цвета и вида поверхностей.

Модуль «Создание компьютерных игр». Компьютерные игры. Виды компьютерных игр. Порядок действий при создании игр. Примеры программ для создания компьютерных игр. Основные операции при конструировании игр: создание или выбор фона, карты или поля, выбор или размещение предметов и персонажей. Другие операции.

Модуль «Знакомство с компьютером: файлы и папки (каталоги)». Файлы. Папки (каталоги). Имя файла. Размер файла. Сменные носители. Полное имя файла. Операции над файлами и папками (каталогами): создание папок (каталогов), копирование файлов и папок (каталогов), перемещение файлов и папок (каталогов), удаление файлов и папок (каталогов). Примеры программ для выполнения действий с файлами и папками (каталогами).

Модуль «Создание текстов». Компьютерное письмо. Клавиатурные тренажѐры. Текстовые редакторы. Примеры клавиатурных тренажеров и текстовых редакторов. Правила клавиатурного письма. Основные операции при создании текстов: набор текста, перемещение курсора, ввод прописных букв, ввод букв латинского алфавита, сохранение текстового документа, открытие документа, создание нового документа, выделение текста, вырезание, копирование и вставка текста. Оформление текста. Выбор шрифта, размера, цвета и начертания символов. Организация текста. Заголовок, подзаголовок, основной текст. Выравнивание абзацев.

Модуль «Создание печатных публикаций». Печатные публикации. Виды печатных публикаций. Текстовые редакторы. Настольные издательские системы. Примеры тексто-вых редакторов и настольных издательских систем. Иллюстрации в публикациях. Схемы в публикациях. Некоторые виды схем: схемы отношений; схемы, отражающие распо-ложение и соединение предметов; схемы, отражающие происходящие изменения, порядок действий. Таблицы в публикациях. Столбцы и строки.

Модуль «Создание электронных публикаций». Электронные публикации. Виды электронных публикаций: презентации, электронные учебники и энциклопедии. Справочные системы, страницы сети Интернет. Примеры программ для создания электронных публикаций. Гиперссылки в публикациях. Создание электронных публикаций с гиперссылками. Звук, видео и анимация в электронных публикациях. Вставка звука и музыки в электронные публикации. Вставка анимации и видео в электронные публикации. Порядок действий при электронной публикации. Подготовка презентаций.

Модуль «Поиск информации». Источники информации для компьютерного поиска: компакт-диски CD («си-ди») или DVD («ди-ви-ди»), сеть Интернет, постоянная память компьютера. Способы компьютерного поиска информации: просмотр подобранной по теме информации, поиск файлов с помощью файловых менеджеров, использование средств поиска в электронных изданиях, использование специальных поисковых систем. Поисковые системы. Примеры программ для локального поиска. Поисковые системы в сети Интернет. Поисковые запросы. Уточнение запросов на поиск информации. Сохранение результатов поиска. Поиск изображений. Сохранение найденных изображений.

2. Логико-алгоритмический компонент

2-й класс

План действий и его описание. Последовательность действий. Последовательность состояний в природе. Выполнение последовательности действий. Составление линейных

планов действий. Поиск ошибок в последовательности действий. Знакомство со способами записи алгоритмов. Знакомство с ветвлениями в алгоритмах.

Отличительные признаки и составные части предметов. Выделение признаков предметов, узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более пред-метов. Разбиение предметов на группы по заданным признакам. Составные части предметов.

Логические рассуждения. Истинность и ложность высказываний. Логические рассуждения и выводы. Поиск путей на простейших графах, подсчет вариантов. Высказывания и множества. Вложенные множества. Построение отрицания высказываний.



































Тематическое планирование с основными видами деятельности учащихся



Уметь:

- описывать признаки предметов;

- сравнивать предметы по их

признакам, группировать предметы по разным признакам

2

Описание предметов

Уметь:

- описывать признаки предметов;

- сравнивать предметы по их

признакам, группировать предметы по разным признакам;

- находить закономерности в

расположении фигур по значению двух признаков

3

Состав предметов

Знать:

-составные части предметов

4

Действия предметов

Уметь:

-описывать предметы через их признаки, составные части, действия

5

Симметрия

Уметь:

- находить симметричные фигуры в группе объектов;

- строить симметричные фигуры

6

Координатная сетка

Знать:

понятие координаты. Уметь:

- находить объект по заданным

координатам;

- называть координаты объекта

7

Контрольная работа по теме

«План действий»

Уметь:

- предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных;

- выделять группы однородных

предметов среди разнородных по разным основаниям и давать названия этим группам; - ставить в соответствие предметы из одной группы предметам из другой группы

8

Анализ контрольной работы.

Работа над ошибками.

Уметь:

- описывать предметы через их

признаки, составные части,

действия;

- предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных;

- выделять группы однородных

предметов среди разнородных по разным основаниям и давать названия этим группам;

- ставить в соответствие предметы из одной группы предметам из другой группы;

- находить объединение и пересечение наборов предметов

9

Повторение пройденного материала.



Уметь:

- описывать предметы через их

признаки, составные части,

действия;

- предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных;

- выделять группы однородных

предметов среди разнородных по разным основаниям и давать названия этим группам; - ставить в соответствие предметы из одной группы предметам из другой группы; - находить объединение и пересечение наборов предметов.

10

Действия предметов

Уметь:

- определять результат действия;

- определять действие, которое

привело к данному результату

11

Обратные действия

Уметь:

- определять результат действия;

- определять действие, которое

привело к данному результату;

- определять действие, обратное

заданному

12

Последовательность событий

Уметь:

- приводить примеры последовательно-сти событий и действий в быту, в сказках

13

Алгоритм

Уметь:

- составлять алгоритм, выполнять дей-ствия по алгоритму

14

Ветвление.

Уметь:

- составлять алгоритмы с ветвлениями

15

Контрольная работа по теме «Отличительные признаки предметов»

Уметь:

- определять результат действия;

- определять действие, которое

привело к данному результату;

- определять действие, обратное

заданному;

- составлять алгоритм, выполнять действия по алгоритму;

- составлять алгоритмы с ветвлениями

16

Анализ контрольной работы.

Работа над ошибками

Уметь:

- определять результат действия;

- определять действие, которое

привело к данному результату

17

Повторение пройденного

материала

Уметь:

- определять результат действия;

- определять действие, которое

привело к данному результату

18

Множество. Элементы множества

Знать:

- понятия множества, элементов

множества. Уметь:

- определять множество по его

элементам

19

Способы задания множеств

Уметь:

- задавать множества, определять коли-чество его элементов, исключать лиш-ний элемент

20

Сравнение множеств

Уметь:

- соотносить количество элементов множеств;

- находить тождественные множества

21

Отображение множеств

Уметь:

- отображать множества

22

Кодирование

Уметь:

- кодировать информацию при помощи

ключей

23

Вложенность множеств

Уметь:

- различать вложенные множества

24

Пересечение множеств

Уметь:

- находить на рисунке область пересе-чения двух множеств и называть эле-менты из этой области

25

Объединение множеств

Уметь:

- находить на рисунке область объеди-нения двух множеств и называть эле-менты из этой области

26

Контрольная работа по теме «Множества»

Уметь:

- задавать множества, находить

область пересечения и объединения множеств;

- определять вложенные множества

27

Анализ контрольной работы.

Работа над ошибками

Уметь:

- находить и исправлять ошибки

в задании множества;

- находить область пересечения

и объединения множеств;

- определять вложенные множества

28

Повторение по теме «Множества»

Уметь:

- задавать множества, находить область пересечения и объединения множеств;

- определять вложенные множества

29

Высказывание. Понятия истина

и ложь.

Уметь:

- отличать высказывания от других предложений;

- приводить примеры высказываний, определять истинные

и ложные высказывания

30

Отрицание.

Уметь:

- строить высказывания, по смыслу отрицающие заданные

31

Высказывания со связками и,

или

меть:

- строить высказывания с использова-нием связок «И», «ИЛИ»

32

Графы. Деревья. Комбинаторика

Уметь:

- отображать предложенную ситуацию с помощью графов;

- определять количество сочетаний из небольшого числа

предметов.

Уметь:

- находить выигрышную стратегию в

некоторых играх

33

Контрольная работа по теме

«Логические рассуждения»

Уметь:

- отличать высказывания от других предложений;

- определять истинные и ложные

высказывания;

- строить высказывания с использованием связок «И», «ИЛИ»;

- отображать предложенную ситуацию с помощью графов

34

Анализ контрольной работы.

Повторение пройденного

материала

Уметь:

- приводить примеры высказываний, определять истинные

и ложные высказывания;

- строить высказывания, по смыслу отрицающие заданные.

- строить высказывания с использованием связок «И», «ИЛИ»







































Календарно - тематическое планирование





п/п

Тема занятия

Дата по плану

Дата по факту

Примечание

1

Признаки предметов

02.09





2

Описание предметов

09.09





3

Состав предметов

16.09





4

Действия предметов

23.09





5

Симметрия

30.09





6

Координатная сетка

07.10





7

Контрольная работа по теме

«План действий»

14. 10





8

Анализ контрольной работы.

Работа над ошибками.

21. 10





9

Повторение пройденного материала.



28. 10





10

Действия предметов

11. 11





11

Обратные действия

18. 11





12

Последовательность событий

25. 11





13

Алгоритм

02.12





14

Ветвление.

09. 12





15

Контрольная работа по теме «Отличительные признаки предметов»

16. 12





16

Анализ контрольной работы.

Работа над ошибками

23. 12





17

Повторение пройденного материала

13.01





18

Множество. Элементы множества

20. 01





19

Способы задания множеств

27. 01





20

Сравнение множеств

03.02





21

Отображение множеств

10. 02





22

Кодирование

17. 02





23

Вложенность множеств

24. 02





24

Пересечение множеств

02.03





25

Объединение множеств

09.03





26

Контрольная работа по теме «Множества»

16.03





27

Анализ контрольной работы.

Работа над ошибками

06.04





28

Повторение по теме «Множества»

13. 04





29

Высказывание. Понятия истина и ложь.

20. 04





30

Отрицание.

27. 04





31

Высказывания со связками и, или

04.05





32

Графы. Деревья. Комбинаторика

11.05





33

Контрольная работа по теме

«Логические рассуждения»

18.05





34

Анализ контрольной работы.

Повторение пройденного материала

25.05













Материально-техническое обеспечение курса внеурочной деятельности «Информатика»





  1. Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика. 2 класс. («Информатика в играх и задачах»). Учебник в двух частях. - М.: Баласс, 2014.

  2. Горячев А.В. Примерная программа по информатики. - М., Баласс, 2012.

  3. Компьютер, проектор, экран, ЭОР.









 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал