7


  • Учителю
  • Проект «Фольклор народа ханты» (4 класс)

Проект «Фольклор народа ханты» (4 класс)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

7



Тема нашего проекта: «Фольклор народа ханты»

В нашем поселке Питляр проживают люди разных национальностей и культур. Живут мирно. Вместе охотятся, рыбачат, строят дома. И, благодаря прекрасной традиции, в нашей школе ежегодно проводится фестиваль «Хоровод дружбы». И мы, ученики школы, имеем колоссальную возможность познакомиться с культурой народов Крайнего Севера и культурой разных народов не только на уроках Культуры народов ЯНАО, а также узнать про свой родной край с экспедиции «Живая вода». А ведь знакомство с любой культурой формирует чувство уважения и развивает интерес к другим народам. И поэтому, мы определились на внеурочной деятельности продолжить изучать традиции и обычаи своего народа.

Изучение фольклора народа ханты сегодня очень актуально. Это- маленький по численности народ, испытывает на себе влияние других народов, населяющих нашу территорию. Происходит утрата его самобытности и изменение его культуры, поэтому сохранение и пропаганда культуры малых народов - это важная составная часть сохранения культуры в целом.

Мы предположили, что устное народное творчество народа ханты в нашем округе изучено слабо, ученики нашей школы не все знают фольклор народа ханты и самое главное, что его использование оказывает позитивное влияние на воспитание в первую очередь нас - детей.

Целью нашей работы стало - изучение влияния фольклора народа ханты на воспитание подрастающего поколения.

Задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели мы определили:

  • Изучить точки зрения разных авторов по вопросам становления, формирования фольклора народа ханты, его значение и выработать свою точку зрения.

  • Пропагандировать фольклор народа ханты среди обучающихся нашей школы.

Мы выбрали духовную культуру народа ханты, а именно фольклор, потому что мы, дети, недостаточно знаем о нем. И сегодня в своем выступлении мы затронем только теоретическую часть.

В процессе изучения темы появилась и гипотеза, что не все ученики нашей школы хорошо знают фольклор народа ханты.

Для подтверждения своей гипотезы мы проводили опрос среди учащихся нашей школы.

Мы думаем, что неполное знание фольклора народа ханты, на чьей земле мы живем, не только у ребят нашей школы. Сами народы сетуют на то, что забывается фольклор, песенное искусство, народные костюмы со своеобразием их орнамента, национальные традиции.

Изучая и сопоставляя книги разных авторов по данному вопросу, мы узнали, что выделяют два основных периода изучения фольклора ханты.

Первый период - это 19 век. Процесс сбора фольклора в этот период преобладает над процессами публикации и изучения.

Второй период охватывает 20 век - как продолжение изучения фольклора. Здесь важной особенностью является то, что в исследования включаются представители коренного народа, наблюдается рост национального самосознания народа ханты. Это связано с желанием современного поколения сохранить богатство родного языка, через фольклор донести потомкам духовные сокровища своего народа.

Все духовные богатства народа отражены в фольклоре. (Презентация)

Через мифы, легенды, сказки, песни, предания, загадки, пословицы, проявляется душа народа, его многовековая мудрость, его язык и история. Фольклорное наследие - это мощная энергия, наполняющая наш внутренний мир образами и светом многих и многих предшествующих поколений. В тех, кто воспитан и живет в фольклорной традиции, - истинное и достойное продолжение жизни народа.

История нашего народа ханты, его прошлое отразилось в устном народном творчестве - в преданиях, сказаниях, героическом эпосе, в обрядах и обычаях. Устное народное творчество играло большую роль в быту и прививало понятие о нравственных ценностях и этике, воссоздавало картину исторического прошлого. Фольклор отражает духовность народа, его мудрый ум, национальный дух, его мировоззрение, нравы, обычаи. Устное народное творчество нашего народа чрезвычайно богато и разнообразно.

Мы выделили несколько функций:

1. Научная функция заключатся в том, что фольклорные данные использовались различными авторами для определения уровня жизни народов Крайнего Севера в разное время.

2. Мировоззренческая функция. Фольклор отражает представления о миропонимании человека, происхождении земли, созвездий, явлений природы, животных, взаимосвязях человека в обществе, богов и духов, воссоздает представления об историческом прошлом.

3. Воспитательная функция. В мифах и священных песнях даются подробные описания - это своего рода инструкции правильного поведения. В фольклоре нет резкой грани между человеком, животными, душами, духами, божествами.

4. Социализирующая функция. Знакомство с многочисленными запретами, отраженными в сказках, былинках позволяет благополучно влиться в общество и обучиться безопасному (учитывая природные условия) образу жизни.

5. Коммуникативная функция. Фольклор - не только носитель разнообразной эстетической и другой информации, но и чрезвычайно эффективный способ передачи этой информации, своеобразная форма социальных контактов и социального взаимодействия.

6. Творческая функция. В процессе передачи фольклорного наследия, будь то устное творчество, изобразительное искусство или танец, человек имеет важный источник для самореализации.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что фольклорное творчество народа ханты не являлось просто эстетической ценностью, а органически связано с системой верований и с насущными потребностями людей. В мифах и священных песнях даются указания, как поступать будущему человеку, а подробные описания обрядов являются своего рода инструкциями по их проведению. Частично регулирует жизнь коллектива и выступает как важный социализирующий фактор. В глубокой древности их сочиняли талантливые люди из народа. Воспевалось в них мужество и героизм, добро и справедливость. Фольклорные произведения ненавязчиво, часто в веселой, игровой форме, знакомят нас детей с обычаями, бытом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.

Народное творчество не только вызывает у нас интерес, но и приносит нам радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги обеспечивает эмоционально-психическое благополучие.

Таким образом, хантыйский фольклор - это уникальная самобытная культура наших предков - занимает важное место в выполнении задач социальном нравственном и эстетическом направлении.

Подводя итог своего выступления, хочется сказать, что в ходе изучения этой темы много узнали интересного о фольклоре своего народа. Мы узнали об этапах и периодах изучения фольклора, о классификации фольклора по жанрам и познакомились поближе с этими жанрами.

Материала по теме мало, особенно мало иллюстраций. Написание и оформление работы было достаточно сложным. Подтвердилась гипотеза, что устное народное творчество ханты в нашем округе изучено в неполном объеме.

Результатами своей работы мы поделились с ребятами 6-7 классов с одноклассниками на внеурочной деятельности. Ребятам первого класса мы подарили подборку загадок и примет народа ханты. А также в этом учебном году мы планируем разработать сценарий «Вурна Хатл» и провести совместный национальный праздник с первым классом. Свою работу по теме планируем продолжить.





Пользуясь случаем, мы хотим поздравить всех присутствующих сегодня на конференции «Шаг в науку» с Юбилеем нашего округа. Желаем процветания и мирного неба над головой!

Спасибо за внимание!































СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Анисимкова М «Сказы». Екатеринбург, издательство « Пакрус», 2003г.

  2. Вагатова М, Чучелина Т, Конькова А и др., «Огонь - камень» Сказки народов Тюменского Севера, Свердловск, Средне - Уральское кн. изд.-во, 1980, с. 50-55.

  3. Конькова А. М « Сказки бабушки Аннэ», ГИСТЕЛ ДРУК, А - 1031, Вена, 1993г

  4. Кузнецова Л. М., Пудикова Л. В «Творчество народов Севера». Нижневартовск, 2001г.

  5. Мальцева Э.И. «История изучения мансийского фольклора отечественными исследователями». Ханты-Мансийск, 2000.

  6. «Сказки народа ханты», состовители: Ковгае Е.Е., Кошкарёва Н.Б., Соловар В.Н., С-Петербург, ТОО «Алфавит», 1995, с. 12-14, 40-42, 88-92.

  7. «Мифология, фольклор и литература Ямала», хрестоматия 5-7 классы, Ю.И. Попов, Н.В. Цымбалистенко.





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал