7


  • Учителю
  • Курсовая работа 'Интеграция предмета Самопознание с другими дисциплинами'

Курсовая работа 'Интеграция предмета Самопознание с другими дисциплинами'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Интеграция программы нравственно-духовного образования «Самопознание» в целостный педагогический процесс класса


Введение


Сегодня, как и во все века и времена люди высоко ценят духовно - нравственную воспитанность. Сейчас, когда в современном обществе происходят глубокие социально-экономические преобразования, заставляют нас размышлять о будущем Казахстана, о её молодёжи.

Особое духовное своеобразие Республики Казахстан - полиэтнокультурность, многоконфессиональность - и ее нравственные императивы, такие, как доверие, традиция, транспарентность и толерантность, значительно актуализируют проблему духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.

Как подчеркнул Глава государства в своем Послании народу Казахстана «Патриотизм, нормы морали и нравственности, межнациональное согласие и толерантность, физическое и духовное развитие, законопослушание. Эти ценности должны прививаться во всех учебных заведениях, независимо от формы собственности» - призывает Н.А.Назарбаев казахстанцев.

Духовно-нравственное воспитание является ведущим компонентом системы всестороннего развития личности. В современных условиях необходимо воспитание у молодого поколения потребности к освоению ценностей общечеловеческой и национальной культуры, к осознанию общечеловеческих норм гуманизма.

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Сегодня весь мир находится в поиске новых образовательных программ по развитию общечеловеческих ценностей. В Конвенции ООН о правах ребенка обозначено «право на полноценное нравственное развитие». Нравственность - это внутренние духовные качества, которыми должен руководствоваться человек с раннего возраста, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. И именно поэтому целью педагога является познакомить ребенка с принципами морали и этики, формировать нравственные представления и понятия.

Нравственное воспитание - процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его отношения к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство. Национальная система образования ориентирована на развитии личностного потенциала подрастающего поколения, формировании у детей и молодежи гуманных убеждений и опыта нравственного поведения через постижение таких общечеловеческих ценностей, как любовь, добро, истина, красота, нравственность, духовность.

Практическим решением этой задачи стала реализация проекта нравственно-духовного образования «Самопознание», автором которого является Первая леди Республики Казахстан Сара Алпыскызы.

С.А. Назарбаева писала: «Надо возродить этику жизни взамен тех условностей «цивилизованного этикета», которыми так долго обходились мы, беспамятные дети ХХ века. Ведь народ испокон веков владел и пользовался этими ценностями…, черпал воду из хрустального родника духовности. Но в бурном ритме последних десятилетий путь к своим истокам наши современники попросту забыли. И я убеждена, что поиск этой дороги к роднику с хрустальным источником Духовности - задача из задач для каждого… Или если хотите, назовите ее дорогой к Храму знаний о человеке. Познать себя - должен каждый».

Древнегреческие мудрецы призывали: «Познай самого себя, и ты познаешь весь мир!» Познаешь себя - познаешь жизнь.


1. Цели и задачи программы нравственно-духовного образования «Самопознание»


Программа нравственно-духовного образования «Самопознание» основана на целостном подходе к пониманию человека, как обладающего не только биологической и социальной, но и высшей духовной природой (Сократ, аль-Фараби, Абай Кунанбаев, Л.Н. Толстой, Шакарим Кудайбердиев, Ыбрай Алтынсарин и др.) Предмет «Самопознание» призван помочь подрастающему поколению осознать своё высшее духовное начало. Для того чтобы понять как это можно сделать, рассмотрим некоторые ключевые понятия дисциплины «Самопознание».

«Самопознание» - это уникальный предмет, обладающий бесценными духовными сокровищами, приобщение к которым делают каждого человека духовным и нравственным, счастливым и радостным, добрым и мудрым. В основе программы - развитие нравственных и духовных качеств детей с учетом их индивидуальных особенностей. Перед профессиональным педагогическим сообществом страны поставлена задача перехода от концепции функциональной подготовки к концепции развития гармоничной личности.
С.А.Назарбаева отмечает: «Дети, их настоящее и будущее - это наша общая забота. Мы все и каждый из нас в отдельности несем ответственность за то, какой выбор сделают наши сыновья и дочери - пойдут ли они дорогою добра, будут ли они приносить пользу людям, помогать слабым, жить в гармонии с окружающим миром, созидать и творить, или же встанут на путь разрушения. Правильный выбор помогут им сделать уроки самопознания, уроки Любви».

Духовность, составляющая основы предмета «Самопознание», выражается в единстве трех основных измерений - интеллектуальном, этическом и эстетическом. Уроки опираются на лучшие образцы духовного наследия человечества. Их часто называют уроками народной мудрости. Учащиеся проводят анализ своего внутреннего мира и дают оценку собственной деятельности, ищут выходы за пределы собственного «я», осмысливают, изучают, анализируют свои мысли, слова и поступки. Вместе с тем они совершенствуют свои положительные качества и преодолевают отрицательные. Также учащиеся творчески подходят к своей личности: эти уроки ориентированы на получение достоверных знаний о самом себе в целях дальнейшего саморазвития и самореализации. В конечном итоге ученики получают исчерпывающие определения таких высших человеческих ценностей, как добро, красота, свобода, смысл жизни, истина, самоценность человека, достойный образ жизни, нравственность в целом. Особенностью уроков «Самопознания» является то, что на занятиях ведется откровенный диалог с учителем, в социально-ролевых играх и тренингах исследуется мир человеческих взаимоотношений, происходит обмен жизненными наблюдениями, развиваются навыки практического служения Родине, обществу.

Цели Программы:

·Способствовать духовно-нравственному преображению личности педагога, раскрытию его внутреннего потенциала.

· Способствовать усилению духовно-нравственного потенциала образования, обеспечивающего эффективность воспитательной работы, через интеграцию самопознания в целостный педагогический процесс класса.

Задачи Программы :

1. Обеспечить концептуальное понимание теоретических основ Программы.

2. Обеспечить успешную практическую реализацию концептуальных идей Программы в условиях современной школы, а также сформировать у учителей навыки:

-планирования и организации обучения учителей основам Программы;

-оказания методической поддержки учителям-предметникам и классным руководителям в вопросах интегрирования самопознания во внеучебную деятельность, в другие предметы общеобразовательного цикла и в работу с родителями;

-самонаблюдения и анализа личного опыта, в процессе практики общечеловеческих ценностей в личной и профессиональной жизни;

- наблюдения и анализа изменений, происходящих в учителях и учениках, в процессе реализации основных идей Программы на практике.

3. Подготовка учителей к организации сообщества учителей духовно-нравственного образования.

Ожидаемые результаты Программы

Принципиальным в достижении результативности обучения является:

• Умение учителя глубоко понять и реализовать на практике мета предметную роль дисциплины «Самопознание».

• Глубокое понимание сущности общечеловеческих ценностей и следование этим ценностям в жизни, что способствует реализации потенциала истинного лидера, вдохновляющего своим примером учащихся и учителей.

Идея интеграции заключена в самом предмете самопознания. Об этом говорится в Государственном стандарте РК по предмету «Самопознание»: «...В современном мировом образовательном пространстве особое внимание уделяется формированию у молодежи целостной картины мира, пробуждению интереса к духовности, нравственности... Интегрированный предмет «Самопознание», призванный выполнять ключевую роль в образовательном пространстве казахстанской школы, закладывает основы гуманистического мировоззрения. Все другие образовательные области становятся частью целостного гуманитарного знания...»


2. Содержание курса «Самопознания»


Очень острой проблемой современной культуры и современного образования является проблема приобщения новых поколений к лучшим достижениям и ценностям духовной культуры человечества. Острота этой проблемы объясняется тем, что в современном обществе имеются разные зачастую диаметрально противоположные точки зрения на формирование личности, на проблему смысла жизни, на роль духовной культуры в жизни человека и общества и на те ценности, которые могут составить основу процессов воспитания и образования. Почему так важен предмет самопознания? Разве недостаточно просто любить детей, окружать их атмосферой любви, полагаясь на интуитивное решение ситуаций, в которых востребованы ценностные критерии. Можно ли воспитать счастливого ребенка, если сам педагог или семья ребенка несчастливы? И какова тогда миссия педагога? Мы уверены, наша миссия - ставить педагогические задачи с верой, оптимизмом и знанием. Именно знание о том, что мы уроком самопознания создаем альтернативный мир, альтернативу агрессии, бездуховности, вульгарности, позволяет нам не опускать руки и верить в то, что именно ребенок привнесет в общество модель счастливой жизни, концепцию деятельной любви. Ребенок наш волонтер, он изменяет мир вместе с нами уже сейчас. Отзывы родителей о предмете самопознания - это ли не индикатор начинающихся изменений?

Предмет самопознание является огоньком добра, счастья, взаимопонимания, тепла, радости, счастья. Можно еще бесконечно перечислять…Он творит чудеса с нашими детьми. Предоставляет возможность ребенку анализировать жизненные ситуации, находить самостоятельно решения. Дети с большим удовольствием создают творческие работы и вместе с родителями, пишут проекты. Это очень сближает ребенка с родителем. Хотелось бы, чтобы этот, пока еще маленький огонек человеческих ценностей никогда не угасал, а только разгорался все больше и больше, освещая путь к нравственности наших детей » Великий мыслитель Абай Кунанбаев утверждал: «Качества духовные - вот что главное в человеческой жизни. Живая душа и отзывчивое сердце должны вести человека, тогда и труд его, и достаток обретают смысл». На уроках самопознания через игру, анализ ситуаций взятых из жизни, самовыражения через проявления своих творческих способностей, извлечение морали из изречений великих ученых, философов, писателей, учитель ведет диалог с учащимся, в котором он познает себя, познает мир. На уроках самопознания учитель предоставляет возможность учащемуся посмотреть на себя со стороны как на совершенно постороннего человека. В других обычно очень ясно видны недостатки и слабости их и несоответствие слов с делами. Увидеть все это беспристрастно в себе очень полезно для познания самого себя. Самопознание человека включает не только изучение человеческой природы в других людях, но и в равной степени в себе. В других нам неприятны и даже отталкивающие некоторые свойства или особенности поведения. В себе они кажутся приемлемыми и простительными. И только отойдя от себя и смотря на себя со стороны, можно определить и увидеть недопустимость тех или иных свойств характера или поведения. Очень важно для каждого из нас понять для чего мы пришли в этот мир, что мы значим для нашего общества, кем мы являемся в нашей вселенной.
Главная идея самопознания звучит так: «Откройтесь миру, и мир откроется для вас.» Самопознание это ключ к преображению. Энергия Вселенной помогает нам обрести физическое, психическое, энергетическое и духовное исцеление.
Уроки самопознания дают возможность учителю использовать интерактивные методики преподавания. Они помогают педагогу направить ученика на познание истин, вечных ценностей нашей жизни. На своих уроках часто использую такие формы работы как, «Муравейник»-работа в парах, «Творческая лаборатория»-работа в группе, «Презентация проектов»-творческая работа , «Дискуссия», «Наедине с собой»-индивидуальная работа, «Аудио и видеоспектры»-релаксация группы. В качестве мониторинга полученных знаний учащихся использую, такую форму, как портфолио учащегося. Портфолио помогает учащемуся провести самоанализ, разобраться в самом себе, раскрыть свое «Я». А учитель в свою очередь имеет возможность увидеть духовно-нравственный рост ребенка.

Автор проекта, Сара Алпыскызы считает, что надо достучаться до сердца каждого человека и напомнить ему, что он - Человек, создание божье.
Ду­ховность скрыта от постороннего взгляда, но именно она и определяет поведение человека, и, как точно отметила С.А. Назарбаева: «Жизнь эволюционна. Она - в постоянном развитии и совершенствовании. В настоящее время, я убеждена, мир вступает в эпоху Духовности». Истинная нравственность - духовна и раскрывается через познание ми­ра. Познание мира - одна из основ­ных тем содержания курса «Само­познание», в котором раскрывается все многообразие отношений и свя­зей человека с окружающим миром; мир - это внутреннее состояние че­ловека, когда его душа живет в со­гласии с самим собой и окружающим миром. Система образования, являясь социальным институтом общества, во многом отражает уровень разви­тия этого общества и требования, которые оно к ней предъявляет. В связи с этим с 1 сентября 2010 года в соответствии с Государственным об­щеобразовательным стандартом среднего образования Республики Казахстан в инвариативную часть учебных планов был введен пред­мет «Самопознание». Обучение само­познанию происходит на основе ин­терактивных методик, используются многофункциональные игры и уп­ражнения, направленные одновре­менно на развитие познавательных процессов и на формирование соци­альных навыков, и на динамическое развитие детей. Преподаватели используют элементы арт-терапии (визуальные виды иску­сства), музыкотерапию, танцедвигательную терапию, драматерапию, сказкотерапию, библиотерапию, маскотерапию, этнотерапию, игротерапию, цветотерапию, фототерапию, куклотерапию, оригами. Все эти ме­тодики помогают усилить ценнос­тный смысл образования, раскрыть и развивать способности личности любить бескорыстно, верить в себя и в свои силы, творить добро, боль­ше познавать и самосовершенство­ваться, достигать гармонии в разви­тии. Нельзя не понимать духовно-нравственное развитие подрастаю­щего поколения - это огромная отве­тственность учителя, который дол­жен проявлять терпение, сопережи­вание и мудрость. Помочь ученикам не попасть в агрессию, наркоманию, пьянство, бандитизм или равноду­шие - это великая задача и тяжелый душевный труд. Учитель должен, видя проблемы детей, помочь им разрешить их. Все нужно видеть, при­нимать, осмысливать и использо­вать. И опыт традиций своего наро­да, и опыт Запада, и опыт Востока. Всю мудрость нужно привлекать для воспитания детей и взрослых, пони­мать разные религии, принимать раз­ные культуры. Все это - опыт реше­ния проблем. Чем более открыта душа к сопере­живанию другим, к состраданию, к помощи от других, тем она богаче и гармоничнее становится. Абай понимал человека как целостную личность, наделенную душой и разумом. Человек для Абая - центр мироздания. Духовность - определяющее начало в человеке, которое впитывается посредством книг и народной мудрости, искусства и духовного опыта. Просвещение в трактовке Абая рассматривалось в качестве средства совершенствования человека и общества. Осваивая мир культуры, человек воспринимает те или иные идеи и идеалы, языки и нормы поведения. Для великого поэта, мыслителя, гуманиста, выразителя сокровенных дум казахского народа Абая Кунанбаева главное - человечность, ценность человеческого существования, нахождение своего места в жизни. Высоко оценивая роль самосознания в структуре человеческой личности, Абай выразил общечеловеческую устремленность и экзистенциальную сущность ментальности казахского народа. Формула нравственности в трактовке Абая: «Адам бол!» («Будь, стань человеком!»). Зрелость человека, на его взгляд, определяют три главных качества: разум, сердце, воля. Опорой общества и народа должны быть личности, в полной мере овладевшие этими качествами. Будучи истинным патриотом, Абай видел будущее своего народа в образовании, просвещении, развитии науки и искусства, в упорном и созидательном труде. Он писал: «Тот, у кого больше знаний, любви, справедливости, - тот мудрец, тот ученый, тот и обладает миром». Мыслитель активно призывает свой народ не стоять на месте, постоянно развиваться, совершенствоваться, обогащать свой духовный мир. Абай в «Книге слов» размышляет о значении мировой культуры и науки для просвещения казахского народа. В современном Казахстане в контексте глобализации мира актуально звучит призыв великого Абая учиться у всех народов, сохраняя при этом свое собственное лицо, национальное и человеческое достоинство, умножая число друзей, укрепляя дружбу со всем миром. Абай понимал человека как целостную личность, наделенную душой и разумом. Человек для Абая - центр мироздания. Духовность - определяющее начало в человеке, которое впитывается посредством книг и народной мудрости, искусства и духовного опыта. Просвещение в трактовке Абая рассматривалось в качестве средства совершенствования человека и общества. Осваивая мир культуры, человек воспринимает те или иные идеи и идеалы, языки и нормы поведения. Для великого поэта, мыслителя, гуманиста, выразителя сокровенных дум казахского народа Абая Кунанбаева главное - человечность, ценность человеческого существования, нахождение своего места в жизни. Высоко оценивая роль самосознания в структуре человеческой личности, Абай выразил общечеловеческую устремленность и экзистенциальную сущность ментальности казахского народа. Опорой общества и народа должны быть личности, в полной мере овладевшие этими качествами. Будучи истинным патриотом, Абай видел будущее своего народа в образовании, просвещении, развитии науки и искусства, в упорном и созидательном труде. Он писал: «Тот, у кого больше знаний, любви, справедливости, - тот мудрец, тот ученый, тот и обладает миром». Мыслитель активно призывает свой народ не стоять на месте, постоянно развиваться, совершенствоваться, обогащать свой духовный мир. Абай в «Книге слов» размышляет о значении мировой культуры и науки для просвещения казахского народа. В современном Казахстане в контексте глобализации мира актуально звучит призыв великого Абая учиться у всех народов, сохраняя при этом свое собственное лицо, национальное и человеческое достоинство, умножая число друзей, укрепляя дружбу со всем миром. Как видим, основу учебного предмета «Самопознание», который является руководством к счастливой и успешной жизни, составили нравственные заповеди Абая. Поскольку гармоничное развитие человека - это не пункт прибытия, а непрерывный процесс, Абай и самопознание будут актуальны во все времена.

Успех нравственного воспитания детей во многом зависит от характера нравственного пространства, в котором проживают дети. В него входят отношения и общение в коллективе, семье, на улице с товарищами и друзьями, родителями, учителями, отношение к себе, к природе, к внешнему миру, труду, образу жизни, к общественным требованиям. Как только ребёнок вступает во взаимоотношения с окружающим миром, у него сразу образуются реальные объективные взаимосвязи и взаимозависимости, которые находят отражение в субъективном нравственном восприятии и образуют для него субъективное нравственное пространство.


3. Проблемы интеграции нравственно - духовного образования «Самопознание» в учебно - воспитательный процесс. Пути их решения.


Интеграция нравственно - духовного образования «Самопознание» в учебно - воспитательный процесс - это прежде всего, выявление нравственно - духовной сущности учащихся. Вечные ценности, такие как любовь, праведное поведение, истина, ненасилие, здоровье, семья, внутренний покой должны стать фокусной точкой образования, другими словами, должны составить единое целое со всем, чему мы учим.

В процессе интеграции предмета «Самопознание» и других учебных предметов в школе, следует руководствоваться следующими принципами:

  1. Принцип общечеловеческих ценностей.

  2. Принцип выявления и саморазвития личности в процессе обучения.

  3. Принцип единства.

  4. Принцип вдохновленного научно - исследовательского творчества учащихся.

  5. Принцип социального взаимодействия или принцип служения обществу.

  6. Принцип позитивности.

  7. Принцип культуросообразности.

  8. Принцип природосообразности.

Конечно, интеграция самопознания с другими предметами вызывает затруднения у учителей - предметников. Но в ходе развития современной науки приводит человечество к пониманию существования тесной взаимосвязи между устройством внешнего мира и внутренним миром человека, его мыслями, словами, делами. Интеграция напрямую зависит от мировоззрения учителя. Любовь к своему предмету и к детям, открытое сердце учителя, живой интерес к чему - то новому, стремиться совершенствоваться и познавать свою истинную природу - вот необходимые предпосылки интеграции своего предмета и предмета «Самопознание».

Все чаще и чаще, мы взрослые задаем себе вопрос: - Почему наши дети не хотят учиться? Но в тоже время мы знаем, что дети с рождения любопытные, они хотят узнавать, что - то новое, стремятся исследовать этот мир. Ответ очень прост: дети жаждут знаний, но они жаждут живых знаний.

«Что есть мертвые знания?

Это те знания, о которых мы заведомо знаем, что их можно вовсе не знать.

Это те знания, которые забываются сразу, как только сообщаются.

В общем, мертвые знания - это те знания, которые молодые люди дальше порога школы брать не будут и жалеть об этом тоже не будут.

Живые знания составляют Культуру Образования.

Живые знания - те знания, которые:

- одухотворяют человека;

- влекут к горизонтам науки;

-способствуют творить новую жизнь;

- воодушевляют мысль на новые поиски;

- несут просветление и эволюцию.

Живые знания - крылья, мертвые знания - гири на ногах.

Мы принуждаем наших детей заучивать и запоминать огромный груз мертвых знаний, на что уходит особо ценное время жизни. И именно на этом отрезке жизни, а не потом когда - либо, растущий и взрослеющий человек мог бы получить мощное развитие талантов и способностей, познавательных мотивов и взглядов, составить в себе целостную картину мира».[4]

Интеграция нравственно-духовного образования «Самопознание» в предметы - это, прежде всего, оживление школьного знания, выявление его нравственно-духовной сущности, это целостное знание, синтез всех предметов на основе вечных общечеловеческих ценностей и видения единства в многообразии. Вечные ценности должны стать фокусной точкой образования, другими словами, должны составить единое целое со всем, чему мы учим. У детей рано складываются своя картина мира. При всем своем несовершенстве она имеет важное преимущество - целостность. С приходом в школу эта целостность разрушается из-за границ между предметами. Принцип целостности образа мира требует отбора такого содержания образования, которое поможет ребенку удержать и воссоздавать целостность картину мира, обеспечить создание им разнообразных связей между объектами и явлениями, и в то же время - сформировывает умение увидеть с разных сторон один и тот же предмет. Интеграция должна осуществляется комплексно, так как понятие «интеграция» подразумевает не просто арифметическую сумму признаков объединяемых частей, а слияние в единое целое нравственно-духовного и интеллектуального развития, которое приобретает новые признаки, новое, более высокое качество. Роль учителя, важная составляющая всего педагогического процесса.

Длительный эксперимент убедительно подтвердил потенциал предмета «Самопознание» в нрав­ственно-духовном образовании учащихся: в дошкольном возрасте - через формирование первичных представлений об общечеловеческих ценностях, знакомство с основами самопознания, нормами дос­тойного поведения в семье и в ближайшем окружении; в начальной школе - через расширение пред­ставлений и более углубленное изучение общечеловеческих ценностей, выработку навыков позитив­ного мировосприятия и миропонимания; в старших классах - через дальнейшее постижение много­гранных аспектов самопознания, человеческих ценностей, воспитание нравственных качеств и навы­ков конструктивного общения; в студенческом возрасте - через понимание этических аспектов жиз­ни и профессиональной деятельности, рефлексию смысложизненных вопросов и человеческого пред­назначения. Практическая направленность предмета на всех этапах обучения связана с активным участием детей и молодежи в служении обществу «Самопознание» - это уникальный предмет, обладающий бесценными духовными сокровищами, приобщение к которым делают каждого человека духовным и нравственным, счастливым и радостным, добрым и мудрым.

Уроки самопознания иначе называют Уроками Совести. Откровенный диалог учителя с учениками о жизненных приоритетах и принципах, обмен наблюдениями о фактах, происходящих в окружающем мире, стремление стать добрее, чище и лучше связаны с состоянием внутреннего мира человека. Прислушаться к голосу совести, подумать сердцем, принять решение сердцем - этому нужно учиться, и этому учат уроки самопознания.


Заключение


Проблема нравственного воспитания начала волновать меня с тех пор, как я стала работать в школе, когда почувствовала огромную ответственность за своих воспитанников.

На протяжении всей своей педагогической деятельности воспитательную работу провожу через систему уроков и систему внеклассной работы. В последние годы - и на уроках «Самопознания».

Теоретической базой моего опыта являются труды Мукажановой Р.А., Омаровой Г.А. и др., которые выявляют сущность основных понятий нравственного воспитания, указывают принципы, содержание, формы и методы нравственного воспитания. Новизна опыта заключается в том, что педагогические условия обеспечивают эффективность учебной деятельности школьников, способствуют раскрытию и развитию духовно-нравственных качеств школьников, таких как: ответственность, доброжелательность, самостоятельность, бережливость, любовь к природе, вежливость, аккуратность и другие. Включая ребёнка в различные виды деятельности, максимально развить самостоятельность во всех её проявлениях. Работая над проблемой нравственного воспитания школьников, учитываю их возрастные и психологические особенности: склонность к игре; невозможность долго заниматься монотонной деятельностью; недостаточная чёткость нравственных представлений в связи с небольшим жизненным опытом.

Важным источником накопления нравственных знаний является знакомство детей с окружающей средой: экскурсии в природу по временам года, туристические походы вместе с родителями, посещение мест работы родителей.
Школой нравственного воспитания являются экскурсии в природу. Эти экскурсии дают мне возможность воспитывать чувство хозяина своего края, патриота, бережного отношения к природе. Для того чтобы нравственные нормы, полученные на уроках, и собственные жизненные наблюдения не были разрозненными, провожу специальную работу, связанную с обобщением полученных знаний, в форме рассказов, этических бесед. Большую роль в воспитании нравственных качеств играют чтение и разбор статей, рассказов, стихотворений, сказок помогает детям понять и оценить нравственные поступки людей. Во время любого урока, большое внимание уделяю общению детей, учу их слушать друг друга, не мешать другим, участвовать в общей работе. На уроках ребята придумывают примеры, задачи, составляют предложения, тексты, задают друг другу различные вопросы. На уроках практикую выполнение работ по группам. Очень часто я даю детям такие задания, выполняя которые надо обязательно обратиться к товарищу.
Результаты данного мониторинга позволяют мне отслеживать динамику изменений у учащихся и периодически корректировать свою работу по нравственному воспитанию.

Анализ итогов эксперимента в школе показал, что курс ''Самопознание'':

- занял системообразующее место в педагогическом процессе, восполняет утраченный образованием гуманистический потенциал воспитывающего обучения;

- развивает личность, размышляющую о мире, о людях и самой себе;

- воссоздает модельные ситуации, сходные с жизненными, обучая навыкам социальной адаптации;

- позволяет глубже понять задачи современного образования в развитии личностного потенциала подрастающих поколений;

- способствует переосмыслению содержания традиционных и новых подходов к обучению и воспитанию, уточнению системы современных принципов педагогической теории, разработке обновленных критериев к дидактическим требованием.

В целом курс способствует развитию единой концептуальной теории для разрешения реализации преемственности в развитии гармоничной личности ребенка, подростка, юноши на родных этапах возрастной социализации.

Итак, в условиях постоянно изменяющегося мира такая дисциплина как «Самопознание», безусловно, поможет каждому казахстанскому школьнику освоить четкие ценностные ориентиры и широкий диапазон поведенческих стратегий для определения и реализации успешной жизненной и образовательной траектории. Поиск оптимальных путей формирования у школьников нравственно-духовных представлений может базироваться в такой области, как интеграция учебных дисциплин.

Глава международного детского благотворительного фонда "Бобек" Сара Алпысовна Назарбаева подчёркивает, что «Курс «Самопознание» помогает человеку найти себя, раскрыть лучшие качества, не изменить себе, сохранять свое достоинство и всегда оставаться человеком в полном смысле этого слова. По существу, все истории человечества есть не что иное, как постоянный и непрерывный процесс нравственного самосовершенствования».

Мы должны построить общество, где ценят честь, достоинство и репутацию каждого, где присутствуют высокая мораль, этические стандарты и духовные ценности. С этими требованиями переплетаются общие цели программы нравственно-духовного образования «Самопознание», направленной на усиление приоритетной значимости нравственно-духовного образования и воспитания подрастающего поколения.








Литература

1. http://www.akorda.kz Официальный сайт Президента Республики Казахстан. Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана. 27.01.2012 г.

2. Государственный общеобязательный стандарт среднего образования Республики Казахстан по предмету «Самопознание». ГОСО РК 2.004.043.-2010»
3. Бабанский Ю.К. Педагогика. Курс лекций. - М.: Просвещение, 1983.

4. Назарбаева С.А. Этика жизни - Алматы, 2001.

5. Мукажанова Р.А.,Омарова Г.А. Методика преподавания дисциплины «Самопознание» в школе.Учебно-методическое пособие для учителей.-Алматы:ННПООЦ «Бөбек»,,2013.-96 с. «Самопознание» и другие учебные предметы возможности интеграции содержания и методов обучения.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал