7


  • Учителю
  • Программа Основы компьютерной грамотности

Программа Основы компьютерной грамотности

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала





муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №15



Обсуждено

на заседании МО

Протокол №

от «28 » августа 2014г

Рассмотрено

на заседании

методического совета

Протокол №

от «28 » августа 2014г

Утверждено

на заседании педагогического совета

Протокол №

от «29 » августа 2014г











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



«Основы компьютерной грамотности»



Для 3 - х классов



(внеурочная деятельность)



(общеинтеллектуальное направление)













Составитель: Давыдова И.И.

учитель начальных классов













г. Смоленск

2014-2015 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основное направление - общеинтеллектуальное.

Основной вид деятельности - познавательная и игровая.

Тип образовательной программы - тематическая образовательная программа, направленная на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и использующая при этом возможности различных видов внеурочной деятельности.

Настоящая программа внеурочной деятельности «Основы компьютерной грамотности» составлена на основе авторской программы Горячева А. В. Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2011. Программы курса информатики Тур С.Н., Бокучава Т.П. для 1-4 классов, допущенной Министерством образования и науки к изучению в общеобразовательных школах, является частью целевого проекта «Изучение информатики в начальной школе».

Изучение информационных технологий в начальной школе является неотъемлемой частью современного общего образования и направлено на формирование у подрастающего поколения нового целостного миропонимания и информационного мировоззрения, понимания компьютера как современного средства обработки информации.

Реформы в образовании позволяют приступить к изучению информатики (по базисному учебному плану) только в 4 классе. Настоящая дополнительная образовательная программа дает возможность учащимся 3 классов приступить к изучению новых информационных технологий с пользой для себя на соответствующем им уровне развития, учиться применять компьютер как средство получения новых знаний.

Актуальность настоящей дополнительной образовательной программы заключается в том, что интерес к изучению новых технологий у подрастающего поколения и у родительской общественности появляется в настоящее время уже в дошкольном и раннем школьном возрасте. Поэтому сегодня, выполняя социальный заказ общества, система дополнительного образования должна решать новую проблему - подготовить подрастающее поколение к жизни, творческой и будущей профессиональной деятельности в высокоразвитом информационном обществе.

Педагогическая целесообразность программы «Основы компьютерной грамотности» состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения новые компетенции, необходимые в обществе, использующем современные информационные технологии. Позволит обеспечивать динамическое развитие личности ребенка, его нравственное становление; формировать целостное восприятие мира, людей и самого себя, развивать интеллектуальные и творческие способности ребенка в оптимальном возрасте.

Настоящая программа построена для учащихся любого начального уровня развития, включая «нулевой» и реализуется за счет внеурочной деятельности. В программе осуществлен тщательный отбор и адаптация материала для формирования предварительных знаний, способствующих восприятию основных теоретических понятий в базовом курсе информатики и информационных технологий, в соответствии с возрастными особенностями учащихся, уровнем их знаний на соответствующем уровне и междисциплинарной интеграцией.



Основной целью программы является:

подготовка учащихся к эффективному использованию информационных технологий в учебной и практической деятельности, развитие творческого потенциала учащихся, подготовка к проектной деятельности. А также освоение знаний, составляющих начала представлений об информационной картине мира, информационных процессах и информационной культуре.

Овладение умением использовать компьютерную технику как практический инструмент для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;

воспитание интереса к информационной и коммуникативной деятельности, этическим нормам работы с информацией; воспитание бережного отношения к техническим устройствам.

Основные задачи :

  • формирование метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) умений: логического, образного и алгоритмического мышления, развитие внимания и памяти, привитие навыков самообучения, коммуникативных умений и элементов информационной культуры, умений ориентироваться в пространственных отношениях предметов, умений работать с информацией (осуществлять передачу, хранение, преобразование и поиск);

  • формирование личностных умений: мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии; познавательных навыков , самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, критического и творческого мышления; организация на занятии парно-групповой работы;

  • формирование предметных умений: представлять информацию различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы, схемы), упорядочивать информацию по алфавиту и числовым значениям (возрастанию и убыванию), строить простейшие логические выражения с использованием связок "и", "или", "не", "найдется", "для всех"; составлять алгоритмы для учебных исполнителей.

Формирование информационной грамотности ученика направлено на:

  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии, в том числе при изучении других школьных дисциплин;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной, деятельности.

Курс построен на специально отобранном материале и опирается на следующие принципы:

  • системность;

  • гуманизация;

  • междисциплинарная интеграция;

  • дифференциация;

  • дополнительная мотивация через игру;

Примерная структура занятия соответствует валеологии:

  1. Организационный момент (1 мин.).

Разминка. Короткие логические, математические задачи и задачи на развитие внимания (3-4 мин.).

  1. Объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач, работа в тетрадях (8-10 мин.).

  2. Физкультминутка (2 мин)

  3. Работа за компьютером (10 мин).

  4. Релаксация (1 мин)

  5. Подведение итогов (2 мин.



Формирование универсальных учебных действий

Личностные УУД:

- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

- умения находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет для меня учение»;

- умение находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет использование современных информационных технологий в процессе обучения в школе и самообразования».

Регулятивные УУД:

В процессе изучения ученик научится:

  • ставить учебные цели;

  • использовать внешний план для решения поставленной задачи или достижения цели;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения, в том числе, во внутреннем плане;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль, сличая результат с эталоном;

  • вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи и ранее поставленной целью.



Формируемые компетенции:

  • знать понятие информации, как информация воспринимается человеком;

  • Знать, как человек может представлять информацию;

  • иметь представление о компьютере, как об устройстве для работы с информацией;

  • уметь включить и выключить компьютер, выбрав указанную программу и завершить ее работу;

  • уметь пользоваться мышью и клавиатурой в ситуациях раскрашивания, выбора объекта, перемещения, пользоваться правой кнопкой мышью для вызова контекстного меню.



Познавательные УУД:

В процессе изучения курса выпускник научится:

  • осуществлять поиск, сбор, фиксацию собранной информации, организацию информации в виде списков, таблиц.



Коммуникативные УУД:

  • развитие коммуникативных действий происходит в процессе выполнения практических заданий, предполагающих работу в паре, а так же работ, выполняемых группой.



В результате изучения данной программы учащиеся должны знать:

  • роль информации в деятельности человека;

  • источники информации (книги, пресса, радио и телевидение, Интернет, устные сообщения);

  • виды информации (текстовая, числовая, графическая, звуковая), свойства информации;

  • овладеть правилами поведения в компьютерном классе и элементарными действиями с компьютером (включение, выключение, сохранение информации на диске, вывод информации на печать);

  • понимать роль компьютера в жизни и деятельности человека;

  • познакомиться с названиями составных частей компьютера (монитор, клавиатура, мышь, системный блок и пр.);

  • познакомиться с основными аппаратными средствами создания и обработки графических и текстовых информационных объектов (мышь, клавиатура, монитор, принтер) и с назначением каждого из них;

  • научиться представлять информацию на экране компьютера с мощью клавиатуры и мыши: печатать простой текст в текстовом редакторе, изображать простые геометрические фигуры в цвете с помощью графического редактора;

  • узнать правила работы текстового редактора и освоить его возможности;

  • узнать правила работы графического редактора и освоить его возможности (освоить технологию обработки графических объектов);

  • типы информации, воспринимаемой человеком с помощью органов чувств (зрительная, звуковая, обонятельная, вкусовая и тактильная);

  • способы работы с информацией, заключающиеся в передаче, поиске, обработке, хранении;

  • понятия алгоритма, исполнителя;

  • назначение основных устройств компьютера (устройства ввода/вывода, хранения, передачи и обработки информации);

  • этические правила и нормы, применяемые при работе с информацией, и правила безопасного поведения при работе с компьютерами.

Учащиеся должны уметь:

  • ориентироваться в пространственных отношениях предметов;

  • выделять признак, по которому произведена классификация предметов; находить закономерность в ряду предметов или чисел и продолжать этот ряд с учетом выявленной закономерности;

  • выявлять причинно-следственные связи и решать задачи, связанные

    с анализом исходных данных;

  • решать логические задачи;

  • решать задачи, связанные с построением симметричных изображений несложных геометрических фигур;

  • осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, каталогах; использовать ссылки, научиться понимать «Справку» в различном ПО;

  • организовать одну и ту же информацию различными способами: в виде текста, рисунка, схемы, таблицы в пределах изученного материала;

  • выделять истинные и ложные высказывания, делать выводы из пары посылок; выделять элементарные и сложные высказывания, строить простейшие логические выражения с использованием связок "и", "или", "не", "найдется", "для всех";

  • исполнять и составлять несложные алгоритмы для изученных исполнителей;

  • вводить текст, используя клавиатуру компьютера.

  • использовать информацию для построения умозаключений;

  • понимать и создавать самостоятельно точные и понятные инструкции при решении учебных задач и в повседневной жизни

  • работать с наглядно представленными на экране информационными объектами, применяя мышь и клавиатуру;

  • уверенно вводить текст с помощью клавиатуры;

  • создавать и преобразовывать информацию, представленную в виде текста и таблиц;

  • производить поиск по заданному условию;

  • готовить к защите и защищать небольшие проекты по заданной теме.

  • Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения

    в учебной деятельности и повседневной жизни:

  • готовить сообщения с использованием различных источников информации: книг, прессы, радио, телевидения, устных сообщений и др.;

  • применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач и в повседневной жизни;

  • придерживаться этических правил и норм, применяемых при работе с информацией, применять правила безопасного поведения при работе с компьютерами.

Способами проверки ожидаемых результатов служат: текущий контроль (опрос, проверка заданий на ПК), игры. Система оценивания - безотметочная. Используется только словесная оценка достижений учащихся.

Форма подведения итогов реализации программы «Основы компьютерной грамотности» - игры, соревнования, конкурсы, марафон.



Темы, рассматриваемые в курсе «Основы компьютерной грамотности»

  • Введение в информатику. Знакомство с компьютером. (5 ч)

  • Текстовая информация. Печатаем текст. ( 10 ч)

  • Графическая информация. Рисуем картинки. ( 12 ч)

  • Программа «Power Point» (7 ч)



Планирование 3 класс (34 часа)

«Мастер печатных дел»

  • Правили поведения и техники безопасности в компьютерном кабинете (1 час)

  • Знакомство с кабинетом, с правилами поведения в кабинете. Демонстрация возможностей компьютера и непосредственно того, что они будут делать на кружке.

  • Компьютер и его устройства (2 часа )

  • Знакомство с компьютером и его основными устройствами, работа в компьютерной программе «Мир информатики »

  • Текстовый редактор Word (31 час) Знакомство с текстовым редактором Word. Меню программы, основные возможности. Составление рефератов, поздравительных открыток, буклетов, брошюр, схем и компьютерных рисунков - схем.













Тематическое планирование



Тема

Часы

1

Правили техники безопасности

1

2-3

Компьютер и его составляющие. Первое знакомство. Программы.



2

4-6

Текстовый редактор Word . Первое знакомство. Вызов программы.



3

7-8

Клавиатура. Основные клавиши. Работа с клавиатурным тренажёром

2

9

Инструментарий программы. Меню «Файл»



1

10-11

Редактирование текста. Меню «Главная»



2

12-13

Набор текста.

2

14-15

Меню «Вставка». Создание грамоты.

2

16-18

Меню «Вставка». Составляем поздравительную открытку.

3

19-20

Оформление сочинения.



2

21-23

Меню «Ссылки». Реферат, правила оформления рефератов.



3

24 -26

Оформление буклетов



3

27

Создание компьютерного рисунка в текстовом редакторе. Схемы.



1

28-29

Брошюра. Оформление.

2

30-34

Творческий проект. Оформить брошюру

5

ИТОГО

34

Учебно-методические материалы

  1. Программы общеобразовательных учреждений. Информатика 1-11 классы, Москва, «Просвещение», 2010 год

  2. Авторская программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2011),

  3. С.Н.Тур, Т.П.Бокучава «Первые шаги в мире информатики». Методическое пособие для учителей 1-4 классов. Санкт-Петербург, 2009 год

  4. Гольцман М., Дуванов А., Зайдельман Я., Первин Ю. Арифметические исполнители // Информатика и образование. № 6, 1990, с. 3-12.

  5. Гольцман М., Дуванов А., Зайдельман Я., Первин Ю. Информация вокруг нас // Информатика и образование. № 1, 1990, с. 29-38.

  6. «Компьютер для детей», Москва, АСТ-Пресс, 2009 год

</





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал