7


  • Учителю
  • Конспект занятия внеурочной деятельности 'Словесные забавы' по теме 'Как рубашка в поле выросла' (2 класс)

Конспект занятия внеурочной деятельности 'Словесные забавы' по теме 'Как рубашка в поле выросла' (2 класс)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Как рубашка в поле выросла - Из чего сделана одежда


Здравствуйте дорогие ребята! Мы продолжаем наше путешествие по традициям и обычаям, истории русской культуры. И сегодня мы с вами поговорим о … растении, которое наши предки выращивали на протяжении всей своей истории, и растение это называется лён.

Это замечательное растение выращивают с незапамятных времен. Растить его долго и трудно, и порой, чтобы одеть новую рубаху или сарафан, потребовался бы целый год - от посева семян весной, до готового изделия поздней осенью или зимой.

Из льна делают не только ткань, но и мешковину, веревки, канаты, паруса, рыболовные сети, а из семян - полезное льняное масло. Лён до сих пор считается целебным растением. Из льняного полотна шили постели, в льняное полотно пеленали младенцев, льняную одежду носили все от мала до велика, и даже раны и ссадины заживали быстрее, если их обвязать полоской льняного полотна. Кроме того встречается поверье, что если зашить в одежду семена льна, то это защитит его от сглаза.

Что такое лен, вы теперь знаете - растение, как и хлопок. Оно растет не на юге, а на севере, в умеренном климате. Лён не так капризен как хлопок. Ему не надо много солнца. И ему не нужен частый полив.

Ну а как же растили лен?

Сызмальства дети на Руси приучались к труду и помощи взрослым, и даже самые маленькие из них точно знали, как вырастить лен. Как, - удивитесь вы? А очень просто. Есть такие русские народные песни, под одну из которых водили хороводы, она называется «Лен, Ленок». Наводившись хороводы, детишки все запоминали. И так им было еще интереснее помогать своей семье и при выращивании льна.

Русская народная хороводная песня весеннего обрядового цикла «А мы сеяли, сеяли ленок»

Уж мы сеяли, сеяли лён,

а мы, сея, приговаривали,

(..чеботами приколачивали

Ты удайся, удайся, ленок,

ты удайся, мой белый куж(а)лёк,


Припев. Лён мой, лён, белый лён,

Справа на горе, слева на крутой, лён мой зеляной …)


А мы пололи, пололи лён,

Мы пололи, приговаривали, и повтор. (…)


Вот мы рвали, рвали лён,

а мы рвали, приговаривали, и повтор. (…)


А мы стлали, стлали лён,

а мы стлали, приговаривали, и повтор. (…)


А мы мочили, мочили лён,

а мы мочили, приговаривали, и повтор. (…)


Мы сушили, сушили лён,

а мы сушили, приговаривали, и повтор. (…)


А мы мяли, мяли лён,

а мы мяли, приговаривали, и повтор. (…)


А мы трепали, трепали лён,

а мы трепали, приговаривали, и повтор. (…)


А мы чесали, чесали лён,

а мы чесали, приговаривали, и повтор. (…)


А мы пряли, пряли лён,

а мы пряли, приговаривали, и повтор. (…)


А мы ткали, ткали лён,

а мы ткали, приговаривали, и повтор. (…)


А мы шили, мы шили ленок.

А мы шили, приговаривали,

Чеботами приколачивали.

Вот удался, удался, ленок!

Вот удался мой белый кужалёк.


Припев.


(Кратко) - Поле надо было освободить, осенью вырубали деревья, а весной жгли лес. Работали все вместе, пахали, бороновали и сеяли. Приходилось пропалывать в жаркую погоду. Чтобы получить ткани очень хорошего качества, белый и мягкий, лен собирали еще зеленым, ну а если в хозяйстве требовались мешки, веревки и другая грубая материя, оставляли лежать до осени. Затем стебли перебирали, молотили, трепали, причесывали, вымачивали, сушили и уже только тогда пряли на прялке нити. Далее на ткацком станке ткали полотно, после этого кроили, шили и вышивали.

А из коротких льняных волокон, которые для пряжи не пригодились, сделают паклю. Для чего нужна пакля? Ей конопатят - затыкают щели. Из остатков стеблей льна, которую называют «костра» сделают топливо и бумагу. Кстати, именно от названия «костра» происходит название месяца «октябрь» в некоторых языках (например, белорусском или литовском), ведь октябрь - это время обработки прядильных растений. В белорусском языке этот месяц называют «кастрычник». Вот какой длинный путь проделывает лён от поля до магазина, в котором мы покупаем красивые льняные вещи. Поэтому и говорят, что рубашка в поле выросла!

В одной из школ Каргопольского района Архангельской области дети и учителя восстановили полностью весь цикл выращивания льна. Вы можете сами найти и посмотреть - телепередачу «Ремесло».

А в одном из детских садов воспитатель с детьми решили узнать на своем опыте, как растет лен и как из него рубашка получается. Об их исследовательском проекте Вы сможете узнать из этого видео. К сожалению, автор видео не указал ни номера детского сада, ни города, ни фамилии, имени и отчества воспитателя.

К. Д. Ушинский «Как рубашка в поле выросла» (текст из книги «Родное слово»)

Видела Таня, как отец её горстями разбрасывал по полю маленькие блестящие зёрна, и спрашивает «Что ты, тятя, делаешь» - «А вот сею ленок, дочка вырастет рубашка тебе и Васютке».

Задумалась Таня никогда она не видала, чтобы рубашки в поле росли.

Недели через две покрылась полоска зелёною шелковистою травкой, и подумала Таня «Хорошо, если бы у меня была такая рубашечка!» Раза два мать и сестры Тани приходили полоску полоть и всякий раз говорили девочке «Славная у тебя рубашечка будет!»

Прошло ещё несколько недель травка на полоске поднялась, и на ней показались голубые цветочки. «У братца Васи такие глазки,- подумала Таня,- но рубашечек таких я ни на ком не видала».

Когда цветочки опали, то на месте их показались зелёные головки. Когда головки забурели и подсохли, мать и сестры Тани повыдёргивали весь лён с корнем, навязали снопиков и поставили их на поле просохнуть.

Когда лён просох, то стали у него головки отрезывать; а потом потопили в речке безголовые пучки и ещё камнем сверху навалили, чтобы не всплыл. Печально смотрела Таня, как её рубашечку топят; а сестры тут ей опять сказали «Славная у тебя, Таня, рубашечка будет!»

Недели через две вынули лён из речки, просушили и стали колотить сначала доской на гумне, потом трепалом на дворе, так что от бедного льна летела кострика во все стороны.

Вытрепавши, стали лён чесать железным гребнем, пока он сделался мягким и шелковистым. «Славная у тебя рубашечка будет!» - опять сказали Тане сестры. Но Таня подумала «Где же тут рубашечка Это похоже на волоски Васи, а не на рубашку».

Настали длинные зимние вечера. Сестры Тани надели лён на гребни и стали из него нитки прясть. «Это нитки! - думает Таня.- А где же рубашечка»

Прошли зима, весна и лето, настала осень. Отец установил в избе кросна, натянул на них основу и начал ткать. Забегал проворно челночок между нитками, и тут уже Таня сама увидала, как из ниток выходит холст.

Когда холст был готов, стали его на морозе морозить, по снегу расстилать; а весной расстилали его по траве на солнышке и взбрызгивали водой. Сделался холст из серого белым, как кипень.

Настала опять зима. Накроила из холста мать рубашек; принялись сестры рубашки шить и к Рождеству надели на Таню и Васю новые, белые как снег рубашечки.


Спросите детей, почему про лён так говорят:

Лён любит поклон.

Лён ручки любит.

Посеешь лён - пожнёшь золото.

Удастся лён - так шёлк. А не удастся лён - так зубами щёлк.

Чем лён дольше (т.е. длиннее) - тем доход больше.

Много льна - денег закрома.

Кто в лён одет - доживёт до ста лет.

Лён вымотает - лён и озолотит.

Мни лён доле, волокна буде боле.

Загадки про лён.


Почему так говорится о льне в загадке как он « в сыру землю ушел», какую «синюю шапку нашел»

Мал малышок, в сыру землю зашёл, синю шапку нашёл.

Били меня, колотили меня, во все чины произвели, на престол с царем посадили.


Вся славянская одежда обязательно покрывалась магическим охранительным узором: и ворот, и рукава, и подол, и пояс. Причем даже ткань сама по себе была непроницаемой для злых сил, поскольку ее изготавливали с помощью предметов, тоже «украшенных» магическим орнаментом (например, прялка и ткацкий станок). Обереги - это экспериментально, в течение многих веков подобранные магические предметы, изучив которые наши предки пришли к выводу, что они могут охранять, оберегать нас от недружелюбных сил. Обереги бывают разные. Это украшения на окнах, ставнях, наличниках, над крыльцом и крышей, над воротами дома, бусы, браслеты, обережные вышивки на одежде, узоры которых являются стилизованными символами древних богов или покровителей рода - самые сильные из оберегов, т.к. ближе всего находились к телу человека.

Вышивка - едва ли не самое развитое искусство среди многих видов народного творчества. Шитьём занимались повсюду. Оно не требовало специальных приспособлений, а холст, нитки и игла были в каждом доме. Издавна женщины всех народов с большим увлечением и мастерством украшали одежду и быт различной вышивкой, создавая ценные образцы прикладного искусства, которые не только украшали, но и оберегали от злых духов. Обереги делились на Мужские, Детские и Женские.

Женские обереги - особо сильные, так как именно женщинам как продолжательницам рода требовалась самая мощная защита. Следом - дети, им одежду шили из одежды их родителей не только и столько потому, что не из чего, а потому что у взрослых родителей уже полностью сформировалась собственная энергетическая защита, и одевая родительскую одежду, дети находились полностью под защитой своего Рода. Затем Мужские обереги. Жены вышивали их одежду специальными орнаментами и нитями специальных цветов, и с любовью сделанная одежда хранила их лучше всякого щита в боях, от укусов зверей и насекомых на охоте в лесу, от ожогов и пр.

Солнце.Знак Солнца в оберегах приносил удачу своему хозяину, передавал ему часть солнечной энергии, отпугивал любое зло и неприятности. Птица.Фигурка птицы символизировала семейный очаг и способствовала спокойствию и счастью дома. Оберегала семейство. По сей день это один из распространенных предметов народного творчества - деревянная птица с развернутыми крыльями.

Крест.Крест символизировал четыре стороны света. Появился задолго до христианства. Символизировал защиту со всех четырех сторон, иногда Божественную силу, стекающуюся к человеку. В сочетании с растительным орнаментом мог означать плодородие. Христианское мистическое восприятие креста лишь укрепило славянскую веру в его мистические свойства.




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал