7


  • Учителю
  • Рабочая программа по внеурочной деятельности 'Шахматы' 3 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности 'Шахматы' 3 класс

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

.



































1. Пояснительная записка.

Согласно Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса. В начальной школе происходят радикальные изменения, связанные с приоритетом целей обучения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную значимость - это один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством.

Поэтому актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей.

Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья учащихся являются:

  • Закон Российской Федерации "Об образовании";

  • Федеральный государственный образовательный стандарт;

  • СанПиН, 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса" (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;

  • Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения",

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 "О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования" в части сохранения и укрепления здоровья школьников.

  • О недопустимости перегрузок учащихся в школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);

  • Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования (2009 г.).

1.1. Цель и задачи обучения, воспитания и развития детей по общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности.

Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Шахматы в школе" носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующей цели: создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Целью реализации программы является обеспечение планируемых результатов по достижению учащимися целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Цель конкретизирована следующими задачами:

  • создание условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);

  • формирование универсальных способов мыследеятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции).

  • воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

Выстраивая предполагаемый образ выпускника, мы исходим из того, что он представляет собой динамическую систему, которая постоянно изменяется, самосовершенствуется, наполняясь новым содержанием.

1.2. Особенности реализации программы внеурочной деятельности: количество часов и место проведения занятий.

Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Шахматы в школе" предназначена для обучающихся 3 классов. Принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т.е. 30 минут.

Основные формы и средства обучения:

  1. Практическая игра.

  2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.

  3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения;

  4. Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.

  5. Участие в турнирах и соревнованиях.

Подобная реализация программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Шахматы в школе" соответствует возрастным особенностям учащихся, способствует формированию личной культуры здоровья учащихся через организацию здоровьесберегающих практик.

2. Содержание программы.

I. Шахматная партия. Три стадии шахматной партии.

Шахматная партия. Три стадии шахматной партии (дебют, миттельшпиль, эндшпиль). Двух- и трехходовые партии.

II. Основы дебюта.

Правила и законы дебюта. Дебютные ошибки. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов партии. Детский мат и защита от него. Игра против "повторюшки-хрюшки". Связка в дебюте. Коротко о дебютах.

Принципы игры в дебюте:

  1. Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Наказание "пешкоедов".

  2. Борьба за центр.

  3. Безопасная позиция короля. Значение рокировки.

  4. Гармоничное пешечное расположение. Разумная игра пешками.
    Классификация дебютов.

III. Основы миттельшпиля.

Самые общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии. Понятие о тактике. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах.

Понятие о стратегии. Пути реализации материального перевеса.

IV. Основы эндшпиля.

Элементарные окончания. Ферзь против слона, коня, ладьи (простые случаи), ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя). Ладья против ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи), слона (простые случаи), коня (простые случаи). Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило "квадрата". Пешка проходит в ферзи при помощи своего короля. Оппозиция. Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй горизонтали. Ключевые поля. Удивительные ничейные положения (два коня против короля, слон и пешка против короля, конь и пешка против короля). Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.

3. Планируемые результаты изучения учебного курса.

К концу третьего года обучения дети должны знать:

  • принципы игры в дебюте;

  • основные тактические приемы;

  • термины дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.

К концу третьего года обучения дети должны уметь:

  • грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;

  • находить несложные тактические приемы;

  • точно разыгрывать простейшие окончания.

3.1.Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности.

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:

  • личностные результаты - готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

  • метапредметные результаты - освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

  • предметные результаты - освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Шахматы" является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "шахматы" - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

- Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно.

  • Проговаривать последовательность действий.

  • Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность.

  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • Учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности на занятии.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

- Познавательные УУД:

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.

- Коммуникативные УУД:

  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.

  • Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.

  • Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре.

  • Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).

3. 2.Формы учета знаний и умений, система контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности

Педагогический контроль включает в себя педагогические методики. Комплекс методик направлен на определение уровня усвоения программного материала, степень сформированности умений осваивать новые виды деятельности, развитие коммуникативных способностей, рост личностного и социального развития ребёнка.

Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём протяжении ее реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого ребенка его индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс.

Контроль используется для оценки степени достижения цели и решения поставленных задач. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений. Контрольные испытания проводятся в торжественной соревновательной обстановке.

Виды контроля:

  • текущий контроль (оценка усвоения изучаемого материала) осуществляется педагогом в форме наблюдения;

  • промежуточный контроль проводится один раз в полугодие в форме итоговая аттестация, проводится в конце каждого учебного года, в форме тестирования, выполнение тестовых упражнений по определению уровня освоенных навыков, а также письменный опрос для определения объема освоенных теоретических знаний.

3.3.Оценивание результатов:

По итогам тестирования каждому учащемуся выставляется отметка (в форме значка):

треугольник- удовлетворительно,
цветочек- хорошо,
звездочка - отлично.

Итоговая оценка выводится как средний балл из суммы оценок.

4.Тематическое планирование 3 класс.

тема

Кол-во часов

1

Шахматная партия. Три стадии шахматной партии.

3

2

Основы дебюта.

9

3

Основы миттельшпиля.

10

4

Основы эндшпиля.

12


Всего




5.Календарно- тематическое планирование

Тема занятия

Дата

3 «А»

3 «Б»

3 «В»

1.

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА

01.09

03.09

03.09

2.

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА

08.09

10.09

10.09

3.

Игровая практика.

15.09

17.09

17.09

4.

Практика матования одинокого короля

22.09

24.09

24.09

5.

ОСНОВЫ ДЕБЮТА. Двух- и трехходовые партии

29.09

01.10

01.10

6.

Решение задания "Мат в 1 ход". Игровая практика

06.10

08.10

08.10

7.

ОСНОВЫ ДЕБЮТА. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя.

13.10

15.10

15.10

8.

Решение заданий "Поймай ладью", "Поймай ферзя".

20.10

22.10

22.10

9.

ОСНОВЫ ДЕБЮТА. Игра "на мат" с первых ходов партии. Детский мат. Защита.

27.10

29.10

29.10

10.

Решение заданий. Игровая практика.

10.11

12.11

12.11

11.

ОСНОВЫ ДЕБЮТА. Вариации на тему детского мата. Другие угрозы быстрого мата в дебюте.

17.11

19.11

19.11

12.

Решение заданий. Игровая практика.

24.11

26.11

26.11

13.

ОСНОВЫ ДЕБЮТА. "Повторюшка-хрюшка" (черные копируют ходы белых). Наказание "повторюшек".

01.12

03.12

03.12

14.

Решение заданий. Игровая практика.


08.12

10.12

10.12

15.

ОСНОВЫ ДЕБЮТА. Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур.

15.12

17.12

17.12

16.

Решение задания "Выведи фигуру". Игровая практика.


22.12

24.12

24.12

17.

ОСНОВЫ ДЕБЮТА. Наказание за несоблюдение принципа быстрейшего развития фигур. "Пешкоедство".

12.01

14.01

14.01

18.

Решение заданий. Игровая практика.


19.01

21.01

21.01

19.

ОСНОВЫ ДЕБЮТА. Принципы игры в дебюте. Борьба за центр.

26.01

28.01

28.01

20.

Решение заданий. Игровая практика.

02.02

04.02

04.02

21.

ОСНОВЫ ДЕБЮТА. Принципы игры в дебюте. Безопасное положение короля. Рокировка.

09.02

11.02

11.02

22.

Решение заданий. Игровая практика.


16.02

18.02

18.02

23.

ОСНОВЫ ДЕБЮТА. Принципы игры в дебюте. Гармоничное пешечное расположение.

01.03

25.02

25.02

24.

Решение заданий. Игровая практика.

15.03

03.03

03.03

25.

ОСНОВЫ ДЕБЮТА. Связка в дебюте. Полная и неполная связка. Дидактические задания "Выиграй фигуру",

29.03

10.03

10.03

26.

Решение заданий. Игровая практика.


05.04

17.03

17.03

27.

ОСНОВЫ ДЕБЮТА. Очень коротко о дебютах. Открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты.


12.04

31.03

31.03

28.

Игровая практика.


19.04

07.03

07.04

29.

ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ. Самые общие рекомендации о том, как играть в миттельшпиле.

26.04

14.03

14.04

30.

Игровая практика.


03.05

21.03

21.04

31.

ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Дидактическое задание "Выигрыш материала".


10.05

28.03

28.04

32.

Решение задания "Выигрыш материала". Игровая практика.


17.05

05.05

05.05

33.

ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ. Тактические приемы. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. Дидактическое задание "Выигрыш материала".



12.05

12.05

34.

Решение задания "Выигрыш материала". Игровая практика.



19.05

19.05

6. Учебно- методические средства.

На занятиях используются:

  • магнитная демонстрационная доска с магнитными фигурами;

  • комплекты шахматных фигур с досками .

Список литературы

  1. Авербах Ю. "Что нужно знать об эндшпиле". / М.: ФиС, 1979.

  2. Авербах Ю., Бейлин М. Путешествие в шахматное королевство. / М.: ФиС, 1972.

  3. Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. / М.: Просвещение, 1983.

  4. Голенищев В. Программа подготовки юных шахматистов 4 и 3 разрядов. / М.: Всероссийский шахматный клуб,1969.

  5. Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольников шахматной игре. / М.: ГЦОЛИФК, 1984.

  6. Гришин В. Малыши играют в шахматы. / М.: Просвещение, 1991.

  7. Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. / М.: Детская литература, 1980.

  8. Журавлев Н. Шаг за шагом. / М.: ФиС, 1986.

  9. Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. / Л.: Детская литература, 1985.

  10. Злотник Б., Кузьмина С. Курс-минимум по шахматам. / М.: ГЦОЛИФК, 1990.

  11. Иващенко С. Сборник шахматных комбинаций. / Киев: Радяньска школа,1986.

  12. Капабланка Х.Р. Учебник шахматной игры. / М.: ФиС, 1983.

  13. Князева В. Азбука шахматиста. / Ангрен, 1990.

  14. Князева В. Уроки шахмат. / Ташкент: 1992.

  15. Князева В. Уроки шахмат в общеобразовательной школе (методические рекомендации). / Ташкент: 1987.

  16. Костьев А. . Уроки шахмат. / М: ФиС, 1984.

  17. Костьев А. Учителю о шахматах. / М.: Просвещение, 1986.

  18. Ласкер Э. Учебник шахматной игры. / М.: ФиС, 1980.

  19. Майзелис И. Шахматы. / М.: Детгиз, 1960.

  20. Нимцович А. Моя система. / М: ФиС, 1984.

  21. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. / М.: Просвещение, 2002.

  22. Сухин И. Волшебные фигуры. / М.: Новая школа, 1994.

  23. Сухин И. Приключения в шахматной стране. / М.: Педагогика, 1991;

  24. Шахматы - школе. Сост. Б.Гершунский, А.Костьев. / М.: Педагогика, 1991;

  25. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны. / М.: Просвещение.1997.

  26. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу.

  27. Сухин И. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем. / М.: Просвещение.1999.

  28. Сухин И. Шахматы, второй год, или Учусь и учу.

  29. Сухин И. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры. / М.: Просвещение.1999.

  30. Сухин И. Шахматы, третий год, или Учусь и учу.

  31. Суэтин А. Как играть дебют. / М: ФиС, 1981.

  32. Хенкин Б. Последний шах. / М: ФиС, 1979.

  33. Шахматы как предмет обучения и вид соревновательной деятельности. / М.: ГЦОЛИФК, 1986.

  34. Шахматы. Энциклопедический словарь. / М: Советская энциклопедия, 1990.



Приложение 1.

Дидактические игры и игровые задания.

"Горизонталь". Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками и пешками).

"Вертикаль". То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.

"Диагональ". То же самое, но заполняется она из диагоналей шахматной доски.

"Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников пытается на ощупь определить, какая фигура спрятана.

"Угадай-ка". Педагог словесно описывает одну из фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.

"Секретная фигура". Все фигуры стоят на столе в ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры кроме секретной, которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: "Секрет".

"Угадай". Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети пытаются угадать, какая фигура загадана.

"Что общего?". Педагог берет две шахматные фигуры, и дети говорят, чем похожи друг на друга фигуры, чем отличаются (цвет, форма).

"Большая и маленькая". Педагог ставит на стол шесть разных фигур. Дети по одному выходят и называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Вскоре все фигуры расставлены по росту.

"Кто сильнее?". Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: "Какая фигура сильнее? На сколько очков?".

"Обе армии равны". Педагог ставит на столе от одной до пяти фигур и просит ребят расположить на своих досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.

"Мешочек". Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.

"Да или нет?". Педагог берет две шахматные фигуры, а дети отвечают, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.

"Не зевай!". Педагог говорит какую-либо фразу о начальном положении, например: "Ладья стоит в углу", и бросает кому-либо из учеников мяч; если утверждение верно, то мяч следует поймать.

"Игра на уничтожение"- важнейшая игра курса. Именно здесь все плюсы шахмат начинают "работать" на ученика - формируется внутренний план действий, аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры); выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

"Один в поле воин". Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).

"Лабиринт". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и не перепрыгивая их.

"Перехитри часовых". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.

"Сними часовых". Белая фигура должна побить все черные фигуры; избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы ни разу не оказаться под боем черных фигур.

"Кратчайший путь". За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.

"Захват контрольного поля". Игра фигурой против фигуры ведется не на уничтожение, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на поля, находящиеся под ударом фигуры противника.

"Защита контрольного поля". Эта игра подобна предыдущей , но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.

"Атака неприятельской фигуры". Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.

"Двойной удар". Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры, но так, чтобы не оказаться под боем.

"Взятие". Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее - побить незащищенную фигуру.

"Защита". Нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.

Примечание.Все дидактические игры и задания из этого раздела (даже такие на первый взгляд странные, как "Лабиринт" и т.п., где присутствуют "заколдованные" фигуры и "заминированные" поля) моделируют в доступном для детей виде те или иные ситуации, с которыми шахматисты сталкиваются в игре за шахматной доской. При этом все игры и задания являются занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу образного и логического мышления.

"Два хода". Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход педагога ученик отвечает двумя своими ходами подряд.

Приложение 2.

Дидактические задания.

"Мат в один ход"."Поставь мат в один ход нерокированному королю". "Поставь детский мат". Белые или черные начинают и дают мат в один ход.

"Поймай ладью". "Поймай ферзя". Надо найти такой ход, после которого рано введенная в игру фигура противника неизбежно теряется или проигрывается за более слабую фигуру.

"Защита от мата". Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход (в данном разделе в отличие от второго года обучения таких видов несколько).

"Выведи фигуру".Определяется, какую фигуру и на какое поле лучше развить.

"Поставь мат "повторюшке" в один ход". Требуется поставить мат в один ход противнику, который слепо копирует ваши ходы.

"Мат в два хода". В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода.

"Выигрыш материала". "Накажи пешкоеда". Надо провести маневр, позволяющий получить материальное преимущество.

"Можно ли побить пешку?". Требуется определить, не приведет ли выигрыш пешки к проигрышу материала или мату.

"Захвати центр". Надо найти ход, ведущий к захвату центра.

"Можно ли сделать рокировку?". Надо определить, не нарушат ли белые правила игры, если рокируют.

"Чем бить фигуру?". Надо выполнить взятие, позволяющее избежать сдвоения пешек.

"Сдвой противнику пешки". Требуется так побить фигуру противника, чтобы у него образовались сдвоенные пешки.

"Выигрыш материала". Надо провести тактический прием и остаться с лишним материалом.

"Мат в три хода". Здесь требуется пожертвовать материал и объявить красивый мат в три хода.

"Мат в два хода".Белые начинают и дают мат в два хода.

"Мат в три хода". Белые начинают и дают мат в три хода.

"Выигрыш фигуры". Белые проводят тактический маневр и выигрывают фигуру.

"Квадрат". Надо определить, удастся ли провести пешку в ферзи.

"Проведи пешку в ферзи". Требуется провести пешку в ферзи.

"Выигрыш или ничья?". Нужно определить, выиграно ли данное положение.

"Куда отступить королем?". Надо выяснить, на какое поле следует первым ходом отступить королем, чтобы добиться ничьей.

"Путь к ничьей". Точной игрой нужно добиться ничьей.

"Самый слабый пункт". Требуется провести анализ позиции и отыскать в лагере черных самый слабый пункт.

"Вижу цель!". Сделать анализ позиции и после оценки определить цель для белых.

"Объяви мат в два хода". Требуется пожертвовать материал и объявить мат в два хода.

"Сделай ничью". Требуется пожертвовать материал и достичь ничьей.

"Выигрыш материала". Надо провести тактический прием или комбинацию и достичь материального перевеса.





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал