7


  • Учителю
  • Представление личного педагогического опыта

Представление личного педагогического опыта

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Публичное представление

собственного инновационного педагогического опыта

учителя начальных классов

МОУ «Лицей №7»

городского округа Саранск Республики Мордовия

Матявиной Елены Сергеевны

«Формирование навыков правильного, беглого, осознанного, выразительного чтения у младших школьников и пути их совершенствования»

«Чтение - это один из истоков мышления и умственного развития».

В. А. Сухомлинский

Актуальность и перспективность опыта

Литературное чтение - один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению - одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя. Чтение - это и то, чему обучают младших школьников, посредствам чего их воспитывают и развивают. Чтение - это вид человеческого общения. Чтение - это беседа книги с читателем, а не наоборот. Общение - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Выделяются четыре качества навыка чтения: правильность, беглость, осознанность, выразительность. Главной задачей обучения чтению является выработка у детей этих навыков.

Вначале ребенок должен освоить технику чтения, а потом будет понимание. Если мы не сформируем технику чтения, процесс понимания уходит, возникает так называемое механическое чтение.


Цель:


Определить наиболее эффективные методы и приёмы, способствующие развитию навыков чтения.


Проблема исследования опыта:


Каковы пути и условия в выработке основных форм и методов, влияющих на уровень развития техники чтения младших школьников.


Объекты исследования опыта:


Скорость, осознанность, выразительность, правильность как основные характеристики навыка чтения. В качестве предмета исследования выбираются методы и приёмы работы на уроках, способствующие развитию навыка чтения.


Задачи:


1. Изучить литературу по вышеуказанной теме.

2. Определить наиболее целесообразные методы и приёмы работы, способствующие развитию правильности, скорости, осознанности и выразительности чтения.

3. Разработать комплекс мероприятий для формирования навыка чтения.


Теоретическая база опыта


Выделяют четыре качества навыка чтения: правильность, беглость, осознанность, выразительность. Главной задачей обучения чтению является выработка у детей этих навыков.

Вначале ребенок должен освоить технику чтения, а потом будет понимание. Если мы не сформируем технику чтения, процесс понимания уходит, возникает так называемое механическое чтение.


Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Условием овладения читательской деятельностью является знание способов чтения, способов смысловой обработки текста, владение определенными умениями и навыками, которые не должны развиваться спонтанно. Считаю, что одним из вариантов повышения качества чтения в начальной школе является целенаправленное управление обучением чтению.


Процесс чтения - это не тот процесс, который можно сформировать быстро. К сожалению, за последние 50 лет очень резко сократилось время обучения чтению и письму, практически в два раза. И если мы возьмем букварь 50-го года и современные учебники, которые ребенок должен уже читать через 2 месяца, то мы поймем, что информационная насыщенность, тот темп, который мы даем ребенку, вырос неимоверно. А возможности ребенка остались теми же. Какие имел он определенные функциональные возможности, такими они и остались. Если в 50-е годы в школу приходили дети восьми лет, то в последние 20 лет в школу приходят дети шести лет.

Современная методика понимает навык чтения как автоматизированное умение по озвучиванию ᴨечатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому. В свою очередь такая читательская деятельность предполагает умение думать над текстом до начала чтения, в процессе чтения и после завершения чтения. Именно такое "вдумчивое чтение", основанное на совершенном навыке чтения, становится средством приобщения ребенка к культурной традиции, погружения в мир литературы, развития его личности. При этом важно помнить, что навык чтения - залог усᴨешного учения как в начальной, так и в средней школе, а также надежное средство ориентации в мощном потоке информации, с которым приходится сталкиваться современному человеку.

В методике принято характеризовать навык чтения, называя четыре его качества: правильность, беглость, сознательность и выразительность.

Правильность определяется как плавное чтение без искажений.

Беглость чтения - это скорость, обуславливающая понимание прочитанного. Такая скорость измеряется количеством ᴨечатных знаков, прочитанных за единицу времени (обычно количеством слов в 1 минуту).

Сознательность чтения - это понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному.

Выразительность - это способность средствами устной речи ᴨередать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему.

Все названные качества взаимосвязаны между собой. Без правильного озвучивания графических знаков невозможно понимание отдельных единиц текста, без уяснения значения каждой единицы нельзя уяснить их связь, а без внутренней связи отдельно взятых компонентов текста не произойдет осознания идеи произведения. В свою очередь, понимание общего смысла произведения помогает правильности чтения отдельных его элементов, а правильное чтение и понимание текста становятся основой для выразительности чтения. Беглость, являясь темпом чтения, при определенных условиях становится средством выразительности. Итак, подготовка чтеца должна строиться с учетом одновременной работы над всеми четырьмя качествами навыка чтения. Данный подход реализуется уже в ᴨериод обучения грамоте. Еще важнее такую систему работы иметь в виду на уроке при чтении художественных текстов.

В методике наряду с термином навык чтения употребляется термин техника чтения. Еще до недавнего времени этот термин называл только техническую сторону процесса чтения.


Методы обучения чтению


Существуют два основных, противоположных в своей основе метода обучения чтению. Один называется методом целых слов, другой - фонетическим.

Фонетический метод основан на алфавитном принциᴨе. В основе - обучение произношению букв и звуков (фонетике). Когда ребенок накапливает достаточные знания, он ᴨереходит к слогам, а потом и к целым словам.

Метод целых слов. Здесь детей обучают распознавать слова как целые единицы, не разбивая на составляющие. В этом методе не учат ни названий букв, ни звуков. Ребенку показывают слово и произносят его. Он его запоминает. После того как выучено 50-100 слов, ему дают текст, в котором эти слова часто встречаются. В России этот метод известен как метод Глена Домана. Этот метод можно применять при обучении детей раннего возраста. По методу Глена Домана я обучала чтению своего сына в возрасте 1 года и 2 месяцев. К 3 годам он читал отдельные предложения, к 4 годам - небольшие тексты. К началу первого класса (в 7 лет) его чтение было плавным, осознанным и выразительным, техника чтения составляла 120 сл/мин.


Технология опыта

В школе я обучаю детей чтению классическим методом - при помощи фонем. К концу 1 четверти 1 класса практически все дети осваивают медленное слоговое чтение.

В своей практике использую резервы обучения чтения, предложенные В. Н. Зайцевым. Это ежеурочные пятиминутки жужжащего чтения, режим щадящего чтения, чтение в темпе скороговорки, самозамер скорости чтения, работа с деформированным текстом, чтение слов справа налево.

Стремлюсь строить уроки чтения так, чтобы детям было интересно, чтобы каждый ребёнок был занят чтением и читал с удовольствием: это участие в комбинированном чтении, в чтении по ролям, в выборочном чтении.

Если это опрос, значит, вопросы и задания подбираю такие, чтобы ученику пришлось сравнивать, доказывать. Ведь бывает достаточно одного вопроса, который побудит детей к активной работе мысли. Во многом здесь помогают готовые задания и вопросы, приводимые на страницах учебников авторами УМК «Перспективная начальная школа».

Для формирования правильности чтения обеспечиваю на уроках предварительное чтение многосложных слов, постановку ударения в этих словах и неправильно произносимых словах, предварительное произношение слов, в которых возможна орфографическая ошибка.

Для формирования беглости чтения обеспечиваю многократное обращение к тексту с использованием различных видов работ:


- чтение текста про себя, комментирование его;
- чтение текста про себя, разделение его на логически связанные части;
- чтение жужжащее;
- чтение хором;
- чтение в темпе скороговорки;
- "прыжки" (чтение через слово)
- круговое чтение (небольшой текст читают по одному слову друг за другом несколько раз)

Для формирования выразительности использую такие упражнения:


- артикуляция: гласные и согласные звуки, слоги различных видов;
- чтение труднопроизносимых слов;
- выделение голосом то одного, то другого слова в предложении;
- чтение одного предложения с разной интонацией;
- "эхо": учитель читает 1-2 строчки стихотворения, ученики повторяют его с той же интонацией;
- чтение по ролям.

Так же для формирования выразительности я провожу с детьми различные литературные вечера: «Поэтический калейдоскоп», «Вечер памяти Сергея Есенина», конкурс стихов к 70-летию победы «Они сражались за Родину…», ко Дню Матери «Нет роднее человека», «Осенняя палитра». Дети принимают участие в школьных и городских литературных конкурсах, в поэтических интернет-видео-конкурсах. Часто провожу открытые уроки по литературному чтению для родителей, коллег, учителей города и республики: «Красота японской поэзии. Хокку и хайку», «В. Драгунский Сверху вниз, наискосок!», «Новости. Источники новостей. Периодика», «Лирика А. С. Пушкина» и д.р.

Для формирования осознанности чтения использую группы упражнений, связанные с развитием речи (точные объяснения прочитанного, выявление значения слов, подбор синонимов, антонимов), вопросы и задания, направленные на обобщение полученных знаний, на обучение различным видам пересказа.

Анализ результативности опыта

В ходе исследования не все учащиеся показали хорошие результаты. Дети неодинаково усваивают программный материал, с ними нужно больше работать индивидуально. Проведя исследование на базе своего класса, я увидела, что концу 1 четверти 4 класса из 25 учащихся 15 человек (60%) - читают выше нормы. Из них 7 человек (28%) - читают выше 140 сл/мин. 5 человек (20%) - укладываются в норму и 5 человек (20%) - читают ниже нормы. Все 25 человек (100%) - читают осознанно, понимая прочитанное. Выразительно читают незнакомый текст - 7 человек (28%). Правильным, безошибочным чтением владеют - 9 человек (36%), остальные 16 человек (64%) допускают от 2 до 8 ошибок.

Заключение

Живое слово совершает чудеса. Слово может заставить людей радоваться и горевать, пробудить любовь и ненависть, причинить страдание и окрылить надеждой, может пробудить в человеке высокие стремления и светлые идеалы, проникнуть в глубочайшие тайники души, вызвать к жизни до сих пор дремавшие чувства и мысли.

Когда слушаешь хорошего чтеца, как будто видишь все, о чем он рассказывает, по-новому понимаешь, казалось бы, уже знакомые произведения, проникаешься настроением исполнителя. В глубоком воздействии чтеца на слушателей и заключается искусство художественного чтения. Однако умение воспринимать хорошее чтение, равно как и умение донести его до слушателей, не возникает само собой. Большое значение здесь приобретает работа, которая ведется на уроках чтения, в частности работа по анализу читаемых текстов и подготовка их к выразительному чтению.

Значение чтения и книги как средства образования, воспитания и развития человека общеизвестно. Чтение - это источник приобретения знаний, духовного и умственного развития личности. Сам процесс чтения предполагает труд и творчество читателя, поскольку в прочесе чтения включается творческая, интеллектуальная и трудовая деятельность - эмоциональное сопереживание, сотворчество, привлечение воссоздающего воображения, умственных операций (умозаключений, оценок, отношений).

На основе проведенной работы можно сделать следующее заключение и рекомендации:

Бесспорно, на непосредственное чтение учащимся должно уходить на уроке 30 -35 минут. Об этом нельзя забывать. Иначе, о какой беглости чтения можно говорить.

Эксперименты, проводимые за последние годы, показали, что быстрое чтение активизирует, процессы мышления и является одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения. Когда дети стали с интересом читать, появилась беглость и осмысленность чтения, заметно повысилась успеваемость и по русскому языку и по математике. Это можно увидеть по результатам проверке чтения и во внеклассных мероприятиях, в которых с удовольствием принимают участие и родители. В ходе исследования по формированию навыков беглого, осознанного, выразительного чтения подтвердились предположения, что развитие навыков чтения будет эффективным, если подобрать текст и понять прочитанное, т.е. создавать «ситуацию успеха», в системе проводить упражнения на выразительность чтения, начиная с самых простых и постепенно усложняя их.

Путь - от аналитического этапа до этапа автоматизации - может быть пройден ребенком в рамках начальной школы при условии, если учитель обеспечит в классе определенный режим работы;

1) упражнения в чтении должны быть каждодневными;

2) отбор текстов для чтения не должен быть случайным, а должен производиться с учетом психологических особенностей детей и литературных особенностей текстов;

3) учителем должна вестись систематическая работа по предупреждению ошибочного чтения;

4) учителем должна быть использована в работе целесообразная система исправления допущенных при чтении ошибок;

5) специально должно быть организовано обучение чтению про себя, предполагающее несколько ступеней: чтение шепотом, беззвучное артикулирование читаемого, "тихое чтение" (в плане внутренней речи), собственно чтение про себя.

1. Методологическое обоснование данной проблемы требует, чтобы в центре учебного процесса находилась человеческая личность как культурно-исторический субъект, способный приобретать ценности жизни и культуры в деятельности и общении.

2. Реализация современных подходов предполагает обеспечение творческой, совместной деятельности в системе «учитель-ученик», построенной на идеях педагогики сотрудничества, совместной творческой деятельности.

3. На основании результатов опытно-экспериментальной работы можно заключить, что в ходе настоящего исследования доказаны зависимость эффективности развития навыков чтения от личностного роста младших школьников.

4. Из сказанного следует, что можно рекомендовать ввести в практику работы учителей общеобразовательной школы предложенные технологии, для которых характерна психолого-педагогическая диагностика. Понятно, что проведенное исследование не может полностью исчерпать изучаемую проблему, а представляет лишь один из ее вариантов к ее разрешению и в перспективе требует более глубокого конкретного осмысления в условиях реализации его во внеклассное время.

Наглядное приложение


МОУ «Лицей № 7»


Из опыта работы учителя

начальных классов

Матявиной Елены Сергеевны


В. Драгунский

«Сверху вниз,

наискосок!»


Открытый урок по литературному чтению во 2 классе, проведенный в рамках городского семинара



г. о. Саранск

Литературное чтение


Тема: Почему нам бывает смешно? В. Драгунский «Сверху вниз, наискосок!»

Цели: формирование навыков полноценного чтения; продолжить обсуждение секретов «смешного»; показать детям различные примеры, когда наличие контраста делает ситуацию смешной; учить обнаруживать в тексте точки зрения героев на одну проблему.

Ход урока

  1. Организационный момент

- Начинаем урок литературного чтения. Постарайтесь быть на уроке не только внимательными слушателями, но и активными участникам. Высказывайте свое мнение, делитесь мыслями, оценивайте ответы своих одноклассников

  1. Сообщение темы урока

- В чем секрет смешных рассказов?

Не ответишь право сразу?

Но скажу вам без прикрас -

Их герои среди нас!

- Сегодня мы продолжим работу над рассказом В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок!» в разделе: «Почему нам бывает смешно?»

- Мне бы хотелось, чтобы вы представили себя немного в роли знаменитых сыщиков Шерлока Холмса и Доктора Ватсона и провели свое расследование, в конце которого рассказали бы нам, в чем же заключается секрет смешных рассказов.

3) Мотивация.

- Ну а сейчас прочитайте, пожалуйста, название произведений, которые вы видите на доске.


- Как можно распределить эти произведения по группам?

- Попробуйте это выполнить на доске.

- По какому принципу разбили на группы? /По авторству, по жанрам/


Л. Толстой

В. Драгунский

Н. Носов

Акула

Сверху вниз, наискосок!

Заколдованная буква.

Прыжок

Фантазеры

Как Незнайка сочинял стихи


Смешные произведения

Серьезные произведения

Фантазеры

Акула

Сверху вниз, наискосок!

Прыжок

Заколдованная буква.


Как Незнайка сочинял стихи



Рассказы

Сказка

Акула

Как Незнайка сочинял стихи

Прыжок


Фантазеры


Сверху вниз, наискосок!


Заколдованная буква.


- А ещё можно разбить на какие-то группы?

- Ребята, а кроме рассказа «Сверху вниз, наискосок!», вы читали ещё какие-нибудь рассказы Драгунского?

- А что их объединяет?

/Они смешные, юмористические/

- Я вам предлагаю посмотреть на книги В. Драгунского, а кто еще не читал, взять в библиотеке и прочитать.

- Прочитайте их название.

4) Работа со словарем

- Давайте перейдем непосредственно к работе над рассказом «Сверху вниз, наискосок!»

- В тексте встречаются новые незнакомые слова, поэтому сначала давайте поработаем с толковым словарем.

- Прочитайте 1 слово и найдите его значение в толковом словаре …2, 3,4 …

5) Чтение учащимися 1 и 2 абзаца

- Давайте окунемся в историю, которая произошла с ребятами, читаем, ориентируясь на желтые и голубые поля.

Чтение детьми 1 и 2 абзаца.

6) Упражнение для глаз

- Чтобы ваши глазки не устали от чтения, давайте сделаем гимнастику. Закройте глазки и представьте, что перед вами белый чистый лист бумаги. Вы мысленно берете зеленую краску и рисуете большой зеленый луг. Потом вы взяли желтой краски и нарисовали солнышко и ярко-желтые одуванчики в зеленой траве. А сейчас возьмите голубую краску и нарисуйте мысленно причудливые облака, плывущие по голубому небу. Красиво у вас получилось? Открыли глазки.

Продолжаем работать дальше. А теперь встаньте парами навстречу друг другу, возьмите друг друга за руки, приветливо улыбнитесь и передайте все душевное тепло друг другу. Садитесь.

7) Ответы на вопросы

- Скажите:

- Доставляло ли детям радость то, что во дворе начался ремонт?

- Подтвердите это строчками из текста?

- Как вы думаете, а родители ребят тоже радовались тому, что «повсюду валялись кирпичи, доски, а посреди двора высилась огромная куча песка?

- Были ли ребята уверены, что они помогают рабочим?

- А рабочие были того же мнения?

- С точки зрения ребят, девушки маляры «были очень красиво одеты»?

- Прочитайте этот отрывок

- Как вы думаете, а с точки зрения самих девушек, они считали свой наряд красивым?

- Что можно сказать о мнениях детей и девушек, детей и родителей, детей и рабочих?

/Мнения были разные, противоположные, контрастные/


8) Чтение учащимися 3,4,5,6,7 абзацев

9) Ответы на вопросы

- Как вы думаете, Мишке и Дениске нравилось красить все подряд?

- А Аленке нравилось то, что они делают?

- Обратите внимание на слова, выделенные жирным цветом.

- Прочитайте их.

- Что они помогают почувствовать нам?

/Атмосферу праздника и веселья, которая царила среди ребят./

- А теперь прочитайте слова, выделенные желтым цветом.

- О чем они говорят нам?

/То, что ребята торопились, боясь, что их отругают/

10) Чтение оставшихся 2-х частей

11) Викторина

- А теперь викторина для самых внимательных.

- Какие моменты в этом рассказе показались вам самыми смешными?

- А почему они вызывают улыбку?

- А с вами или вашими родными случались смешные истории?

- Расскажите.

12) Сценка и работа в ТПО - Героями смешных историй могут быть не только люди, но и животные. Я прошу выйти сюда своих помощников - артистов, которые покажут нам сценку.

- Давайте похлопаем им.

- А теперь самостоятельная работа в тетрадях на печатной основе, с последующей взаимопроверкой в парах.

стр. 37 № 29.

- Какая же строчка звучит неожиданно, контрастно к остальным?

13) Выводы

- Вам понравилось сегодня быть в роли Шерлока Холмса и Доктора Ватсона и вести своё расследование? К какому же выводу вы пришли? Когда нам бывает смешно?

- А теперь давайте посмотрим, совпадает ли ваш вывод с выводом учебника. Смешно, когда есть контраст. Смех делает человека здоровее, бодрее, выносливее. Недаром говорят, что смех продлевает жизнь.

Во время смеха активизируется работа мозга, подавляются усталость, недомогание, стрессы. Смех успокаивает, оздоравливает сердце, развивает легкие, повышает иммунитет.

- Какой же вывод можно сделать из всего этого?

/Нужно чаще смеяться и веселится/

- Да верно. Ведь веселье - это лучшая гигиена души и тела.

14) Итог урока

- Вы узнали что-то новое для себя на уроке?

- Кто на ваш взгляд за работу на уроке заслуживает высокой оценки? - Почему?

- Спасибо за работу, урок окончен.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал