- Учителю
- Коллективный исследовательский творческий среднесрочный проект по вне классной работе: «Кузьминки» (по осени поминки) .
Коллективный исследовательский творческий среднесрочный проект по вне классной работе: «Кузьминки» (по осени поминки) .
НОУ «Суздальская православная гимназия»
Коллективный исследовательский творческий среднесрочный проект по внеклассной работе: «Кузьминки» (по осени поминки).
Целевая группа: учащиеся 1 класса и их родители,
сотрудники Суздальского музея-заповедника,
классный руководитель
Беликова Т.Г.
Цель проекта: формирование общекультурных компетенций, через включение первоклассников в коллективный исследовательский творческий среднесрочный проект по внеклассной работе: «Кузьминки» (по осени поминки).
Задачи проекта:
-
Расширить круг знаний детей о русских народных праздниках.
-
Познакомить с народными обычаями данного праздника.
-
Через систему праздников народного календаря приобщить к традициям национальной культуры.
-
Содействовать развитию творческого воображения детей.
Срок реализации: проект реализовывался во внеурочное время учениками 1 класса с 30 октября по 14 ноября 2011 года.
Этапы работы над проектом:
14 ноября сотрудники Суздальского музея-заповедника, пригласили учеников 1 и 2 классов нашей гимназии принять участие в народном празднике под названием «Кузьминки»…
Обсуждая приглашение, мы выяснили, что об этом народном празднике мы совсем ничего не знаем.
Чтобы восполнить данный пробел в наших знаниях о народных обычаях связанных с этим праздником, мы решили, разделившись на группы, собрать материалы связанные с историей, обычаями, играми, обрядами, рецептами традиционных блюд «Кузьминок».
Первая группа - собирала материал по истории праздника.
Вторая группа - собирала обычаи, песни, потешки, обряды традиционные на Руси в этот день.
Третья группа - собирала рецепты блюд, традиционно готовящихся в этот праздник.
Четвёртая группа - собирала проводимые в этот день игры и забавы.
Реализация проекта:
В результате проведённой работы первая группа собрала следующую информацию:
На календаре уже зима, ведь и в ноябре могут быть и первые морозы и отдаленные седой зимы угрозы! По древнерусским святцам ноябрь известен под именем грудень: от груд замерзшей земли, от грудного пути - так называлась раньше зимняя замерзшая дорога. В это время предки наши и встречали праздник. В седой древности это был день бога Сварога, покровителя семьи, домашнего очага, кузнецкого ремесла. Сварог мыслился как небесный огонь. Он сваривал, делал прочным все, за что бы ни взялся.
Название праздника произошло от имени Кузьма. Из "Жития святых…" мы узнаем, что жили давным-давно два брата Косма и Дамиан. Их мать, христианка, воспитывала братьев в доброй вере, и получили они от Бога дар исцеления. Помогали не только людям, но и скоту во многих болезнях. Но применяли они не рецепты "травников", не народные знахарские средства, а исключительно слово Божье. Святые были бессребрениками, так как за свою работу денег не брали. Помнили всегда заповедь Христа: "Даром получили, даром давайте". Постепенно, в народном воображении они слились в один нераздельный облик Божьего кузнеца - Кузьмы и Демьяна. Наши предки, внимательно наблюдавшие за жизнью и изменениями в природе, заметили, что со дня святых Кузьмы и Демьяна заковывает зима земли и воды. Вот и говорили:
- Закует Кузьма-Демьян, до красной весны не расковать!
- Не заковать реку без Демьяна!
Кроме того, Кузьма и Демьян были известны под именем "кашников". В предании говорится, что Кузьма и Демьян никогда не требовали платы за свою работу, а только просили накормить их кашей, приговаривая:
-Хозяину ворошок, а нам каши горшок.
В русском народе Кузьма и Демьян зимние назывались раньше Курятниками, считались покровителями кур. В этот день справляли куриный праздник - петушиные именины - Кочеты. Говорили: "Кузьма - Демьян" зароди цыпляток к осени!"
Резали кур на продажу, подавали куриные блюда (показ иллюстраций) и устраивали пированье "до света". Считали необходимым резать трех кур. Есть их надо, чтобы птица водилась. "Не рада курочка на пир, да за хохолок тащат".
Сразу по - хозяйски определяли в дело и куриные перья. Крылом подметали печной шесток, из перьев делали помазки для пирогов. Куриное перо считалось в народе особым, оно слез не любит. На Руси в подушку не плакали, была примета: "Перо слезы пьет, а потом в сон отдает". А еще делали из пера кисточки для раскраски игрушек. Делали так: к большому перу присоединяли мелкие перышки и связывали ниткой в короткую удобную кисточку. Замечено, что гусиные, утиные, петушиные перья "пишут гораздо хуже". И перья от левого куриного крыла не так ловки в работе. Самые удобные кисточки выходили только из четырех тугих перьев из конца правого. Эти секреты дети знали с малолетства, помогая раскрашивать игрушки.
В этот день принято дарить кур.
На Руси праздник отмечался после окончания уборочных работ. Тяжелая страда позади. Хлеб убран, лен надерган. Начинаются долгие зимние посиделки, во время которых девушки не только пряли, ткали, вышивали, но и пели песни, рассказывали сказки, разгадывали мудреные загадки, иногда работа перемежалась играми и танцами.
На день Кузьмы и Демьяна устраивалась братчина. Девушки организовывали "ссыпку" и приглашали парней.
Обрядовым кушаньем являлись каша и куры. Петух и курица в представлении наших предков всегда обладали волшебной силой приносить счастье и плодородие. Поэтому Кузьминки иногда называют "куриным праздником", "курьими именинами". Недаром в народе говорят:
"Батюшка Кузьма-Демьян - куриный бог",
"Кузьминки - курьи именины, девичий праздник",
"На Кузьму-Демьяна - курицу на стол".
Несмотря на то, что праздник Кузьминки (14 ноября) назван в честь мужчин Кузьмы и Демьяна, считается он женским, девичьим. Эти святые братья, чьи имена давно слились воедино и обрусели, зовутся в деревнях забавно и нелогично - "матушка Кузьма-Демьян". Многие обряды Кузьминок связаны с любопытной христианской историей. Братья, жившие в третьем веке вблизи Рима, имели от Бога дар исцелений. Они лечили, изгоняли злых духов одним лишь именем Христа. Только за веру, без платы и награды, в полном соответствии с заповедью: "Даром получили, даром давайте". Однажды братья вернули к жизни умирающую женщину, и та в знак благодарности попросила их принять три яйца. Лекари отказались. Тогда женщина пришла тайно к Дамиану и Богом заклинала его принять яйца во имя Святой Троицы. Ради такой великой клятвы Дамиан согласился. Косьма услышал об этом, думая, что брат нарушил строгий обет, так опечалился, что завещал не погребать его вместе с Дамианом. Когда же после одновременной кончины святых от руки завистливого врача-язычника люди решали, как поступить с телами, внезапно появился верблюд, когда-то спасенный целителями от бешенства, и проговорил человеческим языком, чтобы не сомневались и похоронили братьев вместе. Мол, Дамиан виноват, так как принял три куриных яйца ради имени Божия. Потому-то обрядовая еда на Кузьминки - куриная лапша, курятина (сердце кочета с кузьминского обеда достается в семье самому слабому). Так Кузьма-Демьян стали почитаться не только как податели плодородия, устроители браков и учителя женских работ, но и как покровители кур. Отсюда куры - непременные спутники свадебных церемоний. Курник - обрядовый пирог, который подается молодым.
Исторически повествования описывают, как в Москве в Толмачевском переулке 14 ноября собирались вокруг церкви Косьмы-Дамиана женщины с курами. В деревнях хозяйки звали священника отслужить перед курятниками молебен, окропить кур святой водой. Потом рассылали кур в подарок родным, девушки носили птиц на боярский двор с челобитьем к барыне. Такие "челобитные" куры содержались в почете. Их кормили овсом и ячменем и никогда не убивали. Яйца, которые они несли, считались целебными.
На Кузьминки девчата гадают о замужестве с помощью петуха и кур. Раскидывают по полу сплетенные золотистые колечки из соломки с вкраплением зерна, примечают, где чьи. Птицы клюют колечки именно тех девушек, которым суждено скоро выйти замуж.
Раньше родители устраивали для дочери-невесты проверку на зрелость. 14 ноября мать выдавала ей ключи от всех кладовых и позволяла брать, что захочет из съестных запасов. Дочь сама готовила для семьи кушанья и накрывала праздничный стол. По этому угодению отец и мать судили, готова ли девушка замуж идти, рачительна ли, умеет ли гостей приветить.
О доме, в котором отмечался праздник, говорила пословица: "Кто пустит матушку Кузьму-Демьяна справлять, у того в доме будет благодать".
Вторая группа собрала следующий материал:
-
Пока не ляжет настоящая зима, дети сидели больше по домам, кто развлекался росписью игрушек, а кто-то просто играл в "Молчанку", вот так: собирались дети в кружок и сидели друг напротив друга с серьезным видом. Смеяться нельзя, улыбаться тоже. Кто-нибудь, кривляясь, и гримасничая, говорил молчанку:
Сорок амбаров сухих тараканов,
Сорок кадушек мокрых лягушек,
Кошку драну,
Мышь погану -
Кто промолвит,
Тот все съест.
Во время игры ребята часто ссорились. Тогда в ход пускались дразнилки:
Как у Петьки на носу
Ели черти колбасу!
А в ответ слышалось:
Борька-Борис
На базаре прокис!
Снес морковку на базар,
На базаре не берут,
Борьку за уши дерут!!!
А в ответ на поддразнивание отвечали: Дразнило - собачье рыло!
Вот так, игровые традиции не давали детям скучать по вечерам в непогожие дни.
-
Перед Кузьминками девушки собирали складчину ссыпчину для застолья, наряжались, ждали парней и пели:
Матушка Кузьма-Демьян
По сенечкам ходила,
Гвозди собирала,
Свадебку ковала!
Крепко-накрепко ковала,
До седой головушки,
До долгой бородушки!
-
По народному представлению, Кузьма и Демьян слывут мастерами кузнечного дела. Люди верят, что именно они куют плуги и цепи, раздают их тем, кто их особенно почитает.
"Узловать Кузьма, развязать нельзя".
По поверью куют святые и обручальные кольца.
"Кузьма-Демьян приходит на свадьбу к нам со святым молотом".
Брачные цепи (узы), что соединяют двоих именно 14 ноября, разорвать невозможно, так как у святых братьев легкая рука.
Большой интерес у учеников вызывают народные приметы, связанные с этим днем.
"Снежный день на Кузьминки - будущей весной большой разлив",
"Если на "Козьму и Демьяна" лист остается на дереве, то на другой год будет мороз",
"Кузьма закует, а Михайло (21 ноября) раскует (Михайловские оттепели)",
"Не велика у Кузьмы-Демьяна кузница, а на всю Русь святую в ней ледяные цепи куются".
-
В русском народе считалось, что Кузьма и Демьян покровительствуют свадьбам, что своим молотом на небесной наковальне они выковывают брачную цепь, а затем помогают семьям жить в ладу, в мире. В деревнях девушки закликали:
Батюшка Кузьма - Демьян,
Скуй нам свадебку
Крепко - накрепко,
До седой головушки,
До долгой бородушки.
К вечеру на посиделках изготавливали чучело Кузьмы: набивали соломой штаны и рубаху, приделывали голову, опоясывали чучело кушаком. Заводили песни, танцы и непременно разыгрывали так называемые "поцелуйные игры". После завершения праздника чучело выносили из дома, раздевали и раздергивали по соломинке, плясали и сжигали куклу.
Гулянье часто продолжалось до утра.
Третья группа собрала следующую информацию:
Основным блюдом была куриная лапша, а пирогом - курник. Вечером девушки устраивали «кузьминскую вечерку» с играми, розыгрышами, а угощались кашей «ссыпчинои» из разных круп. Такую кашу варили и в семьях по случаю окончания молотьбы, а блюда с курятиной были на столе обязательно, поскольку в народе Кузьма и Демьян считались покровителями кур и этот же день звался «Курьи именины». По такому поводу устраивали петушиные бои, раздаривали кур как подарки, не забывали «цыплят по осени посчитать». Ребятишки выпрашивали у кухарок перышки от ощипанных кур - непременно с правого крыла, самые крайние, самые тугие, - из них выходили замечательные удобные кисточки для росписи деревянных игрушек. А озорные парни отправлялись под утро соседских кур воровать. Но к покражам такого рода крестьяне относились довольно снисходительно и если бранились, то только для порядка.
Закуска «Птичка». Куриные потроха тщательно промыть, мелко нарезать, обжарить с репчатым луком, посолить-поперчить, добавить тертый сыр, измельченные вареные яйца, томат-пасту, сметану и прокипятить. Выложить в форму, смазанную маслом, залить взбитым яйцом, присыпать тертым сыром, запечь в духовке. Все.
Котлеты куриные с сыром. Мякоть курочки пропустить два раза через мясорубку, посолить-поперчить, хорошо перемешать. Из фарша скатать лепешки, на середину положить смешанное с тертым сыром сливочное масло, края лепешки соединить в круглую котлету. Готовую котлетку смочить во взбитом яйце, обвалять в панировочных сухарях и обжарить на сковородке на сливочном масле.
Праздничный пирог «Курник». В старину «Курник» пекли либо на свадьбу, либо на «Курьи именины». Вариантов этого знаменитого пирога много, и неудивительно! Любили его с разными начинками попробовать и подать торжественно. Поневоле ахнешь, когда хозяюшка внесет высокий конусный пирог, изукрашенный листьями да цветами из теста, с кратером наверху, дымящимся аппетитным паром... Да что там говорить, давайте печь пирог. Тесто подойдет любое дрожжевое, а вот начинок будет несколько. Сначала раскатаем тонкий пласт теста размером несколько больше сковородки, в которой будем выпекать. Выложим пласт на сковороду, на тесто уложим первую начинку - отваренный и остуженный рис. Раскатаем второй, тонкий, как блинчик, пласт теста и закроем им первую начинку. На второй «этаж» «Курника» уложим кусочки отварной курочки и опять перекроем тонким блинчиком из теста. Третья начинка - обжаренные грибы. Бока нашей конусной башни будем закрывать теми же тонкими блинчиками внахлест, соединим и защипаем нижний пласт с боковыми блинчиками, а наверху оставим небольшое круглое отверстие. Из остатков теста вырежем украшения в виде листьев, колосьев, цветов, звездочек, разместим их на боках «Курника». Поверхность пирога надо смазать взбитым яйцом с помощью кисточки или куриного перышка. В отверстие «кратера» вольем полстакана куриного бульона, поставим пирог в печь. Выпечка занимает примерно 30-40 минут при 220 градусах, готовность проверяем лучинкой. Приятного аппетита!
Четвёртая группа собрала следующий материал:
В ноябре, как правило, дождливо и слякотно на улице. Игру во дворе не очень-то затеешь, горок снежных еще нет. Поэтому весь досуг по большей части проходит в избе, в доме. Мальчики увлекались мастерством по дереву, девочки - куклами.
Мастерим из дерева
Издавна делают на Севере щепных лошадок и оленей. В домах, где топят печки и для разжигания дров щепают лучину, там дети до сих пор используют лучинки в своих играх. Сначала заготавливают лучину. Лучше всего подходит еловое или сосновое полено: хвойная древесина расщепляется ровно, особенно влажная. Раньше для щепания лучины применяли специальный тесак, сейчас мастера пользуются большим острым ножом. Нужно стараться расщеплять полено аккуратно, ровно, чтобы лучины были примерно одинаковой толщины (1-1,5 мм). По длине и ширине щепочки получаются разными, из них можно сделать нужный выбор. Для щепной игрушки мастер выбирает планочку, на которой своим ножом делает надрезы, а затем руками разрывает послушные влажные волокна древесины и заламывает-загибает ножки, шейку, хвостик конька. Любимым занятием мальчиков было повторять за мастером все движения и добиться красивой, выразительной фигурки.
Кудельная куколка
А девочки готовы были целыми днями «крутить» куклы. В деревнях, где выращивали лен, тряпичных кукол всегда набивали куделью - очесами льна. Сначала сшивали узкий мешочек, плотно «заваливали» его куделью, стягивали нитками нижний и верхний концы. Потом придавали столбику форму человеческой (женской) фигурки: перевязывали прочной ниткой по линии шеи, туго перетягивали крест-накрест на груди и завязывали на поясе. Получались головка, грудь, туловище. Обязательная деталь кудельной куколки - коса, которую девочки расплетали, заплетали, укладывали в прическу. Ее делали непременно изо льна. Прядь чистого, вычесанного льна пришивали на лоб, перекидывали назад и заплетали в косу с лентой. Наряд куклы состоит из кофты с юбкой. Они делаются из прямоугольных лоскутов ткани, сшитых вручную изнаночным швом, присборены и завязаны: кофта по месту шеи, юбка - на талии. Подол юбки всегда аккуратно подшивали, что характерно для народной куклы. Куколку можно нарядить в фартук, повязать платком и поясом, украсить бусами и сережками.
На каждых посиделках развлекались всяческими играми. Они вроде бы «комнатные», но при хорошей погоде вполне сгодятся и для улицы.
Игра «Олень»
Это вариант игры в фанты. Все рассаживаются кругом по комнате, в центре - водящий, в углу - «Олень», который сидит ко всем спиной. Водящий обходит круг игроков с песенкой, при этом собирает от каждого какие-нибудь мелкие вещички, складывая их в шапку или варежку или в лукошко. Песенка водящего про Оленя, только его здесь называют покороче - Лень:
- Ой, Лень, ты мой Лень,
Тепло ли тебе, Лень,
Холодно ли тебе, Лень?
- Мне не так тепло,
Мне не так холодно,
Принаденьте меня, принакутайте,
Как со девицы платок,
Со красавицы венок,
Как со малого ребенка
Пестрая пеленка,
С мужичка-бодрачка
Опоясочка!
Ну вот, все заветные колечки, ключики да сережки собраны в шапку, их протряс водящий и рукой перемешал, теперь будет по одной вещице доставать, да так, чтобы ни «Олень», ни кто другой не видал, что у него в руке. Например, нащупает в шапке какой-нито ключик, зажмет в ладони и поднимет над головой, да и спрашивает «Оленя»: «Олень-Олень, что этому фанту делать?» А уж «Олень» придумывает веселое задание - прокукарекать, пропеть песенку, станцевать какой-нибудь африканский танец, поздороваться с кошкой, да мало ли что придумает озорной «Олень»! Задание «Оленя» надо выполнять, такой уговор, только после этого получишь свою вещицу. А вот когда остается у ведущего последняя вещичка, ее разыгрывают по-другому. Эта игра называется «Колечко».
Игра «Колечко»
Но может быть не обязательно колечко, а любая мелкая вещица, чтобы только уместилась в кулаке. Все играющие встают в круг или садятся в круг, как удобнее. Ведущий неторопливо обходит весь круг, и каждому игроку будто бы вкладывает скрытно в сложенные «лодочкой» ладошки желанное «колечко». Тот, кому все-таки положили «колечко», не показывает этого, и ждет слов ведущего: «Колечко-колечко, выйди на крылечко!». Вот тут все игроки настораживаются, потому что игрок с колечком должен выскочить из круга, а все остальные должны не дать ему это сделать, успеть задержать. Затем игрок с колечком становится ведущим.
Игра «Петушиные бои»
Мальчишки любят задираться, толкаться, даже драться, - словом, петушиться. В «Кузьминки» дрались даже петухи, не то что мальчишки. Но мальчишеские бои проводились не как-нибудь, а по правилам. Правила были строгие - руки у парней отведены за спину, на двух ногах стоять нельзя, только на одной ноге прыгай. Самое главное - парням можно толкаться плечами, грудью, спиной, но не головой и не руками. Если тебе удалось толкнуть соперника так, что он ступил на пол второй ногой, ты победил. Конечно, многое зависит от поддержки болельщиков. Болейте на здоровье!
Презентация проекта прошла 14 ноября 2011 года в экспозиции музея «Земская школа» Суздальского кремля.
Используемая литература:
Дайн Г. Детский народный календарь. - М., 2001.
Гришина Г., Короткова Л., Петров В. Осенние праздники, игры, забавы для детей- М., 2001 .
Степанов Н. Народные праздники на святой Руси.- М., 1995.