- Учителю
- Календарно-тематическое планирование по изо 4 класс УМК 'Перспектива'
Календарно-тематическое планирование по изо 4 класс УМК 'Перспектива'
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ УМК «ПЕРСПЕКТИВА»
№п/п
№урока в разделе
Тематическое планирование
Кол-во
часов
Характеристика деятельности учащихся
Дата
Восхитись вечно живым миром красоты (11ч)
1
1
Целый мир от красоты. Пейзаж: пространство, композиционный центр, цветовая гамма, линия, пятно. Пейзажная композиция по летним впечатлениям
Восприятие произведений живописцев А. Куинджи,Л.. Бродской, 3. Серебряковой, графика М. Ахунова и резных прялок Архангельской и Вологодской областей второй половины XIX в., запечатлевших красоту окружающего человека мира.
Основные содержательные линии. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Образы природы и человека в живописи.
Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм. Диалог об искусстве. Средства художественной выразительности языка живописи, графики, декоративно-прикладного и народного искусства, передающие богатство, красоту и художественный образ окружающего мира.
Творческое задание с использованием средств выразительности живописи и графики.
Материалы: акварель, фломастеры, цветные карандаши и мелки, аппликация.
Советы мастера. Подведение итогов
1
Рассматривать произведения мастеров декоративно прикладного и народного искусства, пейзажи живописцев и графиков, в которых отразилась красота окружающего мира и образ пространства.
Различать средства художественной выразительности в орнаментальных композициях народных предметов быта и в произведениях живописцев и графиков. Высказывать своё мнение о том, что обозначали в узорах на старинных изделиях быта горизонтальные и вертикальные волнистые линии, кресты и перекрещивающиеся линии.
Сопоставлять изображение мира в орнаментальном узоре прялки с живописным и графическим, находить общее и различное. Участвовать в обсуждении выразительных средства для передачи образа окружающего пространства в произведениях разных видов искусства и в живописном, графическом пейзаже.
Изображать пейзажную композицию по летним впечатлениям. Применять выразительные живописные и графические средства в работе. Выражать в творческой работе своё видение мира и отношение к нему.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
2
2
Древо жизни - символ мироздания. Наброски и зарисовки: линия, штрих, пятно, светотень. Зарисовки и наброски деревьев по представлению.
Восприятие символических и реалистических изображений дерева в произведениях выдающихся живописцев XIX в. И. Шишкина, А. Саврасова и современного графика А. Мунхалова, в гобелене С. Гавина, учебной работе.
Основные содержательные линии. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Пейзажи родной природы.
Диалог об искусстве. Роль живописных и графических средств художественной выразительности в создании поэтического образа дерева.
Работа по художественно-дидактической таблице «Наброски лиственных и хвойных деревьев».
Творческое задание с использованием графических средств выразительности (линия, штрих, пятно, светотень).
Материалы: уголь, фломастер.
Советы мастера.
Подведение итогов
1
Наблюдать деревья разнообразных пород в природе своего родного края. Рассказывать о своих наблюдениях деревьев. Рассматривать произведения живописцев, графиков и мастеров декоративно-прикладного и народного искусства, в которых главным персонажем является образ дерева как древнейший символ-образ в искусстве, в устном народном творчестве.
Определять, какими изобразительными средствами выражают художники своё отношение к дереву как наиболее почитаемому человеком явлению природы
в своих произведениях, относящихся к разным видам искусства.
Объяснять значение понятия набросок в художественной деятельности.
Участвовать в обсуждении цвета как основного выразительного средства живописи, его возможности в передаче своеобразия природы России разных географических широт, роли линии в различных видах изобразительного искусства, отражения в рисунке характерных особенностей формы.
Работать по художественно-дидактической таблице. Сверять с изображениями на ней собственные наброски.
Выполнять зарисовки и наброски деревьев с натуры, по памяти, по представлению, передавая характерные признаки пород деревьев, особенности их конфигурации. Выражать в творческой работе своё отношение к природе.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
3
3
Мой край родной. Моя земля. Пейзаж: пространство, планы, цвет, свет. Композиция пейзажа на тему «Величие и красота могучего дерева»
Восприятие произведений выдающихся художников XIX-XX вв. Ф. Васильева, И. Шишкина, А. Саврасова, И. Левитана, Н. Ромадина, И. Билибина и современного художника А. Либерова, отобразивших родную природу в живописных и графических пейзажах. Основные содержательные линии. Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Пейзажи родной природы. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.
Диалог об искусстве. Вклад русских художников в развитие отечественного пейзажа. Средства художественного языка искусства в отображении национального пейзажа. Понятия мой край родной, моя земля, моя Родина. Образ дерева в композиции пейзажа в зависимости от замысла художника.
Работа по художественно-дидактической таблице «Варианты композиционных схем пейзажа с деревьями».
Творческое задание с использованием художественных выразительных средств живописи и графики в многоплановом пейзаже, в котором дерево - главный герой композиции.
Материалы (по выбору): цветные мелки, пастель, уголь, акварель, гуашь.
Советы мастера.
Подведение итогов
1
Рассматривать пейзажи русских мастеров живописи и графики XIX-XX вв. Рассказывать об особенностях русского национального пейзажа. Приводить примеры.
Называть главные средства выразительности в картинах художников-пейзажистов (пространство, цвет, свет, линия, штрихи, тон).
Объяснять значения слов национальный пейзаж.
Высказывать своё мнение об отличии понятия мотив в пейзаже от понятия мотив в декоративно-прикладном искусстве.
Участвовать в обсуждении особенностей воссоздания родной природы в пейзажах живописцев и графиков, средств художественной выразительности, своеобразия композиции.
Работать по художественно-дидактической таблице. Соотносить композиционные схемы с пейзажами, находить соответствия в передаче пространства.
Выполнять композицию пейзажа на тему «Величие и красота могучего дерева» согласно теме и условиям творческого задания. Выражать в пейзаже своё отношение к образу дерева, к природе родного края.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
4
4
Цветущее дерево - символ жизни. Декоративная композиция: мотив дерева в народной росписи. Роспись цветущей ветки с помощью «разживки чёрным цветом и белилами».
Восприятие произведений народных и современных мастеров городецкой росписи.
Основные содержательные линии. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Истоки декоративно прикладного искусства и его роль в жизни человека. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий). Искусство вокруг нас сегодня. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.
Диалог об искусстве. Образы цветущей природы в творчестве народного мастера и художника. Общее и различное в выявлении приёмов городецкой живописи и других школ народного мастерства.
Работа по художественно-дидактической таблице «Образцы декоративных разживок для цветов».
Творческое задание с применением последовательности и приёмов городецкой росписи кистью.
Материалы: кисть, гуашь, бумага. Советы мастера.
1
Рассматривать изделия мастеров Городца, отображающих народное восприятие мира, связь человека с природой, родной землёй.
Сопоставлять декоративные мотивы в изделиях городецких мастеров, выделять из них наиболее распространённые мотивы.
Рассказывать о центрах народных промыслов, в которых цветы, цветущие ветки, букеты являются главными мотивами.
Участвовать в обсуждении средств создания образов цветущей природы в городецкой росписи, её своеобразия в отличие от других школ народного мастерства.
Работать по художественно-дидактической таблице. Различать приёмы городецкой росписи - «подмалёвка», «разживка чёрным цветом», «разживка белилами». Повторяя за народным мастером приёмы чёрной и белой «разживок», рисуя кистью.
Выполнять роспись цветущей ветки с помощью «разживки чёрным цветом и белилами».
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
5
5
Птица - символ света, счастья и добра. Декоративная композиция: равновесие красочных пятен, узорные декоративные разживки, симметрия, ритм, единство колорита. Роспись птиц у цветущей ветки с использованием приёмов городецкой росписи.
Восприятие образа птицы-света в творчестве городецких мастеров конца XIX- XX вв.
Основные содержательные линии. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий). Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.
Диалог об искусстве. Разнообразие композиционных мотивов городецкой росписи, восходящих к древней традиции росписи прялок. Парные фигуры в едином сюжете - две женские фигуры, две птицы, два всадника на коне «у древа».
Работа по художественно-дидактическим таблицам «Образцы декоративных разживок для птиц».
Творческое задание с использованием приёмов работы кистью (силуэт, пятно, линия, «разживки белилами», выявляющие ритм оперения) в декоративном изображении птиц.
Материалы: кисть, гуашь, бумага.
Советы мастера.
Подведение итогов
1
Рассматривать декоративную композицию с птицами «у древа». Сопоставлять образы птиц в разных видах народного творчества. Рассказывать, что означает в народном искусстве образ птицы-света. Высказывать суждение о заполнении пространства в декоративной трёхчастной композиции в городецкой росписи прялочного донца.
Участвовать в обсуждении символики мотива птицы в городецкой росписи и художественных выразительных средств решения этой декоративной композиции. Работать по художественно-дидактической таблице. Повторять за народным мастером ритм и форму «разживок белилами».
Выполнить кистью свой вариант росписи птиц у цветущей ветки с использованием приёмов городецкой росписи. Выражать в творческой работе своё отношение к природе, к образу птицы-света.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.
6
6
Конь - символ солнца, плодородия и добра. Декоративная композиция: линия, силуэт с вариациями городецких разживок. Роспись коня с использованием приёмов городецкой росписи и декоративного обобщения фигуры коня без карандашного рисунка.
Восприятие образов вороного коня и всадника в изделиях городецких мастеров и произведениях художника-графика Т. Мавриной. Традиционный образ-символ коня в народном искусстве. Неразрывная связь природы и образов народного творчества.
Основные содержательные линии. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий). Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.
Диалог об искусстве. Глубина поэтического изображения коня и всадника на коне, их синтетичность в фольклоре (конь-время, конь-свет, конь-птица, конь-богатырская сила), связанные с возрождением солнечного тепла, света, жизни. Живописная манера кистевой росписи в творчестве Городецких мастеров.
Работа по художественно-дидактической таблице «Образцы декоративных разживок для коня».
Творческое задание с использованием средств выразительного языка народного декоративно-прикладного искусства.
Материалы: кисть, гуашь, бумага.
Советы мастера.
Подведение итогов
1
Различать, как образ-символ коня представлен в разных видах устного народного творчества в декоративно-прикладном и народном искусстве.
Рассказывать, почему в народном искусстве мастера постоянно обращаются к образу коня, приводить примеры из разных видов народного творчества.
Участвовать в обсуждении художественных средств в создании выразительного образа коня-символа в народном искусстве и называть их.
Работать по художественно-творческой таблице. Овладевать живописными приёмами изображения коня. Осваивать приёмы белильных разживок для коня.
Выполнять кистью свой вариант росписи коня с использованием приёмов городецкой росписи и декоративного обобщения фигуры коня без карандашного рисунка.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
7
7
Связь поколений в традициях Городца. Декоративная композиция с вариациями городецких мотивов: ритм, симметрия, динамика, статика. Декоративная композиция по мотивам городецкой росписи для украшения изделий разнообразных по форме и назначению (декоративной тарелки, панно, разделочной доски, подставки для специй).
Восприятие произведений мастеров разных поколений, современных мастеров, продолжающих и развивающих традиции старейших мастеров городецкой росписи И. Мазина, Ф. Красноярова, И. Лебедева и детских творческих работ.
Основные содержательные линии. Искусство вокруг нас сегодня. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий). Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.
Диалог об искусстве. Особенности приёмов композиции в панно как произведении декоративного назначения. Художественная ценность обыденных предметов из дерева, украшенных городецкой росписью.
Творческое задание с использованием средств выразительного языка народного декоративно-прикладного искусства, с применением традиционных приёмов декоративных разделок для объединения разных цветовых сочетаний.
Материалы: кисть, гуашь, бумага.
Советы мастера.
Подведение итогов
1
Рассматривать произведения народного искусства, выражать своё отношение к развитию традиций городецкой росписи в творчестве современных мастеров. Называть традиционные мотивы городецкой росписи в современных изделиях.
Участвовать в обсуждении художественно-эстетической ценности изделий с городецкой росписью, преемственности живописных традиций в творчестве мастеров современного художественного промысла «Городецкая роспись».
Выполнять декоративную композицию по мотивам городецкой росписи для украшения изделий разнообразных по форме и назначению (декоративной тарелки, панно, разделочной доски, подставки для специй). Выражать в творческой работе своё отношение к искусству городецкой росписи.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
8
8
Знатна Русская земля мастерами и талантами. Портрет: пропорции лица человека. Портрет народного мастера или художника в момент создания им художественного произведения
Восприятие произведений выдающихся портретистов XIX в. В. Тропинина, В. Маковского, В. Васнецова, В. Сурикова и современных художников Г. Васько, П. Павлова, запечатлевших в своих работах образы творческих людей.
Основные содержательные линии. Образ современника. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Жанр портрета. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.
Диалог об искусстве. Искусство портрета. Выявление характерных признаков образа портретируемого и его принадлежности к творческой профессии.
Работа по художественно-дидактической таблице «Композиционные схемы изображения лица человека в разных ракурсах».
Творческое задание с использованием средств выразительности живописи и графики, соблюдением пропорции лица человека.
Материалы: акварель, гуашь, пастель, фломастеры.
Советы мастера.
1
Рассматривать портреты, выполненные живописцами и графиками. Рассказывать, по каким признакам можно определить, что на портрете изображён художник или народный мастер.
Участвовать в обсуждении образов художников и народных мастеров в произведениях живописи и графики, особенностей передачи внешнего облика в лице, костюме, в предметном окружении; выбирать положение головы и передавать её поворот, движения фигуры.
Работать по художественно-дидактической таблице. Читать пропорции лица человека во фронтальном положении и вполоборота.
Выполнять портрет народного мастера или художника в момент создания им художественного произведения. Выражать в творческой работе своё отношение к изображаемому герою. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
9
9
Вольный ветер - дыхание земли. Пейзаж: линии, штрихи, точки, пятно, свет. Изображение неба с несущимися облаками в пейзаже и деревьев, гнущихся под ветром.
Восприятие пейзажей живописцев XIX- XX вв. А. Куинджи, Н. Крымова, А. Ткачёва, Э. Браговского, Е. Винокурова и графика В. Фаворского, в которых едва ли не главное место занимает изображение неба.
Основные содержательные линии. Жанр пейзажа. Пейзажи родной природы. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, ритм.
Диалог об искусстве. Приёмы передачи бесконечности и глубины небесных просторов, стремительности продвижения облаков по небу. Статика и динамика в композиции пейзажа.
Работа по художественно-дидактической таблице «Варианты графического решения облачных масс».
Творческое задание с использованием средств выразительного языка графики (точка, линия, штрих, светотеневое пятно).
Материалы: простой карандаш, цветные карандаши, гелиевая ручка, фломастеры.
Советы мастера.
1
Рассматривать живописные и графические пейзажи художников, в которых отражаются древние представления человека о природных стихиях. Высказывать, какие чувства вызывают поэтические строки о ветре и разнообразные образы воздушного пространства, созданные художниками. Сравнивать образы природных стихий в искусстве с собственными впечатлениями от наблюдений природы.
Участвовать в обсуждении выразительных средств передачи состояния природы в пейзаже (чередование резких цветовых пятен, мазков, плавные и тонкие переходы цвета, разбивка пространства неба неравномерно расположенными формами облаков в живописных работах).
Работать по художественно-дидактической таблице. Различать графические выразительные средства для передачи планов в пейзажах. Исследовать возможности графики при передаче ветреного состояния природы.
Выполнять по памяти или по представлению изображение неба с несущимися облаками в пейзаже и деревьев, гнущихся под ветром. Выражать в творческой работе своё отношение к разным состояниям в природе.
10
11
10
11
Движение - жизни течение. Наброски с натуры, по памяти и представлению: подвижность красочных пятен, линий . Наброски с натуры деревьев, транспортных средств, заводных игрушек и детей в движении.
Восприятие произведений отечественных мастеров живописи XX в. А. Дейнеки, М. Сарьяна, И. Глазунова, Б. Домашникова, графики А. Пахомова, В. Курчевского, М. Ахунова, JI. Киселёвой и народного мастера И. Маркичева из Палеха.
Основные содержательные линии. Образы природы и человека в живописи. Разница в изображении природы в разное время года, суток, различную погоду. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.
Диалог об искусстве. Искусство как универсальный способ отображения изменчивости в природе и человеческой жизни. Живописные средства художественной выразительности, передающие статичность и динамичность композиции произведений разных видов искусства.
Работа по художественно-дидактической таблице «Живописные наброски на передачу динамики».
Творческое задание с использованием средств выразительности языка живописи и графики.
Материалы: акварель, гуашь, фломастеры, цветные
карандаши.
Советы мастера.
Подведение итогов
Осенние метаморфозы. Пейзаж: колорит, композиция. Изображение уголка природы в пору золотой и поздней осени.
Восприятие произведений живописцев С. Жуковского, А. и С. Ткачёвых, А. Ткачёва, графика И. Воробьёва, учебной работы и поэтического произведения, посвящённых разным состояниям осени.
Основные содержательные линии. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Жанр пейзажа. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.
Диалог об искусстве. Средства художественной выразительности в представленных произведениях.
Работа по художественно-дидактической таблице «Колористические приёмы отображения изменений в осенней природе».
Творческое задание с использованием языка живописи для передачи движения в композициях.
Материалы (по выбору): акварель, гуашь, обрывная бумажная мозаика, фломастеры.
Советы мастера.
Подведение итогов
1
Наблюдать подвижность жизни природы и человека и отображение её в разных видах искусства. Рассматривать произведения разных видов искусства, отображающих явления окружающего мира. Рассказывать, какие произведения передают спокойное, малоподвижное состояние, а какие изображают энергичное течение жизни и пронизаны ощущением постоянной изменчивости природы, различных ритмов, движения.
Сопоставлять художественные приёмы, позволяющие выразительно передавать состояние спокойствия в природе или её ритмов и изменений.
Участвовать в обсуждении художественных приёмов, позволяющих передавать состояние статики и динамики.
Работать по художественно-дидактической таблице. Прослеживать, как передана подвижность цветовых пятен в набросках людей, деревьев. Выполнить композиционные схемы к понравившимся произведениям, подчеркнув направление движения главных элементов в их композициях.
Выполнять наброски с натуры деревьев, транспортных средств, заводных игрушек и детей в движении. Выражать в творческой работе своё отношение к разным состояниям в природе.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
Наблюдать изменчивые состояния осенней природы. Называть особые приметы осенней природы в разные периоды, приводить примеры. Рассматривать произведения изобразительного искусства, в которых живописцы и графики отразили изменчивость природы, её различные состояния в осеннюю пору.
Сопоставлять, как по-разному художники и поэты отражают жизнь природы и человека осенью. Называть приёмы, которые используют художники для передачи в картине движения, яркости и мажорности пейзажей. Участвовать в обсуждении колорита, динамики пейзажной картины, расположения и характера элементов композиции, гармоничного чередования цветовых пятен, многообразных графических и цветовых подвижных элементов.
Работать по художественно-дидактической таблице. Прослеживать колористические приёмы передачи изменчивых состояний осенней природы. Осуществлять поиск нужных цветовых оттенков для выполнения мотива осеннего пейзажа.
Изображать один и тот же уголок природы в пору золотой и поздней осени. Дополнить композицию изображениями домов, людей, техники. Выражать в творческой работе своё отношение к разным состояниям в осенней природе.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
Любуйся ритмами в жизни природы и человека (14 ч)
12
1
Родословное дерево - древо жизни, историческая память, связь поколений. Групповой портрет: пропорции лица человека, композиция. Групповой портрет своих близких на тему «Я горжусь своей родословной».
Восприятие произведений живописцев XIX-XX вв. Ф. Толстого, Д. Жилинского, И. Симонова, Ю. Кугача, отобразивших в своём творчестве разные моменты из жизни семьи.
Основные содержательные линии. Образ современника. Жанр портрета. Тема любви, дружбы, семьи в искусстве. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия.
Диалог об искусстве. Уважительное отношение к своей родословной. Красота и гармония общения с людьми старшего поколения. Средства художественной выразительности в групповом семейном портрете.
Творческое задание с учётом композиционных особенностей группового портрета, особенностей пропорций лица человека, с использованием средств акварельной живописи.
Материалы: кисть, акварель, бумага.
Советы мастера.
Подведение итогов
1
Рассматривать живописные групповые портреты разных семей. Высказывать своё мнение об этих произведениях и об отношении к средствам художественной выразительности, выбранным авторами.
Объяснять смысл понятий индивидуальный портрет и групповой портрет.
Представлять родословное древо своей семьи и гордиться своими близкими.
Участвовать в обсуждении разнообразия тем и сюжетов в изображении семьи разными художниками, особенностей рисования характерных пропорций лица.
Выполнять групповой портрет своих близких с передачей своего отношения к создаваемому портрету на тему «Я горжусь своей родословной». Выражать в творческой работе отношение к своей семье.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
13
2
Двенадцать братьев друг за другом бродят... Декоративно-сюжетная композиция: приём уподобления, силуэт. Эскизы композиции иллюстрации к сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев».
Восприятие сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев» и произведений живописца К. Васильева и художника-графика В. Алфеевского.
Основные содержательные линии. Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Образ человека в традиционной культуре. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.
Диалог об искусстве. Книжная графика. Выразительные средства в создании художественного образа в иллюстрации к сказке. Приём уподобления, характерный для народного восприятия красоты каждого времени года.
Работа по художественно-дидактическим таблицам «Рисунки старинной русской одежды», «Гармонические сочетания цветов ».
Творческое задание на размещение фигур с использованием условного, обобщённого силуэта.
Материалы: простой карандаш, бумага.
Советы мастера.
Подведение итогов
1
Участвовать в чтении по ролям фрагмента сказки и обсуждении приёма уподобления при описании образов братьев-месяцев в сказке С. Маршака.
Рассматривать поэтические произведения живописи и книжной графики как яркие образы, выбирать разные сюжеты для иллюстрации. Представлять зрительно каждый из природных циклов (зима, весна, лето, осень) в образе человека, одетого в традиционную русскую одежду. Сопоставлять свои представления об образах героев сказки с изображениями в иллюстрациях художников-иллюстраторов.
Объяснять значение понятий книжная графика, иллюстрация, эскиз.
Участвовать в обсуждении роли художника-иллюстратора, развивающего и углубляющего мысль писателя, вносящего в иллюстрацию свою творческую мысль.
Работать по художественно-дидактическим таблицам. Знакомиться с традиционной русской одеждой (кафтаном, платьем, шубой, ферезью и ферезеей), прослеживать гармоничное сочетание цветов и подбирать их на палитре.
Выполнять поисковые эскизы композиции иллюстрации к сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев». Выражать в творческой работе своё отношение к содержанию и персонажам сказки.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
14
3
Год не неделя - двенадцать месяцев впереди. Иллюстрация к сказке: композиция, цвет. Иллюстрация к сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев» на основе эскизов
Восприятие произведений художников, создавших сказочные сюжеты - И. Билибина, В. Алфеевского, мастеров лаковой миниатюрной живописи из Палеха и Холуя, гравюры XVI в.
Основные содержательные линии. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.
Диалог об искусстве. Цветовая гармония как средство художественной выразительности, особенности старинной русской одежды героев сказочных сюжетов.
Работа по художественно-дидактической таблице. Значение цветового круга в определении гармонического сочетания цветов: родственные и контрастные цвета. Творческое задание с использованием живописных и графических средств выразительности.
Материалы (по выбору).
Советы мастера.
Подведение итогов
1
Рассматривать лаковые миниатюры и иллюстрации к сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев». Вспомнить цветовой круг. Называть основные и составные цвета. Объяснять роль воздействия цвета в произведениях изобразительного искусства.
Сопоставлять произведения художников и рассказывать, какую роль в них играет цвет в зависимости от содержания выбранных сюжетов.
Участвовать в обсуждении средств художественной выразительности - роли цвета в передаче настроения и признаков времён года, цветовой гармонии в произведениях на темы сказок.
Работать по художественно-творческой таблице. Рассматривать примеры гармонического сочетания цветов и определять по цветовому кругу родственные и контрастные цвета. Исследовать возможности живописи, подбирать цвета и оттенки, передающие цветовую гамму разного состояния природы в январе, феврале, марте, апреле.
Выполнить иллюстрацию к сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев» на основе эскизов предыдущего урока с учётом особенностей состояния природы в костюме конкретного месяца года с помощью цвета и декора. Выражать в творческой работе своё отношение к содержанию, выбранным персонажам сказки. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
15
4
Новогоднее настроение. Колорит: гармоническое сочетание родственных цветов.
Восприятие произведений художников А. Ставровского, П. Парухнова, О. Богаевской, посвящённых празднованию Нового года.
Основные содержательные линии. Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Эмоциональные возможности цвета. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.
Диалог об искусстве. Роль цвета в произведениях изобразительного искусства, посвящённых подготовке к новогоднему празднику и встрече Нового года.
Работа по художественно-дидактической таблице. Значение цветового круга в определении гармонического сочетания цветов: родственные и контрастные цвета. Творческое задание с поиском художественных приёмов для создания вариантов основы праздничной новогодней открытки.
Материалы: акварель, гуашь, восковые мелки.
Советы мастера.
Подведение итогов
1
Рассматривать произведения изобразительного искусства, воссоздающие новогоднее настроение. Называть, какими средствами и художественными приёмами передано праздничное настроение в картинах. Высказывать своё мнение, какую роль играет цвет в работах художников для передачи настроения новогоднего праздника.
Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств различных жанров изобразительного искусства, отображающих новогодний праздник.
Работать по художественно-дидактической таблице. Вспомнить художественные приёмы, с которыми знакомились во 2-3 классах. Осуществлять поиск праздничного цвета. Выполнять художественный приём «посырому» и художественный прием «мазок по восковому рисунку», применять разное гармоническое сочетание цветов - родственных и родственно-контрастных в соответствии со своим настроением.
Выполнять творческое задание согласно условиям. Выражать в творческой работе своё эмоционально-ценностное отношение к празднику.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
16
5
16. Твои новогодние поздравления. Проектирование открытки; цвет, форма, ритм, симметрия. Проект открытки-сюрприза с использованием элементов симметричного вырезывания Восприятие поздравительных новогодних и рождественских открыток разных лет.
Основные содержательные линии. Искусство вокруг нас сегодня. Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа. Представление о возможности использования навыков конструирования и моделирования в жизни человека. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.
Диалог об искусстве. История авторской открытки. Содержание и выразительные художественные средства новогодней открытки. Работа по художественно-дидактической таблице «Новогодняя открытка». Конструкция современных новогодних открыток.
Творческое задание с использованием материалов предыдущего урока и включением в проект открытки поздравительной надписи для создания праздничного новогоднего настроения.
Материалы (по выбору): альбомная бумага, поролоновая губка, гуашь, акварель, фломастеры, гелиевая ручка.
Советы мастера.
Подведение итогов
1
Рассматривать поздравительную открытку как произведение графического искусства малых форм. Рассказывать об основных элементах и атрибутах поздравительной открытки к Новому году, объяснять их значение. Приводить примеры современных конструкций новогодних открыток. Называть наиболее часто встречающуюся в новогодних поздравлениях цветовую гамму.
Участвовать в обсуждении привлекательности новогодней открытки, приёмов, которыми пользуются художники для создания праздничного, весёлого настроения. Работать по художественно-дидактической таблице. Рассматривать конструкции современных новогодних открыток и приёмы их выполнения.
Изготовить проект открытки-сюрприза с использованием элементов симметричного вырезывания, выполнения рисунка-отпечатка и разноцветного фона. Выражать в творческой работе своё отношение к новогоднему празднику. Выбирать художественные материалы, соответствующие замыслу творческой работы.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.
Оформить выставку и пригласить на неё родителей
17
6
Зимние фантазии. Наброски и зарисовки: цвет, пятно, силуэт, линия. Наброски заснеженных деревьев, людей, домов по наблюдению и по памяти.
Восприятие живописных произведений А. Саврасова, Э. Грабаря, Н. Ромадина и графических работ П. Петрова, посвящённых зимней природе; стихотворений русских поэтов.
Основные содержательные линии. Образы природы и человека в живописи. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствамирисунка. Пейзажи разных географических широт. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.
Диалог об искусстве. Художественные приёмы, которыми художники передают причудливость заснеженных деревьев и заиндевевших веток. Разнообразие колорита зимнего пейзажа.
Творческое задание с использованием живописных и графических средств выразительности в передаче красоты зимы.
Материалы (по выбору): фломастеры, цветные мелки, акварель.
Советы мастера.
Подведение итогов
1
Рассматривать произведения изобразительного искусства, посвящённые зиме. Рассказывать о том, что художники, перед тем как написать картину, подолгу наблюдают природу, выполняют много зарисовок, эскизов будущей картины.
Объяснять символическое значение зимы в природе, жизни и искусстве.
Участвовать в обсуждении средств художественной выразительности, которыми художники передают приметы зимы в разные периоды в разных видах искусства, называть их.
Описывать устно свои зимние впечатления и наблюдения и использовать их в зарисовках в дальнейшей работе. Подбирать цветовые оттенки для изображения зимнего неба, снега, передавать состояние зимней природы. Использовать в набросках собственные впечатления и наблюдения зимней природы. Выполнить быстрые наброски заснеженных деревьев, людей, домов по наблюдению и по памяти. Выражать в творческой работе своё отношение к красоте зимней природы.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
18
7
Зимние картины. Сюжетная композиция: линия горизонта, композиционный центр, пространственные планы, ритм, динамика. Рисование картины зимней природы, включая в композицию улицы, дома людей
Восприятие произведений изобразительного искусства современных художников В. Калиничевой, В. Курчевского, поэзии и музыки.
Основные содержательные линии. Образы природы и человека в живописи. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.
Диалог об искусстве. Особенности зимнего времени года в жизни природы и человека, выразительные средства живописцев и графиков в создании художественного образа русской зимы.
Работа по художественно-дидактической таблице «Схемы фигуры человека в разнообразных движениях».
Творческое задание с использованием выразительных средств живописи, набросков предыдущего урока.
Материалы (по выбору): белая и цветная гуашь, акварель.
Советы мастера.
Подведение итогов
1
Рассматривать тематические произведения современных художников. Рассказывать о своих впечатлениях и наблюдениях от зимней природы, полученных во время зимних каникул, о том, как переживают зиму люди, животные, растения.
Сопоставлять поэтические описания зимы с произведениями живописи и графики, сравнивать приёмы, которыми пользуются художники и поэты. Объяснять роль цветовой гаммы в создании определённого состояния природы, настроения в картине. Называть цветовые оттенки снега, зимнего неба, подмеченные в натуре, и находить их в произведениях художников.
Участвовать в обсуждении композиции картин, выбора художником уровня горизонта и размещения композиционно-сюжетного центра.
Рисовать картину зимней природы, включать в композицию улицы, дома людей, использовать в изображении их действий таблицу «Схемы фигуры человека в разнообразных движениях».
Выполнять творческое задание согласно условиям. Выражать в творческой работе своё отношение к красоте зимней природы.
Участвовать в подведении итогов творческой работы и оформлении работ для зимнего вернисажа
19
8
Ожившие вещи. Натюрморт: форма, объём предметов, их конструктивные особенности, композиция. Натюрморт на тему «Вещи из старого дома».
Восприятие предметного мира в произведениях живописцев XX в. К. Петрова-Водкина, П. Кончаловского, И. Машкова, А. Васильева, В. Эльконина и современных графиков М. Андреева, М. Ромадина.
Основные содержательные линии. Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Жанр натюрморта. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, объём.
Диалог об искусстве. Старинные и современные предметы в жизни человека и искусстве. «Жизнь обычных вещей» в натюрморте. Выявление красоты старинных вещей в натюрморте.
Работа по художественно-дидактической таблице «Изображение симметричных сосудов».
Творческое задание с использованием графических средств выразительности, с учётом пропорций и конструктивных особенностей формы предметов.
Материалы: простой карандаш, фломастеры, шариковая ручка, цветные мелки.
Советы мастера.
Подведение итогов
1
Рассматривать предметы старины и современные бытовые вещи как предметный мир, окружающий человека. Понимать, что бытовые предметы отражают мир увлечений человека, его профессию, народные традиции, и объяснять это на примерах.
Группировать предметы своего дома по их назначению, исторической и художественной ценности, месту их в повседневной жизни. Описывать их историю.
Рассказывать о предметах декоративно-прикладного и народного искусства как вещах-реликвиях, имеющих историческую ценность.
Участвовать в обсуждении выразительных средств создания художественного образа вещи в произведениях живописи и графики.
Вспомнить последовательность изображения симметричных округлых предметов на основе работы по художественно-дидактической таблице и рисовать их. Выполнять упражнения на передачу пропорций, конструктивных особенностей формы и объёма отдельных предметов с натуры.
Выполнять натюрморт, в котором предметы объединены одной темой (по выбору), - «Вещи из старого дома», «Старинные предметы из нашего школьного музея» или придумывать свой натюрморт. Выражать в творческой работе своё отношение к задуманному натюрморту.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
20
9
Выразительность формы предметов. Декоративный натюрморт: условность формы и цвета, чёрная линия, штрихи в обобщении формы предмета. Декоративный натюрморт, составленный из предметов современного быта (посуда).
Восприятие реалистических и декоративных натюрмортов профессиональных художников И. Машкова, Е. Романовой и учебных работ.
Основные содержательные линии. Жанр натюрморта. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, объём.
Диалог об искусстве. Художественные приёмы обобщения в декоративном натюрморте: условность формы и цвета предмета, чёрная линия, штрихи в обобщении формы предмета.
Работа по художественно-дидактической таблице «Композиционно-колористические варианты декоративных натюрмортов».
Творческое задание с использованием графических средств выразительности и приёмов симметричного изображения предметов по основным парным ориентирам.
Материалы: простой карандаш, фломастеры, шариковая ручка, цветные мелки. Советы мастера.
Подведение итогов
1
Рассматривать натюрморты художников. Сопоставлять и сравнивать реалистическое и декоративное решение натюрморта. Вспомнить приёмы создания декоративного натюрморта, изученные в 1-3 классах, и называть их.
Объяснять смысл понятия декоративность и то, какую роль играет цвет в декоративной композиции, насколько он может соответствовать цвету реального предмета или отличаться от него. Узнавать и называть приёмы декоративного решения натюрморта: условность формы и цвета предмета, усиление цветового контраста.
Участвовать в обсуждении средств выразительности в декоративном решении натюрмортов, художественных приёмов обобщения в декоративном натюрморте.
Работать по художественно-дидактической таблице. Читать композиционные схемы декоративных натюрмортов и находить соответствие каждой из них натюрморту художника.
Выполнять декоративный натюрморт, составленный из предметов современного быта (посуда), с использованием локальных цветов тёплой или холодной гаммы. Выражать в творческой работе своё отношение к натюрморту.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
21
10
Русское поле. Бородино. Портрет. Батальный жанр . Зарисовки русских и французских воинов периода Отечественной войны 1812 г.
Восприятие произведений портретного и батального жанров в искусстве.
Основные содержательные линии. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества. Жанр портрета. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия.
Диалог об искусстве. Герои Бородинского сражения в искусстве. Средства художественной выразительности, использованные художниками в произведениях для передачи черт отваги, мужества, стойкости воинов, их преданности Родине и верности своему воинскому долгу.
Работа по художественно-дидактической таблице «Схематические фигуры воинов в движении».
Творческое задание с использованием художественных приёмов и средств выразительности графики и приёма схематичного рисования фигур для определения пропорций и характера движения воина.
Материалы: фломастеры, пастель, шариковая ручка.
Советы мастера.
Подведение итогов
1
Рассматривать произведения портретного и батального жанра в искусстве как отражение героических событий Отечественной войны 1812 г.
Рассказывать, что известно о Бородинском сражении, и высказывать своё мнение об образах конкретных героев сражения.
Объяснять смысл понятия батальный жанр.
Участвовать в обсуждении героических страниц Отечественной войны 1812 г., нашедших отражение в батальном жанре искусства и в стихотворении М. Лермонтова «Бородино», выразительных средств и композиционных приёмов, которые используют художники для передачи «славы чудесного похода» в портретах участников войны 1812 г., и называть их.
Работать по художественно-дидактической таблице. Рассматривать фигуры воинов в движении.
Выполнять по представлению зарисовки русских и французских воинов периода Отечественной войны1812 г. Выражать в творческой работе своё отношение к воинской доблести и героизму русских солдат.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
22
11
22. «Недаром помнит вся Россия про день Бородина...» Сюжетная композиция: композиционный центр, колорит. Иллюстрация к фрагменту стихотворения М. Лермонтова «Бородино»
Восприятие произведений художников В. Верещагина, Ф. Рубо, посвящённых действующей армии и партизанскому движению в период войны 1812 г., и стихотворения М. Лермонтова «Бородино».
Основные содержательные линии. Образ защитника Отечества. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. п. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия.
Диалог об искусстве. Отечественная война 1812 г. в изобразительном искусстве. Созвучность образного строя произведений живописи и графики об Отечественной войне 1812 г. произведениям о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
Работа по художественно-дидактической таблице «Композиционные схемы возможных сюжетов».
Творческое задание с применением известных средств художественной выразительности и использованием графических или живописных материалов.
Материалы по выбору.
Советы мастера.
Подведение итогов
1
Рассматривать произведения живописи, в которых художники отразили мужество и героизм всего русского народа. Рассказывать, какие строки из стихотворения М. Лермонтова передают героику и трагизм происходящих военных событий, отображённых на фрагменте панорамы «Бородинская битва» Ф. Рубо. Называть главных героев батальных композиций, их действия, детали воинского снаряжения, боевую ситуацию. Высказывать своё мнение о том, какое отношение к участникам войны передал в картинах художник В. Верещагин.
Объяснять смысл понятий художник-баталист, круговая панорама. Участвовать в обсуждении средств выразительности языка живописи в представленных живописных произведениях, отображающих моменты Отечественной войны 1812 г.
Работать по художественно-дидактической таблице. Рассматривать возможные сюжеты военных действий.
Выполнять иллюстрацию к фрагменту стихотворения М. Лермонтова «Бородино», используя предварительные зарисовки, выполненные на прошлом уроке. Выражать в творческой работе своё отношение к героизму русского народа известными художественными приёмами и средствами.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
23
12
Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома. Образы-символы. Орнамент: ритм, симметрия, символика. Композиция «На деревенской улице праздник»
Восприятие орнаментов в конструкции избы, костюма, а также образов-символов в их орнаментальном украшении.
Основные содержательные линии. Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.
Диалог об искусстве. Символика народного искусства, образ мира, заключённый в облике и орнаментике крестьянского жилища и народного костюма. Сходство этих орнаментальных композиций и их местонахождение.
Творческое задание с использованием приёмов коллективной работы в группах.
Материалы (по выбору).
Советы мастера.
Подведение итогов
1
Рассматривать произведения народного декоративно прикладного искусства, в которых нашло отражение многообразие картины мира, красота и разнообразие орнаментальных украшений. Рассказывать об орнаментальном оформлении народного жилища и костюма, предметов быта и игрушек. Раскрывать символический смысл конструкции и декора избы и костюма.
Сравнивать орнаментальные элементы в резном декоре изб, домашней утвари, костюме.
Высказывать своё мнение об их значении и местонахождении, находить в них общее и различия.
Участвовать в обсуждении сходства орнаментальных композиций и их места в украшении крестьянского дома и народного костюма.
Выполнять композицию «На деревенской улице праздник», работая в одной из творческих групп по изготовлению праздничного женского головного убора, основной части народного женского костюма, силуэтов фасада крестьянских домов, оконных наличников или кукол в народных костюмах. Выражать в творческой работе свои художественно-эстетические знания и художественные умения и навыки в рисунке, аппликации, бумагопластике, лоскутной технике.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
24
13
Народная расписная картинка-лубок. Декоративная композиция: цвет, линия, штрих. Эскиз композиции лубка
Восприятие народных лубочных картинок, их разнообразной тематики (песенное искусство, былинные и исторические события, отдельные батальные эпизоды и сцены из жизни разных сословий, причуды моды и чудеса техники).
Основные содержательные линии. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России). Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.
Диалог об искусстве. Злободневность тем лубка (от забавной картинки до мудрого осмысления явлений повседневной жизни). Графические и колористические особенности лубочных картинок.
Работа по художественно-дидактической таблице «Графическое решение природы (земли, травы, цветов, деревьев)».
Творческое задание с использованием графических приёмов чёрного контура, штрихов и цветовой гаммы лубочной картинки.
Материалы: чёрная шариковая ручка и тонкие фломастеры, кисть, акварель, бумага.
Советы мастера.
Подведение итогов
1
Рассматривать, анализировать народные лубочные картинки для получения представления о разнообразии сюжетов, тем, образов, отражающих самые разныестороны жизни людей, и объяснять их.
Объяснять смысл понятия лубок.
Объяснять, чем лубочная картинка отличается от известных графических произведений, что её роднит с другими видами народного искусства.
Участвовать в обсуждении специфики искусства русского лубка, графического решения природы (земли, травы, деревьев, животных), человека, элементов одежды в лубочных картинках.
Работать по художественно-дидактической таблице. Выполнять упражнение на выразительность лубочной линии и штриха.
Выполнять поисковый эскиз композиции лубка, выбрав для сюжета декоративной композиции пословицу, поговорку или слова народной песни. Выражать в творческой работе своё отношение к сюжету средствами художественного образного языка народного декоративно-прикладного искусства.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
25
14
Народная расписная картинка-лубок. Декоративная композиция: цвет, линия, штрих. Композиция лубка карандашом.
Восприятие однофигурных, двухфигурных и многофигурных композиций народных лубочных картинок.
Основные содержательные линии. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.
Диалог об искусстве. Народные лубочные картинки как своеобразные портреты одного, двух героев в композиции. Композиционные, графические, декоративные и колористические особенности народного лубка. Главные из них - чёткий графический рисунок, который часто держится на чёрном контуре с множеством разнообразных штрихов, передача пространства, размер и место текста.
Творческое задание с использованием графических приёмов чёрного контура, штрихов и цветовой гаммы лубочной картинки.
Материалы: графические.
Советы мастера. Подведение итогов
1
Рассматривать народную картинку как иносказательный .часто насмешливый рассказ о людских пороках, когда народные мастера «прятали» своих героев в образы животных, шутов. Былинно-сказочных или песенных героев.
Высказывать своё мнение о понравившемся сюжете и отношении к нему, подобрать текст к сюжету. Объяснять смысл понятий лубок, лубочная картина, народная картина.
Восхитись созидательными силами природы и человека (9 ч)
26
1
Вода - живительная стихия. Проект экологического плаката: композиция, линия, пятно. Эскиз плаката на тему «Вода - жизнь».
Восприятие произведений живописцев XIX-XX вв. И. Айвазовского, П. Петровичева, Е. Востокова, графиков Т. Лящука, К. Пюсса, народного мастера В. Денисова из Холуя.
Основные содержательные линии. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различие. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Искусство вокруг нас сегодня. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.
Диалог об искусстве. Природная стихия - вода, раскрытие её роли в жизни человека и места в искусстве. Виды и язык плакатного искусства, особенности его графического, цветового и композиционного решения. Творческое задание с использованием средств художественной выразительности (линии, цветные пятна).
Материалы (по выбору).
Советы мастера.
Подведение итогов
1
Рассматривать произведения живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, в которых отображена живительная сила природной стихии - воды. Рассказывать о своих наблюдениях за водой в родных местах, о необходимости бережного отношения к воде.
Сравнивать произведения художников-пейзажистов и плакатистов, находить общее и различное в изображении природной стихии, в передаче цвета, света формы, объёма предметов. Называть художественные средства выразительности в плакате.
Участвовать в обсуждении особенностей искусства плаката, его видов и языка, находить подтверждение этому в произведениях искусства.
Подготовить материалы (вырезки из журналов, связанные с темой изображения, цветную бумагу, слова- заготовки) для выполнения на следующем уроке плаката в технике коллажа. Выполнять кистью, гуашью поисковые эскизы плаката на тему «Вода - жизнь», намечая яркими пятнами места размещения текста и общие очертания изобразительных элементов.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
27
2
Повернись к мирозданию. Проект экологического плаката в технике коллажа. Проект плаката на тему «Вода - жизнь» в технике коллажа.
Восприятие произведений отечественных художников-плакатистов Г. Серебрякова, Н. Чарухина, В. Говоркова.
Основные содержательные линии. Искусство вокруг нас. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.
Диалог об искусстве. Средства художественной выразительности плаката (лаконичность, ограниченность цвета, условность и простота изобразительных элементов, чёткость и хорошая читаемость текста, декоративность). Творческое задание с использованием подготовленных материалов.
Материалы: цветная бумага, вырезки из журналов, газет, фотографии, маркер, фломастер.
Советы мастера.
Подведение итогов
1
Рассматривать разные варианты композиций плакатов, размещение, содержание призывов, величину текста и анализировать их. Высказывать свои впечатления, чувства, которые вызвали произведения художников-плакатистов .
Объяснять смысл понятий экологический плакат, коллаж.
Участвовать в обсуждении поисковых эскизов для выполнения их в технике коллажа, того, как можно использовать технику коллажа для создания проекта плаката. Создать проект плаката на тему «Вода - жизнь» в технике коллажа на основе предварительных эскизов, выполненных на прошлом уроке. Выражать в творческой работе своё отношение к природе средствами художественного образного языка плаката.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
28,29
3-4
Русский мотив. Пейзаж: композиция, колорит, цветовая гамма, пространство. Композиция «Русский мотив»
Восприятие произведений русских художников-пейзажистов XIX-XX вв. А. Саврасова, Б. Домашникова, П. Фомина и народного мастера Т. Милюшина из Холуя, их колорит в передаче примет весны.
Основные содержательные линии. Пейзажи родной природы. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия.
Диалог об искусстве. Средства выразительности в передаче художниками весеннего состояния природы, характерного для среднерусской полосы и северных регионов России, в произведениях изобразительного искусства. Разнообразные средства выразительности в создании образа весенней природы (колористическая гамма, состояние освещённости, уровень линии горизонта).
Работа по художественно-дидактическим таблицам «Композиционные схемы пейзажей», «Цветовая гамма произведений вернисажа» . Творческое задание с использованием известных живописных средств художественной выразительности (композиция, колорит, цветовая гамма, освещение) и подготовительных материалов предыдущих уроков.
Материалы: кисть, акварель, гуашь, бумага.
Советы мастера.
Подведение итогов
2
Рассматривать произведения изобразительного искусства, в которых созданы образы русской весенней природы России разных географических широт. Рассказывать о своих наблюдениях и впечатлениях от восприятия произведений искусства и красоты весенней природы в родных местах, об их цветовой гамме. Называть оттенки цвета, которые используют живописцы в изображении лесных далей, и объяснять, как можно добиться нежных оттенков цвета в работе акварелью, гуашью.
Участвовать в обсуждении того, какие моменты весенней природы заинтересовали художников, чем они любуются и восхищаются, находить общее и различное в передаче радостного обновления всего живого, природы, человека, сравнивать средства художественной выразительности в передаче особых примет весенней природы в разные периоды.
Работать по художественно-дидактической таблице. Обращать внимание на приёмы
заполнения пространства и передачи воздушной среды, находить различия в построении композиционных схем, определять, что меняется в изображении неба, моря при изменении уровня горизонта. Определять, на каких палитрах представлена цветовая гамма произведений вернисажа. Экспериментировать с художественными материалами в передаче определённого весеннего состояния.
Выполнять по памяти или по наблюдению эскиз композиции весеннего пейзажа. Выполнять композицию «Русский мотив», выбрав художественные материалы для создания максимальной выразительности замысла.
30
5
Всенародный праздник - День Победы. Патриотическая тема в искусстве: образы защитников Отечества. Эскиз памятной плакетки «Слава воину- победителю», эскиз памятника посвящённого Победе в Великой Отечественной войне.
Восприятие произведений живописца П. Корина и скульптора А. Бичукова, которые передают настроение праздника Победы в Великой Отечественной войне 1941- 1945 гг.
Основные содержательные линии. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества. Основные темы скульптуры. Выразительность объёмных композиций. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, объём, ритм.
Диалог об искусстве. Эстафета поколений и историческая перспектива подвига нашего народа в Великой Отечественной войне 1941 -1945 гг. и памяти о нём.
Творческое задание с использованием известных средств выразительности и художественных материалов.
Материалы (по выбору).
Советы мастера.
Подведение итогов
1
Рассматривать произведения живописцев, скульпторов, соотносить их с произведениями литературы о героях Великой Отечественной войны 1941 -1945 гг. и о Дне Победы. Называть произведения искусства, посвящённые защите Отечества, из курса 1-3 классов. Высказывать своё мнение о средствах выразительности, которыми художники и скульпторы раскрывают в произведениях эстафету поколений и историческую перспективу подвига народа и памяти о нём. Объяснять смысл понятия монументальное искусство.
Участвовать в обсуждении произведений искусства, посвящённых историческим событиям Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., подвигу народа.
Выполнить эскиз памятной плакетки «Слава воину- победителю». Выполнять эскиз памятника, посвящённого Победе в Великой Отечественной войне. Выражать в творческой работе своё отношение к всенародному празднику, ощущение радости и торжества.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
31
6
«Медаль за бой, за труд из одного металла льют». Медальерное искусство: образы-символы. Памятная плакетка «Слава воину- победителю»
Восприятие изображений орденов и медалей для награждения за заслуги в защите социалистического Отечества и другие военные заслуги в период Великой Отечественной войны 1941 -1945 гг.
Основные содержательные линии. Основные темы скульптуры. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, объём, ритм.
Диалог об искусстве. Медальерное искусство. Особенности лаконичного решения орденов и медалей, применение символов, эмблем и аллегорий.
Творческое задание с использованием известных средств художественной выразительности и приёмов работы с пластилином.
Материалы: пластилин.
Советы мастера.
Подведение итогов
1
Рассматривать ордена и медали, которыми отмечены подвиги народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг. Рассказывать, как каждое изображение связано со значением медали.
Объяснять смысл понятий медаль, орден, медальерное искусство. Участвовать в обсуждении того, что изображено на медалях городов-героев «За оборону Ленинграда», «За оборону Москвы», «За оборону Севастополя», «За оборону Сталинграда».
Выполнять памятную плакетку «Слава воину-победителю» согласно эскизу. Выражать в творческой работе своё отношение к наградам за защиту Отечества известными художественными приёмами и средствами выразительности.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
32-33
Орнаментальный образ в веках. Орнамент народов мира: региональное разнообразие и национальные особенности.
Восприятие произведений народных мастеров и художников декоративно-прикладного искусства разных стран.
Основные содержательные линии. Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира (Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно прикладного искусства народов России). Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.
Диалог об искусстве. Особенности орнаментов народов России и мира. Орнамент как неизменный участник повседневной жизни человека. Выразительные средства орнаментальной композиции (ритм, симметрия, цвет, фактура).
Творческое задание на подбор орнаментов бытовых предметов, костюмов, интерьеров разных стран мира.
Материалы: иллюстрации из журналов, фотографии, ресурсы Интернета.
Подведение итогов.
Страница для любознательных. Сокровища России: музеи Москвы и Санкт-Петербурга.
Задания поискового и творческого характера
Страница для любознательных. Искусство стран Западной Европы. Проверь себя.
Задания контрольного, творческого и поискового характера
1
Рассматривать произведения мастеров народного и декоративно-прикладного искусства разных регионов России, стран Запада и Востока. Различать орнаменты известных регионов России. Рассказывать о значении знаков-символов в декоративном убранстве одежды и жилища русского человека.
Находить отличия в орнаментах России, Италии, Франции, Турции и др.
Приводить примеры соответствия орнамента форме, материалу и назначению изделий.
Участвовать в обсуждении художественных закономерностей орнаментального образа в использовании различных выразительных средств разными народами мира.
Готовить презентацию орнаментальных композиций на предметах, созданных в традициях народного искусства в разных странах мира. Выражать в творческой работе своё отношение к красоте орнамента.
Оценивать результаты творческой работы в соответствии с поставленной задачей.
Выполнять задания творческого и поискового характера
Выполнять задания контрольного, творческого и поискового характера
34
КОНТРОЛЬНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ за курс 4 класса