- Учителю
- Рабочая программа по литературному чтению Нечаева, 3 класс
Рабочая программа по литературному чтению Нечаева, 3 класс
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» 3 класс
Пояснительная записка
Предмет «Литературное чтение» относится к разряду предметов художественного цикла и наряду с другими школьными предметами этого цикла призван способствовать развитию эстетического сознания, то есть созданию у школьника такого образа действительности, который соотнесён с идеалами прекрасного.
Цель курса литературного чтения - воспитание компетентного читателя, который имеет сформированную духовную потребность в книге как средстве познания мира и самого себя, а также развитую способность к творческой деятельности. Начальное образование как самоценный и значимый этап в развитии человека закладывает основы для реализации этой цели.
Грамотный читатель владеет техникой чтения, знает, что читать, ориентируется в широком мире литературы (ему присуще «жанровое ожидание», у него имеется общее представление о творческом почерке разных писателей и поэтов), и знает, как читать (обладает умением адекватно понять произведение), опираясь на представления о художественных приемах, на вкус, развитые эстетические чувства.
Достижению этой цели способствует организованное в процессе обучения осознание учащимися особенностей художественного отражения мира в ходе слушания, чтения произведений и собственного литературного творчества.
Задачами курса литературного чтения, ориентированного на требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, являются:
- расширение представлений детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, человеческих отношениях, духовно-нравственных и эстетических ценностях, формирование понятий о добре и зле;
- развитие отношения к литературе как явлению национальной и мировой культуры, как средству сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; расширение представления детей о российской истории и культуре;
- создание условий для постижения школьниками многоплановости словесного художественного образа на основе ознакомления с литературоведческими понятиями
и их практического использования;
- воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанров; обогащение мира чувств, эмоций детей, развитие их интереса к чтению; осознание значимости чтения для личного развития; формирование потребности в систематическом чтении, в том числе для успешности обучения по всем учебным предметам;
- развитие речевых навыков школьников, связанных с процессами: восприятия (аудирование, чтение вслух и про себя), интерпретации (выразительное чтение, устное и письменное высказывания по поводу текста), анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов, собственного творчества (устное и письменное высказывания на свободную тему).
Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного образовательного стандарта начального общего образования по предмету «Литературное чтение», на основе авторской программы
В.Ю. Свиридовой по предмету «Литературное чтение 1-4 класс».
Характеристика предмета
Литературное чтение - один из основных предметов в системе начального образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и духовно-нравственному воспитанию ребёнка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Курс 3 класса продолжает работу по воспитанию внимательного отношения учащихся к художественному слову. Читаются произведения, передающие целую гамму разнообразных, тонких чувств и ощущений, доступных детям. Сравниваются произведения разных авторов на одну тему, произведения одного автора на разные темы. Расширяется читательский кругозор младших школьников и круг проблем, освещаемых литературными произведениями. Даётся представление о жанре басни. Читательский багаж пополняется за счёт мифологии и фольклора разных народов. Особенностью работы в 3 классе является формирование начального представления об общих корнях и путях развития литературы разных народов, об истории становления некоторых жанров фольклора и литературы и об их специфике.
Программа 3 класса состоит из четырёх разделов: «Виды речевой и читательской деятельности», «Литературоведческая пропедевтика», «Творческая деятельность учащихся», «Круг детского чтения».
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение вслух, чтение про себя, говорение (культура речевого общения), письмо (культура письменной речи), работа с разными видами текста, библиографическая культура. Изучение данного раздела способствует формированию умения слушать и слышать, т.е. адекватно воспринимать на слух звучащую речь;
умения вести диалог, отвечать и задавать вопросы по тексту, создавать монолог с использованием правил речевого этикета, воплощать свои жизненные впечатления в словесных образах, выстраивать композицию собственного высказывания, передавать основную мысль текста;
умения воспринимать изобразительно-выразительные средства языка художественного произведения, научно-популярного текста, воссоздавать картины жизни, представленные автором, устанавливать причинно-следственные связи в текстах различных видов, понимать авторскую позицию, выделять главную мысль.
Раздел «Литературная пропедевтика» представляет практическую часть программы и включает следующие содержательные линии: литература - вид искусства, устное народное творчество, авторская литература, содержит круг литературоведческих понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка.
В разделе «Круг детского чтения» реализуются принципы отбора содержания чтения младшего школьника, которое обеспечивает формирование мотивированного выбора круга чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности, компетентности в области детской литературы.
Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» является ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному учебному плану школы на изучение предмета «Литературное чтение» в 3 классе отводится 136 часов (4 часа в неделю, 34 учебные недели).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач на только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.
Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствования качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями: добром, справедливостью, правдой и т. д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения. Формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.
Планируемые результаты освоения учащимися программы 3 класса по литературному чтению
Личностные универсальные учебные действия:
- интерес к содержанию и форме художественных произведений;
- интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведений;
- интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе;
- основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению;
- эмоциональное отношение к чертам характера и поступкам людей на примере героев литературных произведений;
- чувство сопричастности своему народу;
- понимание моральных норм при оценке поступков героев литературных произведений;
- общее представление о мире разных профессий, их значении и содержании.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения;
- выбирать способы работы с текстом в зависимости от учебной задачи;
- выбирать способы работы с текстом в зависимости от его типа и стиля, работать с приложениями учебника;
- произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи;
- самостоятельно работать с учебником, хрестоматией и дополнительной литературой во внеурочное время;
- соотносить внешнюю оценку и самооценку.
Познавательные универсальные учебные действия:
- отличать художественный текст от научного и научно-популярного;
- пересказывать текст по плану;
- структурировать знания при сопоставлении текстов;
- применять схемы, таблицы как способ представления, осмысления и обобщения информации;
- применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы;
- искать информацию, представлять найденную информацию;
- уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное;
- знать разные виды словарей, справочников, энциклопедий.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- выражать свои мысли в устной и письменной речи, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания;
- проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе;
- участвовать в учебном диалоге;
- принимать участие в коллективном выполнении заданий, в т.ч. творческих; участвовать в проектах, инсценировках, спектаклях;
- видеть ошибку и исправлять ее с помощью взрослого.
Предметные результаты:
Виды речевой и читательской деятельности:
- читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя;
- читать наизусть стихотворения разных авторов по выбору ученика;
- ориентироваться в тексте, находить в нем повествование, описание, рассуждение;
- кратко пересказывать текст, отвечать на вопросы по тексту и формулировать свои вопросы;
- отличать произведения устного народного творчества от авторских произведений;
- определять жанр литературного произведения (сказка, сказочная повесть, рассказ, стихотворение), называть основную тему;
- узнавать при слушании и чтении жанры художественной литературы: сказку, стихотворение, рассказ, басню;
- характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;
- выявлять авторское отношение к герою;
- понимать специфику прозаических и поэтических текстов;
- соотносить главную мысль и название произведения;
- находить портрет и пейзаж в произведении;
- видеть особенности юмористических текстов;
- соотносить основное содержание литературного произведения и разнообразный иллюстративный материал.
Круг детского чтения:
- самостоятельно ориентироваться в содержании учебника, в т.ч. по условным значкам, работать с произведениями в хрестоматии;
- самостоятельно пользоваться разными разделами словаря, помещенного в учебнике;
- осуществлять выбор книги по тематике, заданной в рубрике «Прочитай эти книги»;
- осуществлять в библиотеке целенаправленный поиск книг по предложенной тематике и сборников произведений;
- готовить сообщения, используя материалы школьной или публичной библиотеки;
- понимать назначение аннотации на литературное произведение;
- называть одно периодическое литературно-художественное издание.
Литературоведческая пропедевтика:
-представлять общие корни литературного фольклора разных народов;
- различать малые жанры фольклора;
- различать жанры художественной литературы: сказку, сказочную повесть, басню, рассказ, стихотворение;
- определять особенности фольклорных форм и авторских произведений;
- выделять события рассказа; понимать сюжет как цепь событий, составлять сюжетный план произведения;
- понимать многозначность поэтического слова.
Творческая деятельность учащихся:
- пересказывать текст кратко, выборочно, подробно и с его творческой обработкой в зависимости от учебной задачи;
- читать по ролям, инсценировать, передавая основное настроение произведения;
- передавать в выразительном чтении изменение эмоционального состояния героя;
- выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении, рисовании, творческой деятельности;
- создавать небольшие художественные тексты в стиле изученных жанров.
Содержание учебного предмета
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, задавать вопрос по услышанному художественному и учебному произведению.
Чтение вслух. Чтение про себя. Дальнейшее развитие навыков выразительного чтения. Постепенное увеличение индивидуальной скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Осознание смысла произведения при чтении про себя. Определение вида чтения (ознакомительное, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию.
Говорение (культура речевого общения).
Письмо (культура письменной речи). Дальнейшее развитие навыков свободного высказывания в устной и письменной форме: с соблюдением единства цели высказывания и подбором точных средств речевого выражения. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.
Речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики
учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рас_
суждение, повествование). Построение плана высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение). Нормы письменной
речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров
героев). Использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы) в мини-сочинениях (повествование, описание), рассказе на заданную тему.
Работа с разными видами текста.
Различение разных видов текста: художественных, учебных, научно-популярных. Особенности фольклорного и авторского текста. Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении:
умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами.
Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста
(передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов
мифов, легенд (по отрывкам). Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Ключевые или опорные слова. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).
Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. Освоение разных видов пересказа художественного текста: краткий и подробный. Подробный пересказ текста: деление текста на части, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание каждой части и всего текста, пересказ эпизода; определение главной мысли каждой части и всего
текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде высказывания.
Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев. Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «родина», представления о проявлении любви к родине в литературе разных народов (на примере народов России).
Библиографическая культура. Книга учебная, художественная, справочная. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал). Типы изданий: произведение, сборник, периодические издания, справочные издания (словари, энциклопедии). Выбор книг на основе рекомендательного списка, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой. Литература вокруг нас.
Отличие публицистики от художественной литературы. Периодические издания. Искусство кино. Художественный и мультипликационный фильм. Литература в театре.
Работа актера и режиссера. Отличие зрителя от читателя. Инсценировка литературного произведения. Посещение театральных постановок.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Мифология.
Формирование общего представления о мифе как способе жизни древнего человека, помогающем установить отношения с миром природы. Бинарные представления в мифе как основной способ структурировать мир, «двоемирие». Разделение на зоны пространства (верхний, средний, нижний мир) и времени (сезоны, возрастные периоды). Представления о Мировом дереве, связующем миры. Представления о тотемных животных и растениях как прародителях человека. Устойчивая символика числа и цвета. Миф как способ поддержания существующего природного порядка с помощью обряда и магического текста. Синтез искусств в обряде, синкретическое искусство древности. Международные мифологические сюжеты.
Устное народное творчество.
Малые жанры фольклора и их связь с мифом. Функциональная особенность каждого жанра. Древняя вера в магию слова. Магическое воздействие на мир в обряде. Загадка как древний способ шифровать и запоминать важнейшие сведения о природе; закличка как способ уговаривать (заклинать) природу. Изначальный магический смысл считалки. Назначение и особенности пословиц, поговорок, побасенок. Нравоучительный смысл. Выразительные средства, способы вынесения нравственной оценки. Представление об антитезе. Пословицы других народов. Смысловые параллели при разном языковом оформлении. Выражение мудрости
и жизненного опыта народа. Положительный и негативный смысл пословиц и поговорок. Наблюдение за монологом и диалогом в разных жанрах. Сочинение рассказов
к выбранным пословицам. Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений. Общие черты фольклора разных народов. Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов.
Связь фольклора и литературы. Дальнейшее развитие представлений о народной и авторской сказке.
Волшебная сказка.
Отражение древних (мифологических) представлений о мире. Герой волшебной сказки. Представление о волшебном мире, волшебном помощнике и волшебных предметах, волшебных числах и словах. Особенности сюжета (уход героя из дома, сказочная дорога, испытания, помощь волшебного помощника, победа над волшебным миром как восстановление порядка и справедливости).
Любимые народные сказки. Придумывание варианта или продолжения к сказке. Изменение конца сказки в соответствии с собственным видением.
Сказка о животных.
Этиологическая сказка о животных, объясняющая особенности внешнего вида и повадки животных. Исторический и жизненный опыт народа в сказке. Откуда в сказке магия. Волшебные числа. Волшебные помощники. Следы обряда и мотивы мифа в сказке. Отражение взглядов на мир и общество. Докучные сказки - игра с застывшими правилами сказки.
Жанр басни.
Двучленная структура басни: сюжетная часть и нравоучение в виде итоговой морали. Происхождение сюжетной части из сказки о животных. Эзоп как мифологическая фигура и реальный баснописец. Басни Эзопа и Крылова: использование сходных сюжетов, сходство смысла, структуры, сходство и различие композиций. Сочинение басни в прозе.
Авторская сказка.
Сохранение структурных связей с народной сказкой и обретение нового смысла. Авторские сказки классической и современной русской и зарубежной литературы. Авторские «объяснительные» сказки. Средства выражения авторского отношения к изображаемому в сказке. Авторская оценка героя. Развитие сказочной «этики»: от победы
с помощью магической силы к торжеству ума, смекалки (в народной сказке); к осознанию ценности нравственного совершенства и силы любви (в авторской сказке).
Общие мотивы в сказках разных народов.
Сказочная повесть.
Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с рассказом: наличие нескольких сюжетных линий, многообразие событий, протяженность действия во времени, реальность переживаний героя. Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть со сказкой: сосуществование реального и волшебного мира, превращения, подвиги героя и выполнение им трудных заданий, волшебные числа и волшебные слова. Герой сказочной повести:
проявление характера в поступках и речи, развитие характера во времени. Сюжет (завязка, кульминация и развязка) в объемном литературном произведении, определение
средств художественной выразительности.
Рассказ.
Развитие представлений о жанре рассказа. Герой рассказа: особенности характера и мир чувств героя. Сравнительный анализ характеров персонажей (героев).
Способы выражения авторской оценки героя: портрет героя, характеристика действий и эмоциональных реакций героя, описание интерьера или пейзажа, окружающего героя. Выделение элементов сюжета: завязки, кульминации, развязки. Выявление средств художественной выразительности.
Поэзия.
Особенности поэтического взгляда на мир. Раскрытие внутреннего мира автора в стихотворении. Открытое выражение чувства в авторской поэзии. Сюжетное развертывание переживания. Создание яркого образа с помощью разнообразных средств художественной выразительности: олицетворения, сравнения, эпитета (определения), контраста, звукописи, гиперболы и повтора.
Творческая деятельность учащихся
(на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного
произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, установление причинно-следственных связей в тексте, последовательности событий; изложение, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
Тематический план программы
Содержание курса
Тематическое планирование
Колич.
часов
Характеристика деятельности учащихся
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Формирование общего представления о мифе как способе жизни древнего человека, помогающем установить отношения с миром природы. Бинарные представления в мифе как основной способ структурировать мир, «двоемирие». Разделение на зоны пространства (верхний, средний, нижний мир) и времени (сезоны, возрастные периоды). Представления о Мировом дереве, связующем миры. Представления о тотемных животных и растениях как прародителях человека. Устойчивая символика числа и цвета. Миф как способ поддержания существующего природного порядка с помощью обряда и магического текста. Синтез искусств в обряде, синкретическое искусство древности. Международные мифологические сюжеты.
Мифология
Формирование общего представления о мифе как способе жизни древнего человека, помогающем установить отношения с миром природы. «Сотворение мира» (Из греческих мифов).
Разделение на зоны пространства и времени. Бинарные представления в мифе как основной способ структурировать мир. «Калевала» (отрывок).
Представления о Мировом дереве, связующем миры. «Ясень Иггдрасиль» (из скандинавской мифологии).
Представления о тотемных растениях как прародителях человека. О мифах древних славян.
Миф как способ поддержания существующего природного порядка. «Боги - олимпийцы» (из греческих мифов).
Представления о пантеоне богов у древних греков.
Подвиги мифологического героя, освобождающегося от власти богов и Природы. «Прометей».
Международные мифологические сюжеты. Представление о пантеоне богов у древних славян. «Боги древних славян»
Мифологические мотивы и сюжетные линии, характерные для международного фольклора «Земля со дна океана» (легенда).
Миф как способ поддержания природного порядка с помощью обряда и магического текста. «Мать сыра Земля» (из славянских мифов).
Отражение древних представлений о жизни и человеке в описании подвигов мифологических героев. «Похищение Персефоны» (из греческих мифов).
Отражение древних представлений о мире и человеке в международных мифологических сюжетах. «Небесные великаны» (сказание).
Международные мифологические сюжеты о происхождении человека и его душевных качеств. «Прометей с Эпиметеем лепят смертных из глины».
Миф как основа искусства.
Синтез искусств в обряде. Синкретическое искусство древности. «Орфей и Эвридика».
Миф как способ поддержания существующего природного порядка «Девкалион и Пирра».
16
Читать вслух плавно, целыми словами.
Воспринимать и осмысливать учебный текст.
Отвечать на вопросы по содержанию учебного текста.
Строить предположения на основании имеющихся знаний.
Толковать информацию, отраженную в рисунке-схеме.
Сравнивать и характеризовать изображения древнегреческих, славянских богов и информацию о них в учебных текстах, в отрывках из литературных обработок мифов.
Выбирать из прослушанного текста информацию в соответствии с учебным заданием.
Осознавать отличительную особенность мифов.
Рассматривать и анализировать иллюстрации учебника.
Зачитывать вслух те части текста, которые подтверждают, обосновывают суждение.
Сравнивать мифологические представления разных народов на основании информации учебника и информации, предоставленной учителем и учениками.
Строить предположения о
продолжении сюжета, роли героев или персонажей на основании сходства мифов и сказок.
Сравнивать сюжетные линии разных мифов.
Понимать нравственные ценности мифа. Оценивать свои эмоциональные реакции.
Строить предположения, проводить аналогии.
Искать в дополнительных источниках информацию по заданной теме, анализировать её, представлять в устной и письменной речи.
Характеризовать книги по определённой тематике.
Малые жанры фольклора и их связь с мифом. Функциональная особенность каждого жанра. Древняя вера в магию слова. Магическое воздействие на мир в обряде. Загадка как древний способ шифровать и запоминать важнейшие сведения о природе; закличка как способ уговаривать (заклинать) природу. Изначальный магический смысл считалки. Назначение и особенности пословиц, поговорок, побасенок. Нравоучительный смысл. Выразительные средства, способы вынесения нравственной оценки. Представление об антитезе. Пословицы других народов. Смысловые параллели при разном языковом оформлении. Выражение мудрости
и жизненного опыта народа. Положительный и негативный смысл пословиц и поговорок. Наблюдение за монологом и диалогом в разных жанрах. Сочинение рассказов
к выбранным пословицам. Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений. Общие черты фольклора разных народов. Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов.
Связь фольклора и литературы. Дальнейшее развитие представлений о народной и авторской сказке.
Устное народное творчество
Жанры фольклора и их связь с мифом. Русская народная сказка-цепочка «Яичко».
Схожесть тем, героев в фольклоре разных народов. Английская народная песенка «Дом, который построил Джек».
Малые жанры фольклора и их связь с мифом: устойчивая символика числа и цвета. Русские народные загадки.
Жанры фольклора и их связь с мифом: представления о тотемных животных и предметах. Русская народная сказка «Петушок - золотой гребешок и жерновцы».
Загадка как древний способ шифровать и запоминать важнейшие сведения о природе. Русские народные загадки.
Связь народной сказки с мифом. Одухотворение сил природы. Русская народная сказка «Мороз, Солнце и Ветер».
Выражение мудрости и жизненного опыта народа в пословицах. Пословицы о земле-матери.
Малые жанры фольклора и их связь с мифом. Закличка как способ уговаривать природу.
Общие черты фольклора разных народов. Корякская сказка «Хитрая лиса».
Изначальный магический смысл считалки. Считалки.
Выражение мудрости и жизненного опыта народа в сказке. Сказка, похожая на басню «У страха глаза велики».
Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Басенная основа сказки. Фрагмент «Панчатантры».
Проект. Сказки и легенды народов моего края.
13
Восприятие произведений устного народного творчества на слух и при чтении про себя.
Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста.
Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.
Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз.
Определять жанр произведений устного народного творчества.
Характеризовать жанровые особенности произведений устного народного творчества.
Сравнивать малые фольклорные жанры.
Понимать и объяснять смысл и значение названия народной сказки.
Находить части текста, которые подтверждают высказанное суждение.
Участвовать в диалоге.
Выразительно читать, анализировать использование разной интонации, пауз, темпа.
Анализировать текст фольклорного произведения: определять сюжет, характеризовать героев средства, используемые в произведениях устного народного творчества с целью выражения особенностей каждого жанра.
Формулировать с опорой на текст простые выводы о загадке, пословице, закличке, сказке.
Инсценировать фольклорные произведения.
Запоминать и воспроизводить по памяти произведения устного народного творчества.
Пересказывать народные сказки.
Оценивать свои эмоциональные реакции.
Отражение древних (мифологических) представлений о мире. Герой волшебной сказки. Представление о волшебном мире, волшебном помощнике и волшебных предметах, волшебных числах и словах. Особенности сюжета (уход героя из дома, сказочная дорога, испытания, помощь волшебного помощника, победа над волшебным миром как восстановление порядка и справедливости).
Любимые народные сказки. Придумывание варианта или продолжения к сказке. Изменение конца сказки в соответствии с собственным видением.
Волшебная сказка
Отражение древних (мифологических) представлений о мире в русской народной сказке «Царевна - лягушка».
Представление о волшебном мире, волшебных помощниках и волшебных предметах. Русская народная сказка «Царевна - лягушка».
Представление о волшебном мире и волшебном помощнике. Русская народная сказка «Сивка - бурка».
Представление о волшебных числах и словах. Русская народная сказка «Сивка - бурка».
Особенности сюжета волшебной сказки. Русская народная сказка «Сивка - бурка».
Герой волшебной сказки. Русская народная сказка «Хаврошечка».
Особенности сюжета волшебной сказки. Русская народная сказка «Хаврошечка». Отзыв о прочитанном произведении.
Проект. Волшебная сказка собственного сочинения.
Представление о волшебном мире и волшебных предметах в сказке. Г.Х. Андерсен «Дюймовочка».
Особенности сюжета волшебной сказки: уход героини из дома, испытания.
Г.Х. Андерсен «Дюймовочка».
Характеристика главной героини волшебной сказки. Г.Х. Андерсен «Дюймовочка».
Сравнительная характеристика героев сказки. Г.Х. Андерсен «Дюймовочка».
Особенности сюжета волшебной сказки: помощь волшебного помощника.
Г.Х. Андерсен «Дюймовочка».
Чудеса волшебной сказки. Г.Х. Андерсен «Дюймовочка».
14
Воспринимать произведения на слух, при чтении про себя.
Анализировать художественное произведение: композиционное построение, средства, используемые в сказках (кумулятивная цепочка, традиционный набор героев, традиционность их характера, внешности и речи, наличие волшебных чисел, волшебных предметов, волшебных помощников).
Характеризовать героев и их поступки.
Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз, темпа, логического ударения.
Делить текст на части, озаглавливать каждую часть, составлять план текста.
Пересказывать текст подробно, сжато, выборочно.
Формулировать, с опорой на текст, простые выводы.
Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста.
Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.
Анализировать нравственно-эстетические стороны произведения.
Оценивать свои эмоциональные переживания.
Этиологическая сказка о животных, объясняющая особенности внешнего вида и повадки животных. Исторический и жизненный опыт народа в сказке. Откуда в сказке магия. Волшебные числа. Волшебные помощники. Следы обряда и мотивы мифа в сказке. Отражение взглядов на мир и общество. Докучные сказки - игра с застывшими правилами сказки.
Сказка о животных
Этиологическая сказка о животных, объясняющая особенности внешнего вида и повадки животных. Нанайская сказка «Почему звери друг от друга отличаются».
Этиологическая сказка о животных, объясняющая особенности внешнего вида и повадки животных. Нанайская сказка «Отчего у зайца длинные уши».
Этиологическая сказка о животных, объясняющая особенности внешнего вида и повадки животных. Нивхская сказка «Медведь и бурундук».
3
Воспринимать произведения на слух, при чтении про себя.
Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста.
Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.
Находить черты сходства и различия с народной сказкой.
Объяснять смысл названия произведения.
Определять главную мысль произведения.
Делить текст на части, озаглавливать каждую часть, составлять план текста.
Пересказывать текст подробно, сжато, выборочно.
Анализировать текст: сюжетное построение, средства художественной выразительности, характеристика героев и их поступков.
Выделять опорные слова для рассказа по иллюстрациям.
Инсценировать сказки.
Двучленная структура басни: сюжетная часть и нравоучение в виде итоговой морали. Происхождение сюжетной части из сказки о животных. Эзоп как мифологическая фигура и реальный баснописец. Басни Эзопа и Крылова: использование сходных сюжетов, сходство смысла, структуры, сходство и различие композиций. Сочинение басни в прозе.
Жанр басни
Двучленная структура басни: сюжетная часть и нравоучение в виде итоговой морали. И.А.Крылов «Ворона и лисица».
Происхождение сюжетной части басни из сказки о животных. И.А.Крылов «Лисица и виноград», иллюстрации В.Серова.
Эзоп как мифологическая фигура и реальный баснописец. Эзоп «Ворона и лисица».
Басни Эзопа и Крылова: использование сходных сюжетов, сходство смысла, структуры, сходство и различие композиций. Эзоп «Лисица и виноград».
Проект. Сочинение басни в прозе.
Проект. Составление сборника басен собственного сочинения с написанием аннотации к нему.
7
Воспринимать произведение на слух и при чтении про себя.
Характеризовать жанровые особенности басни; формулировать законы жанра басни: наличие морали.
Объяснять смысл и значение морали басни.
Формулировать мораль басни.
Анализировать иллюстрации к басне.
Выразительно читать текст, анализировать и обосновывать использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения.
Определять цель произведения, средства выразительности и отношение автора к изображаемому.
Оценивать свои эмоциональные реакции.
Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста.
Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.
Находить и зачитывать цитаты из текста в подтверждение или опровержение высказанного суждения.
Декламировать басни. Инсценировать басни.
Сохранение структурных связей с народной сказкой и обретение нового смысла. Авторские сказки классической и современной русской и зарубежной литературы. Авторские «объяснительные» сказки. Средства выражения авторского отношения к изображаемому в сказке. Авторская оценка героя. Развитие сказочной «этики»: от победы
с помощью магической силы к торжеству ума, смекалки (в народной сказке); к осознанию ценности нравственного совершенства и силы любви (в авторской сказке).
Общие мотивы в сказках разных народов.
Авторская сказка
Сохранение структурных связей с народной сказкой и обретение нового смысла. А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Средства выражения авторского отношения к изображаемому в сказке. А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Ценность нравственного совершенства и силы любви в авторской сказке. А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Авторская сказка современной русской литературы. Необычное в обычном. С.Г.Козлов «Такое дерево».
Средства выражения авторского отношения к изображаемому в сказке. С.Г.Козлов «Как поймать облако».
Авторская сравнительная оценка героев сказки. Д.Н.Мамин -Сибиряк «Серая Шейка».
Средства выражения авторского отношения к изображаемому в сказке. Д.Н.Мамин -Сибиряк «Серая Шейка».
Образ главной героини сказки. Д.Н.Мамин -Сибиряк «Серая Шейка».
«Объяснительность» сказки Д.Н.Мамина -Сибиряка «Серая Шейка».
Особая повествовательная манера писателя П.Бажова. «Серебряное копытце».
Средства выражения авторского отношения к изображаемому в сказке. П.П.Бажов «Серебряное копытце».
Авторская оценка героев сказки. П.П.Бажов «Серебряное копытце».
Осознание ценности нравственного совершенства и силы любви в сказке. П.П.Бажов «Серебряное копытце».
Авторская «объяснительная» сказка о животных. Р.Киплинг «Отчего у Верблюда горб».
Средства выражения авторского отношения к описываемым героям и событиям. Р.Киплинг «Отчего у Верблюда горб».
Авторская сказка классической литературы. Поучительный смысл сказки В.М.Гаршина «Лягушка - путешественница».
Авторская оценка героини сказки В.М.Гаршина «Лягушка - путешественница».
17
Воспринимать на слух стихотворный текст.
Выразительно читать текст, анализировать и обосновывать использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения.
Анализировать жанровую принадлежность произведения, формулировать отличительные признаки сказки.
Определять цель произведения, средства выразительности и отношение автора к изображаемому.
Находить черты фольклорного произведения в авторском.
Оценивать свои эмоциональные реакции.
Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста.
Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.
Находить и зачитывать цитаты из текста в подтверждение или опровержение высказанного суждения.
Объяснять выбор слов, используемых в произведении, для передачи его настроения, для создания поэтических образов.
Анализировать произведение: сюжет; внешность, характер, поступки героев; средства художественной выразительности, используемые в произведении.
Понимать сходство и различие авторской сказки и сказки о животных, рассказа о природе, басни.
Пересказывать текст художественного произведения: подробно, кратко, выборочно.
Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с рассказом: наличие нескольких сюжетных линий, многообразие событий, протяженность действия во времени, реальность переживаний героя. Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть со сказкой: сосуществование реального и волшебного мира, превращения, подвиги героя и выполнение им трудных заданий, волшебные числа и волшебные слова. Герой сказочной повести:
проявление характера в поступках и речи, развитие характера во времени. Сюжет (завязка, кульминация и развязка) в объемном литературном произведении, определение
средств художественной выразительности.
Сказочная повесть
Жанровые особенности сказочной повести. К.Г.Паустовский «Стальное колечко».
Проявление характеров героев сказочной повести в поступках и речи. К.Г.Паустовский «Стальное колечко».
Сюжет сказочной повести и средства художественной выразительности. К.Г.Паустовский «Стальное колечко».
Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть со сказкой.
С Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».
Герой сказочной повести: проявление характера в поступках и речи. С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».
Развитие во времени характера главного героя сказочной повести. С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».
Нравственная проблема сказочной повести
С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».
Сюжетные линии, характерные для повести. Н.Г. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка».
Герой повести: развитие характера во времени, проявление характера в поступках и речи.
Н.Г. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка».
Мир чувств героя повести. Н.Г. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка».
12
Воспринимать произведения в исполнении учителя, учащихся.
Оценивать свои эмоциональные реакции.
Разбирать общее содержание произведения: различать основной и второстепенный план (действие, событие, герои).
Строить предположения о характерах героев (по описанию внешности и поступков).
Выразительно читать текст, анализировать и обосновывать использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения.
Анализировать жанровую принадлежность произведения, формулировать отличительные признаки сказочной повести.
Отвечать на вопросы по содержанию произведения.
Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.
Анализировать произведение: сюжет; внешность, характер, поступки героев; средства художественной выразительности, используемые в произведении.
Инсценировать произведение.
Ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, понимать сущность поведения героев.
Участвовать в диалоге.
Пересказывать текст художественного произведения: подробно, кратко, выборочно.
Интерпретировать прочитанное, устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую, формулировать простые выводы с опорой на содержание произведения.
Развитие представлений о жанре рассказа. Герой рассказа: особенности характера и мир чувств героя. Сравнительный анализ характеров персонажей (героев).
Способы выражения авторской оценки героя: портрет героя, характеристика действий и эмоциональных реакций героя, описание интерьера или пейзажа, окружающего героя. Выделение элементов сюжета: завязки, кульминации, развязки. Выявление средств художественной выразительности.
Рассказ
Герой рассказа: особенности характера и мир чувств.
Н.Н. Носов «Шурик у дедушки».
Сравнительный анализ характеров персонажей. Н.Н. Носов «Шурик у дедушки».
Особенности авторского взгляда на мир в произведениях литературы и живописи. Н.Н. Носов «Шурик у дедушки». П.Синьяк «Красный буй».
Выявление средств художественной выразительности в рассказе Г.Я.Снегирёв «Чудесная лодка».
Выявление средств художественной выразительности в рассказе К.Г.Паустовского «Прощание с летом».
Научно-популярные рассказы о животных. И.И.Акимушкин «Обезьяньи носы».
Научно-популярные рассказы о животных. И.И.Акимушкин «Броненосцы».
Мир чувств героя рассказа. Ю.И.Коваль «Тузик», «Висячий мостик», «Тучка и галки».
Выделение элементов сюжета: завязки, кульминации, развязки в рассказе. В.Ю.Драгунский «Красный шарик в синем небе».
Развитие представления о жанре юмористического рассказа. К.Г.Паустовский «Кот - Ворюга».
Выделение элементов сюжета, авторская оценка героя рассказа. К.Г.Паустовский «Кот - Ворюга».
Характеристика действий и эмоциональных реакций героев иронических рассказов. И.М.Пивоварова «Плохие сны», В.В.Голявкин «Был не крайний случай».
Создание яркого, чудесного образа в литературе и живописи. Ю.И.Коваль «Соловей», А.Герасимов «После дождя».
Внимательное и бережное отношение писателя и художника к миру. М.М. Пришвин «Разговор деревьев».
Яркие впечатления и сильные переживания в прозаическом тексте. И.С.Тургенев «Воробей».
Особенности характера и мир чувств героя рассказа. В.Ю.Драгунский «Девочка на шаре».
Способность художника обнаруживать необычное и творить красоту в окружающем нас мире. В.Ю.Драгунский «Девочка на шаре»,
А. Шагал «Автопортрет с семью пальцами», «Часы».
19
Понимать и объяснять смысл и значение названия произведения; подбирать заглавие к произведению, его части или его отрывку.
Делить текст художественного произведения на части.
Составлять план текста художественного произведения.
Пересказывать текст художественного произведения: подробно, кратко, выборочно.
Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста.
Формулировать главную мысль рассказа.
Предполагать дальнейшее развитие событий рассказа.
Доказывать собственное мнение цитатами из рассказа.
Анализировать жанровую принадлежность произведения, формулировать отличительные признаки рассказа.
Выразительно читать текст, анализировать и обосновывать использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения.
Определять настроение произведения, находить в тексте отражение авторской позиции и его отношения к изображаемому.
Анализировать рассказ: сюжет; внешность, характер, поступки героев; средства художественной выразительности, используемые в произведении.
Читать по ролям.
Инсценировать отрывки художественных произведений.
Анализировать нравственно-этические стороны произведения.
Оценивать свои эмоциональные реакции.
Воспринимать тексты на слух и при чтении про себя.
Особенности поэтического взгляда на мир. Раскрытие внутреннего мира автора в стихотворении. Открытое выражение чувства в авторской поэзии. Сюжетное развертывание переживания. Создание яркого образа с помощью разнообразных средств художественной выразительности: олицетворения, сравнения, эпитета (определения), контраста, звукописи, гиперболы и повтора.
Поэзия
Приёмы устного народного творчества в поэзии.
М.Я. Бородицкая «Убежало молоко».
Создание яркого образа с помощью олицетворения, эпитета, сравнения и повтора. Г.М.Новицкая «Берёза», И.А.Бунин «Всё лес и лес»,Ф.И.Тютчев «Полдень».
Раскрытие внутреннего мира автора в стихотворении. М.В.Исаковский «Попрощаться с тёплым летом».
Открытое выражение чувства в авторской поэзии. Образ Родины в стихах. В.А.Жуковский «Родного неба милый свет», А.К.Толстой «Край ты мой».
Мотивы устного народного творчества в авторской поэзии. А.Н.Майков «Колыбельная песня».
Создание яркого образа в литературе, музыке, живописи. М.В.Исаковский «Ветер», А.С.Пушкин «Ветер, ветер…», А.Рылова «В голубом просторе».
Особенности поэтического взгляда на мир. Олицетворение в поэтическом образе. А.А.Фет «Глубь небес опять ясна».
Раскрытие внутреннего мира автора в стихотворении. Олицетворение в поэтическом и живописном образах. М.Ю.Лермонтов «На севере диком», И.Шишкин «Сосна».
Особенности поэтического взгляда на мир. Олицетворение в поэтическом образе. А.А.Фет «Летний вечер», Е.А.Евтушенко «Заря у клёна на руках».
Олицетворение в поэтических образах. Японские хокку Басё, Кикаку, Исса.
Открытое выражение чувств в авторской поэзии. С.А.Есенин «Задремали звёзды золотые…».
Проект. Литературный концерт, посвящённый сказкам А.С.Пушкина.
Создание точного поэтического образа с помощью эпитетов и олицетворения. А.С.Пушкин «Вот север тучи нагоняя…», Ф.И.Тютчев «Чародейкою Зимою…»
Особенности поэтического взгляда на мир. М.Д.Яснов «Мы и птицы»,
Э.Э. Мошковская «Зяблик согрелся», С.Я.Маршак «Воробьи».
Точность поэтических образов в стихах. А.А.Фет «Чудная картина», М.Ю.Лермонтов «Горные вершины».
Поэтический образ малой родины в стихотворении Н.И.Рыленкова «Всё в тающей дымке».
Проект. Составление сборника загадок и закличек в стихах.
Особенности поэтического взгляда на мир. П.Н.Барто «Зимние гости».
Создание яркого поэтического образа с помощью гиперболы и сравнения. Т.Собакин «Две коровы и коровка».
Создание яркого образа с помощью разнообразных средств выразительности. Взгляд поэта и художника. И.А.Бунин «Родник», В.Поленов «Заросший пруд».
Раскрытие внутреннего мира автора. А.А.Фет «Весенний дождь».
Особенности поэтического взгляда на мир. Взгляд поэта и художника. С.Я.Маршак «Ландыш», И.Грабарь «Мартовский снег».
Создание яркого образа с помощью средств художественной выразительности Н.Н.Матвеева «Солнечный зайчик».
Открытое выражение чувства в поэзии и живописи Н.Н.Матвеева «Девочка и пластилин», В.Кандинский «Два овала».
Сюжетное развёртывание переживания. Жизнь жанра басни во времени. С.В.Михалков «Бараны».
Создание яркого поэтического образа в стихотворении. М.Я.Бородицкая «Художник».
Особый взгляд поэта на мир. Б.В.Заходер «Что такое стихи?», К.Д.Бальмонт «Трудно фее», «Гномы».
Внимательное и бережное отношение поэта и художника к миру. М.Я.Бородицкая «В гостях у лесника», И.Шишкин «Стынь-трава», А.Дюрер «Трава».
Сюжетное развёртывание переживания. Создание яркого образа героя произведения. Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».
Внимательное и бережное отношение поэта и художника к миру природы. Ю.Н.Кушак «Подарок в день рождения», А.Дюрер «Заяц», М.Я.Бородицкая «Котёнок».
Нравственные уроки литературы. Э.Э.Мошковская «Нужен он».
Особенности поэтического взгляда на мир и жизнь человека. С.А.Махотин «В тридцатом веке».
35
Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения.
Отвечать на вопросы по построению поэтического текста и его содержанию.
Анализировать поэтический текст.
Различать художественные средства выражения авторского отношения к изображаемому: сравнение, противопоставление, контраст, преувеличение, олицетворение, звукопись.
Воспринимать произведения на слух.
Декламировать и инсценировать поэтические тексты.
Определять настроение произведения.
Оценивать свои эмоциональные реакции.
Итого:
136
Материально-техническое обеспечение программы
№
п/п
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
1
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
1.6.
Библиотечный фонд
Свиридова В.Ю. Литературное чтение: Учебник для 3 класса. В 2 частях. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Свиридова В.Ю. Методические рекомендации к курсу «Литературное чтение»,
1,2,3,4 класс. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Хрестоматия по литературному чтению.1-4 класс.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Толковый словарь
Орфографический словарь
Этимологический словарь
2
2.1.
2.2.
2.3.
Печатные пособия
Иллюстрации к литературным произведениям
Репродукции картин русских и зарубежных художников
Портреты писателей
3
3.1.
3.2.
3.3
Технические средства обучения
Магнитная доска
Персональный компьютер
Мультимедийный пректор
Компьютерные диски
4
4.1.
Экранно-звуковые пособия
Интерактивная доска
5
5.1.
5.2.
Оборудование кабинета
Парты, стулья
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц
Литература
-
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. М.: Просвещение, 2010 г.
-
Программы начального общего образования. Система Л.В.Занкова. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011
-
Ковалёва Г.С., Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования. М.: Просвещение, 2010
-
Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. М.: Просвещение, 2011
-
Свиридова В.Ю. Литературное чтение: Учебник для 3 класса. В 2 частях. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
-
Свиридова В.Ю. Методические рекомендации к курсу «Литературное чтение»,1,2,3,4 класс. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Согласовано Согласовано
протокол заседания МО заместитель директора по УВР
№ 1 от ___августа 2013 г. __________2013 г.
Руководитель МО __________/Плакса Л.И.
________/_Усова Н.Г.