- Учителю
- Исследовательский проект 'Скрипка-душа'. 1 класс
Исследовательский проект 'Скрипка-душа'. 1 класс
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 7 Г.НОВОПОЛОЦКА»
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Исполнили: учащиеся 1 «Б» класса
Руководитель: Галецкая Ирина Николаевна,
педагог I ступени общего среднего образования
Цель проекта:
-
организовать и провести музыкальную гостиную.
Задачи:
-
узнать о происхождении и устройстве скрипки, её изготовлении, исполнителях-виртуозах из литературных источников;
-
учиться поиску информации вместе с одноклассниками, педагогом, родителями;
-
составить копилку стихов, загадок, рассказов о скрипке;
-
создать иллюстрированный альбом о скрипке;
-
презентовать подготовленные материалы в рамках музыкальной гостиной.
Готовимся к встрече
со скрипкой
Что мы знаем о скрипке
Скрипка - четырёхструнный смычковый инструмент, самый высокий по регистру в скрипичном семействе. Составляет основу классического симфонического оркестра, струнного квартета, исполняет сольные партии в различных стилях музыки.
Скрипка - это напряжённая
система
акустического
излучения
с переменными динамическими
и частотными параметрами
резонансного преобразования
первичных колебаний (струн)
в темброво обогащённый
и усиленный звук.
Королева оркестра
Королева оркестра - скрипка - самый распространенный струнный смычковый инструмент. «Она в музыке является столь же необходимым инструментом, как в человеческом бытии хлеб насущный», говорили о ней музыканты ещё в XVII веке.
Смычковые инструменты были известны давно, но всё же они значительно моложе щипковых. В Древней Греции смычка ещё не было. Можно считать, что родиной смычковых инструментов была Индия первых веков нашей эры. Из Индии смычковые инструменты попали к персам, арабам, народам Северной Африки, а оттуда в восьмом веке пришли в Европу. Предположительно непосредственной предшественницей скрипки была так называемая лира да браччо, ведущая происхождение от старинных виол. Подобно скрипке, этот инструмент держали у плеча (итальянское braccio - плечо), приёмы игры также были схожи со скрипичными.
Точная дата рождения непосредственно самой скрипки неизвестна, но приблизительно можно судить о времени её возникновения - это кон.15 - нач. 16 вв.
Создание такого замечательного инструмента, как скрипка, - заслуга старых прославленных мастеров.
Скрипки делали во многих странах мира, но лучшие скрипичные мастера жили в Италии, в городе Кремоне. Скрипки, сделанные кремонскими мастерами XVI - XVIII веков Амати, Гварнери
и Страдивари, до сих пор считаются непревзойдёнными.
Свято хранили итальянцы секреты своего мастерства. Они умели делать звук скрипок особенно певучим и нежным, похожим на человеческий голос. Знаменитых итальянских скрипок сохранилось до нашего времени не так уж много, но все они - на строгом учёте. Играют на них лучшие музыканты мира. В оркестре скрипки - главные инструменты. Им поручают ответственные эпизоды. Вспомните, как часто в оркестровых пьесах слышится пение скрипок, иногда широкое и спокойное, иногда взволнованное, а порою и драматически напряжённое. А в Польке-пиццикато братьев Иоганна и Иозефа Штраусов и некоторых других произведениях скрипки использованы совсем необычно: исполнители играют на них не смычком, а защипывая струны пальцами, как на щипковых инструментах. Этот приём называется пиццикато.
Очень широкое распространение получила скрипка как сольный инструмент. Для неё созданы разнообразные произведения - от виртуозных этюдов Паганини до лирических пьес Прокофьева. Многими композиторами написаны концерты для скрипки с оркестром. Вы, наверное, слышали концерты Бетховена, Мендельсона, Брамса, Чайковского, Глазунова, Прокофьева, Шостаковича, Хачатуряна.
Художественное творчество
Загадки о скрипке
В лесу вырезана,
Гладко вытесана.
Поёт, заливается,
Как называется?
Из дерева вырубается, а в руках плачет.
Кроссворд
1.
П
Е
С
Н
Я
2.
Д
У
Д
К
А
3.
Р
О
Я
Л
Ь
4.
Г
И
Т
А
Р
А
5.
П
А
Т
Е
Ф
О
Н
6.
Б
А
Л
А
Л
А
Й
К
А
7.
Г
А
Р
М
О
Н
Ь
1. Один из трёх «китов» музыки.
2. Не возьмёшь - она молчит,
Дунешь - сразу зазвучит.
3. Я стою на трёх ногах,
Ноги в чёрных сапогах.
Зубы белые, педаль.
Как зовут меня? …
4. По полю дорога,
На дороге тревога.
Под дорогой дыра, в дыре игла.
5. Музыкант, певец, рассказчик,
6. В лесу выросло, из лесу вынесли,
На руках плачет, а по полу скачет.
7. Морщинистый Тит всю деревню веселит.
Музыкальная гостиная
Известные мастера
Переставь кирпичики - слоги и отыщи имена известных скрипичных мастеров
ДЖИ
МА
НИ
ТИ
А
МА
ВА
РИ
СТРА
ДИ
РИ
ГВАР
НЕ
НЕР
ШТАЙ
Джованни Паоло Маджини (Giovanni Paolo Maggini) | 1580 - 1632 | Итальянский скрипичный мастер. Инструменты его работы отличаются мягким звуком, похожим на альт и высоко ценятся. Его сын, Пьетро Санто Маджини, также изготовлял превосходные скрипки, альты и басы. |
Никола Амати (Nicola Amati) | 1596 - 1684 | Один из известнейших мастеров семейства Амати. Создатель многих струнных инструментов, в том числе и виолончелей. учитель таких прославленных мастеров по созданию струнных инструментов как Якоб Штайнер, Антонио Страдивари и Андреа Гварнери. |
Якоб Штайнер (Jacob Stainer) | 1617 - 1683 | Первый известный австрийский мастер, наиболее знаменитый представитель тирольской школы. |
Андреа Гварнери (Andrea Guarneri) | 1622 или 1626 - 1698 | Знаменитый изготовитель смычковых инструментов. Андреа был учеником известного мастера Амати, жил в 17 веке в Кремоне. |
Антонио Страдивари (Antonio Stradivari) | 1644 - 1737 | Знаменитый мастер струнных инструментов. Сохранилось около 650инструментов его работы. |
Джузеппе Гварнери дель Джезу (Giuseppe Guarneri del Gesu) | 1698 - 1744 | Внук Андреа, приобрёл наибольшую славу. Инструменты Джузеппе ценятся весьма высоко. На скрипке Гварнери играл Никколо Паганини. |
Иван Андреевич Батов | 1767 - 1841 | Первый знаменитый российский мастер по изготовлению музыкальных инструментов. |
Жан Батист Вийом (Jean Baptiste Vuillaume) | 1798 - 1875 | Французский скрипичный мастер. В 1828 году открыл собственную мастерскую в Париже. Занимался имитацией старинных итальянских инструментов. Сделал более 3000 инструментов. |
Капризна и изящна
Тот, кто уже видел скрипку, наверное, любовался её прекрасной, стройной «фигурой». Корпус скрипки очень изящен: с плавными закруглениями, тонкой «талией». Верхняя сторона корпуса изготовлена из ели, а нижняя дека - из клёна. На верхней деке красивые, в виде f вырезы, которые так и называются - эфы. И размер, и форма корпуса, и все мельчайшие детали, даже качество лака, которым он покрыт, тщательно продуманы. Ведь всё влияет на звук капризного инструмента. К корпусу скрипки прикреплён гриф, который заканчивается завитком. Перед завитком в желобке отверстия, в которые вставлены колки. Они натягивают струны, с другой стороны подгрифка. В середине корпуса плотно закреплённые у, приблизительно между эфами, на двух ножках стоит подставка. Через неё проходят струны. Их четыре. Они носят название тех звуков, на которые настроены: ми, ля, ре и соль или басок, считая от самой высокой струны. поворачивая колки, скрипач настраивает струны. Вы, наверное, уже видели, как это делается: перед концертом скрипач тихонько проводит по струнам смычком, проверяет их строй.
Общий диапазон скрипки - от соль малой до соль четвёртой октавы. Скрипач изменяет высоту звука, прижимая струну к грифу пальцами левой руки. Чтобы было удобно играть, он кладёт скрипку на плечо и придерживает её подбородком. В правой руке он держит смычок, которым водит по струнам.
Смычок - тоже важная деталь. От него во многом зависит характер звучания. Состоит смычок из трости или древка, на нижнем конце которого прикреплена колодочка. Она служит для натягивания волоса, который с другой стороны прикреплен к трости неподвижно.
Трость смычка сделана из бразильского дерева фернамбука. Волос, обычно изготовленный из белых конских волос, натянут между головкой и колодочкой трости. Длина смычка 75 см, а вес примерно 60 граммов. Смычок должен быть лёгким для того, чтобы музыкант мог легко с ним обращаться.
Если мы зацепим струну пальцем, а потом отпустим, звук быстро угаснет. Смычок же можно вести по струне непрерывно в течение долгого времени, и звук будет тянуться непрерывно. Поэтому скрипка очень певуча. На ней можно исполнять длинные плавные мелодии, как иногда говорят, на «одном дыхании», то есть не прерывая их паузами или цезурами.
Говорят, что скрипка поёт. И правда, звучание её похоже на трепетный человеческий голос. Но она умеет не только петь. Есть много различных способов, так называемых штрихов, которые применяют при игре на скрипке. Можно играть не на одной, а на двух соседних струнах сразу. Тогда звучат две мелодии. Больше чем два звука извлечь нельзя, так как струны расположены не плоско, а на закруглённой подставке. Однако скрипачи играют аккорды из трёх и четырёх нот особым приёмом - арпеджиато, беря звуки не одновременно, а один за другим, быстро скользнув по струнам смычком.
Футляр мне мама подарила, Я с радостью его открыла. Под бархатистым покрывалом Там мирно скрипочка дремала. | |||
| А к скрипке тоненький смычок Прижался будто бы сынок. Колки у скрипочки как ушки, Блестят на маленькой макушке. |
| |
Четыре светлые струны Слегка различной толщины Натянуты на ушки эти, Изящней скрипки нет на свете. | |||
| Я скрипку нежно подняла, К струне смычок я поднесла, И … даже страшно описать, Принцесса стала скрежетать. | ||
| Мне сразу стало так тоскливо, Как жизнь порой несправедлива. Но радом мамочка стояла, Она тихонько прошептала: | ||
| «С задачей справиться не смог Неопытный сынок-смычок. Научится он в школе петь И прекратит тогда скрипеть!» |
Движенья плавные смычка
Приводят в трепет струны,
Мотив звучит издалека,
Поёт про вечер лунный.
Как ясен звуков перелив,
В них радость и улыбка,
Звучит мечтательный мотив.
Чарует песней скрипка…
Виртуозы
История музыки знает имена прославленных скрипачей. Легендами окружено имя гениального Паганини. Его обвиняли в колдовстве, потому что в те времена, когда он жил - в первой половине XIX века, не верилось, что обыкновенный человек сам, без помощи волшебной силы, может так великолепно играть на скрипке, так он зачаровывал всех своей игрой. Но Паганини был просто гениальным музыкантом.
Никколо Паганини родился в Генуе в 1782 году. В 16 лет он отправился странствовать и покорил мир чудесной игрой. Музыкант использовал во время игры новые, для того времени необычные приёмы, а это значит, что ему были известны все возможности скрипки. Так, например, он усложнил приём игры пиццикато (щипком), или, с изумительной ловкостью отпуская струну соль, получал более низкий звук, или извлекал флагопеты - высокие звуки необычной холодной окраски. Так скрипку, которая в те времена была скорее оркестровым нструментом, Паганини вывел в сольные и показал, что и на четырёх струнах можно творить чудеса.
Нам помогли книги:
Бесова, М.А. Шутки, игры, песни соберут нас вместе. Сценарии праздников в начальной школе /Художники В.Х.Янаев, В.Н.Куров. / М.А.Бесова. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2000. - 240 с.,ил. - (Серия: «Вместе учимся, играем») (с.84-88)
Михайлова, М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов./ М.А.Михайлова. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 240 с., ил. (с.182-185)
Стахов, В. Творчество скрипичного мастера. / В.Стахов. - Л.: Музыка, 1988. - 232 с. ил. (с.16)
Михеева, Л. Музыкальный словарь в рассказах. / Л.Михеева. - М.: 1984 г. 168 с. с ил. (с.124 - 126)
Сукач, Л.М. Без лица в личине. Старинные и современные загадки. / Сост.Л.М.Сукач. - ИПП «Сож» Гомель,
1993г.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 7 Г.НОВОПОЛОЦКА»
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Исполнили: учащиеся 1 «Б» класса
Руководитель: Галецкая Ирина Николаевна,
педагог I ступени общего среднего образования