7


  • Учителю
  • Конспект урока по внеурочной деятельности 'Цель шахматной партии. Мат. '

Конспект урока по внеурочной деятельности 'Цель шахматной партии. Мат. '

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Тема . « Цель шахматной партии. Мат»

Цели: научить детей решать шахматные задачи на мат в 2-3 хода, а также взаимодействию слона с другими фигурами;

продолжить формирование умения ориентироваться на шахматной доске, проводить элементарные шахматные комбинации, повторение базовых знаний, связанных с шахматной игрой;

развитие внимания, памяти, воображения, логического мышления.

Оборудование: демонстрационная шахматная доска

настольные наборы шахмат,

интерактивная доска

Ход занятия

1. (Слайд 1) Приветствие

-Добрый день, дорогие мои ученики и уважаемые гости. Ребята, поприветствуйте гостей поклоном головы.

-Итак, начнём работу и так как присутствуют гости для них небольшая информация.

2. (Слайд 2) (читает ученик)Шахматы появились более двух тысяч лет назад в Индии. По легенде - мудрец Сета придумал игру, в которой король - самая важная фигура. Он не может ничего достичь без помощи других фигур и пешек

- Вот портрет короля, Сегодня он вместе с нами будут работать на уроке.

(читает ученик) Шахматы - это игра, которая напоминает сражение. Два войска сошлись на черно-белом поле битвы. Одно- белое, другое -черное. В бой всегда вступают 16 белых и 16 черных воинов. Руководят ими обычно два человека. Игроков зовут по - разному: противниками, соперниками или партнерами.

(читает ученик) Сражение, которое они разыгрывают, называется шахматной партией. Цель шахматной партии- победить противника, поставить его короля в безвыходное положение. Ведь недаром слово шахматы в переводе с персидского языка означает конец повелителю.

3. Сообщение темы урока.

-Тема нашего урока так и звучит « Цель шахматной партии»

-Итак мы сегодня в очередной раз отправляемся в шахматную страну, а там, посмотрите, вся королевская рать поднимается на очередное сражение интеллектов. (Слайд 3)


4. Актуализация опорных знаний.

-Можем ли мы начать сражение? ( Нет, так как наши воины ещё не встали на свои места.)

1) Игра «Узнай фигуру» (6 фигур в одном мешочке и 26 в другом мешочке - расставляем на доску). Дети стоят по кругу и каждый называет фигуру и её местоположение.

-Поиграем? Подходите ко мне. Сейчас я предлагаю угадать фигуру,

назвать её местоположение и возможности хода. (Слайд 4)


2)Повторение. Пройдите на места и послушайте моё задание

Расставьте фигуры в те позиции, на которых они оставались в конце прошлого занятия. Сможете ли вы вспомнить их положение. (Вспомнить тяжело, но мы вчера составили нотацию)

-А что это? (Шахматная нотация - система условных обозначений, применяемых для записи шахматной партии или положения фигур на доске.)

4. Изучение нового материала.

1) -Откройте тетради и с помощью нотации расставьте фигуры на свои места.

(Презентация 2)

-В каком положении находятся фигуры? (Королю поставили шах)

-Что такое шах? (Шах - это нападение на короля любой фигуры или пешки. От шаха можно уйти.)

-Пробуем уйти. Уходит король чёрных фигур.

(Комбинация 1. Крв8, Се5,

2.Кра8,Сg6)

Поставили мат.

-Итак, что такое мат? Мат - это шах, от которого нет защиты.
Мат - это конец шахматной партии

2) Знакомство. Детский мат

-А теперь попробуем провести игру на мат.

а) Расставили фигуры. Что необходимо помнить перед каждым сражением? (Вспомнить правила игры.)

-Прочитайте правила 5,13,12.


5. Нельзя мешать партнеру думать.


12. Перед партией тоже принято рукопожатие.


13. Запрещается водить пальцем по шахматной доске, вычитывая

варианты.


б) -Часто новичкам в шахматах ставят «Детский мат». Опытные шахматисты сразу видят возможность «Детского мата», а вам необходимо с ним познакомиться и запомнить. Может кто-то знает эту комбинацию? Начинаем партию.


Детский мат -

1.е2 - e4 , е7- е5

2. Фd1-h5, Кв8-с6

3. Сf1 -c4, Кд8 - f6

4. Фh5 - f7.

Фигуры могут двигаться в разной последовательности, но основная идея - ферзь и слон атакуют поле f7.

-Вспомните правила 10, 9, 11

9. Если выиграешь, нельзя насмехаться над партнером и зазнаваться.


10.Если проиграешь, не стоит расстраиваться - даже лучшие

шахматисты мира потерпели в своей жизни много поражений.


11.После окончания партии проигравший пожимает противнику руку

- это дань уважения партнеру.


-А ещё хочу научить вас ставить самый быстрый мат. Может кто-то уже знает его?


3) Самый быстрый мат - мат, поставленный на втором ходу шахматной партии (самый быстрый мат в классических шахматах) в результате ошибочного дебюта белых.

В более широком смысле дурацкий мат - мат ферзем или (что реже) слоном по незащищенной диагонали h4-e1 или h5-e8 в начальной стадии партии.

Запись ходов:

1.f2-f3 e7-e6

2.g2-g4 Фd8-h4



-Итак, что является целью шахматной партии? Что такое мат?


(Мат - это шах, от которого нет защиты.
Мат - это конец шахматной партии)

5. Рекомендации на дом.

-При желании можете попробовать дома разыграть данные партии по предложенной нотации.

Детский мат

1. *е2 - e4 , *е7- е5

2. Фd1-h5, Кв8-с6

3. Сf1 -c4, Кд8 - f6

4. Фh5 - f7.

Самый быстрый мат

1. *f2 - f3, *e7 - e6

2. *g2 - g4, Фd8 - h4

Правила поведения за шахматной доской.

1.Играть надо молча, не спеша.

2.Если дотронешься до фигуры противника, ее придется побить (если

это возможно).


3.Если тронешь свою фигуру, ею нужно обязательно сделать какой -

нибудь ход.


4.Если сделал ход и отпустил руку от своей фигуры, перехаживать

нельзя.


5.Нельзя мешать партнеру думать.


6.Нельзя подсказывать игрокам.


7.Не следует вслух произносить «шах» и «мат».


8.Если какая - нибудь своя фигура или фигура противника

расположена не в середине клетки, то при своем ходе можно

сказать: «Поправляю» - и поставить ее поаккуратнее.


9.Если выиграешь, нельзя насмехаться над партнером и зазнаваться.


10.Если проиграешь, не стоит расстраиваться - даже лучшие

шахматисты мира потерпели в своей жизни много поражений.


11.После окончания партии проигравший пожимает противнику руку

- это дань уважения партнеру.


12.Перед партией тоже принято рукопожатие.


13.Запрещается водить пальцем по шахматной доске, вычитывая

варианты.





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал