7


  • Учителю
  • Рабочая программа по информатике 4 класс ФГОС

Рабочая программа по информатике 4 класс ФГОС

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №56» г. Курска


Рассмотрена Согласована Утверждена на

на заседании на заседании ШМС, заседании педсовета,

МО учителей нач. кл., протокол № 1 протокол №

протокол № 1 от

от Введена в действие Руководитель МО Руководитель ШМС приказом № от


_________Ю.П.Смирнова __________Г.Н.Лихонина Директор школы________В.И.Панюков


Класс: 4 В

Ф.И.О. педагога-разработчика

программы: Чурилова С.Н.

Педагогический стаж: 23 года

Квалификационная категория: первая

Эксперт программы: руководитель МО, Смирнова Ю.П., учитель начальных классов


2014-2015 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Информатика» для 4 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по информатике и авторской программы курса «Информатика» УМК «Школа России» для обучающихся 4 класса общеобразовательных школ авторов А.Л. Семёнова, Т. А. Рудченко (год издания:2011).

Главная цель данного курса информатики - развивая логическое, алгоритмическое и системное мышление, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения аппаратных и программных средств выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.


Задачи изучения курса - научить ребят:

• работать в рамках заданной среды по четко оговоренным правилам;

• ориентироваться в потоке информации: просматривать, сортировать, искать необходимые сведения;

• читать и понимать задание, рассуждать, доказывать свою точку зрения;

• работать с графически представленной информацией: таблицей, схемой и т. п.;

• планировать собственную и групповую работу, ориентируясь на поставленную цель, проверять и корректировать планы;

• анализировать языковые объекты;

• использовать законы формальной логики в мыслительной деятельности.










Перечень учебно-методического и программного обеспечения, используемого для достижения планируемых результатов освоения материала курса

1.Учебное оборудование:

а) технические средства (мультимедийный проектор, компьютер)

б) учебные (столы, доска)

2. Собственно учебные средства:

  1. Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика. 3-4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Часть 2. 3-е издание. - Москва «Просвещение», Институт новых технологий, 2013.

  2. Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Часть 3. 3-е издание. - Москва «Просвещение», Институт новых технологий, 2013.

  3. Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика. Рабочая тетрадь. 3-4 класс. Часть 2. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. 2-е издание, доработанное. - Москва «Просвещение», Институт новых технологий, 2013.


  1. Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика. Рабочая тетрадь. 4 класс. Часть 3. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. 2-е издание, доработанное. - Москва «Просвещение», Институт новых технологий, 2013.

  2. Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика. Тетрадь проектов. 3-4 класс. Часть 2. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. 2-е издание. - Москва «Просвещение», Институт новых технологий, 2013.

  3. Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика. Тетрадь проектов. 4 класс. Часть 3. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. 2-е издание. - Москва «Просвещение», Институт новых технологий, 2013.


3. Информационные материалы (программно-методическое обеспечение)

  1. Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика. Книга для учителя. 4 класс - Москва «Просвещение», Институт новых технологий, 2011.








Особенности класса, в котором будет реализован данный учебный курс

4 в класс


В классе учится 23 человек. Из них девочек 7 , мальчиков 16.

Вначале 2013-2014уч. года в классный коллектив прибыл 1 человек, мальчик. Его адаптация в коллективе проходит хорошо, конфликтов не возникало.

В основном учащиеся учатся на «хорошо», но выделяется и несколько более слабых учеников по сравнению с большинством.

Уровень сформированности познавательной и учебной мотивации в основном выше среднего.

Работоспособность класса, в целом, средняя. У нескольких учащихся ниже среднего.

В коллективе есть лидеры (как среди мальчиков, так и среди девочек), признанные самим же учебным коллективом.

Есть один ученик - аутсайдер. Причина - психологические особенности, низкие коммуникативные навыки, неправильно сформированные понятия о дружбе и взаимопонимании, завышенная самооценка.

Психологический климат в классе хороший, ребята дружелюбны, открыты, стремятся к взаимопомощи и взаимовыручке.

Конфликтные ситуации в коллективе возникают крайне редко, в основном из-за непонимания друг друга и сравнительно небольшого для их возраста опыта общения.

Отношение к учебной деятельности у большинства положительное.

Учащиеся в основном имеют адекватную самооценку, несколько человек завышенную. Мотивация к обучению средняя.

Характеристика класса получена с опорой на данные наблюдения, изучение продуктов деятельности.

Рабочая программа составлена с учетом данных психолого-педагогической характеристики учебного коллектива.


Общая характеристика курса

В курсе условно можно выделить следующие содержательные линии:

  • основные информационные объекты и структуры (цепочка, мешок, дерево, таблица);

  • основные информационные действия (в том числе логические) и процессы (поиск объекта по описанию, построение объекта по описанию, группировка и упорядочение объектов, выполнение инструкции, в том числе программы или алгоритма и пр.);

  • основные информационные методы (метод перебора полного или систематического, метод проб и ошибок, метод разбиения задачи на подзадачи и пр.).

В основе программы курса информатики лежит системно-деятельностный подход, который заключается в вовлечении обучающегося в учебную деятельность, формировании компетентности учащегося в рамках курса. Он реализуется не только за счёт подбора содержания образования, но и за счёт определения наиболее оптимальных видов деятельности учащихся. Ориентация курса на системно-деятельностный подход позволяет учесть индивидуальные особенности учащихся, построить индивидуальные образовательные траектории для каждого обучающегося.

Место курса в учебном плане



Информатика в курсе для 1 - 4 классов изучается по одному часу в неделю.

При изучении информатики во 2 - 4 классах и в 3 - 4 классах можно выделить на курс от одного до двух часов в неделю.



Ценностные ориентиры содержания курса

Как говорилось выше, основной целью изучения информатики в начальной школе является формирование у учащихся основ ИКТ-компетентности, многие компоненты которой входят в структуру УУД. Это и задаёт основные ценностные ориентиры содержания данного курса. С точки зрения достижения метапредметных результатов обучения, а также продолжения образования на более высоких ступенях (в том числе обучения информатике в среднем и старшем звене) наиболее ценными являются следующие компетенции, отражённые в содержании курса:

  • основы логической и алгоритмической компетентности, в частности овладение основами логического и алгоритмического мышления, умением действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы;

  • основы информационной грамотности, в частности овладение способами и приёмами поиска, получения, представления информации, в том числе информации, данной в различных видах: текст, таблица, диаграмма, цепочка, совокупность;

  • основы ИКТ-квалификации, в частности овладение основами применения компьютеров (и других средств ИКТ) для решения информационных задач;

  • основы коммуникационной компетентности. В рамках данного учебного предмета наиболее активно формируются стороны коммуникационной компетентности, связанные с приёмом и передачей информации. Сюда же относятся аспекты языковой компетентности, которые связаны с овладением системой информационных понятий, использованием языка для приёма и передачи информации.






Результаты изучения курса

В результате работы по программе учащимися должны быть достигнуты следующие результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования:

личностные:

1) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

2) развитие мотивов учебной деятельности;

3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

4) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;



метапредметные:

  1. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  2. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  3. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

  4. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

  5. использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;

  6. осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме;

  7. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  8. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  9. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;

  10. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности;

  11. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

предметные:

1. Правила игры
Учащиеся должны знать:

  • знать и понимать правила работы на обычном и на проектном уроке;

  • *знать и понимать правила работы на уроке с использованием ИКТ;

  • иметь представление об условии задачи как системе ограничений;

  • иметь представление о необходимости самостоятельной проверки правильности своего решения.

Учащиеся должны уметь:

  • правильно работать с учебником (листами определений и задачами), тетрадью, а также с материалами к проектам;

  • *соблюдать требования безопасности, гигиены и эргономики при работе со средствами ИКТ;

  • *войти в рабочее пространство сайта, введя собственный логин и пароль, открыть нужный урок; выйти из своего рабочего пространства в конце урока;

  • *при работе с компьютерными задачами и проектами: сохранить результаты своей работы (нажав кнопку "сохранить и выйти" в среде решения задач либо выбрав в меню "сохранить" при работе в сторонних программных продуктах);

  • *при работе с компьютерными задачами: отменить своё неверное действие (при помощи кнопки "отмена"), начать решение задачи заново (при помощи кнопки "начать сначала").

2. Базисные объекты и их свойства
Учащиеся должны знать:

  • иметь представление о свойствах базисных объектов;

Учащиеся должны уметь:

  • искать одинаковые объекты, в том числе в большом массиве;

  • строить совокупность заданной мощности, в которой все объекты разные (бусины, буквы, цифры и др.)

  • правильно выполнять все допустимые действия с базисными объектами (обведи, соедини, пометь галочкой и пр.);

  • *выполнять все допустимые действия с базисными объектами (обведи, соедини, пометь галочкой и пр.) в компьютерных задачах при помощи инструментов «карандаш», «ластик», «галочка», «лапка» и др.;

  • проверять перебором выполнение заданного единичного или двойного условия для объектов совокупности (мощностью до 25 объектов).

  • **в компьютерных задачах: сравнивать объекты наложением; при помощи сравнения наложением находить пару одинаковых, наименьшую, наибольшую фигурку по указанному параметру.

Учащиеся имеют возможность научиться:

  • проверять перебором одновременное выполнение 3-4 заданных условий для объектов совокупности (мощностью до 25 объектов).

3. Цепочка
Учащиеся должны знать:

  • иметь представление о цепочке как о конечной последовательности элементов;

  • знать все понятия, относящиеся к общему и частичному порядку объектов в цепочке;

  • иметь представление о длине цепочки и о цепочке цепочек;

  • иметь представление об индуктивном построении цепочки;

  • иметь представление о процессе шифрования и дешифрования конечных цепочек небольшой длины (слов).

Учащиеся должны уметь:

  • строить и достраивать цепочку по системе условий;

  • проверять перебором выполнение заданного единичного или двойного условия для совокупности цепочек (мощностью до 8 цепочек).

  • выделять одинаковые и разные цепочки из набора;

  • выполнять операцию склеивания цепочек, строить и достраивать склеиваемые цепочки по заданному результату склеивания;

  • оперировать порядковыми числительными, а также понятиями: последний, предпоследний, третий с конца и т. п., второй после, третий перед и т. п.

  • оперировать понятиями: следующий / предыдущий, идти раньше / идти позже;

  • оперировать понятиями: после каждой бусины, перед каждой бусиной;

  • строить цепочки по индуктивному описанию;

  • строить цепочку по мешку ее бусин и заданным свойствам;

  • шифровать и дешифровать слова с опорой на таблицу шифрования;

  • *в компьютерных задачах: решать задачи по построению цепочки при помощи инструментов «цепочка» и «лапка» и библиотеки бусин.

Учащиеся имеют возможность научиться:

  • проверять перебором одновременное выполнение 3-4 заданных условий для совокупности цепочек (мощностью до 10 цепочек).

4. Мешок
Учащиеся должны знать:

  • иметь представление о мешке как неупорядоченной совокупности элементов;

  • знать основные понятия, относящиеся к структуре мешка: есть в мешке, нет в мешке, есть три бусины, всего три бусины и пр.;

  • иметь представление о мешке бусин цепочки;

  • иметь представление о классификации объектов по 1-2 признакам.

Учащиеся должны уметь:

  • организовывать полный перебор объектов (мешка);

  • оперировать понятиями все / каждый, есть / нет / всего в мешке;

  • строить и достраивать мешок по системе условий;

  • проверять перебором выполнение заданного единичного или двойного условия для совокупности мешков (мощностью до 8 мешков).

  • выделять из набора одинаковые и разные мешки;

  • использовать и строить одномерные и двумерные таблицы для мешка;

  • выполнять операцию склеивания двух мешков цепочек, строить и достраивать склеиваемые мешки цепочек по заданному результату склеивания;

  • сортировать объекты по одному и двум признакам;

  • строить мешок бусин цепочки;

  • *в компьютерных задачах: решать задачи на построение мешка при помощи инструмента «лапка» и библиотеки бусин.

Учащиеся имеют возможность научиться:

  • проверять перебором одновременное выполнение 3-4 заданных условий для совокупности мешков (мощностью до 10 мешков);

  • выполнять операцию склеивания трёх и более мешков цепочек с помощью построения дерева.

5. Логические значения утверждений
Учащиеся должны знать и понимать:

  • понимать различия логических значений утверждений: истинно, ложно, неизвестно.

Учащиеся должны уметь:

  • определять значения истинности утверждений для данного объекта;

  • выделять объект, соответствующий данным значениям истинности нескольких утверждений;

  • строить объект, соответствующий данным значениям истинности нескольких утверждений;

  • анализировать текст математического содержания (в том числе, использующий конструкции «каждый / все», «есть / нет / есть всего», «не»);

  • анализировать с логической точки зрения учебные и иные тексты.

Учащиеся имеют возможность:

  • получить представление о ситуациях, когда утверждение не имеет смысла для данного объекта.

6. Язык
Учащиеся должны знать и понимать:

  • знать русские и латинские буквы и их русские названия;

  • уверенно ориентироваться в русской алфавитной цепочке;

  • иметь представление о слове как о цепочке букв;

  • иметь представление об имени как о цепочке букв и цифр;

  • иметь представление о знаках, используемых в русских текстах (знаки препинания и внутрисловные знаки);

  • понимать правила лексикографического (словарного) порядка;

  • иметь представление о толковании слова;

  • иметь представление о лингвистических задачах.

  • *иметь представление о расположении буквенных, цифровых клавишах и клавишах со знаками препинания в русской раскладке на клавиатуре компьютера.

Учащиеся должны уметь:

  • правильно называть русские и латинские буквы в именах объектов;

  • использовать имена для различных объектов;

  • сортировать слова в словарном порядке;

  • сопоставлять толкование слова со словарным, определять его истинность.

  • *вводить текст небольшого объёма с клавиатуры компьютера.

Учащиеся имеют возможность научиться:

  • решать простые лингвистические задачи.

7. Алгоритмы. Исполнитель Робик
Учащиеся должны знать и понимать:

  • знать команды Робика и понимать систему его ограничений;

  • иметь представление о конструкции повторения;

  • иметь представление о цепочке выполнения программы исполнителем Робик;

  • иметь представление о дереве выполнения всех возможных программ для Робика.

Учащиеся должны уметь:

  • планировать последовательность действий,

  • выполнять инструкции длиной до 10 пунктов;

  • последовательно выполнять указания инструкции, содержащейся в условии задачи (и не выделенные специально в тексте задания).

  • выполнять простейшие линейные программы для Робика;

  • строить / восстанавливать программу для Робика по результату ее выполнения;

  • выполнять и строить программы для Робика с конструкцией повторения;

  • строить цепочку выполнения программы Робиком;

  • строить дерево выполнения всех возможных программ (длиной до 3 команд) для Робика.

Учащиеся имеют возможность научиться:

  • восстанавливать программу для Робика с несколькими вхождениями конструкции повторения по результату ее выполнения.

8. Дерево
Учащиеся должны знать и понимать:

  • иметь представление о дереве;

  • понимать отличия дерева от цепочки и мешка;

  • иметь представление о структуре дерева - его вершинах (в том числе корневых и листьях), уровнях, путях;

  • знать алгоритм построения мешка всех путей дерева.

Учащиеся должны уметь:

  • оперировать понятиями, относящимися к структуре дерева: предыдущая / следующие вершины, корневая вершина, лист дерева, уровень вершин дерева, путь дерева;

  • строить небольшие деревья по инструкции и описанию;

  • использовать деревья для классификации, выбора действия, описания родственных связей;

  • строить мешок всех путей дерева, строить дерево по мешку всех его путей и дополнительным условиям;

  • строить дерево перебора (дерево всех возможных вариантов) небольшого объёма;

  • строить дерево вычисления арифметического выражения, в том числе со скобками; вычислять значение арифметического выражения при помощи дерева вычисления;

  • *в компьютерных задачах: решать задачи по построению дерева при помощи инструментов «дерево», «лапка» и библиотеки бусин.

Учащиеся имеют возможность научиться:

  • строить деревья для решения задач (например, по построению результата произведения трёх мешков цепочек).

9. Игры с полной информацией
Учащиеся должны знать и понимать:

  • иметь представление об играх с полной информацией;

  • знать примеры игр с полной информацией (знать правила этих игр);

  • понимать и составлять описания правил игры;

  • понимать правила построения дерева игры;

  • знать определение выигрышной и проигрышной позиции;

  • иметь представление о выигрышной стратегии.

Учащиеся должны уметь:

  • оперировать понятиями, относящимися к описанию игр с полной информацией: правила игры, позиция игры (в том числе начальная и заключительная), ход игры;

  • строить цепочку позиций партии для игры с полной информацией (крестики-нолики, сим, камешки, ползунок);

  • играть в игры с полной информацией: камешки, крестики-нолики, сим, ползунок; соблюдать правила игры, понимать результат игры (кто победил);

  • проводить мини-турниры по играм с полной информацией, заполнять таблицу турнира;

  • строить дерево игры или фрагмент (ветку) из дерева игры для игр с небольшим числом вариантов позиций;

  • описывать выигрышную стратегию для различных вариантов игры камешки.

10. Математическое представление информации
Учащиеся должны знать и понимать:

  • иметь представление об одномерных и двумерных таблицах;

  • иметь представление о столбчатых и круговых диаграммах .

Учащиеся должны уметь:

  • устанавливать соответствие между различными представлениями (изображение, текст, таблица и диаграмма) числовой информации;

  • читать и заполнять одномерные и двумерные таблицы;

  • читать столбчатые диаграммы;

  • достраивать столбчатую диаграмму при добавлении новых исходных данных;

  • отвечать на простые вопросы по круговой диаграмме.

Учащиеся имеют возможность научиться:

  • представлять полученную информацию с помощью таблиц, диаграмм и простых графиков;

  • интерпретировать полученную информацию.

11. Решение практических задач
Учащиеся должны знать и понимать:

  • иметь представление о сборе данных (о погоде), о различных способах представления информации о погоде (таблица, круговая и столбцовая диаграмма);

  • иметь представление об алгоритме сортировки слиянием;

  • иметь представление о разбиении задачи на подзадачи и возможности ее коллективного решения;

  • иметь представление об использовании сводной таблицы для мешков для поиска двух одинаковых мешков;

  • иметь представление об алгоритме сортировки слиянием;

  • иметь представление о правилах поиска слова в словаре любого объема;

  • иметь представление о правилах проведения и представлении результатов кругового и кубкового турниров;

Учащиеся должны уметь:

  • подсчитывать буквы и знаки в русском тексте с использованием таблицы;

  • искать слово в словаре любого объема;

  • оформлять информацию о погоде в виде сводной таблицы;

  • упорядочивать массив методом сортировки слиянием;

  • использовать метод разбиения задачи на подзадачи в задаче на поиск одинаковых фигурок;

  • использовать таблицу для мешка для поиска двух одинаковых мешков;

  • заполнять таблицу кругового турнира;

  • строить дерево кубкового турнира для числа участников, равного степени двойки: 2, 4, 8, 16, 32.

Учащиеся имеют возможность научиться:

  • строить столбцовые диаграммы для температуры и круговые диаграммы для облачности и осадков;

  • планировать и проводить сбор данных,

  • строить дерево кубкового турнира для любого числа участников

  • строить выигрышную стратегию, используя дерево игры.

12. ИКТ-компетентность. Решение практических задач
* Учащиеся должны уметь:

  • **сканировать изображения;

  • **описывать по определенному алгоритму объект, записывать аудио-визуальную и числовую информацию о нем;

  • **создавать сообщения в виде аудио- и видео- фрагментов или цепочки экранов с использованием иллюстраций, видео-изображения, звука, текста;

  • **готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией;

  • **создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора;

  • *заполнять учебные базы данных;

  • **создавать компьютерную анимацию;

  • *создавать изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация).



Выпускник получит возможность научиться:

  • **управлять исполнителем Черепаха в виртуальном микромире;

  • **строить программы для компьютерного исполнителя Черепаха с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения;

  • **искать информацию в соответствующих возрасту компьютерных (цифровых) словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Правила игры

Понятие о правилах игры. Правила работы с учебником (листами определений и задачами) и рабочей тетрадью, а также тетрадью проектов. *Техника безопасности и гигиена при работе с компьютером. *Правила работы с компьютерными составляющими курса: работа с собственным портфолио на сайте, с компьютерными уроками.

Базисные объекты и их свойства. Допустимые действия. Основные объекты курса: фигурки, бусины, буквы и цифры. Свойства основных объектов: цвет, форма, ориентация на листе. Одинаковые и разные объекты (одинаковость и различие для каждого вида объектов: фигурок, букв и цифр, бусин). Сравнение фигурок наложением.

Допустимые действия с основными объектами в бумажном учебнике: раскрась, обведи, соедини, нарисуй в окне, вырежи и наклей в окно, пометь галочкой. *Допустимые действия с основными объектами в компьютерных задачах: раскрась, обведи, соедини, положи в окно, напечатай в окне, пометь галочкой. *Сравнение фигурок наложением в компьютерных задачах.



Области

Понятие области. Выделение и раскрашивание областей картинки. Подсчёт областей в картинке.



Цепочка

Понятие о цепочке как о конечной последовательности элементов. Одинаковые и разные цепочки. Общий порядок элементов в цепочке - понятия: первый, второй, третий и т. п., последний, предпоследний. Частичный порядок элементов цепочки - понятия: следующий и предыдущий. Понятие о числовом ряде (числовой линейке) как о цепочке, в которой числа стоят в порядке предметного счёта. Понятия, связанные с порядком элементов от конца цепочки: первый с конца, второй с конца, третий с конца и т. д. Понятия раньше/позже для элементов цепочки. Понятия, связанные с отсчётом элементов от любого элемента цепочки: второй после, третий после, первый перед, четвёртый перед и т. д. Цепочки в окружающем мире: цепочка дней недели, цепочка месяцев. Календарь как цепочка дней года. Понятия перед каждым и после каждого для элементов цепочки. Длина цепочки как число объектов в ней. Цепочка цепочек - цепочка, состоящая из цепочек. Цепочка слов, цепочка чисел. Операция склеивания цепочек. Шифрование как замена каждого элемента цепочки на другой элемент или цепочку из нескольких элементов.

*Использование инструмента «цепочка» для построения цепочек в компьютерных задачах.


Мешок

Понятие мешка как неупорядоченного конечного мультимножества. Пустой мешок. Одинаковые и разные мешки. Классификация объектов мешка по одному и по двум признакам. Мешок бусин цепочки. Операция склеивания мешков цепочек.



Основы логики высказываний

Понятия все/каждый для элементов цепочки и мешка. Полный перебор элементов при поиске всех объектов, удовлетворяющих условию. Понятия есть/нет для элементов цепочки и мешка. Понятие все разные. Истинные и ложные утверждения. Утверждения, истинность которых невозможно определить для данного объекта. Утверждения, которые для данного объекта не имеют смысла.



Язык

Латинские буквы. Алфавитная цепочка (русский и латинский алфавиты), алфавитная линейка. Слово как цепочка букв. Именование, имя как цепочка букв и цифр. Буквы и знаки в русском тексте: прописные и строчные буквы, дефис и апостроф, знаки препинания. Словарный порядок слов. Поиск слов в учебном словаре и в настоящих словарях. Толковый словарь. Понятие толкования слова. Полное, неполное и избыточное толкования. Решение лингвистических задач.



Основы теории алгоритмов

Понятия инструкция и описание. Различия инструкции и описания. Выполнение простых инструкций. Построение объекта (фигурки, цепочки, мешка) по инструкции и описанию. Выполнение простых алгоритмов для решения практических и учебных задач: алгоритма подсчёта областей картинки, алгоритма подсчёта букв в тексте, алгоритма поиска слова в учебном словаре. Исполнитель Робик. Поле и команды (вверх, вниз, вправо, влево) Робика. Программа как цепочка команд. Выполнение программ Робиком. Построение и восстановление программы по результату её выполнения. Использование конструкции повторения в программах для Робика. Цепочка выполнения программы Робиком. Дерево выполнения программ Робиком. *Использование инструмента «Робик» для поиска начального положения Робика.



Дерево

Понятие дерева как конечного направленного графа. Понятия следующий и предыдущий для вершин дерева. Понятие корневая вершина. Понятие лист дерева. Понятие уровень вершин дерева. Понятие путь дерева. Мешок всех путей дерева. Дерево потомков. Дерево всех вариантов (дерево перебора). Дерево вычисления арифметического выражения.

*Использование инструмента «дерево» для построения деревьев в компьютерных задачах.



Игры с полной информацией

Турниры и соревнования - правила кругового и кубкового турниров. Игры с полной информацией. Понятия: правила игры, ход и позиция игры. Цепочка позиций игры. Примеры игр с полной информацией: «Крестики-нолики», «Камешки», «Ползунок», «Сим». Выигрышные и проигрышные позиции в игре. Существование, построение и использование выигрышных стратегий в реальной игре. Дерево игры, ветка из дерева игры.



Математическое представление информации

Одномерная и двумерная таблицы для мешка - использование таблицы для классификации объектов по одному и двум признакам. Использование таблиц (рабочей и основной) для подсчёта букв и знаков в русском тексте. Использование таблицы для склеивания мешков. Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин (температуры); фиксирование результатов. Чтение таблицы, столбчатой и круговой диаграмм, заполнение таблицы, построение диаграмм.



Решение практических задач

Поиск двух одинаковых объектов в большой совокупности объектов с использованием разбиения задачи на подзадачи и группового разделения труда (проект «Разделяй и властвуй»).

Изготовление телесной модели цепочки бусин и числового ряда (изготовление бусин из бумаги, нанизывание их в цепочку) (проект «Вырезаем бусины»).

Решение проектных задач на анализ текста и выделение из него нужной информации, в частности задач на сопоставление объекта с его описанием (мини-проекты «Работа текстом»).

Исследование частотности использования букв и знаков в русских текстах (проект «Буквы и знаки в русском тексте»).

Поиск двух одинаковых мешков среди большого количества мешков с большим числом объектов путём построения сводной таблицы (проект «Одинаковые мешки»).

Работа с большими словарями, поиск слов в больших словарях (проект «Лексикографический порядок»).

Сортировка большого количества слов в словарном порядке силами группы с использованием алгоритма сортировки слиянием, сортировочного дерева, классификации (проект «Сортировка слиянием»).

Изучение способов проведения спортивных соревнований, записи результатов и выявления победителя в ходе решения серии проектных задач и проведения кругового и кубкового турниров в классе (проект «Турниры и соревнования»).

Сбор информации о погоде за месяц, представление информации о погоде в виде таблиц, а также круговых и столбчатых диаграмм (проект «Дневник наблюдения за погодой»).

Построение полного дерева игры, исследование всех позиций, построение выигрышной стратегии (проект «Стратегия победы»).

*Решение практических задач. ИКТ-квалификация

Изготовление при помощи компьютерного ресурса нагрудной карточки (беджа) (проект «Моё имя»).

Изготовление при помощи компьютерного ресурса изображения фантастического животного составлением его из готовых частей (проект «Фантастический зверь»).

Совместное заполнение базы данных о всех учениках класса при помощи компьютерного ресурса, изготовление бумажной записной книжки (проект «Записная книжка»).

Изготовление графического изображения (новогодней открытки) с использованием набора готовых изображений средствами стандартного графического редактора (проект «Новогодняя открытка»).

Изготовление в стандартном редакторе и демонстрация презентации, включающей текст и фотографии (как снятые непосредственно, так и сканированные) (проект «Мой лучший друг»/«Мой любимец»).

Оформление и распечатка собственного текста с помощью стандартного текстового редактора (проект «Наши рецепты»).

Определение дерева по веточкам и почкам с использованием электронного определителя (проект «Определение дерева по веточкам и почкам»).

Изготовление графического изображения с элементами анимации (включающее хотя бы один движущийся объект) с использованием программирования исполнителя (в среде ПервоЛого/ЛогоМиры или в программе компьютерной анимации) (проект «Живая картина»).

Изготовление компьютерной анимации (с собственным озвучением) с использованием программирования исполнителя в программе ПервоЛого/ЛогоМиры или в программе компьютерной анимации (проект «Наша сказка»).

Наблюдение и регистрация данных, в частности числовых, при помощи компьютерного ресурса; обобщение итогов наблюдения и оформление результатов в виде презентации (проект «Дневник наблюдения за погодой»).

Поиск информации на заданную тему в Интернете, подбор и структурирование найденной информации, оформление информации в виде текстового документа с иллюстрациями, распечатка готового документа (проект «Мой доклад»).



4 КЛАСС (34 ч)

1. Дерево-2ч. Следующие вершины, листья. Предыдущие вершины. Уровень вершины дерева. Проект «Одинаковые мешки».

  1. Робик-2ч. Робик. Команды для Робика. Программа для Робика.

  2. Цепочка-4ч. Перед каждой бусиной. После каждой бусины. Склеивание цепочек. Решение задач. Проект «Словарный порядок».

  3. Дерево-3 ч. Путь дерева. Все пути дерева. Деревья потомков.

  4. Робик-2ч. Конструкция повторения. Проект «Сортировка слиянием».

  5. Мешок-3ч. Склеивание мешков цепочек. Таблица для склеивания мешков.

  6. Игры - 10 ч. Игры: «Крестики-нолики», «Круговой турнир», «Камешки», «Ползунок», «Сим». Игры с полной информацией: правила игры, ход и позиция игры. Дерево игры. Позиции на дереве игры.

  7. Дерево вычисления - 1 ч.

  8. Исполнитель Робот - 3 ч. Цепочка выполнения программ. Дерево выполнения программ. Дерево всех вариантов.

  9. Язык - 4 ч. Лингвистические задачи. Шифрование. Решение задач.


Образовательные технологии

  • Технология личностно-ориентированного обучения

  • Коллективные и групповые способы обучения

  • Технология проблемного обучения

  • Поисковые модели обучения

  • Игровые технологии

  • Компьютерные (информационные) технологии

Виды контроля:

  • вводный

  • текущий

  • тематический

Формы контроля:

  • фронтальный опрос

  • индивидуальный опрос

  • самостоятельные работы

  • контрольные работы

  • обобщение в игровой форме


Критерии и нормы оценки обучающихся


Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.

При выполнении письменной контрольной работы:

Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:

  • «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;

  • «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:

  • «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;

  • «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):

Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;

- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:

- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

- не раскрыто основное содержание учебного материала;

- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Критерии оценок для проекта:

- эстетичность оформления;

- содержание, соответствующее теме работы;

- полная и достоверная информация по теме;

- отражение всех знаний и умений учащихся в данной программе.



Календарно-тематический план

«Информатика, 3 - 4» (2-я часть курса)

Количество

часов



Даты

Название раздела



Название темы


Тип урока


Элементы содержания



Характеристика деятельности

Форма контроля

Требования к уровню подготовки обучающихся (формирование УУД)

Использование компьютерного оборудования, программного обеспечения, дидактических средств, учебного оборудования, цифровых ресурсов


Предметные

Метапредметные


Личностные

2ч.





05.09

Дере-во

1.

Дерево. Следующие вершины, листья. Предыдущие вершины.

Урок форми-рования новых знаний

Понятие дерева как конечного направленного графа. Понятия следующий и предыду-щий для вершин дерева. Понятие корневая вершина. Понятие лист дерева.


1 четверть

( 8 ч.)


Знакомиться с важнейшими информационными понятиями (дерево). Строить знаково-символические модели реальных объектов в виде дерева. Выделять и строить дерево по описанию, включающему понятия: следующая вершина, предыдущая вершина, корневая вершина, лист, уровень вершин дерева. Строить логически грамотные рассуждения и утверждения о деревьях. Определять истинность утверждений о деревьях, включающих эти понятия.


Текущий, само-

контроль, коллективная

проверка по образцу.

Строить логически грамотные рассуждения и утверждения о деревьях. Знакомиться с важнейшими информационными понятиями (дерево). Строить знаково-символические модели реальных объектов в виде дерева.

Регулятивные:

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, умение оценивать работу в соответствии с критериями; осуществлять самопроверку.

Познавательные: строить знаково-символические модели реальных объектов в виде дерева. Выделять и строить дерево по описанию. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений. Коммуникативные: работать в паре, оценивать работу товарища; участвовать в коллективном обсуждении.

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;


развитие мотивов учебной деятельнос-ти; развитие самостоя-тельности и личной ответствен-ности за свои поступки в информа-ционной деятельно-сти, на основе представле-ний о нравствен-ных нормах, социальной справедли-вости и свободе;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.




Учебник,

стр.18-23

Рабочая тетрадь, стр.9-11


12.09

2.

Уровень вершины дерева.

Проект «Одинако-вые мешки».


Урок - проект.

Понятие уровень вершин дерева.

Само-

контроль, взаимо-

проверка.

Искать два одинаковых в большом наборе мешков: представлять информацию о составе мешков в виде сводной таблицы, обмениваться информацией о составе мешков.

Учебник,

стр. 24-29

Рабочая тетрадь, стр.11-15

2 ч.

19.09

Робик 1.

Робик. Команды для Робика.

Урок «откры-тия» новых знаний.

Исполни-тель Робик. Поле и команды (вверх, вниз, вправо, влево) Робика. Программа как цепочка команд. Выполне-ние программ Робиком. Построе-ние и восстанов-ление программы по результату её выполне-ния.

Знакомиться с важнейшими алгоритмическими понятиями (программа, команды, исполнитель). Выполнять программы для Робика - строить его заключительную позицию. Строить программы для Робика по его начальной и заключительной позиции. Определять начальное положение Робика по его программе и заключительной позиции.


Само-

контроль, взаимо-

проверка, текущий опрос.

Научатся планировать последователь-ность действий, выполнять инструкции длиной до 10 пунктов; последовательно выполнять указания инструкции, содержащейся в условии задачи (и не выделенные специально в тексте задания), выполнять простейшие линейные программы для Робика; строить / восстанавливать программу для Робика по результату ее выполнения; строить цепочку выполнения программы Робиком. Получат возможность научиться восстанавли-вать программу для Робика с несколькими вхождениями конструкции повторения по результату ее выполнения.

Регулятивные: анализировать условия учебной задачи; воспринимать информацию; осмысливать учебный материал, выделять в нем главное; оценивать работу в соответствии с критериями.

Познавательные: выполнять программы для Робика - строить его заключительную позицию; строить программы для Робика по его начальной и заключительной позиции.

Коммуникативные: работать в паре, оценивать работу товарища; участвовать в коллективном обсуждении и совместной деятельности.


Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;


развитие мотивов учебной деятельно-сти;


развитие самостоя-тельности и личной ответствен-ности за свои поступки в информа-ционной деятельнос-ти, на основе представле-ний о нравствен-ных нормах, социальной справедли-вости и свободе;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Учебник,

стр. 30-32

Рабочая тетрадь, стр.14-16


26.09

2.

Программа для Робика.

Урок закреп-ления новых знаний и выработки умений.

Само-

контроль, взаимо-

проверка.

Учебник,

стр. 33-37

Рабочая тетрадь, стр.17-19

4 ч.

03.10

Цепочка


1.

Перед каждой бусиной. После каждой бусины.

Урок форми-рования новых знаний.

Понятия перед каждым и после каждого для элементов цепочки.

Строить логически грамотные рассуждения и утверждения о цепочках, включающие понятия «перед каждой/после каждой». Определять истинность утверждений цепочек с этими понятиями. Знакомиться с важнейшими информацион-ными понятиями (цепочка). Строить цепочку по индуктивному описанию. Строить знаково-символические модели процессов окружающего мира в виде периодических цепочек. Склеивать несколько цепочек в одну. Строить цепочки по описанию и результату их склеивания.

Текущий, само-

контроль, коллективная

проверка по образцу.

  • Научатся выполнять операцию склеивания цепочек, строить и достраивать склеиваемые цепочки по заданному результату склеивания;

  • оперировать порядковыми числительными, а также понятиями: последний, предпоследний, третий с конца и т. п., второй после, третий перед и т. п.

  • оперировать понятиями: следующий / предыдущий, идти раньше / идти позже; оперировать понятиями: после каждой бусины, перед каждой бусиной; строить цепочки по индуктивному описанию; строить цепочку по мешку ее бусин и заданным свойствам. Получат возможность научиться: проверять перебором одновременное выполнение 3-4 заданных усло-вий для совокупности цепочек (мощностью до 10 цепочек).

Регулятивные:

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, умение оценивать работу в соответствии с критериями; осуществлять самопроверку.

Познавательные: строить логически грамотные рассуждения и утверждения о цепочках, включающие понятия «перед каждой/после каждой»; склеивать несколько цепочек в одну; строить цепочки по описанию и результату их склеивания. Коммуникативные: работать в паре, оценивать работу товарища; участвовать в коллективном обсуждении.

Учебник,

стр. 38-43

Рабочая тетрадь, стр.19-21


10.10

2.

Склеивание цепочек.

Урок закреп-ления новых знаний и выработки умений.

Цепочка слов, цепочка чисел. Операция склеивания цепочек.

Выполнить контроль-ную работу.

Само-

контроль, взаимо-

проверка.

Учебник,

стр.44- 48

Рабочая тетрадь, стр.21-25


17.10

3.

Контроль-ная работа по теме: «Цепочка».

Урок контро-ля и учета знаний.

Итого-вый контроль.

Регулятивные:

сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;

внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию.

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Познавательные:

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.



24.10

4.

Решение задач.

Проект «Словарный порядок».

Урок - проект.

Словарный порядок слов. Поиск слов в учебном словаре и в настоящих словарях.

Текущий, само-

контроль, коллективная

проверка по образцу.

Учебник,

стр. 49-53

Рабочая тетрадь, стр.25-28








2 четверть

( 8 ч.)



3ч.


07.11

Дере-во

1.


Путь дерева.


Комби-нированный урок.

Понятие путь дерева.


Знакомиться с важнейшими информацион-ными понятиями (дерево). Выделять и строить дерево по описанию, включающему понятие «путь дерева». Работать по алгоритму: строить все пути дерева с использованием формального алгоритма. Строить дерево по мешку его путей. Строить знаково-символические модели реальных объектов в виде дерева, в частности, представлять информацию о степени родства в виде дерева, использовать родословные деревья для получения информации о степени родства.

Само-

контроль, взаимо-

проверка, текущий опрос.

Научатся оперировать понятиями, относящимися к структуре дерева, использовать деревья для классификации, выбора действия, описания родственных связей; строить мешок всех путей дерева, строить дерево по мешку всех его путей и дополнительным условиям. Получат возможность научиться: строить деревья для решения задач (например, по построению результата произведения трёх мешков цепочек).


Регулятивные: самостоятельно обнаруживать ошибки, вызванные несоответствием усвоенного способа действия и условия задачи, и вносить коррективы; самостоятельно без оценки учителя устанавливать собственный дефицит в предметных способах действия/средствах, соотносить свой способ со схемой действия (т. е. только после выполнения задания).

Познавательные: работать по алгоритму: строить все пути дерева с использованием формального алгоритма; строить дерево по мешку его путей; представлять информацию о степени родства, использовать родословные деревья для получения информации о степени родства. Коммуникативные: осуществлять дискуссию, публично представлять свои достижения и результаты; участвовать в продуктивной групповой коммуникации при решении проектных задач.

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;


развитие мотивов учебной деятельно-сти;


развитие самостоя-тельности и личной ответствен-ности за свои поступки в информа-ционной деятельнос-ти, на основе представле-ний о нравствен-ных нормах, социальной справедли-вости и свободе;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.



Учебник,

стр. 54-58

Рабочая тетрадь, стр.28-32


14.11

2.


Все пути дерева.

Урок закреп-ления новых знаний и выработки умений.

Мешок всех путей дерева.

Само-

контроль, взаимо-

проверка.

Учебник,

стр.59-65

Рабочая тетрадь, стр.32-36


21.11

3.

Дерево потомков.

Комби-нированный урок.

Дерево потомков.

Текущий, само-

контроль, коллективная

проверка по образцу.

Учебник,

стр. 66-69

Рабочая тетрадь, стр.36-38

2 ч.

28.11

Робик

1.

Конструк-ция повторения.

Урок форми-рования новых знаний.

Использо-вание конструк-ции повторения в програм-мах для Робика.

Знакомиться с важнейшими алгоритмическими понятиями (конструкция повторения). Выполнять программы для Робика, включающие конструкцию повторения. Строить программы для Робика, включающие конструкцию повторения.


Само-

контроль, взаимо-

проверка.

Научатся выполнять и строить программы для Робика с конструкцией повторения. Получат возможность научиться восстанавли-вать программу для Робика с несколькими вхождениями конструкции повторения по результату ее выполнения.


Регулятивные: анализировать условия учебной задачи; воспринимать информацию; осмысливать учебный материал, выделять в нем главное; оценивать работу в соответствии с критериями.


Познавательные: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; выполнять программы для Робика - строить его заключительную позицию; строить программы для Робика по его начальной и заключительной позиции.


Коммуникативные: работать в паре, оценивать работу товарища; участвовать в коллективном обсуждении и совместной деятельности.


Учебник,

стр. 70-74

Рабочая тетрадь, стр.38-43


05.12

2.

Проект «Сортиров-ка слиянием».


Урок - проект.

Сортиров-ка большого количества слов в словарном порядке силами группы с использованием алгоритма сортировки слиянием, сортировочного дерева, классифи-кации (проект «Сортировка слия-нием»).


Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог и др. Знакомиться с важнейшими информационными понятиями (сортировка, упорядоченье) - упорядочивать большой набор слов в алфавитном порядке. Проводить слияние упорядоченных массивов (работать по алгоритму), использовать дерево сортировки (представлять реальный процесс в виде дерева), использовать для сортировки классификацию.

Само-

контроль, взаимо-

проверка.

Научатся понимать правила работы на обычном и на проектном уроке; иметь представление об условии задачи как системе ограничений. Получат возможность научиться необходимости самостоятель-ной проверки правильности своего решения.


Учебник,

стр. 75-77

Рабочая тетрадь, стр.

3 ч.

12.12

Ме-шок

1.

Склеивание мешков цепочек. Проект «Турниры и соревнова-ния».

Урок - проект.

Операция склеива-ния мешков цепочек. Изучение способов проведе-ния спортив-ных соревнова-ний, записи результа-тов и выявления победителя в ходе решения серии проектных задач и проведе-ния кругового и кубкового турниров в классе (проект «Турниры и соревнова-ния»).

Знакомиться с важнейшими информацион-ными понятиями (мешок цепочек). Выполнять операцию склеивания мешков цепочек. Строить мешки цепочек по результату их склеивания. Строить знаково-символические модели информацион-ных процессов: представлять процесс склеивания мешков в виде дерева и таблицы, представлять процесс проведения турниров в виде дерева и таблицы, моделировать словообразовательные процессы с помощью склеивания мешков цепочек. Заполнять турнирную таблицу, подсчитывать очки, распределять места.

Само-

контроль, взаимо-

проверка, текущий опрос.

  • Научатся

  • строить и достраивать мешок по системе условий;

  • проверять перебором выполнение заданного единичного или двойного условия для совокупности мешков (мощностью до 8 мешков).

  • выделять из набора одинаковые и разные мешки;

  • использовать и строить одномерные и двумерные таблицы для мешка;

  • выполнять операцию склеивания двух мешков цепочек, строить и достраивать склеиваемые мешки цепочек по заданному результату склеивания;

  • сортировать объекты по одному и двум признакам;

  • строить мешок бусин цепочки.

  • Получат возможность научиться проверять перебором одновременное выполнение 3-4 заданных усло-вий для совокупности мешков (мощностью до 10 мешков);

  • выполнять операцию склеивания трёх и более мешков цепочек с помощью построения дерева.


Регулятивные:

анализировать условия учебной задачи; воспринимать информацию; осмысливать учебный материал, выделять в нем главное; оценивать работу в соответствии с критериями.


Познавательные:

моделировать словообразовательные процессы с помощью склеивания мешков цепочек; заполнять турнирную таблицу; использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.


Коммуникативные: работать в паре, оценивать работу товарища; участвовать в коллективном обсуждении и совместной деятельности.

Учебник,

стр. 78-87

Рабочая тетрадь, стр.43-49


19.12

2.

Контроль-ная работа по теме:

«Робик».

Урок контро-ля и учета знаний.

Выполнить контроль-ную работу.

Итого-вый контроль.



26.12

3.

Таблица для склеивания мешков.


Урок закреп-ления новых знаний и выработки умений.

Использо-вание таблицы для склеивания мешков. Сбор и представление информа-ции, связанной со счётом (пересчё-том), измере-нием величин (температуры); фиксирование результа-тов.

Само-

контроль, взаимо-

проверка.

Учебник,

стр.88-101

Рабочая тетрадь, стр.49-56







«Информатика, 4» (3-я часть курса)

3 четверть

( 10 ч.)


10 ч.

16.01

Игры

1.

Игры: «Круговой турнир», «Крестики-нолики».

Урок «откры-тия» новых знаний.

Турниры и соревнова-ния - правила кругового и кубкового турниров. Игры с полной информа-цией. Понятия: правила игры, ход и позиция игры. Цепочка позиций игры. Примеры игр с полной информа-цией: «Крестики-нолики», «Камеш-ки», «Ползу-нок», «Сим».


Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог и др. Давать формальное описание правил игры с полной информацией на примере игр: крестики-нолики, камешки, ползунок, сим. Играть в игры с полной информацией. Строить знаково-символические модели информацион-ных процессов: представлять процесс партии реальной игры в виде цепочки - строить партию игры и цепочку позиции партии игры с полной информацией, представлять процесс проведения турнира в виде таблицы и дерева, заполнять турнирную таблицу, подсчитывать очки, распределять места.

Само-

контроль, взаимо-

проверка.

Научатся играм с полной информацией; узнают примеры игр с полной информацией (знать правила этих игр); понимать и составлять описания правил игры; оперировать понятиями, относящимися к описанию игр с полной информацией: правила игры, позиция игры (в том числе начальная и заключитель-ная), ход игры; строить цепочку позиций партии для игры с полной информацией (крестики-нолики, сим, камешки, ползунок); играть в игры с полной информацией: камешки, крестики-нолики, сим, ползунок; соблюдать правила игры, понимать результат игры (кто победил).

Получат возможность научиться проводить мини-турниры по играм с полной информацией, заполнять таблицу турнира.

Регулятивные: анализировать условия учебной задачи; воспринимать информацию; осмысливать учебный материал, выделять в нем главное; оценивать работу в соответствии с критериями.


Познавательные: строить знаково-символические модели информационных процессов: представлять процесс партии реальной игры в виде цепочки - строить партию игры и цепочку позиции партии игры с полной информацией, представлять процесс проведения турнира в виде таблицы и дерева, давать формальное описание правил игры с полной информацией на примере игр: крестики-нолики, камешки, ползунок, сим.

Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.


Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;


развитие мотивов учебной деятельнос-ти; развитие самостоя-тельности и личной ответствен-ности за свои поступки в информа-ционной деятельно-сти, на основе представле-ний о нравствен-ных нормах, социальной справедли-вости и свободе;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.




Учебник, стр. 3-7

Рабочая тетрадь, стр.3-4


23.01

2.

Игры с полной информа-цией: правила игры, ход и позиция игры.


Урок форми-рования новых знаний.

Текущий, само-

контроль, коллективная

проверка по образцу.

Учебник,

стр.8-11

Рабочая тетрадь, стр.4-5


30.01

3.

Игра «Камешки».

Комби-нированный урок.

Само-

контроль, взаимо-

проверка.

Учебник,

стр. 12-17

Рабочая тетрадь, стр.6-8


06.02

4.

Игра «Ползу-нок».

Комби-нированный урок.

Само-

контроль, взаимо-

проверка.

Учебник,

стр. 18-21

Рабочая тетрадь, стр.8-9


13.02

5.

Игра «Сим».

Комби-нированный урок.

Само-

контроль, взаимо-

проверка.

Учебник,

стр. 22-25

Рабочая тетрадь, стр.10-11


20.02

6.

Выигрыш-ная стратегия.

Проигрыш-ные позиции.

Урок форми-рования новых знаний

Выигрыш-ные и проигрышные позиции в игре.

Строить знаково-символические модели информацион-ных процессов: представлять процесс игры в виде дерева.


Понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности, осуществлять познавательную и личностную рефлексию деятельности: исследовать позиции игры как выигрышные или проигрышные; строить выигрышную стратегию на примере игры в камешки; анализировать различные партии игры.

Строить дерево игры и ветку из дерева игры.


Исследовать позиции на дереве. Строить выигрышную стратегию по дереву игры.

Само-

контроль, взаимо-

проверка.

Научатся определять выигрышную и проигрышную позиции. Получат возможность научиться описывать выигрышную стратегию для различных вариантов игры камешки.


Учебник,

стр. 26-31

Рабочая тетрадь, стр.11-13


27.02

7.

Выигрыш-ные стратегии в игре «Камешки».

Урок закреп-ления новых знаний и выработки умений

Существо-вание, построение и использование выигрыш-ных стратегий в реальной игре.

Само-

контроль, взаимо-

проверка.

Научатся выигрышной стратегии.

Получат возможность научиться описывать выигрышную стратегию для различных вариантов игры камешки.


Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;


развитие мотивов учебной деятельнос-ти; развитие самостоя-тельности и личной ответствен-ности за свои поступки в информа-ционной деятельно-сти, на основе представле-ний о нравствен-ных нормах, социальной справедли-вости и свободе;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Учебник,

стр. 32-38

Рабочая тетрадь, стр.13-16


06.03

8.

Дерево игры.

Урок форми-рования новых знаний

Дерево игры, ветка из дерева игры.


Само-

контроль, взаимо-

проверка, текущий опрос.

Научатся понимать правила построения дерева игры.

Получат возможность научиться строить дерево игры или фрагмент (ветку) из дерева игры для игр с небольшим числом вариантов позиций.




Учебник,

стр. 39-43

Рабочая тетрадь, стр.16-18


13.03

9.

Контроль-ная работа по теме: «Игры».


Урок контро-ля и учета знаний

Выпол-нить контроль-ную работу по теме.

Итого-вый контроль.



20.03

10.

Исследуем позиции на дереве игры.

Урок закреп-ления новых знаний и выработки умений.

Позиции на дереве игры.

Само-

контроль, взаимо-

проверка.

Научатся понимать правила построения дерева игры.

Получат возможность научиться строить дерево игры или фрагмент (ветку) из дерева игры для игр с небольшим числом вариантов позиций.

Регулятивные: анализировать условия учебной задачи; воспринимать информацию; осмысливать учебный материал, выделять в нем главное; оценивать работу в соответствии с критериями.

Познавательные: понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности, осуществлять познавательную и личностную рефлексию деятельности: исследовать позиции игры как выигрышные или проигрышные.

Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.


Учебник,

стр. 44-56

Рабочая тетрадь, стр.18-27






4 четверть

( 8 ч.)

1 ч.

03.04

Дере-во вычисления

1.

Дерево вычисления.

Урок форми-рования новых знаний.

Дерево вычисле-ния арифмети-ческого выраже-ния.


Строить знаково-символические модели информацион-ных процессов: представлять процесс вычисления примера в виде дерева - строить дерево вычисления выражения, строить выражение по дереву его вычисления; представлять процесс выполнения программы в виде цепочки - строить цепочку выполнения программы и программу по цепочке ее выполнения; представлять все варианты в виде дерева, в частности все варианты программ, которые можно выполнить из данной начальной позиции.

Текущий, само-

контроль, коллективная

проверка по образцу.

Научатся строить дерево вычисления арифметическо-го выражения, в том числе со скобками; вычислять значение арифметическо-го выражения при помощи дерева вычисления. Получат возможность научиться строить деревья для решения задач (например, по построению результата произведения трёх мешков цепочек).


Регулятивные: анализировать условия учебной задачи; воспринимать информацию; осмысливать учебный материал, выделять в нем главное; оценивать работу в соответствии с критериями.

Познавательные: строить выигрышную стратегию по дереву игры; овладение логическими действиями построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Коммуникативные: работать в паре, оценивать работу товарища; участвовать в коллективном обсуждении и совместной деятельности.

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;


развитие мотивов учебной деятельнос-ти; развитие самостоя-тельности и личной ответствен-ности за свои поступки в информа-ционной деятельно-сти, на основе представле-ний о нравствен-ных нормах, социальной справедли-вости и свободе;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.




Учебник,

стр. 57-61

Рабочая тетрадь, стр.27-30

3 ч.

10.04

Исполни-тель Робот

1.

Цепочка выполнения программ.

Комби-нированный урок.

Цепочка выполне-ния программы Робиком.

Само-

контроль, взаимо-

проверка, текущий опрос.

Научатся строить дерево выполнения всех возможных программ (длиной до 3 команд) для Робика. Получат возможность научиться восстанавли-вать программу для Робика с несколькими вхождениями конструкции повторения по результату ее выполнения.


Регулятивные: анализировать условия учебной задачи; воспринимать информацию; осмысливать учебный материал, выделять в нем главное; оценивать работу в соответствии с критериями.

Познавательные: строить выигрышную стратегию по дереву игры; овладение логическими действиями построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Коммуникативные: работать в паре, оценивать работу товарища; участвовать в коллективном обсуждении и совместной деятельности.

Учебник,

стр. 62-66

Рабочая тетрадь, стр.30-33


17.04

2.

Дерево выполнения программ.

Комби-нированный урок.

Дерево выполне-ния программ Робиком.

Само-

контроль, взаимо-

проверка.

Учебник,

стр. 67-73

Рабочая тетрадь, стр.33-37


24.04

3.

Дерево всех вариантов.

Комби-нированный урок.

Дерево всех вариантов (дерево перебора).

Само-

контроль, взаимо-

проверка.

Учебник,

стр. 74-79

Рабочая тетрадь, стр.38-43

4 ч.

08.05

Язык

1.

Лингвисти-ческие задачи.

Урок «откры-тия» новых знаний.

Решение лингвисти-ческих задач.


Анализировать информацию о знаковом составе текста, относить текст к некоторому языку на основании его знакового состава. Строить знаково-символические модели языковых информацион-ных процессов: представлять шифрование и расшифровку как процесс замены одной цепочки символов на другую по некоторому алгоритму, представлять все возможные варианты расшифровки неполных шифровок в виде дерева. Шифровать и расшифровывать сообщения.

Текущий, само-

контроль, коллективная

проверка по образцу.

Научатся находить лингвистичес-кие задачи. Получат возможность научиться решать простые лингвистические задачи.


Регулятивные: самостоятельно обнаруживать ошибки, вызванные несоответствием усвоенного способа действия и условия задачи, и вносить коррективы; самостоятельно без оценки учителя устанавливать собственный дефицит в предметных способах действия/средствах, соотносить свой способ со схемой действия (т. е. только после выполнения задания).

Познавательные: строить знаково-символические модели языковых информационных процессов: представлять шифрование и расшифровку как процесс замены одной цепочки символов на другую по некоторому алгоритму, представлять все возможные варианты расшифровки неполных шифровок в виде дерева. Шифровать и расшифровывать сообщения.

Коммуникативные: осуществлять дискуссию, публично представлять свои достижения и результаты; участвовать в продуктивной групповой коммуникации при решении проектных задач.

Учебник,

стр.80-85

Рабочая тетрадь, стр.42-46


15.05

2.

Шифрова-ние.

Урок форми-рования новых знаний.

Шифрова-ние как замена каждого элемента цепочки на другой элемент или цепочку из нескольких элементов.


Само-

контроль, взаимо-

проверка.

Научатся шифровать и дешифровать слова с опорой на таблицу шифрования.

Получат возможность научиться шифровать и расшифровывать сообщения.


Учебник,

стр. 86-90

Рабочая тетрадь, стр.46-48


22.05

3.

Контроль-ная работа по теме: «Язык».

Урок контро-ля и учета знаний.

Выпол-нить контроль-ную работу по теме.

Итого-вый контроль.



29.05

4.

Решение задач.

Урок закреп-ления новых знаний и выработки умений.

Решение необяза-тельных и трудных задач.


Текущий, само-

конт-роль .

Научатся использовать метод разбиения задачи на подзадачи в задаче на поиск одинаковых фигурок; использовать таблицу для мешка для поиска двух одинаковых мешков. Получат возможность научиться строить выигрышную стратегию, используя дерево игры.


Учебник,

стр. 91-102

Рабочая тетрадь, стр.48-56

Материально-техническое обеспечение курса информатики

Учебный класс должен быть оборудован мультимедийным проектором и экраном и возможностью проводить демонстрации напрямую с учительского компьютера на экран.

Литература

1.Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика. 3-4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Часть 2. 3-е издание. - Москва «Просвещение», Институт новых технологий, 2013. - 104 с.;

2.Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика. Рабочая тетрадь. 3-4 класс. Часть 2. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. 2-е издание, доработанное. - Москва «Просвещение», Институт новых технологий, 2013. - 48 с.;

3.Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика. Тетрадь проектов. 3-4 класс. Часть 2. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. 2-е издание. - Москва «Просвещение», Институт новых технологий, 2013. - 12 с.

4.Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Часть 3. 3-е издание. - Москва «Просвещение», Институт новых технологий, 2013. - 104 с.;

5.Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика. Рабочая тетрадь. 4 класс. Часть 3. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. 2-е издание, доработанное. - Москва «Просвещение», Институт новых технологий, 2013. - 48 с.;

6.Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика. Тетрадь проектов. 4 класс. Часть 3. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. 2-е издание. - Москва «Просвещение», Институт новых технологий, 2013. - 12 с.;

7.Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика. Книга для учителя. 4 класс - Москва «Просвещение», Институт новых технологий, 2011.

Технические средства обучения.

  1. Компьютер

  2. Проектор

  3. Экран

  4. МФУ

Интернет- ресурсы:





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал