7


  • Учителю
  • классный час 'Мастерами славится земля русская. . . '

классный час 'Мастерами славится земля русская. . . '

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала


Классный час 24.04.2013, проведенный в 4б классе Е.В. Кадабцовой

Тема: Мастерами славится Земля русская…

Цели и задачи: обобщить знания учащихся о русских народных промыслах; воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и её истокам; развивать нравственные и эстетические чувства, способствовать развитию интереса к своей стране и воспитанию чувства любви к Родине.

Оборудование: образцы хохломской росписи, жостовский поднос, оренбургский платок и паутинка, павлопосадские платки, изделия из бересты, матрёшки, иллюстрации по теме, карточки с новыми словами: набивной рисунок, убрус, шлихта, цветки, гравёр,

Эпиграфы к уроку:

"Работа хороша, если в ней польза и душа».

«Не то золото, что дорого и блестит,

А то дорого, что руками мастера создано".

Ход урока

Русская земля богата талантами. В каждой семье можно найти посуду, мебель, платки, матрешек, изготовленные народными художниками. Изделия русских народных промыслов можно увидеть в крупнейших музеях мира. Искусные мастера - кузнецы, гончары, художники, ткачи, резчики -на весь мир прославили своим трудом маленькие города и села, где зародились их уникальные промыслы. Работы российских мастеров давно приобрели мировую славу. Гости, приезжающие в нашу страну, обязательно увозят с собой на память изделия народных мастеров. В России очень много мест, где с любовью создаются великолепные предметы и изделия, неповторимые по своей красоте! Многие вещи и предметы, сделанные человеком стали гордостью и лицом нашей страны. Сегодня наш классный час будет посвящен знакомству с народными промыслами России. Давайте совершим путешествие в этот волшебный красочный мир. Полюбуемся работами мастеров, узнаем некоторые их секреты.

Ученик : Здравствуйте, гости званные и желанные!

Люди старые и молодые, женатые и холостые,

Милости просим на наш праздник!

Здравствуйте лебёдки, здравствуйте молодки!

Ребята-молодцы, весёлые удальцы!

Почтенные и молодые, полные и худые -

Мы рады гостям, как добрым вестям!

Всех привечаем, душевно встречаем, на ярмарку приглашаем!

(1-я группа) о павлопосадских платках.

Предшественником платка на Руси считается белое льняное полотенце с вышивкой - убрус, которым женщины издревле покрывали голову. С конца 17 века он уступает место платку, а спустя век, в русском языке появляется слово «шаль», позаимствованное из персидского языка, означающее большой узорный платок. Прежде считалось, что чем тоньше рисунок и богаче цвет, тем красивее шаль или платок. ПАВЛО-ПОСАДСКИЕ НАБИВНЫЕ ПЛАТКИ - шерстяные и полушерстяные платки, украшенные традиционным красочным набивным орнаментом, возникшим в подмосковном городе Павловский Посад известны более 200 лет. А каков же традиционный рисунок Павловского платка или шали?

Распустившиеся крупные розы с бутонами в букетах и венках располагались в углах и по кайме, иногда в центре платка. Гибкие стебли с резными сочными листьями, россыпь мелких ярких цветков , пышный букет.

Уже в 1865 году на выставке в Санкт-Петербурге Павловские платки получают серебряную медаль; затем бронзовая медаль на международной выставке в Париже в 1889 году; золотая медаль в 1896 году в Нижнем Новгороде.

В 1960-70е годы ручное производство не успевало удовлетворять спрос на узорные шали; они пользовались огромной популярностью, как в России, так и за рубежом. В это время появились первые печатные машины (фотопечать).

Технология

Платки из высокосортной шерсти проклеивали для прочности специальным составом - шлихтой. Многоцветный узор печатали ручными набивными досками, которые назывались «цветки». Далеко за пределами губернии славились Павловские гравёры и резчики по дереву, изготовлявшие (цветки) для платков и шалей. Сколько цветов и оттенков в рисунке платка, столько деревянных "цветок" резал мастер. "Цветку" склеивали из 3-х слоёв дерева: клёна, груши и ореха - по краям, а центр из прочной сосны или ели. Такая доска не коробилась от работы и не стиралась.

(вторая группа)Изделия из бересты

Начать с загадки

Русская красавица стоит на поляне

В зелёной кофточке, в белом сарафане. (береза)

На Руси нет, пожалуй, более известного дерева, чем берёза. О ней сложено много песен, стихов, пословиц, загадок. Белоствольная красавица всегда была украшением русских лесов.

Берёзовая кора - береста - один из самых красивых и прочных материалов для изготовления игрушек, вещей, украшений.

Не зря в старину говорили, что берёза поит, кормит, обувает, одевает и красотой своей глаз восхищает.

4. Посуда из бересты сохраняет продукты от плесени и сырости.

5. Обувь из коры берёзы - лапти - лёгкая и удобная.

6. Береста - прабабушка бумаги. Она хорошо режется, склеивается, плетётся, сшивается. На ней можно рисовать, писать, выжигать.

7. Собирают бересту ранним летом, когда заканчивается движение сока в дереве, причём только с берёз, которые повалены в бурю или спилены.

8. Есть несколько примет для начала заготовления бересты:

- когда прогремит первый гром;- как только появятся комары;- когда листья на берёзе станут размером с пятачок.

(3-я группа) МАТРЕШКА

Отгадайте загадку: Восемь кукол деревянных, круглолицых и румяных, в разноцветных сарафанах в гости к нам они идут. Угадайте, как зовут?

Кто матрешку сделал, я не знаю.

Но известно мне, что сотню лет

Вместе с Ванькой-Встанькой, как живая,

Покоряет кукла белый свет.

Где он краски брал, искусный мастер,

В нивах шумных, в сказочном лесу?

Создал образ неуемной страсти,

Истинную русскую красу.

На щеках навел зари румянец,

Неба синь всплеснул в ее глаза

И матрешка через всю планету

До сих пор уверенно идет.

Выступает гордо, величаво,

С удалой улыбкой на лице,

И летит за ней по миру слава

О безвестном мастере-творце!

Наверное, вы думаете, что матрешке лет двести, триста или более того? Нет, матрешка молода. Ей всего сто лет. Биография ее начинается с одного, казалось бы, совсем незначительного случая. В Подмосковье, на берегах живописной речушки Вори раскинулось старинное поместье Абрамцево. Это место творческая мастерская для художников, музыкантов, писателей и артистов.

И вот однажды к обитателям Абрамцева попала японская деревянная кукла - фигурка добродушного лысого старика. Изображала она мудреца Фукуруму, у которого голова вытянулась вверх от постоянных раздумий. Фукурума раскрывался, в нем находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. Фигурки эти понравились и послужили прообразом нашей матрешки.

Лучший мастер игрушечных дел В.Звездочкин с большим старанием, вручную изготовил первую модель. В истинно крестьянском духе с любовью к веселой яркости расписал белую болванку художник С.Малютин. Эта матрешка состояла из восьми фигур. Изображала она девочку в сарафане и платке с черным петухом в руках, за девочкой шел мальчик…

Вот так появилась миру новая игрушка. Окрестили ее матрешкой соответственно крестьянскому обличью. В 1900 году русская матрешка появилась на Всемирной выставке в Париже. Ее своеобразная форма и роспись очаровали иностранцев. Начался массовый вывоз матрешек за границу. И поныне матрешка - это исконно русский сувенир для иностранцев.

В истинно народных промыслах можно выделить несколько основных стилей росписи и изготовления матрешек :

1. Загорский ( Сергиев - Пасад = г.Загорск )

2. Семеновский ( г.Семеново )

3. Мериновский ( с.Мериново )

4. Полховский ( с. Полховский Майдан )

5. Вятский ( г.Вятка )

При всем изобилии сюжетов и способов оформления матрешки на сегодняшний день популярен "сергиевский" стиль : обязательно шаль, передник и сарафан , при этом смелое сочетание цветов и русских традиций. Одинаковой популярностью пользуются "крестьянские" и "боярские" стили.


(4-я группа) ХОХЛОМА

Хохломская роспись-

Алых ягод россыпь.

Отголоски лета

В зелени травы,

Рощи - перелески,

Шёлковые всплески

Солнечной медовой

Золотой листвы.

Роспись хохломская,

Словно колдовская,

В сказочную песню

Просится сама,

И нигде на свете

Нет таких соцветий,

Всех чудес чудесней

Наша Хохлома.

Названа эта роспись деревянной посуды по имени села, расположенного в Нижегородской области, в селе Хохлома. Продавалась эта замечательная посуда на ярмарках. А вот и легенда, как появилась на свет хохлома.

В древние времена жил в Москве мастер - живописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер свое ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался на Волгу, в глухие леса. Срубил себе избу. И была она с виду самая обычная, а переступишь через порог - глаз нельзя отвести от мебели да от посуды, что мастер сделал. Как будто солнце поселилось в его избе. Знал мастер, как из простой деревянной посуды сделать праздничную, чтобы золотом горела. Для этого натирал он посуду оловянным порошком, покрывал льняным вареным маслом и ставил в печку. От жары масло желтело, а олово сквозь него на золото становилось похоже.

Слава о мастере разнеслась по всей земле, дошла она и до грозного царя. Повелел он стрельцам найти беглеца. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва.

Узнал мастер о своей беде, собрал людей и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда пришли царские стражники, все увидели, как горит ярким пламенем изба мастера - художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. Подхватили его ремесло односельчане. И так много они сделали красивой расписной посуды, что решили продавать ее всем.

Хохломские мастера используют четыре цвета: красный, черный, золотой и иногда зеленый. Эти цвета хорошо передают особый хохломской травяной узор. Красный- любовь, преданность. Черный - торжественность. Золотистый - свет, солнце.

Самые ранние произведения хохломы в собрании Русского музея относятся ко второй половине XIX века. Они насчитывают около 170 разнообразных по назначению предметов быта. Посуда представлена мисками и чашками любых размеров: от маленьких, похожих на десертные розетки, до огромных 70-80 сантиметров в диаметре;

(5-я группа) Оренбургский пуховый платок - это вязаный платок из козьего пуха и основы (х/б, шелка или др.). Впервые появился в XVIII веке.

Оренбургский ажурный пуховый платок - один из символов России. Пуховязальный промысел зародился в Оренбургском крае примерно 250 лет назад, ещё в XVIII веке.

Оренбургские платки бывают нескольких видов:

простой пуховый платок (шаль) - серые (редко белые) толстые теплые пуховые платки. Именно с изготовления шалей и начался оренбургский пуховязальный промысел.

паутинка - ажурное изделие из козьего пуха тонкого прядения и шелка. Такие паутинки и косынки используются для повседневной носки.

палантин - тонкий шарф/накидка, по способу вязанию аналогичен паутинке.

Работа пуховязальщиц очень трудоемка и кропотлива. Чтобы изготовить платок ручным способом, необходимо проделать ряд последовательных операций: очистить пух от волос, три раза прочесать его на гребнях, выпрясть на веретене нитку, стростить пуховую нитку с ниткой натурального шелка для ажурного платка, смотать в клубки, связать и, наконец, очистить готовый платок. На вязку одного теплого платка вязальщица в среднем затрачивала около 257 часов, а на изготовление ажурного - "паутинки" - 195 часов.

Талантливые оренбургские вязальщицы создавали редкие по своему мастерству образцы пуховых платков. Особенным изяществом славилась ажурная паутинка, имеющая длину и ширину по 2.5 метра и весящий 70 - 80 граммов. Ее свободно можно уложить в скорлупе гусиного яйца и протянуть через обручальное кольцо.

(6-я группа)ЖОСТОВО

На жостовском подносе

В зеркальной глади лака

Ржаная медь колосьев,

Степной румянец мака.

Багрянец поздних листьев,

Лесной подснежник первый….

А жостовские кисти

Нежнее легкой вербы.

Почти два века из рук настоящих мастеров своего дела выходят поистине замечательные произведения искусства - расписные жостовские подносы. Этот промысел возник в начале 19 века

неподалеку от Москвы в старинных деревнях Жостово, Осташково, Новосильцево.

Начинается рождение подносов с вырубки из железного листа заготовки нужного размера. Затем с помощью мощных прессов заготовке придают нужную форму. Острые края формы подгибают, заготовку грунтуют, просушивают, шлифуют и покрывают черной краской, а потом лаком.

Жостовская роспись - это цветочная композиция. Эти цветы собираются в букеты, гирлянды, венки. Их дополняют листьями и маленькими веточками. Затем поднос украшается рамкой, лакируется и полируется.

Борта подносов расписывают лёгким "золотым" орнаментом. Завершенная роспись покрывается тремя слоями светлого лака и полируется до зеркального блеска. Современная технология изготовления жостовских подносов практически не отличается от применявшейся ранее.

В Жостове пишут на черном, красном, желтом и синем фоне, но самый распространенный, "классический" - это черный. Обычно в центре располагают крупные цветы, написанные яркими красками. Мелкие рисуют по краям подноса, они делаются слегка затемненными и словно сливаются с фоном. В результате такой росписи и цветы и листья словно выступают из глубины.

Слово учителя. Все мастера рассказали о своих промыслах. Помимо этих народных промыслов, существуют и другие. На доске вы видите иллюстрации и городецкой росписи и палехской, полохов-майданской и другие. Ответьте на вопросы:

- Прочитайте эпиграфы. Подумайте, какой из них больше подходит к нашему классному часу?

- Почему посуда хохломских мастеров выглядит как золотая?(свой способ,,золочения,,. Посуду натирали оловянным порошком, покрывали олифой и нагревали в печах. Олифа от высокой температуры желтела, а олово, которое просвечивало сквозь нее, становилось похожим на золото.)

- Как расписываются посадские платки? Неужели вручную? (Посадские платки не расписывают. Узоры на наших платках печатают. Сначала на деревянной форме вырезают изображение, цветка, потом наносят на форму краску и печатают этот цветок на платке. Каждый цвет печатается с отдельной доски. Для одного платка таких досок нужно несколько десятков.)

-Какие узоры печатают на посадских платках? (На посадских плат-ках могут быть 2 типа узоров: цветочный-роскошные садовые цветы и турецкий - огурцы.)

-Какой промысел среди перечисленных самый древний ?(Самая древняя- хохлома. Этому промыслу 700 лет.)

-Кто из мастеров делает роспись по металлу? ( Это жостовские мастера. Кузнецы делают подносы, а художники расписывают их лаком и красками.)

2. Практическая часть. Мы сегодня попробуем создать то, что делали почти все крестьяне повсеместно, независимо от того, где проживали. Это оберег. Выглядели они по-разному, но всегда делались с любовью и хорошим настроением.

На столах у детей приготовлены лоскуты ситца (или бязи), нитки, синтепон. Дети по руководством учителя делают куколку для охраны семейного очага.

Итог занятия

- Вы сегодня узнали о русских народных промыслах, увидели образцы изделий народных мастеров. Эти образцы народного искусства поражают нас особой красотой, гармонией и совершенством. Только хорошие и добрые люди могли создать такую красоту и прославить на весь мир свою землю, свой край. Мы должны уважать труд и беречь то, что сделано руками талантливых людей. Это поможет нам сохранить свои национальные традиции, свое национальное достоинство.

Спасибо.







 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал