- Учителю
- Творческий проект Игрушка как часть традиции чукотского народа
Творческий проект Игрушка как часть традиции чукотского народа
РАЙОННЫЙ КОНКУРС ПРОЕКТОВ
ШКОЛЬНИКОВ
«Я люблю свою Землю».
Номинация:
«Фантазируй, твори!»
Название проекта:
«Игрушка как часть традиции чукотского народа».
Авторы проекта: Етгеут Дмитрий,
Ненекей Евгений,
Пенеринтына Валерия,
Тынаранав Ксения.
Руководитель: Жукова В.В.,
учитель начальных классов.
Краткая справка - аннотация к проекту
Данный проект направлен на формирование этнической культуры учащихся, их приобщение к истокам народного искусства и быта, знакомство с национальными традициями и обычаями чукотского народа.
Под руководством учителя творческая группа учащихся работала над изготовлением чукотской национальной игрушки - куклы в национальной одежде. В рамках проекта учащиеся познакомились с технологиями изготовления традиционной чукотской игрушки, украшений из бисера, пошива национальной одежды.
Паспорт проекта
Руководитель проекта: В.В. Жукова, классный руководитель 1б (коррекционного) класса МОУ «Усть-Чаунская» СОШ с. Рыткучи
Участники проекта: Учащийся 1б класса: Тынаранав Ксения, Пенеринтына Валерия, Етгеут Дмитрий, Ненекей Евгений.
Территория: Чукотский Автономный Округ, Чаунский район, село Рыткучи.
Заинтересованные стороны:
Участники учебно-воспитательного процесса, родители учащихся.
Проблемы и предпосылки:
Недопустимо, когда подрастающее поколение «теряет» историческую память, забывает традиции и обычаи своего народа.
Познавая далёкое прошлое своего народа, мы лучше понимаем его настоящее. Ещё А.С. Пушкин заметил, что уважение к минувшему - черта, отличающая образованность от дикости.
Национальная культура - мощнейшее средство воспитания. Важным руководством в образовательном процессе для педагогов нашей школы является «золотая» формула, доктора педагогических наук, академика Г.Н. Волкова: «Без памяти (исторической) нет традиций, без традиций нет культуры, без культуры нет воспитания, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа». Возрождение национальной культуры через изучение и осмысление народных традиций и промыслов является одним из путей формирования и развития национального самосознания подрастающего поколения.
Школьная образовательная среда - среда деятельностная, творческая. Участие детей в проектной, исследовательской деятельности способствует развитию творческой самостоятельности, познавательной активности.
В творческой среде формируется личность, которая характеризуется активностью освоения и преобразования окружающего мира, высокой самооценкой, открытостью своих суждений и поступков.
В силу своей наглядно-образной специфики национальное декоративно-прикладное искусство может стать главным помощником учителя в деле эмоционально - духовного развития личности.
Цель проекта:
-
Духовно-нравственное воспитание школьников, развитие их творческих способностей в процессе изучения национальной чукотской культуры и приобщение детей к народному творчеству.
Задачи проекта:
-
Развитие познавательной активности, творческого мышления учащихся.
-
Воспитание любви к родному краю, уважения к истории и культуре коренных народов Чукотки.
-
Формирование у детей начальных представлений об особенностях и технологии изготовления национальной чукотской игрушки - куклы, умения применять полученные знания в практической деятельности.
Механизм выполнения проекта.
1. Выработка первоначальной идеи: интерес к изучению национального прикладного искусства.
2. Выбор темы.
3. Изучение, отбор и систематизация материала к созданию проекта:
- чтение и изучение литературы,
- посещение школьного и сельского музеев, библиотеки,
- встречи с преподавателями ДПИ, старожилами с. Рыткучи (Рультыне А.С.)
4. Формирование первичных представлений об особенностях чукотской игрушки на уроках ИЗО (рисование силуэта куклы в национальной одежде).
5. Изготовление куклы (мягкая игрушка, одежда из рэтэма и меха, украшения из бисера)
6. Фотосъёмка, отбор материалов для презентации.
7. Презентация, публичная защита проекта.
Ожидаемый результаты:
Изготовление чукотской национальной игрушки - куклы в национальной одежде, как наглядного пособия в учебно-воспитательном процессе, активизация творческого потенциала учащихся, углубление знаний детей о чукотском фольклоре.
Межпредметные связи: чтение (фольклор), окружающий мир, изобразительное искусство,
Материально-технические условия: Рэтэм, хлопчато-бумажная ткань, бисер, нитки, мех лисы, ватин.
Пенеринтына Валерия, 9лет. Тынаранав Ксения, 9лет.
Любит рисовать, делать поделки Любит читать. Особенно её
из бумаги. Любимый предмет - интересуют рассказы о животных.
технология.
Етгеут Дмитрий, 9лет. Ненекей Евгений, 9лет.
Очень любит животных, особенно Увлекается компьютерными
собак. Мечтает стать играми. Мечтает придумать свою
ветеринаром. игру.
И все они любят игрушки, и все они любят играть!
Всем известен народный обычай - дарить детям
игрушки. На Севере считали, что игрушка-подарок приносит ребенку
здоровье и благополучие. В давние времена игрушки для детей делали
сами родители, и относились к этому серьезно и с душой. Материалы
для их изготовления брали самые разные: мох, шкуры, рэтэм
(выделанная шкура оленя без мехового покрова), тряпки, даже обычное
полено могли нарядить куклой.
Игрушка в жизни ребенка имеет очень большое значение. Дети не
только играли в куклы, но и стремились сделать их самостоятельно.
Это побуждало их к труду, творчеству - к одному из главных
достоинств самодельной игрушки.
В традиционной жизни чукчей дети рано приобщались к изготовлению народной игрушки. Этот вид декоративно-прикладного искусства у чукотского народа является особо привлекательным и доступным для детей. Чукотская народная игрушка ярка, красочна, выразительна.
Игрушки девочек тесно связаны с семейно-хозяйственным бытом, подготавливают их к роли хозяйки домашнего очага.
Для матерчатых кукол девочки шили одежду, необходимые предметы быта, изготавливали миниатюрные сумочки из лоскутков меха с орнаментацией из белого и темного меха и бисера.
Цель проекта:
Задачи:
Как мы создавали проект
Подготовительный этап.
С начала мы решили посетить музей.
Анна Ивановна Памья - хранительница сельского национального музея имени К.И. Геутваль, рассказала нам о традиционном быте чукотского народа, национальной одежде, обуви, женских украшениях. Много интересного мы узнали о национальных чукотских игрушках.
А в библиотеке мы узнали, как удивительно похожи игрушки детей всех стран мира, что самым старым египетским куклам около 4 тысяч лет, что по народным игрушкам можно определить, как человек общался с природой и многое другое…
…оказывается, куклы - не просто игрушки, они очевидцы и свидетели времени и по ним можно читать историю человечества
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», - гласит народная мудрость. Рассказать, из чего делают игрушки, показать, как шили национальную игрушку, мы попросили уважаемую жительницу нашего села Александру Семеновну Рультыне.
Как много знает наша гостья, удивительно ловкие у неё руки!
На уроке изобразительного искусства перед нами стояла задача представить и нарисовать, как будет выглядеть наша игрушка. Все очень старались!
А ёще мы на уроке знакомились с понятиями: формы, цвета, величины…
Некоторые игрушки создаются настоящими мастерами- художниками. Тогда они становятся настоящими произведениями искусства.
Основной этап.
«А сейчас, ребята, мы станем настоящими мастерами….»
Работа в группах.
Тынаранав Ксения и Пенеринтына Валерия Етгеут Дмитрий и Ненекей Евгений работают над изготовлением плетут украшения из бисера.
мягкой игрушки.
Кукла! Стали мы друзьями. Ты теперь надолго с нами.
Заключительный этап.
В гостях у новой сказки….
Десять братьев жили в одной яранге.
Каждое утро уходили они на охоту. И вот стали братья замечать, что кто-то без них приходит в ярангу и шьет им одежду: торбаза, чижи, кухлянки. Стали братья по очереди караулить, но никого не увидели. Тогда набили они травой старую кухлянку, сунули оленьи легкие вместо лица и пошли на охоту - девять братьев, а в середине - чучело. А десятый брат остался дома.
Спрятался он в полог и ожидает, кто к ним придет... И вдруг в ярангу входит лисичка. Она думала, что все десять братьев ушли на охоту, и пришла в их ярангу шить. Только принялась она за дело, как схватил ее старший брат и спрашивает:
- Это ты шьешь нам одежду?
- Да. Я! - сказала лиса и стала просить отпустить ее.
Отпустил ее старший брат и пошел догонять своих. Увидели его братья, спрашивают:
- Ну, кто это был?
- Лисичка! - отвечает брат.
А лисичка вернулась в ярангу братьев и сшила каждому брату по кукле. Положила она куклы каждому брату на его место, а сама залезла в спальный мешок старшего брата. И сказала она куклам:
- Вставайте! Вы теперь не куклы, а живые люди. Идите, встречайте своих мужей!
И куклы стали женщинами и вышли встречать братьев.
Когда братья увидели женщин, обрадовались и стали благодарить лисичку, стали говорить, что будут ее уважать, как мать... Сели пить чай. И вот одна из кукол - самая молодая и самая смешливая - стала смеяться над своими пальцами. Делая их, лисичка забыла про ногти!
Посмотрели на нее другие и тоже принялись смеяться.
Захохотали и братья, глядя на своих жен, и стали смеяться над лисичкой - очень уж смешными им показались жены без ногтей!
Рассердилась тут лисичка, вскочила и сказала:
- Вы неблагодарные!
И убежала в тундру...
А женщины опять стали куклами. И к братьям больше никто не приходил. Так они и жили, пока не состарились. Все.
Сказка - ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок!
Куклы - наши друзья, которые хотя и молчат, но всё чувствуют и понимают, не забывают ту любовь, которую им дарят, и всегда её возвращают.
Мир меняется, но девочки во все века играли, играют и будут играть в куклы, а мальчики будут гонять в мяч и пускать кораблики в ручейках. История куклы, мяча и кораблика не закончилась, какими они станут в будущем зависит от фантазий, исторических событий и от желания взрослых приносить детям радость. Берегите и любите свои игрушки, и когда-нибудь вы скажете им СПАСИБО!
Литература
-
Акинина Г.А., Михайлова О.И. Школа XXI века. Путь к ученику. - Рязань: Узорочье,2001г.
-
Газета для учителей начальной школы «Педсовет», №3, 2006г.
-
Сказки Чукотки/ Записала О.Е. Бабошина. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1958г.