7


  • Учителю
  • Рабочая программа по ИЗО 1 класс

Рабочая программа по ИЗО 1 класс

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Рабочая программа составлена на основе следующихнормативных документов и методических рекомендаций: •Программа покурсу «Изобразительное искусство», (сборник учебных программ для начальнойшколы, система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.), Издательство Вита-Пресс г. Моск
предварительный просмотр материала


«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

__________/Л.В.Астафьева/


Протокол № _1__ от

«_29__»_августа__2011г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УР МБОУ «СОШ № 12» НМР РТ

____________/Е.А.Сорокина/


«_31__»_августа__2011г.

«Утверждено»

Директор МБОУ «СОШ №12» НМР РТ _________/Р.И.Султанов/


Приказ № _101 § 3___ от

«_31__»_августа__2011г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по изобразительному искусству, 3 класс А

Сотниковой Ольги Степановны

учителя начальных классов

1 квалификационной категории

МБОУ «СОШ №12» НМР РТ






Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № _1___

«_29__»_августа__2011г.












Нижнекамск


2011- 2012 учебный год

Пояснительная записка к рабочей программе изобразительному искусству


Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Программа по курсу «Изобразительное искусство», (сборник учебных программ для начальной школы, система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.), Издательство Вита-Пресс г. Москва 2008г

  • Учебный план работы МБОУ «СОШ №12» НМР РТ на 2011/2012 учебный год

  • Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования: Приказ Минобрнауки России № 373 от 06.10.2009 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

Программа по окружающему миру и ОБЖ рассчитана на 68 часов в год, 2 часа - в неделю.


Система развивающего обучения Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова способствует реализации в ребенке скрытых возможностей, росту творческого потенциала. В качестве системообразующей задачи развивающего обучения в начальной школе указывается формирование учебной деятельности учащегося, создание условий для превращения ученика в субъект учения, заинтересованного в самоизменении и способного к нему.

Содержание предмета и логика его построения в данной образовательной системе определяются закономерностями формирования учебной деятельности. В этом процессе создаются условия и для решения собственно предметных задач.


Программа рассчитана на 34 часа в год , 1 час в неделю, 34 учебных недели.

Школа как общественный институт призвана целенаправленно и последовательно передавать новому поколению исторически развитые формы культуры. Применительно к школьным предметам художественного цикла это значит развивать эстетическое сознание детей, эстетическое отношение к жизни окружающей и своей собственной, способность к ее освоению по «законам красоты».

Образцы эстетического отношения к миру исторически закреплены и овеществлены в художественной культуре человечества не только на картинах, гравюрах, в скульптуре, но и в разнообразных предметах жизнедеятельности людей (труда, быта, отдыха), которые принято относить к декоративно-прикладному искусству, художественному конструированию, дизайну - к художественному труду. С искусством их объединяют универсальные принципы построения красоты: мера, ритм, симметрия, пропорции, композиционное и конструктивное равновесие, соразмерность величин, согласованность форм и цветов, совместимость разных (природных и искусственных) материалов и другие структурные характеристики создания и восприятия гармонии и дисгармонии. Этими принципами руководствовались создатели произведений всех видов искусства и художественных ремесел разных народов, всех стилей и жанров, начиная с древнейших и классики до современного авангарда. Они лежат в основании зарождения и развития художественного конструирования дизайна, технической эстетики. В данной программе все эти принципы преобразованы в общие способы построения красоты для разных видов искусства и художественного труда, достаточно простые, доступные младшим школьникам, но имеющие ясные критерии для того, чтобы отличить прекрасное от ужасного, правильное построение от неверного. На их основе в данной программе интегрированы в единый предмет два курса начальной школы - «Изобразительное искусство» и «Технология».

Объединение в обучении художественных и трудовых процессов значительно увеличивает педагогические возможности при решении одной из главных задач начального образования - воспитания у детей эмоционально-ценностного, положительного отношения к труду. Вместе с тем усиливается влияние на общее развитие детей, и расширяются возможности для развития их индивидуальных способностей. Для занятий искусством такое объединение ценно тем, что принципы красоты дети применяют к самым разнообразным сторонам своей жизни и практической деятельности. В занятия трудом искусство вносит творческое начало и характерное для всякой художественной деятельности стремление к совершенству самых разнообразных трудовых операций. К тому же художественный труд в данной программе включает формирование начальных общетрудовых и специальных умений (преимущественно в сфере ручного труда), которые предусмотрены типовой программой «Технология».

Создание художественного образа с необходимостью требует способности видеть целое раньше частей. Для ее развития в обучении у детей формируется умение выделять в действительности (или в учебном материале) не только сами объекты, их части и отдельные свойства, но и, прежде всего, отношения между ними, действовать с отношениями и, главное, обобщать их, приводить к единству, целостности.

Для развития эстетического сознания детей важно то, что способность воображения формирует у человека умение видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей (и живущих рядом, и тех, кто создавал богатства культуры), а следовательно, принимать близко к сердцу интересы другого человека, его запросы к действительности, его потребности, т. е. делать их личной нравственной потребностью своей индивидуальности. Именно в таком умении лежат корни и эстетического созерцания, и творческого преобразования действительности.

Главная цель курса - развитие общих и художественных способностей ребенка. Способности следует отличать от одаренности в какой-то определенной области науки, техники, искусства. Общечеловеческими способностями в той или иной мере наделены все дети. Одаренность - явление исключительное. Развитие одаренных детей - задача специализированных учебных заведений. В общеобразовательной школе возможно лишь особое внимание, поощрение и индивидуальное отношение, остальные же способности надо развивать у детей, начиная с первого класса.

Занятия изобразительным искусством и художественным трудом развивают у детей общие, художественные и изобразительные способности. Обшими являются те, которые определяют успешность многих или нескольких видов деятельности: это творческое воображение, образное мышление, пространственные представления, комбинаторные, сенсорные (органов чувств) и интеллектуальные способности. Художественные способности проявляются через творческую активность детей и умение воспринимать и создавать красоту: через чувство меры, ритма, симметрию, пропорциональность, композиционное и конструктивное равновесие и другие стороны гармонии, посредством которых дети выразительно реализуют свое отношение к явлениям и событиям своей и окружающей их жизни. Изобразительные способности проявляются в умении ребенка средствами рисунка более или менее точно передавать свои зрительные наблюдения, внешний вид предметов и явлений окружающего мира. У школьников эти способности обнаруживаются в двух качественно различных формах: общей и специализированной.

В младшем школьном возрасте темп развития общих художественных и изобразительных способностей неодинаков. Возможности развития общих и художественных - очень значительны изобразительных - более ограниченны. Проявление собственно изобразительных способностей и их активное развитие происходят как правило, в подростковом возрасте. Именно тогда можно определить у некоторых учеников способность достаточно свободно владеть рисунком и легко осваивать графическую грамоту.

Обучить творчеству нельзя. Оно не подчиняется никаким правилам и указаниям, требует особого состояния, которое непосредственно зависит от индивидуальности ребенка. Но это вовсе не значит, что учитель не может создавать на занятиях такие условия (ситуации), которые содействуют образованию и развитию творческой активности детей. Для создания таких ситуаций на уроках, когда каждый ученик стремится максимально реализовать свои возможности, важны педагогические средства: методические, организационные, игровые... Чтобы в процессе творчества ребенок вместе с тем и учился, такие ситуации должны включать задачи, направленные на освоение новых способов художественной и трудовой деятельности, поставленные или учителем, или самим учеником в соответствии с его замыслом. В постановку задач, наряду с методическими пособиями, непосредственно включаются произведения мастеров искусства и художественного традиционного (народного) и профессионального труда, представляющие собой высшие достижения художественного творчества. Именно произведения художников и мастеров дают учителю возможность влиять на воспитание детей и учить их как изображению, так и изготовлению художественных предметов.

За период начального обучения дети знакомятся с особенностями, свойствами и возможностями многих природных и искусственных материалов, с разными инструментами, а также с основными приемами их применения. Это листовые материалы (бумага и картон разной толщины, структуры и окраски; мягкий металлопластик; цветной прозрачный пластик и др.), текстиль (ткани и нитки различных видов и окраски), древесина, разновидности пластилина и другие мягкие материалы для лепки, проволока, природные материалы (пробка, шишки, сучки и др.), краски (гуашь, акварель, анилиновые и др.), кисти разных форм (плоские и круглые) и размеров (широкие, тонкие, средние), тушь, чернила (черные и цветные), перьевые и шариковые ручки, фломастеры, палитра, ножницы, разные виды клея, иглы и т. п.

В зависимости от того, что преобладает в содержании урока: изобразительное искусство или художественный труд, различают уроки: собственно изобразительного искусства (живопись, графика, декоративная роспись); собственно художественного труда (конструирование, дизайн, шитье, вышивка и другие работы с текстилем и т. п.); и смешанного типа (эстамп, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство и т. п.). .

В организации единства учения и творчества детей эти уроки выполняют следующие функции.

1. Обсуждение детских работ формирует у детей действие оценки и развивает способность к эстетическим суждениям. в Результате обсуждения дети отбирают несколько рисунков для сменной выставки в классе. Обсуждения и выставки заменяют отметки, которые учитель никогда не ставит. Именно на этой части занятия начинается формирование у детей совмещенной позиции «художник-зритель»: сначала на материале детских работ, когда один ученик является автором-художником, другие - зрителями; потом - по ходу бесед с детьми о произведениях искусства.

2. Решение учебных задач и заданий имеет целью введение новых способов художественной деятельности или новых материалов и инструментов, а также опробование учебных действий моделирования, определенных операций. Особенности новых способов раскрываются ученикам через анализ художественной формы произведений мастеров искусства и ремесел

В программе соединены уроки изобразительного искусства и трудового обучения таким образом, чтобы в одном учебном полугодии проводилось по два занятия в неделю.


СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

34 часа в год, 1 час в неделю

На третьем году обучения продолжается освоение способов организации композиционных и конструктивных отношений в изобразительном искусстве и художественном труде.

Содержание обучения разворачивается по следующим взаимосвязанным разделам:

1. Способы построения композиции и конструкции: структура рабочего поля, композиционное и конструктивное равновесие

(18 ч)

Структура рабочего поля - это то относительное (а не абсолютное) членение двумерного или трехмерного пространства рисунка, картины, скульптуры или изделия на центр - середину, верх - низ, левую - правую стороны, внутри кот

орого будет происходить поиск композиции или конструкции задуманной учеником работы.

Симметричные построения типа зеркального отображения являются примером полного конструктивного равновесия. Перемещение изображений или элементов в структуре рабочего поля позволяет ученикам искать несимметричные варианты равновесия. Сначала по признакам величины, потом - формы, светлотности и тональности цвета.

Симметричные конструкции, в отличие от композиции, которая всегда пространственно ограничена, могут не иметь явных границ. От того, в каком месте рабочего поля оказалось то или иное изображение, будет зависеть, каким оно будет восприниматься на картине: тяжелым или легким, падающим или лежащим, движущимся или неподвижным и т. п. Поэтому один из способов композиции состоит в поиске места каждого изображения в структуре рабочего поля и установлении отношения между ними.

2. Динамические отношения (связи) композиции (18 ч)

Внутри композиционного равновесия происходит поиск учениками простых динамичных и статичных мест изображения в структуре рабочего поля относительно друг друга. В этом поиске условно выделяются формальные и эмоционально-содержательные композиционные связи. Поиск формальных связей (группировки, пространственные сближения - удаления и т. п.) служит условием создания выразительности - содержательности рисунка. Еще большие возможности для этого содержит следующий раздел обучения.

3. Контраст - аналогия

Используя отношения контраста и аналогии в композициях и в конструкциях, можно выразить самые инновационные мысли через связи изображений по любому признаку:цвету, форме, очертаниям и др. Поэтому ученики пробуют осваивать их начиная с наиболее простых (отношения величин и светлотности цвета) и кончая более сложными (контраст цветов, форм и направленности движений).

Поиск цветовых контрастов и аналогии требует ознакомления с закономерностями цветового спектра. Эта учебная работа выполняется сначала путем пробы смешения трех основных цветов (желтого, красного, синего) и получения таким образом цветов промежуточных (оранжевого, фиолетового, зеленого), потом - путем построения цветовых рядов. Смешивая хроматические (окрашенные) и ахроматические (черный, белый, серый) цвета, ученики образуют приглушенные цвета (ряд коричневых, серо-зеленый, серо-синий, серо-розовый и т. п.). Только после этого ученикам демонстрируется цветовой круг, на противоположных участках которого они ищут расположение цветов, образующих гармоничные или дисгармоничные цветовые контрасты.

4. Пропорции предметов и изображений: выразительность и характерность (20 ч)

Пропорциональность на данном этапе занятий вводится только на примере непосредственного зрительного восприятия различий по характерности и выразительности плоских и объемных изображений скульптур и поделок реальных и фантастических животных.

5. Рисунок пером (12 ч)

В этом разделе дети осваивают только технику рисунка пером с декоративными штриховками. Занятия включают как учебно-тренировочные, так и творческие задания.

6. Пластичность и соразмерность очертаний изображений и предметов (18 ч)

Предлагается разными способами изображение очертаний объектов, более сложных по конструкции, чем в прошлом году. Строение этих объектов и изображений связывается со сменными типами симметрии. Ученики пробуют реализовать эти способы в разных жанрах и техниках.

В течение года расширяется и углубляется опыт учеников в создании уже знакомых им живописных, графических, декоративных, скульптурных и макетных работ, пробуются новые приемы и техники художественного труда: декоративные оттиски краской, эстамп (гравюра на бумажной основе), вышивание крестом, прокалывание шилом, сборка и новые виды крепления деталей по схемам и другие виды художественно-технической работы.

Учебно-тематическое планирование по изобразительному искусству


Класс : 3 А

Учитель: Сотникова Ольга Степановна


Количество часов всего 34 часа,

в неделю 1часа,

34 учебные недели.


Планирование составлено на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал