- Учителю
- Рабочая программа по музыке для 4 класса, автор Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева
Рабочая программа по музыке для 4 класса, автор Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«средняя общеобразовательная школа №17»
городского округа г. Воронеж
Рассмотрена Согласована Утверждена
Руководитель методического Зам. директора по ВР Директор МБОУ СОШ №17
объединения
_________Сергеева Г.В. ___________ Волобуева Е.Л. ___________ Бураков А.Е.
Протокол № 1 от 27.08.2014г 28.08.2014 г. Приказ № 86-од от 29.08.2014 г.
.
Рабочая программа
по предмету: музыка
на 2014-2015 учебный год
класс: 4
всего часов на учебный год: 34
количество часов в неделю - 1
Составитель: учитель начальных классов
Волобуева Елена Леонидовна
Воронеж - 2014 г
Музыка
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Музыка» 4 класс создана на основе: следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
-
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
-
Примерной образовательной программы начального общего образования по музыке
-
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) МО и Н РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014-2015 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 253 от 31 марта 2014 г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
-
Учебного плана общеобразовательного процесса на 2014-2015учебный год
-
Положения о рабочей программе школы
Цель массового музыкального образования и воспитания - формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников - наиболее полно
отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Задачи музыкального образования младших школьников:
-
воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;
-
воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
-
развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
-
накопление тезауруса - багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры - «от родного порога», по выражению народного художника России Б.М. Неменского, в мир культуры других народов. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.
Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского - это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.
Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора - исполнителя - слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру. Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру
младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.
Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В исполнительскую деятельность входят:
-
хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкальноритмические движения; игра на музыкальных инструментах;
-
инсценирование (разыгрывание) песен, сказок, музыкальных
-
пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.
Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др. В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.
Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. Занятия в I классе носят пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте. Творческий подход учителя музыки к данной программе - залог успеха его музыкально-педагогической деятельности.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебным планом МБОУ СОШ № 17 на изучение курса музыки в каждом классе начальной школы отводится 1 ч в неделю, всего 34 часа.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного доcуга.
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения учебного предмета
В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений
русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка - умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
- освоение начальных форм познавательной и личностной
рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
- овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
- формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на
электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
- формирование общего представления о музыкальной картине мира;
- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
В результате изучения музыки выпускник начальной школы научится:
- воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности;
- ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
- соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности;
- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
- исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;
- оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
Основное содержание курса
Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира».
Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл. Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки,
Игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства.
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация - источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.). Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор - исполнитель - слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Развитие музыки - сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст). Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух и трехчастные, вариации, рондо и др.
Музыкальная картина мира.
Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD). Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские,
женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык. Ниже представлено тематическое планирование в соответствии с учебниками для общеобразовательных учреждений авторов Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной: «Музыка. 1 класс», «Музыка. 2 класс», «Музыка. 3 класс», «Музыка. 4 класс».
Контроль предметных результатов
Виды контроля:
- вводный, текущий, итоговый
- фронтальный, комбинированный, устный
Формы (приемы) контроля:
- наблюдение, самостоятельная работа, работа по карточке, тест.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся 4 класса начальной школы в форме самостоятельных работ 2 раза в год.
НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО МУЗЫКЕ
Функция оценки - учет знаний.
Проявление интереса (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной позиции).
1. Умение пользоваться ключевыми и частными знаниями.
2. Проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.
Отметка "5" ставится:
· если присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной позиции);
· умение пользоваться ключевыми и частными знаниями;
· проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.
Отметка «4» ставится:
· если присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание своей
жизненной позиции);
· проявление музыкальных способностей и стремление их проявить;
· умение пользоваться ключевыми и частными знаниями.
Отметка «3» ставится:
· проявление интереса (эмоциональный отклик, высказывание своей
жизненной позиции);
· или:
· в умение пользоваться ключевыми или частными знаниями;
· или:
· проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.
Отметка «2» ставится: и
· нет интереса, эмоционального отклика;
· неумение пользоваться ключевыми и частными знаниями;
· нет проявления музыкальных способностей и нет стремления их проявить.
Материально- техническое и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Учебники:
Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой Музыка: Учебник: 4 класс:
Рабочие тетради
-
Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой Музыка: Рабочая тетрадь: 4класс. В 2 ч.Ч 1.
Техническое средство обучение
1.Магнитная доска.
2.Компьютер
3. Принтер
4. Интерактивная доска.
Календарно-тематическое планирование по предмету «Музыка» 4 класс
Дата
Тема урока.
(страницы учебника, тетради)
Художественно-педагогическая идея уроков
Планируемые результаты
(в соответствии с ФГОС)
По плану
По факту
Понятия
Предметные
результаты
УУД
Личностные результаты
«Россия - Родина моя!» (3 часа)
1
08.09
Мелодия.
стр.8-11
«Вся Россия просится в песню». Как мелодия передает душевное состояние композитора?
Мелодия. С.В.Рахманинов.
Жанр: инструментальный концерт. «Песня о России».
В.Локтев.
Куплетная форма.
Научится слышать и интонировать мелодию, воспринимать музыку инструментального концерта.
Получит возможность научиться владеть навыками кантиленного пения.
Регулятивные:
Целеполагание в постановке учебных задач.
Познавательные:
Владение навыками речевого высказывания.
Коммуникативные:
Совершенствование представлений учащихся о музыкальной культуре своей Родины.
Понимание жизненного содержания классической музыки на основе эмоционального и осознанного отношения к музыкальной культуре России.
2
15.09
Вокализ.
стр.12-13
«Что не выразишь словами, звуком на душу навей…»
Как звучит вокализ?
Вокализ.
С.В.Рахманинов.
А,капелла.
А.В.Нежданова.
Сопрано.
Научится определять новый жанр музыки.
Получит возможность развивать творческие способности, певческий голос.
Р: оценка воздействия муз. сочинения на собственные чувства и мысли.
П: закрепление представлений о муз. языке вокализа, средствах муз. выразительности.
К: продуктивное сотрудничество со сверстниками .
Понимание социальных функций музыки в жизни людей, общества.
3
22.09
Кантата.
стр.20-23
«На великий бой собралася Русь!»
Как композитор рассказывает о защитниках нашей Родины в кантате?
Кантата. С.С.Прокофьев. Меццо-сопрано. Альт.
Научится воспринимать музыку кантаты.
Получит возможность научиться участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении музыкальных образов.
Р: Выполнять учебные действия в качестве исполнителя и слушателя.
П: Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
К: Умение договориться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Становление эстетических идеалов.
Уважительное отношение к истории и культуре русского народа.
«О России петь - что стремиться в храм» (3 часа)
4
29.09
Стихира
стр.26-27
Как звучит стихира?
Святые Земли Русской.
Стихира.
Пение а,капелла.
Икона «Всех святых в земле Русской просиявших».
Научится оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык духовной музыки.
Р: Принимать и сохранять учебную задачу.
П: Узнавать, называть жанры духовной музыки.
К: Формулировать свои затруднения.
Понимание жизненного содержания религиозной музыки.
5
06.10
«Былинные наигрыши и напевы».
стр. 28-29
Как жанр былины раскрывает образ
былинного героя?
Былинный напев.
Песнь-сказание.
А.П.Бородин «Богатырская» симфония.
Научится узнавать народные былинные песнопения, слышать их интонации в музыке русских композиторов.
Р: Выполнять учебные действия в качестве слушателя.
П: Воспитание патриотических чувств.
К: Участвовать в обсуждении явлений жизни и искусства.
Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа.
6
13.10
Тропарь.
стр.32-39
Как звучит тропарь?
Праздников праздник, торжество из торжеств.
Тропарь. Молитва. Песнопение.
Пасхальное Богослужение. Икона «Воскресенье».
Научится воспринимать пасхальное песнопение.
Получит возможность научиться владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения.
Р: Проявление способности к саморегуляции в процессе восприятия музыки.
П: Наличие устойчивых представлений о муз. языке жанров религиозной музыки.
К: Совершенствование представлений о рус. муз. культуре.
Понимание жизненного содержания религиозной музыки.
«День, полный событий» ( 7часов)
7
20.10
Осень в творчестве русских композиторов.
Стр.42-43
Как композитор передает осеннее настроение?
Лирика в поэзии и музыке.
П.И.Чайковский
«Осенняя песнь».
Г.В.Свиридов
«Осень», «Пастораль».
Научится воспринимать музыку и размышлять о ней. Развитие навыков кантиленного пения.
Р: Планирование собственных действий в процессе восприятия музыки.
П: Владение навыками интонационно-образного анализа муз.произведения.
К: Развитие навыков постановки проблемных вопросов.
Наличие эмоционального отношения к искусству.
8
27.10
Зимнее утро.
Стр.44-45
Как композитор изображает утро? Как передает настроение зимнего утра?
Выразительность.
Изобразительность.
П.И.Чайковский
«Зимнее утро».
Зимний пейзаж.
Научится эмоционально выражать свое отношение к искусству, соотносить выразительные и изобразительные интонации.
Р: Развернутость анализа музыкального сочинения.
П: Владение словарем музыкальных терминов в процессе размышлений о музыке.
К: Поиск способов в разрешении конфликтных ситуаций в процессе исполнения музыки.
Понимание жизненного содержания классической музыки на основе эмоционального и осознанного отношения к ней.
9
10.11
Зимний вечер.
Стр.46-47
Как развитие мелодии помогает передать настроение стихотворения?
Музыкальное прочтение стихотворения.
П.И.Чайковский
«У камелька».
А.С.Пушкин
«Зимний вечер».
Научится ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве.
Получит возможность реализовывать творческий потенциал в пении.
Р: Оценка воздействия музыки на собственное отношение к ней.
П: Владение навыками самостоятельного интонационно- образного анализа муз.сочинения.
К:Совершенствование умений планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Развитие мотивов музыкальной учебной деятельности.
10
17.11
Музыкальная живопись.
Три чуда.
Стр.48-51
Как композитор «рисует» сказочные музыкальные образы?
Музыкальная тема.
Регистры. Тембры.
Н.А.Римский-Корсаков.
Научится наблюдать за результатом музыкального развития на основе различий интонаций, тем, образов.
Р: Обобщенность действий, критичность.
П: Владение навыками осознанного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке.
К: Оценка действий партнера в групповой деятельности.
Развитие эмоциональной отзывчивости.
11
24.11
Ярмарка в искусстве.
Стр.52-53
Как звучат народные мелодии в музыке П.И.Чайковского?
Какая музыка звучит на ярмарках?
Жанры народной музыки: хороводные и плясовые песни.
Обработка русской народной песни.
Научится сопоставлять различные образы народной и профессиональной музыки.
Получит возможность реализовать собственные замыслы в инсценировке песни.
Р: Оценка собственной музыкально-творческой деятельности и работы одноклассников в разных формах взаимодействия.
П: Наличие устойчивых представлений о музыкальном языке произведений различных стилей.
К: Участвовать в обсуждении явлений жизни и искусства.
Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа.
12
01.12
Один день с А.С.Пушкиным.
Стр.54-55
Как музыкальные впечатления отражались в творчестве поэта?
Вступление к опере.
Имитация колокольных звонов.
Научится соотносить выразительные и изобразительные интонации в музыке.
Р: Установка на внимательное восприятие музыки.
П: Приобретение информации о значении колокола в жизни человека.
К: Речевые высказывания. Умение петь в хоре.
Понимание жизненного содержания музыки.
13
08.12
Русский романс.
Стр.56-57
Как композитор выражает свои чувства, переживания в романсе?
Романс. М.И.Глинка
«Венецианская ночь». Муза.
Дуэт.
Научится ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, знать отличительные особенности жанра романса.
Р: Планирование собственных действий в процессе восприятия и исполнения музыки.
П: Наличие устойчивых представлений о муз. языке романса.
К: Взаимодействие в процессе коллективного воплощения художественного образа.
Формирование эмоционально-нравственной отзывчивости учащихся.
В концертном зале ( 8 часов)
14
15.12
Струнный квартет.
Стр.74-75
Как композитор в музыке передает ночной пейзаж?
Струнный квартет.
А.П.Бородин.
Ноктюрн.
Научится сопоставлять музыкальные образы в звучании различных муз.инструментов, пению в ансамбле.
Р: Планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки.
П: Умение сравнивать музыкальные образы.
К: Развитие навыков постановки проблемных вопросов в процессе восприятия.
Понимание жизненного содержания музыки.
15
22.12
Вариации.
Стр.76-77
Как определить музыкальную форму вариаций?
Музыкальная форма: вариации.
Стиль рококо.
Штрихи: легато, стаккато, акценты.
Научится определять форму вариаций.
Возможность научиться оценивать явление муз.культуры.
Возможность научиться импровизировать (вариации на заданную тему).
Р: Владение умением целеполагания в постановке учебных задач при восприятии музыки.
П: Владение муз. словарем в процессе размышлений о музыке.
К: Формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки
Мотивация учебной деятельности.
Я - слушатель.
Реализация творческого потенциала.
16
12.01
Сюита.
«Старый замок»
Стр.78-79
Как звучит музыка средневековья?
Как услышать звуки старого замка?
Сюита.
Трубадуры, менестрели.
М.П.Мусоргский.
Музыка средневековья.
Научится воспринимать музыку, размышлять о ней.
Возможность научиться музицированию, импровизированию.
Р: Вопросы учащихся к анализу муз.пьесы. Оценка собственной муз.-творческой деятельности.
П: Приобретение информации о временах замков, трубадуров.
К: Музицирование по группам.
Уважительное отношение к истории и культуре Западной Европы.
Творческое развитие.
17
19.01
Романс «Сирень».
Стр.80-81
«Счастье в сирени живет..».
Как композитор наполнил музыку теплом и светом?
Музыкальные жанры: песня, романс, вокализ.
С.В.Рахманинов.
Сопрано.
Научится воспринимать музыку вокальных жанров.
Возможность научиться реализовывать собственные творческие замыслы в пении.
Р: Планирование собственных действий в процессе восприятия и исполнения музыки.
П: Наличие устойчивых представлений о муз. языке романса.
К: Взаимодействие в процессе коллективного воплощения художественного образа.
Понимание социальных функций музыки в жизни людей, общества, в своей жизни.
18
26.01
Мир Шопена.
Стр.82-83
Как композитор передает в музыке свое отношение к Родине?
Музыкальный жанр: полонез.
Судьба Ф.Шопена.
Научится определять муз. язык, стиль композитора, жанр музыки.
Р: Выполнять учебные действия в качестве слушателя.
П:Активизация творческого мышления.
К: Умение учитывать разные мнения.
Углубление понимания значения музыкального искусства в жизни человека.
19
02.02
Мир Шопена.
Стр.84-85
Как композитор использует интонации польских народных танцев?
Мазурка.
Трехчастная форма музыки.
Научится определять танцевальные жанры музыки, форму муз. произведения.
Возможность научится оценивать явления музы- кальной культуры Польши.
Р: Планирование собственных действий в процессе восприятия и исполнения .
П: Умение проводить сравнения муз. произведений.
К: Способность встать на позицию другого человека. Умение вести диалог.
Уважительное отношение к культуре польского народа.
20
09.02
Патетическая соната.
Стр. 86-87
Как изменяются и развиваются интонации в сонате Бетховена?
Музыкальный жанр: соната.
Главные темы экспозиции.
Людвиг ван Бетховен.
Научится узнавать характерные черты музыкальной речи Бетховена.
Р: Ставить новые учебные задачи.
П: Активизация творческого мышления.
К: Умение слушать друг друга.
Усвоение жизненного содержания музыкальных образов .
21
16.02
Симфоническая увертюра.
Стр.88-89
Как композитор подчеркивает национальный колорит в музыке?
Симфоническая увертюра.
Хота.
Кастаньеты.
Научится взаимодействовать в процессе коллективного воплощения художественного творчества.
Р: Оценка собственной музыкально-творческой деятельности.
П: Выбор способов решения учебных задач.
К: Сотрудничество с учителем и сверстниками.
Реализация творческого потенциала, готовность выражать свое отношение к искусству.
В музыкальном театре (8 часов):
22
02.03
Музыкальная характеристика героев оперы.
Стр.94-95
Как композитор охарактеризовал
стан противника?
Музыкальный образ.
М.И.Глинка «Иван Сусанин».
Полонез. Мазурка.
Научится наблюдать за результатом музыкального развития образов, слышать интонации народной польской и русской музыки.
Р: Выполнять учебные действия в качестве слушателя.
П: Узнавать и называть танцевальные жанры.
К: Продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Ценностное отношение к музыкальной культуре.
23
02.03
Музыкальная драматургия оперы «Иван Сусанин»
Стр.96-97
Как звучат сольные и хоровые сцены в опере? Как развиваются муз.темы главных героев?
Музыкальная драматургия.
Контраст.
Научится наблюдать за развитием драматургии оперы.
Р: Принимать и сохранять учебную задачу.
П: Использовать общие приемы решения задач.
К: Умение вести диалог.
Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа.
24
02.03
Ария. Сцена в лесу.
Стр.98-99
Как ария характеризует Ивана Сусанина? Какая интонация пронизывает оперу?
Ария. Речитатив.
Ф.И.Шаляпин.
Научится определять характер, чувства, внутренний мир человека через прослушивание арии.
Р: Формулировать и удерживать учебную задачу.
П: Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
К: Продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Уважительное отношение к истории и культуре русского народа.
25
16.03
Роль дирижера в создании музыкального спектакля.
Стр.90-91
Как дирижер управляет симфоническим оркестром?
Симфонический оркестр.
Орхестра.
Дирижер.
Научится понимать жесты дирижера. Возможность научиться реализовывать собственные творческие замыслы в музыкально-пластическом этюде.
Р: Оценка собственной музыкально-творческой деятельности.
П: Поиск информации о жанрах симфонической музыки в учебнике.
К: Совершенствование действий контроля, оценки действий партнера.
Расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой.
Мотивация учебной деятельности.
26
06.04
Русский Восток.
Стр.102-103
Как звучат восточные интонации? Особенности восточного колорита.
Восточные интонации. Вариации.
Орнамент.
Научится слышать восточные интонации в музыке русских композиторов: М.И.Глинки и М.П.Мусоргского.
Р: Планирование собственных действий в процессе интонационно-образного анализа.
П: Наличие устойчивых представлений о муз. языке произведений.
К: Совершенствование представлений учащихся о толерантности к культуре других народов.
Готовность выражать свое отношение к искусству.
27
06.04
Восточные мотивы.
Балет «Гаянэ»
Стр.104-105
Как развиваются музыкальные образы героев балета?
Контрастные образы.
А.И.Хачатурян.
Мелодический рисунок.
Научится следить за развитием музыкального образа, слышать своеобразный колорит, орнамент восточной музыки.
Р: Выполнять учебные действия в качестве исполнителя.
П: Активизация творческого воображения.
К: Учитывать разные мнения.
Понимание чувств других народов (эмпатия).
28
13.04
Балет «Петрушка».
Стр.106-107
Как композитор изобразил сцену Масленицы?
И.Ф. Стравинский.
Оркестровые тембры.
Музыка в народном стиле.
Научится распознавать художественный смысл музыки, понимать роль музыки в жизни человека.
Р: Использовать речь для регуляции своего действия.
П: Узнавать, называть знакомые интонации.
К: Продуктивно сотрудничать со сверстниками при инсценировании сцены из балета.
Реализация творческого потенциала, готовность выражать свое отношение к искусству.
29
13.04
Оперетта.
Стр.108-109
Как ориентироваться в мире музыки?
Как исполняют оперетту?
Музыкальный жанр: оперетта, мюзикл.
И.Штраус.
Ф. Лоу.
Научится ориентироваться в разнообразии музы- кального искусства, сравнивать жанры.
Р: Оценка воздействия муз. сочинения на собственные чувства.
П: Узнавать, называть жанры.
К: Формулировать собственное мнение и позицию.
Расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой.
« Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (5 часов)
30
20.04
Прелюдия.
Стр.112-113
Как звучат прелюдии Рахманинова?
Как меняются чувства от части к части?
Музыкальный жанр: прелюдия.
С.В.Рахманинов.
Форма музыки: трехчастная.
Научится передавать собственные музыкальные впечатления, определять на слух 3-х частную форму.
Р: Проявление способности к саморегуляции в процессе восприятия музыки.
П: Владение навыками осознанного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке.
К: Определение способов взаимодействия .
Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа.
31
27.04
Исповедь души.
Стр.114-115
Как звучат прелюдии Шопена?
Развитие музыкального образа в прелюдии.
Ф.Шопен.
Научится размышлять о музы- кальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека.
Р: Планирование собственных действий в процессе интонационно-образного анализа.
П: Наличие устойчивых представлений о муз. языке произведений.
К: Продуктивно сотрудничать со сверстниками.
Уважительное отношение к истории и культуре польского народа.
32
27.04
Этюд.
Стр.116-117
Как звучит речь композитора в пьесе? Как передал автор свое душевное состояние?
Музыкальный жанр: этюд.
Ф.Шопен
«Революционный этюд».
Научится понимать жизненный смысл музыкального произведения.
Р: Ставить новые учебные задачи.
П: Активизация творческого мышления.
К: Умение слушать друг друга.
Развитие эмоциональной отзывчивости.
33
18.05
Музыкаль-ный сказочник.
Стр.124-125
Как композитор рисует сказочные музыкальные образы?
Музыкальная сказка.
Н.А.Римский-Корсаков.
Опера.
Научится видеть и слышать, т.е. понимать жизненный смысл произведения.
Р: Развернутость анализа музыкального сочинения.
П: Владение словарем музыкальных терминов в процессе размышлений о музыке.
К: Поиск способов в разрешении конфликтных ситуаций в процессе исполнения музыки.
Усвоение единства деятельности композитора, исполнителя, слушателя.
34
18.05
Заключи-тельный урок-концерт.
Как правильно держаться на сцене?
Программа концерта.
Научится правильно держаться на сцене,
петь эмоционально, выразительно.
Р: Выполнять учебные действия в качестве исполнителя.
П: Контролировать и оценивать результат деятельности.
К: Хоровое пение, пение по группам и с солистами.
Развитие эмоциональной отзывчивости.