- Учителю
- Духовно-нравственное воспитание младших школьников
Духовно-нравственное воспитание младших школьников
Проект
по теме: «Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами курса ОРКСЭ»
Введение
Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».
В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.
Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами.
Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду «связи времён», чувства сопричастности к истории своей родины.
Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание.
Духовность, по мнению Л. П. Буевой, это проблема обретения смысла. Духовность есть показатель существования определённой иерархии ценностей, целей и смыслов.
Проблема: создание педагогических условий для духовно-нравственного воспитания школьников в процессе учебной деятельности ( конкретно изучения модулей курса ОРКСЭ), а также определение места духовно-нравственной культуры в его структуре.
Цель: Изучение возможностей духовно-нравственного воспитания младших школьников в процессе учебной деятельности.
Задачи: изучить программу формирования духовно-нравственного воспитания в начальной школе;
Проанализировать возможности духовно-нравственного воспитания в структуре модулей ОРКСЭ;
Разработать план - конспект урока по теме «Дружба» из модуля «Светская этика»;
Предмет исследования: Духовно-нравственное воспитание младших школьников в процессе учебной деятельности.
Объект исследования: Развитие духовно-нравственных качеств личности младшего школьника.
Ожидаемый результат: подготовленность учителя к проведению уроков по курсу ОРКСЭ.
Конечный результат: план-конспект урока по теме «Дружба» из модуля «Светская этика».
Глава 1. Духовно-нравственное воспитание на уроках ОРКСЭ
1.1. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить:
• готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;
• готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше»;
• укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
• формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
• развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;
• принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;
• готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
• способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
• трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
• осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать;
• свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьёй, обществом, Россией, будущими поколениями;
• укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.
В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить:
• осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;
• готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам;
• развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;
• заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия;
• осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству;
• понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;
• бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода;
• законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;
• духовную, культурную и социальную преемственность поколений.
1.2. Базовые национальные ценности
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.
Базовые национальные ценности производны от национальной жизни России во всей её исторической и культурной полноте, этническом многообразии. В сфере национальной жизни можно выделить источники нравственности и человечности, т. е. те области общественных отношений, деятельности и сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать своё сознание, жизнь, саму систему общественных отношений.
Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.
Соответственно традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений):
• патриотизм - любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
• социальная солидарность - свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
• гражданственность - служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
• семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
• труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
• наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
• традиционные российские религии - представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
• искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
• природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
• человечество - мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся. Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов - участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта. Ведущая, содержательно определяющая роль в создании уклада школьной жизни принадлежит субъектам образовательного процесса.
Система базовых национальных ценностей лежит в основе представления о единой нации и готовности основных социальных сил к гражданской консолидации на основе общих ценностей и социальных смыслов в решении общенациональных задач, среди которых воспитание детей и молодёжи.
Достижение гражданского согласия по базовым национальным ценностям позволит укрепить единство российского образовательного пространства, придать ему открытость, диалогичность, культурный и социальный динамизм.
Гражданское согласие по базовым национальным ценностям не имеет ничего общего с единообразием ценностей нации и самой нации, духовной и социальной унификацией. Единство нации достигается через базовый ценностный консенсус в диалоге различных политических и социальных сил, этнических и религиозных сообществ и поддерживается их открытостью друг другу, готовностью сообща решать общенациональные проблемы, в числе которых духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи как основа развития нашей страны.
1.3.Цель и задачи комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) был введён в школах по «Поручению Президента РФ» от 2 августа 2009 г. и «Распоряжению Правительства РФ» от 11 августа 2009 г.
Первоначально курс водился как экспериментальный с 1 апреля 2010 года. В 2010г. Он прошёл апробацию в 19 субъектах РФ.
С 2012 года курс включён Министерством образования и науки РФ в школьную программу в качестве федерального компонента (34 часа) В стандартах нового поколения курс именуется «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Цель учебного курса ОРКСЭ - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
-
знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
-
развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
-
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
-
развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Следовательно, преподавание ОРКСЭ в общеобразовательных учреждениях будет способствовать нравственной ориентации учащихся, поможет им побуждать себя к развитию и самосовершенствованию. Позволит решить актуальную задачу современной общеобразовательной школы - становлению гармонически развитого гражданина, добросовестного труженика, преданного семьянина и патриота Отечества.
Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Он включает в себя шесть модулей:
1. «Основы православной культуры»,
2. «Основы исламской культуры»,
3. «Основы буддийской культуры»,
4. «Основы иудейской культуры»,
5. «Основы мировых религиозных культур».
6. «Основы светской этики».
Учебный модуль «Основы православной культуры»
Россия - наша Родина.
Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Учебный модуль «Основы исламской культуры»
Россия - наша Родина.
Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад - образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Учебный модуль «Основы буддийской культуры»
Россия - наша Родина.
Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святые. Будды. Семья в буддийской культуре и её ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Учебный модуль «Основы иудейской культуры»
Россия - наша Родина.
Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора - главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и её устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур»
Россия - наша Родина.
Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Учебный модуль «Основы светской этики»
Россия - наша Родина.
Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции . Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования .Любовь и уважение к Отечеству . Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
Все модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания. Отметок за него не ставят. Так в чем же смысл введения предмета? Введение в государственных образовательных учреждениях религиозного образования - это не навязывание догматов, а именно объяснение культуры поведения в обществе. Ребенок в школе приобретает навыки толерантного поведения с людьми другой национальности.
Воспитательная задача - важнейшая составляющая учебного процесса. Сегодня очевиден запрос общества к системе образования о решении задачи духовно-нравственного воспитания граждан России.
Духовно-нравственное воспитание содействует духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:
нравственных чувств - совести, долга, ответственности, гражданственности;
нравственного облика - терпимости, терпения, милосердия;
нравственной позиции - готовности к преодолению жизненных испытаний, способности различать добро и зло;
нравственного поведения - готовности служения людям.
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных ценностях и идеалах, лежащих в основе религиозных и светских традиций, а также на понимание их значения в жизни современного общества и своей сопричастности к ним.
Характер светской школы определяется тем, что она взаимодействует с социальным окружением, признаёт свободу мировоззренческих взглядов и вероисповедания всех участников образовательного процесса.
Основной принцип, заложенный в содержании курса, - общество в многообразии, что отражает сложную культурную, социальную, этническую и религиозно-духовную основу нашей страны и современного мира. Содержание курса носит воспитательный характер, формирующий уважительное отношение к различным взглядам и убеждениям граждан нашей страны, укрепляет межличностные взаимоотношения.
Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в связи с религиозными, общечеловеческими ценностями. Курс играет важную роль как в расширении кругозора обучающегося, так и в воспитательном процессе формирования достойного гражданина России.
Введение комплексного курса призвано содействовать более тесному взаимодействию семьи и школы в вопросах воспитаниях школьников. Привлечение родителей к сотрудничеству в учебном процессе не только на этапе выбора модуля, но и в процессе изучения курса обеспечивает прямое участие семьи в деле духовно-нравственного воспитания детей, способствует укреплению семьи и повышению авторитета школьного учителя.
1.4. Духовно-нравственный потенциал курса «ОРКСЭ» в контексте ФГОС
В современном мире акценты в определении жизненных ценностей сместились в сторону материального, ушли в тень духовно-нравственные вопросы. Итог такой позиции - жестокость подростков по отношению к своим родителям, пожилому населению, друг к другу, неумение видеть прекрасное вокруг, незнание себя и, как следствие, непонимание происходящего вокруг, путаница в мыслях, жизненные «тупики».
Проблема в том, что картина мира современного человека не имеет стержневой основы в виде чётко усвоенной в детстве системы ценностей и, следовательно, не управляет человеком должным образом. Правильно, когда картина мира передаётся от поколения к поколению посредством культурных традиций и в процессе целенаправленного образования, построенного на системе ценностей.
Готовить человека к новой жизни необходимо с учетом формирования у него внутреннего стержня, внутренней крепости и понимания того, что он должен вначале человечно и лишь потом грамотно действовать в ситуации неопределенности.
Задача школы - дать ученикам не только знания о собственной истории, ключевых исторических фактах и датах, быте и нравах народа, но знания законов личностного развития. При этом важно не подавить детской восторженности и способности ребёнка радоваться и удивляться каждым мгновением жизни, любить и ценить жизнь, окружающий мир, людей. Именно здесь пролегает путь к духовной жизни.
Ответственность за сохранение духовности нации лежит, в первую очередь, на государстве, которое сделало решительный шаг в этом направлении путем введения курса «ОРКСЭ». По словам протодиакона А.В. Кураева, цель курса - «привить детям навыки нравственного самоанализа. Чтобы ребенок открыл внутренний мир своей души, познакомился со своей душой. Чтобы он научился реагировать не только на боль в пальчике, но и на боль в своей совести. Чтобы он научился делать запросы к совести, прося ее ответить: к добру или ко злу то или иное его стремление».
Курс интересен своим содержанием. Понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия. Знакомство с основными нормами морали и нравственности, понимание их значения, осознание ценности человеческой жизни. Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций и многого другого.
Требования нового ФГОС предполагают достижение обучающимся определенных предметных, метапредметных, личностных результатов.
Содержание и технологический инструментарий нового учебного курса обеспечивают условия для решения образовательных задач и задач развития личности школьника, младшего подростка, так как позволяют:
- передать школьнику знания об основах религиозных культур, светской этике,
расширить его кругозор, обеспечить возможность развивать и расширять культуроведческие знания в основной школе;
- развивать умения учиться в процессе решения учебных задач данного курса, проектной деятельности, в том числе - коллективной;
- достигать личностного роста, обогащения эмоциональной и познавательной сфер школьника в ходе приобретения им представлений о нравственных идеалах и ценностях, традициях многонациональной культуры нашей страны, сопричастности к ней;
- сформировать содержательные, понятийные, ценностно- смысловые связи с другими учебными предметами начальной и основной школы - историей, географией, литературой.
Самое ценное то, что этот курс способен «присоединить» к школе семью, т.к. в осмыслении разных категорий, заложенных в содержании курса, немыслимо без участия родителей. Родители отдаляются от школы, и в последнее время мы делаем колоссальные усилия, чтобы повернуть их лицом к школе. Наши дети раньше взрослеют, больше знают, лучше разбираются в последних достижениях техники, говорят на другом языке, иначе одеваются и развлекаются, по-другому чувствуют и мыслят. Они приняли мир таким, какой он есть, и учатся выживать в нём, жить в новом мире по-новому. Каждый из модулей курса рассказывает школьникам о системе вечных ценностей, богатейшем и разнообразном опыте нравственной жизни, примерах человеческого подвига во имя высших идеалов. Родители могут выбрать тот модуль, который согласуется с семейными традициями, их мировоззрением, нравственными установками. Одна из важнейших задач курса «ОРКСЭ» - это доверительное общение между родителями и детьми с опорой на нравственные основы семейной жизни. Дефицит подлинного общения - одна из болезней нашего времени. Самая важная функция настоящего семейного общения - создание особой атмосферы семейного уюта (в нематериальном значении этого слова), в которой есть время на разговоры о главном: о смысле жизни, о выборе ценностей, о добре и зле. Как правило, на это остаётся слишком мало времени. Но именно эти темы актуальны для младшего подростка, в котором начинает пробуждаться чувство взрослости. В этом возрасте особенно важно воодушевлять ребёнка, принимать активное, деятельное участие в его жизни.
Успешное решение воспитательных задач возможно только в согласованном взаимодействии семьи и школы. Этот курс рассчитан именно на такое педагогическое партнёрство учителей и родителей. Курс способен сконцентрировать весь опыт системы воспитательной работы нашей школы, направленной на воспитание патриотизма, любви к своей малой родине к ее людям, их труду, развитие у детей таких качеств, как толерантность и уважения к другим культурам, усвоение нравственных ценностей.
В рамках нового ФГОС разработана Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина. Стратегические цели Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России ФГОС и курса «ОРКСЭ» практически совпадают.
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.
В Концепции определен современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
На воспитание именно такого гражданина России ориентирован курс «ОРКСЭ», нацеленный на формирование у младшего подростка основ мировоззрения в его духовных, нравственных, личностно значимых измерениях, установок и ценностей, обеспечивающих осознанный нравственный выбор.
Если в содержании общего образования духовные идеалы, нравственные ценности, моральные нормы размыты, то в новых ФГОС они четко определены. В свою очередь курс «ОРКСЭ» их конкретизирует.
Заключение
Воздействие на человека, с целью формирования у него духовно-нравственных качеств - тема, которую изучают ученые уже несколько тысяч лет. За это время уже было более-менее сформировано понятие о морали и моральном поведении человека. Вопрос оставался в том, как сформировать нравственное поведение человека.
Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. Психологи установили, что именно младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развитию личности. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.
Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей.
Целью нравственного воспитания является формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическом аспекте.
Последнее предполагает:
1. Выработку понимания жизненной важности морали;
2. Установку на выработку нравственного самосознания (совесть);
3. Выработку стимулов дальнейшего нравственного развития;
4. Выработку моральной стойкости, желание и умения сопротивляться злу, искушению и соблазну самооправдания при нарушении моральных требований;
5. Милосердие и любовь к людям.
Средствами нравственного воспитания являются:
1.Моральное убеждение как основное нравственно-психологическое средство воздействия на личность.
2.Моральное принуждение как форма морального осуждения.
Моральное воспитание осуществляется в тесном органическом единстве, во-первых, с основной (профессиональной) деятельностью, во-вторых, с воспитанием мировоззренческим, к которому примыкают другие развитые формы общения и деятельности: художественно- эстетическая, политическая, правовая и т.д.
Таким образом, воспитательный процесс в рамках комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» направлен на знакомство учащихся с духовными традициями народа России, с историей и культурой крупнейших религиозных объединений нашей страны, а также с основами светской этики. Все это преследует общую цель: нравственное воспитание российских школьников на основе традиционных идеалов и ценностей, развитие их интереса к окружающему миру, формирование уважительного отношения к представителям различных конфессий, укрепление толерантных отношений между участниками образовательного процесса, оздоровление морально-нравственной атмосферы в школе и семье.
Следовательно, нравственные качества, основанные на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку закладываются именно на уроках ОРКСЭ.
Список литературы
1. Данилюк, А.Я., Кондаков, А. М., Тишков, В. А.. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А.Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - М.: Просвещение, 2009.
2. «Комплексный курс "Основы религиозных культур и светской этики": теория и практика преподавания». Материалы I Региональной научно-практической конференции преподавателей «ОРК и СЭ» [Текст] / (Томск, 3 марта 2011 г.). - Томск: ТОИПКРО, 2011. - 116 с.
3.nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/duhovno-nravstvennoe-vospitanie-grazhdanina-v-kurse-orkse-na-urokah
4. io.nios.ru/index.php?rel=36&point=26&art=1369
5. www.orkce.ru/node/474
6.school8.s-edu.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=54:2011-12-29-05-45-54&catid=23:2011-10-03-04-42-29&Itemid=4
7. sch4smid.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=484:2013-04-08-06-34-17</</font>