7


  • Учителю
  • Рабочая программа по искусству 5 класс

Рабочая программа по искусству 5 класс

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Государственное казённое общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) школа-интернат №68» г. Орска Оренбургской области





РАССМОТРЕНО

на заседании

школьного методического объединения

учителей начальных классов и

учителей-предметников

Протокол №16

от «26» августа 2016 года

_______________________

А.В. Бойко



СОГЛАСОВАНО

зам. директора по УВР

_______________________

Бойко А.В.

«29» августа 2016 года





УТВЕРЖДАЮ

директор ГКОУ «Специальная (коррекционная)

школа-интернат №68»

Приказ № 36

от «31» августа 2016 года



_______________________

Орлова М.В.





























Рабочая программа

по искусству







Учителя первой квалификационной категории Кондрашова Е.А.























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена на основе:

1. Приказа Минобразования России от 05.03.2004 N 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования",

2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида (слабослышащих и позднооглохших обучающихся детей),

3. Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений (ПРИКАЗ от 10 апреля 2002 г. N 29/2065-п),

4. Приказа Минобрнауки России от 31.03.2014 N 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, начального общего, среднего общего образования".

Количество часов: всего 34 часа, в неделю 1.





Искусство как один из учебных предметов имеет важное значение в обучении.

Изобразительная деятельность способствует сенсорному развитию слабослышащих детей, развитию их мышления и познавательной деятельности, формированию их личности. В процессе обучения осуществляется эстетическое, нравственное и трудовое воспитание.

Основными задачами обучения являются:

воспитание у учащихся доброжелательности, отзывчивости, душевной красоты, гражданского отношения к явлениям и событиям окружающей действительности;

воспитание интереса и любви к искусству, развитие стремления к познанию действительности посредством искусства;

развитие эстетических чувств и понимания прекрасного, способности наслаждаться искусством, раскрывать специфику художественно-образного отображения действительности средствами графики, живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства;

2

ознакомление учащихся с выдающимися произведениями изобразительного искусства и архитектуры разных эпох и народов, с произведениями декоративно-прикладного искусства и дизайна;

развитие изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения учащихся;

усвоение учащимися элементарных знаний основ реалистического рисунка, навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, формирование умения самостоятельно выполнять сюжетные рисунки.

Наряду с общими учебно-воспитательными задачами настоящая программа предусматривает решение специфической задачи: всемерно содействовать компенсации недостатков психического развития слабослышащих учащихся. Программа рассчитана на шесть лет обучения. Она состоит из следующих разделов: «Композиция», «Цвет», «Форма, пропорции, конструкция», «Пространство», «Восприятие произведений искусства».

Распределение учебных часов в течение года по разделам программы показано в таблице:

Изучение большей части учебного материала осуществляется в процессе рисования, лепки и выполнения аппликаций. Программой предусмотрены следующие виды рисования: рисование с натуры, рисование на темы, декоративное рисование. Обучение этим видам изобразительной практической деятельности охватывает все учебные задачи, поэтому на рисование следует отводить наибольшее количество часов.

3

Лепка и выполнение аппликаций, в процессе которых дети работают с объемными предметами, имеющими определенную форму и конструкцию, особенно важны в начальной школе, где налаживание взаимодействия двигательно-осязательного компонента со зрительным играет большую роль в развитии изобразительной деятельности детей.

В процессе лепки и выполнения аппликаций формируются первоначальные навыки изображения человека и животных.

Целесообразно перед лепкой человека или животного предложить детям собрать объемную игрушку из деталей в соответствии с конструкцией этой игрушки, а затем дать им задание составить целое изображение той же игрушки (аппликацию) из ее нарисованных частей. Эти занятия способствуют выработке у младших школьников навыков аналитико-синтетической деятельности (видения формы в целом и выделения в ней основных частей). Поэтому в I-III классах на них отводится больше учебного времени, чем в IV-VI классах.

Рисование с натуры способствует формированию у учащихся умения внимательно рассматривать предметы, анализировать их форму, пропорции и конструкцию, определять соотношения между объектами изображения и т. д. В процессе рисования с натуры обогащаются зрительные представления детей, развивается их воображение и творческое мышление.

Занятия по рисованию с натуры могут быть длительными (1-2 и даже 3 урока) и кратковременными (выполнение набросков и за рисовок в течение 10-20 мин). Как правило, наброски и зарисовки выполняются в начале, в середине или в конце урока, но иногда начиная со II класса им посвящается весь урок. В I и во II классах на выполнение изображения с натуры не следует отводить больше одного урока.

Предметы для рисования с натуры в I и во II классах ставятся перед учащимися во фронтальном положении. Знакомя учащихся с натурой, учитель прежде всего создает условия для ее эмоционального, целостного восприятия. Внимание детей в основном направляется на определение и передачу общего пространственного положения, конструкции, цвета изображаемых объектов. Чтобы облегчить учащимся передачу сходства с натурой, им предлагают изображать в натуральную величину предметы небольших размеров (листья, фрукты, игрушки, грибы и др.).

4

Объекты изображения, за небольшим исключением, располагают несколько ниже уровня зрения учащихся (при нормальной наполняемости класса не менее трех на класс). Модели небольших размеров раздаются на парты.

Со II класса детей учат сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом и с его правильным изображением, проводить планомерный анализ этого предмета, в котором важное место занимает выявление общей формы. При этом используются обводящие по контуру движения рукой, которые затем повторяются в воздухе, а также соотнесение формы изучаемого предмета со знакомой геометрической формой («На что похоже по форме - на круг или на треугольник?» и т. д.).

При анализе объекта для изображения внимание учащихся обращают на вертикальные и горизонтальные линии, добиваются их правильного воспроизведения в изображении. Сопоставляя объект и рисунок, уже во II классе детям показывают целесообразность использования некоторых вспомогательных линий (осевой линии, линии, обрисовывающей общую форму объекта, и т. д.), а с III класса требуют их применения.

В последующих классах учебные задачи постепенно усложняются. Учащиеся должны научиться более точно передавать форму изображаемых предметов, особенности их конструкции и пропорций, а также соблюдать целесообразную последовательность при выполнении рисунка.

Большое внимание на уроках рисования с натуры следует уделять показу рациональных способов изображения, обеспечивающих передачу в рисунке сходства с натурой. В I - II классах школы для слабослышащих детей при рисовании таких трудных для изображения объектов, как человек, животное, птица и др., наряду с планомерным анализом, вычленением геометрических форм полезен показ доступного детям простейшего способа изображения, отвечающего требованиям грамотного построения рисунка с натуры. В более старших классах способы изображения следует усложнять, вводить вспомогательные средства для более точной передачи в рисунке соотношения частей и конструкции изображаемых объектов. При показе способа изображения нового и сложного объекта в начальных классах, особенно в I и во II, допускается поэтапное рисование совместно с учителем (ученик рисует в альбоме, учитель на доске).



5

Рисование с натуры, как правило, предшествует выполнению рисунков на темы и декоративных работ.

Рисунки на темы выполняются по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивных особенностей объектов, пространственного положения, освещенности, цвета предметов, а также формируется умение выполнять рисунок выразительно. Необходимо поощрять самостоятельность детей в выборе тем и их раскрытии, использование оригинальных композиций и техники исполнения.

Обучение декоративному рисованию начинается с работы над узором. Учащиеся рисуют узоры по образцу или составляют их творчески, исходя из назначения, формы и материала украшаемого предмета. Декоративные работы выполняются на основе переработки, стилизации форм изображаемых с натуры предметов - листьев, цветов, бабочек и т. д.

Основной задачей работы над композицией в I классе является освоение поверхности листа бумаги, ее гармоничное заполнение изображением, а в лепке и аппликации - создание целостной формы. Во II классе закрепляются навыки, приобретенные в I классе; дети учатся подбирать для композиции соответствующие замыслу объекты изображения. В III-IV классах вырабатывается умение находить композиционное решение при передаче пространственного положения предметов. В работе над композицией в V-VI классах основное внимание уделяется совершенствованию усвоенных навыков, качеству передачи пространства, цвета и освещения. При выполнении в V-VI классах заданий, связанных с выбором точки зрения, передачей явлений перспективы, высокого и низкого горизонта, цветовой гаммы и освещенности объектов изображения, следует использовать разнообразные наглядные материалы (предметы, макеты, таблицы, рисунки учащихся).

В разделе программы «Цвет и краски» предусматривается развитие у учащихся I-III классов умения видеть многообразие цветов, различать и составлять сложные оттенки цветов посредством смешения красок. В IV-VI классах в результате выполнения изображений с натуры и целенаправленных наблюдений представления школьников о цвете расширяются.

6

Особое внимание уделяется формированию у учащихся технических навыков работы с красками. Большое значение при этом имеют демонстрации учителем приемов работы.

Обучение способам передачи пространства начинается с I класса и осуществляется в основном в процессе рисования на темы. Большое внимание в программе уделяется формированию у младших школьников понятия об изломе пространства и границе излома (граница стены и пола, земли и неба), а также умения правильно размещать в рисунке предметы на поверхности пола или земли.

При показе основных способов передачи пространства, его глубины на плоскости (зрительное уменьшение дальних предметов, загораживание одних предметов другими и т. д.) в начальных классах широко используется «подвижная» аппликация на магнитной доске или специальное панно с прорезями, куда вставляются вырезанные изображения предметов или их силуэты.

Основными задачами при изучении раздела «Пространство» в IV-VI классах являются ознакомление учащихся с понятием «единая точка зрения» и развитие навыков передачи перспективного уменьшения формы и пропорций изображаемых предметов в зависимости от их положения по отношению к рисующему. В этих классах изучаются влияние света на цвет и приемы выявления объемной формы предметов средствами светотени и с помощью цвета.

Систематическое развитие у детей способности сознательно воспринимать и оценивать явления художественной культуры, понимания значения искусства в жизни общества осуществляется на уроках восприятия произведений искусства. В I-III классах учащихся прежде всего обучают приемам рассматривания картин, скульптур, декоративно-прикладных работ, знакомят с особенностями труда художника и скульптора. В начальных классах дети должны научиться сознательно воспринимать произведения изобразительного искусства (называть изображенные предметы, явления природы, времена года, определять взаимоотношения персонажей, их настроение и т. д.). Начиная с IV класса ставятся более сложные задачи: знакомство с образным языком искусства, формирование умения выражать свое отношение к произведению, получение определенных знаний и представлений об искусстве и его истории. Учащиеся V и VI классов должны уметь рассказывать о содержании произведений искусства, употреблять специальные слова и термины, а также определять и называть некоторые изобразительные средства. 7

В программе дан примерный перечень произведений искусства для восприятия в каждом классе. Рекомендуемые произведения можно заменять другими, близкими по содержанию и художественному уровню. На уроках изобразительного искусства обязательной является работа по развитию речи слабослышащих школьников и работа над произношением.

В программе для каждого класса дается речевой материал, который дети должны усвоить в течение года: примерный перечень слов, словосочетаний, понятий, терминов и типовых фраз.

Работа по развитию речи начинается с первых занятий по изобразительному искусству, когда учитель приступает к формированию у детей навыков культуры художественной работы (обучает организации рабочего места, демонстрирует правильную рабочую позу и т. д.). Она продолжается, когда дети изучают объекты для изображения (анализируют, сравнивают и т. д.), осваивают приемы работы карандашом, красками, инструментами, овладевают навыками изображения с натуры, по памяти, по представлению и т. д.

Речевой материал, усвоенный и закрепленный в I-IV классах, в V и VI классах не только пополняется, но и актуализируется на более высоком уровне. Так, от учащихся этих классов требуется умение рассказать содержание произведения искусства, назвать некоторые изобразительные средства, используемые художником и скульптором, выделить специфику произведений различных жанров.

Учителю необходимо отчетливо определить для себя направления работы с речевым материалом:

а) накопление слов, обозначающих материалы и принадлежности для изобразительной деятельности (карандаш, кисть, краски, бумага и др.), предметы, рисуемые на уроках (лист, чашка, гриб и др.);

б) накопление слов, обозначающих практические действия, связанные с изобразительной деятельностью (нарисовал, изобразил, рисую, нарисую; сотри, стираю...; работаю (красками), леплю, слепил, приманиваю идр.);

в) накопление слов, обозначающих мыслительные операции (наблюдать, рассматривать, сравнивать и др.);

8

г) накопление слов, обозначающих признаки предметов: их форму (квадратный, овальный, цилиндрический, широкий, узкий идр.); величину (большой, маленький, средний); цвет (красный, светло-зеленый, темно-синий идр.); фактуру (гладкий, блестящий, шероховатый, прозрачный и др.); материал (стеклянный, деревянный, металлический и др.); состояние (мокрый, сухой, влажный идр.);

д) накопление слов, обозначающих протяженность направления, пространственное расположение (вертикально, горизонтально, наклонно (располагаться, направляться, находиться) и др.) и т. д.

Следует обратить особое внимание на усвоение специфического для изобразительной деятельности речевого материала. В начальных классах такие слова, как линия, штрих, смешивать, вертикально и т. д., вводятся не как понятия: учащимся лишь наглядно разъясняется значение этих слов (учитель рисует на доске, использует готовое изображение, демонстрирует действие). Слова как понятия даются в начальных классах при максимальном использовании наглядных средств и практическом показе изобразительных действий. Так, в III классе учитель, подводя детей к осмыслению понятий «рисование по памяти» и «рисование с натуры», предлагает им нарисовать предмет, рассмотренный ими в определенном положении, по памяти. При этом учитель вывешивает инструкцию «Сделай рисунок по памяти». После выполнения задания, проанализировав отдельные хорошие работы и работы с ошибками, учитель дает задание нарисовать тот же предмет в том же положении вновь, более точно, вывесив при этом другую инструкцию «Сделай рисунок с натуры». В элементарной форме учитель рассказывает о преимуществах изображения с натуры и о пользе рисования по памяти, разъясняет приемы и последовательность изображения с натуры. Работая над понятиями, учитель тщательно продумывает, все ли значения слов, которыми он будет оперировать при объяснении, знакомы детям. При этом следует учитывать, что слабослышащие дети как бы заново усваивают каждую новую грамматическую форму, испытывают большие трудности в грамматических обобщениях. Целенаправленно проводимая словарная работа должна обеспечить прочное усвоение слабослышащими учащимися значений слов, словосочетаний и фраз, на основе которых достигается и усвоение изобразительной грамоты. При проведении словарной работы на уроках изобразительного искусства надо учитывать, что часть необходимого речевого материала дети усваивают на уроках русского языка, математики, трудового обучения и др. Поэтому необходима координация получаемых детьми знаний на разных

9



уроках. Практика показывает, что из-за отсутствия единого и точного словесного обозначения у детей не вырабатываются достаточно четкие понятия и представления о целых категориях пространственных признаков (формы, величины, направлений и т. д.). В связи с этим не следует вместо слова линия употреблять слова палочка, черточка; вместо слова квадрат - клеточка, окошечко; вместо слова прямоугольник - квадрат и т. п. Следует также учитывать, что слабослышащие дети могут отождествлять сходные в произношении слова, например кружок - кружка, линия - линейка, форма - платформа и др., и в связи с этим путать значения слов.

С целью закрепления речевого материала, развития речи, мыслительной деятельности и воображения на уроках изобразительного искусства рекомендуется требовать от слабослышащих учащихся, чтобы они не только словесно обозначали свои действия (я рисую линию, я работаю красками), но и планировали свою деятельность (сначала я нарисую дом; он будет одноэтажный, желтого цвета; потом сбоку нарисую дерево; перед домом будет забор и т. д.). Указанную работу проводят с учетом накопленного словаря, знакомых детям образцов высказываний и имеющихся у них знаний - сначала фронтально (в младших классах), а затем индивидуально (вплоть до VI класса).

Через определенные промежутки времени необходимо осуществлять контроль накопленного лексического запаса, речевых навыков и умений учащихся. Его можно осуществлять раз в месяц, в конце четверти и в конце года, отводя на это по 10-15 мин на уроке. Чтобы работа проходила живо и интересно, учитель может использовать наглядный и игровой материал. В I и III классах рекомендуется использовать игры типа «Угадай, что у меня есть», «Угадай, как называется», «Угадай, какой по цвету», а также «подвижную» аппликацию с большим количеством изображений предметов, разных геометрических форм и размеров (большой - средний - маленький квадрат, круг и т. д.), а также предметов, отличающихся по цвету, светлоте, насыщенности (вазы, цветы, листья и т. п.). Учащиеся по указанию учителя достают из кассы то или иное изображение, составляют композицию на листе бумаги из вазы, цветов, листьев и т. п.

В более старших классах формы опроса усложняются. Детям предлагают вспомнить усвоенные технические приемы, правила, элементарные формулировки основных законов изобразительного искусства и т. д. Такие уроки должны быть оснащены достаточным количеством наглядного материала (репродукциями, работами учащихся, образцами и др.). 10

На уроках изобразительного искусства от учащихся следует не только добиваться знания определенного речевого материала, но также требовать от них правильного произношения слов, учитывая при этом уровень овладения ими звуком (закрепление, дифференциация или только начальный этап работы над звуком).

Речь учителя на уроках изобразительного искусства должна быть предельно доступна учащимся. Инструкции к выполнению задания, а также словесное сопровождение демонстраций различных приемов работы следует продумать заранее, с тем чтобы фразы были краткими, четкими, понятными. Младшим школьникам следует предъявлять инструкцию в письменном виде (таблички) и оставлять ее до окончательного выполнения задания, чтобы они могли в своем ответе использовать забытые слова, словосочетания или обороты речи из данной инструкции. Специфика урока изобразительного искусства заключается прежде всего в использовании звукоусиливающей аппаратуры для работы над развитием слуховой функции слабослышащих учащихся, в способах общения учителя с учащимися, в работе над развитием их речи, в организации и ритме урока, в особенностях фронтальной и индивидуальной работы.

Занятия по изобразительному искусству в школе слабослышащих проводятся на слухо-зрительной основе. Звукоусиливающая аппаратура используется на протяжении всего урока (в процессе объяснения учителя, беседы, опроса, делового общения учащихся друг с другом и с учителем и т. п.).

Работа над новыми словами, словосочетаниями, фразами ведется как на слухо-зрительной основе, когда используется слуховое восприятие через звукоусиливающую аппаратуру, чтение с губ, чтение табличек или надписей на доске, так и при восприятии речи или ее элементов только на слух при выключенном зрении (учитель закрывает лицо специальным экраном).

Учитель требует от каждого учащегося правильного произношения нового речевого материала, закрепляет его на последующих занятиях, добиваясь успешного результата. Усвоение нового речевого материала, определенного программой по изобразительному искусству, осуществляется на разных этапах урока, при объяснении нового материала, закреплении и обобщении знаний и умений. При обсуждении пространственно-временных факторов и отношений, трудно усваиваемых детьми, наряду со словесной речью допускается использование жестов.

11

Например, в тех случаях, когда нужно подчеркнуть направление, протяженность, сравнить формы предметов, их размеры (такие понятия, как вертикально, наклонно, широкий - узкий, далеко - близко и др.), жесты наряду со словесными обозначениями помогают учащимся усвоить речевой материал. Содержание программы должно быть усвоено учащимися в учебное время. На внеклассных занятиях можно поручать детям заготовить подсобный материал, провести наблюдения, прочитать художественное произведение.

На уроках изобразительного искусства следует широко использовать наглядные пособия и технические средства обучения. При этом основные приемы работы учитель должен показывать сам. Современный уровень проведения уроков обеспечивается с помощью создания специального кабинета изобразительного искусства, оснащенного необходимыми техническими средствами и проекционной аппаратурой.

Содержание уроков изобразительного искусства увязывается с содержанием занятий по другим учебным предметам. В начальной школе особое внимание должно уделяться взаимосвязи уроков изобразительного искусства, чтения, развития речи, трудового обучения и природоведения.





















12

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Основными задачами обучения являются:

  • воспитание у учащихся доброжелательности, отзывчивости, душевной красоты, гражданского отношения к явлениям и событиям окружающей действительности;

  • воспитание интереса и любви к искусству, развитие стремления к познанию действительности посредством искусства;

  • развитие эстетических чувств и понимания прекрасного, способности наслаждаться искусством, раскрывать специфику художественно-образного отображения действительности средствами графики, живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства;

  • ознакомление учащихся с выдающимися произведениями изобразительного искусства и архитектуры разных эпох и народов, с произведениями декоративно-прикладного искусства и дизайна;

  • развитие изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения учащихся;

  • усвоение учащимися элементарных знаний основ реалистического рисунка, навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, формирование умения самостоятельно выполнять сюжетные рисунки.

Коррекционные цели:

  • Коррекция внимания, памяти на основе упражнений в запоминании.

Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании. Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании-различении.

  • Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении.

  • Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании.

  • Коррекция логического мышления на основе упражнений в классификации.

  • Коррекция зрительной (вербальной) памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении.

  • Коррекция словообразовательных навыков и умений.

  • Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в воспроизведении текста.

  • Коррекция концентрации внимания.

  • Коррекция пространственной ориентировки.

13

  • Коррекция слухового восприятия на основе упражнений в восприятии и различении речи.

  • Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в анализе и синтезе.

  • Коррекция восприятия на основе упражнений в распознавании.

  • Коррекция внимания, общей моторики личности (упражнения на переключение, физминутки).

  • Коррекция слухового восприятия на основе упражнений в узнавании.

  • Коррекция внимания через упражнения на нахождение изменений в объектах.

  • Обогащение словаря.















































14

СОДЕРЖАНИЕ

V КЛАСС

(34 ч; по 1 ч в неделю)

КОМПОЗИЦИЯ (9 ч)

Сюжетно-смысловая компоновка фигур с учетом организации изобразительной плоскости как единого зрительного целого. Характеристика персонажей с помощью сюжетно-смысловых атрибутов (одежда, поза, предметы в руках и т. п.). Приемы передачи в рисунке движения и настроения персонажей.

Выбор формата рисунка в зависимости от замысла работы. Компоновка изображаемых предметов в заданном нестандартном формате.

Использование возможностей цвета, формы и пространственного расположения предметов для передачи в тематическом рисунке изображаемого сюжета.

Развитие умения оформлять плакаты, праздничные открытки. Самостоятельная разработка замысла плаката композиции. Согласование шрифта с изображением. Композиционная, цветовая и смысловая связь обложки и разворота пригласительного билета.

Примерные задания. Рисование по представлению с передачей нескольких фигур в движении: «Школьный кросс», «Катание с ледяной горки», «Сбор урожая», «Урок физкультуры». Рисование на темы труда: «В школьной мастерской», «На заводе». Выполнение эскиза плаката к Дню Победы с кратким текстом-лозунгом (акварель, гуашь).

Изготовление макета пригласительного билета (акварель, гуашь).

Выполнение аппликаций: народные национальные костюмы (цветная бумага).

ЦВЕТ И КРАСКИ (5 Ч)

Совершенствование умения различать оттенки одного и того же цвета. Формирование понятия об ахроматических и хроматических цветах. Изменение цвета объемных предметов в зависимости от освещения; цвет в тени.

Выбор цветовой гаммы при изображении различных состояний природы. Рисование по собственному замыслу с использованием определенной цветовой гаммы - мягких оттенков (замутнение цвета черным и белым) и ярких чистых цветов («праздник красок»).

Примерные задания. Рисование по памяти и по представлению: «Осенний лес» (акварель), «Цирк: артисты на арене» (гуашь), «Корабли в море» (с использованием различных оттенков серо-голубого цвета; гуашь).

Рисование с натуры одного и того же предмета - цветка, фрукта, овоща - вначале с использованием хроматических цветов, затем с использованием ахроматических цветов. Рисование с натуры цветка, натюрморта с использованием мягкой цветовой гаммы (акварель). 15

Рисование на темы по памяти или по представлению: «Дождливый день», «Весна на пришкольном участке» (акварель по сырой бумаге).

ФОРМА, ПРОПОРЦИИ, КОНСТРУКЦИИ (6 Ч)

Передача особенностей конструкции предметов округлой формы в перспективе.

Передача пропорций фигуры человека в движении в связи с его образной характеристикой.

Расширение представлений о выразительности формы; контрастные формы - массивные и легкие, спокойные и динамичные.

Примерные задания. Рисование с натуры натюрморта, составленного из двух стеклянных предметов конической и цилиндрической формы: стакана, мензурки или конической реторты (тонированная бумага, карандаш, уголь, пастель).

Рисование с натуры предмета сложной формы: бумажной полосы, свернутой спиралью, раковины и т. п.

Выполнение с натуры набросков фигуры человека в движении (карандаш).

Иллюстрирование литературных произведений: сказки Ш. Перро «Мальчик с пальчик», рассказа Л. Толстого «Лев и собачка»: и сказки «Три медведя».

Лепка фигуры человека в интенсивном движении. Изображение сказочных и литературных персонажей с последующей росписью (глина, пластилин, гуашь).

ПРОСТРАНСТВО (4 Ч)

Изображение предметов в закрытом (фронтально расположенном) пространстве с учетом границы пола и стены.

Выполнение натюрморта «Предметы на столе» с использованием приема загораживания одних предметов другими.

Развитие навыков передачи перспективы при изображении группы предметов в открытом пространстве. Изображение поворота дороги, трамвайной линии между домами, трассы слалома (лыжник движется между флажками).

Примерные задания. Рисование на основе наблюдений:

«Мама на кухне готовит обед» (гуашь).

Рисование с натуры натюрморта, составленного из двух-трех предметов; фрукты, овощи, предметы простой формы. Рисование по памяти или по представлению: «Букет цветов» (восковые мелки, акварель), «Слалом» или «Катание с гор» (гуашь).

ВОСПРИЯТИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА (10 Ч)

ЦВЕТ КАК СРЕДСТВО ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В ЖИВОПИСИ (1 Ч)

16

Передача пространства с помощью цвета. Изменение цвета в пространстве. Использование оттенков цвета, цветовых сочетаний для передачи настроения.

Материал к уроку. И. Шишкин. «Полдень»; И. Левитан. «Владимирка»; И. Грабарь. «Березовая аллея»; Ф. Васильев. «Мокрый луг».

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА (2 Ч)

Связь народной игрушки с образами и мотивами русских сказок. Фантазия мастера, декоративность цвета, забавность. Использование народных традиций при выполнении современных игрушек, сувениров, вышивок, аппликаций, костюмов.

Связь формы предмета и его утилитарного назначения. Особенности выразительных средств, используемых в декоративно-прикладном искусстве.

Материал к уроку. Иллюстрации к русским народным сказкам. Эскизы костюмов В. Васнецова к сказке А. Островского «Снегурочка». Произведения художественных промыслов: белорусское ткачество, русская набойка, изделия Хохломы, Гжели.

ОСОБЕННОСТИ ВЫРАЖЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА (1 Ч)

Спокойный, описательный, напряженный и динамичный рассказ о событиях.

Значение композиции в раскрытии содержания произведений батального и исторического жанров (живопись, скульптура).

ОБРАЗЫ ДЕТЕЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ (1 Ч)

Работа художника над портретом. Характеристика портретируемого с помощью композиции и цвета. Портрет как жанр искусства.

Материал к уроку. В. Серов. «Мика Морозов»; И. Шевандронова. «В сельской библиотеке»; В. Маковский. «Свидание»; Я. Рубенс. «Портрет сына» (рисунок); Я. Пикассо. «Девочка на шаре».

РАБОТА ХУДОЖНИКА НАД ПРОИЗВЕДЕНИЕМ (1 Ч)

Процесс создания произведения - от замысла к его воплощению: наблюдения, этюды, зарисовки, наброски с натуры и по памяти (в карандаше, цвете, скульптуре).

Творческие поиски, постепенное формирование и развитие замысла произведения. Использование различной техники исполнения на разных стадиях работы. Варианты произведения.

</ ТИРАЖНАЯ ГРАФИКА (2 Ч)

Политический плакат, газетно-журнальный рисунок, книжная иллюстрация, карикатура, кинореклама, театральная афиша. Общественная роль наглядной агитации.

17

Сочетание в оформлении цвета, шрифта и изобразительной символики.

Материал к уроку. Образцы тиражной графики.

ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ИСКУССТВА (2 Ч)

(экскурсия в музей или по школьной выставке репродукций)

Основные виды и жанры изобразительного искусства. Основные жанры живописи: пейзаж, натюрморт, портрет, исторический и бытовой жанры; их особенности.

Разнообразие произведений других видов искусства: скульптуры, декоративно-прикладного искусства, архитектуры.

Материал к уроку. Произведения живописи: В. Перов. «Приезд гувернантки в купеческий дом»; И. Репин. «Портрет П. М. Третьякова»; С. Герасимов. «Снова весна»; П. Кончаловский. «Персики»; Д. Жилинский. «Гимнасты». Произведения скульптуры, декоративно-прикладного искусства, архитектуры.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Слова, словосочетания, термины:

художник-дизайнер, фактура, орнамент, образ, пропорции, объемность, перспектива, композиция, контраст, сюжет, пластичность (формы), наблюдатель (зритель), колорит;

известные, знаменитые, выдающиеся мастера изобразительного искусства, мастерство художника, скульптора, народного умельца;

чередоваться, выражать (чувства, настроение), выделять (главное, центр композиции), сокращаться (уменьшаться), писать (картину), создавать (скульптуру, узор, орнамент и т. д.);

сюжетная композиция, шрифтовая композиция, спокойная (динамичная), массивная (легкая, изящная) форма предмета, спокойный (напряженный) цвет, причудливая (необычная) форма предмета, (не-)выразительный рисунок, чувство красоты, пространство листа бумаги, контраст света и тени, приемы работы карандашом (красками, мелками, пером), народные традиции, строение (конструкция) предмета, точка зрения.

Типовые фразы:

Круг (квадрат и др.) изменяет форму в перспективе. Рисуй предмет, как его видишь (с натуры). При выполнении наброска нарисуй главное: как расположен предмет, его основную форму, движение. Постарайся передать в наброске особенности натуры. Посмотри, как красива окраска предмета. Выбери правильно формат для изображения. Придумай композицию в этом формате.

Части (детали) узора (орнамента) чередуются (повторяются). Шрифтовую

18

композицию и изображение связывают (продумывают вместе). Сравни предметы: чем они похожи, какие имеются различия (в форме, строении, окраске). Выполни рисунок по описанию. Проведи наблюдения, сделай наброски, зарисовки, эскизы.

Назови крупнейшие музеи страны. Назови знакомые тебе произведения живописи, скульптуры, народного декоративно-прикладного искусства. Какие тебе известны жанры живописи?

Расскажи, как работает художник (скульптор) над своим произведением. Назови известных художников-пейзажистов и картины, которые ты запомнил. Какие портреты тебе запомнились? Кто их написал? Какие картины о жизни людей (бытовые) ты знаешь? Кто их написал?

Крупнейшими музеями страны являются Государственная Третьяковская галерея, Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей. Из известных произведений живописи я запомнил (знаю) картины Левитана «Березовая роща», «Золотая осень».

Мне известны (я знаю) следующие жанры живописи: пейзаж, портрет, натюрморт - бытовой и исторический.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Учащиеся должны знать:

отличительные признаки пейзажа, портрета, натюрморта, исторической и бытовой живописи;

порядок цветов в цветовом круге;

выразительные средства, используемые в произведениях различных жанров;

особенности произведений декоративно-прикладного искусства, промышленных изделий (название, форма, украшение); стадии работы художника над произведением; названия крупнейших музеев страны (Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей), названия местных художественных музеев;

речевой материал, изучаемый на уроках изобразительного искусства.

Учащиеся должны уметь:

рассказывать о творчестве одного из известных художников, об эпохе и о стране, в которой он жил и творил;

в рисунке и лепке передавать возраст, пол, профессию человека через особенности его внешности и костюма;

при восприятии природы проводить аналогии с изображениями природы в знакомых произведениях живописи; получать сложные оттенки цветов;

19

пользоваться в тоновом рисунке плавными переходами и контрастами тона;

связывать цветовое решение образов с общим замыслом рисунка;

передавать в рисунке особенности конструкции округлых предметов, их изменения в перспективе;

элементарно передавать общую форму предмета с помощью цвета.



ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Формой организации обучения является урок (длительностью 40 минут). Форма организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.





































20

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



№ урока по теме

Название темы урока



Кол-во часов



Дата по плану

Дата по факту





1



2

3





4





5







6





7





8









9





10-11







12



13





14





15-16

1четверть

Композиция

«Сбор урожая»

Цвет и краски

«Осенний лес» (акварель)

«Дождливый день» (акварель по сырой бумаге.

Пространство

Рисование с натуры натюрморта: фрукты, овощи.

Форма, пропорции, конструкция

Рисование с натуры натюрморта составленных из двух стеклянных предметов (стакан, ваза)

Восприятие произведений искусства

Особенности выражения действия в произведениях изобразительного искусства.

Образы детей в изобразительном искусстве П. Пикасо. «Девочка на шаре»

Работа художника над произведением: наблюдения, этюды, зарисовки, наброски с натуры (в карандаше, цвете, скульптуре).

Композиция

«Школьный кросс»

2четверть

Восприятие произведений искусства

Тиражная графика. Книжная иллюстрация.

Газетно-журнальный рисунок.

Форма, пропорции, конструкция

Лепка фигуры человека в интенсивном движении.

Выполнение с натуры набросков фигуры человека (карандаш)

Композиция

Рисование по представлению «Катание с ледяной горки»

Восприятие произведений искусства

Иллюстрации к русским народным сказкам «Снегурочка» (эскизы костюмов)





1



1

1





1





1







1





1





1









1





2







1



1





1





2









17





18





19





20



21





22





23





24





25





26



3четверть

Пространство

Рисование по памяти «Катание с гор» (гуашь).

Форма, пропорции, конструкция

Иллюстрирование литературных произведений: рассказа Л. Толстого «Лев и собачка».

Иллюстрирование литературных произведений: сказки «Три медведя».

Композиция

Рисование на темы труда: «В школьной мастерской».

Изготовление макета пригласительного билета на праздник.

Цвет и краски

Рисование по памяти «Корабли на море».

Восприятие произведений искусства

Цвет как средство выразительности живописи. Изделия из Гжели, Хохломы.

Пространство

Рисование по памяти или представлению «Букет цветов».

Рисование на основе наблюдений: «Мама на кухне готовит обед».

Композиция

Выполнение аппликаций: народные национальные костюмы.





2





1





1







1







1





1





1













27







28





29







30



31





32



33-34

4четверть

Форма, пропорции, конструкция

Рисование с натуры предмета сложной формы: бумажной полосы свернутой спиралью.

Цвет и краски

Рисование на тему по памяти или представлению «Весна на пришкольном участке» (акварель).

Рисование с натуры цветка с использованием мягкой цветовой гаммы (акварель).

Композиция

Выполнение эскиза плаката ко Дню Победы.

Рисование по представлению с передачей нескольких фигур «Урок физкультуры».

Рисование на темы труда: «На заводе».

Восприятие произведений искусств

Обобщение знаний и представлений о произведениях искусства: скульптура, архитектура, декоративно-прикладного искусства С. Герасимов «Снова весна».





1







1





1







1



1











2









 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал