7


  • Учителю
  • Рабочая программа по музыке. 4 класс. Школа России. ФГОС.

Рабочая программа по музыке. 4 класс. Школа России. ФГОС.

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Большегнеушевская средняя общеобразовательная школа»



Принята на заседании Утверждена:

педагогического совета директор школы:__________ Т.В. Меринова

Протокол №_____ от________2014 г Приказ №____ от _________2014 г

Рабочая программа

по музыке

4 класс

Мацакова Надежда Витиславна,

учитель начальных классов,

І квалификационная категория

2014г



Структура рабочей программы

1) пояснительная записка

2) общая характеристика учебного предмета, курса;

3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

4) описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;

5) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

6) содержание учебного предмета, курса;

7) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;

8)календарно-тематическое планирование

9) описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.



Пояснительная записка

Рабочая учебная программа по музыке для 1-4 классов разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования 2010 года, примерной программы начального общего образования по музыке с учетом авторской программы по музыке - «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2010.

Предмет музыка в начальной школе имеет цель: формирование фундамента музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры. Введение детей в многообразный мир музыкальной культуры через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих задач:

  1. формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;

  2. воспитание эмоционально - ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;

  3. развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно - творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

  4. освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;

  5. овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально - пластическом движении и импровизации.

В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Общая характеристика учебного предмета (курса)

Курс нацелен на изучение целостного представления о мировом музыкальном искусстве, постижения произведений золотого фонда русской и зарубежной классики, образцов музыкального фольклора, духовной музыки, современного музыкального творчества. Изучение музыкального искусства в начальной школе направлено на развитие эмоционально-нравственной сферы младших школьников, их способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека; развитие способности эмоционально-целостного восприятия и понимания музыкальных произведений; развитие образного мышления и творческой индивидуальности; освоение знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества; овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности (хоровое пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально пластическая и вокальная импровизация); воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству.

Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проведения и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно - временную природу музыки, ее жанрово - стилистические особенности. При этом, занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.

Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально - ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.

Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются:

групповая, коллективная работа с учащимися.

Место предмета «Музыка» в учебном плане

В соответствии с Базисным учебным планом на учебный предмет «Музыка» отводится в 4 классе -34 часа.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Основной задачей предмета «Музыка» является формирование и развитие эстетических и духовно-нравственных качеств личности. Известно, что эстетическое означает «чувственное». Отсюда распространенное мнение, что на уроках надо говорить о чувствах и настроениях, которые возникают в результате контакта с искусством.

Любое чувство - это результат, реакция человека на какие-либо события или явления жизни, его эмоциональная оценка, следствие сознательных и подсознательных мыслительных процессов человека. Следовательно, общаясь с искусством, нужно думать, оценивать, анализировать и обсуждать, не само чувство, а причины породившие его. В результате содержанием музыкального произведения окажутся не только чувства, а общечеловеческие ценности духовного порядка, выраженные в чувствах.

Таким образом, ученик познает музыкальное произведение как воплощение морально-нравственных понятий, что ведет к глубокому осмыслению музыки и духовному росту ученика.

Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».

Личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты:

Личностные результаты освоения образовательной программы начального общего образования должны отражать готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества, сформированность основ гражданской идентичности.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

- целостный, социально - ориетированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;

- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка - умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности;

- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие музыкально - эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально - ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты:

К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими при изучении одного, нескольких или всех предметов универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях, т.е. учебные действия учащихся, проявляющиеся в познавательной и практической деятельности:

- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально - творческих возможностей;

- овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;

- формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщение, установления аналогий в процессе интонационно - образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально - творческой деятельности;

- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации и т.д.).

Предметные результаты:

Предметные требования включают освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно - нравственном развитии;

- формирование общего представления о музыкальной картине мира;

- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому- либо виду) музыкально - творческой деятельности;

- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной, классической и современной; понимать содержание, интонационно - образный смысл произведений разных жанров и стилей;

- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально - пластических композиций, исполнение вокально - хоровых произведений.

Содержание учебного предмета (курса)

4 класс:

Содержание программы четвертого года выстраивается с учетом преемственности музыкального обучения учащихся и имеет те же разделы, что для III класса:

1. "Россия - Родина моя"- 4 ч.

2. "День, полный событий"-4 ч.

3. "О России петь - что стремиться в храм"-5 ч.

4. "Гори, гори ясно, чтобы не погасло!" -2 ч.

5. "В музыкальном театре"-6 ч.

6. "В концертном зале"-6 ч.

7. "Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье"-7 ч.

Накоплению жизненно-музыкальных впечатлений учащихся, их интонационного словаря способствует повторение некоторых произведений «золотого фонда» музыкального искусства (принцип концентричности) на новом уровне, с более сложными заданиями, в сопряжении с другими знакомыми и незнакомыми детям сочинениями.

Раздел 1. «Россия - Родина моя».

Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. Жанры народных песен, их интонационно-образ ные особенности. Лирическая и патриотическая темы в русской классике.

Раздел 2. «День, полный событий»

«В краю великих вдохновений...». Один день с А. Пушкиным. Музыкально-поэтические образы.

Раздел 3. «О России петь - что стремиться в храм»

Святые земли Русской. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Церковные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание.

Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

Народная песня - летопись жизни народа и источник вдох новения композиторов. Интонационная выразительность народ ных песен. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музы кантах. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских на родных инструментов. Вариации в народной и композиторской музыке. Праздники русского народа. Троицын день.

Раздел 5. «В музыкальном театре»

Линии драматургического развития в опере. Основные те мы - музыкальная характеристика действующих лиц. Вариационность. Орнаментальная мелодика. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Жанры легкой музыки. Оперетта. Мюзикл.

Раздел 6. «В концертном зале»

Различные жанры вокальной, фортепианной и симфониче ской музыки. Интонации народных танцев. Музыкальная драма тургия сонаты. Музыкальные инструменты симфонического оркестра.

Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»

Произведения композиторов-классиков и мастерство извест ных исполнителей. Сходство и различие музыкального языка раз ных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Форма музыки (трехчастная, сонат ная). Авторская песня. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов.

Содержание музыкального материала:

Концерт № 3 для фортепиано с оркестром, главная мелодия

1-й части. С. Рахманинов. «Вокализ». С. Рахманинов.

«Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня. «Песня о России». В. Локтев, слова О. Высотской. Русские народные песни: «Колыбельная» в обраб. А. Лядова,

«У зори-то, у зореньки», «Солдатушки, бравы ребятушки», «Милый

мой хоровод», «А мы просо сеяли» в обраб. М. Балакирева, Н. Римского-Корсакова.

«Александр Невский», фрагменты из кантаты. С. Прокофьев. «Иван Сусанин», фрагменты из оперы. М. Глинка. «Родные места». Ю. Антонов, слова М. Пляцковского.

«В деревне». М. Мусоргский.

«Осенняя песнь» (Октябрь) из цикла «Времена года». П. Чай ковский.

«Пастораль» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пуш кина «Метель». Г. Свиридов.

«Зимнее утро» из «Детского альбома». П. Чайковский.

«У камелька» (Январь) из цикла «Времена года». П. Чайков ский.

Русские народные песни: «Сквозь волнистые туманы», «Зим ний вечер»; «Зимняя дорога». В. Шебалин, стихи А. Пушкина; «Зим няя дорога». Ц. Кюи, стихи А. Пушкина; «Зимний вечер». М. Яков лев, стихи А. Пушкина.

«Три чуда», вступление ко II действию оперы «Сказка о царе Салтане». Н. Римский-Корсаков.

«Девицы, красавицы», «Уж как по мосту, мосточку», хоры из оперы «Евгений Онегин». П. Чайковский.

Вступление и «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский.

«Венецианская ночь». М. Глинка, слова И. Козлова.

«Земле Русская», стихира. «Былина об Илье Муромце», былинный напев сказителей Рябининых.

Симфония № 2 («Богатырская»), фрагмент 1-й части. А. Боро дин.

«Богатырские ворота» из сюиты «Картинки с выставки».

М. Мусоргский.

Величание святым Кириллу и Мефодию, обиходный распев. Гимн Кириллу и Мефодию. П. Пипков, слова С. Михайловски.

Величание князю Владимиру и княгине Ольге.

«Баллада о князе Владимире», слова А. Толстого.

Тропарь праздника Пасхи.

«Ангел вопияше», молитва. П. Чесноков.

«Богородице Дево, радуйся» № 6 из «Всенощной». С. Рахмани нов.

«Не шум шумит», русская народная песня.

«Светлый праздник», фрагмент финала Сюиты-фантазии для двух фортепиано. С. Рахманинов.

Народные песни: «Он ты, речка, реченька», «Бульба», белорус ские;

«Солнце, в дом войди», «Светлячок», грузинские; «Аисты», уз бекская;

«Солнышко вставало», литовская; «Сияв мужик просо», украин ская;

«Колыбельная», английская; «Колыбельная», неаполитан ская;

«Санта Лючия», итальянская; «Вишня», японская и др.

Концерт № 1 для фортепиано с оркестром, фрагмент 3-й час ти. П. Чайковский.

«Камаринская», «Мужик на гармонике играет». П. Чайков ский.

«Ты воспой, жавороночек» из кантаты «Курские песни». Г. Сви ридов.

«Светит месяц», русская народная песня-пляска.

«Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.

Троицкие песни.

«Музыкант-чародей», белорусская сказка.

«Иван Сусанин», фрагменты из оперы: интродукция; танцы из II действия; сцена и хор из III действия; сцена из IV действия. М.Глинка.

Песня Марфы («Исходила младешенъка») из оперы «Хованщи на». М. Мусоргский.

«Пляска персидок» из оперы «Хованщина». М. Мусорг ский.

«Персидский хор» из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка. «Колыбельная» и «Танец с саблями» из балета «Гаянэ». А. Хача турян.

Первая картина из балета «Петрушка». И. Стравинский.

«Вальс» из оперетты «Летучая мышь». И. Штраус.

Сцена из мюзикла «Моя прекрасная леди». Ф. Лоу.

«Звездная река». Слова и музыка В. Семенова.

«Джаз». Я. Дубравин, слова В. Суслова.

«Острый ритм». Дж. Гершвин, слова А. Гершвина.

«Ноктюрн» из Квартета № 2. А. Бородин.

«Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром, фрагменты. П. Чайковский.

«Сирень». С. Рахманинов, слова Е. Бекетовой.

«Старый замок» из сюиты «Картинки с выставки». М. Му соргский.

«Песня франкского рыцаря», ред. С. Василенко.

«Полонез»(пя мажор); Мазурки № 47 (ля минор), № 48 (фа мажор), № 1 (си-бемоль мажор). Ф. Шопен.

«Желание». Ф. Шопен, слова С. Витвицкого, пер. Вс. Рожде ственского.

Соната № 8 («Патетическая»), фрагменты. Л. Бетховен.

«Венецианская ночь». М. Глинка, слова И. Козлова.

«Арагонская хота».М. Глинка.

«Баркарола» (Июнь) из цикла «Времена года». П. Чайков ский.

Прелюдия (до-диез минор). С. Рахманинов.

Прелюдии № 7и № 20. Ф. Шопен.

Этюд № 12 («Революционный»). Ф. Шопен.

Соната Ns 8 («Патетическая»). Л.Бетховен.

«Песня Сольвейг» и «Танец Анитры» из сюиты «Пер Гюнт» Э.Григ.

Народные песни: «Исходила младешенъка», «Тонкая рябина», русские; «Пастушка», французская, в обраб. Ж. Векерлена и др.

«Пожелания друзьями, «Музыкант». Слова и музыка Б. Окуд жавы.

«Песня о друге». Слова и музыка В. Высоцкого.

«Резиновый ежик», «Сказка по лесу идет». С. Никитин, слова Ю. Мориц.

«Шехеразада», фрагменты 1-й части симфонической сюиты. Н. Римский-Корсаков,

«Рассвет на Москве-реке». Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.



Тематическое планирование.

№ п/п

Раздел

Кол-во часов

1

Россия-Родина моя!

4

2

О России петь, что стремиться в храм!

1 + 4

3

День, полный событий.

4

4

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

2

5

В концертном зале.

5 + 1

6

В музыкальном театре.

6

7

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье.

4 + 3


Итого

34







Календарно-тематическое планирование.


Темы раздела и уроков

( страницы учебника)

Прослушиваемый материал.

Решаемые проблемы.

Планируемые результаты.

Дата

Дата

№п/п

Понятия.

Предметные

результаты.

УУД

Личностные

результаты.

(план)

(факт)

1

«Россия-Родина моя!»

( 4 часа)


«Мелодия»

( уч. Стр. 8-11)


Прослушивание:

С.Рахманинов

«Концерт № 3» ( 1 часть)

Дать понятие многообразия жанров народных песен.


Концерт для ф-но с оркестром, куплетная форма, народная песня, церковная мелодия.

Уметь размышлять о музыкальных произведениях, как способе выражения чувств и мыслей человека.

Р: Самостоятельно воспринимать народное и профессиональное музыкальное творчество.

П: высказывать своё мнение о содержании музыкального произведения.

К: выявлять общность истоков народной и профессиональной музыки.


Общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения худ.-муз..образов.


2

«Вокализ»

(уч. Стр. 12-13)


Прослушивание:

С.Рахманинов «Вокализ»


Познакомить с лирическими образами музыки Рахманинова.


Вокализ,

звуки: гласный, звучащий, поющий,

романс, песня, сопровождение.

Уметь узнавать образы народного музыкального творчества, фольклора и профессиональной музыки.


Р: Самостоятельно подбирать ассоциативные ряды муз. произведениям.

П: выявлять общность истоков и особенности композиторской музыки.

К: творческое задание.


Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.

3

«Ты откуда, русская, зародилась, музыка?»

( уч. Стр. 14-19)

Прослушивание:

Народные песни «Березка»,

«Во кузнице» «Солдатушки, бравы ребятушки»

Н.Римский-Корсаков «Колыбельная Волховы»

( оп. «Садко» - фрагмент)

Познакомить с тайной рождения русской народной песни.


Песня, жанры русских народных песен, декламация, речитатив.

Различать жанры русских народных песен.


Р: самостоятельно образцы народно-музыкального творчества.

П: выявлять общность истоков народной и композиторской музыки

К: исполнение народных песен.

Гордиться и уважать русские традиции.

4

«С.С.Прокофьев кантата «Александр Невский»

( уч. Стр. 20-23)

Прослушивание:

С.Прпокофьев кантата «Александр Невский» -фрагменты.


Познакомить с патриотической темой в музыке Прокофьева.


Кантата, меццо-сопрано, хор, оркестр, развитие музыки, главная мелодия, эпилог, финал.


Различать мелодии народного склада в композиторских произведениях.


Р: самостоятельно эмоционально воспринимать народное и профессиональное композиторское творчество.

П: выявлять связь между историческими событиями и музыкальной темой.

К: высказывать свое мнение о содержании произведения.

Гордиться патриотами и историей своей Родины

5

«О России петь, что стремиться в храм!»

( 1 час)


«Святые Земли Русской»

( уч. Стр. 26-29)


Прослушивание:

Напев Киево-Печерской Лавры «Земле Русская» - стихира всем Святым

А.П.Бородин «Богатырская симфония»

М.Мусоргский «Богатырские ворота» ( из сюиты «Картинки с выставки»)


Дать понятие: русские святые - кто они?

Стихира, молитва, икона, былина, богатырь, симфония, сюита.

Уметь различать в музыке красоту родной земли и человека.

Р: самостоятельно выявлять истоки возникновения духовного наследия.

П: отвечать на вопросы учителя.

К: исполнение стихиры.


Уважать память о русских святых.

«День полный событий»

( 4 часа)

6


«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья!»

( уч. Стр. 42-47)

Прослушивание:

П.Чайковский «Осенняя песнь», «У камелька»

( из «Времен года»)

«Зимнее утро»

( из «Детского альбома»)

Г.Свиридов «Осень», «Пастораль»

( из муз. зарисовок к повести Пушкина «Метель»)

В.Шебалин «Зимняя дорога»


Дать понятие о связи поэзии и музыки.

Пастораль, лирика в поэзии и музыке, выразительность, изобразительность, музыкальное прочтение стихотворения.


Уметь распознавать, как развитие мелодии помогает передать настроение стихотворения.

Р: самостоятельно выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки и поэзии, и их связи.

П: отвечать на вопросы учителя.

К:понимать формы построения музыкальных и литературных произведений.


Гордится музыкально-поэтическими образами русских поэтов и композиторов.

7


«Что за прелесть эти сказки» «Три чуда»

( уч. Стр. 48-51)

Прослушивание:

Н.Римский-Корсаков «Океан-море синее»

( оп. «Садко»)

«Три чуда» (из оп. «Сказка о царе Салтане»)


Дать понятие о музыкальной живописи.


Музыкальное прочтение стихотворения, музыкальная живопись, регистр, тембр, опера-сказка


Уметь различать образы, воплощенные в музыке.

Р: самостоятельно распознавать художественный смысл произведения.

П: сопоставлять музыкальные образы в звучании различных муз.инструментов.

К: выполнение творческого задания.

Гордиться русской поэзией и музыкой.


8

«Ярмарочное гуляние»

( уч. Стр. 52-53)

Прослушивание:

Г.Свиридов «Пастораль»

П.Чайковский фрагменты из оп. «Евгений Онегин»

Дать понятие о народных праздниках.

Ярмарка, жанры народной музыки, хоровод, пляска, обработка РНП -аранжировка, народные костюмы, народные инструменты.

Различать народные песни.


Р: самостоятельно сопоставлять музыкальные образы народных праздников.

П: высказывать свое мнение о народных традициях.

К: разучивание и исполнение РНП.

Гордится и уважать русские традиции.


9

«Святогорский монастырь. «Приют, сияньем муз одетый»»

( уч. Стр. 54-57)

Прослушивание:

М.Мусоргский вступление к оп. «Борис Годунов»

М.Глинка «Венецианская ночь»


Дать понятие духовности в музыке.


Колокольные звоны, вступление к опере, романс, дуэт, ансамбль.


Знать русские народные традиции.

Р: самостоятельно распознавать духовную музыку.

П: отвечать на вопросы учителя.

К: творческое задание.


Уважать русские народные традиции.

10

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло»

( 2 часа)

«Композитор-имя ему народ. Музыкальные инструменты России»

( уч. Стр. 60-63)

Прослушивание:

Музыка для ОРНИ

Г.Свиридов «Ты воспой жавороночек»

М.Глинка «Жаворонок»

Н.Римский -Корсаков «Звонче жаворонка пенье»

П.Чайковский

«Концерт № 1» -фрагм.


Расширять представление о народной песни, как об источнике вдохновения.

Народная песня, музыка в народном стиле, тембр, народные муз. инструменты, ОРНИ.


Различать тембры и звуки народных инструментов.

Р: самостоятельно определять мелодику народной музыки.

П: различать народную и композиторскую.

К: выполнение творческого задания.


Уважать народные легенды, мифы и предания.

11


«Оркестр Русских Народных Инструментов.

(ОРНИ)

( уч. Стр. 64-67)

Прослушивание:

Народная музыка.

Н.Римский -Корсаков «Пляска скоморохов»

( из оп. «Снегурочка»)

Познакомить с ОРНИ и расширить знания о музыкальных символах русского народа -балалайка, гармонь.


Балалайка, гармонь, баян, ОРНИ.


Различать музыкальные символы России.


Р: самостоятельно различать тембры народных инструментов входящих в состав ОРНИ.

П: знать народные обычаи, обряды.

К: исследовать историю создания муз. инструментов.


Общаться и взаимодействовать в процессе воплощения различных художественных образов.


12

«В концертном зале»

( 5 часов)

«Музыкальные инструменты»

«Вариации на тему Рококо»

( уч. Стр. 74-77)

Прослушивание:

А.Бородин «Ноктюрн»

( из «Квартета № 2»)

П.Чайковский «Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром»


Дать понятие рококо в музыке.

Рококо, виолончель, скрипка, струнный квартет, ноктюрн, вариация,

штрихи: легато, стаккато, акценты.


Знать приемы развития музыки: повтор, контраст, вариация, импровизация.


Р: самостоятельно различать тембры музыкальных инструментов.

П: овладевать приемами мелодического варьирования, подпевания и ритмического сопровождения.

К: рассуждать о значении преобразующей силы в музыке


Осмысленно исполнять сочинения различных жанров и стилей.


13


М.П.Мусоргский «Старый замок».

( уч. Стр. 78-79)

Прослушивание:

М.П.Мусоргский

«Старый замок»

( из сюиты «Картинки с выставки»)

Г.Гладков

«Бременские музыканты»

Дать расширенное представление о творчестве Мусоргского и старинной музыке.

Рыцарь, трубадур, менестрель, бродячие музыканты, сюита, старинная музыка, пьеса.

Различать понятие старинной музыки и её рисунок.

Р: самостоятельно выявлять выразительные и изобразительные особенности старинной музыки.

П: понимать смысл муз. терминов.

К: творческое задание.


Расширять музыкальный кругозор.

14


«Счастье в сирени живет….»

( уч. Стр. 80-81)

Прослушивание:

С.Рахманинов «Сирень»

Дать представление о картинах природы в музыке Рахманинова.

Песня, романс, вокализ, сопрано, музыкальные жанры.

Различать музыкальные жанры и муз. символы родной природы.


Р: знать и понимать музыку Рахманинова.

П: понимать смысл музыки Рахманинова.

К: творческое задание.


Гордиться русскими композиторами воспевающими Россию

15


«Не молкнет сердце чуткое Шопена…»

( уч.стр. 82-85)


Прослушивание:

Ф.Шопен «Полонез № 3»

«Вальс № 10»

«Мазурка ля-минор»

«Мазурка фа-мажор»

«Мазурка си-бемоль мажор»


Познакомить с творчеством польского композитора Фредерика Шопена.

Музыкальный жанр: полонез. Вальс, мазурка, прелюдия, этюд, форма музыки: трёхчастная, куплетная.


Знать и уметь распознавать жанры танцевальной музыки.

Р: самостоятельно различать мелодии танцевальной музыки.

П: отвечать на вопросы учителя.

К: размышлять о муз. произведениях, как способе выражения чувств и мыслей человека.


Уважать творчество зарубежных композиторов.

16


«Патетическая соната. Годы странствий»

( уч. Стр. 86-89)

Прослушивание:

Л.Бетховен

«Соната № 8№ («Патетическая»)

М.Глинка

«Венецианская ночь», «Арагонская хота»

П.Чайковский

«Баркарола»

Познакомить с жанром - соната и жанрами камерной музыки


Соната, музыкальный жанр, романс, баркарола, симфоническая увертюра, стиль-бельканто.


Уметь распознавать и оценивать особенности жанров музыки.


Р: самостоятельно выявлять интонационную линию в музыке.

П: узнавать музыкальные жанры.

К: понимать смысл терминов.


Расширять музыкальный кругозор.

17

«В концертном зале»

( 1 час)


«Царит гармония оркестра»

( уч. Стр. 90-91)

Прослушивание:

М.Мусоргский

«Рассвет на Москве-реке»

М.Глинка

увертюра из оп. «Руслан и Людмила»

М.Моцарт

увертюра из оп. «Свадьба Фигаро»

Дать понятие оркестра и роли дирижера в нем.

Симфонический оркестр, дирижер, увертюра, симфония.

Различать группы муз. инструментов входящих в симфонический оркестр.

Р: самостоятельно определять звучание муз. инструментов входящих в состав симфонического оркестра.

П: ориентироваться в музыкальных терминах.

К: различать и понимать жанры муз. произведения.

Расширять музыкальный кругозор.


18

«В музыкальном театре»

( 6 часов)

«М.Глинка опера

«Иван Сусанин»

( уч. Стр. 94-97)

Прослушивание:

М.Глинка фрагменты оперы «Иван Сусанин»

Познакомить с исторической оперой М.Глинки «Иван Сусанин»


Музыкальный образ, полонез, мазурка, музыкальная драматургия, контраст.


Различать музыкальные образы разных персонажей оперы.

Р: эмоционально откликаться и выражать своё отношение к музыкальным образам.

П: рассказывать либретто муз. произведения.

К: выявлять особенности развития образов.


Гордиться патриотами нашей Родины.

19


« Сцена в лесу»

Опера «Иван Сусанин»

-4 действие.

( уч. Стр. 98-99)

Прослушивание:

Фрагменты оперы М.Глинки «Иван Сусанин»

Познакомить с интонационным развитием образов в опере .

Ария, речитатив,

Плачущие интонации, интонации народной песни

Уметь распознавать и понимать интонационные линии оперы.


Р: самостоятельно выявлять особенности развития образов.

П: отвечать на вопросы учителя.

К: сопоставлять средства муз. выразительности.

Гордиться патриотами нашей Родины.


20

«М.Мусоргский опера «Хованщина» -

«Исходила младешенька»


( уч. Стр. 100-101)

Прослушивание:

М.Мусоргский фрагменты оперы « Хованщина» - «Рассвет на Москве-реке»,

«Песня Марфы»

С.Прокофьев «Прогулка»,

«Мертвое поле» ( из кантаты «Александр Невский»)


Познакомить с историческими событиями 18 века в России, отраженных в музыке Мусоргского.

Песня-ария, куплетно-вариационная форма, вариантность интонаций.


Знать события отраженные в опере М.Мусоргского «Хованщина»


Р: самостоятельно определять куплетно-выриационную форму в музыке.

П: отвечать на вопросы учителя.

К: творческое задание.

Знать историю своей Родины.


21

«Восточные мотивы в музыке русских композиторов»

( уч. Стр. 102-105)

Прослушивание:

М.Мусоргский «Пляска персидок»

( из оп. «Хованщина»)

М.Глинка «Персидский хор»

( из оп. «Руслан и Людмила»)

А.Хачатурян «Колыбельная» , «Танец с саблями» ( балет «Гаяне»)

Дать представление о восточной тематике в музыке русских композиторов.

Восточные интонации, вариация, орнамент, контрастные образы, декорация.

Уметь распознавать мелодику восточной интонации от русской.


Р: самостоятельно выявлять особенности развития муз. образов.

П: знать муз. термины.

К: творческое задание.

Формировать представление о роли музыки в жизни человека.

22

«Балет Игоря Стравинского «Петрушка»

( уч. Стр. 106-107)

Прослушивание:

Фрагменты балета

И. Стравинского «Петрушка»

Расширить представление о балете.

Музыка в народном стиле, оркестровые тембры.


Формирование основ музыкальной культуры.( балет)


Р: самостоятельно

определять тембры муз. инструментов симф. оркестра.

П: логически анализировать и выявлять жанровую линию.

К: ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности.

Развивать музыкально-эстетический вкус.

23


«Театр музыкальной комедии»

( уч. Стр. 108-109)

Прослушивание:

И.Штраус «Вальс»

( из оперетты «Летучая мышь»)

Ф.Лоу «Я танцевать могу»

( из мюзикла «Моя прекрасная леди»)


Познакомить с опереттой и мюзиклом.


Оперетта, мюзикл.


Уметь распознавать оперетту и мюзикл.


Р: самостоятельно определять интонационную линию в музыке.

П: знать основные закономерности построения оперетты и мюзикла.

К: творческое задание.


Уважительно относиться к муз. культуре других народов.


24

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»

( 4 часа)

«Прелюдия»

( уч. Стр. 112-113)

Прослушивание:

С.Рахманинов «Прелюдия до-диез минор»

Дать представление о музыкальном жанре -прелюдия.

Прелюдия, форма в музыке -трехчастная.

Уметь распознавать трехчастную форму в музыке.


Р: определять и сопоставлять различные по смыслу интонации.

П:распознавать художественный смысл различных музыкальных форм.

К: соотносить особенности музыкального языка русской и зарубежной музыки.


Осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе муз. произведений русских композиторов.

25

«Исповедь души»

( уч. Стр. 114-117)


Прослушивание:

Ф.Шопен «Прелюдия № 7»

Познакомить с жизнью и творчеством польского композитора Ф.Шопена.

Музыкальный жанр, этюд, развитие музыкального образа.


Уметь различать муз. образы воплощенные в музыке

Р: самостоятельно оценивать и соотносить содержание и муз. язык произведения.

П: определять особенности взаимодействия развития муз. образов.

К: Творческое задание.


Расширять музыкальный кругозор.


26


«Мастерство исполнителя. В интонации спрятан человек»

( уч. Стр. 118-121)

Прослушивание:

Л.Бетховен «Соната № 8» («Патетическая»)

Вариации на тему РНП «Тонкая рябина»

И.Бах «Шутка»

Э.Григ «Утро», «Песня Сольвейг»

Познакомить с многообразием жанров музыки.

Жанры музыки, композитор, исполнитель, слушатель, интонационная выразительность муз. речи.

Уметь различать многообразие жанров музыки.

Р: самостоятельно уметь распознавать жанры музыки.

П: знать музыкальные термины.

К: Творческое задание.


Ориентироваться в культурном многообразии музыкальных жанров.


27

«Музыкальные инструменты. Гитара.»

(уч. Стр.122-123)


Прослушивание:

Авторские песни.

Музыка для гитары.

Романс «Что ты клонишь над водами»

И.Бах «Чакона»для гитары.

К.Жако «Джазовая импровизация»

Познакомить с музыкальным инструментом -гитарой.

Гитара, обработка, переложение, импровизация, авторская песня, романс, бард.


Определять взаимосвязь музыки с другими видами искусства: литературой, ИЗО, кино, театром.

Р: самостоятельно называть имена известных бардов.

П: уметь распознавать худ. смысл муз. произведений для гитары.

К:Творческое задание.

Личностно оценивать музыку на уроке и вне школы.

28

«О Росси петь, что стремиться в храм»

( 4 часа)

«Праздников праздник, торжество из торжеств»

( уч. Стр. 32-35)


Прослушивание:

П.Чесноков «Ангел вопияше»

С.Рахманинов «Богородице Дево, радуйся»

( из «Всенощного бдения»)

Ф.Шуберт «Аве, Мария»


Познакомить с православными церковными праздниками.


Икона, тропарь, молитва, величание.


Знать историю возникновения праздника Пасхи.

Уметь распознавать значение колокольных звонов.

Р: самостоятельно различать жанры церковной музыки: тропарь, молитва, величание.

П: иметь представление о религиозных праздниках народов России и их традициях.

К: творческое задание.


Уважительное отношение к праздникам русской православной церкви.

29

«Светлый праздник»

( уч. Стр. 36-39)

Прослушивание:

Праздничный трезвон

С.Рахманинов «Светлый праздник»

Расширить представление о русских церковных праздниках.

Тропарь, волочебники,

Колокольные звоны: набат, трезвон, благовест.


Уметь распознавать значение колокольных звонов.

Р: самостоятельно определять жанры церковной музыки: тропарь, молитва, величание.

П: иметь представление о традициях православных праздников.

К: выполнение творческого задания.


Хранить шедевры православного наследия.

30

«Кирилл и Мефодий»

( уч. Стр. 30-31)


Прослушивание:

Напев Киево-Печерской Лавры -«Земле Русская» - стихира всем святым.

В.Гаврилин «Вечерняя музыка» ( из симф. действа «Перезвоны»)

Дать представление о жизни Кирилла и Мефодия - создателей славянской письменности.


Кириллица, азбука, икона, святой, стихира, гимн, величание, фреска.

Знать создателей славянской азбуки.

Р: сравнивать музыкальные образы народных и церковных праздников.

П: свободно ориентироваться в терминах: икона, фреска, молитва, стихира.

К: рассуждать о значении азбуки в наши дни.


Почитать создателей славянской азбуки.

31


«Народные праздники. Троица»

( уч. Стр. 68-71)

Прослушивание:

Троицкие песни,

РНП «Березка»

П.Чайковский

«Симфония № 4»-фрагм.

Расширить представление о народных праздниках -поклонение Матушке-природе.


Народный праздник, обычай, обряд, вторая жизнь народной песни, икона, троица, песня-хоровод.


Различать народный праздник от религиозного.


Р: самостоятельно отличать главный признак народного праздника от религиозного.

П: знать историю создания иконы А.Рублева «Троица»

К: Объяснять смысл народного праздника.


Хранить и почитать культурное наследие России.

32

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»

( 4 часа)


«Музыкальный сказочник»

( уч. Стр. 124-125)

Прослушивание:

Н.Римский-Корсаков симф. сюита «Шехерезада» -1 часть


Познакомить с музыкой Н.Римского -Корсакова.


Опера, симфоническая сюита, музыкальная сказка, музыкальная живопись.

Уметь образно ориентироваться в музыкальной живописи.


Р: самостоятельно пересказывать сюжет музыкальной сказки.

П: ориентироваться в музыкальных сюжетах главных героев .

К: творческое задание.


Гордиться культурным наследием .

33

«Рассвет на Москве-реке»

( уч. Стр. 126-127)

Прослушивание:

М.Мусоргский опера «Хованщина» - «Рассвет на Москве-реке»

Образ Родины в музыке Мусоргского.


Симфоническая картина, гимн, величие, торжество, благовест.


Различать изобразительность в музыке.


Р: самостоятельно выделять интонации помогающие услышать рассвет.

П: отвечать на вопросы учителя.

К: творческое задание.


Уважать и помнить историю России.


34

«Мир композитора»

«Обобщение»

Прослушивание:

Музыка П.Чайковского.

Ф.Шопена, М.Мусоргского, М.Глинки, С.Рахманинова.

Доп. Муз материал.

Прослушивание:

Музыка использованная в течении года.

Закрепить понятия о музыкальных образах России, на основе музыки разных композиторов.

Формирование общего представления о музыкальной картине мира.

Россия-Родина моя, вся Россия просится в песню,

Музыкальная природа России.

Колокольные звоны, опера, балет, сюита, музыкальная живопись, мюзикл, оперетта, народные праздники, хоровод, симфоническая картина, кантата, хор, оркестр, дирижер.

Формирование представления о роли музыки в жизни человека.

Развитие музыкально-эстетического чувства.

Р: самостоятельно уметь воспринимать музыку и выражать своё отношение.

П: ориентироваться в муз. терминах.

К: различать жанры музыки.


Р: самостоятельно овладевать муз. навыками

П: ориентироваться в музыкальных терминах.

К: знать основы музыкальной культуры Родины и родного края.

Расширять интерес к музыке.


Развивать художественный вкус и интерес к музыке.

Материально-техническое обеспечение.

Список литературы.

1. Учебник «Музыка» 4 класс

2. «Музыка. Рабочая тетрадь. 4 класс»

Список литературы для учителя:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М., «Просвещение», 2010.

2.Рабочая программа. Музыка 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М., Просвещение, 2011

3. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. М: Просвещение, 2009

4.Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М : Просвещение, 2009

5. Ковалева Г.С., Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования. М: Просвещение, 2009 г.

6. Ковалева Г.С., Логинова О.Б. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе в 2-х частях. М: Просвещение, 2009

7.Козлов В.В., Кондаков А.М. Фундаментальное ядро содержания общего образования.- М : Просвещение, 2009

8.Фонохрестоматия музыкального материала. Е.Д.Критская. Музыка 1 класс. 2 класс. 3 класс. 4 класс.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал