7


  • Учителю
  • Проект Каждый народ золотой фонд

Проект Каждый народ золотой фонд

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала



Россия,

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Тюменская область,

г.Пыть-Ях

Городская научно-практическая конференция обучающихся

«Мы - будущее Югры»

























«Каждый народ - золотой фонд России»

Исследовательский проект











Автор:

Вильданов Ильнур,

обучающийся 4 и класса

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы №5

Научный руководитель:

Вильданова Эльвира Рашитовна,

учитель истории и обществознания

Ершова Елена Александровна,

Учитель начальных классов

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы №5









г. Пыть-Ях, 2016г.

Оглавление



































































«Каждый народ - золотой фонд России»

Россия,

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Тюменская область,

г.Пыть-Ях, 5 микрорайон, д. 5А

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5

Вильданов Ильнур Наилевич

4 и класс.

Аннотация



Цель работы: изучить и выявить общее в истории происхождения, культуре и быте татаро-башкирского народа.

Для достижения цели исследования был сформирован ряд задач:

1.Изучить и проанализировать данные по исследуемой теме.

2.Узнать об истории и происхождении двух народов.

3. Описать особенности исторического развития, культуры и быта двух народов.

4. Установить сходства в социо-культурных, исторических особенностях развития татар и башкир.

Методы исследования: теоретические (поиск, сбор, группировка и анализ информации по теме).

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследовательской работы в виде презентации «Каждый народ - золотой фонд России» могут быть использованы обучающимися, педагогами, родителями и всеми теми, кто интересуется историей происхождения своего народа.

Ожидаемый результат: знакомство с историей своей семьи через знакомство с историей, культурой татаро-башкирского народа; организация классного часа для обучающихся 4-х классов «История моей семьи в истории моего народа» с целью повышения знаний о различных народах, проживающих на территории нашей необъятной страны.





«Каждый народ - золотой фонд России»

Россия,

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Тюменская область,

г.Пыть-Ях, 5 микрорайон, д. 5А

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5

Вильданов Ильнур Наилевич

4 и класс.

План исследований

Актуальность. Традиции народов, проживающих на территории одной страны, создают ее образ, основывают историю, предсказывают будущее. Поэтому так важно знать историю, традиции и обычаи народов и народностей, которые веками жили рядом, сохраняя свою самобытность. Сила России - в единстве ее народа, каждый народ - это золотой фонд России.

Объект исследования:история, культура и быт татаро-башкирского народа.

Предмет исследования:различное и общее в социо-культурном и историческом наследии татар и башкир.

Гипотеза исследования заключается в том, что у татаро-башкирского народа есть много общих черт в происхождении, истории развития, культуре и быте.

Библиография:

  1. Агаев, А. Г. Социалистическая национальная культура. М., 1974. С. 34.

  2. Кузеев, Р. Г : 1) Народы Поволжья и Приуралья : ист.-этногр. очерки. М., 1985;

2) Народы среднего Поволжья и Южного Урала. Этногенетический взгляд на историю. М., 1992.

  1. Рашин, А. Г. Население России за 100 лет. М. ,1991. С. 42.

  2. Кузеев, Р. Т. Развитие хозяйства башкир в XX-XIX вв. Уфа, 1968. Т. 3. С. 310-318.

  3. Королев, Н. С. Общие черты в народном ис-кусстве. М., 1990. С. 126.

  4. Авижанская, С. А. Декоративно-прикладное искусство башкир / С. А. Авижанская, Н. В. Бикбулатов, Р. Г. Кузеев. Уфа, 1964. С. 144- 147; Меджитова, Э. Марийское народное искусство. Уфа, 1980. С. 144-147.

  5. Надиров, И. Н. Взаимосвязи песенного фольклора народов Среднего Поволжья и Приуралья // Межэтнические общности и взаимосвязи фольклора народов Поволжья и Урала. Казань, 1983. С. 49-51.

  6. Ахметьянов, Р. Г. Общая лексика духовной культуры народов Среднего Поволжья. М., 1981. С. 129.

  7. Гацак, В. М. О перспективе изучения межнациональных фольклорных общностей и взаимосвязей // Межэтнические общности и связи фольклора народов Поволжья и Урала. Казань, 1983. С. 5.

  8. Масленникова, Т. А. Художественная организация среды в башкирском народном искусстве. Уфа, 2005. С. 548.

  9. Даминдарова Ф.В. Взаимовлияние и взаимодействие культур народов Урало-Поволжья // Вестник ЧелГУ . 2009. №11.

  10. Конституция Рф. 2015г.





















Введение



Россия - многонациональная страна, на территории которой проживают более 190 народностей. Статус многонационального государства закреплен Конституцией Российской Федерации. Вот что написано в ее преамбуле: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

Традиции народов, проживающих на территории одной страны, создают ее образ, основывают историю, определяют будущее. Поэтому так важно знать историю, традиции и обычаи народов и народностей, которые веками жили рядом, сохраняя свою самобытность. Сила России - в единстве ее народа, каждый народ - это золотой фонд России.

Самый многочисленный народ страны - русские. Из почти ста пятидесяти миллионов жителей России на их долю приходится почти ¾ всего населения. Вместе с украинцами и белорусами русских относят к славянским народам. Славянские народы схожи в своем культурно-историческом развитии, как и другие родственные народы. Сходства могут проявляться в языке, традициях, обычаях, религии, внешности, быте, традиционных занятиях и ремеслах народов и др.

Вместе со славянскими народами на берегах Волги и ее притоках живут и другие народы, исконная родина которых - степь. Это татары и башкиры. С историей этих двух родственных народов связана и история моей семьи, вбирающая в себя особенности исторического развития, языка, культуры, быта и татар, и башкир.

Каждый народ богат своей историей, культурой, верованиями, ремеслами, выдающимися людьми. В условиях национального многообразия очень важно знать и с уважением относиться не только к истории и культуре собственного народа, но и других.



Основная часть

Башкиры: происхождение, культура, религия



ТРАДИЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ И РЕМЕСЛА

Основным занятием башкир в прошлом было полукочевое скотоводство. Были распространены земледелие, охота, бортничество, пчеловодство, птицеводство, рыболовство, собирательство. Из ремесел - ткачество, выделка войлока, производство безворсовых ковров, шалей, вышивка, обработка кожи (кожевничество), обработка дерева. Обработка минеральных веществ была слабо развита. Керамика отсутствовала, а обработка металла производилась в малых размерах и была слабо распространена. Металлургия и кузнечное дело попали под запрет после восстаний. Но, тем не менее, первый горный институт в России, ныне действующий в Санкт-Петербурге, предложил создать горнопромышленник башкир ИсмагилТасимов.



ЖИЛИЩЕ И БЫТ

В XVII-XIX веках башкиры от полукочевого хозяйствования полностью перешли к земледелию и оседлой жизни, так как многие земли были заняты иммигрантами из центральной России и Поволжья. Среди восточных башкир частично ещё сохранялись полукочевой уклад жизни. Последние, единичные выезды аулов на летовку (летнее кочевье) были отмечены в 20-х годах XX века. Типы жилища у башкир разнообразны, преобладают срубные (деревянные), плетневые и саманные (глинобитные), у восточных башкир на летовках была еще распространена войлочная юрта).



БАШКИРСКАЯ КУХНЯ

Полукочевой образ жизни способствовал формированию самобытной культуры, традиций и кухни башкир: зимовка в деревнях и проживание на летних кочевьях вносило разнообразие в рацион и возможности приготовления пищи.

Традиционное башкирское блюдо «бишбармак» готовится из отварного мяса и салмы, обильно посыпается зеленью с луком и сдабривается курутом. Это другая заметная особенность башкирской кухни: к блюдам часто подаются молочные продукты - редкое застолье обходится без курута или сметаны. Большинство башкирских блюд отличаются простотой приготовления и питательностью. Такие блюда как айран, кумыс, буза, казы, бастурма, плов, манты, и многие другие считаются национальными блюдами многих народов от Уральских гор до Ближнего Востока.



НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА И УКРАШЕНИЯ

Традиционная одежда башкир весьма вариативна, в зависимости от возраста и конкретного региона. Одежду шили из овчины, домотканых и покупных тканей. Были широко распространены различные женские украшения из кораллов, бисера, раковин, монет. Это нагрудники (яга, хакал), черезплечные украшения-перевязи(эмейзек, дагуат), наспинники(инхалек), различные подвески, накосники, браслеты, серьги. Женские головные уборы в прошлом весьма разнообразные, это и чепцеобразный «кашмау», девичья шапочка «такыя», меховой «камабурек», многосоставный «калябаш», полотенцеобразый «тастар», часто богато украшенный вышивкой, весьма красочно украшенное головное покрывало «кушъяулык». Среди мужских - меховые «колаксын», «тюльке бурек», «кюлюпара» из белого сукна, тюбетейки, войлочные шляпы. Оригинальна обувь восточных башкир «ката» и «сарык», кожаные головки и суконное голенище, завязки с кистями. Ката и женскиесарыки украшались на заднике аппликацией. Повсеместно были распространены сапоги «итек», «ситек» и лапти «сабата» (за исключением ряда южных и восточных регионов). Обязательным атрибутом и мужской и женской одежды являлись штаны с широким шагом. Весьма нарядна верхняя женская одежда. Это часто богато украшенный монетами, позументами, аппликацией и немного вышивкой «елян» (халат)и «ак сакман» (который к тому же нередко служил и головным покрывалом)безрукавные камзулы, украшенные яркой вышивкой и обшитые по краям монетами. Мужские казакины и чекмени «сакман» полукафтаны «бишмэт». Башкирская мужская рубаха и женские платья резко отличались по покрою от таковых русских. Хотя они также украшались вышивкой, лентами (платья). У восточных башкирок также было распространено украшать платья по подолу аппликацией. Пояса были исключительно мужской деталью одежды. Пояса были шерстяные тканые(до 2.5 м в длину), ременные, матерчатые и кушаки с медными или серебряными пряжками. У правого бока на ремне всегда была привешена большая прямоугольная кожаная сума , а с левого бока - нож (башк. бысак) в деревянных, обшитых кожей, ножнах.



НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ, ОБЫЧАИ И ОБРЯДЫ

Помимо свадебного празднества (башк. туй) известны религиозные (мусульманские):Маулид, Ураза-байрам, Курбан-байрам, Ашура, Раджап, а также народные праздники - праздник окончания весенне-полевых работ - Сабантуй.



УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Башкирское народное творчество было разнообразно и богато. Оно представлено различными жанрами, среди которых имеются героический эпос, сказки и песни. Одним из древних видов устной поэзии был кубаир. Среди башкир нередко встречались певцы-импровизаторы - сэсэны, соединяющие в себя дар поэта и композитора.

Среди песенных жанров встречались народные песни , обрядовые песни. В зависимости от мелодии башкирские песни разделялись на протяжные и короткие, в котором выделялись плясовые, частушки. У башкир имелось узляу или горловое пение. Наряду с песенным творчеством у башкир была развита музыка. Среди музыкальных инструментов наиболее распространены были кумыз. Кое-где встречался трехструнный музыкальный интрументдумбыра (башк. думбыра).

Танцы башкир отличались своеобразием. Пляски всегда совершались под звуки песни или курая с частым ритмом. Присутствующие отбивали такт ладонями и время от времени восклицали «Эйе!»



ЭПИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ БАШКИР

Ряд эпических произведений башкир под названием «Урал-батыр», «Акбузат» - сохранил пласты древней мифологии индоиранцев и древних тюрков и имеет параллели с эпосом о Гильгамеше, Ригведой, Авестой. Так, эпос «Урал-батыр» по мнению исследователей несёт в себе три пласта: архаичный шумерский, индоиранский и древнетюркский языческий.

Некоторые эпические произведения башкир, такие как «Алпамыша» и «Кузыкурпес и Маянхылыу», встречаются также в эпосе других тюркских народов.



БАШКИРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Башкирская литература своими корнями уходит в глубокую древность. Истоки восходят к древнетюркским руническим и письменным памятникам типа орхоно-енисейских надписей, к рукописным произведениям 11 века на языке тюрки и древнебулгарским поэтическим памятникам (Кул Гали и др). В XIII-XIV веках башкирская литература по типу складывалась как восточная. В поэзии преобладали традиционные жанры - газель, мадхия, касида, дастан, канонизированная поэтика. Самым характерным в развитии башкирской поэзии является её тесное взаимодействие с фольклором.

С XVIII века по началу XX века развитие башкирской литературы связано с именем и творчеством БаикАйдарa (1710-1814), ШамсетдинаЗаки (1822-1865), Гали Сокроя (1826-1889), МифтахетдинаАкмуллы (1831-1895), МажитаГафури (1880-1934), СафуанаЯкшигулова (1871-1931), ДаутаЮлтыя (1893-1938), Шайхзады Бабича (1895-1919) и многих других.



ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО И КИНЕМАТОГРАФ

В начале XX века в Башкортостане имелись лишь самодеятельные театральные коллективы. Первый профессиональный театр открылся в 1919 году почти одновременно с образованием Башкирской АССР. Это был нынешний Башкирский государственный академический театр драмы им. М. Гафури. В 30-х годах в Уфе появилось еще несколько театров - кукольный, театр оперы и балета. Позднее государственные театры открылись в других городах Башкортостана.



БАШКИРСКОЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО И НАУКА

Период, который охватывает историческое время с 60-х годов XIX столетия до начала ХХ века можно назвать эпохой башкирского просвещения. Наиболее известными деятелями башкирского просвещения того периода были М.Бекчурин, А.Куватов, Б.Юлуев, М.Уметбаев, М.Акмулла, М.-Г. Курбангалиев, Р.Фахретдинов, М.Баишев, Ю.Бикбов и другие.

В начале XX века сформировались такие деятели башкирской культуры, как ЗакиВалиди, АбдулкадирИман, ГалимжанТоган, МухаметшаБурангулов.



РЕЛИГИЯ

По религиозной принадлежности башкиры - мусульмане суннитского направления. С X века среди башкир распространяется ислам. Арабский путешественник Ибн Фадлан ещё в 921 году встретил одного из башкир, исповедующего ислам.

По мере утверждения ислама в Волжской Булгарии (в 922 году) ислам распространился и у башкир. В шежере башкир племени Мин, проживающих по реке Деме, говорится о том, что они «посылают в Булгарию от своего народа девять человек, чтобы узнать, что такое вера Магометанская». В предании об излечении ханской дочери говорится, что булгары «послали своих учеников-табигинов к башкирам. Так ислам распространился среди башкир в долинах Агидели, Ика, Демы, Таныпа».

ЗакиВалиди приводил сообщение арабского географа Якута аль-Хамауи о том, что в Халбе тот встретил башкира, прибывшего на учебу.

Окончательное утверждение ислама среди башкир произошло в 20-30-ые годы XIV века и связано с именем золотоордынского хана Узбека, который утвердил ислам в качестве государственной религии Золотой Орды.

Венгерский монах Иоганка, побывавший в 1320-е годы среди башкир, писал о башкирском хане, фанатично преданном исламу.

К древнейшим свидетельствам введения ислама в Башкортостане относятся развалины памятника близ посёлка Чишмы, внутри которого лежит камень с арабской надписью, гласящей, что здесь покоится Хусейн-Бек, сын Измера-Бека, скончавшийся в 7 день месяца мухаррем 739 года хиджры, то есть в 1339 году. Есть также свидетельства того, что ислам на Южный Урал проникал и со Средней Азии. Например, в башкирском Зауралье, на горе Ауштау в окрестностях деревни Старобайрамгулово (Аушкуль) (ныне в Учалинском районе) сохранились захоронения двух древних мусульманских миссионеров, датируемые XIII веком. Распространение ислама среди башкир заняло несколько столетий, и завершилось в XIV-XV веках.





Татары: происхождение, культура, религия



ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ ТАТАРСКОГО НАРОДА

Татары (самоназвание - тат.татар, мн. ч. татарлар) - тюркский народ, живущий в центральных областях европейской части России, в Поволжье, Приуралье, в Сибири, Казахстане, Средней Азии, Синьцзяне, Афганистане и на Дальнем Востоке.Являются вторым по численности народом в Российской Федерации после русских. Делятся на три основные этнотерриториальные группы: татары волго-уральские, сибирские и астраханские, иногда выделяют также польско-литовских татар.

Татарский язык относится к кыпчакской подгруппе тюркской группы алтайской семьи языков и делится на три диалекта: западный (мишарский), средний (казанско-татарский) и восточный (сибирско-татарский). Верующие татары (за исключением небольшой группы - кряшен, исповедующих православие) - мусульмане-сунниты.

ИСТОРИЯ НАРОДА

Начало проникновения в Приуралье и Поволжье тюркоязычных племен относится к III-IV векам н. э. и связано с эпохой нашествия на Восточную Европу гуннов и других кочевых племён. Оседая в Приуралье и Поволжье, они воспринимали элементы культуры местных финно-угорских народов, а частично и смешивались с ними. В V-VII веках наблюдается вторая волна продвижения тюркоязычных племен в лесные и лесостепные районы Западной Сибири, Приуралья и Поволжья, связанная с экспансией Тюркского каганата. В VII-VIII веках в Поволжье из Приазовья пришли булгарские племена, которые покорили имевшиеся здесь финно-угроязычные и тюркоязычные племена (в том числе, возможно, предков башкир) и в IX-X веке создали государство - Булгарию Волжско-Камскую. После разгрома в 1236 году Волжской Булгарии, и ряда восстаний (восстание Баяна и Джику, восстание Бачмана), Волжская Булгария была окончательно захвачена монголами. Булгарское население вытеснялось на север (современный Татарстан), замещалось и частично ассимилировалось.



СУБЭТНОСЫ

Татары состоят из нескольких субэтносов. Самыми крупными из них являются:

Казанские татары (тат.Казанлы) - одна из основных групп татар, этногенез которых неразрывно связан с территорией Казанского ханства. Разговаривают на среднем диалекте татарского языка.

Татары-мишари (тат. Мишәр) - одна из основных групп татар, этногенез которых проходил на территории Средней Волги, Дикого поля и Приуралья. Разговаривают на западном диалекте татарского языка.

Касимовские татары (тат.Кәчим) - одна из групп татар, этногенез которых неразрывно связан с территорией Касимовского ханства. Разговаривают на среднем диалекте татарского языка.

Сибирские татары (тат.Себер) - одна из групп татар, этногенез которых неразрывно связан с территорией Сибирского ханства. Разговаривают на восточном диалекте татарского языка.

Астраханские татары (тат.Әстерхан) - этнотерриториальная группа татар, этногенез которых неразрывно связан с территорией Астраханского ханства.

Татары-тептяри (тат.Типтәр) - этносословная группа татар, известная в Башкортостане.

Республика Татарстан располагает богатейшим историко-культурным наследием. Сочетание, по крайней мере, четырех типов культурных взаимовлияний (тюркского, финно-угорского, болгарского и славяно-русского), а также двух религий (ислама и христианства) определяет уникальность этих мест, своеобразие искусства, а также культурных и исторических ценностей.



ИСКУССТВО И КУЛЬТУРА

В искусстве и культурном наследии народа как в зеркале отразились жизнь и быт, национальные особенности, идеалы красоты и религия, изменение социально-экономических условий и контакты с другими народами.

Говоря об историческом наследии и культуре, следует иметь в виду, что наряду с общими культурными традициями, существуют различные этнические группы татар с присущими им особенностями. Казань же являлась духовным центром основной этнической группы татарского народа - казанских татар, ставших основой в формировании татарской нации.

Яркое самобытное искусство и культура татар наследует традиции государства Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства. Значительным было и влияние ислама, принятого в 922 году. Существовавшая в народе руническая письменность была заменена на арабскую, что дало импульс к развитию науки, философии и литературы. Ислам создал и укрепил главные традиции татаро-булгарской культуры. Мусульманское духовное родство позволяло волжским булгарам поддерживать торговые и дипломатические отношения с огромным миром ислама, открывало дорогу на Восток - в Священную Мекку, Египет, Турцию, Иран. Образы доисламской языческой мифологии - изображение птиц, животных и, иногда, человека заменяются цветочно-растительным и геометрическим орнаментом, который становится доминирующим. В то время как на Руси в искусстве утверждаются библейско-христианские изобразительные мотивы, в болгарском декоративном искусстве, как и в странах Востока, эстетическим и художественным принципом становится узорность и декоративность. До нашего времени дошли изумительные произведения булгарских мастеров - образцы украшений, работы по бронзе, серебру и золоту.

Новый этап развития культуры и искусства связан с включением Булгарии в состав Золотой Орды в 1236 году, имперская культура которой представляла собой симбиоз тюркских, монгольских и среднеазиатских культурных традиций с характерной для них пышностью орнамента и богатством декора, с использованием различных драгоценных металлов камней и самоцветов. Особое значение приобретает создание предметов, связанных с убранством коня и экипировкой воина, производство оружия и других, присущих тюркской кочевой среде, художественных изделий.

С распадом Золотой Орды появляется ряд независимых татарских государств: Астраханское, Казанское, Сибирское и Касимовское ханства. Казанское ханство, со столицей в городе Казани, сыграло особую роль в судьбе татарского этноса, поскольку именно казанские татары оказались консолидирующим ядром в процессе формировании татарской нации. Столица государства продолжает развивать лучшие традиции зодчества и архитектуры. На территории Казанского кремля возводится много белокаменных и кирпичных сооружений. Характерным для того времени было появление каменных надгробных стел с богатой резной орнаментацией, изделий из металла и украшений, в которых присутствуют черты «восточного» барокко - стиля, распространенного в изделиях искусства Азербайджана и Азии.

Во второй половине 16 века Казанское ханство присоединяется к Русскому государству. Приехавшие в Казань переселенцы из Москвы, Новгорода, Пскова и других русских городов привносят некоторые элементы русской культуры, которая, в свою очередь, не осталась свободной от влияния культуры Востока.

Ярким образцом историко-культурного взаимодействия между Русью и Казанским ханством являются и знаменитые «Казанская шапка» и «шапка Мономаха» - два сохранившихся венца русских царей. И та и другая попали к русским царям от татарских ханов и являются классическими образцами татарского декоративно-прикладного искусства, они богато инкрустированы драгоценными камнями и самоцветами, украшены вычурными растительными узорами, присущими татарскому народному орнаменту. «Казанская шапка» также, как и ханский трон, привезенный из Казани Иваном Грозным и получивший название трона Бориса Годунова, хранятся в настоящее время в фондах Оружейной Палаты Московского Кремля.

БЫТ

Не менее ощутимо татарское влияние проявилось и в бытовой культуре. Это относится к тюркским названиям предметов русской одежды. Например, старинная русская обувь - чоботы, башмаки была заимствована у татар, как и кафтан, казакин, кушак, тулуп. Перешло также множество слов, относящихся к торговле и домашнему обиходу: алтын, амбар, аршин, базар, бакалея, балаган, барыш, деньга, караван и другие.

К 19 веку с появлением мануфактурного производства переживает период расцвета декоративное искусство. Именно тогда создаются классические образцы золотошвейной и тамбурной вышивки с богатым орнаментом, ювелирные украшения с изящной сканью, красочные женские головные уборы - калфаки, декоративные полотенца с тончайшими узорами. В этот период складывается классический татарский костюм, формируется единый национальный стиль в экстерьере и интерьере жилища, в обрядовых и бытовых изделиях.

В наши дни самобытные традиции татарского народного искусства приобретают особую художественную значимость. Ведутся научно-исследовательские работы с организацией экспедиций, благодаря чему музеи Казани и других городов республики пополняются изделиями и экспонатами, имеющими культурную и историческую ценность. В форме народных художественных промыслов существует производство узорной мозаичной обуви (Арское объединение) и художественное ткачество (Алексеевская фабрика). Изучая изделия народного творчества, современные художники создают ювелирные украшения в технике бугорчатой скани, скатерти и полотенца, вышитые тамбуром, кожаную инкрустированную обувь, национальные сувениры и памятные подарки.

Традиционным жилищем татар Среднего Поволжья и Приуралья была срубная изба, отгороженная от улицы забором. Внешний фасад украшался многоцветной росписью. У астраханских татар, сохранивших некоторые свои степные скотоводческие традиции, в качестве летнего жилища бытовала юрта.

Одежда мужчин и женщин состояла из шаровар с широким шагом и рубашки (у женщин дополнялась вышитым нагрудником), на которую надевался безрукавный камзол. Верхней одеждой служили казакин, а зимой - стёганый бешмет или шуба. Головной убор мужчин - тюбетейка, а поверх нее - полусферическая шапка на меху или войлочная шляпа; у женщин - вышитая бархатная шапочка (калфак) и платок. Традиционная обувь - кожаные ичиги с мягкой подошвой, вне дома на них надевали кожаные калоши. Для костюма женщин было характерно обилие металлических украшений.

Праздники и обряды

Как и у многих других народов, обряды и праздники татарского народа во многом зависели от сельскохозяйственного цикла. Даже названия времён года обозначались понятием связанным с той или иной работой: сабан өсте - весна, начало яровых; печән өсте - лето, время сенокоса. Этнограф Р. Г. Уразманова на обширном этнографическом материале делит обряды татар на две неравные группы: весенне-летний и зимне-осенний циклы.

Весенне-летний цикл

Обряды и праздники проводимые до сева

Сабантуй

Обряды, связанные с началом сева.

Обряды и праздники проводимые после сева

Осенне-зимний цикл

В отличие от весенне-летних он не имеет чёткого деления, так как не привязан к народному календарю, а точнее к земледельческому быту.



ЯЗЫК И ПИСЬМЕННОСТЬ

Литературный язык татар сформировался на основе среднего (казанско-татарского) диалекта. Наиболее древняя письменность - тюркская руника. С X века по 1927 год существовала письменность на основе арабской графики, с 1928 по 1936 годы использовалась латинская графика (яналиф), с 1936 года вплоть до настоящего времени используется письменность на кириллической графической основе, хотя уже существуют планы перевода татарской письменности на латиницу.



Общее в истории происхождения, культуре и быте татаро-башкирского народа



Культура каждого народа имеет свое неповторимое лицо, но является частью культуры всего человечества, оказывая влияние на другие культуры, дополняя их. Национальное и общечеловеческое в культуре - это два взаимосвязанных и взаимозависимых друг от друга фактора.

О взаимовлиянии и формировании единых фольклорных, языковых, бытовых традиций народов Урало-Поволжья свидетельствуют общие географические и климатические условия существования, многовековой опыт культурного взаимодействия.

Исследования показывают, что много общего было во внутреннем устройстве и убранстве башкирского и татарского жилища - деревянные нары, печь с казаном, интерьер из красочных тканей занавесей и полотенец, подзор с вышивкой.

В мировоззрении это проявилось в сохранении культа материнства, где особая роль отводилась матери-земле, что ярко проявляется в обрядах праздников обоих народов.

Взаимосвязи также проявляются в песенном фольклоре двух народов: виды и жанры песенной поэзии татар и башкир во многом совпадают. Отмечается и близость, сходность, общность содержания многих обрядов, вплетенных в традиционное исполнение песен, а также связанной с ними терминологии. Воспринятый башкирами и татарами из Средней Азии новогодний праздник, по иранскому календарю «Науруз- байрам», распространился позже среди других народов региона.

Кроме того, языки обоих народов во многом схожи: татары без труда могут понимать башкир и наоборот.

Таким образом, следует отметить, что процессы многовековых взаимосвязей народов Урало-Поволжья, в особенности татар и башкир, привели к формированию у них общего, регионального слоя культуры, который в разной степени захватил хозяйство, сферы материальной и духовной жизни. В то же время этот процесс не привел к разрушению этносов и особенностей их национальных культур. Сложился, таким образом, регион, населенный различными народами с глубоко специфичными национальными культурами, языками, одновременно связанными общностью пройденного исторического пути и сближающими их общим слоем культуры.

Заключение





Каждый народ богат своей историей, культурой, верованиями, ремеслами, выдающимися людьми, кухней… Культуры и история различных народов взаимодействуют друг с другом, взаимообогащаясь и создавая в результате яркую и уникальную палитру культуры нашей Родины.Сила России - в многообразии и единстве ее народов.

Традиции народов, проживающих на территории нашей страны, создают ее образ, основывают историю, определяют будущее, поэтому так важно знать историю, традиции и обычаи народов и народностей, которые веками жили рядом, сохраняя свою самобытность.

Действительно, в условиях национального многообразия очень важно знать и с уважением относиться не только к истории и культуре собственного народа, но и других. В рамках данной работы мною было рассмотрено особенное и общее в формировании и развитии двух народов: татар и башкир, с которыми связана также история и моей семьи.

Я считаю, что каждый человек должен знать и уважать не только историю и культуру собственного народа, но и стремиться к познанию других народов, чтобы жить на этой большой планете дружно.







</ Список использованной литературы



  1. Агаев, А. Г. Социалистическая национальная культура. М., 1974. С. 34.

  2. Кузеев, Р. Г : 1) Народы Поволжья и Приуралья : ист.-этногр. очерки. М., 1985;

2) Народы среднего Поволжья и Южного Урала. Этногенетический взгляд на историю. М., 1992.

  1. Рашин, А. Г. Население России за 100 лет. М. ,1991. С. 42.

  2. Кузеев, Р. Т. Развитие хозяйства башкир в XX-XIX вв. Уфа, 1968. Т. 3. С. 310-318.

  3. Королев, Н. С. Общие черты в народном ис-кусстве. М., 1990. С. 126.

  4. Авижанская, С. А. Декоративно-прикладное искусство башкир / С. А. Авижанская, Н. В. Бикбулатов, Р. Г. Кузеев. Уфа, 1964. С. 144- 147; Меджитова, Э. Марийское народное искусство. Уфа, 1980. С. 144-147.

  5. Надиров, И. Н. Взаимосвязи песенного фольклора народов Среднего Поволжья и Приуралья // Межэтнические общности и взаимосвязи фольклора народов Поволжья и Урала. Казань, 1983. С. 49-51.

  6. Ахметьянов, Р. Г. Общая лексика духовной культуры народов Среднего Поволжья. М., 1981. С. 129.

  7. Гацак, В. М. О перспективе изучения межнациональных фольклорных общностей и взаимосвязей // Межэтнические общности и связи фольклора народов Поволжья и Урала. Казань, 1983. С. 5.

  8. Масленникова, Т. А. Художественная организация среды в башкирском народном искусстве. Уфа, 2005. С. 548.

  9. Даминдарова Ф.В. Взаимовлияние и взаимодействие культур народов Урало-Поволжья // Вестник ЧелГУ . 2009. №11.

  10. Конституция РФ. 2015г.













 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал