7


  • Учителю
  • РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей физкультурно-спортивного направления «ШАХМАТЫ» на 2015-2016 учебный год (для учащихся 2-4 классов, 7-11 лет)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей физкультурно-спортивного направления «ШАХМАТЫ» на 2015-2016 учебный год (для учащихся 2-4 классов, 7-11 лет)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района «Средняя общеобразовательная школа № 1 г.Белоярский»



РАССМОТРЕНО ПРИНЯТО

на заседании методического на заседании педагогического

совета совета школы от 31.08.2015 г.,

Протокол от «31» августа 2015 г., Протокол № 8

№ 1



СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора (ВР)

Директор __________ Е.А.Пакулев

________ Н.А.Нероева Приказ по СОШ №1 г.Белоярский

«31» августа 2015 г. от 31.08.2015г., № 809











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



дополнительного образования детей физкультурно-спортивного направления



«ШАХМАТЫ»

на 2015-2016 учебный год

(для учащихся 2-4 классов, 7-11 лет)















Составитель: Морева О.Н.,

педагог дополнительного образования

СОШ № 1 г. Белоярский













г. Белоярский, 2015 г.



Пояснительная записка

Кружок « Шахматы» организуется при школе, на базе 2 - 4 классов и рассчитан на 3 года обучения в соответствии с нормативно-правовой и документальной базой:

  1. Закон Российской Федерации « Об образовании».

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

  3. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации.

  4. Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.

  5. Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ.

  6. Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16).

  7. Должностная инструкция классного руководителя.

  8. Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям образования

  9. Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям образования

  10. Авторской программы Сухина И.Г. «Шахматы - школе»

Программа кружка «Шахматы» предназначена для учащихся 2-4-х классов начальной школы и составлена на основе программы «Шахматы - школе» под редакцией И.Г. Сухина, в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и обеспечена УМК (учебники, методические рекомендации для учителя составлены автором программы И. Г. Сухиным).

Программа физкультурно-спортивного направления .

Срок реализации программы 3 года. Возраст детей 7-11 лет.



Актуальность

Программа кружка «Шахматы» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков - сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д.

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в начале обуче­ния, воспринимает их именно как игру. Сейчас шахматы стали профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования носят спортив­ную направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внима­ния, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющей­ся обстановке и т.д. Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусст­ва, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Форми­рование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.

О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности можно судить по таким весомым аргументам как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований. Шахматы становятся все более серьезным занятием огромного количества людей и помогают становлению человека в любой среде деятельности, способствуя гармоничному развитию личности.

Шахматы это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного развития, формирования внутреннего плана действий - способности действовать в уме.

Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Экспериментально же было подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, а так же положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей. Древние мудрецы сформулировали суть шахмат так: «Разумом одерживать победу».

Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную значимость - это один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством.

Поэтому актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей.

В центре современной концепции общего образования лежит идея развития личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы.

Жизнь заставляет нас на каждом шагу отстаивать правильность своих воззрений, поступать решительно, проявлять в зависимости от обстоятельств выдержку и твердость, осторожность и смелость, умение фантазировать и умение смирять фантазию. И всё это же самое требуется в шахматах. Они многогранны и обладают огромным эмоциональным потенциалом, дарят «упоение в борьбе», но и одновременно требуют умения мобилизировать, и концентрировать внимание, ценить время, сохранять выдержку, распознавать ложь и правду, критически относиться не только к сопернику, но и к самому себе.

Следовательно, они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. Соприкосновение с этими важными областями общечеловеческой культуры вызывает в душе ребенка позитивный отклик, способствует гармоничному развитию. Кроме этого, шахматы являются большой школой творчества для детей, это уникальный инструмент развития их творческого мышления.

Цель программы:

Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Задачи:

  • создать условия для формирования и развития ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);

  • формировать универсальные способы мыслительной деятельности (абстрактно-логическое мышление, память, внимание, творческое воображение, умение производить логические операции).

  • воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:

  • Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.

  • Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;

  • Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.

Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:

  • принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса

  • принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;

  • принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;

  • принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

  • принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.



Основные методы обучения:



Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумеваю­щих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.



  • На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяется при знакомстве с шахматными фигурами, изучении шахматной доски, обучении правилам игры, реализации материального перевеса.

  • Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, учащийся овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении де­бютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттель­шпиля и эндшпиля.

  • При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый.



  • Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.

  • На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства учащихся (само­стоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).

  • Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.

Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.



Формы занятий: групповые, индивидуальные, парные, коллективные, самостоятельные, индивидуально-обособленные.

Режим занятий - 2 часа в неделю(72 в год)





Планируемые результаты освоения учащимися программы дополнительного образования

Личностные результаты освоения программы курса.

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Метапредметные результаты освоения программы курса.

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.

Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.



Предметные результаты освоения программы курса



Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.

Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. принципы игры в дебюте;

Основные тактические приемы; что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.

Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания



Формы подведения итогов:

  1. Шахматные турниры.

  2. Доклады.

  3. Проектные работы

  4. Сеансы одновременной игры.

  5. Конкурсы по решению шахматных задач.

  6. Участие в городских и районных соревнованиях по классическим шахматам.

  7. Участие в районном конкурсе проектов.

  8. Для раскрытия уровня знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися в течение всего учебного года, проводится своего рода зачет, который включает в себя:

    • вопросы по теории и истории шахмат,

    • игру с руководителем кружка,

    • соревнование, в котором участвуют все занимающиеся.

Данные по уровню усвоения программы воспитанниками заносятся в таблицу, где основными критериями диагностики являются: знание истории шахмат и правил проведения соревнований, владение тактическими приемами и умение комбинировать, умение строить стратегические планы, знание основных принципов разыгрывания дебюта и эндшпиля, умение анализировать позиции, участие в мероприятиях, умение работать самостоятельно, соблюдение правил этикета.



Учебно - тематический план (2-4кл.)

2 класс - 72 ч.

3 класс - 72 ч.

4 класс - 72 ч.

ВСЕГО - 216 ч.

Первый год обучения

(72 часа из расчета 2 часа в неделю)



п/п

Тема

Кол.

часов

Теор.

часть

Практ.

часть



1.

Шахматная доска

6

3

3



2.

Шахматные фигуры

40

20

20



3.

Начальная расстановка фигур

4

1

3



4.

Ходы и взятие фигур

3

1

2



5.

Шахматная партия.

13

9

4



6

Игра всеми фигурами из начального положения

6

1

5







Итого

72

35

37







Второй год обучения

(72 часа из расчета 2 часа в неделю)



п/п

Тема

Количество

часов

Теоретическая

часть

Практическая

часть

1.

Повторение.

2

1

1

2

Краткая история шахмат

8

3

5

3

Шахматная нотация

8

3

5

4

Ценность шахматных фигур

8

4

4

5

Техника матования одинокого короля



8

4

4

6

Достижение мата без жертвы материала

8

4

4

7

Шахматная комбинация

30

15

15



Итого

72

34

38





Третий год обучения

(72 часа из расчета 2 часа в неделю)



п/п

Тема

Количество

часов

Теоретическая

часть

Практическая

часть

1

Повторение



4

2

2

2.

Основы дебюта



26

10

16

3

Основы миттельшпиля



30

14

16

4

Основы эндшпиля



12

3

9



Итого

72

29

43





СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ



Содержание теоретического раздела программы первый год обучения



Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.



Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению "доматового" периода игры. На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.



Содержание второго года обучения включает непосредственно обучение шахматной игре, освоение правил игры в шахматы, а так же знакомятся с шахматной нотацией, творчеством выдающихся шахматистов.



Третий год обучения предполагает обучению решения шахматных задач.

На занятиях используются обучающие плакаты, диаграммы задачи для самостоятельного решения, загадки, головоломки по темам, лабиринты на шахматной доске, кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины и др., решение которых дают не только информацию о какой-либо фигуре, но и представление об ее игровых возможностях и ограничениях. Кроме этого учащимся предлагаются темы для самостоятельного изучения: «Ферзь против пешки», «Ферзь против короля» и др., занимательные рассказы из истории шахмат, тесты для проверки полученных знаний.



Первый год обучения

(72 часа из расчета 2 часа в неделю)

1. Шахматная доска. Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

Дидактические игры и задания

  • "Горизонталь". Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).

  • "Вертикаль". То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.

  • "Диагональ". То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.

2. Шахматные фигуры. Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

Дидактические игры и задания

  • "Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.

  • "Угадайка". Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.

  • "Секретная фигура". Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме "секретной", которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: "Секрет".

  • "Угадай". Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.

  • "Что общего?" Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)

  • "Большая и маленькая". На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.

3. Начальная расстановка фигур. Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило "ферзь любит свой цвет"; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

Дидактические игры и задания

  • "Мешочек". Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.

  • "Да и нет". Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.

  • "Мяч". Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: "Ладья стоит в углу", и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.



4. Ходы и взятие фигур. Правила хода и взятия каждой из фигур, игра "на уничтожение", белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.

Дидактические игры и задания

  • "Игра на уничтожение" - важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

  • "Один в поле воин". Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).

  • "Лабиринт". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и не перепрыгивая их.

  • "Перехитри часовых". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.

  • "Сними часовых". Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.

  • "Кратчайший путь". За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.

  • "Захват контрольного поля". Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.

  • "Защита контрольного поля". Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.

  • "Атака неприятельской фигуры". Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.

  • "Двойной удар". Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.

  • "Взятие". Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее - побить незащищенную фигуру.

  • "Защита". Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.

  • "Выиграй фигуру". Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.

  • "Ограничение подвижности". Это разновидность "игры на уничтожение", но с "заминированными" полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

5. Шахматная партия. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

Дидактические игры и задания

  • "Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.

  • "Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю.

  • "Пять шахов". Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.

  • "Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха.

  • "Мат или не мат". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.

  • "Первый шах". Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.

  • "Рокировка". Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.

6. Игра всеми фигурами из начального положения. Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.

Дидактические игры и задания

  • "Два хода". Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами.



Второй год обучения

(72 часа из расчета 2 часа в неделю)



  1. Повторение. Повторение программного материала, изученного за год обучения

  2. Краткая история шахмат. Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам.

3.Шахматная нотация. Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения.

Дидактические игры и задания

  • "Назови вертикаль". Педагог показывает одну из вертикалей, ученики должны назвать ее (например: "Вертикаль "е"), Так школьники называют все вертикали. Затем педагог спрашивает: "На какой вертикали в начальной позиции стоят короли? Ферзи? Королевские слоны? Ферзевые ладьи?" И т. п.

  • "Назови горизонталь". Это задание подобно предыдущему, но дети выявляют горизонталь (например: "Вторая горизонталь").

  • "Назови диагональ". А здесь определяется диагональ (например: "Диагональ е1 - а5").

  • "Какого цвета поле?" Учитель называет какое-либо поле и просит определить его цвет.

  • "Кто быстрее". К доске вызываются два ученика, и педагог предлагает им найти на демонстрационной доске определенное поле. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее.

  • "Вижу цель". Учитель задумывает одно из полей и предлагает ребятам угадать его. Учитель уточняет ответы учащихся.

  1. Ценность шахматных фигур. Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты.

Дидактические игры и задания

  • "Кто сильнее". Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: "Какая фигура сильнее? На сколько очков?"

  • "Обе армии равны". Педагог ставит на столе от одной до четырех фигур и просит ребят расположить на своих шахматных досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.

  • "Выигрыш материала". Педагог расставляет на демонстрационной доске учебные положения, в которых белые должны достичь материального перевеса.

  • "Защита". В учебных положениях требуется найти ход, позволяющий сохранить материальное равенство.

  1. Техника матования одинокого короля. Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.

Дидактические, игры и задания

  • "Шах или мат". Шах или мат черному королю?

  • "Мат или пат". Нужно определить, мат или пат на шахматной доске.

  • "Мат в один ход". Требуется объявить мат в один ход черному королю.

  • "На крайнюю линию". Белыми надо сделать такой ход, чтобы черный король отступил на одну из крайних вертикалей или горизонталей.

  • "В угол". Требуется сделать такой ход, чтобы черным пришлось отойти королем на угловое поле.

  • "Ограниченный король". Надо сделать ход, после которого у черного короля останется наименьшее количество полей для отхода.

  1. Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата.

Дидактические игры и задания

  • "Объяви мат в два хода". В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода.

  • "Защитись от мата". Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход.

  1. Шахматная комбинация. Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.).

Дидактические игры и задания

  • "Объяви мат в два хода". Требуется пожертвовать материал и дать мат в два хода.

  • "Сделай ничью". Требуется пожертвовать материал и достичь ничьей. "Выигрыш материала". Надо провести простейшую двухходовую комбинацию и добиться материального перевеса.



Третий год обучения

(72 часа из расчета 2 часа в неделю)

  1. Повторение. Повторение программного материала, изученного за год обучения

  2. Основы дебюта. Двух- и трехходовые партии. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов. Детский мат и защита от него. Игра против "повторюшки-хрюшки". Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Наказание "пешкоедов". Борьба за центр. Безопасная позиция короля. Гармоничное пешечное расположение. Связка в дебюте. Коротко о дебютах.

Дидактические задания

  • "Мат в 1 ход", "Поставь мат в 1 ход нерокированному королю", "Поставь детский мат" Белые или черные начинают и объявляют противнику мат в 1 ход.

  • "Поймай ладью", "Поймай ферзя". Здесь надо найти ход, после которого рано введенная в игру фигура противника неизбежно теряется или проигрывается за более слабую фигуру.

  • "Защита от мата" Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в 1 ход (как правило, в данном разделе в отличие от второго года обучения таких ходов несколько).

  • "Выведи фигуру" Здесь определяется, какую фигуру на какое поле лучше развить.

  • "Поставить мат в 1 ход "повторюшке". Требуется объявить мат противнику, который слепо копирует ваши ходы.

  • "Мат в 2 хода". В учебных положениях белые начинают и дают черным мат в 2 хода.

  • "Выигрыш материала", "Накажи "пешкоеда". Надо провести маневр, позволяющий получить материальное преимущество.

  • "Можно ли побить пешку?". Требуется определить, не приведет ли выигрыш пешки к проигрышу материала или мату.

  • "Захвати центр". Надо найти ход, ведущий к захвату центра.

  • "Можно ли сделать рокировку?". Тут надо определить, не нарушат ли белые правила игры, если рокируют.

  • "В какую сторону можно рокировать?". В этом задании определяется сторона, рокируя в которую белые не нарушают правил игры.

  • "Чем бить черную фигуру?". Здесь надо выполнить взятие, позволяющее избежать сдвоения пешек.

  • "Сдвой противнику пешки". Тут требуется так побить неприятельскую фигуру, чтобы у противника образовались сдвоенные пешки.

  1. Основы миттельшпиля. Самые общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. Матовые комбинации на мат в 3 хода и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса на темы завлечения, отвлечения, блокировки, разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты, связки, "рентгена", перекрытия и др. Комбинации для достижения ничьей.

Дидактические задания

  • "Выигрыш материала". Надо провести типичный тактический прием, либо комбинацию, и остаться с лишним материалом.

  • "Мат в 3 хода". Здесь требуется пожертвовать материал и объявить красивый мат в 3 хода.

  • "Сделай ничью" Нужно пожертвовать материал и добиться ничьей.

  1. Основы эндшпиля. Элементарные окончания. Ферзь против слона, коня, ладьи (простые случаи), ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя). Ладья против ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи), слона (простые случаи), коня (простые случаи). Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило "квадрата". Пешка проходит в ферзи при помощи своего короля. Оппозиция. Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй горизонтали. Ключевые поля. Удивительные ничейные положения (два коня против короля, слон и пешка против короля, конь и пешка против короля). Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.

Дидактические задания

  • "Мат в 2 хода". Белые начинают и дают черным мат в 2 хода. "Мат в 3 хода". Белые начинают и дают черным мат в 3 хода. "Выигрыш фигуры".

  • "Квадрат". Надо определить, удастся ли провести пешку в ферзи.

  • "Проведи пешку в ферзи". Тут требуется провести пешку в ферзи.

  • "Выигрыш или ничья?". Здесь нужно определить, выиграно ли данное положение.

  • "Куда отступить королем?". Надо выяснить, на какое поле следует первым ходом отступить королем, чтобы добиться ничьей.

  • "Путь к ничьей". Точной игрой надо добиться ничьей.







Методическое обеспечение



Наименование учебного оборудования

1

Учебно-методическое обеспечение:



Программа

Книги о шахматах

- Сухин И.Г. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2 - 5 лет: Книга - сказка для совместного чтения родителей и детей. - М.: Новая школа, 1994.

- Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы (издание второе): Для старшего дошкольного и младшего школьного возраста. - Издательство «Детская литература», 1985.

- Горенштейн Р.Я. Книга юного шахматиста: Учебное пособие для шахматистов второго - третьего разрядов. - 2-е изд., испр., доп.- М.: АОЗТ «Фердинанд», 1993.

- Бобби Фишер учит играть в шахматы: издание для досуга - Киев: «Здоровье», 1991.

- Гайшут А.Г. Увлекательная математика,/ Путешествие по шахматной доске: Учебное пособие. - М.: «Дом педагогики», 1995.

- Сухин И. Приключения в шахматной стране. - М.: Педагогика, 1991.

- Книжка - раскраска «Шахматные герои».

- Журнал «Шахматное обозрение», 7-8/94

  • Энциклопедии

  • Методическое пособие для учителя

2

Наглядные пособия



Коробки с деревянными шахматами

Коробки с магнитными шахматами

Плакаты: Различные позиции в шахматах

3

Игры и игрушки



Игры настольно-печатные

«Чудесный мешочек»

4

Учебное оборудование



Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

Магнитная доска.

5

Технические средства



Компьютер

Магнитофон

Мультимедийный проектор

Интерактивная доска

Дидактические игры и задания подробно описаны в содержании программы.

Список литературы

- для педагога

  1. Сухин И.Г. Программы курса "Шахматы - школе: Для начальных классов общеобразовательных учреждений". - Обнинск: Духовное возрождение, - 2011. -40 с.

  2. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. - Обнинск: Духовное возрождение, 1998.

  3. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя - Обнинск: Духовное возрождение, 1999.

  4. Сухин И. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем. - 2002.

  5. Сухин И. Шахматы, второй год, или Учусь и учу. - 2002.

  6. Сухин И.Г. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры.- Обнинск: Духовное возрождение, 2004.

  7. Сухин И.Г. Шахматы, третий год, или Учусь и учу.- Обнинск: Духовное возрождение, 2005.



- для учащихся

1. Весела И., . Шахматный букварь. - М.: Просвещение, 1983.

2.Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре. - М.: ГЦОЛИФК, 1984.

3.Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. - М.: Детская литература, 1980.

4.Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. - Л.: Детская литература, 1985.

5.Князева В. Уроки шахмат. - Ташкент: Укитувчи, 1992.

6.Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2-5 лет. - М.: Новая школа, 1994.

7.Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. - Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992.

8.Сухин И. Необыкновенные шахматные приключения.

9.Сухин И. Приключения в Шахматной стране. - М.: Педагогика, 1991.

10.Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. - М.: Поматур, 2000.

11.Сухин И. Шахматы для самых маленьких. - М.: Астрель, АСТ, 2000.

12.Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. - Обнинск: Духовное возрождение, 1998.

13.Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя - Обнинск: Духовное возрождение, 1999.

14.Шахматы - школе/ Сост. Б. Гершунский, А. Костьев. - М.: Педагогика, 1991.





































14



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал