- Учителю
- Роль фольклора в развитии учащихся начальных классов
Роль фольклора в развитии учащихся начальных классов
Роль фольклора в развитии учащихся начальных классов.
Э
то народное творчество принято называть фольклором. Фольклор обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир - яркий, радостный, наполненный жизненной. У каждого народа издавна существует культура звучащего слова, своеобразная устная литература. Силой и красотой.
На протяжении веков русский народ создавал бесценные памятники искусства слова: былины, сказки, песни, частушки, пословицы и поговорки, загадки, заклички, потешки, прибаутки, считалки.
Уже до школы ребёнок бывает знаком с фольклором. В детстве мама ему пела колыбельные песни. Когда он немного подрастал, их сменяли потешки-песенки и стихи к первым играм ребёнка с пальцами, ручками, ножками. Позднее наступает черёд прибауток. А сколько считалок знают ребята? «На златом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич»… «Эники-беники ели вареники» … А всякие скороговорки типа: «Дождик, дождик пуще! Дам тебе гущи!» Или приговорки: «Божья коровка, улети на небо, там твои детки кушают конфетки» А это ведь тоже фольклор. Таким образом, ребёнок уже до школы знаком с фольклором и самыми любимыми у них бывают сказки. Ведь в них происходят чудеса: скачет Сивка-бурка, вещая каурка с добрым молодцем в седле; катится клубочек и ведёт добра молодца к заветной цели; летит ворон с живой водой в клюве, важно идёт петух с косой за плечами. Волк-дурень сидит у проруби и хвостом рыбу ловит. Но …»Сказка ложь. Да в ней намёк, добрым молодцам урок», -говаривал русский поэт. Сорвал купец в заколдованном саду аленький цветочек, какого нет краше на белом свете, и за это он должен был послать к зверю лесному, чуду морскому, свою любимицу- младшую дочку. А дочь за великую доброту полюбила чудо, и страшилище превратилось в прекрасного доброго молодца. Это сделала любовь. И это тоже, правда, и то же намек. Разве так в жизни не бывает, а главное, разве так не должно быть? В сказках, даже в самых чудесных и волшебных - все, правда и всё - намёк. В них глупость, жадность и чванство всегда в проигрыше, так же как и в самой жизни, а ум, сердечность, доброта и благородство всегда торжествуют. Ребята знают, что сказка учит их быть добрыми и справедливыми, противостоять злу. Она утверждает народные принципы жизни: честность, преданность, смелость, коллективизм. Так, например. Сказка « Репка». Ребята говорят не только то, что репу лучше дёргать вдвоём, втроём и т. д., но и то, что дело лучше всего делать вместе.
При изучении сказок, ребята активно участвуют в работе: это и пересказ сказки. Чтение по ролям, составление диафильма, рисование иллюстраций к сказкам.
Сказка не только поучительна, она содержит много пословиц, поговорок. Например, «Как аукнется, так и откликнется» или «Долг платежом красен».
В течение многих веков накапливаются в языке народа краткие изречения- пословицы и поговорки. В них выражаются опыт, знания, полученные народом в труде, в наблюдениях за жизнью. Пословицы и поговорки используются в устной речи. «Без пословицы речь не молвится», «Красна речь пословицей»,- говорит русский народ. Знание пословиц, поговорок, загадок обогащают речь человека, помогают ему находить точные и остроумные ответы на вопросы, развивают память.
В своей педагогической деятельности большое внимание уделяю музыкально - эстетическому воспитанию детей.
Эту работу я начинаю с первых дней пребывания ребёнка в школе. На самом первом уроке мы поём самые известные детские песни, которые знают многие дети. Уровень музыкальной подготовки детей бывает разный: некоторые дети, которые посещали детский сад, чисто интонируют, а другие, которые воспитывались дома, не умеют петь вообще. Основная задача учителя на первом этапе заключается в том, чтобы отработать у детей простейшие коллективные действия: сидеть, стоять, слушать, петь
Эту работу я начинаю со знакомства детей с народной песней. Создатели народных песен воспевают добро, мужество, человеколюбие, справедливость. Знакомство с народной песней расширяет представление ребёнка о народном музыкально- поэтическом языке. С его помощью формируется художественно- образное мышление детей. На примерах простых попевок, детских песен, ребята подготавливаются к освоению основных выразительных средств в музыке. В своей работе я стараюсь сначала использовать игровой материал: песни, попевки, прибаутки, заклички, которые по своей природе близки детям. Так, например, песни «Птичка», «Зайчик», «Кисонька - мурысонька», «Сорока» и т. д. понятны детям и они поют их с большой охотой.
Чтобы заинтересовать учащихся песней, стараюсь подбирать такой песенный материал, в котором можно соединить пение с движением. Так, например, в песне «На горе-то калина» ребята с удовольствием изображают как «девицы гуляли», « калину ломали», «во пучочки вязали» «на дорогу бросали». В хороводной песне «Как в лесу, лесу, лесочке» с помощью танцевальных движений изображают как «гуляла девица», затем « срывала цветочки», да «сплетала веночки».
Так в процессе такой работы у ребят появляется интерес к песне и музыке вообще. Так же в процессе работы над песней учащиеся овладевают певческими навыками - это чистое интонирование простейших попевок, мягкая атака звука, пение в унисон, пение на цепном дыхании, работа над дикцией, звукообразованием т. д..
Кроме работы над певческими навыками, одновременно ведётся работа по овладению игрой на музыкальных инструментах: бубнах, металлофонах, ложках треугольнике и т. д.. Сначала ребята учатся отбивать ритм в песне, в произведении, а потом играют несложный ритмический рисунок. Игра на инструментах, коллективное исполнение музыки развивает способности учащихся, их музыкальный кругозор.
Дети не только сами играют простые песенки такие как «Я на горку шла», «Во саду ли, в огороде», «Во поле берёза стояла», но и знакомятся с отдельными музыкальными инструментами (баян, гитара, домра, балалайка), с оркестром русских народных инструментов, знакомятся с композиторами, которые используют народные песни в своём творчестве. Так, например, слушание таких произведений как « Камаринская» М . И. Глинки, отрывок из оперы «Сказка о царе Салтане» «Три чуда» Н. А. Римского-Корсакого, «Русский танец из балета П. И. Чайковского и т. д. знакомят ребят с лучшими образцами классической музыки.
После того как учащиеся усвоят элементарные певческие навыки, я начинаю работать с ними над двухголосьем. Эту работу я так же провожу от простого к сложному. Сначала поём на два голоса только два звука, затем попевки, которые состоят из трёх звуков, далее поём уже целые фразы, ввожу пение каноном, а потом уже исполняем песни на два голоса. Это «Земелюшка - чернозём», «Как у наших у ворот», «Как пошли наши подружки», Со вьюном я хожу».
Ребята не только поют песни, но и через песни узнают о жизни народа, о его прошлом и настоящем. Пословицы, песни, обряды, сказки давали людям эстетическое наслаждение и одновременно определённый объём жизненно - необходимой информации. Упражнения в выразительном, чётком и эмоционально - ярком произнесении народно - поэтических текстов повышают речевую культуру детей.
Со своими ребятами мы часто выступаем на концертах перед родителями, учащимися начальных классов, гостями школы. На всех мероприятиях, которые проходят в школе, ребята с удовольствием поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах. Многие дети по - настоящему увлеклись музыкой и обучаются игре на инструментах в музыкальной школе.