7


  • Учителю
  • Рабочая программа по внеурочной деятельности Путешествие в компьютерную долину 2 класс.

Рабочая программа по внеурочной деятельности Путешествие в компьютерную долину 2 класс.

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

средняя общеобразовательная школа № 2087

"Многопрофильный образовательный комплекс

"Открытие""





ПРИНЯТО

школьным объединением

педагогов начальных классов

№______ от ______________







УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

_______ Спиридонова Е.С.

«_____»_______2014 г.



Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Путешествие в компьютерную долину»

«для 2 класса «Д»

на 2014 - 2015 учебный год



Учитель: Лепехина Светлана Викторовна

Количество часов по программе - 34

Количество часов по учебному плану - 34

Количество часов в неделю - 1











Согласовано зам.по УВР Т.Н. Киселева









Пояснительная записка.



Программа разработана на основе Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под ред. В.А. Горского. - М.: Просвещение, 2010) .





Актуальность программы.

В принятой Министерством образования РФ «Концепции о модификации образования» отмечено, что современные тенденции требуют более раннего внедрения изучения компьютеров и компьютерных технологий в учебный процесс.

На сегодняшний день компьютерная грамотность нужна любому современному человеку, компьютер используется в самых разных областях: обучение, развлечение, работа, общение и т.д. Чтобы приобрести навыки работы на компьютере, необходимы начальные, базовые знания. Без них любой пользователь персонального компьютера будет чувствовать себя неуверенно, пытаться выполнять действия наугад. Работа такого пользователя очень часто является непродуктивной и приводит к ошибкам.

Педагоги дополнительного образования могут помочь ребятам овладеть компьютером и научить применять эти знания на практике.

Ребенок в современном информационном обществе должен уметь работать на компьютере, находить нужную информацию в различных информационных источниках (электронных энциклопедиях, Интернете), обрабатывать ее и использовать приобретенные знания и навыки в жизни.

Учащиеся младших классов выражают большой интерес к работе на компьютере и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним. Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, продолжении образования.

В младшем школьном возрасте происходит постепенная смена ведущей деятельности, переход от игры к учебе. При этом игра сохраняет свою ведущую роль. Поэтому значительное место на занятиях занимают игры. Возможность опоры на игровую деятельность позволяет сделать интересными и осмысленными любую учебную деятельность. Дети при восприятии материала обращают внимание на яркую подачу его, эмоциональную окраску, в связи с этим основной формой объяснения материала является демонстрация.



Цель программы:

формирование основ информационно-коммуникационной компетентности (овладение младшими школьниками навыками работы на компьютере, умением работать с различными видами информации и освоение основ проектно-творческой деятельности).

Задачи программы:

1. Формировать общеучебные и общекультурные навыки работы с информацией (формирование умений грамотно пользоваться источниками информации, правильно организовать информационный процесс).

2. Познакомить школьников с видами и основными свойствами информации, научить их приёмам организации информации и планирования деятельности.

3. Дать школьникам первоначальное представление о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях.

4. Научить учащихся работать с программами Writer, Paint.

5. Научить учащихся работе на компьютере с использованием интегрированной графической среды ПервоЛого.

6. Научить учащихся находить информацию в Интернете.

7. Приобщить к проектно-творческой деятельности.

8. Формировать эмоционально-положительное отношение к компьютерам.





В программе курса "Компьютерный мир" выделяется 4 основных раздела:

1. Введение. Правила техники безопасности в кабинете информатики.

Знакомство с учащимися. Знакомство с правилами поведения и техникой безопасности в кабинете информатики. Вводная беседа о возможностях компьютера.

2. Мы в мире информации.

Понятие об информации. Информация в нашей жизни. Информация окружающего мира. Формы представления информации. Способы обработки информации. Что можно делать с информацией? Получение, преобразование, передача, хранение информации. Кодирование и декодирование информации.

3. Устройство компьютера.

Основные устройства компьютера. Функции основных устройств компьютера. Назначение и взаимосвязь устройств компьютера. Компьютер как вычислительное устройство. Знакомство с клавиатурным тренажером.

4. Компьютер - мой помощник.

Прикладные программы компьютера. Обработка графической информации на компьютере. Графические редакторы. Обработка текстовой информации на компьютере. Текстовые редакторы. Запись и считывание информации с диска.





Характеристика программы

Программа внеурочной деятельности мастерская «Мой друг - компьютер» рассчитана на детей младшего школьного возраста, то есть для учащихся 2 класса.

Программа составлена с учетом санитарно-гигиенических требований, возрастных особенностей учащихся младшего школьного возраста и рассчитана на работу в учебном компьютерном классе, в котором должно быть 10-12 учебных мест и одно рабочее место - для преподавателя.

Занятия проводятся по группам, по 40 мин 1 раз в неделю. Во время занятия обязательными являются физкультурные минутки, гимнастика для глаз. Занятия проводятся в нетрадиционной форме с использованием разнообразных дидактических игр.

Срок освоения программы - 1 год.

Объем курса - 34 часа.



Ожидаемый результат:

1. По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы на компьютере и применять их в практической деятельности и повседневной жизни.

2. Создание банка данных детских работ (статей, рисунков, презентаций) для использования в учебно-воспитательном процессе.

3. Совершенствование материально-технической базы.



Формы контроля.

Конкурсы рисунков, выставки, конференции, презентации и т.д. Теоретические знания оцениваются через участие во внеклассных мероприятиях - игра «Веселая информатика», конкурс «Юные информатики».



Требования к уровню освоения содержания дисциплины

должны знать:

- правила техники безопасности;

- основные устройства ПК;

- правила работы за компьютером;

- виды информации и действия с ней;

- назначение и возможности графического редактора PAINT;

- возможности текстового редактора Writer;



должны уметь:

- соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности;

- включить, выключить компьютер;

- работать с устройствами ввода/вывода (клавиатура, мышь, дисководы);

- запускать нужные программы, выбирать пункты меню, правильно закрыть программу.

- работать с программами Word, Paint;

- составлять и защищать творческие мини-проекты.











Календарно-тематическое планирование



Урок-практикум

Клавиатура

Изучение клавиш, быстрый визуальный поиск букв и цифр, ввод текста в программе Блокнот, редактирование готового текста (исправление ошибок), развивающая игра «Клавиатор»

Презентация, текст набранный с ошибками, ПК для работы, карточки с заданиями

11 12

Урок-игра

Творческая работа

Клавиатурный тренажер

Правильное расположение пальцев на клавиатуре, ввод текста по образцу, развивающая игра «Конструктор», создание справочника «Мои друзья»

Презентация, плакаты, макет справочника, ПК для работы

13

14

Урок-игра

Урок-практикум

Осваиваем мышь

Отработка навыков работы с мышью, развивающая игра «Раскраска» (разукрасить готовые шаблоны в Paint), закрашивание произвольными цветами, по образцу, по предлагаемому цвету области или полностью рисунка, развиваем навыки работы в парах и группах

Шаблоны для раскрашивания в Paint, карточки с заданиями, реквизиты к игре

15

Урок-путешествие

Обобщающий урок

Урок-игра «Путешествие в страну Информика», самостоятельное составление словарика изученного материала, развиваем навыки самостоятельной работы, логическое мышление

Презентация, реквизиты к игре





КОДИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ





16

Экскурсия с элементами игры

Носители информации

Изучаем народные приметы и проверяем их на практике, говорим о носителях информации: звук, бумага, береста, камень, деревья, снег и следы, электронные носители, развиваем навыки работы индивидуально и в микрогруппах

Карточки с заданиями, книга с пословицами

17

18

Урок-экскурс в историю

Творческая работа

Кодирование информации

Звуковое кодирование, рисуночное письмо, буквенное кодирование и иероглифы, создаем закодированное послание внеземным цивилизациям, оформляем стенгазету, развиваем командный дух

Презентация, канцтовары для оформления газеты

19

Урок-экскурс с творческой работой

Алфавит и кодирование

Изучаем различные виды алфавитов: греческий, славянский, латинский, английский, изучаем письменные источники: папирусы, свитки, бересту, глинные таблички, составляем свой кодированный алфавит и с его помощью записываем фразы и предложения

Презентация, глина для табличек

20

21

Урок-игра

Урок-практикум

Язык людей и компьютеров - что общего?

Изучаем формальные и неформальные (естественные) языки, компьютерный алфавит, создаем электронную азбуку

Презентация, ПК

22

Урок-игра

Обобщающий урок

Урок-игра на смекалку «В начале было слово…»

Реквизиты к игре





ЧИСЛОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ





23

Урок-игра

Числовая информация

Способы счета в древности - запоминаем и практикуем, ребусы и шарады с числами, игра «Счисляндия»

Презентация, карточки с заданиями

24



25

Творческое задание

Урок-практикум

Время и числовая информация

Число как средство представления информации времени, даты, календаря, текущей даты, разные форматы записи, заполнение шаблона «Часики с кукушкой», устанавливаем на компьютере дату и время

Электронный шаблон, ПК для работы

26



27

Математическая игра

Урок-практикум

Число и кодирование информации

Кодирование текстовой информации с помощью цифр, занимательные задачи из курса «Математика и информатика», работа в программе Калькулятор

Презентация, карточки с заданиями, ПК для работы

28





Урок-практикум

Помощники человека при счете

Абак, счеты, арифмометр, калькулятор, компьютер, работа в программе Калькулятор

Презентация, карточки, ПК для работы





ТЕКСТОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ





29

30

Урок-игра

Урок-практикум

Текст и его смысл

Буквы и слова, влияние знаков препинания на смысл текста, замена буквы в слове и смысл, ударение, шрифт, фразы-перевертыши, игра «Странствие по пословицам и поговоркам», читаем скороговорки

Презентация, шаблоны заданий

3132

Урок-игра

Творческая работа

Передача текстовой информации

Почта, средства доставки писем и общения, электронная почта, игра «сломанный телефон», игра «Почтальон», реклама на коробах, проект «Рекламный щит»

Презентация, реквизиты к игре, ПК для работы

33

Урок-игра

Обработка информации

Текст как цепочка компьютерных символов, текст в памяти компьютера, электронный текст, игра «Поле чудес»

Карточки с заданиями, презентация, кроссворд





ПОДВОДИМ ИТОГИ





34

Урок-игра

Обобщающее занятие

Сюжетная игра «Мультяшки»

Реквизиты к игре





Содержание курса

Введение

Правила техники безопасности при работе с компьютером и в кабинете информатики.

Знакомство с компьютером

Знакомство с компьютером. Роль компьютера в жизни человека. Диагностика ИК-компетентности учащихся. Основные устройства компьютера, их взаимодействие Функции и управление компьютерной мышью. Клавиши клавиатуры, значение клавиатуры и ее функции. Элементы операционной системы. Графический редактор Tux Paint.

Виды информации и действия с ней.

Понятие информации, виды информации. Получение, хранение, передача и обработка информации. Кодирование информации. Игра «открытие видов информации».

Учимся рисовать

Графический редактор Paint. Панель опций, панель инструментов, палитра, область выделения. Разработка и редактирование изображения. Сохранение рисунка на жестком диске. Копирование, печать рисунков. Проведение игры «Сказочное существо».

Создаем текст

Программа Writer, окно программы, элементы окна, программы, документа.

Ввод текста, непечатаемые знаки, отмена, возврат и повтор действий, параметры шрифта, цвет текста, применение эффектов, текст- объявление. Создание текста поздравительной открытки. Выделение, копирование, перемещение, удаление текста, редактирование текста. Автофигуры, вставка и редактирование рисунков, надписи Word Art. Проведение игры «Путешествие в страну Зазеркалье»





















Основная литература

  1. Борман Дж. Компьютерная энциклопедия для школьников и их родителей. - СПб., 1996.

  2. Гигиенические требования к использованию ПК в начальной школе// Начальная школа, 2002. - № 5. - с. 19 - 21.

  3. Завьялова О.А. Воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников// Начальная школа, 2005. - № 11. - с. 120-126.

  4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 № 393)

  5. Молокова А.В. Комплексный подход к информатизации начальной школы// Начальная школа, 2005. - № 1. - с. 119-123.

  6. 9.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Начальное общее образование./ Министерство образования Российской Федерации. - Москва, 2004

  7. 10.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Стандарт начального общего образования по технологии// Начальная школа, 2004. - № 9,10.

  8. Шафрин Ю.А. Информационные технологии: В 2 ч. Ч.2: Офисная технология и информационные системы. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1999. - с.336.

  9. Пейперт С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи. М.: Педагогика, 1989

  10. Сопрунов С.Ф., Ушаков А.С., Яковлева Е.И. ПервоЛого 3.0: справочное пособие. М.: Институт новых технологий, 2006

  11. Истомина Т.Л. Обучение информатике в среде Лого. Комплект из двух рабочих тетрадей.

  12. Яковлева Е.И. ЛогоМозаика. М.: Институт новых технологий, 2000

  13. Методическая газета для учителей информатики "Информатика", Издательский дом "Первое сентября", № 6, № 8 2006 года, № 23 2007 года.



Дополнительная и справочная литература

1. Максимова Л. Г. Социально-культурологический подход в преподавании

пропедевтического курса информатики// Информатика и образование. - М. 2008. № 12 С. 25-27.

3. Малых Т.А. Наши дети во всемирной паутине Интернета // Начальная школа

плюс До и После. - М. 2007, № 7. С. 8-11.

4. Малых Т.А. Информационная безопасность молодого поколения //

Профессиональное образование. Столица. - М.2007. № 6. С.30.

5. Малых Т.А. Ребенок у компьютера: за или против// Воспитание школьников. -

М.2008. № 1.С.56-58

Литература для обучающихся

  1. «Информатика. Основы компьютерной грамоты. Начальный курс» под ред. Н.В. Макаровой, Питер, 2004 г.

  2. Мой друг компьютер. Детская энциклопедия А.В. Зарецкий

  3. Соболев А. Игры с Чипом. М.: Детская литература, 1991

Интернет - ресурсы.

nachalka.seminfo.ru

school-collection.edu.ru/



















































 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал