- Учителю
- Методы и приёмы духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения.
Методы и приёмы духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения.
Методы и приёмы духовно-нравственного воспитания
младших школьников
на уроках литературного чтения.
Вот уже около 20 лет я работаю в школе, за это время не один раз менялись учебники, переиздавались программы. Да и дети, пришедшие за парты уже не те, что были 20, даже 10 лет назад. Они более, активны и осведомлены, как им кажется, чуть ли не во всех областях жизни, они смелее и самоувереннее. Нередко у многих детей мы встречаем переоценку своей поверхностной информированности, пренебрежение к авторитету и мнению других, замечаем неумение чувствовать и нежелание задумываться. В представлениях детей о главных человеческих ценностях духовные ценности вытесняются материальными. Мне нужно еще много сделать, чтобы воспитать в детях нравственное чувство, вести их к подлинной духовности, воспитать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром, готовить ребят к вступлению во «взрослую» жизнь с ее нормами и требованиями.
В этом плане велика роль уроков литературного чтения.
По словам К. Д. Ушинского «Чтение - это упражнение в нравственном чувстве».
Поэтому главная задача уроков чтения - нравственное воспитание, становление личности ребёнка, обогащение души человека через чтение, размышление, через чувства.
Я работаю по программе «Гармония», используя в работе учебники О.В.Кубасовой. В данных учебниках представлен богатый выбор произведений духовно-нравственной тематики: фольклора, прежде всего, сказок, пословиц, поговорок, летописей, житий, поучений, «слов», и произведений русской классики: (Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, А.Н. Майков, Ф.И. Тютчев, А.С.Пушкин и т.д.), наполненных «светлым» мироощущением.
Часто мы говорим: «Книга-это открытие мира». Действительно, читая, ребёнок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребёнка, а также способствует в формировании знаний о моральных качествах человека.
Я наблюдаю, как на моих уроках литературного чтения дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой соотносят свои усилия с усилиями других, учатся слушать и понимать своих товарищей, сопоставляют свои знания со знаниями остальных, отстаивают мнение, помогают и принимают помощь. Также дети переживают вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок.
Начну с того, что нравственное начало пронизывает всю многогранную практическую деятельность ребенка, его мотивационную, эмоциональную и интеллектуальную сферы. На это я стараюсь опираться при выборе методов и приемов духовно-нравственного воспитания младших школьников на каждом этапе урока литературного чтения.
Для повышения эффективности урока и достижения поставленных целей и задач стараюсь разнообразить работу, используя различные приёмы:
1) Речевая разминка, которая включает в себя работу над словами, литературное произношение которых не всегда соответствует тому, что слышат дети (например: цепочка, алфавит, творог и др.). Используется чтение «спринт», «разведка», «снежный ком».
2) Ритмичное чтение.
Ритм - слово греческое, обозначает "соразмерность, стройность" - закономерное чередование музыкальных звуков, одно из основных выразительных и формообразующих средств музыки. Ритм отражает ритмику речи и метрику стиха. Для проведения данного вида работы составлены карточки для учителя и для учащихся, куда входят отрывки из стихотворений русских поэтов. Читаю отрывок, дети у себя должны найти продолжение. Повторяя при чтении темп речи, эмоциональную окраску стиха, дети учатся выразительному чтению, вырабатывается сознательность, правильность, беглость чтения, что в свою очередь ведёт к уверенности ребёнка в своих силах и, как следствие повышению интереса к предмету. Далее один из учеников, исполняя роль учителя, начинает чтение.
3) Ежедневно работаем со скороговорками, которые богаты эмоциональным настроем. Стараемся в каждой найти свою историю, проанализировать её.
4) Большое значение для формирования нравственных понятий имеет чтение пословиц и поговорок.
В.И. Даль очень образно, употребляя народное определение, сказал, что поговорка - это цветочек, а пословица - ягодка. И те и другие несут в себе основы народной философии, провозглашают нормы народной морали. Они утверждают благородную силу труда и науки («Красна птица перьем, а человек уменьем»), любовь к родине («Человек без родины, что соловей без песни»), самоотверженность («Смелость силе воевода»), говорят о любви и дружбе («Согласье крепче каменных стен»), о силе коллектива («Дружно не грузно, а врозь хоть брось»). В то же время они осуждают лень, ложь, измену, трусость, болтливость.
5) Широко использую работу в группах, как при проверке домашнего задания, так и в работе на уроке. Это и чтение наизусть друг другу, и ответы на вопросы, и чтение на проверку. При знакомстве с новым произведением читают по очереди. По окончании обязательно задаю вопрос: «Кто хочет сказать доброе слово об ответе товарища?» Это приучает детей находить не только отрицательные стороны в работе товарища (а они очень критичны), но и уметь сказать друг другу тёплое слово поддержки.
С целью обогащения словаря учащихся использую задания следующего характера:
- узнавание в тексте слов, относящихся к лексике человеческих отношений;
- подбор к данным словам синонимов и нахождение их в текстах, выяснение их сходства и различия;
- подбор к данному слову антонимов;
- работа над прямым и переносным значение слов;
- выполнение различных творческих работ;
- работа с пословицами и поговорками.
На своих уроках я использую различные способы развития мотивации:
1. Организация образовательного процесса.
Здесь важны:
- новизна, практическая значимость подаваемого материала;
- четкое структурирование;
- логичное, яркое, контрастное выступление;
- ритмичное чередование видов деятельности;
- опора на индивидуальные потребности.
2. Использование нетрадиционных форм обучения:
соревнования, экскурсии, путешествия, спектакли, игры, выпуск газет, коллективных работ, другие.
3. Проблемные ситуации.
Противоречивость материала дает детям эффект удивления и желание разобраться в проблеме. Это связано с врожденным стремлением личности к гармонии.
4. Культура общения: гуманное отношение, доверие к ученикам, разнообразие деятельности и полнокровная жизнь в классе.
5.Ситуация успеха.
Ситуация успеха - эффективный стимул познавательной деятельности. Для стимулирования нужна более высокая оценка, которая приводит детей к противоречию - «действительно ли я такой».
Таким образом, мотивация создает благоприятные условия для самореализации личности в условиях современного образования.
Следующий шаг - воздействие на эмоциональную сферу.
Один из приемов - непосредственно эмоциональное вслушивание - требует специального внимания учителя и специальной организации (использование литературно-музыкальных композиций с широким включением изобразительного ряда - репродукции картин, слайдов.) Моя главная задача - создание определенной эмоционально-эстетической атмосферы средствами разных видов искусства, «погружение» детей в эту атмосферу, глубокое сопереживание, созерцание. Подготовка и проведение таких уроков требует широкого сотрудничества самих детей. Такие уроки оставляют у детей ощущение праздника, поэтому провожу их не слишком часто.
Выразительное чтение учителя - это своего рода театр одного актера, который «своей игрой» (интонацией, паузами, расстановкой акцентов) помогает маленьким читателям «открывать» в тексте новые глубины и оттенки.
Выразительное чтение самих детей. Это своеобразный отчет себе самому о своем понимании текста, способность идентифицировать себя с героем произведения.
Художественная литература - богатый источник переживаний, личного интеллектуально-эмоционального опыта внутреннего поведения - не только способствует созданию и обогащению картины мира читающего, но и позволяет ему в процессе анализа ситуации приобретать знания о принятых в обществе нормах поведения и общения, о вариантах решения нравственных задач, переживать понимаемое и вырабатывать оценку происходящему, способствует мыслительно-эмоциональному «переносу» ребенка в ситуацию, описываемую в произведении, помогает идентифицировать себя с героем произведения.
Обязательный элемент на моих уроках - обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме через моделирование жизненных ситуаций. Ведь опыт может быть востребован и развит самим субъектом лишь в ходе реальных отношений, переживаний, затрагивающих его личностные ценности. Поэтому на своих уроках использую ситуационный подход, соответственно которому процесс обучения осуществляется через создание личностно-утверждающей (личностно-развивающей) ситуации.
Можно поставить перед ребёнком вопрос: наблюдал ли он в жизни что-либо похожее на данный случай? Беседу с учащимися следует вести так, чтобы вызвать у школьников эмоции не только одобрения, но и осуждения. Это будет способствовать воспитанию в детях нетерпимости к проявлению жестокости, эгоизма, равнодушия и поможет лучше увидеть положительные или отрицательные черты героя, дать им правильную оценку.
В своей практике использую следующие личностно-развивающие ситуации:
- проблемная - когда идет поиск новых знаний для решения проблемы;
- прогностическая - направлена на развитие умений предвидения последствий поступка (своего или чужого);
- конструктивная - предполагает проектирование поведения в заданных условиях;
- оценочная - направлена на формирование и развитие навыков оценки;
- аналитическая - используется для анализа верных и ошибочных действий участников;
- репродуктивная - предполагает возможность словесно или практически продемонстрировать опыт поведения.
Благодаря созданию личностно-развивающих ситуаций учащиеся изучают действительность, которая окружает их непосредственно, ежедневно, а также ту, что предстает перед ними опосредованно - в книгах, картинах, музыкальных произведениях.
На уроках использую такие формы и виды деятельности, как педагогические задачи, игры, игровые ситуации, изобразительная деятельность, прикладное творчество, коллективные творческие работы, написание детьми рассказов и стихов, занимательный материал.
Итог урока предлагаю подвести самим учащимся, отвечая на вопрос учителя. Это позволяет мне избежать лишней назидательности, а младшим школьникам - проявить самостоятельность в оценке и определении позиции по данному вопросу. Итог может быть сформулирован и в виде задания, выполнение которого требует использование полученных на уроке знаний. Там, где это целесообразно, предлагаю детям организовать практические дела, помочь их реализовать. В практической работе нравственные представления и понятия у детей будут уточняться и закрепляться.
Одним из показателей эффективности системы воспитания должно быть нравственное развитие ребенка, существенные изменения в его духовно-нравственном мире. Эти факторы проявляются у моих учеников в устойчивости нравственного поведения детей в обычных и осложненных ситуациях, в относительной независимости поведения от внешнего контроля со стороны взрослых, в умении предвидеть нравственные последствия своих поступков, в появлении внутреннего контроля - совести, осознания моральной стороны поступков и самого себя как носителя нравственности.
Огромное влияние на детей оказывают сказки, они хорошо воспринимаются и усваиваются детьми. Сказки несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную христианской нравственностью. Совместный с детьми анализ сказочных ситуаций и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях. Уроки в 3-м классе, посвященные сказкам «Как мужик гусей делил», «Дочь-семилетка», «Морской царь и Василиса Премудрая»; «Баба-Яга», «Падчерица и мачехина дочка» Русская народная сказка «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо» и др., становятся уроками духовности и патриотизма. Дети испытывают эстетическое наслаждение, читая русские сказки, учатся почитанию старших, постигают основы праведной жизни. Христианский смысл русского фольклора находит свое продолжение в сказках литературных. Сказки: учат читателей следовать заповедям, данным человеку Богом, жить в гармонии с собой и миром. При чтении английской сказки «Женщина, которая жила в бутылке»; Я. Аким «Жадина»; В. Зотов «Бабушкин халат», Дж. Родари «Солнце и туча» B. Драгунский «Тайное становится явным»; Н. Носов «Огурцы»; В. Осеева «Почему?»; шведская сказка «Принцесса лгунья»; Л. Пантелеев «Честное слово». Пермяк «Некрасивая Елка»; Е. Клюев «Сказки Простого Карандаша», «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина дети делают выводы о том, что добром воздается тем, кто живет, следуя нравственным законам: «Не убий», «Почитай отца и мать», «Не лги», «Не завидуй», а к тем, кто нарушает заповеди, приходит возмездие.
Христианский смысл русского фольклора находит свое продолжение в сказках литературных. Сказки: учат читателей следовать заповедям, данным человеку Богом, жить в гармонии с собой и миром.
Так в литературной сказке Пермяка «Некрасивая Елка» после обмена мыслями о прочитанной сказке и проверки заданий, выполненных в тетрадях, учащиеся переходят к обсуждению группы вопросов, расположенных в учебнике под номером 2:
- Почему Ёлку не любили её лесные собратья?
- Правильно ли относиться друг к другу, оценивая только по внешности? Почему?
- Какая русская поговорка выражает эту мысль? (По одёжке встречают, по уму провожают.)
- Почему Сказочник любил Ёлку и всячески старался защитить её?
В учебниках Кубасовой О.В. подобраны литературные произведения, которые формируют установки и идеалы у школьников (таблица 1).
Таблица 1
Формирование ценностных установок и идеалов на уроках литературного чтения
Установки и идеалы
Авторы, произведения
В природе нет ничего лишнего, "вредного"; каждый элемент природы - будь то крапива, майский жук, соловей, - очень важен, поддерживает природное равновесие.
В. Сухомлинский "Пусть будут Соловей и Жук", Э.Шим "Жук на ниточке", "Очень вредная крапива"
Ценности, оставленные нам в наследство и передаваемые из поколения в поколение: "Как аукнется, так и откликнется", "За добро добром платят".
Русская народная сказка "Лиса и Журавль", дагестанская сказка "Храбрый мал ьчик"
Если у тебя сердце отважного, мужественного, стойкого солдата, то, несмотря на клоунский наряд, ты таким и останешься и докажешь это в смертельном бою.
С. Воронин "Храбрый клоун"
Надо уметь себя защищать.
Ю. Юнгер "Белая роза"
Уметь видеть красоту природы вместе с автором, любившим свой край.
С. Есенин "Черёмуха", М. Исаковский "Ветер", В. Рахманов "Одуванчики"
У каждого человека есть дело, приносящее пользу людям, в том числе и себе самому.
С. Баруздин "Стихи о человеке и его делах", В. Голявкин "В шкафу"
Надо быть мастером в своём деле, чтобы приносить миру добро и красоту.
С. Пермяк "Волшебные краски"
Надо быть настоящим преданным другом, не менять своих друзей
В. Осеева "Добрая хозяюшка", "Три товарища"
Развитие сопереживания, сочувствия, сострадания; если ты делаешь доброе дело действительно для людей, то делай его безвозмездно.
И. Дик "Красные яблоки", В. Осеева "Просто старушка"
Воспитание любви к своей стране, любви, которая вырастает из неразрывной связи поколений. Это память о прошлом своей семьи, своего города, своей страны.
К. Ушинский "Наше Отечество", В. Орлов "Родное", П. Воронько "Лучше нет родного края", Г. Ладонщиков "Скворец на чужбине"
В преддверии майских праздников практически на каждом уроке мы говорим о той знаменательной дате, которую отмечает наша страна в мае месяце. Это годовщина со Дня Победы. 22 июня 1941 года война постучалась в каждую семью, коснулась всех, поэтому ребята не остаются безучастными к рассказам о пионерах - героях, подвигам солдат, труженикам тыла, приближавшим победу у станков. С большим интересом ученики посещают музеи (ВДВ), выставки, экскурсии по памятным местам нашего села, слушают рассказы ветеранов ВОВ, принимают участие в концертах, организованных для ветеранов. Ребята участвовали в конкурсе "Наша Победа", который проводился в школе.
На эту поисково-исследовательскую деятельность ребята были смотивированы на уроках литературного чтения в процессе изучения очерка К. Ушинского "Наше Отечество", стихов поэтов о родном крае.
Методические рекомендации к проведению уроков литературного чтения во втором классе
Очерк К.Ушинского "Наше Отечество"
Ребята определяют лексическое значение слов: Отечество, родина, государство. Знакомятся с символами нашей страны (флагом, гербом). К этому были привлечены учащиеся 6-ых классов, которые делали доклады о гимне, гербе и флаге России. Затем учитель знакомит учащихся с текстом.
После первичного восприятия ученикам предлагаются разноуровневые вопросы:
1 уровень: найди из текста и прочитай, почему мы зовём Россию Отечеством, родиной, матерью.
2 уровень: как вы объясните смысл следующих пословиц:
ЖИТЬ - РОДИНЕ СЛУЖИТЬ.
РОДИНА - МАТЬ, УМЕЙ ЗА НЕЁ ПОСТОЯТЬ.
ДЛЯ РОДИНЫ СВОЕЙ НИ СИЛ, НИ ЖИЗНИ НЕ ЖАЛЕЙ.
ВСЯКОМУ МИЛА СВОЯ СТОРОНА
.
- Какая из данных пословиц соответствует содержанию текста?
3 уровень: какая пословица из выше перечисленных лишняя и почему? Определи, о чём этот текст?
Данные задания помогают детям осознать свою причастность к великому государству, они учатся любить, уважать, ценить свою страну, заботиться о ней. Дети говорят о том, что любовь к Родине рождается из любви к своему краю, улице, школе, семье. Они видят в своей Родине мать, которая верит в их будущее, надеется на них, что в трудный момент они защитят её, как это сделали в прошлом их деды, прадеды…
С. Есенин "Черёмуха"
Анализируя стихотворение С. Есенина "Черёмуха", мы обращаем внимание на то, как поэт ценил свой край, весеннюю природу, видел и замечал то, на что не обращали внимания другие.
Цель урока: продолжить формирование таких ценностей, как любовь к своему краю, бережное отношение к природе.
Перед прочтением стихотворения ребятам задаётся вопрос, который нацеливает их на внимательное слушание, например:
- Почему автор так назвал стихотворение?
- Что вы почувствовали во время слушания стихотворения?
- Что автор хотел сказать в этом стихотворении?
После прочтения стихотворения учителем ребята отвечают на поставленные вопросы, выражают своё отношение, свои чувства и эмоции, делятся впечатлениями.
Следующим этапом работы является словесное рисование. Этот вид работы наиболее труден детям. Мы рисуем не общую картину, а опираемся на четверостишие, находим центральный образ, данный в этом произведении. На уроках риторики мы учимся создавать тематические цепочки, и это умение начинаем применять на уроках литературного чтения при словесном рисовании картин. За этим этапом следует работа над выразительным чтением стихотворения. Ребята получают карточки "Правила выразительного чтения":
Читайте медленно.
После каждой строчки надо обязательно делать короткую остановку - паузу.
Постарайтесь прочитать так, чтобы передать настроение автора и одновременно выразить свои чувства. (вслух читают 1 - 2 ученика)
Далее следует работа по развитию речи: толкование, уточнение смысла непонятных слов по словарю С.И. Ожегова.
1 уровень: отметьте в тексте непонятные вам слова.
2 уровень: определите значение данных слов по словарю.
Знакомство ребят с выразительными средствами - эпитетами и сравнениями, выделение их в тексте, показ значимости для лирического художественного произведения (они делают речь выразительной, яркой, точной, красочной).
Знакомство ребят с центральным и второстепенным образом стихотворения (черёмуха - центральный образ, воплощает в себе образ красивой кудрявой девушки; ручей - второстепенный образ, представляется юношей).
Стихи С. Есенина пробуждают доброту, заставляют человека испытывать разные чувства, и одно из них - любовь. Ею наполнена окружающая нас природа, она проявляется в отношениях между людьми.
Рефлексия: ребята отвечают на вопросы:
- Что произвело наибольшее впечатление?
- Что нового узнали?
- Какие задания показались интересными?
- Для чего нужна такая работа со стихотворениями?
Домашнее задание носило разноуровневый характер:
1 уровень: подготовить выразительное чтение стихотворения "Черёмуха".
2 уровень: красками нарисовать те картины, которые возникли в вашем воображении при чтении этого стихотворения.
3 уровень: выучить стихотворение наизусть.
4 уровень: сделать письменный анализ стихотворения по плану.
А. Гайдар "Совесть"
Ребята слушают текст в записи. Разговор с детьми начинается с вопросов:
Могла ли подобная ситуация быть на самом деле?
Был ли раньше такой случай в жизни Нины?
Докажите, что это произошло в первый раз (слёзы девочки).
Почему плакала Нина?
Ребята задумываются над смыслом слова "совесть", над тем, какого человека называют "бессовестным", смогут ли они дружить с таким. А если бы Нина была их другом, как бы они помогли ей? Второклассники говорят о том, что друзья помогают человеку стать лучше, исправить ошибку.
Дети рассуждают над смыслом пословицы "Совесть без зубов грызёт". Им предлагаются для обсуждения следующие вопросы:
Был ли в вашей жизни случай, за который вам стало стыдно?
Что хотел нам сказать А. Гайдар своим рассказом?
Давая оценку поступкам действующих лиц, дети непроизвольно оценивают самих себя: "А как бы я поступил на месте героя?", что является могучим средством самовоспитания.
На уроке происходит формирование мировоззрения:
формирование личных качеств человека (самостоятельности, честности, смелости);
формирование ценностных ориентиров школьников.
Особую важность в ходе учебного процесса приобретают коллективные беседы и устные высказывания учащихся на темы, имеющие воспитательное значение. Эти беседы должны быть сориентированы на воспитание в детях определённых качеств на преодоление недостатков. Все ребята принимают участие в обсуждении, никто не остаётся безучастным, так как данная проблема. поднятая в произведении, близка и понятна.
Е. Пермяк "Волшебные краски"
Первый раз ученики слушают рассказ в исполнении своих сверстников, которые заранее подготовились к выразительному чтению.
Далее учитель ставит перед ребятами проблемные вопросы, призванные будить интеллект ребёнка, ведь им предстоит разобраться в нравственном затруднении:
- Правы ли люди, обвинив мальчика в злонамеренных поступках?
- Правильно ли сделал Дед Мороз, подарив мальчику волшебные краски?
Ученики анализируют образ главного героя: мысли и чувства мальчика, черты характера.
Дети учатся судить об основных качествах мальчика, оценивать героя не только по поступкам, но и по мотивам:
выделяют свойства характера героя;
называют авторские слова, косвенно характеризующие героя (выражение лица, поза, жесты, интонация).
Работа над идеей произведения: побуждение детей к формулированию идеи произведения и к высказыванию собственного отношения следует после всех раздумий о прочитанном:
- Жаль ли вам мальчика?
- Можно ли помочь главному герою?
- Почему последние картины главного героя стали прекрасными? Как он этого добился?
- Как простые краски превратились в волшебные?
- Найдите и прочитайте в тексте ту часть, в которой выражена главная мысль. Согласны ли вы с ней?
На дом ребятам предложены задания с разным уровнем сложности:
- Представьте, что вы получили в подарок волшебные краски. Что бы вы нарисовали ими? Нарисуйте красками.
- Напишите сочинение: что бы ты хотел нарисовать волшебными красками?
Правильно заданные вопросы являются фактором, формирующим личность ребёнка, воспитывающим в нём определённые психические, интеллектуальные и морально - этические качества. Выражение учащимися в ответах своих этнических взглядов, идеалов, своего отношения к различным сторонам действительности, фактам повседневной жизни, к поступкам литературных героев являются значимыми для ценностной ориентации учеников.
В заключение хочется привести слова Василия Андреевича Сухомлинского, который говорил: «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».
Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».