- Учителю
- Духовно – нравственное воспитание младших школьников на уроках основы православия и светской этики.
Духовно – нравственное воспитание младших школьников на уроках основы православия и светской этики.
Л.Ю. Колотушкина
учитель начальных классов
г. Бобров, МКОУ Бобровская СОШ № 1
Духовно - нравственное воспитание младших школьников на уроках основы православия и светской этики.
В Федеральном государственном стандарте начального общего образования в качестве важнейших качеств, которыми должен обладать современный выпускник, названы духовность, нравственность, самостоятельность, инициативность, предприимчивость, толерантность, мобильность. Показательно, что на первое место поставлены те черты, которые в российском сознании всегда почитались как главные. Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, к труду, своим обязанностям и к самому себе, а также развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям. Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. Учителю требуется не только знание предметов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на духовно-нравственное воспитание ребенка. Поэтому актуальность духовно-нравственного воспитания школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями. Во-первых, наше общество нуждается в подготовке образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Во-вторых, в современном мире ребёнок живёт и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребёнка, на ещё только формирующуюся сферу нравственности. В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. В-четвертых, вооружение духовно-нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей. Таким образом, приоритетность обеспечения условий для духовно-нравственного воспитания детей очевидна. Все вышеназванные проблемы в области духовно-нравственного воспитания требуют целенаправленного разрешения. Введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» - это принципиальный шаг воссоединения обучения и воспитания. При этом светская и религиозная этика не противопоставляются, а рассматриваются в контексте взаимного дополнения, что естественно, поскольку в светском и религиозном подходах к воспитанию много точек взаимодействия, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку. Курс ОРКСЭ успешно реализует личностные результаты основной общеобразовательной программы, в том числе и в сфере духовно-нравственного развития, начиная с первой темы курса, единой для всех модулей - «Россия наша Родина». Уход в воспитании от традиций православия - одна из причин нравственного опустошения личности. Поэтому на уроках ОРКСЭ в первую очередь обращаются к нравственным ценностям православия. Ведь во все времена ядром русской культуры были православные устои и традиции народной жизни. В содержание уроков включаю чтение христианских притч, поэзии, демонстрации произведений изобразительного искусства, прослушивания песен, музыкальных фрагментов. Практически всегда на уроках читаем христианские притчи, которые передавались из поколения в поколения, но не утратили своей мудрости и простоты. Притчи всегда побуждают человека к размышлению, несут в себе доброту и любовь, учат находить ответы на вопросы бытия. Притчи играют особую роль, так как в них отражаются религиозные и светские традиции наших предков, передаются нравственные идеалы и показываются образцы поведения. Они отражают ценности, идеи, обобщают имеющийся опыт. Притча предполагает диалог, беседу со слушателем или читателем, и её основное действо разворачивается тогда, когда история рассказана и человек начинает её осмысление. Притчи являются одним из древнейших способов передачи мысли и обучения молодежи. Мои ребята очень любят творчество Светланы Копыловой, которая является автором - исполнителем собственных песен, ее называют первооткрывателем жанра «песен - притч». После прослушивания её песен мы их обсуждаем и делаем вывод - мораль. Нравственное здоровье каждого человека и каждой семьи анализируется и комментируется народным фольклором. Поэтому на своих уроках всегда использую произведения устного народного творчества. У каждого народа есть колоссальный по объёму фонд пословиц, поговорок и о совести, и о чести, и о достоинстве. Например, «В ком стыд, в том и совесть» (русская), «Совесть половина веры, а может быть и вся» (азербайджанская).
Формирование позитивных качеств личности одна из ведущих тем фольклора: «Хвалёного берегись хуже хаянного» (русская), «У кого много недостатков, тот легко находит их у других» (адыго-абхазская). Очень важно для выполнения основных задач курса ОРКСЭ сделать родителей и членов семей соучастниками педагогического процесса. Без взаимодействия с семьёй, без эмоциональной и этической поддержки взрослых, изучение предмета будет неполноценным и недостаточно эффективным. Воспитание ученика в школе и воспитание в семье - это единый неразрывный процесс. Включение родителей в школьную жизнь становится для ребёнка подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается на желании ребёнка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху.
Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, непосредственностью в поведении. Эти особенности являются залогом обучения и воспитания младших школьников. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного духовно-нравственного воспитания детей. Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит прежде всего в процессе обучения. Урок - место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. Обращение к опыту православной педагогики и светской этики в настоящее время особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. Введение в школе курса «Основы религиозных культур и светской этики» вызывало множество опасений со стороны родителей. Они не понимали, для чего необходимо все это нашим детям и что они будут делать на этих уроках. В мае 2014 г. в параллели 3-х классов нашей школы прошла родительская конференция, на которой мы постарались раскрыть цели и задачи курса, содержание модулей. Родители поддержали введение нового учебного курса, и при заполнении заявлений на изучение одного из модулей курса выбор был однозначным. Они выбрали модуль «Основы православной культуры». В сентябре 2014 года на родительском собрании родители поддержали введение данного курса и ими было высказано мнение, что хорошо возрождать в наших детях духовность, которой, к сожалению, многие в нашем обществе уже лишены. «Мы не всегда знаем, как воспитать в детях уважение к нравственным законам, а курс поможет в этом». На своих уроках я применяю работу по группам, технологию проектной деятельности, активно использую различные творческие задания, головоломки, современные формы и приемы обучения, физкультурные минутки. При составлении кроссвордов, презентаций к урокам использую интернет-ресурсы, где находятся необходимые песни, репродукции, мультфильмы. Я работаю в современной школе, которая в 2012 году стала лауреатом ΙΙ степени регионального конкурса «Школа - Лидер образования Воронежской области». Все кабинеты оборудованы интерактивными досками и персональными компьютерами с выходом в Интернет, есть медиатека, оснащённая электронными ресурсами, компьютерные классы с выходом в Интернет. Наши ученики с радостью приходят на эти уроки, ждут, когда будет следующий. Безотметочная система не сковывает детей. Они много рассуждают, доказывают, не боятся ошибиться. Дети сами задают вопросы, самостоятельно ищут на них ответ. Ребята очень неплохо работают с книгой. Они с увлечением рассматривают иллюстрации, читают тексты. Пытаются анализировать то, что узнали на уроках. Очень часто дети самостоятельно готовят сообщения к урокам, делятся своими знаниями. Это очень подстёгивает, заставляет учителя самосовершенствоваться. На уроках «Основы православной культуры и светской этики», как показывает анализ содержания модуля, основными понятиями, с которыми знакомятся дети из урока в урок, являются: Отечество, мораль, нравственность, добро, добродетель, справедливость, ответственность, семья, жизнь, честь, достоинство.
Очень важно при подготовке к уроку учесть все возрастные особенности ребят. Через игровые задания пополняется словарный запас наших учеников, развивается речь и, конечно же, положительная мотивация. Очень хорошо, что данный курс преподается при выходе из начальной школы. Все нравственные и культурные понятия в этом возрасте хорошо осознаются. Эти знания необходимы каждому человеку. Я считаю, такие уроки актуальны. Хочется верить, что эти уроки добра, понимания, общения сдвинут с места стену равнодушия, невежества и непонимания среди учащихся. Но, чтобы они были таковыми, нам педагогам, необходимо совершенствоваться, учиться, встречаться и делиться опытом. Только сообща можно добиться качественных и эффективных результатов. Особый интерес у детей вызвала такая форма работы как интервью. Ребята брали интервью у своих родственников, знакомых. Замечено, что отношения между детьми в классе стали более ровные, доброжелательнее. Результатом проведённых уроков по данному курсу стало обогащение детей в личностном, метапредметном и предметном планах. В личностном плане можно отметить проявление у детей таких качеств как доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость и внимание к другим людям, зачатков анализа и контроля собственного поведения в разных жизненных ситуациях. В метапредметном плане особенно ярко проявилось умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, осмысление текстов различных стилей и жанров, осознанное построение речевых высказываний, готовность слушать собеседника, вести диалог, развивается умение учиться в процессе решения учебных задач данного курса, проектной деятельности, в том числе - коллективной. В предметном плане заложены основы принятия и понимания детьми основных нравственных ценностей. Предмет «Основы православной культуры и светской этики» несёт в себе большой воспитательный потенциал. Василий Александрович Сухомлинский писал: «Необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека». Воспитательные возможности ценностей данного курса в школе состоят в том, что он направлен на:
-
воспитание гражданственности, сознание себя гражданами единого общества;
-
воспитание патриотического сознания, любви к нашей общей гражданской Родине - России;
-
воспитание веротерпимости, уважения прав и свобод сограждан, прав личности в духовной сфере жизни общества в целом;
-
развитие национального самосознания молодежи, приобщение к ценностям национальной культуры;
-
развитие нравственных начал личности, этической культуры, моральных принципов поведения, принятых в нашем обществе;
-
семейное воспитание - выработка уважения к семье, старшим, самостоятельности и ответственности в области семейной жизни.
Таким образом, содержание курса помогает формировать порядочного, честного, достойного гражданина, уважающего культурные традиции России, духовно-нравственные идеалы воспринимаются как надёжный и верный ориентир в быстро меняющемся мире. Работа в духовно-нравственном направлении - это долгий кропотливый труд. Но делать это, тем не менее, необходимо. Без любви к Отечеству и уважению к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота.
Литература
1.С.В.Анащенкова С.В. Сборник рабочих программ «Школа России» 1 - 4 классы. - М.: Просвещение, 2011.
2. А.В. Кураев «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» 4-5 классы, Москва, «Просвещение» 2012 г.