- Учителю
- Рабочая программа по информатике и ИКТ
Рабочая программа по информатике и ИКТ
Департамент образования
Администрации муниципального образования Надымский район
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6
с углубленным изучением отдельных предметов», г. Надым
РАССМОТРЕНО И ОБСУЖДЕНО
на заседании методической Школы воспитательной работы
Протокол №___от «___» мая 2015 г.
Руководитель мШВР
_________ И.В.Зиньковская
( подпись) (расшифровка подписи)
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по ВР
МОУ «Средняя общеобразовательная школа
№ 6 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Надым,
_______ Е.В.Чистякова
(подпись) (расшифровка подписи)
«28 » августа 2015 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа
№ 6 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Надым,
__________ В.А. Ткач
(подпись)(расшифровка подписи)
«01» сентября 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Компьютерная графика»
на 2015/2016 учебный год
для обучающихся 1 классов
Составили:
учителя внеурочной деятельности
Абушахманова Я.В., Поскребалова Н.Г., Атаманова Т.И.
06-22
-
Пояснительная записка
Программа по внеурочной деятельности «Компьютерная графика» адресована для учащихся 1 классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Надыма. Разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (п. 19.5) к структуре программ отдельных учебных предметов, курсов, на основе примерной программы по информатике и ИКТ (информационным и коммуникационным технологиям) для четырехлетней начальной школы, рекомендованной Министерством образования и науки РФ (Письмо № 364-11-17 от 23.05.2000 г.). Реализуется во внеурочной деятельности, направление развития личности - общеинтеллектуальное. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько содержанием, сколько новизной и необычностью ситуации. Это способствует появлению личностной компетенции, формированию умения работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
Целью учебного курса является начальное освоение инструментальных компьютерных сред для работы с информацией разного вида (тексты, изображения, анимированные изображения, схемы предметов, сочетания различных видов информации в одном информационном объекте).
Программа предназначена для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением групповых форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание программы направлено на воспитание интереса к познанию нового, развитию наблюдательности, умения анализировать, рассуждать, доказывать, проявлять интуицию, творчески подходить к решению учебной задачи. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках.
В основе программы лежит системно-деятельностный подход, который заключается в вовлечении учащихся в учебную деятельность, формировании их компетентности. Он реализуется не только за счёт подбора содержания образования, но и за счёт определения наиболее оптимальных видов деятельности учащихся. Ориентация курса на системно-деятельностный подход позволяет учесть индивидуальные особенности учащихся, построить индивидуальные образовательные траектории для каждого.
В ходе реализации программы «Компьютерная графика» будет обеспечено достижение обучающимися следующих результатов:
Первый уровень результатов - приобретение обучающимися первоначальных знаний работы на компьютере, первичного понимания построения графического рисунка.
На I уровне воспитанники имеют представление:
-
о работе на компьютере;
-
о различных видах информации, в т.ч. графической, текстовой, звуковой;
-
об использовании методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
-
об основных моделях коммуникативного поведения.
Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта работы на компьютере,.
На II уровне воспитанники соблюдают:
-
правила работы на компьютере;
-
алгоритм построения графического объекта;
-
умеют анализировать, сравнивать, обобщать информацию;
-
владеют коммуникативными моделями поведения.
Ожидаемые результаты:
1. Использование полученных знаний и умений в различных видах деятельности.
2. Появление потребности в саморазвитии и реализации своих способностей.
-
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Занятия проводятся в компьютерном классе с использованием мультимедийного проектора, экрана. Преподавание строится в соответствии с принципами валеологии «не навреди». На каждом занятии обязательно проводится физкультминутка, за компьютером обучающиеся работают 8-10 минут. Сразу после работы за компьютером следует минутка релаксации - обучающиеся выполняют упражнения для глаз и кистей рук. Длительность занятия 35 минут. Основными формами работы являются коллективная и индивидуальная работа, работа в парах, практическая работа за компьютером. Наряду с основным методом - игрой применяются такие методы как беседа, проектная работа.
-
Описание места курса в учебном плане
Программа разработана с учётом особенностей первой ступени общего образования,
а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника.
Программа рассчитана на 33 часа в 1 классе, 1 час в неделю.
-
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Программа построена на принципах доступности, системности и преемственности.
Конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, учитывает межпредметные и внутрипредметные связи, логику учебного процесса, возрастные особенности младших школьников, определяет минимальный набор практических работ, необходимых для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся.
Курс обладает большим развивающим потенциалом, так как в ходе его изучения происходит обобщение знаний, полученных на других уроках, в частности на уроках математики, русского языка, природоведения. Происходит развитие целостной системы знаний за счет введения новых обобщающих понятий: объект, модель, истина, понятие, термин и многих других..
Содержание курса строится на основе трех основных идей:
-
Элементарного изложения содержания школьной информатики на уровне формирования предварительных понятий и представлений о компьютере.
-
Разделение в представлении школьника реальной и виртуальной действительности, если под виртуальной действительностью понимать, например, понятия, мышление и компьютерные модели.
-
Формирование и развитие умения целенаправленно и осознанно представлять кодировать информацию в виде текста, рисунка, таблицы, схемы, двоичного кода т. е. описывать объекты реальной и виртуальной действительности в различных видах и формах на различных носителях информации.
-
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
В результате изучения данной программы в 1-ом классе обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
-
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
-
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие
-
для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
-
Выражение собственного мнения, позиции; овладение культурой общения и поведения.
Метапредметных результататов:
Регулятивные УУД:
-
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
-
Проговаривать последовательность действий.
-
Учиться высказывать своё предположение (версию).
-
Учиться работать по предложенному учителем плану.
-
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
-
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
-
Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
Познавательные УУД:
-
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
-
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.
-
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как плоские геометрические фигуры.
Коммуникативные УУД:
-
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
-
Слушать и понимать речь других.
-
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
-
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметных результатов:
-
описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-
выделять существенные признаки предметов;
-
сравнивать между собой предметы, явления;
-
обобщать, делать несложные выводы;
-
классифицировать явления, предметы;
-
выполнять основные операции при рисовании с помощью одной из компьютерных программ;
-
сохранять созданный рисунок и вносить в него изменения
-
давать определения тем или иным понятиям;
-
выявлять закономерности и проводить аналогии.
-
уметь создавать рисунки в программе графический редактор Paint;
-
уметь проводить анализ при решении логических задач и задач на внимание;
-
иметь понятие о множестве;
-
уметь проводить примеры множеств предметов и располагать их в порядке расширения или в порядке сужения объёма понятий, сравнивать множества;
-
уметь находить общий признак предмета и группы предметов;
-
уметь конструировать фигуру из её частей;
-
уметь находить истинное и ложное суждение;
-
уметь классифицировать предметы по нескольким свойствам.
В 1 классе возможно достижение результатов первого уровня и частично второго.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
-
Стартовый, позволяющий определить исходные знания обучающихся (собеседование)
-
Текущий в форме наблюдения:
-
прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
-
пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
-
рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
-
контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
-
Итоговый контроль в формах
-
практические работы;
-
творческие работы обучающихся;
-
контрольные задания.
-
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов обучающихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в рамках накопительной системы, создание портфолио
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает учитель обучающимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
- поведение обучающихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
-
косвенным показателем эффективности данных занятий может быть использование работ выполненных на компьютере по разным школьным дисциплинам.
-
Содержание курса внеурочной деятельности
с компьютером.
2
-
Знакомство учащихся с возможностями персонального компьютера, применение ПК, его основные устройства, знание техники безопасности при работе в компьютерном классе. Умение работать компьютерной мышкой, работать на клавиатуре, обучение работать с клавишами управления курсором. Основные устройства компьютера. Компьютерные программы. Операционная система. Рабочий стол. Компьютерная мышь. Клавиатура. Включение и выключение компьютера. Запуск программы. Завершение выполнения программы.
Программа графический
редактор Paint.
3
-
Знакомство с графическим редактором Paint. Основные элементы окна Paint. Использование графических
примитивов, умение применять инструменты: карандаш, ластик, кисть, палитра, создавать и сохранять рисунки.
Создание рисунков.
6
-
Основные операции при рисовании: рисование и стирание точек, линий, фигур. Заливка цветом. Другие операции. Создание рисунка на заданную тему и по выбору. При выполнении проектных заданий школьники будут учиться придумывать рисунок, предназначенный для какой-либо цели, и создавать его при помощи компьютера.
Знакомство с компьютером: файлы и папки
3
-
Файлы. Папки (каталоги). Имя файла. Операции над файлами и папками (каталогами): создание папок, копирование файлов и папок, удаление файлов и каталогов (папок).
Создание
текстов
9
-
Компьютерное письмо. Текстовые редакторы. Основные операции при создании текстов: набор текста, перемещение курсора, ввод заглавных букв, сохранение, открытие и создание новых текстов, выделение текста, вырезание, копирование и вставка текста. Оформление текста. Выбор шрифта, размера, цвета и начертания символов.
Создание печатных публикаций.
6
1
Печатные публикации. Виды печатных публикаций. Открытка. Печать текста с вставленным графическим объектом.
Поиск информации
3
Способы компьютерного поиска информации: поиск файлов с помощью файловых менеджеров. Поиск изображений. Сохранение найденных изображений.
-
Календарно-тематическое планирование
Дата
Тема модуля
Тема занятия
Вид занитий
теорети-ческие
практические
1, 2
Знаком-ство с компью-тером
Вводное занятие. Правила поведения в компьютерном кабинете, при работе с персональным компьютером. Компьютерные программы. Операционная система. Рабочий стол. Компьютерная мышь. Клавиатура. Включение и выключение компьютера. Запуск программы. Завершение выполнения программы.
1
1
3
Програм-ма - графи-ческий редактор Paint.
Знакомство с программой - графический редактор Paint. Основные элементы окна Paint.
1
4
Использование графических примитивов.
0.5
0.5
5
Применение инструментов: карандаш, ластик, кисть, палитра, линия графического редактора Paint.
0.5
0.5
6
Создание рисунков
Создание рисунков
0.5
0.5
7
Заливка цветом.
0.5
0.5
8
Вставка графического объекта.
0.5
0.5
9
Создание рисунка на тему «Природа».
1
10, 11
Создание рисунка на тему «Природа».
2
12
Создание рисунка на тему «Природа».
1
13, 14,
15
Знакомство с компьюте-ром: файлы и папки (каталоги)
Файлы. Папки (каталоги). Имя файла. Операции над файлами и папками (каталогами): создание папок, копирование файлов и папок, удаление файлов и каталогов (папок).
1
2
16
Создание текстов
Компьютерное письмо. Текстовые редакторы.
1
17
Основные операции при создании текстов: набор текста, перемещение курсора, ввод заглавных букв.
0.5
0.5
18
Основные операции при создании текстов: сохранение, открытие и создание новых текстов.
0.5
0.5
19
Основные операции при создании текстов: выделение текста, вырезание, копирование и вставка текста.
0.5
0.5
20, 21
Выбор шрифта, размера, цвета и начертания символов.
1
1
22,
23
Создание печатного текста: поздравление с праздником.
1
1
24
Вставка картинки в текст.
0.5
0.5
25,
26
Создание печатных публикаций
Печатные публикации. Виды печатных публикаций. Открытка.
1
1
27,
28
Открытка к празднику.
1
1
29,
30
Печать текста с вставленным графическим объектом.
1
1
31
Поиск информа-ции
Способы компьютерного поиска информации: файлов, изображений.
1
32,
33
Сеть Интернет, поисковые системы в сети Интернет.
1
1
-
Планируемые результаты изучения курса
По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы с информацией и применять их в практической деятельности и повседневной жизни. Ожидается, что в результате освоения общих навыков работы с информацией учащиеся будут уметь:
-
осознавать потребность в дополнительной информации;
-
определять возможные источники информации и стратегии их поиска;
-
осуществлять поиск информации в словарях, справочниках энциклопедиях, библиотеках;
-
анализировать полученные из наблюдений сведения;
-
обнаруживать изменения объектов наблюдения, описывать объекты и их изменения;
-
с помощью сравнения выделять отдельные признаки, характерные для сопоставляемых предметов;
-
объединять предметы по общему признаку;
-
различать целое и части;
-
представлять информацию в табличной форме, в виде схем;
-
составлять и исполнять несложные алгоритмы;
-
создавать свои источники информации - информационные проекты (сообщения, небольшие сочинения, графические работы
-
организовывать информацию тематически, упорядочивать по алфавиту, по числовым значениям;
-
использовать информацию для принятия решений;
-
использовать информацию для построения умозаключений;
-
понимать и создавать самостоятельно точные и понятные инструкции при решении учебных задач и в повседневной жизни
-
работать с наглядно представленными на экране информационными объектами, применяя мышь и клавиатуру;
-
уверенно вводить текст с помощью клавиатуры;
-
создавать и преобразовывать информацию, представленную в виде текста и таблиц;
-
производить поиск по заданному условию;
-
готовить к защите и защищать небольшие проекты по заданной теме.
-
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Программное обеспечение:
-
Операционная система MSWindows 2007
-
Графический редактор MSPaint или PaintBrush
-
Текстовый редактор MSWord 2010
-
Компьютерная программа МИР ИНФОРМАТИКИ
-
Редактор PowerPoint 2010
Цифровые образовательные ресурсы
Поурочные планы, методическая копилка, информационные технологии в школе |
www.uroki.ru |
Презентации уроков «Начальная школа». |
nachalka.info/about/193 |
Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку) |
nsc.1september.ru/urok</</p> |
Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий» |
www.km.ru/ed |