7


  • Учителю
  • Старт в науку. Удивительный мир красок

Старт в науку. Удивительный мир красок

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Учебно-исследовательская конференция учащихся

«К основам наук»

















Тема: «Удивительный мир красок»











Секция: многогранный мир

Выполнил: Игнатов Добрыня

учащийся 1 класса

МБОУ «СОШ № 11 с. Золотое

Красноармейского района

Саратовской области»



Руководитель:

Букаева Ольга Викторовна,

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 11 с. Золотое

Красноармейского района

Саратовской области»



Т. 8 (84550) 3-60-42

krassclszolotoe@yandex.ru











г. Красноармейск, 2015 г.





Содержание

  1. Введение ……………………………………………………………………..с. 3

  2. Краски вокруг нас……………………………………………………………с. 5

  3. История создания красок ………………………………………………… .с 6

  4. Состав красок…………………………………………………………………с.7.

  5. Приготовление красок в домашних условиях………………………………с.8 -9

  6. Результаты экспериментов……………………………………………………с.10

  7. Заключение…………………………………………………………………….с.11

  8. Список используемой литературы……………………………………………с.12

  9. Приложения ……………………………………………………………………





















































ВВЕДЕНИЕ

Уже несколько лет я занимаюсь в кружке «Художественная лепка». И на одном из занятий, я задумался о том, как же разнообразны краски, которые мы используем. На уроке ИЗО мы рисовали гуашевыми красками, на кружке лепки красили глиняные поделки необыкновенными глазуревыми красками, а вечером с сестренкой рисовали объемными пальчиковыми красками. А еще есть так всем известные гуашь, масляные, витражные, акриловые краски, пастель. Как же велико сейчас разнообразие красок! Но где же художники брали краски давным-давно, когда не было магазинов и их не изготавливали на заводах? Мне стало интересно, из чего же раньше изготавливали краски.

Меня заинтересовал вопрос, а можно ли самому в домашних условиях приготовить такие краски и нарисовать ими рисунок.

Актуальность работы заключается в том, что рисуя красками, мы не задумываемся о том, из чего они изготовлены и как они влияют на наше здоровье?

Искусство пробуждает у детей школьного возраста эмоционально-творческое начало. С помощью живописи школьники учатся понимать гармонию природы. Кроме того, ознакомление детей с живописью позволяет закладывать первоначальную основу формирования у них ценностных ориентиров, как например, умения высказывать личностное отношение к понравившейся картине, к изображенным на ней объектам, давать сравнительную оценку явлению, отраженному на полотне, или наблюдаемому детьми в реальной жизни.

Объект исследования - краски.

Цель исследования - способствовать развитию художественных способностей и формированию у школьников художественной культуры, к миру искусства через их собственное творчество.

Задачи:

  • Изучить из каких веществ состоят краски

  • Изучить значение цвета в творчестве писателей и музыкантов

  • Выяснить, какова роль красок в жизни человека

  • Изготовить самостоятельно в домашних условиях краски

Гипотеза: Предположим, что в домашних условиях можно приготовить экологически чистые краски без вреда для здоровья.

Методы исследования:

  • метод зрительного восприятия информации

  • (работа с познавательной литературой, с компьютером, наблюдение);

  • анкетирование;

  • эксперимент;

  • наблюдение и сравнение.

Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы на уроках ИЗО и внеклассной работе.

Вывод исследования

  • Создание альбома детских рисунков на тему «Весна»



























































КРАСКИ ВОКРУГ НАС

Наш мир похож на цветной луг, он наполнен множеством цветов и оттенков (Приложение 1). Даже для самого маленького ребенка названия цветов - одни из первых слов, которые они используют, чтобы описать, что они видят. Большое счастье, что мы видим мир в цвете. Без этого жизнь была бы скучной и унылой. Какое удивительное разнообразие красок у природы! . Сами же мы создаем цвет вокруг себя при помощи красок.Без красок наш мир был бы серым, поэтому человек всегда стремился разукрасить свою действительность.Краски используют в живописи, в ткацкой промышленности, в керамическом производстве, в строительстве, в издательском деле, в автомобилестроении, в производстве мебели и предметов интерьера, в пищевой промышленности и даже в парфюмерии.

Краскам люди посвящают стихи и песни, о них придумывают сказки и снимают мультики (Приложение 2). Вот некоторые сказки и стихи, которые посвящены краскам:

Абрамцева Наталья - Пестрая сказка

Ардалионов Леонид - О том, как двое друзей Волшебную Страну в разные цвета раскрасили

Виткович Виктор, Ягдфельд Григорий - Сказка о малярной кисти

Демыкина Галина - Потерялась девочка

Дружков Юрий - Приключения Карандаша и Самоделкина

ЗиедонисИмант - Разноцветные сказки

Корчмарош П. - Сказки про краски

Смольников Юрий - Три веселых краски

ХоппСинкен - Волшебный мелок

Цаплина Вера - Похитители карандашей

Шаров Александр - Приключения Ёженьки и других нарисованных человечков

Нилова Н. - Лесные эльфы и полшебные краски

Маршак Самуил - Разноцветная книга

Приходько В. - Коробка с карандашами

Сергеев Марк - Как краски пошли гулять

Тарутин Олег - Что я видел в Эрмитаже

Песня «Дети любят рисовать» Шаинский

Песня «Мы рисуем» Александр Альберт и Илья Подстрелoв

«Оранжевая песенка» слова А. Арканова,Г. Горина, музыка К. Певзнера.

«Мне Рисуют Облака» Варламов

Песня» Картина маслом из мультфильма «Маша и медведь»

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ КРАСОК

История красок началась, наверное, вместе с появлением человека. Пещерные люди рисовали на камнях то, что их окружало: бегущих животных и охотников с копьями. (Приложение 3 )

С древнейших времен и вплоть до 19 века краской могло стать все, что дарит мир природы - земли и минералы, травы и плоды растений, насекомые и животные. До нашего времени сохранились первобытные рисунки, выполненные углем и глиной. Для наскальной росписи в пещере Ласко (Франция) в качестве красок использовалась природная смесь минералов - охра (от греч.осьгон - "желтый").

Древние художники отыскивали материал для красок прямо под ногами. Из красной и жёлтой глины, тонко ее, растерев, можно получить красный и жёлтый краситель, или, как говорят художники, пигмент. Пигмент чёрный даёт уголь, белый - мел, лазорево - голубой или зелёный даёт малахит и лазурит. Зелёный пигмент дают и окисиметаллов.

В России историю красок изучают по иконам. Наиболее ранними красками в иконописном и рукописном деле XI - XIII веках были различные охры и сажи - «чернило копчёное», голубая лазурь и киноварь, зелёные яри, получаемые из меди, белила, которые готовили из свинца, «творёное» золото (Приложение 4).

Краски из природных пигментов были не только разнообразных оттенков, но и удивительной прочности. До нашего времени сохранились псковская икона Дмитрия Солунского (Приложение 5). Этой иконе более 600 лет, она и сейчас в хорошем состоянии. Псковский мастер сам изготавливал эти краски. До сих пор известны: псковская зелень, красная киноварь и желтая псковская.

Во времена Андрея Рублёва в распоряжении художников имелось всего 30-40 наименований красок и многие из них были близки по химическому составу и цвету. Если вернуться к более давним временам - Риму, то и римские художники использовали приблизительно такое же количество красок. За прошедшие пятнадцать столетий природа отпустила нам еще две-три краски.

















СОСТАВ КРАСОК

В настоящее время почти все краски делают в лабораториях и на заводах из химических элементов. Поэтому некоторые краски даже ядовиты, например, красная киноварь из ртути. Фиолетовые краски могут делать из персиковых косточек или из виноградных шкурок.

Сухой краситель не может держаться на холсте, поэтому нужно связующее вещество, которое склеивает, связывает частички сухого красителя в единую цветную краску-массу. Художники брали то, что было под рукой: масло, мед, яйцо, клей, воск. Чем ближе друг к другу частички пигмента, тем гуще краска (Приложение 6).

Клей входит в состав акварели и гуаши. Акварель легкая, полупрозрачная краска, которая требует разбавления водой. Само название говорит об этом.

Масло входит в состав масляных красок, они самые прочные и ложатся на бумагу жирными мазками. Хранятся они в тюбиках и разбавляются растворителем, керосином или скипидаром. Одна из древних живописных техник - темпера. Это краски, замешанные на яйце, иногда их называют "яичные краски". Более двух тысяч лет назад темперу получали, смешивая пигмент с яичным желтком, а восемьсот-пятьсот лет тому назад с яичным белком, к которому одновременно добавляли фиговый сок, мед или другие не известные нам вещества.







































Таким образом, мы выяснили, что краска состоит из пигмента и связующего вещества.





ПРИГОТОВЛЕНИЕ КРАСОК В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

В моей школе очень интересно проходят уроки рисования, поэтому изобразительное искусство - один из самых любимых нами уроков. Как относятся дети к рисованию? Знают ли они какие бывают краски и чем помимо покупных красок можно рисовать? Ответы на эти вопросы я решил найти, проведя анкетирование в начальных классах своей школы (Приложение 7) (Приложение 8). Результаты были следующие: Все 50 человек ответили, что очень любят рисовать. Из всех названых красок в основном были акварель, гуашь, масляные и один человек упомянул витражные краски. На вопрос можно ли рисовать травой и ягодами большинство ответили да. А про рисование чаем и приправами большинство ответили нет.

Выяснив состав красок, узнав о процессе приготовления красок, я понял, что смогу сделать некоторые краски сам. Приготовленные краски я планирую предложить ребятам из своего класса для создания альбома рисунков, поэтому мне необходимо приготовить краски основных цветов: красную, зеленую, желтую, белую, черную. Остальные цвета и оттенки красок ребята могут получить самостоятельно смешивая предложенные цвета.

Эксперимент I. Приготовление черной краски (Приложение 9)

  1. Очистить уголь от посторонних примесей.

  2. Измельчить уголь в порошок.

  3. Просеять порошок.

  4. Смешать уголь с маслом.

Эксперимент II. Приготовление белой краски (Приложение 10 )

  1. Очистить мел от посторонних примесей.

  2. Измельчить мел в порошок.

  3. Просеять порошок.

  4. Смешать мел с маслом.

Эксперимент III. Приготовление желтой краски (Приложение 11)

  1. Порошок шафрана (куркумы) смешать до однородной пластической массы с яичным

желтком (в массовом соотношении 2:1).

  1. Для придания связующих свойств добавить несколько капель масла.

Эксперимент IV. Приготовление красной краски (Приложение 12)

  1. Сок свекла загустить при помощи муки, смешать до однородной пластической массы .

  2. Для придания связующих свойств добавить несколько капель масла.

Эксперимент V. Приготовление зеленой краски (Приложение 13)

  1. Измельчить петрушку.

  2. Приготовить отвар из петрушки.

  3. Смешать отвар с мукой до однородной массы.

  4. Приготовленную смесь смешать с растительным маслом.

Эксперимент VI. Приготовление фиолетовой краски (Приложение 14)

1. Черничное варенье развести водой и процедить через марлю.

2.Полученный сироп загустить мукой, хорошо перемешать до однородной массы.

3.В качестве связующего вещества добавить растительное масло.



























































РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТОВ.

В результате проведенных экспериментов я получил краски различной консистенции и цветов (Приложение 15). Очень насыщенные цвета получились из сока свеклы и шафрана (куркумы). Краски, приготовленные на основе соков, получились однородной, очень приятной консистенции, они похожи на гуашевые краски. А краски, приготовленные их органических веществ (мел, уголь) и из порошка специи, имеют неоднородный состав. Вещество, применяемое в качестве пигмента не растворилось полностью, но это свойство можно рассматривать и как достоинство данных красок - на рисунке остается объемная линия.

Приготовленные мною краски я отнес на урок ИЗО, где весь наш класс попробовал ими нарисовать рисунок. Из полученных рисунков мы создали альбом и назвали его «Весна» (Приложение 16). А старшеклассники нашей школы участвовали в конкурсе «Рисунок на снегу» Оказывается красками можно рисовать не только на бумаге, но и на снегу. (Приложение № 17)

Краски, приготовленные в домашних условиях, очень отличаются от тех, которые продаются в магазине и к которым мы так привыкли. У всех красок есть свои достоинства и недостатки. Мои краски экологически чистые, имеют природные оттенки, у них очень интересная и необычная консистенция, их не нужно разбавлять водой, но они не такие яркие, как например гуашь, они трудоемки в приготовлении, недолго хранятся.

Известно, что тактильные ощущения (то есть осязание, ощущения от прикосновения) прямо влияют на развитие нервной системы человека, в частности головного мозга. Рисование - это огромный опыт по цветовосприятию, истинное удовольствие, ни с чем не сравнимое. Рисуя красками мы:

  • развиваем мелкую моторику;

  • развиваем воображение и образное мышление;

  • учим геометрические фигуры, рисуя их;

  • учим цвета, смешивая краски.

Таким образом, краски особенно важны для маленьких детей. Например, моя маленькая двоюродная сестренка закатывает истерики, если ей не дать попробовать каждую краску на вкус, а еще малыши могут за один сеанс рисования истратить весь запас красок. Вот в таких случаях домашние краски будут просто незаменимы. Они недорогие, безопасные для здоровья и очень приятные на ощупь. Свои краски я подарил младшим сестренкам. Они были очень рады подарку и сразу принялись создавать свои шедевры (Приложение 18).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе исследования я ознакомился с историей возникновения красок, узнал, как изготавливались первые краски, выяснил, что они бывают растительного происхождения. Изучив литературу, и проведя эксперименты, я понял, что краски можно приготовить самому. Практическая часть моей работы содержит эксперимент по изготовлению красок в домашних условиях. Эти краски безопасны, экологичны, у них приятная консистенция. Таким образом, я сделал вывод, что краски изготовленные из растительных материалов пригодны для использования, они достаточно стойкие, однако их цветовая гамма ограничена, они не такие яркие, как искусственные.

Моё предположение, что краски можно изготовить «не выходя из дома» подтвердилось.

Изучая данную тему, я понял, что краски играют очень важную роль в нашей жизни.

Также я провёл исследовательскую работу, изучив значение цвета в творчестве писателей и музыкантов. Если очень хочется рисовать, но красок под рукой нет, не расстраивайтесь! «Включите» фантазию, и тогда ничем не примечательная свекла превратится в тюбик с красной краской, а сажа из печки - в черный карандаш.

В своей работе я ответил на все интересующие меня вопросы и заинтересовал своих одноклассников и считаю, что задача, поставленная мной выполнена. Гипотеза доказана.



</











































Список литературы и используемых источников:



  1. 365 научных экспериментов.

  2. Детская энциклопедия «Хочу все знать»

  3. Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. / В. Н. Лазарев.

  4. Шалаева Г.П. Новейший справочник школьника.

  5. Энциклопедия для детей и юношества: История искусства от древности до средневековья : Ч.1. Изобразительное искусство и архитектура. / Сост. С.Т. Исмаилова.

  6. Энциклопедия «почемучки»

  7. www.vrn-histpage.ru.

  8. daksnike.narod.ru

  9. ru.wikipedia.org

















 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал