- Учителю
- Урок - игра Поле чудес по литературному чтению (2 класс)
Урок - игра Поле чудес по литературному чтению (2 класс)
Урок-игра "Поле чудес". 2-й класс
Разделы: Преподавание в начальной школе
Учитель начальных классов Наниева Оксана Александровна
Предназначение: для обобщения изученного материала на уроке литературного чтения во 2 классе (1 часть учебника) УМК «Начальная школа ХХ1 века» для использования во внеурочной деятельности.
Цель: обобщить знания учащихся по прочитанным произведениям; развивать внимание, память, логическое мышление; прививать интерес к чтению; расширять читательский кругозор.
Личностные УУД.
-
Формирование положительного отношения к школе и учебной деятельности, к изучению литературного чтения.
-
Формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД.
-
Планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей.
-
Высказывание своих предположений.
-
Формирование умения оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий.
Познавательные УУД.
-
Систематизировать и обобщать полученные знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.
Коммуникативные УУД.
-
Формулировать свою точку зрения.
-
Адекватно воспринимать другое мнение и позицию, уметь "слушать" коллектив.
Формы обучения: коллективная и самостоятельная работа.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, наглядный.
Оборудование для учителя:
-
компьютер
-
мультимедийная презентация;
Урок-игра "Поле чудес"
Цели: обобщить знания учащихся по прочитанным произведениям; развивать внимание, память, логическое мышление; прививать интерес к чтению; расширять читательский кругозор.
Планируемый результат: учащиеся должны показать знания изученного в литературном чтении в данный период времени (1 часть учебника "Литературное чтение" УМК "Школа России"); отгадывать произведения по описанию, отгадывать загадки; быстро отвечать на вопросы; раскрывать свой интеллектуальный потенциал.
Подготовка к уроку: Мультмедийная презентация, проектор, компьютер.
В центре класса устанавливаются места для пятёрки игроков в "Поле чудес".
Ход урока
I. Организационный момент
- Мы сегодня закончили изучать раздел "Люблю природу русскую. Зима". На этом 1 часть нашего учебника "Литературное чтение" завершена.
Презентация</</p>
(слайд 2) - У нас будет игровой урок "Поле чудес", на котором мы проверим, каковы ваши знания и читательский кругозор.
II. Работа по теме урока. Проведение игры
- Игра проводится в несколько раундов. В каждом раунде выполняет задание пятёрка игроков. Остальные являются в это время зрителями. Важно: полная тишина в зале, при игре со зрителями поднимать руку и отвечать только после того, как спросят.
Отборочный тур 1 группа игроков: "Вспомним сказку"
1. Ах ты, Петя-простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался кота,
Выглянул в окошко. ("Петух и кот")
2. Отворили дверь козлята
И пропали все куда-то. ("Волк и семеро козлят")
3. Колотил да колотил
По тарелке носом -
Ничего не проглотил
И остался с носом. ("Лиса и журавль")
4. Опустил он в прорубь хвост,
Ну а хвост ко льду прирос. ("Битый небитого везет")
5. У Аленушки-сестрицы
Унесли братишку птицы. ("Гуси-лебеди")
Раунд 1
(слайд 3) Задание для 1-й группы
Он был музыкантом в одном из рассказов писателя, который любил писать о природе. (7 букв).
(слайд 4) (Медведь. В. Бианки "Музыкант")
(слайд 5) Игра со зрителями Итальянский Буратино. (8 букв).
(слайд 6) (Пиноккио)
Отборочный тур 2 группа игроков: "Узнайте произведение"
Карточка 1
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. (Л. Толстой "Старый дед и внучек".)
Карточка 2
Был мальчик, звали его Филипп. Пошли раз все ребята в школу. Филипп взял шапку и хотел тоже идти. Но мать сказала ему: "Куда ты собрался?" - "В школу". - "Ты еще мал, не ходи", - и мать оставила его дома. Ребята ушли в школу. Отец с утра уехал в лес, а мать ушла на поденную работу. (Л. Толстой "Филипок".)
Карточка 3
Были брат и сестра - Вася и Катя; у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали ее везде, но не могли найти.
Один раз они играли подле амбара и услыхали - над головой что-то мяучит тонкими голосами. Вася влез по лестнице под крышу амбара. (Л. Толстой "Котенок".)
Карточка 4
Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука. (И. Крылов "Лебедь, Рак и Щука".)
Карточка 5
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
(А.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке")
Раунд 2
(слайд 7) Задание для 2-й группы
Этот писатель писал басни. Основал в своё время школу для бедных детей. (7 букв). (слайд 8) (Толстой)
Игра со зрителями
(слайд 9) Птица-кашевар из детского стишка (6 букв).
(слайд 10) (Сорока)
Отборочный тур 3 группа игроков: "Из детские журналов"
- Выбери правильный вариант ответа.
1. Какой из этих журналов не издавался?
а) "Еж";
б) "Мурзилка";
в) "Курочка Ряба";
г) "Веселые картинки".
2. Как расшифровывается название журнала "Чиж"?
а) "Чрезвычайно интересная жизнь";
б) "Честный интересный журнал";
в) "Честный искренний журнал";
г) "Чрезвычайно интересный журнал".
3. Закончите пословицу "Дерево смотри в плодах, а...".
а) человека - в учебе;
б) человека - в богатстве;
в) человека - в красоте;
г) человека - в делах.
4. Выберите фамилию поэта, автора стихотворений "Иван Иваныч Самовар",
"Очень-очень вкусный пирог", "Веселые чижи".
а) С. Маршак; в) С. Михалков;
б) Д. Хармс; г) Б. Заходер.
5. Найдите правильное значение слова "таратайка".
а) двухколесная повозка;
б) трехколесная повозка;
в) четырехколесная телега;
г) деревянные сани.
(слайд 11) Задание для 3-й группы
Людской порок, приписываемый ослам (9 букв).
(слайд 12) (Упрямство.)
(слайд 13) Игра со зрителями
Автор стихотворений "Игрушки", "Веревочка" (5 букв).
(слайд 14) (Барто.)
Отборочный тур 4 группа игроков: "Отгадайте название"
- По опорным словам отгадайте название рассказа.
-
Скрипка, ручей, щепка, музыка, медведь. ("Музыкант".)
-
Старик, мыши, клевер, корова. {"Сова".)
-
Дача, мальчики, ежик. ("Страшный рассказ".)
-
Утята, стрекоза, Алеша. ("Храбрый утенок".)
-
Утка, мальчики, утята. ("Ребята и утята".)
Раунд 4
(слайд 15) Задание для 4-й группы
О нем написал рассказ Е. Чарушин (4 буквы).
(слайд 16) (Ежик. "Страшный рассказ")
Игра со зрителями
(слайд 17) Из него можно сварить кашу (5 букв).
(слайд 18) (Топор)
Отборочный тур 5 группа игроков "Знатоки стихотворений"
- Продолжи стихотворение
Светло-пушистая
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая ... (Смелая).
Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На поля, на сад пустынный
Первым снегом ,.. (Понесло)
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит -
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он …..(Блестит).
Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую... (Седые облака).
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой -
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной .... (Красой).
Раунд 5
(слайд 19) Задание для 5-й группы
- Кто автор этих строк?
Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Журавли летят... (3 буквы)
(слайд 20) (Фет.)
(слайд 21) Игра со зрителями
Шумит он в поле и саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду,
Покуда он идет. (5 букв).
(слайд 22) {Дождь; автор загадки С. Маршак)
Финал
(Играют победители каждой ПЯТЁРКИ.)
(слайд 23) Крокодильчик из сказки К. Чуковского "Мойдодыр". (6 букв)
(слайд 24) (Кокоша)
III. Рефлексия
- Возьми тот смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.
(Можно построить на доске диаграмму из смайликов и оценить урок).
IV. Подведение итогов игры
Во время игры всем, правильно ответившим, вручаются призы. (Это на усмотрение учителя и родителей).
Пояснительная записка к презентации
В каждом туре игры принимают участие игроки, прошедшие предварительный отбор - 5 человек.
При открытии задания игроки по очереди называют букву в слове. Если буква в слове имеется, она выходит в таблицу слова после нажатии на неё. Игрок, который знает слово, сам нажимает буквы на интерактивной доске.
Рефлексия: каждый участник мероприятия выбирает и нажимает смайлик (20 человек).
Литература
-
images.yandex.ru/ (картинки).
-
Поурочные разработки по литературному чтению к учебнику С.В.Иванова УМК "Начальная школа ХХ1 века»".
-
С.В.Иванов. Учебник "Литературное чтение". 2 класс.