7


  • Учителю
  • Программа по хореографии 'Художественное движение' (1-4 классы)

Программа по хореографии 'Художественное движение' (1-4 классы)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Программа внеурочной деятельности «Художественное движение» (согласно ФГОС)



Составитель: педагог дополнительного образования, первой квалификационной категории Назаровас Е.В.

Срок реализации: 4 года, возраст детей 1-4 кл.



г. Когалым, 2013г

Пояснительная записка

В духовной культуре человечества хореографическое искусство занимает своё особое значимое место. Являясь одним из самых древних видов искусства, появившись с рождением человечества, танец всегда неразрывно связан с жизнью. Уже в наскальных рисунках, созданных несколько тысячелетий тому назад, встречаются изображения пляшущих людей. "Танец возник тогда, когда искусство, выраженное в движении и жесте подчинилось ритму и музыке". Танцы первобытных людей сменили сценические танцы древних греков и римлян, затем "хороводы", "бранли", появились первые балеты.

Изменялось общество - изменялось и танцевальное искусство. XX век принёс с собой новую, более сложную технику, новые специальности, и новое отношение к хореографическому искусству. Танец стал больше, чем красивое зрелищное представление. На данном этапе развития танец раскрывает духовно-нравственный потенциал человека, его способность ценить красоту, совершенство мира природы и гармонично взаимодействовать с ним. "В танце есть элемент и легенды и жизни, Танец есть мост, перекинутый из нашей обыденной жизни к воздушным замкам свободного творчества. И, именно, потому, что в танце есть нечто от искусства, и нечто от жизни, в нём должна раскрываться та таинственная связь, которая сковывает творчество жизни со свободным творчеством..."

Танец пронизывает самые разнообразные области культуры и искусства. Танец - искусство - многогранное, объединяющее искусство действия с музыкой, художественными образами, произведениями литературы.

Обоснование актуальности программы.

Изучив и проанализировав программу по хореографии "Танец" Москва "Просвещение" 1978 год и программы для школ искусств 1988 год, выяснилось, что в них отсутствует "многогранность" современного хореографического искусства, нет синтеза искусств. Именно того на что сегодня обращает внимание современное дополнительное образование. Следовательно, возникла необходимость разработать модифицированную программу "танцевальная планета", которая объединяет, интегрирует в единое целое хореографическое, театральное, изобразительное искусства, музыку и художественное слово.

Содержание программы разработано в соответствии с требованиями программ нового поколения, что делает возможным выстроить индивидуальный маршрут развития каждого обучающегося, который будет пронизывать самые разнообразные образовательные области.

На современном этапе развития российское общество осознало необходимость духовного и нравственно-эстетического возрождения России через усиление роли эстетического образования подрастающего поколения, что повлекло за собой повышение интереса к созданию и реализации программ сориентированных на изучение культуры, истории и искусства, изучения народного творчества и охрану здоровья детей.

Учитывая требования современного дополнительного образования, создана образовательная программа "Художественное движение» детского творческого объединения. Данная комплексная программа реализует основные идеи и цели системы дополнительного образования детей:

  • развитие мотивации детей к познанию и творчеству;

  • содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации в современном динамическом обществе;

  • приобщение подрастающего поколения к ценностям мировой культуры и искусству;

  • сохранение и охрана здоровья детей.

Педагогические принципы и идеи.

Соответственно были выбраны следующие педагогические принципы и идеи:

  • гуманизации образования;

  • личностно-ориентированного подхода;

  • научности;

  • интеграции;

  • осуществление, как целостного, так и индивидуального подхода к воспитанию личности ребёнка;

  • соответствие содержания возрастным особенностям обучающихся.

Методы и формы работы:

  • эвристический;

  • исследовательский;

  • поощрения;

  • интеграции;

  • игровой;

  • беседы

Одним из главных методов программы "Художественное движение ", является метод интеграции, позволяющий собрать в единое целое различные виды искусств, выбрать большую информативную ёмкость учебного материала. Несмотря на большой объём информации, программа отличается компактностью и сжатостью учебного материала, внедрением в неё более совершенных методов и приёмов. Метод интеграции позволит соединить элементы различных предметов, что способствует рождению качественно новых знаний, способствуя эффективной реализации триединой дидактической цели.

Занятия по программе оказывают положительное влияние на развитие познавательных интересов, на социальную активность обучающихся, на раскрытие потенциальных способностей, на формирование художественно-эстетического вкуса.

Обучающиеся танцевального объединения значительно укрепят своё здоровье, что подтвердит показатель посещения занятий.

Цели и задачи программы.

Все идеи, принципы, формы и методы, помещенные в разделах программы, нацелены на реализацию целей и задач: формирование всесторонне развитой личности, раскрытие потенциальных способностей, а также сохранение и укрепление здоровья детей.

Стратегической целью программы: является формирование целостной, духовно- нравственной, гармонично развитой личности.

Выполнение целевых установок предполагает создание условий для выполнения следующих задач:



В области хореографии:

  • расширение знаний в области народного и классического хореографического искусства;

  • выражение собственных ощущений, используя язык хореографии;

  • умение понимать "язык" движений, их красоту.

В области воспитания:

  • содействия гармоничному развитию творческой личности ребенка;

  • развития чувства гармонии, чувства ритма;

  • совершенствования нравственно- эстетических, духовных и физических потребностей.

В области физической подготовки:

  • развитие гибкости, координации движений;

  • развитие психофизических особенностей, способствующих успешной самореализации;

  • укрепление физического и психологического здоровья.

Программа "Художественное движение" реализуется на базе МБОУ «СОШ № 7» с 1 октября 2013года

Программа рассчитана на четыре года, 57 часов в год - для 1 года обучения, 70 ч. - для 2-4 года, при двух разовом занятии в неделю, продолжительностью 1 час. Возраст детей 7-10 лет, количество детей в группе - 20 человек.

Критерии оценочной деятельности детей.

Главным экспертом в оценке личностного и творческого роста обучающихся, конечно, должен быть сам руководитель с помощью метода наблюдения и метода включения детей в хореографическую деятельность.

Механизмом оценки роста и восхождения является: "обратная связь" обучающегося и педагога; уровень задач, которые ставят перед собой обучающийся и коллектив: а также достижения не только творческого характера, но и личностного.

Если "обратная связь" от участника передает готовность продолжать тренироваться, учиться, участвовать и это находит выражение в труде и настойчивости, а при этом уровень притязаний личности растет соответственно достижениям, значит с личностью все в порядке, она растет и развивается.

А поскольку танец - творчество коллективное и, если коллектив с удовольствием работает и отдыхает, то его деловое и неформальное общение "здоровое". Если зритель стремиться посмотреть выступления танцевальной группы значит, творческий организм живет и развивается успешно.

Формирование оценочной деятельности у детей в танцевальном объединении происходит по двум направлениям.

Во - первых, благодаря изучению творчества Мастеров, во - вторых, в сопоставлении с тем, как изменились результаты, прежние и настоящие. У нас не принято сравнивать и сопоставлять "талантливость" работы ровесников. Это может вызвать негативное явление - потерю стремления ребенка подняться в своих знаниях и умениях на более высокую ступень. На мой взгляд, соперничество и конкуренция внутри детского коллектива губительны, так как вместо творчества начинается работа ради первенства, ради успеха



Ожидаемые результаты.

Увеличение числа детей, охваченных организованным досугом, воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни; формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению; развитие социальной культуры учащихся через систему ученического самоуправления и реализация, в конечном счете, основной цели программы досугом; воспитание уважительного отношения к своему городу, школе, чувства гордости - достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.

Содержание программы:

В результате освоения программы 1 года обучения дети должны овладеть коммуникативным навыком, осознать свою значительность в коллективе, должны

знать:

  • названия народных движений;

  • первичные сведения об искусстве народной хореографии зоны Урала и Сибири

  • позиции рук и ног

уметь:

  • воспринимать движение, как символ прекрасного, свободного способа самовыражения;

  • соединять отдельные движения в хореографической композиции;

  • исполнять движения народного характера; демонстрировать несложные хореографические постановки.

В конце 2 года обучения учащиеся должны закрепить знания 1 года обучения, чувствовать и ценить красоту, стать социально-активной личностью, должны

знать:

  • первичные сведения об искусстве хореографии народов Севера

  • значение слов "легато", "стаккато", ритм, акцент, темп.

уметь:

  • грамотно исполнять движения экзерсиса и хореографических постановок;

  • определять темп, ритм, характер в предлагаемой мелодии;

  • самостоятельно придумывать движения, фигуры во время игр.

В конце 3 года обучения учащиеся должны развить художественно-эстетический вкус, умение держаться на сцене, должны

знать:

  • новые направления, виды хореографии и музыки;

  • первичные сведения о мировой народной культуре;

  • жанры музыкальных произведений.

уметь:

  • выразительно и грамотно исполнять танцевальные композиции;

  • контролировать и координировать своё тело;

  • сопереживать и чувствовать музыку.

В конце 4 года обучения учащиеся должны знать:

  • основы классического экзерсиса у палки и на середине зала;

  • историю развития классического балетного искусства;

  • шедевры классической музыки и композиторов.



Уметь:

  • выразительно и грамотно выполнять хореографические композиции на сцене;

  • импровизировать на заданную тему;

  • знать терминологию классического танца.



Учебно-тематическое планирование 1 года обучения (57 часов -2 ч. в неделю)

Тема занятия

Кол-во

Часов

Дата

Проведения

Примечания

1.

Вводное занятие. Инструктаж по Т.Б.

Беседа о хореографии

1

2.

Танцевальный шаг. Ритмическая ходьба. Поклон. Построения

1

3.

Ритмические шаги.

Бег по кругу, в диагонали. Муз.игры

1

4

Ртимические выстукивания, хлопки. Игры

1

5.

Приставной шаг

1

6.

«Ковырялочка»

1

7.

«Елочка», «Гармошка»

1

8.

Позиции ног народного танца

1

9.

Позиции рук в народном танце


1

10.

Положения рук в народном танце

1

11.

Присядка мужская. Тройной соскок

5

12.

Прыжки с поджатыми ногами,«Разножка»


4

13.

«Моталочка» в вариациях


6

14.

«Молоточки»

3

15.

«Веревочка» в вариациях


5

16.

Припадание в стороны, вокруг себя

3

17.

Полька, галоп, подскоки


10

18.

Русский хоровод

10

19.

Открытый урок-концерт

1


Всего:

57

Список литературы:

1. Бесова М. Весёлые игры для дружного отряда. - Ярославль: Академия холдинг, 2004.

2. Васильева Т.К. Секрет танца. - Санкт-Петербург: Диамант, 1973. Выютский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Просвещение, 1991.

4. Ильенко Л.П. Интегрированный эстетический курс для начальной школы. - М., 2001.

5. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. - М.: Музыка, 1988.

6. Никитин Б. Развивающие игры. - М., 1985.

7. Смирнова М.В. Классический танец. - Выпуск 3. - М., 1988.

8. Смирнов М.А. Эмоциональный мир музыки. - М.: Музыка, 1990.

9. Хаустов В.В. Методическое пособие для начальной стадии преподавания акробатического рок-н-ролла. - Ростов-на-Дону, 1999.

10. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. - Екатеринбург, 1999.

11. Браиловская Л.В. Самоучитель по танцам. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

12. Шишкина В.А. Движение + движение. - М.: Просвещение, 1992.

13. Минский Е.М. От игр к занятиям. - М., 1982.

14. В.М.Пензар, И.П.Пономарёва «В мире танца» Сборник программ внеурочной деятельности, под общ.ред. А.Х.Сундуковой, изд-во РО ИПК и ПРО, 2010

Учебно-тематическое планирование 2 года обучения (35 часов; 1 час в неделю)

Тема занятия

Кол-во

Часов

Дата

Проведения

примечания

1

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.

Беседа о хореографии.

1

2

Поклон. Позиции рук и ног в русском танце

1

3

Ходы в русском танце.

1

4

Движения «гармошка», «елочка»

1

5

Движение «моталочка»

1

6

Движение «ковырялочка»

1

7

Движение «паровозик»

1

8

Движение «веревочка»

1

9

Движение «припадание»

1

10

Русский хоровод

1

11

История возникновения народов ханты и манси

1

12

Культура народов ханты и манси

3

13

Традиции и обычаи хантов и манси

1

14

Обрядовые праздники ханты и манси

1

15

Праздник «Вороний день»

1

16

Лосиный праздник

1

17

Праздник Водяного царя Виткуля

1

18

Праздник Обласа

1

19

Праздник «проводы лебедя»

1

20

Медвежий праздник

1

21

День оленевода

1

22

Одежда северных народов. Национальный

Костюм.

1

23

Орнаменты хантов и манси. Виды рукоделия


24

Образ жизни народов севера

1

25

Семейные традиции хантов и манси

1

26

Куклы народов ханты

1

27

Игры народов ханты и манси

1

28

Традиционные танцы народа Манси

1

29

Танец ХМАО

5


Всего:

35





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал