7


  • Учителю
  • Календарно - тематическое планирование по изо 2 класс

Календарно - тематическое планирование по изо 2 класс

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Календарно - тематическое планирование по изобразительному искусству

на 2012-2013 уч. год

Учитель: Уфимцева Л.В.

2 КЛАСС (34 ч)

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Ведущая тема года:
КАКОГО ЦВЕТА СТРАНА РОДНАЯ



Содержание входящих в УМК учебника «Изобразительное искусство» для 2 класса и творческой тетради к нему в соответствии с утвержденной программой ориентировано на распределение часов по разделам и видам учебной деятельности на уроках изобразительного искусства с учетом трех разделов данного курса.


Разделы программы

Колтчество часов

I. Основы художественного изображения: художественный образ и изобразительное творчество учащихся

16

II. Народный орнамент России

14

III. Орнамент в искусстве народов мира

4

Итого

34


ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ

Развитие эмоционально-эстетического восприятия произведений изобразительного искусства. Произведения живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, отражающие состояния цветовой палитры в пейзажах золотой осени, разноцветной весны, солнечного лета, белоснежной зимы; наблюдение цветовых переливов в драгоценных камнях, яркости цвета в народных игрушках; ощущение теплоты цвета глины и изделий из нее; познание тайны цветов спектра.
Расширение знаний:
о цвете как о главном выразительном средстве живописи, декоративной композиции. Эмоциональная характеристика цвета. Знакомство с приемами работы акварелью, гуашью, тушью, фломастерами. Приемы превращения основных цветов (синий, красный, желтый) в многоцветную мозаику (цветовой круг). Приемы создания нюансных и контрастных цветовых сочетаний в живописных и декоративных композициях. Продолжение знакомства с использованием теплых и холодных цветов, с правилами смешения цветов (добавление белой или черной краски к основным цветам). Приемы работы раздельным удлиненным мазком. Знакомство с техникой монотипии;
о графических средствах выразительности (линия, контур, штрихи, кривые и ломаные линии, пятно, силуэт), об их использовании в рисовании с натуры, по представлению (натюрморт, цветы, животные, орнамент и т. д.). Приемы работы графическими материалами: черным по белому и белым по черному (простой карандаш, черная и белая гуашь, тушь, перо). Способы передачи в рисунке формы, пропорций, конструкции предмета.
Расширение эстетических представлений:
о станковой композиции (на примерах натюрморта, пейзажа, портрета, сюжетно-тематической композиции). Выделение главного в композиции (с помощью размеров, расположения на листе, цвета). Передача пространства (соотношение ближних и дальних предметов, их расположение в рисунке: ближе - ниже, дальше - выше). Передача смысловой связи между субъектами композиции;
о декоративной композиции (декоративный натюрморт, сюжетно-тематическая, орнаментальная, абстрактная композиции). Средства декоративной композиции: условное размещение на плоскости, силуэт, ритм, симметрия и асимметрия, условность форм, условность цвета. Создание декоративных образов на основе переработки природных форм, использование приема уподобления в аппликации, народной росписи.
Опыт художественно-творческой деятельности в изображении с натуры, по памяти и представлению в описании:
природы живописными и графическими средствами. Передача состояния природы в разное время года и суток (зимний день утром или вечером, солнечный или пасмурный день, мороз или оттепель и т. д.). Выявление эмоциональной роли цвета в передаче определенного состояния природы, в цветовом строе предметного мира: красного (прекрасного), зеленого (муравленого), синего (гжельского), черного и белого. Использование в рисунках точек, линий (цветной, черной и белой), мазков, пятен. Экспериментирование с цветовой палитрой (как направление мазка выявляет форму предмета, превращение раздельных удлиненных мазков в изображения старого дерева, солнечных лучей и т. д.; получение разных оттенков одного цвета - красный, малиновый, розовый; растяжение цвета - неоднотонный гжельский мазок синего кобальта и т. д.). Чтение композиционных схем пейзажа, сопоставление их с произведениями известных живописцев. Выбор вариантов построения пейзажа и выполнение собственных композиций («Краски родной земли», «Чародейкою зимою...», «Какого цвета снег», «Весна разноцветная»). Выполнение зарисовок по представлению архитектурных построек с передачей красоты пропорций, ритма конструктивных элементов («Русь белокаменная»);
натюрморта из природных и рукотворных форм. Приемы построения отдельных объектов и группы симметричных предметов с помощью оси симметрии и основных парных ориентиров. Передача в рисунке живописными материалами разнообразия форм, размеров, окраски плодов, овощей («Натюрморт на праздничном столе» - на основе контрастных цветов). Графическими средствами выявление многообразия форм, силуэтов бытовой утвари («Сосуды» - рисование по представлению приемом замкнутого контура, «Тайны черного и белого» - рисование хрустальной вазы белой линией по черному фону). Рисование с натуры натюрморта с предметом старинного быта («Золотым рукам цены нет») - графические или живописные материалы на выбор;
человека, животных. Выполнение набросков с натуры и представлению фигуры человека в движении. Использование их в составлении сюжетно-тематических композиций. Создание образов сказочных героев в народных костюмах («Красна девица и добрый молодец»). Разработка эскиза новогодней маски с последующим изготовлением на уроках художественного труда. Изображение домашних животных с передачей характерных особенностей формы, шерсти, движения (черной линией с белой оживкой, с использованием графических разделок разной конфигурации - завитки, штрихи, точки и т. д.);
в станковой и декоративной композициях (на примерах натюрморта, пейзажа, портрета, сюжетно-тематической композиции). Выполнение композиций с использованием вариантов композиционных схем («Мой отдых летом», «Зимние забавы», «Русское поле»). Выполнение композиции «Печь-помощница» (эпизод из народной сказки), иллюстрации к «Сказке о царе Салтане...» А. С. Пушкина с передачей смысловой связи между персонажами. Составление декоративных композиций с передачей яркости, звучности цвета в соответствии с замыслом («Увидал грача - весну встречай», «Космические фантазии»).


ОСНОВЫ НАРОДНОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

Развитие эмоционально-эстетического восприятия произведений народного искусства. Оптимизм, мажорность, привлекательность образов народного творчества. Связь произведений народного творчества с родной природой, с бытовыми, праздничными, трудовыми событиями, с яркими событиями народного календаря (на примере керамики Древней Греции, Балхар, Гжели, изразцов, филимоновской игрушки, произведений народных мастеров Городца и Полховского Майдана).
Формирование представлений о символике народного орнамента. Отражение родной природы в орнаментах вышивки, росписи по дереву, керамики. Образы-символы в орнаментальном искусстве: символы плодородия, благопожелания, природных стихий; обереги. Закономерности построения орнамента на замкнутой поверхности (круг, квадрат), ленточного орнамента («меандр», «пальметта», «лотос», «перец»). Знакомство со схемами ритмического построения орнамента (на примере орнаментов балхарской и древнегреческой керамики, русской народной вышивки). Выявление роли красного цвета в народном искусстве.
Опыт художественно-творческой деятельности:
упражнения по освоению приемов выполнения орнаментов на основе повтора и вариаций (зарисовки символов традиционных орнаментов - птицы-павы, матери сырой земли, засеянного поля); в процессе самостоятельного выполнения росписей по мотивам традиционных народных орнаментов на основе вариаций и импровизаций (роспись балхарских, древнегреческих керамических сосудов, роспись саночек для катания на Масленицу, составление орнамента для муравленого изразца, составление эскиза резной доски для печатного пряника); на воинских доспехах (шлем, кольчуга, щит, меч). Изображение воинов в полном боевом снаряжении, на боевых конях (на примере орнаментального украшения воинских доспехов в лаковой миниатюре Палеха);
ознакомление с филимоновской глиняной игрушкой. Особенности формы, пропорций (удлиненность, стройность). Своеобразие росписи: цветовая палитра (красный, желтый, зеленый); символичность элементов орнамента (знаки солнца, древо жизни, земли); геометрический характер начертания элементов (линии, круги, квадраты, елочки). Приемы выполнения орнаментальных элементов кистью. Упражнения на повтор филимоновских узоров. Составление композиции «Хозяйство деда Филимона» (на основе вариаций и импровизаций);
ознакомление с полхово-майданской деревянной игрушкой. Разнообразие и специфика точеных форм. Цветовой строй росписи - яркость, контрастность чистого цвета (желтый, розовый, алый, красный, голубой, зеленый, фиолетовый), наводка черным цветом. Упражнения на освоение последовательности и приемов выполнения орнаментальных мотивов (большой цветок роза, листок, ягоды и яблочки на ветке). Рисование полхово-майданской игрушки по выбору и ее роспись. На уроках труда изготовление игрушки по мотивам работ полхово-майданских мастеров;
ознакомление с искусством гжельской керамики. Необычность форм, названий сосудов (квасник, кумган с прилепами, налепами, фигурными растительными и животными элементами). Своеобразие одноцветной синей росписи (мазок с растяжением, мазок с тенями). Приемы кистевого письма (примакивание, живописный мазок). Выполнение упражнений на повтор элементов гжельской росписи (точки, капельки, сеточка, трехлопастный листок, усики и т. д.). Украшение узором силуэтов и моделей гжельских сосудов, изготовленных на уроках труда (на основе вариаций и импровизаций);
ознакомление с народным костюмом. Продолжение знакомства с основными элементами женского и мужского костюма (рубаха, сарафан, душегрея, головной убор - корона, венец, кокошник). Традиции украшения головного убора драгоценными камнями («Самоцветы земли и мастеров-ювелиров»), бисером, а рубахи, сарафана - вышивкой. Изображение женской и мужской фигуры в народном костюме («Красна девица и добрый молодец»).

ПРОИЗВЕДЕНИЯ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ.

в 1 триместре:

произведения профессионального искусства: А. Дейнека. Клубника. На юге; А. Мыльников. Лето; Т. Маврина. По дороге в Александровскую слободу; Б. Шаманов. Васильки. Зеленая рожь; З. Попов. Осенняя уборка; Ю. Земсков. Сибирская деревня; М. Малютин. Обезово (фрагмент); В. Васнецов. Три царевны подземного царства; Н. Рерих. Сокровище гор; Д. Митрохин. Болгарский перец. Яблоки и груши; А. Коняшин. Пироги с калиной; Д. Рожкали. Соколик ржи; В. Фаворский. Пролетающие птицы; Г. Кроллис. Дерево солнца; П. Филонов. Цветы; С. Никиреев. Яблоня цветет; Н. Щеглов. Натюрморт; Л. Одайник. Праздник. Ткачество; Э. Розенбергс. Танец. Ткачество; Т. Маврина. Гладиолус. Букет под липой; И. Машков. Натюрморт с ананасом;

произведения народного искусства: И. Баканов. Пастушок. Палех; Н. Смирнова. Осень. Шкатулка; ювелирные украшения - бармы, самоцветы Урала; дагестанская (Балхар), узбекская керамика; древнегреческие чернофигурные вазы; филимоновские игрушки; расписные изделия мастеров Хохломы; инкрустированные соломкой шкатулки и пластины кировских и белорусских мастеров; народная керамическая посуда; традиционные ветряки.

во 2 триместре:

произведения профессионального искусства: К. Петров-Водкин. Купание красного коня; Ю. Кугач. Семья; А. Лентулов. Небосвод; Д. Левицкий. Портрет дочери Агаши в русском костюме; А. Дейнека. Цветы на ковре; П. Кончаловский. Натюрморт с красным подносом; Р. Шах. Блюдо; Л. Нагорный. Декоративные вазы; В. Лебедев. Иллюстрация к стихотворению С. Маршака «Багаж»; А. Житнева. Белый Бим Черное Ухо; Н. Ромадин. Лесная деревня; Т. Маврина. Зимний день; Л. Фроленкова. Новый год; В. Смирнов. Праздник. XIX в.;

произведения народного искусства: вологодское кружево; Т. Беспалова. Родительский дом. Панно «Городец»; изделия гжельских мастеров - А. Федотова, А. Азаровой, З. Окуловой, Н. Бидак; изделия городецких мастеров; маски народов мира - Япония, Монголия, Северная Америка; народные тканые коврики; половички различных регионов России; щепные птицы мастера А. И. Петухова.



в 3 триместре:

произведения профессионального искусства: А. Косоков. Церковь Покрова на Нерли; И. Сандырев. А. Рублев; К. Юон. Купола и ласточки; Т. Маврина. Юрьев-Польский; Н. Рерих. Звенигород; А. Остроумова-Лебедева. Зимний день; Н. Ромадин. Ночная тоска; А. Рылов. Трактор на лесных просторах; В. Гаврилов. Солнечный денек; А. Куинджи. Солнечные пятна на инее; Закат в лесу; И. Шишкин. На севере диком...; Т. Маврина. Чесноково; А. Дейнека. Лыжники; А. Дейнека. Коньки; В. Васнецов. Богатыри; В. Васнецов. Фронтиспис к «Слову о полку Игореве»; Б. Кустодиев. Масленица; Б. Стожаров. Братина и чеснок; В. Шумилов. Натюрморт с клюквой; К. Юон. Конец зимы;
произведения народного искусства: старинные муравленые изразцы; А. Куландин. Александр Невский. Панно. Финифть; Т. Рукина. Ледовое побоище на Чудском озере. Городец; Т. Рукина. Три богатыря в дозоре. Городец; И. Билибин. Вологодская девушка в праздничном наряде; А. Котухина. Березка. Пластина. Палех; И. Зубков. Сказка о рыбаке и рыбке. Палех; Д. Буторин. У Лукоморья. Палех; А. Котухин. Сказка о царе Салтане... Палех; Н. Голиков. Добрыня. Палех; В. Миронов. Песни России. Палех; М. Грузинский. Катание на тройках. Федоскино; А. Тихов. Масленица. Плашка. Финифть; старинные расписные саночки. Архангельская область; традиционные лоскутные изделия с орнаментом из квадратов, треугольников; традиционные украшения из бересты.

произведения профессионального искусства: И. Эльконин. Из серии «Стекло»; неизвестный художник. Портрет мальчика; И. Левитан. После дождя; А. Саврасов. Грачи прилетели; Н. Ромадин. Млечный путь; Е. Николаева. Бисер. Рисунок на ситец; К. Юон. Новая планета; К. Юон. Солнечный весенний денек; Е. Зверьков. Последний снег; Е. Зверьков. Голубой апрель; Т. Маврина. Весна на Истре; Н. Ромадин. Розовая весна; В. Бакшеев. Голубая весна; А. Васнецов. Новгородский торг; Б. Кустодиев. Ярмарка; К. Петров-Водкин. Фантазия; Г. Захаров. Ферапонтово; М. Кагаров. Текстильщицы;

произведения народного искусства: игрушки и расписные пасхальные яйца Полховского Майдана; городецкие пряничные доски; М. Примаченко. Корова; декоративный фарфор. Китай; ваза. Индокитай; Набойная мастерская. Миниатюра. Палех.

№ п/п

Дата



Тип урока

Тема урока ИЗО.

Раздел программы
Виды изобразительной
деятельности: материалы


Темы беседы и
творческой работы
Учебно-наглядное пособие



Основные задачи урока



Материал к урокам

I четверть.

Тема четверти: Краски родной земли


1

Урок-сочинение

Лето в произведениях художников

Основы художественного изображения
Рисование по памяти: акварель, гуашь, кисти

Лето в произведениях художников
У., с. 6-8
Нарисуй композицию «Мой отдых летом»
Т., с. 4-5

1. Развивать у детей образное осмысление окружающего мира, а также восприятие природы и произведений искусства.

2. Создавать условия для эмоционального восприятия учащимися выразительных приемов композиции.

3. Развивать ассоциативное цветоощущение у детей, формируя эмоционально-чувственные связи между проявлением цвета в природе и цветом художественного изображения.

4. Формировать у второклассников художественно-графические умения: в создании своего замысла применять композиционные приемы.



2


Урок-образ

Многоцветие земли в произведениях живописцев

Основы художественного изображения
Рисование с натуры и по памяти: акварель, кисти

Полюбуйся многоцветьем земли в произведениях живописцев
У., с. 9 - 13
Нарисуй, какой ты видишь
землю своего города, села, поселка осенью
Т., с. 6-7

1. Развивать у второклассников осмысление окружающего мира, а также восприятие природы и искусства.

2. Создавать условия для эмоционального восприятия учащимися выразительных возможностей контраста и гармонии теплых и холодных цветов в их острых сопоставлениях и тонких сочетаниях в произведениях живописцев.

3. В работе с натуры и по памяти развивать у детей ассоциативное цветоощущение, формируя эмоционально-чувственные связи между проявлением цвета в природе и цветовым строем изображения.

4. Формировать у второклассников художественно-графические умения: применять выразительные возможности приема раздельного мазка, сочетать в композиции главные и дополнительные элементы в пейзаже.



3


Урок-экспе-римент

Палитра и форма сокровищ земли.

Народный орнамент России
Декоративная композиция по мотивам узоров народных головных уборов: акварель, кисти
Подготовка к урокам художественного труда

Подивись палитре и форме сокровищ земли. «Шитый жемчугом, камнями, самоцветами…»
У., с. 14-15
Укрась женские праздничные головные уборы драгоценными самоцветами
Т., с. 8-9

1. Развивать у второклассников образное осмысление окружающего мира, а также восприятие природы и искусства.

2. Способствовать формированию у младших школьников основ эстетической культуры, используя образы музыкально-поэтического и устного фольклора, в которых русский народный костюм - неотъемлемая часть образов сказочных персонажей.

3. Формировать у второклассников художественно-графические умения: передавать оттенки теплых и холодных цветов, находить гармоническое их сочетание в декоративной композиции.


На уроке следует обращаться к художественно-дидактическим таблицам - цветовой круг, цветовой контраст (теплые и холодные цвета), - помещенным в учебнике.

К уроку дополнительно необходимы произведения, раскрывающие женские образы в живописи (И. Аргунов. «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме»; М. Врубель. «Царевна-лебедь») и народном искусстве (лаковая миниатюра Федоскина, Палеха, Холуя, Мстеры).


4


Урок-повтор и вариация

В мастерской мастера-гончара.

Орнамент в искусстве народов мира
Декоративная композиция по мотивам росписи балхарской и греческой керамики: гуашь, кисти
Подготовка к урокам художественного труда

Узнай тайну рождения древних сосудов
У., с. 16-17
Повтори белой гуашью узоры балхарских мастеров. Нанеси узоры на кувшин для воды. Распиши силуэт вазы по мотивам греческого орнамента
Т., с. 10-11

1. В эмоционально-игровой форме дать второклассникам представление о связи творчества народного мастера с природой, об общности гончарного искусства мастеров народов мира.

2. Углубить эстетическое восприятие учащимися знаков-символов природных стихий: земля (плодородие), вода, солнце.

3. Формировать у второклассников художественно-графические умения: передавать ритм элементов орнамента в композиции узора, связанного с силуэтом художественного сосуда.

К уроку необходимо дополнительно подобрать фотографии или репродукции с изображением керамических сосудов Древней Греции и Дагестана.

К уроку необходимо дополнительно подобрать фотографии или репродукции с изображением керамических сосудов Древней Греции и Дагестана.



5


Урок-образ

Природные и рукотворные формы в натюрмор-те.

Основы художественного изображения
Рисование с натуры натюрморта: простой или цветные карандаши, фломастеры, тушь, акварель, гуашь, кисти (по выбору)

Узнай, как любуются формой живописцы и графики. Природные и рукотворные формы в натюрморте
У., с. 18-19
Составь натюрморт из понравившихся сосудов
Т., с. 12
Нарисуй с натуры натюрморт из двух или трех предметов
Т., с. 13

1. Развивать у второклассников образное осмысление окружающего мира, восприятие природы и искусства, а также совершенствовать навыки восприятия языка живописного и графического произведения: цвет, линия, форма, фактура, композиция.

2. Формировать у учащихся умение представить (моделировать), распознать геометрические формы в природных формах и художественных вещах, созданных человеком.

3. Углублять у детей представление о натюрморте, способность видеть красоту предмета и предметного мира.

4. Формировать у второклассников художественно-графические навыки: построение композиции натюрморта из двух-трех предметов и расположение их ближе или дальше.

К уроку дополнительно необходимо подобрать репродукции натюрмортов: И. Машков. «Синие сливы»; П. Кончаловский. «Клубника»; К. Петров-Водкин. «Натюрморт»; В. Стожаров. «Хлеб, соль, братина».



6


Урок-образ

Красота родной

земли в произведе-ниях графиков.

Основы художественного изображения
Рисование с натуры: карандаш, тушь, перо, фломастер (по выбору)

У., с. 20-21
Упражнение-эксперимент
с графическими материалами
Т., с. 14
Нарисуй с натуры крупные цветы
с листьями
Т., с. 15

1. Развивать образное мышление у второклассников, а также восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

2. Углублять у учащихся восприятие языка графики.

3. Формировать у них художественно-графические умения в передаче выразительности графической композиции (линия, штрих, пятно, ритм).



7


Урок-сочинение на за-дан-ную тему

Осень - пора цветовых контрастов.

Основы художественного изображения
Рисование по представлению: акварель, гуашь, кисти, мозаика из цветной бумаги, ножницы, клей

Экспериментируй с палитрой осенних цветовых контрастов
У., с. 22-25
Рисование праздничного стола
с красивыми фруктами и овощами контрастных цветов
Т., с. 16-17

1. Развивать у учащихся цветовое видение. Углублять их представление об изобразительных и выразительных возможностях цвета в природе и картине.

2. Дать второклассникам элементарные представления о цветовом круге (6 цветов) и цветовом контрасте - пары дополнительных цветов.

3. Развивать у детей потребность в творчестве и эмоциональное восприятие цвета как средства передачи настроения (праздника).

4. Формировать у второклассников художественно-графические умения: использовать цветовой контраст в тематической композиции как одно из главных выразительных средств.


8


Урок-повтор и импровизация

Секреты филимоновских узоров.

Народный орнамент России
Повтор и импровизация по мотивам филимоновской игрушки. Декоративная композиция «Хозяйство деда Филимона»: гуашь, акварель, кисти, небольшие листы в форме прямоугольника, круга, квадрата, клей, ножницы
Подготовка к урокам художественного труда

В мастерской мастера-игрушечника. Узнай секрет филимоновских узоров
У., с. 26-27
Повтори за мастером элементы филимоновских узоров
Т., с. 18
Сочини декоративную композицию «Хозяйство деда Филимона»
Т., с. 19

1. Способствовать эмоционально-ценностному восприятию второклассниками образа глиняной народной игрушки, помогая им почувствовать своеобразие связей народной пластики с действительностью, неразрывность народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями.

2. Развивать творчество учащихся на основе художественных принципов народного искусства (повтор, вариации, импровизация).

3. Углублять представление детей о цветовом контрасте в народном искусстве и в живописи.

4. Формировать у второклассников художественно-графические навыки кистевой росписи в передаче ритма и соотношения элементов декоративной композиции.

К уроку дополнительно необходимо подобрать фотографии, репродукции глиняной игрушки (филимоновской и каргопольской). По возможности принести на урок произведения мастеров этих художественных промыслов.


К уроку дополнительно необходимо подобрать фотографии, репродукции глиняной игрушки (филимоновской и каргопольской). По возможности принести на урок произведения мастеров этих художественных промыслов.


II четверть

Тема четверти: Секреты цветов радуги


9


Урок-повтор и вариа-ция

Красный-прекрасный

Орнамент в искусстве народов мира
Декоративная композиция: цветные карандаши, фломастеры
Подготовка к урокам художественного труда

Узнай, почему цвет красный называют прекрасным
У., с. 28-30
Повтори за мастером знаки-символы природных стихий
Т., с. 20
Считая клеточки, нарисуй красную птицу-паву
Т., с. 21

1. Развивать у второклассников образное осмысление окружающего мира, а также восприятие природы искусства.

2. Создавать благоприятные условия для эстетического восприятия учащимися красного цвета (в сочетании с другими цветами) в разных видах изображений, в искусстве народов мира.

3. Развивать у детей ассоциативное мышление и воображение, а также понимание символики цвета и представление о красном цвете как наиболее значимом в жизни человека, концентрирующем в себе понятия о жизненных силах и мифологических символах в искусстве народов мира.

4. Формировать у второклассников художественно-графические умения: передавать ритм элементов, располагать элементы декоративной композиции, учитывая соотношение их с изображением.



10


Урок-образ

Оттенки красного цвета.

Основы художественного изображения
Рисование с натуры
Рисование по памяти: белая гуашь, мелок или пастель, черная гуашь, тушь, перо, кисти

Необычные превращения красного цвета в живописи
У., с. 31-33
Экспериментируй: найди оттенки красного цвета в декоративном натюрморте
Т., с. 22
Нарисуй красивый натюрморт с натуры
Т., с. 23

1. Развивать у детей цветовое видение. Углублять их представление об изобразительных и выразительных возможностях цвета в картине.

2. Познакомить второклассников с цветовым кругом из 12 цветов, выработать у них умение называть все оттенки цветового круга.

3. Развивать у учащихся наблюдательность: видение и различие цвета в изображении с натуры, а также эмоциональную восприимчивость цвета.

4. Формировать у второклассников художественно-графические умения в передаче формы и цвета предметов, в расположении и соотношении ближних и дальних предметов в рисовании натюрморта с натуры.



11


Урок-образ

Создание образа с помощью белого и черного цветов.

Основы художественного изображения
Рисование по памяти: белая гуашь, мелок или пастель, черная гуашь, тушь, перо, кисть

Узнай, как белый и черный цвета создают образ. Нарисуй с натуры хрустальную или стеклянную вазу. Изобрази любимое домашнее животное

1. Развивать у учащихся образное осмысление окружающего мира, а также восприятие природы и искусства. Раскрыть значение белого и черного цветов в природе и искусстве.

2. Формировать у детей умение воспринимать художественную форму изделий из стекла. Показать уникальность творческого процесса создания изделий из стекла и хрусталя.

3. Обращать внимание учащихся на значение таких средств художественной выразительности, как статичная, симметричная композиция в формировании образа вещи из стекла и фарфора.

4. Формировать у второклассников художественно-графические навыки при изображении симметричной формы предметов, а также умения применить пятно, линию, белую оживку при рисовании домашних животных.

К уроку дополнительно необходимы фотографии и реальные предметы из стекла и фарфора.



12


Урок-повтор и вариация

В мастерской художников Гжели.

Народный орнамент России
Повтор и вариации по мотивам гжельской росписи: синяя гуашь, кисти
Подготовка к урокам художественного труда

Узнай секрет рождения синей розы
У., с. 40-43
Повтори за мастером волшебный гжельский мазок
Т., с. 26
Укрась гжельский чайник и сахарницу
Т., с. 27

Дать второклассникам представление о художественных народных традициях керамического искусства Гжели, о высоком художественном уровне гжельских изделий на всем протяжении многовековой истории.

2. Развивать потребность детей в творчестве.

3. Познакомить учащихся с секретом технического приема - гжельского мазка с тенями.

4. Формировать у второклассников художественно-графические умения кистевой росписи, композиционного навыка - сочетать изображение узора с поверхностью украшаемого предмета.

К уроку необходимо подобрать репродукции и образцы современных изделий Гжели.



13


Урок-образ

В мастерской художников Гжели.

Основы художественного изображения
Рисование по памяти. Рисование по представлению: синяя гуашь, кисти

Чародейка-зима в произведениях художников
У., с. 44
Повтори за мастером силуэты заснеженных деревьев и кустов. Нарисуй свои варианты композиционных схем зимнего пейзажа
Т., с. 28
Нарисуй картину зимнего леса
Т., с. 29

1. Формировать у учащихся способность видеть красоту реальной действительности путем наблюдения природы.

2. Развивать у детей способность наблюдать природу при отсутствии действия, сюжета, а также задерживать свое внимание на деталях, находить в них красоту, смысл, любоваться ими.

3. Создавать условия для эмоционального восприятия и переживания учащимися зимнего пейзажа.

4. Развивать потребность детей в творчестве.

5. Формировать у второклассников художественно-графические умения: рисовать кистью, передавать градации синего цвета, уметь располагать элементы пейзажной композиции.



14


Урок-импровизация

Маска, кто ты?

Орнамент в искусстве народов мира
Декоративная композиция: карандаши простые и цветные, фломастеры, гуашь, акварель
Подготовка к урокам художественного труда: цветные лоскутки, фольга, фантики, кусочки цветной бумаги, ножницы, клей

Маска, ты кто?
У., с. 47-49
Учись видеть и рисовать разные выражения лица (схематические наброски). Заверши роспись масок
Т., с. 30
Нарисуй веселую маску для новогоднего представления
Т., с. 31

1. Дать учащимся представление о карнавальной, обрядовой маске, существующей в пределах народной культуры в разных странах. Помочь им ощутить, что это особого рода игры в прятки с человеческой индивидуальностью.

2. Развивать потребность детей в творчестве.

3. Показать учащимся с помощью линейного рисунка, как разное выражение одного лица зависит от положения линии губ и бровей, выражения глаз.

4. Формировать у второклассников художественно-графические умения в передаче пропорций и выражения лица.


К уроку дополнительно необходимо иметь готовые маски и художественно-дидактическую таблицу «Пропорции лица» (У., с. 49).



15


Урок-образ

Цвета радуги в новогоднем натюрморте.

Основы художественного изображения
Рисование по представлению. Рисование с натуры: акварель, гуашь, кисти, цветные мелки или пастель

Цвета радуги в новогоднем натюрморте. Экспериментируй: передай цветом радость зимнего праздника
У., с. 50-52
Заверши в цвете новогодний натюрморт
Т., с. 31
Рисуя с натуры, заполни лист новогодними цветными шарами
Т., с. 33

1. Развивать у детей цветовое видение. Углублять их представление об изобразительных и выразительных возможностях цвета в природе и искусстве.

2. Углублять представления второклассников о цветовом круге (12 цветов) и цветовом контрасте, холодных и теплых цветах.

3. Развивать потребность детей в творчестве и эмоциональное восприятие ими цвета как способа передачи настроения (праздника), эмоций.

4. Формировать у второклассников художественно-графические умения в передаче формы и цвета предметов, в расположении и соотношении ближних и дальних предметов при рисовании по представлению и с натуры.

К уроку дополнительно необходимы елочные украшения (шары, сосульки, фонарики).



16


Урок-образ

Русь белокамен-ная.

Основы художественного изображения
Рисование по представлению: фломастеры, гуашь, акварель, кисти
Использование вырезанок храмов, выполненных на уроках художественного труда: силуэты

Знакомься с мастерством русских зодчих
У., с. 53-56
Учись читать композиционные схемы храмов на Руси
У., с. 56
Нарисуй белокаменный храм, подивись стройности и красоте его пропорций
Т., с. 35

1. Познакомить учащихся с древнерусской архитектурой на примере одноглавого и пятиглавого храмов Владимиро-Суздальской земли и Троице-Сергиевой лавры.

2. Развивать потребность детей в творчестве.

3. Ввести в активный словарь учащихся термины: архитектура, храм (церковь), купол, барабан, глава, основная часть и нижнее основание храма.

4. Формировать у второклассников художественно-графические умения в передаче образа архитектурного сооружения (симметрия, ритм, пропорции, значение вертикали).

К уроку дополнительно необходимо подобрать фотографии русских храмов-памятников архитектуры. Использовать вырезанки храмов мастера А. Воробьева, рисунки Т. Мавриной (из учебника).

III четверть

Тема четверти: Цвета радости и печали


17


Урок-сочинение на заданную тему

Какого цвета снег?

Основы художественного изображения
Рисование по памяти. Рисование по представлению: акварель, белая гуашь, кисти

Какого цвета снег
Зимние пейзажи в произведениях художников
У., с. 58-61
Экспериментируй: измени яркий цвет белилами
Т., с. 36
Нарисуй зиму такой, какой она тебе больше нравится
Т., с. 37

1. Развивать у детей цветовое видение. Углублять у них представление об изобразительных и выразительных возможностях белого цвета при смешении его с другими в изображении зимнего пейзажа.

2. Развивать у второклассников потребность в творчестве и эмоциональное восприятие цвета как средства передачи своего отношения к изображению.

3. Формировать у учащихся художественно-графические умения: составлять нежные оттенки цвета с помощью белил; свободно размещать главные элементы композиции пейзажа (место для неба, снежного покрова, леса, деревьев).


18


Урок-сочинение на заданную тему

Зимние забавы.

Основы художественного изображения
Рисование по памяти. Рисование по представлению: аппликативный материал

Завершение темы предыдущего урока
У., с. 62-63
Рисование схематических фигурок в движении
Изобрази в зимней картине фигурки ребят
Т., с. 36-37

К уроку дополнительно потребуются рисунки А.Дайнеки.


19


Урок-вариация и импровизация

Искусство украшения изразцами русских храмов и печей.

Народный орнамент России
Декоративная композиция по мотивам русских изразцов: акварель, белая гуашь, кисти
Подготовка к урокам художественного труда

Узнай об искусстве украшения изразцами русских храмов и печей
У., с. 64-67
Заверши старинный изразец
Т., с. 38
Нарисуй муравленый изразец с понравившимся тебе сюжетом или орнаментом
Т., с. 39
А. 1. Приложение
У., с. 66-67

1. Способствовать эмоционально-ценностному восприятию второклассниками изразцов в древнерусской архитектуре как явления национальной культуры.

2. Развивать воображение учащихся на основе творческих принципов народного искусства (повтор, вариации, импровизации).

3. Развивать у детей цветовое ви́дение. Углублять их представление о сочетании сближенных цветов на примере возможностей получения оттенков зеленого (муравленый изразец).

4. Формировать у второклассников художественно-графические навыки кистевой росписи в передаче ритма и соотношения элементов декоративной композиции.


К уроку дополнительно необходимы цветовой круг (12 цветов); варианты оттенков зеленого цвета при смешении с другими красками; композиционные схемы размещения орнамента на квадрате и на прямоугольнике (У., с. 66-67).



20


Урок-импровизация

Печка, печка, расскажи сказку.

Народный орнамент России
Декоративная композиция по мотивам русских изразцов: фломастер, цветные карандаши, цветные мелки, акварель или гуашь, кисти
Подготовка к урокам художественного труда

Послушай, о чем может рассказать русская печь
У., с. 68-71
Закончи «облицовку» печи изразцами
Т., с. 42
Нарисуй эпизод сказки, в котором печь была бы одним из героев
Т., с. 40-41
У., с. 70-71

1. Способствовать эмоционально-ценностному восприятию учащимися отдельных сторон духовной жизни крестьянина, связанных с многофункциональностью русской печи во внутреннем пространстве избы.

2. Развивать потребность детей в творчестве.

3. Ввести в активный словарь учащихся термины: опечье, печурка, под, устье, шесток.

4. Формировать у второклассников художественно-графические умения в передаче ритма, соотношения элементов декоративной композиции.


К уроку дополнительно необходима подборка книг русских народных сказок.

Желательно изготовить динамическую таблицу русской печи на основе схемы в учебнике. Эффект объяснения устройства печи по динамической таблице может проявляться в следующем: сначала показывается белый чистый силуэт печи; по мере называния элементов (устье, шесток, печурки и т. д.) на белом силуэте прикрепляются вырезанные силуэты.


21


Урок-сочинение на за-дан-ную тему

Русское поле...

Основы художественного изображения
Рисование по представлению: карандаш, фломастеры, тушь, перо, черная акварель, кисти, аппликационный материал для схематического изображения человека

Доблестные воины в работах народных мастеров и художников
У., с. 72-75
Дорисуй композицию «Русское поле». Изобрази воинов, выступивших в поход на боевых конях защищать Русь. Рассмотри изображение воинских доспехов
Т., с. 45, У., с. 75

1. В художественных образах постараться раскрыть красоту воинской доблести защитников Древней Руси.

2. Развивать потребность детей в творчестве.

3. Ввести в активный словарь учащихся термины: кольчуга, шлем, меч, копье, щит, палица, лук.

4. Формировать у второклассников художественно-графические умения: способность передать в рисунке формы, пропорции, общее строение предмета



22


Урок-импро-виза-ция

«А сама-то величава, выступает, будто пава...».

Народный орнамент России
Декоративная композиция по мотивам декора народного костюма: акварель, гуашь, кисти, карандаш. Подготовка к урокам художественного труда

«А сама-то величава, выступает, будто пава…». Волшебный мир русского народного костюма
У., с. 76-77
Нарисуй костюм красной девицы и костюм доброго молодца
Т., с. 44

1. Ввести учащихся в красочный мир народного костюмы на примере северорусского сарафанного комплекса.

2. Развивать потребность детей в творчестве.

3. Ввести в активный словарь учащихся термины: сарафан, рубаха, душегрея, головной девичий убор - венец, коруна.

4. Формировать у второклассников художественно-графические приемы рисования по мотивам декора народного костюма при решении задач на вариацию и импровизацию.


К уроку дополнительно необходимы подборка иллюстраций к русским народным сказкам с изображением героев в народной праздничной одежде; фотографии выступлений фольклорных ансамблей, а также альбом «Русское народное творчество XVII - XX вв.» (Сост. Т. Я. Шпикалова, Н. Т. Климова. - М., 1986).


23


Урок-сочинение на за-дан-ную тему

Сказки А. С. Пушкина в творчестве художников Палеха.

Основы художественного изображения
Рисование по представлению: гуашь, акварель, кисти, цветные мелки

Сказки А. С. Пушкина в произведениях художников Палеха
У., с. 78-80
Нарисуй свою иллюстрацию (героев) к «Сказке о царе Салтане» А. С. Пушкина
Т., с. 45

1. Создать педагогические условия для эмоционально-эстетического восприятия учащимися того, как мастера лаковой миниатюры творят палехскую сказку под воздействием поэтического мира Пушкина.

2. Обратить внимание второклассников на сказочно-условный характер живописной изобразительности палехской миниатюры; соединение разновременных действий, многосюжетность живописного повествования, декоративность.

3. Развивать потребность детей в творчестве.

4. Формировать у второклассников художественно-графические умения: с помощью цвета, соотношения главных частей композиции создать образ сказочного героя из «Сказки о царе Салтане».

К уроку дополнительно необходима подборка открыток и книг со сказками А. С. Пушкина, иллюстрации к которым выполнили художники Палеха.



24


Урок-вариа-ция и импро-виза-ция

Натюрморты с предметами старинного быта.

Народный орнамент России
Декоративная композиция (украшение деревянных саночек): гуашь, акварель, кисти
Подготовка к урокам художественного труда

Узнай, как передать радость и веселье в произведении искусства
У., с. 82-84
Укрась праздничные саночки по мотивам народных узоров
Т., с. 46

. Ввести детей в мир яркого народного праздника - Масленицы. Раскрыть красоту, гармонию, поэтичность обрядового действа, отраженные в произведениях искусства и песенном фольклоре.

2. Углубить представление второклассников о знаках-символах солнца в украшении праздничных саночек для катания с гор - одного из центральных событий масленичных гуляний.

3. Развивать потребность детей в творчестве.

4. Формировать у второклассников художественно-графические умения: способы изображения ритма, соотношения элементов узора и сочетания декоративной композиции с формой украшаемого предмета.



25


Урок-образ

Передача радости и веселья в произведениях искусства.

Основы художественного изображения
Рисование с натуры: гуашь, акварель, кисти, пастель, тушь, перо, фломастеры; предметы натурной постановки
Подготовка к урокам художественного труда

Полюбуйся натюрмортами из предметов старинного быта
У., с. 85-87
Нарисуй с натуры натюрморт с предметом старинного русского быта
Т., с. 47

1. Познакомить второклассников с художественным обликом домашней утвари, которая на протяжении многих веков была неотъемлемой частью целого мира для крестьянина (У., с. 85-87).

2. Развивать потребность детей в творчестве.

3. Ввести в активный словарь учащихся термины: братина, ендова, скобкарь, горшок, корчага, крынка, чаша.

4. Формировать у второклассников художественно-графические умения в изображении соотношения частей предметов симметричной формы, в расположении предметов на плоскости (ближе - дальше).

К уроку дополнительно необходима подборка фотографий, репродукций с традиционной домашней утварью из музейных коллекций.


К уроку дополнительно необходима подборка фотографий, репродукций с традиционной домашней утварью из музейных коллекций.


26


Урок-образ

Черный не только цвет печали.

Основы художественного изображения
Рисование с натуры или по памяти, по представлению: гуашь, акварель, пастель

Черный не только цвет печали
У., с. 88-90
Т., с. 48
Нарисуй яркую, по-весеннему звонкую картину «Увидал грача - весну встречай»

1. Создать условия для восприятия детьми пейзажного образа начала весны, для сопоставления его со своими собственными наблюдениями в природе. Акцентировать внимание учащихся на приметах ранней весны в пейзаже (цвет, оттенки, роль черного цвета, смешанного с другими цветами).

2. Развивать потребность детей в творчестве.

3. Формировать у второклассников художественно-графические умения в передаче красок ранней весны.


IV четверть

Тема четверти: Разноцветные были и фантазии


27


Урок-образ

Космические фантазии.

Основы художественного изображения
Рисование по представлению: самые разнообразные

Космические фантазии
У., с. 91-92
Нарисуй космические дали. Передай праздник цвета незнакомой планеты
Т., с. 50-51

1. Дать второклассникам представление о множественности приемов изображения художественными средствами природных стихий (земля, вода, огонь, воздух).

2. Расширить словарный запас учащихся: планета, полет космический, космос, вселенная, Солнечная система, атмосфера.

3. Создать условия, активизирующие творческое воображение детей.

4. Формировать у второклассников художественно-графические умения: свободный выбор приема для передачи космического пейзажа.


К уроку дополнительно необходима подборка фотографий, сделанных с орбитальной станции, спутников.



28


Урок-образ

Весна разноцвет-ная.

Основы художественного изображения
Рисование по памяти и по представлению: фломастер, перо, тушь

Весна разноцветная
У., с. 93-96
Выполни весеннюю картину-монотипию в любой цветовой гамме с графической дорисовкой
Т., с. 52-53

1. Создать условия для восприятия детьми пейзажного образа расцветающей весенней природы в искусстве, для сопоставления его с их наблюдениями в природе. Акцентировать внимание учащихся на приметах поздней весны (яркие, чистые цвета неба, зелени травы и деревьев, цветов) в произведениях художников.

2. Развивать потребность детей в творчестве.

3. Формировать у второклассников художественно-графические умения в технике монотипии.


К уроку дополнительно необходимо расширить зрительный ряд учебника, представив произведения (репродукции или слайды), дающие возможность почувствовать характерные изменения в природе весной. Это могут быть картины художников родного края.



29


Урок-повтор и вариа-ции

Игрушки-тарарушки.

Народный орнамент России
Повтор и вариации по мотивам народной росписи: акварель, кисти
Подготовка к урокам художественного труда

Тарарушки-тарарушки - очень славные игрушки
У., с. 98-99
Повтори за мастером из Полховского Майдана эл-ты народной росписи
Т., с. 54
Нарисуй нарядную расписную игрушку в подарок
Т., с. 55

1. Развивать у учащихся эмоционально-ценностное восприятие произведений народных мастеров из с. Полховский Майдан, умение видеть связь декоративного образа с природой.

2. Развивать творческое воображение детей на основе решения художественных задач разного типа: повтор и вариации по мотивам полхов-майдановской росписи.

3. Формировать у второклассников художественно-графические умения в передаче ритма, цветового контраста, связи узора с украшаемым предметом.


К уроку дополнительно необходимы образцы произведений народных мастеров Полховского Майдана; фотоматериалы, слайды, живые цветы.



30


Урок-повтор и импро-виза-ция

Гостинец с весенней ярмарки.

Народный орнамент России
Повтор и импровизация по мотивам резной пряничной доски: графические
Подготовка к урокам художественного труда

Гостинец с весенней ярмарки - печатный пряник
У., с. 100-102
Повтори за мастером рисунок с пряничной доски
Т., с. 56
Сочини в эскизе узор своей резной доски для печатного пряника
Т., с. 57

1. Познакомить второклассников с искусством мастеров-резчиков пряничных досок.

2. Расширять представление учащихся о характере творческой деятельности мастера, воспитывать у них бережное отношение к народному искусству и его создателям.

3. Развивать у детей потребность в творчестве.

4. Формировать у второклассников художественно-графические умения в передаче декоративного образа (сказочных птиц, рыб, животных и т. п.) в технике графического рисунка для пряничной доски.


К уроку дополнительно необходимы репродукции, фотоматериалы, слайды с изображением пряников из музейных коллекций.



31


Урок-образ

Русское поле.

Основы художественного изображения
Рисование по представлению: тушь, гуашь, акварель, кисти, фломастер
Подготовка к урокам художественного труда

Русское поле. Образ доблестного воина в скульптуре
У., с. 103-104,
Т., с. 58-59
Нарисуй эскиз своей рельефной плиточки. Передай свое восхищение подвигами бойцов
Т., с. 58-59

Дать учащимся первоначальное понятие о скульптуре как объемном изображении.

2. Показать второклассникам выразительные возможности скульптурной формы, роль скульптурного материала в раскрытии замысла художника.

3. Ввести в активный словарь учащихся термины: скульптура, памятник, рельеф, горельеф.

4. Развивать у детей потребность в творчестве.

5. Формировать у второклассников художественно-графические навыки в передаче выразительного силуэта для рельефной плиточки.


Учитывая, что скульптура - искусство изображения в объеме, желательно использовать возможности экскурсии в местный музей, экскурсии по городу или селу (если есть памятник). Во время экскурсии обращаем внимание на объемность, монументальность, идею скульптуры, на ее роль в пространственной среде.

К уроку дополнительно необходимы слайды и репродукции. Возможно для демонстрации использовать скульптуру малых форм: предметы-игрушки, статуэтки в разном материале.



32


Урок-образ

Братья наши меньшие.

Основы художественного изображения
Рисование по памяти, по представлению: графические

Братья наши меньшие
У., с. 105-107,
Т., с. 60-61
Нарисуй одного из домашних животных
Т., с. 61

  1. Познакомить со способами изображения животных

  2. Воспитывать любовь к братьям нашим меньшим

3. Развивать у детей потребность в творчестве.

4. Формировать у второклассников художественно-графические навыки в передаче выразительного силуэта животного



    33


    Урок-повтор

    Цветут цветы в орнаменте народов мира.

    Орнамент в искусстве народов мира
    Рисование элементов орнамента (Франция, Египет, Россия)

    на полосе: гуашь, акварель, фломастеры
    Подготовка к урокам художественного труда

    Цветут цветы в орнаменте народов мира
    У., с. 108-109,
    Т., с. 62
    Повтори за мастером элементы растительного орнамента
    Т., с. 63

    1. Познакомить детей с образцами растительного орнамента народов мира (Турция, Индия, Египет, Иран, Китай, Франция).

    2. Обратить внимание учащихся на богатство и разнообразие выразительных средств (пятно, силуэт, линия, ритм, цвет), позволяющих мастерам создавать множество вариантов композиции даже одного мотива (мотивы: «перец», «лотос», «древо жизни»).

    3. Закрепить у второклассников художественно-графические навыки в исполнении декоративной композиции.



    34


    Урок-повтор

    Город мастеров.

    Народный орнамент России
    Завершение декоративной композиции в цвете: гуашь, акварель, фломастеры

    Всякому молодцу ремесло к лицу
    У., с. 110-111
    Заверши цветом фигуры народных мастеров
    Т., с. 64

    Подвести итоги творчества детей во 2 классе.






    Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 2 класс

    В результате изучения изобразительного искусства и овладения навыками художественного труда ученик должен
    знать/понимать:

    • особенности материалов, используемых в художественно-трудовой деятельности (краски и кисти, пастель, тушь, перо, уголь, мел; бумага, текстильные, природные материалы);
    • цвета солнечного спектра в пределах наборов акварельных красок (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый);
    • особенности работы акварельными и гуашевыми красками, элементарные правила смешения красок для получения составных цветов;
    • особенности орнаментальных мотивов древнегреческой, балхарской, гжельской керамики, филимоновской, полхово-майданской игрушки;
    • способы и приемы обработки различных материалов (бумага, глина, пластилин, ткань и др.);
    • отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
    • разнообразные средства выразительности, используемые в создании художественного образа (формат, форма, цвет, линия, объем, ритм, композиция);
    • о взаимосвязи красоты и пользы в образе художественной вещи;
    • о народном мастере как хранителе и носителе народных традиций;
    • правила безопасности при работе ручными инструментами;
    • значение слова «береста», понятия «вышитый и тканый орнамент»; названия ниток, тканей, их назначение;
    • условные обозначения, применяемые при художественной обработке бумаги: линии отреза, надреза, сгиба, складывания, места прокола, нанесения клея;
    • основы традиционной технологии художественной обработки природных материалов (глины, соломы, бересты), ткани (ткачество на рамке, вышивка, лоскутное шитье и др.), бумаги (гофрирование, скручивание, склеивание, складывание, конструирование);
    • правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами: ножницами, иглой, шилом;
    уметь:
    • организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой, ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иголкой;
    • применять способы смешения акварельных, гуашевых красок для получения разнообразных оттенков в соответствии с передаваемым в рисунке настроением;
    • верно передавать в рисунке симметричную форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
    • правильно выбирать величину и расположение изображения в зависимости от формата и размера листа бумаги; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних предметов (ближе - крупнее и ниже, дальше - мельче и выше);
    • применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях с учетом замысла;
    • рисовать кистью без предварительного рисунка элементы народных орнаментов: геометрические (точка, круг, прямые, сеточки, ломаные, волнистые линии, усики) и растительные (листок, усики, завиток); выполнять наводку, мазок с растяжением и мазок с тенями; пользоваться приемами кистевого письма в росписи изделий;
    • пользоваться различными приемами обработки бумаги (сгибание, скручивание, гофрирование, сминание и т. п.); выполнять работы в технике оригами, вырезанки, аппликации, папье-маше;
    • использовать различные приемы работы с тканью (шитье, вышивка, ткачество на рамке); выполнять швы петельный и стебельчатый; конструировать народный костюм (аппликация на силуэте фигурки человека);
    • лепить по заранее подготовленным эскизам и по собственному замыслу; лепить на основе традиционных приемов филимоновской игрушки, муравленого изразца; передавать в лепке выразительные формы; сочетать орнамент с формой предмета;
    • решать художественно-трудовые задачи при моделировании и конструировании (на основе имитации) изделий из бумаги, ткани, природных материалов по мотивам народного творчества; пользоваться технологической картой, техническим рисунком, эскизом;
    в процессе художественно-трудовой деятельности проявлять:
    • эмоциональное отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру;
    • собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях искусства, при посещении художественных музеев, музеев народного декоративно-прикладного искусства;
    • нравственно-эстетическое отношение к родной природе, к Родине, к защитникам Отечества, к национальным обычаям и культурным традициям;
    • положительное отношение к процессу труда, к результатам своего труда и других людей; стремление к преобразованию предметной среды в школе и дома.




     
     
    X

    Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

    После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

    Кнопки рекомендации:

    загрузить материал