7


  • Учителю
  • Курай- национальный инструмент башкирского народа

Курай- национальный инструмент башкирского народа

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Аннотация к уроку



Автор - Гараиева Нафиса Мазгутовна

Образовательное учреждение - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей г. Янаул РБ

Предмет - Культура Башкортостана

Класс - 2





Урок Культуры Башкортостана во 2 классе

"Курай - национальный музыкальный инструмент

башкирского народа"

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с кураем - башкирским музыкальным инструментом; продолжить работу над «Сказанием о курае».



Развивающие: содействовать формированию умений и навыков младших школьников: сознательно и бегло читать; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.



Воспитательные: воспитывать гордость за свой народ и любовь к родному краю, прививать интерес к башкирскому искусству.



Тип урока: комбинированный



Оборудование: компьютер, проектор, экран, электронный учебник по Культуре Башкортостана (автор-составитель Хусаинова Р.Х), учебник "Живые родники" 1-2 класс (авт. Идельбаев М. Х. )



Ход урока



Громко прозвенел звонок -

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Учащиеся приветствуют учителя

II. Введение в тему урока.

1. Игра "Буквы рассыпались".

(На экран проецируются буквы К Р А Й У. Учащимся предлагается составить всевозможные слова

с этими буквами.)

- Какое слово самое короткое?

- Какое слово самое длинное?

- Что вы знаете о курае?

- Сегодня мы с вами на уроке будем говорить о курае, послушаем мелодию курая, дочитаем третью часть "Сказания о курае".





(РАЙ, КРАЙ, КУРАЙ)







Рай

Курай

(Ответы детей)

III. Проверка домашнего задания.

Беседа по первой и второй части "Сказания о курае". (Учитель задает вопросы по учебнику «Живые родники»)

- Назовите героев "Сказания о курае"

- Почему люди так сильно боялись хана?







- Что случилось с сыновьями стариков, живших "за семью лесами"?

- Чем мать снабдила младшего сына в дорогу?



- Как егет прощался с родными краями? Найдите в тексте эти строки и прочитайте.













- Как он добрался до ханского дворца?











- Что егет увидел на макушке хана?







- Что стал делать егет после того, как обрил голову хана?

- Почему хан не смог убить бедного егета?



- Куда он отправил его?







- Расскажите, как жил егет в непролазной чаще леса?













(Учащиеся ищут ответы в тексте «Сказания о курае», части I - II)





Хан, старик, старуха, егет.



У хана была странная привычка - брить голову. Он каждую неделю приглашал молодого человека. После бритья головы хан повелевал снести голову егету.

Двое сыновей также ушли брить голову хану и не вернулись домой.



Мать замесила муку из лебеды на своём грудном молоке и испекла из того теста лепёшку.

Поднявшись на вершину Ирендыка, он в последний раз оглянулся назад, чтобы посмотреть на те места, где родился и вырос, и душа его сжалась от волнения и печали. Глядел он на холодные прозрачные ручьи, на шумные леса, на тихую гряду Ирендыка, и сам не заметил, как запел полным голосом.



Преодолев высокие горы, пройдя сквозь густые леса, перейдя в брод глубокие реки, он добрался до дворца хана.









На макушке хана возвышался козлиный рог.







Егет был очень голоден. Он достал лепёшку из котомки и начал есть.

Потому что теперь хан и егет стали молочными братьями. И поэтому хан не имел права проливать его кровь.

Ханские слуги связали егета по рукам и ногам, завязали чёрной тряпкой его глаза, взвалили на лошадь и отвезли в непролазную чащу леса.

Егет питался разными травами, ягодами, смастерил себе лук со стрелами, охотился на дичь. Из шкур зверей он сшил себе шубу. Он сильно тосковал по отчему дому. Иногда в отчаянии он кричал на весь лес: "У хана есть рог!" Но так он и не находил обратную дорогу домой.



IV. Открытие новых знаний.

1. Чтение 3 части "Сказания о курае" (С.111 учебника, читает учитель)

- Мы продолжим чтение "Сказание о курае". Открываем 111 страницу учебника.

2. Словарная работа (на экран проецируются слова с толкованием их семантики).

3. Беседа по содержанию третьей части.

- Понравилось ли вам сказание и чем?

- Найдите в тексте и прочитайте, как егет встретился с кураем.



- Почему душа егета обрела спокойствие?







- Как он оказался в родных местах?





- Как поступил народ со злым ханом?





Ученики следят по тексту.









Яйляу - летняя стоянка башкир.

Этлек - съедобный корень.



Чтение по абзацам учащимися.





Ответы учащихся.



Выполнение задания.





Егет научился играть, дуя в стебель курая, сочинял напевы. Ему казалось, что развеялась та ханская тайна, и душа егета обрела спокойствие.



Играя на курае, егет и сам и не заметил, как оказался в родных местах. Курай привёл его туда.



Люди пошли к дворцу хана. Отец егета держал хана за рог, остальные били злодея до смерти.

V. Физкультминутка.

VI. Продолжение работы над новым материалом.

1. Рассказ учителя о курае. (На экране демонстрируется рисунок растения «курай» - реброплодника уральского).

- Ребята, кураю более 1000 лет. Это можно доказать тем, что испокон веков исполняемая только на курае мелодия "Сыңрау торна" - "Звенящие журавли", имеет более тысячелетнюю историю. Курай в основном изготавливается из тростника, растущего на Южном Урале.

На курае исполняют плясовые наигрыши, марши, народные протяжные мелодии. Сейчас мы с вами услышим, как звучит этот чудесный национальный инструмент.

- Какие чувства вызвала мелодия курая?

2.Постановка проблемного вопроса - как же растение превращается в музыкальный инструмент?























Просмотр видеофильма о процессе изготовления курая (электронный учебник, раздел 2, «Башкирская инструментальная музыка. Курай»).

3. Беседа по просмотренному фильму.

- Что интересного узнали из видеофильма?

4. Знакомство с именами исполнителей, прославивших курай (проецирование имен исполнителей на экране сопровождается рассказом подготовленных детей - вожатых класса под звучащую мелодию курая («Вороненок» из электронного учебника).









































































5. Работа с геральдикой Республики Башкортостан.

(Проекция на экран рисунка символического курая - соцветия).







- Ребята, где вы видели такой курай?























- Что означают 7 лепестков курая?









Рассматривание рисунка, проецируемого на экран.



Курай- национальный инструмент башкирского народа



Прослушивание отрывков мелодий курая. (мелодии башкирских плясовых, электронный учебник по КБ)







Ответы учащихся.



(Декламация стихотворения А.Игебаева «Курай» подготовленной ученицей).

Абдулхак Игебаев «Курай»

Когда я слушаю курай,

То радость льется через край.

Неприхотлив и невелик

Курая песенный родник.

Тростинку срежу я в лесу,

Домой с собою унесу.



И только дуну в свежий срез,-

Как зашумит уральский лес.

И зажурчит наверняка

В ней мелодичная река.

Держу курай… В родном краю

Я песни звонкие пою.

Учащиеся просматривают видеофильм.













Ответы детей.



  • Гата Сулейманов

  • Юмабай Исянбаев

  • Ишмурат Ильбаков

  • Карим Дияров

  • Ишмулла Дильмухаметов

1 ученик.

1925 год. Париж. Дни всемирной выставки декоративного искусства. На сцене ярчайшие народные музыканты СССР. Вот выходит на сцену артист в башкирском национальном костюме, а в руках держит стебель с корневищем из заранее приготовленного растения. В зрительном зале тишина, все наблюдают за странным зрелищем. Между тем артист на глазах у изумленной публики срезал у растения зонт и корневище, затем, измерив, проделал отверстия и заиграл. Словно завороженные слушали парижане протяжные напевы курая, а после зал разразился бурными аплодисментами. Так «шокировал» публику кураист Юмабай Исянбаев.

2 ученик.

Карим Дияров использовал своеобразный способ игры на курае. В народе он называется «грудной игрой» (горловым пением). При такой игре к мелодии, издаваемой кураем, присоединяется горловое пение самого кураиста. Эта особенность блестяще применялась Каримом Дияровым.

3 ученик.

В 1947 и 1953 годах кураист Гата Сулейманов был участником Первых и Четвертых Всемирных фестивалей молодежи и студентов. В составе советской делегации в 1953 году он ездил в Индию. Слушатели высоко оценили башкирский курай.













Курай- национальный инструмент башкирского народа





На флаге и гербе Республики Башкортостан.

(Ответ детей сопровождается проекцией на экране изображения герба и флага РБ)

Курай- национальный инструмент башкирского народа



Семь лепестков курая означает содружество семи племён башкирского народа, которые обращались к Ивану Грозному о принятии башкир в состав Русского Государства.

- Что нового узнали на уроке?

Ответы детей.

VIII. Оценивание за урок. Домашнее задание.

- 1. Прочитать 3 часть сказания. Ответить на вопросы страницы 112.

2. Нарисовать в тетради курай.

- Спасибо за урок. До свидания!







 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал