- Учителю
- Рабочая программа по изобразительному искусству ('Перспектива', 1 класс)
Рабочая программа по изобразительному искусству ('Перспектива', 1 класс)
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» в 1 классе разработана на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования (2009 г.), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Примерной программы начального общего образования (2010г.), Базисного учебного плана начального общего образования, Учебного плана МБОУ «СОШ №8»,авторской программы Т.Я. Шпикаловой и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
1.Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова. Изобразительное искусство. Учебник. 1 класс. М.: «Просвещение», 2011г.
2. Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 1 класс. М.: «Просвещение», 2011 г.
3. Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова. Изобразительное искусство. Методическое пособие. М.: «Просвещение», 2011 г.
Общая характеристика учебного предмета
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Цели курса:
-воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
_ развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
_ развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
_ совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
_ развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
_ освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне - их роли в жизни человека и общества;
_ овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Место учебного предмета в учебном плане
Программа основного общего образования по изобразительному искусству составлена в соответствии с количеством часов, указанным в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Изобразительное искусство» изучается в 1 классе 1 час в неделю, за год- 33 часа.
Основное содержание программы.
ВИДЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу.
Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере
культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет - основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина - раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём - основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин - раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон - сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев,
морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России .
АЗБУКА ИСКУССТВА
(ОБУЧЕНИЕ ОСНОВАМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГРАМОТЫ).
КАК ГОВОРИТ ИСКУССТВО?
Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе - больше, дальше - меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.
Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.
Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.
Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.
ЗНАЧИМЫЕ ТЕМЫ ИСКУССТВА.
О ЧЁМ ГОВОРИТ ИСКУССТВО?
Земля - наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д.
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского изарубежного искусства, изображающих природу (например,А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.). Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства.
Родина моя - Россия. Роль природных условий в характеристике традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней, духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных
народов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
ОПЫТ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности.
Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).
Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой.
Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъёмки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.
Планируемые результаты изучения курса "Изобразительное искусство"
В результате изучения изобразительного искусства учащийся 1 класса должен:
знать:
-
значения слов: художник, народный мастер; краски, палитра, композиция, силуэт, иллюстрация, форма, размер, линия, штрих, пятно; аппликация, коллаж, флористика;
-
отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
-
основные средства выразительности графики, живописи, декоративно-прикладного искусства;
-
основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;
-
эмоциональное значение тёплых и холодных цветов;
-
особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;
-
правила безопасности и личной гигиены, правила планирования и организации работы;
уметь:
-
организовать своё рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой;
-
применять элементарные способы работы живописными и графическими материалами для выражения замысла, настроения;
-
передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
-
составлять композиции с учётом замысла;
-
применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, представлению), в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях;
-
рисовать кистью без предварительного рисунка элементы народных орнаментов: геометрические (точка, круг, прямые и волнистые линии) и растительные (листок, травка, усики, завиток);
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
проявления эмоционального отношения к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру;
-
выражения собственного мнения при оценке произведений искусства;
-
проявления нравственно-эстетического отношения к родной природе, к Родине, к защитникам отечества, к национальным обычаям и культурным традициям;
-
проявления положительного отношения к процессу и к результатам труда - своего и других людей.
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству
Класс: 1 г
Учитель: Щетинина Н.С.
Количество часов в неделю- 1, всего -33 часа.
Календарно-тематическое планирование составлено на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования (2009 г.), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Примерной программы начального общего образования (2010г.), Базисного учебного плана начального общего образования, Учебного плана МБОУ «СОШ №8»,авторской программы Т.Я. Шпикаловой и ориентировано на работу по учебно-методическому комплекту:
1. Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова. Изобразительное искусство. Учебник. 1 класс. М.: «Просвещение», 2011г.
2. Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 1 класс. М.: «Просвещение», 2011 г.
3. Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова. Изобразительное искусство. Методическое пособие. М.: «Просвещение», 2011 г.
№
Тема урока
Кол-во
часов
Характеристика деятельности
учащихся или виды учебной
деятельности
Планируемые результаты
освоения материала
Дата проведения
предметные
метапредметные
план
факт
1
Художник и зритель. Между художником и зрителем нет непреодолимых границ
1
Рассматривать пейзажи живописцев, запечатлевших
осеннюю природу. Различать краски осени на картинах
живописцев и соотносить их c цветами в осенней природе родного края и описаниями их в стихотворениях
поэтов. Высказывать суждение о понравившемся осеннем пейзаже живописца.
Объяснять смысл понятий изобразительное искусство,
живопись, пейзаж, художественный образ.
Сравнивать произведения художников, находить в них
общее и различное в показе осенней природы.
Знать правила работы с материалами и инструментами; знать последовательность расположения цветов в спектре; умение организовать своё рабочее место.
Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов.
2
Жанр пейзажа. Изучение свойств цвета в процессе создания композиций - основные и составные цвета. «Какого цвета осень?»
1
Работать по художественно-дидактической таблице.
Анализировать изображение, выполненное приёмом красочного пятна и линии. Выполнять упражнение:
наносить кистью красочные пятна акварелью или гуашью и
изображать с помощью линий деревья согласно художественно-дидактической таблице.
Творческое задание с использованием
средств выразительности языка живописи.
Устно описывать замысел своей творческой композиции «Золотая осень» перед началом работы. Выбирать
соответствующие замыслу живописные материалы. Изображать по памяти, по воображению картину «Золотая
осень», используя в работе выразительные средства живописи (красочное пятно, линия) и выражать в ней своё отношение к природе родного края средствами художественного образного языка живописи.
Подведение итогов Обсуждать творческие работы одноклассников, давать оценку результатам своей и их творческо-художествен-
ной деятельности.
Объяснять смысл понятий изобразительное искусство, живопись, пейзаж, художественный образ.
Выполнять упражнение: наносить кистью красочные пятна акварелью или гуашью.
Овладение логическими действиями сравнения, классификации по родовидовым признакам, построение рассуждения.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов.
3
Наблюдение и зарисовка разнообразных декоративных форм в природе. «Твой осенний букет»
1
Рассматривать произведения декоративно-прикладного и народного искусства. Определять, из каких
простых элементов составлены их композиции.
Объяснять значение новых понятий композиция, аппликация, коллаж.
.
Определять, какие художественные изображения составлены
из природных и рукотворных материалов.
Работать по художественно-дидактической таблице.
Анализировать порядок и приёмы выполнения декоративного изображения осеннего букета с помощью отпечатка с готовой формы (листьев деревьев и кустарников).
Устно описывать замысел композиции своего осеннего букета и выбирать материалы для её выполнения.
Сверять последовательность своих действий при выполнении творческой работы с художественно-дидактической таблицей. Создавать декоративную композицию
«Осенний букет» приёмом отпечатка с готовой формы
(листьев) или способом аппликации из осенних листьев
и выражать в ней своё отношение к осенней природе
средствами художественного образного языка декоративно-прикладного искусства.
Подведение итогов Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
Объяснять значение новых понятий композиция, аппликация, коллаж.
Создавать декоративную композицию «Осенний букет» приемом отпечатка с готовой формы (листьев).
Выражать свое отношение
Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов, схем решения практических задач.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов.
4
Способы построения простой композиции при изображении природы. «Осенний лес»
1
Рассматривать пейзажи живописцев, запечатлевших осеннюю природу при разных погодных условиях. Различать характерные признаки изменений в осенней природе, сопоставлять их с художественными изображениями на картинах художников и в стихотворениях поэтов и русских народных пословицах.
Сравнивать живописные произведения и выявлять цветовую гамму разных состояний природы и приёмы
изображения. Находить общее и различное в изображении родной природы в разную погоду и в передаче изменчивости её состояний с помощью цвета в пейзажах
отечественных художников.
Анализировать изображение живописного средства вы-
разительности - раздельного мазка, зависимость характера изображения от формы (вида), размера и направления мазка. Кистью и красками наносить удлинённые и точечные раздельные мазки разной формы и
направления с целью создания изображения дерева.
Кистью и красками наносить удлиненные и точечные раздельные мазки разной формы и направления с целью создания изображения дерева
Формирование умения понимать причины успеха
(неуспеха) учебной деятельности.
5
Изображение простого натюрморта с натуры. «Ветка рябины»
1
Рассматривать произведения живописи и декоративно-прикладного и народного искусства, запечатлевших
образ осенней рябины в природе. Рассказывать о своих впечатлениях от их восприятия.
Различать разнообразные формы в природе и узнавать
их изображения в произведениях декоративно-прикладного и народного искусства и живописи.
Объяснять смысл понятий живопись и декоративно-прикладное и народное искусство.
Сравнивать изображения рябиновых ветвей, листьев, ягод в разных произведениях изобразительного (пейзаж, натюрморт) и народного искусства, находить, в чём состоит их сходство и различия.
Решать, какие по виду (форме) раздельные мазки подойдут для изображения ягод и листьев (точечные, вытянутые, дугообразные). Изображать кистью и красками ягоды рябины с помощью печатки. Рисовать декоративную композицию нарядной осенней ветки рябины
и выражать в творческой работе своё отношение к красоте рябиновых веток средствами декоративной композиции.
Объяснять смысл понятий живопись и декоративно-прикладное и народное искусство
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов.
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
6
Жанр натюрморта. Создание композиции на заданную тему на плоскости. «Хлебные дары земли»
1
Рассказывать о своих впечатлениях от восприятия красоты разнообразных форм обыденных предметов и
даров осени в природе и о чувствах, которые они вызывают. Рассматривать натюрморты живописцев. Различать формы, цвета, размеры осенних плодов в природе и находить соответствие им в изображениях плодов в натюрмортах живописцев.
Объяснять значение понятия натюрморт.
Сравнивать произведения разных художников, находить сходство и различия в изображении даров природы в них. Определять центр композиции, место и характер расположения плодов относительно него.
Рисовать по памяти, по представлению натюрморт «Первый каравай», «Вкусный хлеб», «Хлебные дары
земли» (по выбору). Отбирать для изображения в нём разные по размерам, форме, цветовой окраске хлебные изделия, выделять цветом главный предмет и определять его месторасположение в композиции. Выражать
в творческой работе своё отношение к щедрости природы средствами художественного образного языка живописи.
Определять центр композиции, место и характер расположения плодов относительно него
Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов, схем решения практических задач.
Формирование умения понимать причины успеха
(неуспеха) учебной деятельности.
7
Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. «Элементы татарского орнамента»
1
Характеризовать художественные изделия, выполненные мастерами, узнавать их своеобразный узор и называть его элементы. Высказывать свои впечатления от восприятия татарского орнамента изделий.
Объяснять смысл понятий орнамент, ритм.Работать по художественно-дидактической таблице
народного мастера. Анализировать узор: цветовую гамму, порядок чередования.
Повторять за народным мастером узор, сверять свои действия с таблицей.
Творческое задание с использованием приёмов кистевого письма.
Составлять свою композицию узора на основе образца.
Выражать в творческой работе своё отношение к красоте природы с помощью приёмов кистевого письма.
Узнавать основные элементы татарского национального орнамента
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
8
Украшение закладки или открытки простым орнаментом, используя чередование растительных элементов. «Хохломские узоры»
1
Характеризовать изделия золотой Хохломы. Определять своими словами самое главное в них (травный узор
и палитра расписных бытовых предметов (посуды) разнообразной формы из дерева).Работать по художественно-дидактической таблице.
Повторять за народным мастером элементы травного орнамента Хохломы («травинки», «капельки» «усики»,
«завитки», «кустики») и сверять свои навыки работы кистью с художественно-дидактической таблицей.
Выполнять упражнение на повтор приёмов кистевой
росписи элементов травного орнамента хохломского узора. Завершить узор из «ягод» и «травинок» с помощью
кисти и печатки. Сверять рисунок с таблицей. Выражать в творческой работе своё отношение к красоте природы средствами приёмов кистевого письма.
Объяснять смысл понятий орнамент, ритм.
Повторять за народным мастером хохломской узор
Овладение способностью принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
9
Коллективная работа. Проект «Щедрый лес и его жители»
1
Рассматривать работы одноклассников, созданные в течение первой четверти и давать им оценку.
Участвовать в коллективной работе по завершению проекта «Щедрый лес и его жители».
Выбирать рабочую группу в соответствии со своими интересами.Выполнять творческое задание в малых группах согласно поставленной задаче:
составить и оформить коллективную композицию
пейзажа из работ одноклассников в группе пейзажи-
стов;
создать композицию поляны из осенних листьев,
подкрашенных для яркости акварелью, гуашью в группе лесников;
составить коллективную композицию панно «Осенний букет» из работ одноклассников, выполненных приёмом печатания с готовых форм (листьев), украсить букет рисунками веток с гроздьями рябины в группе флористов;
расписывать тарелочки для фруктов и овощей по мотивам травного хохломского узора в группе народных
мастеров;
вылепить из пластилина овощи, фрукты, которые первоклассники изображали в натюрмортах, и
разместить их на узорных тарелочках в группе скульпторов.
Участвовать в коллективной деятельности по завершению проекта
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
10
Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Восприятие произведений народных мастеров из Каргополя
1
Рассказывать о своих впечатлениях от восприятия глиняных игрушек народных мастеров из Каргополя и
храмовых построек в городе. Выявлять художественные особенности формы и узоров каргопольской игрушки,
сходство её формы с монументальностью здания храма
и высказывать своё отношение к творениям народных мастеров из Каргополя.Сопоставлять форму, цвет знаков-символов с природными явлениями и рассказывать об их связи с природой.
Работать по художественно-дидактической таблице.
Рассматривать изображения знаков солнца, земли, зёрен, находить знаки-символы, из которых составлен
узор изделия, и объяснять их смысл, выявлять цветовую палитру каргопольской росписи.
Повторять элементы каргопольского узора (знаки-символы солнца, дождя, земли, зёрен) за народным
мастером по таблице. Рисовать их сразу кистью. Использовать палитру каргопольского узора. Выражать
в творческо-художественной деятельности своё эмоционально-ценностное отношение к красоте природы с помощью приёмов кистевого письма.
Рассматривать изображения знаков солнца, земли, зерен, находить знаки-символы.
Повторять элементы каргопольского узора.
Формирование умения понимать причины успеха
(неуспеха) учебной деятельности.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов.
11
Сказочные образы народной культуры в декоративно-прикладном искусстве. «Русская глиняная игрушка»
1
Рассматривать каргопольские глиняные игрушки. Объяснять смысл древних образов, воплощающих представления русского народа о добре и красоте. Узнавать геометрический узор и цветовую гамму каргопольских игрушек и отличать их по этим признакам от глиняных игрушек, изготовленных народными мастерами в других регионах России.
Работать по художественно-дидактической таблице
народного мастера: рассматривать порядок и приёмы лепки (примазывать отдельные части, делать налепы,
заглаживать поверхность) каргопольской игрушки из целого куска глины (пластилина). Соблюдать последовательность в работе. Отличать приёмы лепки каргопольской игрушки из целого куска глины от других видов лепки глиняной игрушки.
Рассматривать порядок и приемы лепки каргопольской игрушки из целого куска глины, пластилина
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
12
Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. «Зимнее дерево»
1
Рассматривать произведения графики, запечатлевшие образ зимней природы в разных её состояниях, и рассказывать о своих впечатлениях от их восприятия.
Сравнивать изображение зимней природы в различных видах искусства с реальной природой. Определять,
какими художественными средствами переданы признаки холодного дня, оголённые зимой кустарники и травы, простор и тишина в графическом пейзаже.
Объяснять смысл понятия графика.
Сравнивать произведения разных художников-графиков и находить сходство и различия в изображении зимней природы.Работать по художественно-дидактической таблице.
Выбирать по ней подходящие графические приёмы для создания своего образа зимнего дерева и использовать их на практике. Различать разнообразие штрихов, линий и рассматривать превращение художественных графических приёмов в художественное изображение разных деревьев (ель, могучий дуб, берёза )
Выполнять упражнение по созданию образа зимнего дерева с помощью приёмов замкнутого контура, штриха, дугообразных или спиральных линий.
Изображать по памяти, по представлению деревья в заснеженном лесу и выражать в творческой работе своё
эмоционально-ценностное отношение к красоте зимней природы с использованием разнообразных линий.
Объяснять смысл понятия графика.
Сравнивать произведения разных художников-графиков, находить сходство и различие в изображении зимней природы
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
13
Композиция пейзажа в графике «Зимний пейзаж»
1
Рассматривать произведения художников-пейзажистов, запечатлевших красоту зимней природы в разное время суток. Определять своими словами главное в них. Высказывать своё отношение к понравившемуся зимнему пейзажу в технике живописи или графики.
Сравнивать живописные и графические пейзажи, находить в них сходство и различия в передаче красоты зимней природы. Выявлять в живописных пейзажах характерные для зимы оттенки цвета в состоянии дня
и лунной ночи.
Выбирать характер линий для создания образа зимнего дня и ночи и создавать графическими средствами
выразительные образы природы в это время суток. Выявлять в композиции дневное и ночное изображение
зимней природы. Подбирать цвета для изображения снегопада днём и ночью.
Дорисовать по памяти, по представлению чёрной и белой линиями заданную композицию зимнего пейзажа
«День и ночь». Использовать приёмы рисования белой линией на чёрном и чёрной линией на белом. Выражать
в творческой работе своё отношение к красоте зимней природы с помощью графических приёмов.
Использовать приемы рисования белой линией на черном и черной линией на белом
Овладение способностью принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
14
Определяющая роль природных условий в характере традиционной культуры народа. «Вологодское кружево»
1
Рассматривать произведения графики и кружевное изделие. Определять своими словами главное в них. Высказывать своё отношение к ним и к красоте зимней природы. Сравнивать элементы кружева с объектами реальной природы и изображением их в произведениях графики, узнавать линии, разные по виду, и называть их,
находить аналогии с художественными образами в поэзии.
Объяснять смысл понятий симметрия, асимметрия, ритм.Рисовать свой белый кружевной узор на цветной бумаге с использованием элементов (по выбору): дерево, ёлочка, цветок, птица, зверь, Снегурочка, Снежная королева. Выражать в творческой работе своё отношение к красоте зимней природы с помощью разнообразных белых линий.
Объяснять смысл понятий симметрия, асимметрия, ритм
Рисовать свой белый кружевной узор на цветной бумаге
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
15
Создание композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве. «Новогодние игрушки»
1
Рассматривать лаковую миниатюры (Мстёра). Узнавать и называть приёмы (цвет, ритм, симметрия), с помощью которых народный мастер передаёт праздничное настроение. Рассказывать о своих впечатлениях от его восприятия.
Сопоставлять приёмы передачи праздничного новогоднего настроения в произведении народного мастера и
живописном портрете, находить сходство и различия.Участвовать в обсуждении выразительных средств передачи настроения праздника в декоративно-прикладном и живописном искусстве, роли композиции, цвета
и ритма, симметрии.
Решать, какие предметы войдут в собственную композицию, как их расположить в композиции (ближе -дальше), как чередовать их по размеру, форме, цвету.
Рисовать по памяти, по представлению декоративную композицию из новогодних игрушек с использованием
средств художественной выразительности (линии, цветные пятна) и приёмов выполнения декора (раздельный мазок, кистевое письмо, отпечаток тычком и др.). Выражать в творческой работе своё отношение к новогоднему празднику известными художественными приёмами и средствами выразительности.
Определять место игрушек в композиции, расположение их в изображении на плоскости.
Решать, какие предметы войдут в собственную композицию и как их расположить, чередовать
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов.
16
Коллективная работа. Проект «Оформление класса к Новому году»
1
Характеризовать работы одноклассников, созданные в течение второй четверти, и давать оценку им.
Работать в группах: определять задачу работы, распределять виды работ между членами группы, устанавливать сроки выполнения работы по частям и в целом, оценивать промежуточно и в целом результаты работы в выбранной рабочей группе:
создать коллективное панно «Я люблю тебя, Россия» с использованием рисунков одноклассников, в которых отражена зимняя природа родной земли, в группе художников-пейзажистов;
вылепить фигурки сказочных персонажей и украсить их по мотивам каргопольских узоров (импровизация) в группе игрушечных дел мастеров;
создать коллективную композицию «Новогодние украшения праздничной ёлки» в группе знатоков натюрморта;
выполнить украшения (вырезанки-снежинки, новогодние персонажи, сказочные деревья) для окон в группе художников-дизайнеров.
Принять участие в изоэстафете «Конкурс новогодних фантазий», дополнить свою часть проекта изделиями из бумаги, использовать при этом разнообразные приёмы обработки бумаги.
Выполнять творческую задачу, стоящую перед группой и всем коллективом согласно условиям.
Подводить итоги работы совместного творчества.
Участвовать в коллективной деятельности по завершению проекта
Формирование умения понимать причины успеха
(неуспеха) учебной деятельности.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов.
17
Наблюдение и зарисовка разнообразных декоративных форм в природе. «По следам зимней сказки»
1
Различать в зимней природе цветовые сочетания, разнообразные линии в извивах стволов и ветвей деревьев,
в узорах оград и декоре архитектурных сооружений города и села, необычные формы сугробов и т. п. и находить их в произведениях художников-живописцев и народных мастеров.
Сравнивать изображение зимних жилых построек в произведениях живописи и народного искусства. Находить сходство и различия. Выявлять ритм форм, вертикальных и горизонтальных линий в их композициях. Приводить примеры сказочных зимних построек на основе своих наблюдений природы в натуре или их описаний из прочитанных поэтических произведений.Работать по художественно-дидактической таблице.
Анализировать постройки по размеру (высокое или приземистое), по составу объёмов (разнообразие пристроек
и башенок), по материалу (ледяное, лубяное, хрустальное, алмазное), цвету (искрящееся, серебряное и т. д.)Придумывать, каким будет жилище твоего сказочного героя. Подбирать с помощью таблицы состав его архитектурных элементов. Выбирать краски (тёмные, нежные, светло-голубые, розовые, сиреневые), приёмы
работы кистью (раздельный мазок, линия штрих, цветное пятно) в соответствии с замыслом (дворец, терем, избушка, хоромы). Рисовать дом, в котором живёт один из героев зимней сказки (волшебница-зима, Снегуроч-
ка, Метелица, Дед Мороз, Морозко и т. п.). Выражать в творческой работе своё отношение к изображению об-
раза зимнего дома для одного из сказочных персонажей.
Анализировать постройки по размеру по составу объемов, по материалу, цвету
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
18
Красота и гармония общения с природой в искусстве как отражение внутреннего мира человека. «Зимние забавы»
1
Рассказывать о забавах, играх, в которые школьникам нравится играть зимой, использовать свой жизненный опыт и наблюдения, приводить примеры из поэтических произведений. Высказывать суждение о понравившемся произведении живописи, народного мастера
или учебной работе сверстников.
Участвовать в обсуждении содержания, особенностей композиции сюжетно-тематической картины и цветовых сочетаний, помогающих художникам и народным мастерам передать различные настроения людей в своих произведениях.Рисовать по памяти, по представлению картину «Зимние забавы» на один из сюжетов: «Лыжные гонки», «Учимся кататься на коньках», «Строим ледяную гору».
Изображать человека в движении согласно замыслу.
Показывать в композиции конкретные действия людей и их настроение. Выражать в творческой работе своё
отношение к красоте природы, к зимним забавам посредством известных средств выразительности.
Объяснить смысл понятия сюжет.
Изображать человека в движении согласно замыслу
Овладение способностью принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
19
Представления народов о красоте человека, отраженные в искусстве. «Образ богатыря»
1
Рассматривать произведения русских художников и народных мастеров на темы героического эпоса и исторического прошлого нашей Родины. Определять свои-
ми словами самое главное в них. Рассказывать о своих впечатлениях от восприятия этих произведений.
Сравнивать образы воинов и их доспехи в произведениях разных художников, средства художественной выразительности, которые используют мастера живописи и декоративно-прикладного и народного искусства, находить общее и различное.
Устно описывать замысел своей композиции и главного героя композиции в воинском снаряжении (одинокая фигура или во взаимодействии с окружающими - соратниками или противниками). Рисовать по памяти, по представлению русского воина-богатыря и
украшать его шлем и щит орнаментом. Выражать в творческой работе своё отношение к образу русского воина-
богатыря средствами живописи, тщательной проработки фигуры, доспехов, деталей декора.
Рисовать по памяти, по представлению русского воина и богатыря, украшать его шлем и щит орнаментом
Формирование умения понимать причины успеха
(неуспеха) учебной деятельности.
20-21
Изготовление эскизов и моделей игрушек, посуды по мотивам народных промыслов. «Дымковская игрушка»
2
Рассматривать народные дымковские игрушки, находить образы животных, птиц, человека в игрушечных фигурках Дымки и определять своими словами самое главное в их форме и декоре.
Сравнивать образы фигурок человека («нянек» и «барынь»), находить в них общее и различное.Участвовать в обсуждении художественного своеобразия форм и орнамента, цветовой гаммы дымковской глиняной игрушки (округлость, статность фигуры барыни,
стройность коня, богатство оперения хвоста и элементов декора птицы).Лепить дымковскую игрушку (по выбору) приёмами лепки по частям или расписывать вылепленную из пластилина фигурку либо бумажный силуэт дымковской игрушки, следуя советам мастера. Выражать в творческой работе своё эмоционально-ценностное отношение к образам дымковской игрушки приёмами кистевого
письма.
Лепить дымковскую игрушку приемами лепки по частям или расписывать вылепленную из пластилина фигурку
Овладение способностью принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
22
Эскизы народных костюмов. «Наряд русской красавицы»
1
Рассматривать произведения художника-живописца, посвящённые весенней пахоте и русской красавице в народном традиционном костюме, и произведения народного и декоративно-прикладного искусства (народных костюмов разных регионов России) и высказывать свои впечатления от их восприятия.
Сравнивать народный женский костюм из северных регионов России с народным костюмом из южных. Определять, из каких элементов они состоят, какие цвета в них преобладают, и объяснять, в каких местах костюма располагается орнамент и каково его значение в декоре костюма.Выбирать художественные приёмы для осуществления своего замысла творческой работы. Рисовать по-своему (или выполнить в технике аппликации) наряд девицы-красавицы. Выражать в творческой работе своё эмоционально-ценностное отношение к традиционному народному костюму.
Рисовать по-своему наряд девицы-красавицы или выполнить в технике аппликации
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
23
Использование различных художественных материалов для создания образа природы в живописи. «Вешние воды»
1
Рассматривать пейзажи живописцев, находить в них соответствия в передаче главных признаков ранней весны и в пору половодья в природе, различать цветовые сочетания в изображении только что прогретой солнцем земли и тех мест, где появились первоцветы.
Сравнивать композицию и цветовое решение пейзажей разных живописцев. Определять общее и различное в них. Высказывать суждение о понравившемся весеннем пейзаже и давать свою эмоциональную оценку. Рисовать по памяти, по представлению весенний пейзаж. Показывать при изображении воды с помощью цветного мазка и белой линии её движение. Подбирать жизнерадостные цвета для выражения в творческой работе своего эмоционально-ценностного отношения к весенней природе.
Показывать при изображении воды с помощью цветного мазка и белой линии ее движение
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов.
24
Передача движения и эмоционального состояния в композиции на плоскости. «Поющее дерево»
1
Рассматривать пейзаж А. Саврасова «Грачи прилетели» Определять своими словами их композицию и колорит. Приводить примеры признаков ранней весны и прилёта птиц в природе родного края и находить соответствие им в изображении весны в пейзаже А. Саврасова. Рассказывать о своих впечатлениях от его восприятия.
Сравнивать изображение птиц в реалистической живописи с их изображением в декоративной композиции народного мастера и давать характеристику особенностям декоративной композиции, её элементам, цветовому решению, технике исполнения.
Сочинять свою декоративную композицию про весну на листе белой или цветной бумаги на одну из тем по выбору «Поющее дерево» или «Птичка и весенняя веточка». Выбирать художественные приёмы (аппликация или смешанная техника) для осуществления своего замысла. Выражать в творческой работе своё отношение к создаваемому образу весенней природы.
Сочинять свою декоративную композицию про весну на листе белой или цветной бумаги
Овладение способностью принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
25
Создание с помощью линии, штриха, пятна выразительных образов. «У Лукоморья дуб зеленый…»
1
Рассматривать произведения изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, изображающих природу. Определять своими словами самое главное в них. Объяснять, почему в народном искусстве всегда почитали и берегли деревья и образ дерева называли «древо жизни».
Сравнивать произведения живописи и декоративно-прикладного и народного искусства, находить общее и различное в изображении дерева в зависимости от поставленных задач живописцем и народным мастером.
Приводить примеры живописных пейзажей и декоративных композиций, в которых главным мотивом было
дерево.
Придумывать сказочное дерево и изображать его, используя живописный знаково-символический язык декоративно-прикладного искусства
Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов, схем решения практических задач.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
26-27
Передача с помощью цветов теплой или холодной гаммы различных эмоциональных состояний: добра и зла. «Сказочный конь»
2
Рассматривать произведения живописи, графики и декоративно-прикладного и народного искусства. Определять своими словами самое главное в них.
Сравнивать реальные и сказочно-фантастические образы коня в произведениях разных видов искусства, на-ходить в них общее и различия (в характере формы, декора, цветового решения). Объяснять, почему в представлениях народа коня называют другом и помощником
человека.
Выбирать согласно замыслу произведения художественные выразительные средства и материалы, приёмы лепки и декорирования готового изделия. Рисовать
сказочную композицию «Конь-огонь». Лепить игрушку по выполненному рисунку и расписывать её. Выражать
в творческой работе своё отношение к сказочному образу коня.
Выбирать согласно замыслу произведения художественные выразительные средства и материалы, приемы лепки и декорирования готового изделия.
Рисовать сказочную
композицию «Конь-огонь»
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Овладение способностью принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
28-29
Изучение свойств цвета в процессе создания композиций - основные и составные цвета. А.Саврасов, К.Айвазовский, К.Юон, Н.Рерих
В царстве радуги-дуги.
2
Рассматривать произведения живописи и декоративно-прикладного искусства, находить в них цвета радуги.
Объяснять смысл понятий основные цвета (красный, жёлтый, синий) и составные (смешанные) цвета (все
остальные), тёплые и холодные.Исследовать возможности цвета: смешивать попарно краски основных цветов на палитре и определять, ка-
кие новые цвета получились, и запоминать их. Рисовать одинаковые изображения (например, бабочку, рыб-
ку, пирамидку и т. п.). Выполнять одно изображение в тёплой цветовой гамме, другое - в холодной, третье - в смешанной.
Рассматривать произведения живописи и декоративно-прикладного искусства, находить в них цвета радуги.
Объяснять смысл понятий основные цвета (красный, желтый, синий) и составные (смешанные) цвета (все остальные), теплые и холодные.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Овладение способностью принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
30
Знакомство с художественными произведениями, изображающими природу и человека в контрастных эмоциональных состояниях. Цвет и оттенки.
1
Рассматривать произведения живописи и декоративно-прикладного и народного искусства, различать в них на основе своих наблюдений природы характерные признаки весны и лета и свойственные им цвета и оттенки.
Объяснять, что и с помощью каких художественных приёмов изображено в реалистических произведениях
(натюрморте и пейзаже) и декоративной композиции народного мастера, какова их композиция.
Объяснять смысл понятий цвет, оттенки.Исследовать возможности цвета: смешивать на палитре белую гуашь с красками других цветов с целью по-
лучения различных оттенков определённого цвета. Решать, из каких весенних цветов составить собственную
композицию на заданную тему, в каком жанре (пейзажа или натюрморт) её выполнить. Определять место
расположения главных и второстепенных героев в композиции. Выбирать художественные приёмы, техники и материалы согласно замыслу. Рисовать по памяти, по представлению композицию из весенних цветов краска-
ми, полученными путём смешения с белой гуашью. Выражать в творческой работе своё отношение к создаваемому образу весенних цветов.
Исследовать возможности цвета: смешивать на палитре белую гуашь с красками других цветов с целью получения различных оттенков определенного цвета.
Решать, из каких весенних цветов составить собственную композицию на заданную тему, в каком жанре (пейзажа или натюрморта) ее выполнить
Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов, схем решения практических задач.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Овладение способностью принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
31
Использование различных художественных материалов для создания выразительных образов природы в живописи. «Какого цвета страна родная?»
1
Рассматривать произведения художников-пейзажистов, отобразивших природу разных географических
широт России. Объяснять, какими средствами живописи в пейзаже переданы особенности природы в разных регионах нашей страны.
Сравнивать произведения художников, находить общее и различное в композиции пейзажа, цветовой гамме, художественных приёмах художников.Рисовать композицию на тему «Какого цвета страна родная?» в виде пейзажа. Передавать цветом своё видение родной природы в весеннее или летнее время года.
Выражать в творческой работе своё отношение к образу родной земли.
Рисовать композицию на тему «Какого цвета страна родная?» в виде пейзажа.
Передавать цветом свое видение родной природы в весеннее или летнее время года.
Выражать в творческой работе свое отношение к образу родной земли
32-33
Коллективная работа. Проект «Город мастеров»
2
Характеризовать произведения живописи разных жанров (натюрморт, пейзаж, сюжетная картина
Участвовать в коллективной работе над проектами «Город мастеров».
Выбирать рабочую группу в соответствии со своими интересами и работать в ней согласно поставленной за-даче:
создать на большом листе работ картину «От зимы к весне» из наиболее красочных и выразительных рисунков одноклассников, усилить композицию дополни-
тельными деталями в группе пейзажистов;
составить композицию «Богатырское поле» в группе художников-историков;
составить композицию-панно «Весенний букет» из работ одноклассников, дополнить композицию весенними ветками с распустившимися первыми листочками в группе флористов;
составить сказочную композицию «Конь-огонь», вылепить этого сказочного героя из пластилина; вылепить
из пластилина или изготовить из бумаги жителей слободы Дымково, участников ярмарки по технологической
карте в группе скульпторов;
составить композицию «Краса ненаглядная» из лучших работ, отражающих красоту женских народных костюмов, в группе дизайнеров народного костюма;
изготовить декоративные деревья по технологической карте и украсить их дымковскими узорами в группе дизайнеров ландшафта;
конструировать киоски для ярмарки по технологической карте в группе архитекторов и строителей.
Выражать в художественно-творческой деятельности своё эмоционально-ценностное отношение к работе в коллективе.
Участвовать в коллективной деятельности по завершению проекта