- Учителю
- Тематическое планирование (ИЗО) 4класс Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А.,
Тематическое планирование (ИЗО) 4класс Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А.,
№ урока |
Наименование разделов и тем |
Характеристика основных видов деятельности ученика ( на уровне учебных действий ) по теме |
Плановые сроки прохожде ния |
Скоррек тирован ные сроки прохож дения | |||
Раздел |
Тема | ||||||
1 |
Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) ( 17 часов ) |
Изображение с натуры природных объектов любым графическим материалом. Создание коллективного альбома «Пейзажи нашей Родины». Освоение техники «а-ля прима»
|
Работа на плоскости Выполнять графические зарисовки, этюды, небольшие живописные работы с натуры в технике «а-ля прима». Представлять особенности освоения окружающего пространства людьми и животными. Понимать, что такое пространственное окружение. Запечатлевать уголки природы в пейзаже с помощью разных графических материалов. Создавать композицию в технике компьютерной графики с помощью линий и цвета. Примерная тема композиции: «Звуки и ароматы мира»
|
|
| ||
2 |
Создание многофигурных композиций по мотивам былин, сказаний и мифов. |
Понимать и представлять природные пространства разных народов: горы, степи, пустыни, пески, леса, озёра, равнины, реки, поля и др. Видеть и замечать красоту в явлениях окружающей среды. Выполнять зарисовки, этюды, живописные и графические работы разными техниками и материалами («Путевые зарисовки художника»)
|
|
| |||
3 |
Архитектура разных народов. Колорит - средство выразительности изобразительного искусства. Создание эскиза архитектурного ансамбля.
|
Осваивать и понимать особенности народной архитектуры разных регионов земли, её зависимость от природных условий. Участвовать в обсуждениях тем, связанных с ролью искусства (литературного, песенного, танцевального, изобразительного) в жизни общества, в жизни каждого человека. Создавать пейзаж с архитектурными сооружениями в технике графики
|
|
| |||
4 |
Создание образа своего дома, его гармоничное вписывание в родной пейзаж. Использование в работе линейной перспективы |
Активно использовать в обсуждении свои представления об искусстве и его роли в жизни общества, в жизни каждого человека. Передавать в творческих работах с помощью цвета нужное настроение, используя нужную цветовую гамму. Передавать средствами изобразительного искусства музыку своей родной природы (гор, степей, морей, лесов) без конкретного изображения. Создавать проект своего дома, находящегося в конкретной природной среде. Передавать цветом настроение в работе.
|
|
| |||
5 |
Сходства и различия картин, произведений декоративно-прикладного искусства разных художников. |
Овладевать навыками определения сюжета, содержания, графических материалов, выразительных средств художников. Создавать графическими средствами выразительные образы архитектуры, человека, животного в конкретной природной среде с учётом климатического своеобразия региона. </<font face="Times New Roman, serif">Осваивать и создавать выразительные образы природы, человека, животного средствами компьютерной графики ( в программе Pоint )
|
|
| |||
6 |
Пейзажные и сюжетные композиции. Создание творческих работ по материалам наблюдений и зарисовок. |
Создавать свои «Путевые зарисовки». Передавать в работе воздушную перспективу, первый, второй и третий планы, пространственные отношения между предметами в конкретном формате. Передавать пространственные отношения между предметами в природной среде с учётом единой точки зрения и воздушной перспективы. Примерные темы композиций: «Цветущий луг», «Перед грозой», «Весна в парке» (акварель «по сырому»), «Туман в городе (деревне, селе, лесу, горах)».
|
|
| |||
7 |
Развитие представлений о сюжетной композиции и смысловых взаимоотношениях изображаемых объектов и предметов на картине. |
Создавать сюжетные композиции, передавать в работе с помощью цвета, пятен, линий смысловые связи между объектами изображения, колорит, динамику. Использовать контраст для усиления эмоционально-образного звучания работы и композиционный центр, отделять главное от второстепенного. Владеть графическими компьютерными программами. Сюжетные композиции: базары, причалы, караваны, на площади, у колодца и т. д.
|
|
| |||
8 |
Знакомство с основными пропорциями человека, освоение особенностей изображения человека в движении. Создание сюжетных композиций на бытовые темы: «В избе».
|
Находить нужный формат, выделять композиционный центр. Передавать движение и эмоциональное состояние с помощью ритма пятен, штрихов в композиции на плоскости. Выполнять наброски с фигур одноклассников. |
|
| |||
9 |
Составление натюрморта из предметов ближайшего окружения. Передача объёма предметов: соблюдение соотношения целого и частей |
Составлять тематический натюрморт из бытовых предметов. Передавать в натюрморте смысловую зависимость между предметами и их принадлежность конкретному народу. Выполнять наброски и зарисовки с предметов разной формы
|
|
| |||
10 |
Создание коллективной объёмно -пространственной композиции. Изображение интерьера, в котором могла бы звучать колыбельная |
Демонстрировать умение работать в коллективе в условиях сотворчества. Передавать в рисунке настроение, колорит мелодии. Соотносить содержание и настроение песни с интерьером, в котором она могла бы звучать. Находить композиционный центр, выстраивать предметно-пространственное окружение (предметы в интерьере). Примерные темы: «Посиделки», «Весна - красна», «Масленица», «Святки». |
|
| |||
11 |
Изучение традиций народа и создание декоративных композиций по результатам исследования. |
Передавать в композиции сюжетно-смысловую связь объектов изображения. Передавать индивидуальную характеристику персонажа, используя внешние сюжетно-смысловые атрибуты (одежда, поза, предметы в руках и т. п.). Самостоятельно решать творческие задачи при работе над композицией. Передавать пропорции, характерные черты лица и фигуры человека графическими средствами. Примерная тема композиции: «Чайная церемония в Китае» |
|
| |||
12 |
Традиции, отображённые в сказках разных народов. Создание небольших этюдов в лепке по мотивам народных сказок. |
Работа в объёме и пространстве Воспринимать и понимать смысловое содержание народной музыки. Находить общие для разных народов интонации, мотивы, настроения. Работать по представлению в объёме на темы, связанные с передачей нескольких фигур в движении. Создавать небольшие этюды. Проводить самостоятельные исследования по изучению традиционных музыкальных инструментов разных стран, в том числе с помощью Интернета
|
|
| |||
13 |
Лепка из глины или пластилина фигуры человека в национальном костюме. |
Работать с моделью: выполнять наброски, зарисовки на передачу характерной позы и характера человека. Лепить человека по наблюдению. Передавать характер героя через его одежду, движения, позу, жесты
|
|
| |||
14 |
Создание коллективной объёмно-пространственной композиции по мотивам народной сказки или былины. Применение техники бумажной пластики. |
Наблюдать за движениями человека, передавать их в набросках и зарисовках. Работать по памяти и наблюдению. Создавать объёмно-пространственные композиции с учётом кругового распределения фигур в пространстве. Передавать основной замысел работы через особенности формы каждого предмета в композиции. Уметь грамотно перемещать детали композиции с учётом её темы и рельефа. Примерная тема композиции: «Аул в горах»
|
|
| |||
15 |
Эскизы рельефных украшений. Создание коллективной композиции в технике аппликации |
Декоративно-прикладная деятельность Иметь представление о том, что такое народный декоративный орнамент, уметь создавать свой орнамент, используя элементы орнамента конкретного региона (народности). Создавать коллективную композицию на тему. Сотрудничать с другими учащимися в процессе совместной творческой работы. Примерная тема композиции: «Деревенская улица»
|
|
| |||
16 |
Изучение флоры, фауны региона. Разработка фрагмента узора и его трафарета. Симметрия при создании изображения. Выполнение эскизов рельефных украшений
|
Представлять и передавать симметрию и асимметрию в природной форме. Передавать на плоскости и в объёме характерные особенности предмета. Соблюдать пропорции и конструкцию, масштаб деталей, добиваться выразительности изображения |
|
| |||
17 |
Создание проекта интерьера (закрытого пространства). Создание в классе «музея-уголка» народного искусства. Ремёсла и виды народного творчества. |
Проводить совместно с родителями и учителем исследование: выявление существовавших ранее промыслов и ремёсел в близлежащих областях и населённых пунктах. Иметь представление об особенностях традиционного декоративно-прикладного искусства у разных народов. Знать о происхождении народного искусства, его изначальной прикладной функции. Понимать зависимость народного искусства от особенностей местности, климата; видеть его связь с культурными традициями региона. Принимать участие в экскурсиях в центры народных промыслов, находящиеся неподалеку от населённого пункта, в котором живут учащиеся. Создавать в классе «музей-уголок» народного искусства, пополнять его экспонатами.
|
|
| |||
18 |
Развитие фантазии и воображения (11 часов) |
Песни разных народов и произведения композиторов по мотивам народного искусства (М.П. Мусоргский, М.И. Глинка, П.И. Чайковский). Самостоятельные исследования по теме «Народные мотивы в творчестве композиторов» |
Работа на плоскости Уметь работать разными художественными материалами и инструментами: кистями и красками, тушью и пером, цветными карандашами на тонированной бумаге. Самостоятельно размышлять на темы: «Родной язык», «Звучащее слово орнамента», «Поэзия декоративно-прикладного искусства». Раскрывать понятия «устное народное творчество», «литературная (авторская) сказка Создавать под руководством учителя коллективную «Книгу народной мудрости»: поговорки, притчи, пословицы, приметы, образцы лубочных картинок. Использовать для этого поисковые системы Интернета
|
|
| ||
19 |
Заочные экскурсии и путешествия по теме « Искусство разных эпох и народов. Изучение жизни разных этнических и социальных групп » |
Обмениваться мнениями об отображении исторического времени в изобразительном искусстве, литературе, театре. Выполнять графические работы на основе результатов обсуждения. Примерные темы композиций: «Рисуем песню», «Как поговорка рассказала о своём народе», «Мудрое Эхо»
|
|
| |||
20 |
Создание сюжетных композиций по мотивам произведений искусства разных исторических эпох |
Создавать коллективные композиции в технике коллажа. Передавать в работе колорит, динамику сообразно теме и настроению. Выполнять цветовые и графические композиции на тему. Создавать из них коллективную композицию или книгу
|
|
| |||
21 |
Абстрактная объёмная форма на передачу активного движения. Лепка по мотивам народной музыки и танца. |
Распределять сюжеты среди учащихся в группе. Создавать композиции по мотивам «образной хореографии» под музыку. Представлять, что такое абстрактная композиция на плоскости и объёмная абстрактная форма в лепке (передача активного движения - динамики). Примерные темы композиций: «Хоровод», «Барыня»
|
|
| |||
22 |
Путешествие на «машине времени» в прошлое, будущее, в космос. Создание на эти темы объёмно-пространственных коллективных композиций. |
Работа в объёме и пространстве Глина, пластилин, бумажная пластика, проволочная конструкция (по выбору). Создавать необычную, фантастическую среду (в классе, в школьном музее, в игровой комнате, в своей комнате дома, в детском саду). Участвовать в коллективной творческой работе в реальной предметно-пространственной среде (интерьере школы). Переключаться с одной деятельности на другую
|
|
| |||
23 |
Творческое исследование. Зарисовки деталей украшений народной игрушки. Создание декоративных композиций. |
Изучать форму народных игрушек и изделий декоративно-прикладного искусства. Передавать в работе взаимозависимость материала и пластики, характера украшения и формы предмета (Филимоново, Дымково, местные народные промыслы). Отображать характер традиционной игрушки в современной пластике. Создавать коллективные объёмно-пространственные композиции из выполненных работ. Определять цветовой и средовой характер композиции. Примерные темы композиций: «Мы под радугой живём в стране мастеров», «Фантастическая птица», «Сказочная рыба», «Волшебное растение»
|
|
| |||
24 |
Изучение символов, встречающихся в русских узорах. Составление собственных узоров для крестьянской одежды, эскиза ковра из войлока |
Декоративно-прикладная деятельность Участвовать в подготовке «художественного события» на темы сказок (оформление класса, зала, игра с куклами, проведение народных игр: «вживание» в образы сказочных героев), включающего проигрывание эпизодов из сказок с известными героями, постановку кукольных спектаклей; приготовление национальных блюд; организацию общего стола; танцевальные и музыкально-двигательные композиции по мотивам народных танцев. Создавать аппликацию, расписывать силуэты предметов быта (утвари) по мотивам народных орнаментов
|
|
| |||
25 |
Древо, символизирующее мироздание. Создание своего «древа мира» с использованием мотивов орнамента |
Уметь объяснить, чем похожи и в чём различны традиции каждого из народов, с которыми учащиеся познакомились благодаря информации в учебнике (в сказках), узнавая об орнаменте, оформлении жилища, обустройстве дома в целом. Что особо примечательного у каждого народа?
|
|
| |||
26 |
Создание декоративных композиций по мотивам народных промыслов - Жостово, Городца, Хохломы; народной матрёшки. |
Изучать произведения народного и декоративно-прикладного искусства. Уметь объяснять, чем обусловлен выбор мастером материала, формы и декоративного украшения предмета. Создавать композиции по мотивам народного декоративно-прикладного промысла. Примерные темы композиций: «Новый год», «Масленица», «Весна - красна»
|
|
| |||
27 |
Организация и проведение в «художественного события», посвящённого народному искусству
|
Создавать коллективные панно, эскизы и элементы костюмов, подбирать музыкальное сопровождение к событию. Оформлять класс и школу к праздничным датам |
|
| |||
28 |
Отображение объектов флоры и фауны в местных народных росписях |
Знакомиться под руководством взрослых с особенностями народного искусства своего региона. Участвовать в коллективных проектах, связанных с историей и современным состоянием народных ремёсел. Создавать творческий продукт (как составную часть проектной работы)
|
|
| |||
29 |
Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика) (6 часов) |
Развитие представлений о композиции в живописи, скульптуре, архитектуре, прикладном искусстве. |
Иметь представление об особенностях композиции в разных видах изобразительного искусства: в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве (ритм, динамика, цветовая гармония, смысловой композиционный центр). Улавливать особенности и своеобразие творческой манеры разных мастеров. Создавать свои композиции, подражая манере исполнения понравившегося мастера
|
|
| ||
30 |
Представление об особенностях мотивов, характерных для народной росписи, и декоре игрушек. |
Понимать и представлять, что такое народное декоративно-прикладное искусство. Уметь соотносить и объяснять особенности формы изделий разных народных промыслов. Находить особенное в каждом виде народного искусства. Выполнять самостоятельно эскизы предметов - изделий народного искусства. Примерная тема: «Что общего и в чём различие между городецкой, жостовской и хохломской росписями?». Уметь работать в сотворчестве с другими детьми
|
|
| |||
31 |
Понятий «природные условия», «рельеф местности». Беседа о влиянии природных условий на особенности и характер народной архитектуры. |
Представлять и уметь объяснять понятия «природные условия», «рельеф местности». Раскрывать в своём объяснении характер формы народной архитектуры и её зависимость от климата и окружающей природы. Создавать эскизы, проекты архитектурных объектов, учитывая при этом их зависимость от рельефа местности Размышление на тему: «Архитектура не нарушает гармонию в природе, а воспринимается как часть природы»
|
|
| |||
32 |
Представление о солярных (солнечных) знаках. Назначение и смысловое обозначение элементов декоративного традиционного орнамента |
Представлять смысл и обозначение изображений в солярных символах разных народов (фольклор устный и письменный). Понимать, что такое сакральное искусство; воспринимать нравственный смысл народного искусства. Создавать несложные декоративные композиции с использованием солярных знаков в эскизах росписи и декоративном орнаменте
|
|
| |||
33 |
Знакомство с творчеством художников, создававших произведения в анималистическом жанре |
Уметь передавать форму, динамику (движение), характер и повадки животных в объёме (лепка), графике (линия), живописи (работа от пятна), декоративно-прикладном искусстве (лепка по мотивам народного игрушечного промысла). Живопись, графика, скульптура (В.А. Серов, В.А. Ватагин, П.В. Митурич, А.Г. Сотников и др.)
|
|
| |||
34 |
Знакомство с разными видами изобразительного искусства, в которых изображение человека - один из главных элементов композиции. |
Представлять и называть разные виды изобразительного искусства, в которых изображение человека - композиционный центр. Уметь объяснять, чем отличается изображение человека в станковом искусстве от изображения человека в декоративном или народном искусстве (формой, характером, манерой). Создавать собственные небольшие композиции, подражая манере того или иного художника (по выбору)
|
|
|